характеристики, команда, результаты ралли «Дакар-2017»
Гонки — очень захватывающее соревнование. А ралли с участием грузовиков — событие, которое нужно посмотреть хотя бы раз в жизни. Самым престижным таким мировым марафоном считаются этапы ралли «Дакар». Многих год за годом поражает удивительный российский «болид» — давайте познакомимся с ним поближе!
КамАЗ «летучий»
Модель 4911 Extreme — это и есть тот легендарный КамАЗ, участвующий в ралли «Париж-Дакар», а также в «Шелковом пути». Этот «выпускник» Камского автозавода, находящегося в Набережных Челнах (Татарстан), — не только спортивный грузовик. Он призван экстренно доставлять грузы, следуя по трассам с осевой нагрузкой до 78 кН, по грунтовым дорогам и пересеченной местности. Машину можно эксплуатировать в различных климатических зонах при температуре +50… -30°С.
Почему же КамАЗ из «Дакара» был прозван болельщиками «летучим»? Машина поразительно легко и изящно отрывается от земли, словно гигантская птица. За счет изменения рамы, конструкции рессор, обновления ароматизаторов грузовик мягко приземляется на колеса при прыжках даже с большой высоты без ущерба для экипажа.
Первая гонка «летучего» грузовика состоялась в 2003 году. Тогда, на ралли «Телефоника-Дакар», машина заняла первое и третье место. Не раз КамАЗ 4911 Extreme становился победителем «Каппадокии», «Хазарских степей», «Дезерт Челлендж», чемпионата и Кубка РФ. А после дакаровских гонок всегда следовали модернизации и доработки машины.
Французская компания «Элигор» и российский завод «Электрон» (Казань) выпускают модельки масштаба 1:43 данной модели спортивного КамАЗа.
Дакаровский КамАЗ: технические характеристики
Представим в таблице технические характеристики большегруза.
Параметры | |
Полная масса | 11,5 тыс. кг |
Снаряженный вес | 10,5 тыс. кг |
Колесная формула | 4х4 |
Колесная база | 4,2 м |
Передняя/задняя колея | 2,15 м |
Длина | 7,3 м |
Высота | 3,5 м |
Ширина | 2,5 м |
Двигатель | |
Разновидность модели | ЯМЗ-7Э846 |
Тип | Дизельный двигатель с турбонаддувом |
Мощность при 2500 оборотах в минуту | 552 кВТ/750 л.с. |
Расположение двигателя | V-образное |
Число цилиндров | 8 |
Объем двигателя | 17,2 л |
Шины и колеса | |
Тип шин | Пневматические, с использованием регулировки давления |
Вид колес | Дисковые |
Шинный размер | 425/85 R21 |
Коробка передач | |
Разновидность | 16-ступенчатая, механическая |
Кабина | |
Типаж | Помещенная над двигателем |
Общий набор характеристик | |
Наивысшая скорость | 165 км/ч |
Габаритный внешний радиус поворота | 11,3 м |
Угол преодоления подъема | Не менее 36 % |
Расход топлива на 100 км при условии полной загрузки, следовании по бездорожью со средней скоростью 120 км/ч | 100 л |
Компоновка | Полноприводная, переднемоторная |
Годы производства | с 2002 г. по настоящее время |
Класс | Т-4, спортивный грузовой автомобиль |
После того как мы узнали технические характеристика КамАЗа из «Дакара», познакомимся с командой, выступающей на этой машине в ралли.
Команда «КамАЗ-мастер»
«КамАЗ-мастер» — российская команда автогонщиков, чья специализация — участие в ралли-рейдах. Выступает только на грузовиках «КамАЗ». Постоянный участник ралли «Дакар» (прежнее название ралли «Париж-Дакар») — 14 раз россияне становились его победителями!
День рождения команды — 17 июля 1988 года. Ее состав, можно сказать, звездный — восемь мастеров спорта международной категории, пять обладателей Кубка мира. «КамАЗ-мастер» по праву считается сильнейшей командой своего класса. Как и отличный автомобиль КамАЗ из «Дакара».
Бессменный руководитель и наставник команды — Семен Якубов, мастер спорта международного класса. В период 1996-2002 гг. пилотом «КамАЗ-мастера» был многим известный Владимир Чагин. На его счету семь побед в гонках «Дакар», два Кубка мира, титул «Лучший российский гонщик — 2003». Спонсор у команды также серьезный — банк ВТБ.
Итоги ралли «Дакар-2017»
Последний «Дакар» проходил в Боливии. Многие участники признали его самым тяжелым за всю историю ралли. А виной всему оползни, дожди, сели. Но это не помешало «КамАЗу» в «Дакаре-2017» проявить себя с лучшей стороны. Команда «КамАЗ-мастер» вернулась с соревнования, как и во многие прошлые годы, чемпионом:
- Первым среди спортивных грузовиков стал экипаж Э. Николаева, Е. Яковлева, В. Рыбакова.
- Вторым на финиш пришел КамАЗ Д. Сотникова, И. Леонова, Р. Ахмадеева.
«Золото» и «серебро» — награды КамАЗа в «Дакаре» текущего года. Как сам спортивный грузовик, так и его легендарная команда вновь подтвердили титул лучших на мировом ралли-рейде. Однако гонки — это не единственная стезя «летучей» машины. Помимо всего прочего, она может быть использована для экстренной доставки грузов — автомобиль, прыгая на рессорах, стрелой пронесется по бездорожью.
КАМАЗ-мастер: Автомобиль КАМАЗ 49252
КАМАЗ 49252
Года использования: с 1994 г. по 2003г.
Предшественником автомобиля стал КАМАЗ-49251 с двигателем CUMMINS N14-500E мощностью в 520 л/c. После пожара на заводе двигателей в связи с дефицитом силовых агрегатов ОАО «КАМАЗ» выпустило партию грузовиков с мотором этой американской марки, спортивная команда также опробовала его. Но параллельно вела работу и с восьмицилиндровым двигателем Ярославского моторного завода ЯМЗ-7Э846. Второй вариант оказался предпочтительнее и на свет появился КАМАЗ-49252.
У автомобиля была оригинальная, выдерживающая без последствий динамические нагрузки от подвески прямая жесткая рама. Поэтому машина ломалась гораздо реже предыдущих. На грузовике стояли более мощные кразовские редукторы с измененным передаточным отношением, 25-дюймовые колеса, у него оставалась среднемоторная компоновка. Также бросалась в глаза оригинальная скошенная платформа большегруза, которая уменьшала аэродинамическое сопротивление и была гораздо легче обычной. Его тормозная система была модернизирована: вместо накладок тормозной колодки использовали колодки дискового тормоза, для их установки «скелет» колодки сделали сварным.
