Асфальт тип а марка 2 характеристики: Страница не найдена — Строительные материалы от А до Я

Содержание

Какие бывают типы и марки асфальта дорожного строительства и что они означают

Заасфальтированные магистрали, тротуары, парковки, дворовые площадки выглядят практически одинаково. Но это совсем не значит, что для их создания использовался один и тот же материал. Предлагаем разобраться, какие классификации асфальтобетона существуют, что означает маркировка, в чем разница между марками и типами смесей.

Сфера применения асфальтобетона

Асфальтобетон получается искусственным путем из песка, щебня, минерального порошка и битума. Ингредиенты подбираются индивидуально с учетом проекта, для которого предназначается смесь. Соотношение ингредиентов, а также зернистость могут различаться.

Материал используется в разных областях строительства. При создании тротуаров, пешеходных дорожек, магистралей и автобанов, элементов ВПП на аэродромах, технических площадок, паркингов. А также в материал могут добавляться красящие пигменты, гранитный песок, мраморная крошка, чтобы сделать разделительные полосы заметнее.

Типы и марки асфальта

Выбирать материал по одной марке не получится. Дело в том, что к одной марке могут относиться асфальтобетоны с разными техническими свойствами. Поэтому оценивать смесь придется по списку критериев. Главное, чтобы материалы соответствовали ГОСТ 9128-2013.

Марки

Существует три марки асфальтобетона. Каждая имеет особенности, свою сферу применения.

Марка I

Иногда ошибочно именуется асфальтом первого типа. Объединяет множество материалов с разным составом, в том числе и на основе песка. Хотя такие прочными не являются. Асфальтобетон марки I получается качественным, хорошо подходит для решения поставленной задачи. Может использоваться на разных уровнях дорожного пирога.

Такие смеси бывают щебеночными, гравийными, песчаными. По методу укладки — горячими или холодными. А иногда в состав включается минеральный порошок.

Марка предполагает высокую стойкость к факторам окружающей среды при условии, что материал подобран правильно:

  • горячий щебеночный асфальт с высокой плотностью содержит не менее 40% горных пород, что позволяет использовать его при строительстве дорог федерального значения;
  • пористые виды с высоким содержанием горных пород подойдут для формирования внутренних слоев покрытия;
  • песчаные смеси подойдут для пешеходных зон.

Состоит из материалов, которые стоят дороже других, поэтому относится к самой высокой ценовой категории.

Марка II

Выделяется еще более широким выбором вариантов. Стойкость к динамическим и климатическим нагрузкам ниже, чем в случае с первой маркой. Несмотря на это, материалы второй марки применяются чаще. Их выбирают при строительстве городских улиц, тротуаров, дорог, площадей. Объясняется это легко. Ведь максимальные технические характеристики требуются не всегда, а переплачивать за излишние свойства никому не хочется. Более бюджетная, но не менее достойная вторая марка используется чаще.

Марка III

В составе есть песок, отсев, минеральный порошок, но нет щебенки. Отсюда — высокая плотность в сочетании с меньшей прочностью, которой выделяются каменные варианты. Поэтому асфальтобетон третьей марки обычно применяется для создания покрытий с малой нагрузкой: тротуаров, детских площадок, парковых территорий. Иногда — для ямочного ремонта.

Некоторые материалы делаются на основе горного песка, тогда они обладают более высокой прочностью.

МаркаСмеси, которые относятся к марке
IВысокопористые

Плотные А, Б, Г

Пористые

Высокопористые щебеночные

Холодные смеси Бх, Вх, Гх

IIВысокоплотные

Плотные А, Б, В, Г, Д

Пористые

Высокопористые песчаные

Холодные смеси Бх, Вх, Гх, Дх

IIIПлотные песчаные смеси Б, В, Г, Д

Тип

Свойства асфальтобетона определяет не только качество наполнителя, но и его количество. Именно по объему полезных составляющих материалы делятся на несколько типов.

Тип А

Включает 55–65% горных пород. Отличается от остальных материалов высокой зернистостью. Предполагает только укладку горячим методом.

Тип Б

Объем горных пород составляет от 45 до 55%. Может укладываться как горячим, так и холодным методом. В последнем случае маркируется как Бх.

Тип В

Количество горного камня составляет от 35 до 45%. Технология укладки может быть любой: горячей, холодной. Маркировка будет отличаться, как и в предыдущем случае, — Вх.

Тип Г

Состоит из песка, который получается путем дробления горных пород, поэтому отличается большей прочностью. Обладает высокой износостойкостью.

Тип Д

Полностью состоит из песка, который получается путем дробления осадочных пород. Соответственно, технические показатели будут ниже.

Область применения асфальтобетона, а также конечная стоимость проекта напрямую зависят от таких показателей, как марка и тип материала.

Что отражает марка асфальта

По марке можно определить:

  • состав — возможный вид основного материала;
  • степень плотности/пористости;
  • принцип разжижения битума — условия проведения укладки;
  • тип — отмечает процентное содержание горных пород.

Состав асфальтобетона

Смесь состоит из нескольких основных компонентов.

Крупные заполнители

Сюда попадают щебень и гравий. Они должны обеспечить высокую адгезию с вяжущим веществом. Такому требованию соответствуют кубовидные зерна щебенки из плотных горных и метаморфических пород. При производстве применяют заполнитель с зернами 10–40 мм.

