Claas Axion 820 CMATIC Steyr 9095 T Case IH JX 95 Fendt 311 Vario Belarus 922 Fendt 820 Vario New Holland T 8030 John Deere 6330
Deutz-Fahr Agrotron 150 Проведенный по итогам 2008 г. специалистами Германии статистический анализ с.-х. тракторов, допущенных к эксплуатации в ФРГ, показал, что из 31 249 новых машин (что на 9,8% превышает аналогичный показатель 2007 г.) наибольшее число закупленных тракторов, как и в 2007 г., составляли модели ведущих производителей (табл. 1). Число закупленных тракторов фирм, не являющихся лидерами рынка (Kubota, Iseki, Valtra, McCormick, Zetor, Landini, Lindner, Carraro и др.) оказалось значительно меньше, что объясняется главным образом более низким техническим уровнем моделей этих фирм.
Характерно, что подавляющее большинство компаний занимают в рейтинге 2008 г. аналогичные места, как и в 2007 г., это свидетельствует и о неизменности симпатий покупателей, и о стабильности технического уровня тракторов ведущих производителей. Отрадно, что в число тракторов, востребованных на рынке Германии, уже не первый год входит и техника из СНГ, в частности МТЗ (Белоруссия) (14-e место – 328 шт.), который экспортирует в эту страну по доступным ценам свои универсально-пропашные колесные полноприводные тракторы небольшой и средней мощности классической компоновки среднего технического уровня и качества. Фаворитом на рынке ФРГ в последние годы неизменно выступает фирма John Deere, доля продаж которой сохраняется на уровне 20%. По сравнению с 2007 г. число зарегистрированных в 2008 г. с.-х. тракторов этой фирмы увеличилось на 578 ед. Наибольшей прибавки в процентном отношении достигла фирма Same (17,2 %), а наибольшие потери понесла фирма Landini (22,6%). Статистические данные по двадцати наиболее популярным моделям тракторов приведены в табл. 2.
Практически все представленные в табл. 2 популярные модели тракторов выпущены тремя фирмами: Fendt, John Deere и Deutz-Fahr. Наиболее популярным в 2008 г. был трактор Fendt 820 Vario с двигателем мощностью 207 л.с. и бесступенчатой трансмиссией. Столь высокая мощность у пользующегося наибольшим спросом сельскохозяйственного трактора в ФРГ отмечена впервые. В 2008 г. было продано 911 тракторов этой модели, тогда как в 2007-м только 512 ед. В 2007 г. 1-е место занимал Deutz-Fahr Agrotron 150 с двигателем мощностью 150 л.с., а в 2008 г. он занял только 3-е место. Напротив, модель John Deere 6330 (105 л.с.) переместилась с 3-го места на 2-е, так как ее продажи выросли с 508 до 680 ед. Число допущенных к эксплуатации тракторов John Deere 6430 (125 л.с.) увеличилось с 243 до 568 ед. (4-е место). Наибольшим спросом пользовались универсальные тракторы средней мощности в диапазоне от 71 до 207 л.с., максимально загружаемые в хозяйствах в течение года. В табл. 3 приведены данные о фирмах, занявших первые пять мест в отдельных классах по мощности с интервалом примерно 50 л.с., и числе проданных ими моделей. Наибольшее количество первых мест в указанных классах мощности занимали (в порядке перечисления) John Deere (четыре 1-х места), Fendt (три 2-х места), Claas (два 3-х места), Deutz-Fahr (три 4-х места), New Holland (три 5-х места). Наибольшим спросом у потребителей пользовались тракторы средней мощности в классах 51…100 и 101…150 л.с. фирм Case IH/ Steyr, John Deere, Fendt, Deutz-Fahr, New Holland, Сlaas. Указанный рейтинг фирм подтверждается и данными распределения фирм по суммарному числу зарегистрированных тракторов по всем шести уровням мощностей в диапазоне 50…300 л.с. и выше, которые представлены на диаграмме 1.