Автомобиль за 16 секунд развивал скорость до 100 км/ч и имел максимальную скорость по твердой трассе – 180 км./ ч. На новой машине по ряду внешних причин не удалось победить на ралли «Париж-Дакар 1995», но зато все три победных места «Мастер-ралли 1995» достались «КАМАЗ-мастер».
Усовершенствования
1997 год. Международная федерация автоспорта (FIA) запрещает использование специальных 25-дюймовых шин на грузовых гоночных машинах, объясняя это тем, что автомобили должны соответствовать серийным оригиналам. Разрешаются только колеса в 20 дюймов с низким индексом скорости, что ограничивало максимальную скорость грузовика.
Нововведение привело к уменьшению расстояния между диском колеса и тормозным барабаном, резко ухудшилось охлаждение, тормоза и ступицы стали перегреваться. Колодки стали «расходным» материалом. Камазовцам пришлось открывать тормоза, убирая защитные экраны.
2000 год. Ралли «Париж-Дакар-Каир». На эту гонку выехал модернизированный автомобиль КАМАЗ 49252 WSK. На грузовике стояла коробка «Z.F.» 16S220A с гидротрансформатором WSK, который, обеспечивал увеличение крутящего момента без разрыва потока мощности в среднем в три раза. Однако выросла температура масла в коробке передач и пришлось поставить большое количество радиаторов. Перетяжеленный гидротрансформатором первичный вал коробки ухудшил условие работы его сальника, на каждой стоянке из автомобиля начинало течь масло, которое механикам приходилось собирать и заливать обратно. Мотор заводили за час до старта. Но даже на такой «сырой» машине экипажу Владимира Чагина удалось взять золото Дакара.
Ралли «Париж-Дакар 2001». Год для команды «КАМАЗ-мастер» выдался щедрым на победы: первые места гонок «Дезерт Челлендж», «Оптик Тунис 2000», «Пор Лас Пампас». Но его начало на дакаровском ралли было провальным. Все четыре камазовские машины (одну из них арендовал испанский экипаж) сошли с трассы, три из них — по причине поломки коробки передач производства фирмы «Z.F.». Проведенный после гонки анализ повреждений выявил слабое место в коробке, команда обратилась к своим германским партнерам с просьбой поменять одну деталь – опору коронной шестерни. На что получила безапелляционный ответ, что ее качество вполне устраивает немцев. Тогда производство детали наладили на Камском автозаводе, а в Германии ее просто вставляли при сборке.
Технические характеристики | КАМАЗ 49252 |
Основные характеристики и геометрические параметры | |
Колесная формула | 4х4 |
Максимальная скорость км/ч | 170 |
Габаритная длина | 6960 |
Габаритная высота | 3160 |
Габаритная ширина | 2550 |
Колея | 2155 |
Колесная база | 4200 |
Весовые параметры | |
Снаряженная масс а/м без топлива, кг | 9800 |
Полная масса а/м, кг | 11100 |
Двигатель | |
Модель | ЯМЗ 7Э846 |
Тип | Дизельный, с турбонаддувом и промежуточным охлаждением |
Максимальная мощность, кВт (л.с.)/при оборотах, мин-1 | 552(750)/2500 |
Максимальный крутящий момент, Н м(кгс м_/при оборотах, мин-1 | |
Расположение и число цилиндров | V-Образный, 8 |
Рабочий объем, л | 17.24 |
Вместимость топливного бака, л | 2х420=840 |
Трансмиссия | |
Сцепление | «ZF-SACHS» MFZ380 |
Тип | фрикционное, сухое, двухдисковое |
Коробка передач | |
Привод | тросовый, дистанционный |
Тип | механическая, синронизированная, 16-тиступенчатая, в блоке с раздаточной коробкой |
Подвеска | |
Тип | зависимая,рессорная |
Тип применяемых элементов | многолистовая рессора, гидропневморессора «ВгТЗ» |
Тормозная система | |
Привод | Пневматический |
Тип тормозных механизмов | Барабанные |
Колеса и шины | |
Тип колес | Дисковые алюминиевые с системой регулирования давления |
Шины | Бескамерные «MICHELIN» , 385/95R25 |
Состав «КАМАЗ-мастера» на «Дакар-2020» в Саудовской Аравии
«КАМАЗ-мастер» выбрал состав на «Дакар». И ещё улучшил технику
Шибалов заменил Мардеева, а все грузовики получили коробку-автомат. Главное, что рассказали камазовцы перед новым «Дакаром».
«КАМАЗ-мастер» покоряет новые горизонты: «Дакар» переезжает в Саудовскую Аравию. Это 30-я в истории ралли страна, принимающая гонку. Подробнее о месте проведения, составе пилотов и подготовке автомобилей к предстоящей гонке.
В самом начале следующего года (а именно 4 января) стартует 42-й по счёту «Дакар». И у соревнования есть свои нововведения. К примеру, он впервые за 10 лет пройдёт не в Южной Америке, а в Саудовской Аравии. В настоящее время процесс подготовки «КАМАЗ-мастера» к гонке вступил в завершающую стадию, ведь 5 и 6 декабря в Марселе пройдут первичные технические проверки и погрузка на паром для отправки техники участников гонки на Аравийский полуостров.
«Видим, что наши конкуренты активно готовятся»
Накануне мы съездили в Набережные Челны, чтобы прокатиться на гоночном автомобиле и узнать состав пилотов «Дакара-2020». Журналистов на полигоне гостеприимно встретили пилоты Эдуард Николаев и Дмитрий Сотников.
«Дакар-2020». Календарь гонки— 5-6 декабря — технические проверки и погрузка техники на паром в порту Марселя.
— 1-2 января — разгрузка машин в порту Джедды (Саудовская Аравия).
— 2-4 января — административные и технические проверки.
— 4 января — торжественный старт, постановка машин в закрытый парк (Джедда).
— 5 января — первый скоростной участок.
— 11 января — день отдыха в Эр-Рияде.
— 17 января — последний этап и торжественный финиш.
— 18 января — погрузка техники на паром в Джедде.
«Остались считаные дни до отправки автомобилей, – рассказал Николаев. – Сейчас у нас в планах съездить на тесты тем же составом, который будет участвовать в «Дакаре». Они будут проходить в Казахстане, где мы испытаем автомобили со своими экипажами. Возможно, увидим какие-то минусы в автомобилях, у нас будет время их устранить. Подготовка автомобилей шла на протяжении года. Также была модернизация узлов и агрегатов. Это нужно делать всегда, не стоять на месте. Ведь соперники могут объехать. Видим, что наши конкуренты активно готовятся, выкладывают тренировки на новых автомобилях в социальные сети.