Мелкий заполнитель

Это песок. Речной не подходит, вместо него используется природный карьерный материал или отсев дробления щебня. Благодаря применению разнофракционного песка получается снизить пористость слоя. Мелкий заполнитель повышает плотность покрытия. Делает его более устойчивым к высоким температурам, механическим нагрузкам.

Вяжущее вещество

Чаще всего используется битум, который может быть жидким или вязким, в виде праймера или эмульсии. Коэффициент вязкости указывается в технической документации. Он зависит от состава, температуры укладки асфальта. При проведении ремонта в зимнее время обычно используются жидкие составы с присадками и разжижателями. Содержание битума варьируется от 2,5 до 9%.

Добавки

Используются, чтобы улучшить готовый состав. Это могут быть специализированные материалы: стабилизаторы, пластификаторы. Стоимость таких компонентов выше, чем у обычного сырья. Иногда в качестве добавок используется вторичное сырье: сера, волокна асбеста или резины, полимеры, минералы. Минеральный порошок заполняет пустоты между остальными компонентами асфальтобетона, повышает его вяжущие характеристики.

Классификация асфальтобетона по техническим характеристикам и составу

Классификации асфальтобетонов бывают разными. Различие обычно обуславливается компонентами, а также их количеством в составе.

По составу

Щебеночно-мастичные смеси считаются наиболее прочными, служат дольше остальных. В основе лежит горный щебень, а в качестве усилителя адгезионных свойств используются волокна целлюлозы. Полимерные битумы служат вяжущим компонентом. Отличаются более повышенными характеристиками, чем нефтяной или дорожный битум. Минеральный порошок составляет 8–12% от массы, заполняя пустоты между фракциями щебня. Тем самым повышает плотность и прочность покрытия.

Гравийные смеси уступают щебеночным по техническим характеристикам, поскольку гравий — осадочная порода. Однако наличие камня в основе асфальтобетона делает его показатели довольно высокими. Применяются при создании городских дорог или парковок. Но для строительства магистралей не рекомендованы.

Песчаные смеси не слишком прочные. Хорошо подходят для обустройства пешеходных зон с минимальными нагрузками на поверхность: тротуаров, парков, аллей, площадей. Лучшим вариантом считается песок, который получается при дроблении каменных пород.

По величине фракции

Мелкозернистые смеси включают фракции щебня, которые не превышают 20 мм. Обычно применяются для создания верхнего слоя дорожного «пирога», небольших ремонтных работ.

Крупнозернистые смеси включают фракции щебня от 20 до 40 мм. Это позволяет создавать прочный нижний слой дорожного покрытия.

Виды асфальтобетона по температуре и укладке

Выделяют две технологии: горячий и холодный метод укладки. Оба материала производятся в заводских условиях.

Горячий

Этот метод используют чаще других. Качество покрытия получается высоким, а смета — доступной. В соответствии со СНиП материал нужно разогревать до +130 градусов, чтобы в процессе укладки его температура не упала ниже +100 градусов.

Высокая температура гарантирует хорошее уплотнение. Чем она ниже, тем сложнее утрамбовывать материал, больше потребуется проходов катка. Важен температурный режим проведения работ — от +5 градусов. Нежелательно работать в дождь или при высокой влажности, поскольку укладывать материал нужно на сухую поверхность.

Холодный

Такой метод предполагает использование уже готовой смеси, которая продается в специализированных магазинах. Она не нуждается в длительном приготовлении, разогреве до высоких температур. Однако стоит дороже. Покрытие получается менее прочным, износостойким, устойчивым к воздействию высоких температур.

Согласно ГОСТ 11-10-75 холодный метод не может использоваться для создания основных дорог. Допускается применение при строительстве второстепенных дорог, подъездных путей, площадок возле частных домов, а также во время ямочного ремонта.

Применение готового материала позволяет быстро ремонтировать ямы, трещины, выбоины в зимнее время при температуре до -15 градусов. Открывать дорогу для перемещения транспорта можно будет сразу после завершения всех ремонтных работ.

Плотность/пористость смесей

Показатель позволяет оценить прочность покрытия. Чтобы подсчитать плотность/пористость, образцы асфальта подвергаются испытаниям в лабораторных условиях.

НазваниеЗначение пористости (%)
Высокоплотная1–2,5
Плотная2,5–5
Пористая5–10
Высокопористая10–18

Самые прочные смеси обычно имеют высокие показатели плотности.

Технология укладки

Мы составили небольшую таблицу, чтобы проще было сравнить разные смеси по технологии укладки.

ПараметрыГорячийХолодный
Температура+110–150 градусов+5 градусов
Температура слоя, на который укладывается асфальтобетонот +5 градусовот +5 градусов
Температура воздухаот +5 градусовот -10 градусов, в редких ситуациях можно проводить укладку при -20 градусах
УплотнениеТребуетсяТребуется
Физико-механические характеристикиВысокиеСредние
Сложности при укладкеНужно поддерживать высокую температуру материала перед укладкойНет
Сфера примененияСтроительство и ремонт основных дорог, парковок, территорий с большой и средней транспортной нагрузкойСтроительство второстепенных дорог, подъездных путей, дворовых территорий, тротуаров. Ямочный ремонт любых дорог

Существует 3 марки и 5 типов асфальтобетонных смесей. Если нужно заасфальтировать объект, который требует максимальных технических характеристик, выбирайте I марку. В большинстве случаев при асфальтировании дорог, улиц, площадей, парковок применяется II марка. А III марка подходит для создания пешеходных зон, на которые оказывается минимальная нагрузка.