Положение на рынке ФРГ по объемам продаж транснациональных корпораций (концернов) и крупных производителей тракторов отражено в табл. 4, согласно которой в 2008 г. их положение на рынке почти не изменилось. Аналогично 2007 г. лидирующее положение занимает корпорация AGCO (включающая Fendt, Massey Ferguson, Challenger, Valtra, Sisu), за которой с уменьшением объемов продаж следуют John Deere, CNH (Case IH/ Steyr, New Holland), Same Deutz-Fahr (Same, Lamborghini, Huerlimann, Deutz-Fahr), Claas и ARGO (Landini, McCormick). Об этом свидетельствует и диаграмма 2 распределения долей корпораций и крупных производителей на рынке Германии в 2008 г. Деятельность лидера продаж корпорации AGCO характеризуется инновационной направленностью, использованием прогрессивных технических и технологических решений и курсом на выпуск не только новых моделей тракторов, но и усовершенствованных финских двигателей Sisu высокого технического уровня рабочим объемом до 10 л, которая в 2008 г. анонсировала создание в России совместно с концерном «Тракторные заводы» предприятия по сборке двигателей Sisu мощностью 50…350 л.с. на ВМТЗ (г. Владимир).
Занимающий 2-е место John Deere – крупнейший производитель с.-х. тракторов не только в США, но и в Германии. Производство немецкого завода в г. Мангейме покрывает 50% продаж сельхозтехники John Deere в Германии. Особое внимание уделяется развитию систем автоматического вождения тракторов по сигналам европейской спутниковой системы навигации Galileo. Из всей сельхозтехники корпорации CNH (3-е место) на продажи тракторов приходится примерно 49%, при этом для нее характерно возрастание общих продаж тракторов за счет преимущественного роста продаж мощных тракторов. |
Рейтинг популярности зарубежных сельхозтракторов в России – Основные средства
Как и в предыдущие годы, в 2011 г. в России продолжались закупки сельскохозяйственных тракторов (далее – тракторов) ведущих мировых производителей из стран дальнего зарубежья. Так, в январе–декабре на внутреннем рынке России по импорту было закуплено 13 098 ед. тракторов зарубежных фирм на общую сумму $217 145 669. Закупки осуществлялись в основном спонтанно, без должного анализа существующего рынка тракторной техники, показателей технической оценки ее узлов, агрегатов и систем, результатов испытаний на МИС образцов зарубежных тракторов и производственных проверок в хозяйствах. При этом объемы продаж закупаемых моделей зарубежных тракторов варьировались в весьма широких пределах (от 1 до 206 ед.).
В табл. 1 показана так называемая презентабельная выборка типоразмеров наиболее популярных в России зарубежных тракторов, имеющих наибольшие объемы продаж.
Повышенным спросом в России пользовались стандартные классические колесные тракторы с двумя ведущими мостами (95% от общего количества тракторов на рынке), далее идут тракторы с шарнирно-сочлененной рамой (3%), затем гусеничные модели (2%), при этом большой спрос имели классические колесные тракторы китайских и южнокорейских фирм, продажи которых по сравнению с предыдущими годами выросли в разы и составили от 14 до 109 ед.
Таким образом, в подавляющем большинстве приобретались колесные полноприводные тракторы классической компоновки мощностью от 20 до 340 л.с., причем в основном закупались колесные тракторы средней и высокой мощности, соответственно от 80 до 200 и от 290 до 340 л.с., тогда как колесные тракторы с шарнирно-сочлененной рамой закупали мощностью от 375 до 535 л.с., а гусеничные – от 324 до 577 л.с.
Фирма-производитель | Страна | Модель трактора | Мощность, л.с. | Объем продаж, ед. | Общая стоимость, $ |
---|---|---|---|---|---|
Классическая полноприводная компоновочная схема с двумя ведущими мостами 4К4а | |||||
Сase IH | CША | 315 Маgnum | 315 | 20 | 2 866 993 |
Challenger | CША | МТ 665 | 290 | 54 | 6 510 359 |
Daedong | Ю. Корея | СК 22 | 22 | 16 | 124 021 |
Foton | Китай | ТЕ 204 | 20 | 119 | 523 699 |
John Deere | США | 7830 | 200 | 206 | 17 311 087 |
Kioti | Ю. Корея | СК-35 | 35 | 61 | 644 797 |
New Holland | CША | Т7060 | 214 | 38 | 3 434 973 |
Same | Италия | Frutteto Classic 3.70 | 70 | 12 | 414 863 |
TYM | США | Т223 | 20 | 64 | 545 273 |
Valtra | Финляндия | Т191Н | 185 | 31 | 2 469 138 |
Нетрадиционная компоновка с шарнирно-сочлененной рамой и передними и задними ведущими колесами одинакового размера 4К4б’ | |||||
Case IH | США | STX 435 | 435 | 15 | 2 434 044 |
John Deere | США | 9430 | 425 | 11 | 1 940 277 |
New Holland | США | Т9040 | 440 | 12 | 1 577 590 |
Гусеничные тракторы | |||||
Challenger | США | МТ865С | 517 | 13 | 3 000 993 |
John Deere | США | 9530Т | 475 | 10 | 2 146 518 |
Количество закупаемых тракторов с интегральной компоновкой было ограниченным и поэтому не учитывалось.