«Дакар» в этом году переезжает в новую страну — Саудовскую Аравию. Пока непонятно, что нас ждёт впереди. Песок является одним из самых сложных препятствий для ралли-рейда. В Южной Америке же был представлен разнообразный рельеф: каменистость, песок, бездорожье. А по предварительной информации, Саудовская Аравия очень сильно похожа на Марокко».
На «Дакар» — в валенках! Камазовцы – о новой победе и приключениях
Был ли прав бурятский сурок-всезнайка, кто в «КАМАЗ-мастере» оплачивает штрафы за превышение скорости и быть ли ралли-марафону в Париже.
«Должна существовать ротация»
Главной новостью пресс-тура должно было стать объявление состава на «Дакар». Дело в том, что камазовцы по традиции отправляли на гонку четыре боевых грузовика — при том, что в их распоряжении сразу пять опытных пилотов. На сей раз «пятым лишним» оказался Айрат Мардеев, которого сменил чемпион последнего «Шёлкового пути» Антон Шибалов.
«Наши пилоты на гонку: Эдуард Николаев, Антон Шибалов, Андрей Каргинов и Дмитрий Сотников, — заявил Владимир Чагин. – Айрат Мардеев в этом году будет участвовать в роли технического эксперта. Мнение пилота, который увидит гонку снаружи, полезно и для него самого, чтобы внести какие-то изменения в работу экипажа. В прошлом году в этой роли был Антон Шибалов.
Как руководитель команды я оцениваю выступления экипажей, их готовность. Должна существовать ротация, опыт пилотирования за период времени. То, что у нас пять равносильных экипажей — это очень хорошо, на сборах они конкурируют между собой. А когда выходим на большие соревнования, мы — одна команда. Выбор четырёх экипажей — это пример оптимизации расходов и целесообразности».
Президент Туркмении — легенда гонок. Сам строит машины и «случайно» побеждает
Пока мир обсуждал здоровье Гурбангулы Бердымухаммедова, он, оказывается, гонял вокруг знаменитых «Врат ада». Главный гонщик Туркмении!
Коробка-автомат для всех
Подготовка грузовиков к «Дакару» была направлена по большей части на улучшение характеристик различных систем, повышение надёжности отдельных узлов, деталей и снижение веса некоторых компонентов. Также была проведена работа над подвеской. В 2020 году уже все машины оснащены коробкой-автомат.
Как отметили в команде, за прошедший сезон удалось усовершенствовать рабочие процессы двигателя, позволяющие снизить дымность отработавших газов без ухудшения динамических свойств. Ведь в последние годы, следуя тенденциям охраны экологии, спортивные комиссары предъявляют очень высокие требования к дымности – за это могут даже снять с гонки. Также стоит отметить снижения центра тяжести автомобиля за счёт перемещения узлов впускной и топливной системы.
«Как там насчёт свинины?» На что пошли камазовцы ради победы на «Дакаре»
По делу ли организаторы «Дакара» сняли Каргинова и зачем Николаев сделал селфи с болельщиком после раскопок грузовика? Мы обсудили всё.
Де Рой, Мацик и компания
Напоследок немного о том, кто станет главным конкурентом на «Дакаре» — про них нам рассказал всё тот же Николаев.
«Основной наш соперник — команда «Ивеко», которую представляет Жерар де Рой. Также отмечу Мацика, который в прошлом году навязал «КАМАЗ-мастеру» жёсткую борьбу, но совершил ошибку, его машина не смогла продолжить гонку. В этом году он будет выезжать на грузовике «Ивеко». Также стоит отметить такие команды, как «Татра» и «Рено». Ещё на «Дакар» приезжает много новичков, их тоже нельзя недооценивать», – заключил гонщик.
КАМАЗ-Мастер
Фото: kamazmaster.ru
КАМАЗ-мастер: «Дакар-2019»
РЕЗУЛЬТАТЫ:
1 место, экипаж № 500 пилот Э. Николаев; штурман Е. Яковлев; механик В. Рыбаков
2 место, экипаж № 514 Пилот Д. Сотников; штурман Д. Никитин; механик И.Мустафин.
17 января в столице Перу завершился международный ралли-марафон Дакар-2019. Российские экипажи спортивной команды «КАМАЗ-мастер» Эдуарда Николаева и Дмитрия Сотникова заняли в экстремальной гонке первое и второе место. Бронзу гонки завоевал голландец Жерар Де Рой (Iveco).
Победное выступление россиян стало 16-м чемпионством “КАМАЗ-мастера” в этом сложнейшем ралли-марафоне и превратилось в знаковое событие к 50-летию завода «КАМАЗ». Спортивная школа и командные ценности коллектива вновь оказались на высоте.
Всего на старт «Дакара-2019» вышло 334 спортивных экипажа из 61 страны, в том числе 41 спортивный грузовик. В категории грузовиков на титул чемпионов «Дакара» в этом году кроме «КАМАЗ-мастера» претендовали не менее 10 топ-экипажей. Наибольший прессинг российские экипажи с самого начала гонки испытывали со стороны таких опытнейших пилотов как Жерар Де Рой (IVECO), Федерико Виллагра (IVECO), Мартин Ван Ден Бринк (RENAULT), Мартин Мацик (LIAZ), Алеш Лопрайс (TATRA), Тон Ван Генугтен (IVECO), Сергей Вязович (МАЗ), Мартин Коломы (TATRA) и др.
Организаторы гонки сделали все, сорок первый по счету «Дакар» надолго запомнился участникам сложностями маршрута. Процент схода участников во всех категориях был необычайно высоким. До финиша в Лиме доехало лишь 35 процентов (!) экипажей стартовавших в грузовом зачете. В основной своей части маршрут гонки был проложен по пустынным районам и дюнные участки составили около 70 процентов трассы. После старта в Лиме последовали 10 этапов с перерывом на день отдыха 12 января в Ариекипе. Общая протяженность маршрута – 5600 километров, из них почти 3000 километров — спортивные спецучастки. Традиционно маршрут гонки включал в себя марафонский этап (4 и 5 день гонки): 10 января участников автомобильной и грузовой категорий ждал бивуак в Такне, где экипажам пришлось обойтись без помощи команд механиков.
Команда «КАМАЗ-мастер» участвовала в «Дакаре-2019» составом в четыре «боевых» автомобиля:
№ 500 Пилот Эдуард Николаев; штурман Евгений Яковлев; механик Владимир Рыбаков.
№ 502 Пилот Айрат Мардеев; штурман Дмитрий Свистунов; механик Ахмет Галяутдинов.