Типы составов А, Б, В включают горные породы. Больше всего их в смесях типа А, меньше всего — в материалах типа В. Тогда как типы Г и Д — исключительно песчаные. Причем Г отличается больше прочностью, поскольку создается при дроблении горных пород.

При выборе материала нужно учитывать не только типы и марки. Важно понимать, какой потребуется состав, технология укладки — все это зависит от объекта, который планируется асфальтировать. Нужна комплексная оценка, а лучше всего с ней справляются специалисты.

«Альфа Асфальтирование» поможет не только заасфальтировать нужные территории, но и грамотно подобрать смесь. Добиться высоких результатов нам помогает:

  • собственный завод по изготовлению асфальтобетона;
  • собственный автопарк техники разной производительности и размеров;
  • строгое соблюдение нормативов ГОСТ, СНиП;
  • применение передовых технологий;
  • пунктуальность — закрываем проекты в указанный срок.

Мы работаем как с частными клиентами, так и с общественными организациями, федеральными клиентами. Получить консультацию можно по телефону 8 (499) 877-49-71.

Если техническое задание готово, присылайте его нам на почту [email protected], а мы вышлем смету.

типы, марки, состав и характеристики

Для строительства и ремонта всех дорожных покрытий используется асфальтобетонная смесь. Техническая характеристика материала позволяет обеспечить гладкость и необходимую шероховатость поверхности при помощи выравнивающего асфальтоукладчика. Дорожно-строительный материал изготавливается в соответствии с установленными нормами государственных стандартов, которые прописаны по ГОСТу 9128—2013.

Посмотреть «ГОСТ 9128-2013» или cкачать в PDF (1.9 MB)

Виды и типы: технические характеристики

Асфальтобетонная смесь — это дорожное покрытие, которое изготавливается искусственным путем, способом применения материалов, имеющих минеральное происхождение, таких как песок, минеральные порошки, гравий или щебень, а также с активным вяжущем веществом в виде битума или полимерно-битумного состава.

Выделяют такие разновидности асфальтобетонных смесей:

Материал может изготавливаться на основе гравия.
  • В зависимости от основы состава:
    • гравий;
    • песок;
    • щебень.
  • По фракционности наполнителя:
    • объемный (крупнозернистый) — используемое зерно до 35 мм;
    • мелкозернистый — до 15 миллиметров;
    • песчаный — 5,5 мм.
  • По включению минеральной составляющей:
    • разряд «А» содержит 55—65% материала;
    • «Б» — 45—55%;
    • «В» — 45—35%.

Основные типы асфальтобетонных смесей по применяемому связывающему веществу и температурному режиму в момент укладки:

Материал нужно укладывать, пока его температура держится на отметке выше 100 градусов.
  • Горячая. Для изготовления используются вязкие и жидкие нефтяные дорожные битумы. Механизм установки — непосредственное применение после приготовления состава. Во время усадки термометр не должен показывать температуру ниже, чем +120 градусов.
  • Теплая. Температура смеси 65 градусов. Укладывается теплый состав сразу после замеса раствора.
  • Холодная. Основана на жидком битуме. Готовится холодный асфальтобетон без нагревания. Готовый раствор имеет длительные сроки годности, примерно 7—9 месяцев. Температура укладки до -5 градусов.

Классификация асфальтобетонной смеси

Виды дорожного материала:

Состав такого материала делает его очень плотным и достаточно прочным.
  • Щебеночно-мастичный состав. Основа смеси: минеральный материал (щебенка, песок, минеральный порошок), битумное вяжущее вещество, модификатор, который отвечает за стабилизацию материала и препятствует расслоению покрытия в момент эксплуатации.
  • Литые асфальтобетонные составы (мелкозернистый асфальтобетон). Плотный и механически устойчивый вид покрытия. Отличия от других — основа из битумного вяжущего вещества, порог содержания которого равняется 10% от общего состава, содержание минерального порошка — 27%.
  • Асфальтобетонный раствор на основе полимера. Активные вещества состава — битум, как продукт нефтепереработки, термоэластопласт, эластомер и другие полимерные материалы. Свойства смеси — долговечность, устойчивость.
  • Цветной асфальтобетон. Состав горячего или холодного типа с применением цветных пигментов. Отличительных моментов в приготовлении смеси нет, отличие только в добавлении окрасочных компонентов. Таким составом декорируется пол или другая поверхность.
  • Стеклоасфальтобетонный состав. Дорожная смесь содержит измельченные стеклянные элементы. Применяются бытовые или промышленные продукты переработки из стекла. Помогает сэкономить на крупном заполнителе и вяжущем веществе.
  • Резиноасфальтобетонный вид раствора. Горячий состав, модифицированный с помощью резиновой крошки. Добавление активного компонента проводится двумя способами: сухим — вместе с заполнителем и мокрым — соединяется с битумом.
  • Резиново-дренирующий асфальт. Отличается от других активным вяжущем веществом, в которое входит полимерный битум, полиэтилен с низким процентом плотности, резиновая крошка.
  • Серый асфальтобетон. В состав смеси добавляется техническая сера.