По большим объемам продаж (в данном случае, например, свыше 30 ед.) в числе лидеров оказались тракторы фирм John Deere, далее последовательно идут тракторы фирм Foton, TYM, Kioti, Challenger, New Holland и Valtra (тракторы 4К4а), Case IH (тракторы 4К4б’) и Challenger (гусеничные тракторы).
Доли продаж тракторов 4К4а (в диапазоне продаж от 31 до 206 ед.) среди фирм с наибольшими объемами закупок в России показаны на диаграмме 3.
Таким образом, больше всего в России в 2011 г. приобретались полноприводные колесные тракторы фирмы John Deere. В числе лидеров продаж оказались также и китайские колесные тракторы фирмы Foton, которые при их небольшой мощности имели достаточно высокие показатели технического уровня и вместе с тем в сравнении с таким грандом, как John Deere, являлись более дешевыми, что и привлекало покупателей китайских и южнокорейских тракторов в России. Объемы продаж колесных тракторов других фирм оказались по сравнению с лидерами на порядок ниже, что свидетельствует об их меньшей популярности в России.
Место | Фирма-изготовитель | Модель трактора | Мощность, л.с. | Объем продаж, ед. |
---|---|---|---|---|
Классическая компоновочная схема 4К4а | ||||
I | John Deere | 7830 | 200 | 206 |
II | John Deere | 6130 | 80 | 126 |
III | Foton | ТЕ204 | 20 | 119 |
IV | Foton | ТЕ254 | 25 | 109 |
V | John Deere | 6930 | 150 | 94 |
VI | Foton | ТG1254 | 125 | 73 |
VII | TYM | Т423 | 20 | 64 |
VII | Kioti | СК-35 | 35 | 61 |
IХ | Challenger | МТ665 | 290 | 54 |
Х | John Deere | 7930 | 215 | 47 |
ХI | New Holland | Т7060 | 214 | 38 |
ХII | Kioti | DK551 | 54 | 34 |
ХIII | Challenger | МТ685 | 340 | 32 |
ХIV | Valtra | Т191Н | 185 | 31 |
Нетрадиционная компоновка 4К4б’ | ||||
I | Сase IH | STX435 | 435 | 15 |
Гусеничный трактор | ||||
I | Challenger | МТ865С | 517 | 13 |
Мощные колесные тракторы нетрадиционной компоновки с шарнирно-сочлененной рамой и гусеничные тракторы в связи с их ограниченным применением, преимущественно только на энергоемких работах общего назначения (пахота, сплошная культивация и др.), закупались хозяйствами в ограниченных количествах (до 13–15 ед.), лидерами закупок были соответственно фирмы Case IH и Challenger.
В основном отечественными сельскими товаропроизводителями у зарубежных фирм приобретались тракторы, отсутствующие в производстве на тракторных заводах в России или выпускаемые ими в малых количествах.
При закупке зарубежных тракторов средней и высокой мощности покупателям из России следует прежде всего учитывать комплекс основных технико-экономических показателей их узлов, агрегатов и систем, оказывающих существенное влияние на эксплуатационные качества, – это высокий крутящий момент, минимальный выпуск отработавших газов, электронный впрыск топлива, большой интервал ТО, переключение передач в трансмиссии под нагрузкой без разрыва мощности или бесступенчатое переключение передач, максимальная транспортная скорость не менее 40–50 км/ч, подрессоривание переднего ведущего моста, эффективное торможение не только задними, но и передними колесами, высокая грузоподъемность задней навесной системы, низкий уровень шума в кабине и т. п.
Следует обращать внимание и на такой важный показатель, как урожайность сельхозкультур в конкретном регионе России и возможность полного использования конкретной модели с высокой степенью загрузки в рядовой эксплуатации для обеспечения максимальной производительности при агрегатировании с соответствующим по тяговому классу закупаемого трактора комплексом машин-орудий, а также оптимальное сервисное обслуживание.