№ 514 Пилот Дмитрий Сотников; штурман Дмитрий Никитин; механик Ильнур Мустафин.
№ 518 Пилот Андрей Каргинов; штурман Андрей Мокеев; механик Игорь Леонов.
В связи с изменениями в регламенте «Дакара» ограничивающими максимальный объем моторов в грузовом зачете с 2019 года 13 литрами, команде фактически пришлось заново сконструировать новую машину, ставшую носителем новейших разработок, современных спортивных технологий и тридцатилетнего опыта выступлений команды во внедорожных ралли. В новом грузовике, увидевшем свет в мае 2018 года и получившем индекс КАМАЗ-43509 использован рядный шестицилиндровый мотор. Этим в основном и были продиктованы существенные изменения в конструкции автомобиля.
С самого начала гонки спортивные экипажи «КАМАЗ-мастер» задали очень быстрый темп в гонке ошеломив соперников и заставив их ошибаться. Перуанские дюны, из-за сильной жары рыхлые и трудные для прохождения, в свою очередь также спутали карты практически всем, в том числе командам топ-дивизиона. Множество переворотов, застреваний, поломок и прочих нештатных ситуаций создали разрывы во времени между традиционным лидерами зачетов вылившиеся в часы вместо привычных для начала «Дакара» минут. Российские экипажи также теряли время, несколько раз серьезно увязнув в песках. Не обошлось и без технических проблем. Но грамотная командная тактика «КАМАЗ-мастера» и взаимовыручках обеспечили команде лидерство в грузовом зачете. Казалось бы комфортные запасы по времени к середине гонки уже обеспечили российской команде призовые места. Но события стали развиваться таким образом, что по сути вторая часть гонки после дня отдыха началась с чистого листа. На 5-м этапе ралли на грузовике экипажа Андрея Каргинова вышел из строя редуктор переднего моста, экипаж ехал на заднем приводе, с большим трудом преодолевая дюны. На одном из сложных подъемов в песках собралось большое количество хаотично стоявших групп зрителей. Пилот пытался преодолеть подъем и объехать находившуюся на дюне группу людей. Зрители стали убегать с траектории движущегося грузовика. Но один из них споткнулся в мягком песке и ногой попал под заднее колесо машины. Пилот не видел этого момента и о случившемся узнал только по приезду на бивуак. На следующий день Владимир Чагин и Андрей Каргинов посетили пострадавшего с переломом ноги болельщика в больнице. Несмотря на то, что стороны абсолютно тепло поладили в данной ситуации, со стороны организаторов гонки последовало неоднозначное решение о дисквалификации экипажа Андрея Каргинова с соревнований под предлогом, что экипаж не остановился для оказания помощи.
К этому добавилось то, что в день отдыха на машине Айрата Мардеева были обнаружены трещины в блоке цилиндров двигателя. После детального анализа ситуации руководство команды приняло решение не рисковать и не выпускать на оставшиеся спецучастки экипаж Айрата Мардеева, так как в случае вероятного дальнейшего разрушения блока цилиндров автомобиль было бы невозможно эвакуировать из труднопроходимых сыпучих дюн перуанской пустыни.
Команда “КАМАЗ-мастер” осталась в гонке двумя экипажами – Эдуарда Николаева и Дмитрия Сотникова. Учитывая, что впереди были 5 дней экстремального маршрута обратно в Лиму, соперники россиян, в первую очередь голландская команда IVECO DE ROOY усилили натиск, пытаясь изменить положение в таблице генеральной классификации. Двум экипажам “КАМАЗ-мастера” пришлось противостоять порядка десяти постоянно атакующим экипажам разных команд.
Хаотичные следы оставленные участниками в предыдущие дни в условиях частой смены курсов серьезно затрудняли работу штурманов. Механикам в условиях экстремальных нагрузок приходилось быть особенно внимательными к работе систем и агрегатов, постоянно регулировать давление в шинах, чтобы не допустить застреваний и следить за температурой моторов. Пилотам очень тяжело пришлось в первую очередь психологически. Цена даже маленькой ошибки в коварных песках слишком высока – застревание или падение машины на бок могло свести на нет все достижения предыдущих дней гонки. Но тактика прохождения этапа в паре двумя машинами помогла, так например на этапе Ариекипа – Сан Хуан Де Маркона к завалившемуся на бок грузовику Эдуарда Николаева почти мгновенно подъехал экипаж Дмитрия Сотникова. Уже через 4 минуты обе машины уже продолжили движение.
Наиболее драматично складывалась ситуация 14 и 15-го января. Сначала из-за технических проблем (была повреждена магистраль высого давления рулевого управления) экипаж Дмитрия Сотникова потерял более часа на кольцевом этапе в Сан Хуан Де Марконе. На следующий день лидерские группы в мотоциклетном (10 экипажей), автомобильном (10 экипажей) и грузовом зачете (5 экипажей) стартовали на 2 часа раньше, чем остальные участники. По задумке устроителей ралли это должно лишить лидирующих спортсменов поддержки сокомандников стартующих позже. К сожалению результаты предудущего дня раскидали экипажи Э. Николаева и Д. Сотникова по разным группам. Эдуард Николаев стартовал в первой пятерки в компании с белоруссом Сергеем Вязовичем (МАЗ) и тремя (!) Iveco команды Жерара Де Роя (сам Жерар Де Рой, Федерико Виллагра и Маурик Ван Хювель). Случись нештатная ситуация, помощь Николаеву от стартовавшего позже экипажа Сотникова подоспела бы не ранее, чем через два с половиной часа. И к сожалению такая ситуация действительно произошла. Российский экипаж застрял в непроходимом песчаном “пухляке”. Тем не менее, потеряв почти час времени, экипаж все же смог самостоятельно вырваться из ловушки и нарастив темп минимизировать временные потери от случившейся неудачи.
В итоге задача «довезти» результат до финиша в Лиме была выполнена. Несмотря на мощный прессинг соперников, непредсказуемые и тяжелейшие в прохождении перуанские дюны, которые в любой день могли внести коррективы в таблицу классификации, командная тактика, самоотверженный труд всего коллектива команды и, конечно, поддержка болельщиков помогли в достижении замечательного командного результата: золото и серебро Дакара-2019 отправляются в Россию.
Комментируя результаты гонки, руководитель команды “КАМАЗ-мастер” Владимир Чагин сказал: «Две недели тяжелейшей гонки в Перу благополучно завершились. Дакар-2019 запомнится своей экстремальной сложностью. Все это время мы чувствовали огромную ответственность перед российскими болельщиками, партнерами команды. Острая борьба держала всех в напряжении до последнего дня гонки. Для нас было важно доказать преимущество российской техники и нашей автоспортивной школы. Особенно приятно, что нам удалось завоевать эту победу в год пятидесятидесятилетия завода «КАМАЗ».