Какие есть марки составов?

Марки асфальтобетона содержит информационная таблица:

МаркировкаТип асфальтаОбозначение смеси
Асфальт марки 1 (i)ВысокоплотныйА, Б, Г
ПлотныйБх
ПористыйВх
ВысокопористыйГх
Марки iiПлотныйА, Б, В, Г, Д
ПористыйГх
ВысокопористыйДх
Марки iiiПлотныйБ, В, Г, Д

Состав асфальтобетона

Компоненты материала обязательно должны связываться между собой битумом.

Классическая основа дорожной смеси:

  • минеральный наполнитель;
  • вяжущее вещество из битума.

Подробный состав асфальтобетонной смеси:

  • Заполнитель:
    • щебень;
    • гравий;
    • керамзит для керамзитобетона;
    • шлак или продукты переработки горнорудных производств.
  • Песок. Материал природного происхождения:
    • горный;
    • кварцевый.
  • Минеральный порошок. Отвечает за структурную организацию асфальта. Способствует повышению вяжущих свойств битума и заполняет мелкие, образовавшиеся поры покрытия.
  • Вяжущее вещество. Применяется продукт нефтепереработки — битум. Различаются такие:
    • вязкие;
    • жидкие;
    • модифицированные и плотные на основе полимерных соединений.
Материал изготавливается на основе ряда составляющих.

Технические требования к смеси

Полная характеристика смеси включает момент процентного совмещения в наполнителе минеральных пластинчатых соединений. Содержание дополнительных форм в гравии или щебне не должно превышать норм, указанных в госстандартах:

  • марка 1, раствор «А» — 14,5%;
  • класс Б, Бх — 24,5%;
  • растворы В, Вх — 34,5%.

Существуют правила изготовления и правильная технология производства. Основное назначение существующих норм:

  • нормированная плотность асфальтобетона;
  • нормы расхода на 1 м кв.;
  • удельный вес асфальтобетона.
Чтобы производить и использовать данный материал, нужно знать, сколько его потребуется на квадратный метр.

Важнейший аспект качества асфальтобетонной смеси — правильная транспортировка раствора и отгрузка. При неграмотно организованной погрузке, перевозке и укладке смеси возникает сегрегация материала, которая провоцирует образование неровностей, выбоин и трещин на дорожном полотне.

Где и как применяется?

Область применения:

Таким материалом покрываются велодорожки.
  • Для возведения монолитного слоя дорожного покрова.
  • Как выравнивающий слой уже возведенного полотна.
  • Для создания асфальтовых покрытий в промышленных, торговых и хозяйственных зонах.
  • В организации тротуарных, пешеходных, велосипедных частей.
  • Для асфальтирования дорог различных категорий.
  • В сооружении посадочно-взлетных аэродромных полос.
  • При организации придомовых участков, заливки пола.

Расход материала: расчеты

Для убеждения в качестве и требуемых свойствах дорожного покрытия обязательно проводится акт пробного уплотнения и расхода 1 т/м3. Весовой коэффициент и плотность одного куба асфальтобетона зависит от содержания песка, стандартный расчет не должен превышать 2150 кг при применении кварцевого, и 2380 кг в случае шлакового материала. Удельный вес просчитать трудно, примерно весит куб 2000—2150 кг крупнозернистого, среднезернистый — 1900, определение мелкозернистого — 1650 кг.

Укладка: технология проведения

Если планируется дорога специального назначения, то в ее пироге должна присутствовать геосетка.

Для транспортировки смеси к назначенному месту используется специальная техника (самосвал). Для приема асфальтобетона с автотранспорта используется перегружатель, с помощью которого и проводится контакт раствора с асфальтоукладчиком. Первый этап укладки дороги — это подготовка площадки, мусор убирается, поверхность уплотняется и выравнивается. Если речь идет о ремонте существующего покрытия проводится демонтаж верхнего слоя, при разборке используется лом. При возведении дорог со специфическим целевым применением осуществляется усиление смеси. Для армирования асфальтобетона используется георешетка, имеющая сетчатую структуру и содержащая высокопрочные нити и специальные волокна. Укладка геосетки обязательна при устройстве автомагистралей, гоночных трасс, взлетных полос аэродромов.

Укатка материала должна проводиться в самую последнюю очередь.

Когда площадь убрана, дальнейшая технология укладки осуществляется с применением специальной техники и лома, укатка поверхности закончена, укладывается первый, выравнивающий слой из крупнозернистого асфальтобетона. Поверхность обрабатывается тонким слоем битумного вещества, проводится прогрунтовка. Далее асфальтоукладчиком делается основной слой асфальта. Укладчик асфальтобетона наносит примерное количество смеси, которое равномерно распределяется по поверхности, чтобы не было заметно устройство шва-стыка. Схема покрытия для составов аналогична, горячие и холодные смеси ложатся одинаково. Разница усадочной процедуры может отличаться только температурным режимом, не ниже, чем -5 градусов по Цельсию. Финишный этап — укатка с помощью катка для лучшего последовательного уплотнения.