Как правило, доверием сельских товаропроизводителей пользовались зарубежные тракторы средней (около 200 л.с.) и высокой мощности (более 400 л.с.). Они приобретались главным образом крупными финансово устойчивыми сельхозпредприятиями, имеющими большой пакет финансовых активов и денежных средств для капиталовложений, тогда как в качестве покупателей тракторов меньшей мощности выступали не только они, но и преимущественно средние сельхозпредприятия, личные подсобные и индивидуальные хозяйства.
В связи с этим интерес представляют основные технические показатели тракторов, занявших лидирующие места в рейтинге наиболе покупаемых в России, непосредственно влияющие на их эксплуатационные качества (см. табл. 3).
Учитывая данные табл. 3, можно отметить, что именно благодаря своим высоким технико-экономическим показателям наибольшей популярностью в России пользовался полноприводный колесный трактор John Deere 7830, который еще и намного дешевле альтернативных моделей с шарнирно-сочлененной рамой Case IH STX 435 и гусеничного Challenger МТ 865С.
- Надо также отметить, что в отличие от тракторов общего назначения (Case IH STX и Challenger) John Deere 7830, являющийся трактором универсального назначения, имеет лучшие потребительские качества за счет:
- более широких возможностей в агрегатировании с сельхозмашинами и орудиями, которые могут навешиваться не только сзади трактора, но и в его передней части, составляя эшелонированные и комбинированные агрегаты;
- использования не только при работах общего назначения, но и на пропашке в междурядьях сельскохозяйственных культур.
Показатель | Закупленные модели | ||
---|---|---|---|
колесные | гусеничный | ||
Модель | John Deere 7830 (4К4а) | Case IH STX 435 (4К4б’) | Challenger MT 865C |
Объем продаж, ед. | 206 | 15 | 13 |
Двигатель | |||
Мощность, л.с. | 205 | 435 | 517 |
Турбонаддув с промежуточным охлаждением наддувочного воздуха | Штатно | ||
Запас крутящего момента, % | 40 | 42 | |
Впрыск топлива | Электронный под высоким давлением Сommon Rail | Электронный | |
Уровень выбросов ОГ | Тier 3 | Tier 2 | Tier 3 |
Интервал замены масла, моточас | 500 | 250 | |
Трансмиссия | |||
Коробка передач, тип | Диапазонная с автоматическим переключением без разрыва потока мощности; бесступенчатая (по заказу) | Диапазонная автоматическая с переключением без разрыва потока мощности | С автоматическим переключением без разрыва потока мощности |
Максимальная скорость вперед/назад, км/ч | 42 | 37 | 40 |
Реверс всех передач | Есть | Нет | |
Число передач: вперед/ назад | 20/ 20 | 16/ 2 | 16/ 4 |
Ходоуменьшитель | Штатно | Нет | |
Оптимальный набор передач вперед | Штатно | ||
Частота вращения заднего/переднего ВОМ, об/мин | 540; 1000/ 1000 | 1000/ Нет | 1000 (по заказу) |
Включение заднего ВОМ, тип | Электрогидравлическое | Под нагрузкой | |
Ходовая система | |||
Подрессоривание переднего моста | Штатно | Нет | Подрессоривание ходовой части |
Блокировка дифференциалов заднего/переднего мостов, тип | Электрогидравлическая | ||
Размерность штатных шин колес: передних/ задних | 600/70R30 | 20,8 R42 | Гусеницы резиноармированные (3 варианта ширины) |
Возможность установки сдвоенных шин колес | По заказу | – | |
Гидронавесная система | |||
Грузоподъемность задней/ передней, кг | 7483 (9177 по заказу)/ 5200 | 8900/ Нет | 14 000/ Нет |
Максимальное давление в гидросистеме, МПа | 21 | 20 | |
Колесные тормоза | |||
Тип задних/ передних колес | «Мокрые» дисковые гидроуправляемые | ||
Кабина | |||
Уровень шума, дБ(А) | 71,5 | 75 | 72 |
Подрессоривание | По заказу | Нет | |
Сиденье | С пневмоподвеской | Поворотное вправо с пневмоподвеской | С пневмоподвеской |
Обзор | Панорамный | ||
Кондиционер | Штатно | ||
Прочие данные | |||
Эксплуатационная масса, кг | 7850 | 15 889 | 23 500 |
База, мм | 2860 | 3910 | 2950 |
Дорожный просвет, мм | н. д. | н. д. | 360 |
Радиус поворота без подтормаживания, м | н. д. | 5,1 | – |
Рабочее оборудование | |||