Ралли «Дакар»-2020: кабина гоночного грузовика КАМАЗ-43509 — видео и фото
Доминаторы грузового зачёта ралли «Дакар»-2020 из «КАМАЗ-мастера» в последние годы радуют болельщиков не только постоянными победами, но и качественным видеоконтентом. В одном из выпусков дакаровских «Путевых заметок» пилот «КАМАЗ-мастера» Айрат Мардеев и пресс-атташе коллектива Эрик Хайруллин подробно рассказали, как устроена кабина гоночного грузовика – того самого, который выиграл уже 10 из 11 этапов первого «Дакара» в Саудовской Аравии.
Победный покер «КАМАЗа» накануне финала «Дакара»! В грузовиках россиян не остановить
На последнем этапе белорус Вязович уже ничего не сможет сделать с российскими грузовиками. Главный вопрос – сохранит ли серебро Карякин?
Айрат Мардеев: «Самый главный инструмент любого пилота – это, естественно, руль. Все данные по автомобилю показывает монитор за рулём. На него выводится самое основное: давление масла, обороты двигателя, давление наддува, температуры все, скорость… Это основной прибор, на который пилот обращает внимание. Да и то не постоянно, потому что такой же прибор есть у механика – большую часть времени за всем следит он. Пилот смотрит в каких-то нестандартных ситуациях – например, чтобы увидеть, какая включена передача, и оценить реакцию автомобиля».
Фото: kamazmaster.ru
Мардеев — о главных параметрах: «Всегда должно быть давление масла. Если оно падает до нуля, то очевидно, что есть какая-то неисправность. И температура выхлопа – очень важный параметр: по нему мы очень многое отслеживаем. Благо есть система, которая защищает от превышения максимальной температуры. Но нужно посматривать, если начинает происходить что-то нестандартное».
О кнопках разного цвета на руле: «Это управление самим монитором. Можно на нём переключать страницы, выводить разные показания. Есть основная страница, есть дополнительные – например, с уровнем топлива в баке. Это скорее нужно для дублирования, если у механика что-то откажет и пилот тоже мог посмотреть. Ещё с кнопок меняется баланс тормозов. Если не нравится торможение, если какая-то ось блокируется, что можно чуть-чуть подкорректировать. Либо если одна из осей начинает перегреваться».
Фото: kamazmaster.ru
«Подрулевые лепестки появились ещё до внедрения коробки-автомата. Они отвечают за стабилизаторы поперечной устойчивости. Стабилизаторы отключаемые. На извилистых дорогах мы оба подключаем, а на прямолинейном бездорожье выключаем».
Фото: kamazmaster.ru
«Что касается коробки передач, то мы используем электронный рычаг. Мы сымитировали что-то, что похоже на секвентальную коробку, потому что в автоматическом режиме едем не везде. Есть места, где нужно использовать механический режим – например, в дюнах. И тогда используем рычаг – просто двигаем вперёд-назад. В принципе такой режим есть на многих серийных автомобилях».
Фото: kamazmaster.ru
Ручной тормоз
Фото: kamazmaster.ru
«Красная кнопка на подставке для левой ноги – это пневмосигнал. Используется, например, если на трассу выбежало животное или, не дай бог, выскочил автомобиль. Пилот среагирует быстрее механика, потому что гонщик всегда смотрит на дорогу, а механик может изучать свои приборы, а штурман – свои. Так что пилот побыстрее посигналит, чтобы избежать беды».
Фото: kamazmaster.ru
Эрик Хайруллин: «По этим кнопкам всё понятно — дополнительные фары, ближний свет, габариты. А вот подкачка – наверное, ты только в редких случаях жмёшь сам? Чаще это делает механик?»
Айрат Мардеев: «Да. Подкачкой пользуется механик. Мои кнопки – это дублирование. Также эти кнопки нужны на дорожных секциях, когда механик обычно спит.
Фото: kamazmaster.ru
Кнопка Webasto — это наши автономные отопители. В автомобилях тоже установлены печки. В Саудовской Аравии по утрам бывает довольно холодно, так что печка спасает нас».
Фото: kamazmaster.ru
На «Дакаре» запрещают использовать мобильники на этапах. Кузьмич показал, куда их прячут
Мардеев: «В кабине нет никакой изоляции – ни шумо-, ни вибро-, ни теплоизоляции, только голый металл. Поэтому печка очень важна в нашем деле. Мы начали использовать кондиционеры, и пыли стало меньше — окна большую часть времени закрыты. Несмотря на кондиционер, оставляем и вентилятор. Кондиционер всё-таки отнимает часть мощности, пусть и совсем не большую. Если мощности совсем не хватает, если машине тяжело и пошли какие-то перегревы, мы его выключаем как лишнего потребителя. И тогда в бой идут вентиляторы».
Фото: kamazmaster.ru
«Этот монитор на потолке – зеркало заднего хода. В гонке, конечно, из-за пыли мало что видно, но когда в дюнах сдаёшь назад, то этот монитор очень помогает вместе с зеркалами».
Фото: kamazmaster.ru
«Есть ещё один монитор, который показывает, что у тебя происходит прямо под колесом. Камера на зеркале наведена на правое переднее колесо. Все дальнобойщики согласятся, что ты вообще не видишь, что происходит под этим колесом».
Фото: kamazmaster.ru
Хайруллин: «Дальше идёт блок приборов штурмана. Как я понимаю, это организаторские приборы для отслеживания взятия точки и каких-то курсов».
Как работают штурманы на «Дакаре». Подробное видео от участника гонки Алексея Кузьмича
Мардеев: «Компания ERTF уже много лет сотрудничает с «Дакаром», занимается всей навигацией гонки. Один GPS штурман использует, как одометр, а второй показывает курс, взятие всех точек. А ниже — прибор терратрип. Он больше нужен как дублирующий одометр – на случай, если что-то случится с GPS. Но основной прибор гораздо точнее».
Фото: kamazmaster.ru
«Эти трубки – питьевые шланги. Мы используем различные «изотоники» — это пришло от велосипедистов. Когда ты потеешь и теряешь очень много солей, вода помогает восполнить потери. Мы в кабине Димы Сотникова, он первым поставил себе сразу три термоса. Третий – резервный, этот шланг можно дотянуть до любого члена экипажа. С утра термосы наполовину заполняют водой, которая засыпается льдом. Он постепенно тает, и получается, что большую часть маршрута вода более-менее прохладная. Вода очень важна в пустыне, и чем больше её с собой в пустыне, тем надёжнее и спокойнее».