все их типы, разновидности и марки, предусмотренные стандартами

При дорожном строительстве самым распространенным материалом является асфальтный бетон.

От обычного аналога он отличается тем, что в качестве вяжущего вещества в нем применяют нефтепродукты:

  • асфальт,
  • битум,
  • гудрон, а не цемент.

Асфальтобетон незаменим при укладке дорожного полотна.

Кроме этого, приготовление и отвердение материала происходит без участия воды (гидратации).

Вяжущие вещества

В переводе с греческого слово «asphaltos» означает «горная смола».

Что такое асфальт

Выход натурального асфальта.

Данный материал может быть природным или искусственным.

  • Природный аналог преобразуется из нефти в итоге улетучивания ее легких фракций и дальнейшего окисления под действием гипергенеза. Первоначально нефть становится вязкой и густой мальтой, потом твердым, легко расплавляющимся асфальтом. При уплотнении он превращается в асфальтит.
  • Данное вещество распространено в местах близкого залегания к поверхности либо выходов на нее нефтеносных пластов. Оно содержится в кавернах и трещинах известняков, доломитов и пр. Содержание вещества в породе по ее массе составляет 2/20%.

  • Искусственный асфальт является композитом битума (13/60%) и тонкомолотых минеральных заполнителей, чаще всего известняка. Инструкция предупреждает, что в отличие от природного аналога, такой асфальт содержит несколько процентов парафина, а объем нефтяных масел в нем больше.
  • Обратите внимание! Асфальт незаменим при дорожных и строительных работах. Применяется он, как правило, смешанный с песком, щебнем либо гравием. Такой материал носит название «асфальтовая мастика».

    Битум и гудрон

  • Натуральный битум – это твердое вещество либо вязкая жидкость, состоящая из композита углеводов, а также их производных. Получается он в ходе полимеризации (окислительной) нефти. Природный битум залегает в районах нефтяных пластов, образуя линзы в осадочных породах, а изредка и асфальтовые «озера».
  • Искусственный битум получают, перерабатывая сырую нефть. Известны три технологии его производства.
  • Остаточный материал получают из гудрона путем глубокого извлечения из него нефтяных масел. Окисленный аналог производят, окисляя гудрон в специальных установках при продувании воздухом.

    Крекинговый битум – это продут переработки остатков крекинга нефти.

  • Гудрон является остатком отбора масел из мазута. Это основное сырье для производства нефтяного битума. Он также применяется, как вяжущее вещество при дорожных работах.
  • Виды асфальтобетонных смесей

    Состав асфальтового бетона.

    Дорожные асфальтобетонные смеси по ГоСТу состоят из:

    • минеральных наполнителей;
    • органического вяжущего вещества.

    По типу производства, применяемым компонентам и способу укладки асфальтобетонные смеси делятся на множество категорий.

    По типу наполнителей асфальтобетоны делятся, согласно ГоСТу №9128/2009 на нижеследующие разновидности:

    • гравийные;
    • щебеночные;
    • песчаные.

    ГоСТ 9128 97 на аэродромные и дорожные асфальтные смеси делит их по уровню вязкости битума, а также допустимых показателях температуры укладки.

  • В горячих растворах вяжущим веществом выступают разогретые вязкие и жидкие нефтяные битумы. Укладка их должна осуществляться при температуре бетона не менее +120 градусов.
  • Холодные аналоги включают в себя жидкие виды нефтяных битумов. Укладку можно производить при режиме температур, начиная от +5 градусов.
  • Асфальтовый бетон имеет типовые различия и по фракционности заполнителей. Они приведены в нижней таблице.

                   Разделение смесей по размеру частиц  наполнителя
    №    Фракционность асфальтобетонной смеси    Размер зерен наполнителя
    1      Крупнозернистая                                               от 20 мм до 40
    2      Мелкозернистая                                                 от 5 мм до 20
    3      Песчаная                                                             до 5 мм

    При этом холодные разновидности материала бывают только мелкозернистыми или песчаными.

    Горячие смеси делят на категории, исходя из уровня их остаточной пористости. Данный показатель означает процентную величину числа пор в уложенном покрытии. Это демонстрирует таблица внизу.

                     Типы асфальтобетонов по плотности
    №       Уровень плотности горячей смеси         Показатель остаточной пористости
    1.         Высокоплотная                                        1/2.5%.
    2.         Плотная                                                    2.5/5%.
    3.         Пористая                                                  5/10%.
    4.         Высокопористая                                     10/18%.

    Холодные разновидности смесей обладают остаточной пористостью от 6 до 10%.

    По массовому содержанию гравия либо щебня горячие смеси делятся на нижеследующие виды:

    • тип А – 50/60%;
    • тип Б – 40/50%;
    • тип В – 30/40%.

    Холодные аналоги на гравии либо щебне разделяются по данному показателю на типы Бх и Вх.

    По разновидности применяемого песка горячие и холодные асфальтовые бетоны делятся на нижеследующие категории.