Пневмопривод тормозов прицепа | По заказу | Штатно | |
Маятниковое прицепное устройство | По заказу | Штатно | |
Средства интеллектуального автоматического контроля и управления | |||
Электрогидравлический регулятор задней навесной системы | Штатно | ||
Автоматическое регулирование двигателя и трансмиссии | Штатно | Нет | Штатно |
Система бортовой диагностики | Штатно | Нет | |
Автоматика разворотной полосы | Штатно | ||
Система автоматического вождения | По заказу | ||
Система обмена данными трактора и навесного устройства | По заказу | Штатно | |
Система сбора и документирования данных | По заказу | Нет | Нет |
Новости на рынке сльхоз техники в России. Рейтинг популярности зарубежных сельхоз тракторов в России
Как и в предыдущие годы, в 2011 г. в России продолжались закупки сельскохозяйственных тракторов (далее – тракторов) ведущих мировых производителей из стран дальнего зарубежья. Так, в январе–декабре на внутреннем рынке России по импорту было закуплено 13 098 ед. тракторов зарубежных фирм на общую сумму $217 145 669. Закупки осуществлялись в основном спонтанно, без должного анализа существующего рынка тракторной техники, показателей технической оценки ее узлов, агрегатов и систем, результатов испытаний на МИС образцов зарубежных тракторов и производственных проверок в хозяйствах. При этом объемы продаж закупаемых моделей зарубежных тракторов варьировались в весьма широких пределах (от 1 до 206 ед.).
В табл. 1 показана так называемая презентабельная выборка типоразмеров наиболее популярных в России зарубежных тракторов, имеющих наибольшие объемы продаж.
Повышенным спросом в России пользовались стандартные классические колесные тракторы с двумя ведущими мостами (95% от общего количества тракторов на рынке), далее идут тракторы с шарнирно-сочлененной рамой (3%), затем гусеничные модели (2%), при этом большой спрос имели классические колесные тракторы китайских и южнокорейских фирм, продажи которых по сравнению с предыдущими годами выросли в разы и составили от 14 до 109 ед.
Таким образом, в подавляющем большинстве приобретались колесные полноприводные тракторы классической компоновки мощностью от 20 до 340 л.с., причем в основном закупались колесные тракторы средней и высокой мощности, соответственно от 80 до 200 и от 290 до 340 л.с., тогда как колесные тракторы с шарнирно-сочлененной рамой закупали мощностью от 375 до 535 л.с., а гусеничные – от 324 до 577 л.с.
Количество закупаемых тракторов с интегральной компоновкой было ограниченным и поэтому не учитывалось.
По большим объемам продаж (в данном случае, например, свыше 30 ед.) в числе лидеров оказались тракторы фирм John Deere, далее последовательно идут тракторы фирм Foton, TYM, Kioti, Challenger, New Holland и Valtra (тракторы 4К4а), Case IH (тракторы 4К4б’) и Challenger (гусеничные тракторы).
Доли продаж тракторов 4К4а (в диапазоне продаж от 31 до 206 ед.) среди фирм с наибольшими объемами закупок в России показаны на диаграмме 3.
Таким образом, больше всего в России в 2011 г. приобретались полноприводные колесные тракторы фирмы John Deere. В числе лидеров продаж оказались также и китайские колесные тракторы фирмы Foton, которые при их небольшой мощности имели достаточно высокие показатели технического уровня и вместе с тем в сравнении с таким грандом, как John Deere, являлись более дешевыми, что и привлекало покупателей китайских и южнокорейских тракторов в России. Объемы продаж колесных тракторов других фирм оказались по сравнению с лидерами на порядок ниже, что свидетельствует об их меньшей популярности в России.
Мощные колесные тракторы нетрадиционной компоновки с шарнирно-сочлененной рамой и гусеничные тракторы в связи с их ограниченным применением, преимущественно только на энергоемких работах общего назначения (пахота, сплошная культивация и др.), закупались хозяйствами в ограниченных количествах (до 13–15 ед.), лидерами закупок были соответственно фирмы Case IH и Challenger.