Фото: kamazmaster.ru
«Нож на двери – дань традициям. Наши учителя ещё в 90-е ездили с этим ножом. Даже в гражданском автомобиле должен быть нож. Сотрудники ДПС относятся с пониманием – что мы используем нож как инструмент, для какого-то ремонта. А вот для резки ремней безопасности используются специальные ножи – у каждого свой. Если, не дай бог, произошла авария и ремни заклинило или нельзя достать до бляхи, которая отстёгивает, то приходится ремни резать».
«Сиденья у нас теперь с шеститочечными ремнями безопасности. Регламент постоянно меняется. Сиденье подгоняется индивидуально по размеру под каждого члена экипажа. Посадка тоже индивидуальная. Я сижу на месте Димы – и мне, конечно, некомфортно, потому что он гораздо выше меня, так что я еле достаю до педалей. Даже механику будет дискомфортно в другой кабине, пока он не подстроит всё под себя».
Фото: kamazmaster.ru
Хайруллин: «Ещё в кабине есть упор для ног и ручки, чтобы держаться. Во время тряски ты просто упираешься и спасаешься от невозможных нагрузок во время движения на спортивном грузовике по бездорожью».
Фото: kamazmaster.ru
Видеоверсию обзора на кабину смотрите в дневнике «КАМАЗ-мастера». Начало рассказа — на отсечке 15:59.
Как устроен мотоцикл для «Дакара». Подробное видео от Анастасии Нифонтовой
Кто выиграет Дакар 2020, КамАЗ Николаева, или МАЗ Вязовича? — БЛОГMALGE — Блоги
- Главная
- Футбол
- Матчи
- Новости
- Блоги
- Статусы
- Трансферы
- Россия
- Лига чемпионов
- Лига Европы
- Евро-2020
- Англия
- Испания
- Италия
- Германия
- Франция
- Сборные
- Олимп-ФНЛ
- Ливерпуль
- Тоттенхэм
- Челси
- Арсенал
- Зенит
- Барселона
- Реал Мадрид
- Спартак
- Сборная России
- Манчестер Юнайтед
- Салах
- Сон Хын Мин
- Азар
- Месси
- Роналду
- Головин
- Мбаппе
- Суарес
- Дзюба
- Неймар
- Коронавирус
- Хоккей
- Матчи
- Новости
- Блоги
- Статусы
- КХЛ
- НХЛ
- Чешские игры
- Юниорский чемпионат мира
- Кубок Гагарина
- Вашингтон
- СКА
- ЦСКА
- Авангард
- Тампа-Бэй
- Питтсбург
- Спартак
- Динамо Москва
- Рейнджерс
- Нью-Джерси
- Александр Овечкин
- Артемий Панарин
- Никита Кучеров
- Андрей Свечников
- Евгений Малкин
- Евгений Кузнецов
- Сергей Бобровский
- Андрей Василевский
- Никита Гусев
- Илья Ковальчук
- Баскетбол
- Матчи
- Новости
- Блоги
- Статусы
- НБА
- Turkish Airlines EuroLeague
- Единая лига ВТБ
- НБА плей-офф
- Зарплаты НБА
- Лейкерс
- ЦСКА
- Бостон
- Голден Стэйт
- Милуоки
- Торонто
- Чикаго
- Сан-Антонио
- Оклахома-Сити
- Зенит
- Сборная России
- Сборная США
- Леброн Джеймс
- Стефен Карри
- Кобе Брайант
- Джеймс Харден
- Кайри Ирвинг
- Кевин Дюрэнт
- Кавай Ленард
- Расселл Уэстбрук
- Алексей Швед
- Яннис Адетокумбо
- Зайон Уильямсон
- Авто
- Гонки
- Новости
- Блоги
- Статусы
- Формула 1
- MotoGP
- Формула 2
- Формула E
- Ралли Дакар
- Шелковый путь
- Феррари
- Макларен
- Ред Булл
- Мерседес
- Уильямс
- Хаас
- Альфа Таури
- Рейсинг Пойнт
- Рено
- Альфа Ромео
- Льюис Хэмилтон
- Себастьян Феттель
- Даниил Квят
- Ландо Норрис
- Кими Райкконен
- Карлос Сайнс
- Шарль Леклер
- Валттери Боттас
- Даниэль Риккардо
- Макс Ферстаппен
- Теннис
- Новости
- Блоги
- Статусы
- Ролан Гаррос
- Уимблдон
- US Open
- Australian Open
- Мужчины
- Женщины
- Кубок Дэвиса
- Новак Джокович
- Роджер Федерер
- Рафаэль Надаль
- Наоми Осака
- Симона Халеп
- Мария Шарапова
- Серена Уильямс
- Карен Хачанов
- Даниил Медведев
- Александр Зверев
- Эшли Барти
- Бокс/MMA/UFC
- Новости
- Блоги
- Статусы
- UFC
- MMA
- Бокс
- UFC 248
- UFC 249
- Бой Хабиб – Тони Фергюсон
- Бой Тайсон Фьюри – Деонтей Уайлдер
- Хабиб Нурмагомедов
- Конор Макгрегор
- Федор Емельяненко
- Александр Усик
- Василий Ломаченко
- Энтони Джошуа
- Деонтей Уайлдер
- Сауль Альварес
- Тони Фергюсон
- Александр Емельяненко
- Ставки
- Фигурное катание
- Новости
- Блоги
- Статусы
- Гран-при
- Чемпионат мира
- Чемпионат мира среди юниоров
- Сборная России
- Сборная Японии
- Сборная США
- Сборная Канады
- Сборная Франции
- Алена Косторная
- Алина Загитова
- Евгения Медведева
- Александра Трусова
- Анна Щербакова
- Михаил Коляда
- Елизавета Туктамышева
- Этери Тутберидзе
- Татьяна Тарасова
- Биатлон
- Гонки
- Новости
- Блоги
- Статусы
- Кубок мира
- Кубок IBU
- Чемпионат России
- Сборная России
- Сборная России жен
- Сборная Германии
- Сборная Германии жен
- Сборная Норвегии
- Сборная Норвегии жен
- Александр Логинов
- Мартен Фуркад
- Йоханнес Бо
- Доротея Вирер
- Дмитрий Губерниев
- Лиза Виттоцци
- Светлана Миронова
- Екатерина Юрлова
- Дмитрий Малышко
- Стиль
- Лыжи
- Легкая атлетика