  • Тип Г или Гх. Используется отсев дробления либо его смесь с натуральным песком (не больше 30 процентов).
  • Тип Д или Дх. Используется натуральный песок либо его смесь с отсевом дробления (меньше 70 процентов).
  • Исходя из применяемого сырья, а также физико-механических качеств, горячие дорожные аэродромные асфальтобетонные смеси и асфальтобетон делятся на марки, представленные в таблице.

    №    Плотность смеси   Тип по содержанию наполнителя  Марка
    1      Высокоплотная                            —                                         М-I
    2      Плотная                                       А                                            М-I и М-II
    3      Плотная                                       Б и Г                                      М-I, М-II и М-III
    4      Плотная                                       В и Д                                     М-II и М-III
    5      Пористая и высокопористая       —                                         М-I и М-II

    Холодные смеси делятся на такие категории:

    • Типы Бх и Вх — на марки М-I и М-II;
    • Тип Гх – на марки М-I и М-II;
    • Тип Дх может иметь марку М-II.

    Подбор состава и производство материала

    На данный момент разработано несколько методик подбора композиции асфальтобетонных смесей. Любая из них содержит мероприятия по уплотнению горячего материала, определению пористости покрытия и включает испытания бетона на предмет определения его характеристик.

    Обратите внимание! Основополагающий фактор при этом — это проектирование смеси. Оно дает возможность соблюдения всех требований и норм, применяемых к качественности бетона. Главная цель проектирования – найти оптимальные характеристики дорожного покрытия и обеспечить долговечность его службы.

    Проектирование смеси

    Один из вариантов состава смеси при ее проектировании.

  • Подбор состава начинают с выбора характеристик компонентов смеси и установления их соответствия нормам, которые прописаны технической документацией.
  • Далее определяются оптимальные пропорции компонентов, которые будут гарантировать производство покрытия с заданными качествами.
  • Завершающий этап проектирования – оценивание вариантов подбора и производство пробной партии асфальтобетона на заводе.
  • Есть 2 подхода, касающиеся проектирования асфальтового бетона.

    Первый метод — это подбор состава смеси с постоянной гранулометрией наполнителей. 

  • Он гарантирует увеличенные механические качества дорожного полотна, из-за расклинивания мелкофракционным гравием/щебнем более крупных их зерен.
  • Покрытие, уложенное из материала, приготовленного с непрерывной гранолуметрией наполнителя, имеет высокий уровень шероховатости и стойкость к сдвигам.
  • Характеристики бетона не меняются, если есть отклонения в дозировании его компонентов. Материал легко укладывается, распределяется и уплотняется в ходе обустройства дорожного покрытия.
  • Сравнительная таблица проектированных вариантов смеси.

  • Для асфальтовых смесей подобного типа нужен щебень или гравий из прочных пород (например, гранита) с обколотой больше, чем на 50% поверхностью зерен.
  • Важно при этом использовать битум, стойкий к старению (в том числе, замещению фазового и группового состава). Он также должен иметь хорошую адгезию к каменным материалам, потому как для таких бетонов характерна открытая пористость.
  • Обратите внимание! Вторая методика подбора состава смеси использует принцип плотного бетона. При ее использовании применятся крупный наполнитель, имеющий окатанную форму частиц и прерывистая гранулометрия.

  • В ходе уплотнения подобной смеси получается покрытие, имеющее закрытую пористость, которое обладает большей водостойкостью и морозоустойчивостью.
  • Такой материал более склонен к неравномерности распределения в среде зерен крупного наполнителя битума и минеральных составляющих.
  • На физико-механические качества такого бетона большое влияние оказывают отклонения от нормативного дозирования вяжущего вещества и минерального порошка.
  • Для плотных асфальтных бетонов типичен низкий уровень шероховатости.
  • Замешивание партии

    Схема производства материала.

    Асфальтобетонные материалы вкратце производят так.

  • В первую очередь подбирается сырье для смеси и определяется его качественность.
  • Затем определяется объем нужных компонентов для заказанного количества смеси.
  • Зная качество и кубатуру асфальтобетона, специалисты определяют, какова будет цена заказа.
  • Затем сырье загружается в специальный бункер, в котором осуществляется предварительная его дозировка.
  • Там минеральные материалы сушатся и греются до нормативной температуры.
  • Потом они сортируются по фракционности и подаются на точный весовой дозатор.
  • Одновременно с этим осуществляется нагревание вяжущего вещества до температуры, величина которой зависит от разновидности асфальтобетонной смеси. Затем битум взвешивается и дозируется.
  • На заключительной стадии производства компоненты материала подаются в смеситель.
  • Дорожные работы

    На фото — укладка асфальта.

  • Исходя из предназначения покрытия (промышленный пол, дорога), асфальт рабочие укладывают своими руками в один либо два слоя. Основанием для него служит щебень/гравий либо бетон.
  • Нижний слой (толщина 4/5 см) делают из средне- либо крупнофракционной смеси, имеющей остаточную пористость 5/10%. Наружный слой (толщина 3/4 см) укладывается из мелко- либо среднефракционного асфальтобетона, обладающего остаточной пористостью 3/5%.
  • Если нагрузки будут тяжелыми (взлетная полоса аэродрома) или ожидается интенсивное передвижение автотранспорта, покрытие кладут в 3/4 слоя, которые обладают общей толщиной 11/15 см.
  • Слои дорожного полотна: 1 — асфальт, 2 – его основание, 3 – дополнительная прослойка основания, 4 — грунт.