В основном отечественными сельскими товаропроизводителями у зарубежных фирм приобретались тракторы, отсутствующие в производстве на тракторных заводах в России или выпускаемые ими в малых количествах.
При закупке зарубежных тракторов средней и высокой мощности покупателям из России следует прежде всего учитывать комплекс основных технико-экономических показателей их узлов, агрегатов и систем, оказывающих существенное влияние на эксплуатационные качества, – это высокий крутящий момент, минимальный выпуск отработавших газов, электронный впрыск топлива, большой интервал ТО, переключение передач в трансмиссии под нагрузкой без разрыва мощности или бесступенчатое переключение передач, максимальная транспортная скорость не менее 40–50 км/ч, подрессоривание переднего ведущего моста, эффективное торможение не только задними, но и передними колесами, высокая грузоподъемность задней навесной системы, низкий уровень шума в кабине и т. п.
Следует обращать внимание и на такой важный показатель, как урожайность сельхозкультур в конкретном регионе России и возможность полного использования конкретной модели с высокой степенью загрузки в рядовой эксплуатации для обеспечения максимальной производительности при агрегатировании с соответствующим по тяговому классу закупаемого трактора комплексом машин-орудий, а также оптимальное сервисное обслуживание.
Как правило, доверием сельских товаропроизводителей пользовались зарубежные тракторы средней (около 200 л.с.) и высокой мощности (более 400 л.с.). Они приобретались главным образом крупными финансово устойчивыми сельхозпредприятиями, имеющими большой пакет финансовых активов и денежных средств для капиталовложений, тогда как в качестве покупателей тракторов меньшей мощности выступали не только они, но и преимущественно средние сельхозпредприятия, личные подсобные и индивидуальные хозяйства.
В связи с этим интерес представляют основные технические показатели тракторов, занявших лидирующие места в рейтинге наиболе покупаемых в России, непосредственно влияющие на их эксплуатационные качества (см. табл. 3).
Учитывая данные табл. 3, можно отметить, что именно благодаря своим высоким технико-экономическим показателям наибольшей популярностью в России пользовался полноприводный колесный трактор John Deere 7830, который еще и намного дешевле альтернативных моделей с шарнирно-сочлененной рамой Case IH STX 435 и гусеничного Challenger МТ 865С.
- Надо также отметить, что в отличие от тракторов общего назначения (Case IH STX и Challenger) John Deere 7830, являющийся трактором универсального назначения, имеет лучшие потребительские качества за счет:
- более широких возможностей в агрегатировании с сельхозмашинами и орудиями, которые могут навешиваться не только сзади трактора, но и в его передней части, составляя эшелонированные и комбинированные агрегаты;
- использования не только при работах общего назначения, но и на пропашке в междурядьях сельскохозяйственных культур.
Фирма-производитель | Страна | Модель трактора | Мощность, л.с. | Объем продаж, ед. | Общая стоимость, $ |
---|---|---|---|---|---|
Классическая полноприводная компоновочная схема с двумя ведущими мостами 4К4а | |||||
Сase IH | CША | 315 Маgnum | 315 | 20 | 2 866 993 |
Challenger | CША | МТ 665 | 290 | 54 | 6 510 359 |
Daedong | Ю. Корея | СК 22 | 22 | 16 | 124 021 |
Foton | Китай | ТЕ 204 | 20 | 119 | 523 699 |
John Deere | США | 7830 | 200 | 206 | 17 311 087 |
Kioti | Ю. Корея | СК-35 | 35 | 61 | 644 797 |
New Holland | CША | Т7060 | 214 | 38 | 3 434 973 |
Same | Италия | Frutteto Classic 3.70 | 70 | 12 | 414 863 |
TYM | США | Т223 | 20 | 64 | 545 273 |
Valtra | Финляндия | Т191Н | 185 | 31 | 2 469 138 |
Нетрадиционная компоновка с шарнирно-сочлененной рамой и передними и задними ведущими колесами одинакового размера 4К4б’ | |||||
Case IH | США | STX 435 | 435 | 15 | 2 434 044 |
John Deere | США | 9430 | 425 | 11 | 1 940 277 |
New Holland | США | Т9040 | 440 | 12 | 1 577 590 |
Гусеничные тракторы | |||||
Challenger | США | МТ865С | 517 | 13 | 3 000 993 |
John Deere | США | 9530Т | 475 | 10 | 2 146 518 |
Место | Фирма-изготовитель | Модель трактора | Мощность, л.с. | Объем продаж, ед. |
---|---|---|---|---|
Классическая компоновочная схема 4К4а | ||||
I | John Deere | 7830 | 200 | 206 |
II | John Deere | 6130 | 80 | 126 |
III | Foton | ТЕ204 | 20 | 119 |