- Волейбол
- Регби
- Олимпиада-2020
- Американский футбол
- Бадминтон
- Бейсбол
- Бильярд/снукер
- Борьба
- Бобслей/сани/скелетон
- Велоспорт
- Водные виды
- Гандбол
- Гимнастика
- Гольф
- Гребля
- Единоборства
- Керлинг
- Конный спорт
- Коньки/шорт-трек
- Мини-футбол
- Настольный теннис
- Парусный спорт
- Пляжный футбол
- Покер
- Современное пятиборье
- Стрельба
- Триатлон
- Тяжелая атлетика
- Фехтование
- Хоккей на траве
- Хоккей с мячом
- Шахматы
- Экстремальные виды
- Экзотические виды
- Промокоды
- Финансы
- Прочие
- Главная
- Футбол
- Коронавирус
- Хоккей
- Баскетбол
- Авто
- Теннис
- Бокс/MMA/UFC
- Ставки
- Фигурное катание
- Биатлон
- Стиль
- Лыжи
- Легкая атлетика
- Волейбол
- Регби
- Олимпиада-2020
- Американский футбол
- Бадминтон
- Бейсбол
- Бильярд/снукер
- Борьба
- Бобслей/сани/скелетон
- Велоспорт
- Водные виды
- Гандбол
- Гимнастика
- Гольф
- Гребля
- Единоборства
- Керлинг
- Конный спорт
- Коньки/шорт-трек
- Мини-футбол
- Настольный теннис
- Парусный спорт
- Пляжный футбол
- Покер
- Современное пятиборье
- Стрельба
- Триатлон
- Тяжелая атлетика
- Фехтование
- Хоккей на траве
- Хоккей с мячом
- Шахматы
- Экстремальные виды
- Экзотические виды
- Промокоды
- Финансы
- Матч-центр
- Футбол
- Хоккей
- Баскетбол
- Авто
- Биатлон
- Новости
- Футбол
- Хоккей
- Баскетбол
- Теннис
- Авто
- Бокс/MMA/UFC
- Биатлон
- Фигурное катание
- Прочие
- Академия футбола
- Блоги
- Блоги
- Форумы
- Статусы
- Комментарии
- Футбол
- Россия
- Сборные
- Лига чемпионов
- Лига Европы
- Англия
- Испания
- Италия
- Германия
- Франция
- Украина
- Южная Америка
- Голландия
- Португалия
- Африка
- Любительский
- Азия
- Беларусь
- ФНЛ
- Хоккей
- 🏒Чемпионат мира по хоккею 2019
- Россия
- Сборные
- НХЛ
- КХЛ
- Баскетбол
- Turkish Airlines Euroleague
- Россия
- НБА
- Зарплаты НБА
- Еврокубки
- Сборные
- Еврочемпионаты
- Женский баскетбол
- Биатлон
- Чемпионат мира по биатлону
- Кубок мира по биатлону
- Теннис
- ATP
- WTA
- Кубок Дэвиса
- Кубок Федерации
- Ролан Гаррос
- Авто
- Формула-1
- Мото
- Ралли
- ДТМ
- Другие серии
- Бокс/MMA/UFC
- Бокс Профи
- ММА
- Прочее
- Фигурное катание
- Чемпионат мира по фигурному катанию
- Прочие
- Американский футбол
- Бадминтон
- Бейсбол
- Бильярд/снукер
- Борьба
- Бобслей/сани/скелетон
- Велоспорт
- Водные виды
- Волейбол
- Гандбол
- Гимнастика
- Гольф
- Гребля
- Единоборства
- Керлинг
- Конный спорт
- Коньки/шорт-трек
- Легкая атлетика
- Лыжи
- Мини-футбол
- Настольный теннис
- Парусный спорт
- Пляжный футбол
- Покер
- Регби
- Современное пятиборье
- Стрельба
- Триатлон
- Тяжелая атлетика
- Фехтование
- Хоккей на траве
- Хоккей с мячом
- Шахматы
- Экстрим
- Экзотические виды
- Подкасты
- Статусы
- Популярные
- Новые
- Рейтинг букмекеров
- Бонусы букмекеров
- Легальные
- Зарубежные
- Киберспортивные
- С кэшбеком
- Fantasy
- Fantasy
- Прогнозы
- Редакционные игры
- Киберспорт
- Прогнозы на спорт
«КАМАЗ» постоянно побеждает на «Дакаре». Почему? — Финишная прямая — Блоги
- Главная
- Футбол
- Матчи
- Новости
- Блоги
- Статусы
- Трансферы
- Россия
- Лига чемпионов
- Лига Европы
- Евро-2020
- Англия
- Испания
- Италия
- Германия
- Франция
- Сборные
- Олимп-ФНЛ
- Ливерпуль
- Тоттенхэм
- Челси
- Арсенал
- Зенит
- Барселона
- Реал Мадрид
- Спартак
- Сборная России
- Манчестер Юнайтед
- Салах
- Сон Хын Мин
- Азар
- Месси
- Роналду
- Головин
- Мбаппе
- Суарес
- Дзюба
- Неймар
- Коронавирус
- Хоккей
- Матчи
- Новости
- Блоги
- Статусы
- КХЛ
- НХЛ
- Чешские игры
- Юниорский чемпионат мира
- Кубок Гагарина
- Вашингтон
- СКА
- ЦСКА
- Авангард
- Тампа-Бэй
- Питтсбург
- Спартак
- Динамо Москва
- Рейнджерс
- Нью-Джерси
- Александр Овечкин
- Артемий Панарин
- Никита Кучеров
- Андрей Свечников
- Евгений Малкин
- Евгений Кузнецов
- Сергей Бобровский
- Андрей Василевский
- Никита Гусев
- Илья Ковальчук
- Баскетбол
- Матчи
- Новости
- Блоги
- Статусы
- НБА
- Turkish Airlines EuroLeague
- Единая лига ВТБ
- НБА плей-офф
- Зарплаты НБА
- Лейкерс
- ЦСКА
- Бостон
- Голден Стэйт
- Милуоки
- Торонто
- Чикаго
- Сан-Антонио
- Оклахома-Сити
- Зенит
- Сборная России
- Сборная США
- Леброн Джеймс
- Стефен Карри
- Кобе Брайант
- Джеймс Харден
- Кайри Ирвинг
- Кевин Дюрэнт
- Кавай Ленард
- Расселл Уэстбрук
- Алексей Швед
- Яннис Адетокумбо
- Зайон Уильямсон
- Авто
- Гонки
- Новости
- Блоги
- Статусы
- Формула 1
- MotoGP
- Формула 2
- Формула E
- Ралли Дакар
- Шелковый путь
- Феррари
- Макларен
- Ред Булл
- Мерседес
- Уильямс
- Хаас
- Альфа Таури
- Рейсинг Пойнт
- Рено
- Альфа Ромео