  • В любом случае дорожные работы следует начинать с очищения основания от грязи и пыли машинами с установленными щетками и поливными системами. Затем выправляются неровности основания, и оно обрабатывается битумной мастикой.
  • Материал производится в асфальтобетонных смесителях на стационарных линиях заводов либо в передвижных установках. Транспортируется он до места укладки самосвалами, затем загружается в бункер машины-укладчика. Она распределяет, выравнивает, и первый раз уплотняет покрытие.
  • Окончательно бетон уплотняют дорожными автомобильными катками.
  • Обустройство тротуаров

    Толщина покрытия, исходя из его назначения.

  • Сначала устанавливаются бортовые камни, отделяющие тротуар и дорогу.
  • Далее укладывается основание – асфальтобетон с наполнителем из щебня, шлака, кирпичного боя. Часто используется и асфальтовая крошка («старый» асфальтобетон).
  • Исходя из типа грунта, основание тротуара может иметь толщину от 10 до 15 см.
  • После укладки смеси, она тщательно разравнивается, а потом уплотняется самоходными и ручными катками.
  • Далее производится расклинцовка мелкими камнями и шлаком.
  • Само тротуарное покрытие (обычно на песчаном наполнителе) имеет толщину 3/4 см. Исключение составляет въездная дорожная часть, которая ведет в кварталы и дворы. Она должна иметь толщину 5 см.
  • Вывод

    Асфальтобетон пока не имеет альтернативы при обустройстве дорог, взлетных полос аэродромов, а часто и промышленных полов, тротуаров. Этот материал надежен, долговечен и недорог. Существует много его марок и разновидностей. Поэтому к проектированию покрытия надо подходить очень внимательно.

    Видео в этой статье содержит в себе еще много полезного.

    Что такое Superpave? Все, что вам нужно знать

    Что такое Superpave?

    Термин «Superpave» является аббревиатурой от Superior Performance Asphalt Pavements, которая возникла в результате партнерских отношений между Федеральной администрацией автомобильных дорог (FHWA), Американской ассоциацией государственных служащих автомобильных дорог и транспорта (AASHTO), TRB и другими участниками сообщества SHRP.

    Конгресс предоставил дополнительное финансирование для этой и других программ, связанных с транспортом, в 1991 году посредством Закона об эффективности интермодальных наземных перевозок (ISTEA). Как и в случае многих крупномасштабных программ на федеральном уровне, в ее основе лежали простые вопросы, которые по мере того, как время шло и позволяло финансирование, раздувались до сложных и многочисленных ответвлений. В этом сообщении блога мы обсудим влияние Superpave с точки зрения разработки смеси, испытаний строительных материалов и ресурсов для лабораторного оборудования.

    Состав смеси Superpave

    Superpave – это метод расчета состава асфальтобетонной смеси, который берет свое начало в отчете, опубликованном еще в 1984 году Советом по транспортным исследованиям (TRB), America’s Highways, Accelerating the Search for Innovation.В отчете указывается на необходимость увеличения государственных и федеральных фондов для разработки остро необходимых исследований по улучшению и долговечности автомагистралей. В ответ Конгресс в 1987 году санкционировал выделение средств на Стратегическую программу исследований автомобильных дорог (SHRP), пятилетнюю программу по оценке и разработке способов повышения долговечности и эффективности асфальтовых и бетонных покрытий, бетонных конструкций, безопасности и общих характеристик американского дорожного движения. шоссе.

    Новый подход к разработке асфальтобетонных смесей

    Superpave представляет собой не конкретный процесс или процедуру, а спецификацию, основанную на эксплуатационных характеристиках, для расчета состава асфальтового вяжущего и объемной смеси.Идея заключалась в том, чтобы разработать конструкции асфальтового покрытия, которые могли бы выдерживать уникальные погодные условия и условия движения на данном участке в любой географической области США. Система состояла из трех компонентов:

    • Спецификация вяжущего асфальта. Система классификации асфальтобетонного вяжущего на основе его реакции на температуру и характеристики старения
    • Система расчета, учитывающая транспортную нагрузку и условия окружающей среды
    • Система расчета смеси и аналитические тесты для моделей прогнозирования производительности разработать смеси, более устойчивые к растрескиванию от низких температур и усталостных факторов, и уменьшить остаточную деформацию.Superpave означает, что конструкции смесей могут быть адаптированы для повышения производительности и увеличения срока службы в зависимости от экстремальных температур в географической зоне, транспортных нагрузок и использования дороги или шоссе.

      Superpave в сравнении с Marshall

      По сравнению с методом проектирования Marshall, Superpave сочетает в себе выбор материала и составление смеси, а также использует совершенно другой тип уплотнения. Вместо ударов молотка с отягощением в гирационном уплотнителе Superpave (SGC) используется система перемешивания с гидравлическим приводом, действие которой намного ближе к фактическому уплотнению смеси в полевых условиях.Прикладываемая сила постоянна, количество оборотов можно контролировать, а устройство обеспечивает обратную связь по уплотняемости асфальтового материала. Оптимальные плотности, полученные с помощью SGC, часто требуют меньшего количества битумного вяжущего, чем методы Маршалла.