IV | Foton | ТЕ254 | 25 | 109 |
V | John Deere | 6930 | 150 | 94 |
VI | Foton | ТG1254 | 125 | 73 |
VII | TYM | Т423 | 20 | 64 |
VII | Kioti | СК-35 | 35 | 61 |
IХ | Challenger | МТ665 | 290 | 54 |
Х | John Deere | 7930 | 215 | 47 |
ХI | New Holland | Т7060 | 214 | 38 |
ХII | Kioti | DK551 | 54 | 34 |
ХIII | Challenger | МТ685 | 340 | 32 |
ХIV | Valtra | Т191Н | 185 | 31 |
Нетрадиционная компоновка 4К4б’ | ||||
I | Сase IH | STX435 | 435 | 15 |
Гусеничный трактор | ||||
I | Challenger | МТ865С | 517 | 13 |
Источник: журнал «Основные средства»
Еще раз о компоновках сельскохозяйственных тракторов – Основные средства
Статья посвящена особенностям компоновок современных сельскохозяйственных тракторов (далее – тракторов) и описывает их наиболее существенные отличительные признаки. Она может многое рассказать о характеристиках тракторов различного назначения, мощности, тягового класса и других параметрах и затрагивает важные вопросы сопоставления номенклатуры выпускаемых зарубежных и отечественных тракторов известных компоновок от ведущих фирм и изготовителей, позволяющие выявить дефицит поставляемых на внутренний рынок РФ с/х тракторов.
Материал статьи представляет интерес прежде всего для специалистов сельскохозяйственного производства РФ, в том числе занимающихся закупкой необходимых хозяйствам зарубежных тракторов, а также анализом проблем в отечественном тракторостроении в целом.
Общеизвестно, что компоновка стандартного трактора характеризуется в первую очередь взаимным размещением его основных агрегатов и систем, а также движителей, рабочего, технологического оборудования и свободного пространства для навески машин-орудий, базой и дорожным просветом, отвечающим функциональному назначению трактора и позволяющим его использовать в сельском хозяйстве в агрегате с сельхозмашинами-орудиями с наибольшей эффективностью.
Ниже приведены существующие в отечественном и зарубежном тракторостроении компоновки подавляющего большинства тракторов с основной (нормальной) колеей в зависимости от типа их движителей, тягово-мощностных показателей, относительного размещения их агрегатов и систем, целесообразного применения на тех или иных видах тяговых сельскохозяйственных работ (табл. 1).
№ п/п | Компоновка | Диапазон тяговых классов | Диапазон используемых мощностей, л.с. | Основное применение | Относительное размещение основных узлов и агрегатов |
---|---|---|---|---|---|
1 | Традиционная колесная(4К2)с задними ведущими колесами, большего размера, чем передние управляемые колеса | 0,6–1,4 | 25–90 | На колесных универсально-пропашных тракторах | Двигатель и кабина размещены на раме соответственно над передними и задними колесами; навесное устройство и ВОМ позади задних колес |
2 | Традиционная колесная (4К4а) с передними и задними ведущими колесами, большего, чем передние управляемые, размера | 0,6–6 | 25–400 и более | На колесных универсально-пропашных и универсальных тракторах | Двигатель и кабина размещены на раме соответственно над передними и задними колесами; заднее навесное устройство и ВОМ позади задних колес (штатно) |
3 | Нетрадиционная колесная интегральная (4К4б) с передними и задними ведущими колесами одинакового размера, передние колеса управляемые | 3–8 | 200–490 | На колесных универсальных тракторах | Двигатель и кабина размещены на раме соответственно над передними и между передними и задними колесами; навесные устройства и ВОМ соответственно впереди передних и позади задних колес |
4 | Нетрадиционная колесная c шарнирной рамой (4К4б’), с передними и задними ведущими и управляемыми колесами одинакового размера | 3–8 и более | 200–600 | На колесных тракторах общего назначения | Двигатель и кабина размещены на передней части рамы над передними колесами; навесное устройство позади задних колес |
5 | Двухгусеничная, в том числе с резино-армированной гусеницей | 0,9–8 и более | 50–640 | На гусеничных тракторах пропашных и общего назначения | Двигатель и кабина размещены на раме соответственно спереди и сзади, левая и правая гусеницы по бокам рамы; навесное устройство позади трактора |
Как видно из табл. 1, отечественные и зарубежные колесные и гусеничные тракторы выпускаются производителями в сходных компоновках с практически близкими общими показателями, следовательно, в этой части мало различаются между собой и могут использоваться на тех же сельскохозяйственных операциях.