- Льюис Хэмилтон
- Себастьян Феттель
- Даниил Квят
- Ландо Норрис
- Кими Райкконен
- Карлос Сайнс
- Шарль Леклер
- Валттери Боттас
- Даниэль Риккардо
- Макс Ферстаппен
- Теннис
- Новости
- Блоги
- Статусы
- Ролан Гаррос
- Уимблдон
- US Open
- Australian Open
- Мужчины
- Женщины
- Кубок Дэвиса
- Новак Джокович
- Роджер Федерер
- Рафаэль Надаль
- Наоми Осака
- Симона Халеп
- Мария Шарапова
- Серена Уильямс
- Карен Хачанов
- Даниил Медведев
- Александр Зверев
- Эшли Барти
- Бокс/MMA/UFC
- Новости
- Блоги
- Статусы
- UFC
- MMA
- Бокс
- UFC 248
- UFC 249
- Бой Хабиб – Тони Фергюсон
- Бой Тайсон Фьюри – Деонтей Уайлдер
- Хабиб Нурмагомедов
- Конор Макгрегор
- Федор Емельяненко
- Александр Усик
- Василий Ломаченко
- Энтони Джошуа
- Деонтей Уайлдер
- Сауль Альварес
- Тони Фергюсон
- Александр Емельяненко
- Ставки
- Фигурное катание
- Новости
- Блоги
- Статусы
- Гран-при
- Чемпионат мира
- Чемпионат мира среди юниоров
- Сборная России
- Сборная Японии
- Сборная США
- Сборная Канады
- Сборная Франции
- Алена Косторная
- Алина Загитова
- Евгения Медведева
- Александра Трусова
- Анна Щербакова
- Михаил Коляда
- Елизавета Туктамышева
- Этери Тутберидзе
- Татьяна Тарасова
- Биатлон
- Гонки
- Новости
- Блоги
- Статусы
- Кубок мира
- Кубок IBU
- Чемпионат России
- Сборная России
- Сборная России жен
- Сборная Германии
- Сборная Германии жен
- Сборная Норвегии
- Сборная Норвегии жен
- Александр Логинов
- Мартен Фуркад
- Йоханнес Бо
- Доротея Вирер
- Дмитрий Губерниев
- Лиза Виттоцци
- Светлана Миронова
- Екатерина Юрлова
- Дмитрий Малышко
- Стиль
- Лыжи
- Легкая атлетика
- Волейбол
- Регби
- Олимпиада-2020
- Американский футбол
- Бадминтон
- Бейсбол
- Бильярд/снукер
- Борьба
- Бобслей/сани/скелетон
- Велоспорт
- Водные виды
- Гандбол
- Гимнастика
- Гольф
- Гребля
- Единоборства
- Керлинг
- Конный спорт
- Коньки/шорт-трек
- Мини-футбол
- Настольный теннис
- Парусный спорт
- Пляжный футбол
- Покер
- Современное пятиборье
- Стрельба
- Триатлон
- Тяжелая атлетика
- Фехтование
- Хоккей на траве
- Хоккей с мячом
- Шахматы
- Экстремальные виды
- Экзотические виды
- Промокоды
- Финансы
- Прочие
- Главная
- Футбол
- Коронавирус
- Хоккей
- Баскетбол
- Авто
- Теннис
- Бокс/MMA/UFC
- Ставки
- Фигурное катание
- Биатлон
- Стиль
- Лыжи
- Легкая атлетика
- Волейбол
- Регби
- Олимпиада-2020
- Американский футбол
- Бадминтон
- Бейсбол
- Бильярд/снукер
- Борьба
- Бобслей/сани/скелетон
- Велоспорт
- Водные виды
- Гандбол
- Гимнастика
- Гольф
- Гребля
- Единоборства
- Керлинг
- Конный спорт
- Коньки/шорт-трек
- Мини-футбол
- Настольный теннис
- Парусный спорт
- Пляжный футбол
- Покер
- Современное пятиборье
- Стрельба
- Триатлон
- Тяжелая атлетика
- Фехтование
- Хоккей на траве
- Хоккей с мячом
- Шахматы
- Экстремальные виды
- Экзотические виды
- Промокоды
- Финансы
- Матч-центр
- Футбол
- Хоккей
- Баскетбол
- Авто
- Биатлон
- Новости
- Футбол
- Хоккей
- Баскетбол
- Теннис
- Авто
- Бокс/MMA/UFC
- Биатлон
- Фигурное катание
- Прочие
- Академия футбола
- Блоги
- Блоги
- Форумы
- Статусы
- Комментарии
- Футбол
- Россия
- Сборные
- Лига чемпионов
- Лига Европы
- Англия
- Испания
- Италия
- Германия
- Франция
- Украина
- Южная Америка
- Голландия
- Португалия
- Африка
- Любительский
- Азия
- Беларусь
- ФНЛ
- Хоккей
- 🏒Чемпионат мира по хоккею 2019
- Россия
- Сборные
- НХЛ
- КХЛ
- Баскетбол
- Turkish Airlines Euroleague
- Россия
- НБА
- Зарплаты НБА
- Еврокубки
- Сборные
- Еврочемпионаты
- Женский баскетбол
- Биатлон
- Чемпионат мира по биатлону
- Кубок мира по биатлону
- Теннис
- ATP
- WTA
- Кубок Дэвиса
- Кубок Федерации
- Ролан Гаррос
- Авто
- Формула-1
- Мото
- Ралли
- ДТМ
- Другие серии
- Бокс/MMA/UFC
- Бокс Профи
- ММА
- Прочее
- Фигурное катание
- Чемпионат мира по фигурному катанию
- Прочие
- Американский футбол
- Бадминтон
- Бейсбол
- Бильярд/снукер
- Борьба
- Бобслей/сани/скелетон
- Велоспорт
- Водные виды
- Волейбол
- Гандбол
- Гимнастика
- Гольф
- Гребля
- Единоборства
- Керлинг
- Конный спорт
- Коньки/шорт-трек
- Легкая атлетика
- Лыжи
- Мини-футбол
- Настольный теннис
- Парусный спорт
- Пляжный футбол
- Покер
- Регби
- Современное пятиборье
- Стрельба
- Триатлон
- Тяжелая атлетика
- Фехтование
- Хоккей на траве
- Хоккей с мячом
- Шахматы
- Экстрим
- Экзотические виды
- Подкасты
- Статусы
- Популярные
- Новые
- Рейтинг букмекеров
- Бонусы букмекеров
- Легальные
- Зарубежные
- Киберспортивные
- С кэшбеком
- Fantasy
- Fantasy
- Прогнозы
- Редакционные игры
- Киберспорт
- Прогнозы на спорт