      В статье 2002 года в журнале Public Roads «Superpave достигает совершеннолетия» отмечается, что Superpave не является универсальным решением. Например, смешанный дизайн дорожного покрытия в пустыне Невада с теплыми температурами и небольшим движением не подойдет для холодных, часто посещаемых городских дорог Миннесоты. В статье Superpave также упоминается как «сложная система выбора», отмечая, что для классификации и выбора вяжущего и заполнителя требуются новые и разные тесты.

      Первым шагом в процессе проектирования является сбор информации об окружающей среде и использовании для проекта. Другими словами, максимальные/минимальные температуры воздуха и дорожного покрытия, а также текущие и ожидаемые типы движения и нагрузки. Критерии испытаний и выбора вяжущего PG, требования к комбинированному заполнителю и состав смеси подробно описаны в AASHTO M 323.

      Классы эксплуатационных характеристик асфальтового вяжущего (PG)

      Классы эксплуатационных характеристик битумного вяжущего Superpave (PG) относятся к средней семидневной и минимальной ожидаемой расчетной температуре дорожного покрытия, и в обозначениях непосредственно указываются эти температуры. Вяжущее PG 64-16 предназначено для использования на проектной площадке, где средняя семидневная максимальная температура дорожного покрытия составляет 64°C, а ожидаемая минимальная температура дорожного покрытия составляет -16°C.

      Серия испытаний, перечисленных в AASHTO M 320, характеризует связующее и его пригодность для данных условий окружающей среды.Некоторые тесты не новы, но теперь они проводятся в более широком диапазоне температур, более непосредственно связанных с полевыми характеристиками, и учитывается как краткосрочное, так и долгосрочное старение. Эти испытания более эффективны при изучении свойств, которые приводят к термическому и усталостному растрескиванию, а также к колееобразованию.

      Выбор заполнителя

      Заполнители составляют около 95% асфальтобетонной смеси, и их роль в общих характеристиках дорожного покрытия имеет решающее значение. Superpave имеет уникальные критерии приемлемости заполнителя, которые подробно описаны в разделе 6 AASHTO M 323.Поскольку заполнители из одного источника редко отвечают всем требованиям, материалы из разных складов часто смешивают для получения приемлемого состава смеси.

      • Контрольные точки градации означают, что значения процентного прохождения кривой градации должны находиться между указанными точками. Испытания на градацию заполнителя проводятся с использованием стандартных методов (AASHTO T 27 / ASTM C136) и оборудования (тестовые сита AASHTO M 92 / ASTM E11). Градация напрямую влияет на эксплуатационные характеристики дорожного покрытия, такие как прочность, устойчивость, водопроницаемость и сопротивление усталости.Максимальный размер также влияет на толщину подъема и уплотнение.
      • Согласованные требования к свойству определяют угловатость мелкого заполнителя, процент поверхностей трещин и значения эквивалента песка (содержание глины), а также форму. Угловатые заполнители сопротивляются колееобразованию из-за их большего сопротивления сдвигу, но они также имеют тенденцию образовывать более крупные воздушные пустоты заполнителя; проблема при попытке контролировать количество используемого связующего. Консенсусные свойства заполнителя Superpave основаны на ожидаемых эквивалентных нагрузках на одну ось (ESAL) и глубине от поверхности.
      • Свойства источника являются третьим критерием, не описанным в M 323, но часто используемым, когда на местном уровне требуются более традиционные испытания на долговечность и надежность.

      Анализ конструкции смеси Superpave

      После того, как собраны данные о местных условиях окружающей среды, чтобы определить, какое битумное вяжущее на основе полипропилена использовать, и выбрана смесь заполнителя, настало время установить оптимальное содержание вяжущего. Готовят несколько пробных смесей, две с предполагаемым содержанием вяжущего и две с нулевым содержанием.на 5% выше и на 0,5% ниже.

      Каждый пробный образец смеси уплотняется в гирационном уплотнителе Superpave с использованием трех различных циклов вращения, основанных на оценках дорожной нагрузки за 20 лет в миллионах ESAL из AASHTO R 35:

      • N Initial : Это количество оборотов измеряет уплотняемость смесь во время строительства. Если воздушные пустоты в смеси в этот момент слишком малы, дорожное покрытие может быть неустойчивым при транспортных нагрузках. Это также может быть признаком слишком большого количества природного песка в смеси.
      • N конструкция : Количество оборотов для дублирования ожидаемой плотности смеси в поле. Содержание воздушных пустот 4% является идеальным в этот момент.
      • N max : Это количество оборотов обеспечивает плотность, которую нельзя превышать в полевых условиях. Воздушные пустоты менее 2% при Nmax приводят к тому, что смесь слишком сильно уплотняется под воздействием движения и подвержена колееобразованию.

      После испытаний в гирационном уплотнителе отдельные образцы каждой пробной смеси подвергаются испытаниям на максимальный и объемный удельный вес.Тестовые значения теоретического максимального удельного веса (G мм или тест Райса) и объемного удельного веса (G mb ) используются для расчета содержания воздушных пустот (V a ) и пустот в минеральных заполнителях (V ma). ) значений.