Вместе с тем, учитывая большую номенклатуру тракторов, производимых за рубежом, особенно в ведущих странах Западной Европы, в США и Канаде, их высокие технико-экономические показатели, можно с уверенностью сказать, что сопоставление номенклатуры выпускаемых отечественных и зарубежных тракторов, имеющих одинаковые компоновки, будет заведомо не в пользу отечественных моделей.
Такое сопоставление позволит выявить именно те отечественные тракторы, которые считаются либо полностью не выпускаемыми тракторной промышленностью РФ, либо выпускаются в РФ в явно недостаточном количестве и поэтому являются дефицитными, а закупку недостающих в РФ моделей тракторов у зарубежных фирм, которая считается в настоящее время «модным» трендом, можно считать вполне оправданной и даже целесообразной.
С целью этого сопоставления в качестве отечественных производителей взяты все еще продолжающие выпускать тракторную технику тракторные заводы РФ. Это ОАО «ВМТЗ» (остатки ранее изготовленных тракторов), ОАО «ВгТЗ», ЗАО «Агротехмаш», ОАО «АТЗ», ЗАО «ПТЗ», ЗАО «Агромаш», изготавливающие колесную и гусеничную тракторную технику.
В качестве зарубежных производителей приняты такие ведущие фирмы США, как Case-IH, Challenger, John Deere и New Holland, Канады – Маssу Ferguson и Buhler Versatile, а также Западной Европы (Германии – Claas, Deutz-Fahr и Fеndt; Англии – JCB;). Тракторная техника, выпускаемая этими фирмами, имеет сходные с отечественными моделями компоновки, причем именно на зарубежные тракторы этих фирм, как правило, ориентируются отечественные потребители при закупке нужных им колесных и гусеничных зарубежных тракторов, все еще отсутствующих в РФ (табл. 2).
Компоновки | 4К2 | 4К4а | 4К4б | 4К4б’ | Двухгусеничная | |||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Номенклатура тракторов, выпускаемых ведущими фирмами, в том числе | РФ | Зарубежные фирмы | РФ | Зарубежные фирмы | РФ | Зарубежные фирмы | РФ | Зарубежные фирмы | РФ | Зарубежные фирмы |
США | – | 7 | – | 70 | – | – | – | 14 | – | 13 |
Канада | – | – | – | 36 | – | – | – | 6 | – | – |
Германия | – | – | – | 60 | – | 3 | – | – | – | 7 |
Англия | – | – | – | – | – | 8 | – | – | – | – |
Из табл. 2 видно, что номенклатура зарубежных тракторов рассматриваемых компоновок для возможных поставок на мировые рынки, а также ориентированных на емкий внутренний рынок РФ (который для зарубежных фирм является весьма привлекательным и перспективным, хотя зарубежные фирмы сталкиваются при этом с большими финансовыми и организационными трудностями при локализации производства их тракторов на территории РФ), по всем компоновкам существенно превышает номенклатуру производимых отечественных тракторов (без учета количества импортных зарубежных тракторов, выпускаемых по лицензиям на заводах РФ, а также тракторов МТЗ, поставляемых в Россию из Республики Беларусь).
Количественная номенклатура тракторов ведущих зарубежных фирм в сопоставлении с соответствующими отечественными моделями (при их одинаковых компоновках) распределилась следующим образом: 4К2; 4К4а; 4К4б; 4К4б’; гусеничная, как 3 к 7; 8 к 156; 0 к 11; 12 к 20; 7 к 20 (или в общей номенклатуре выпускаемых тракторов 4К2 – 3,3%; 4К4а – 72,9 ; 4К4б – 5,1%; 4К4б’ – 9,35%; гусеничных – 9,35%) (рис. 1).
Характерно, что аналогичное распределение моделей зарубежных тракторов по указанным компоновкам свойственно не только тракторам ведущих фирм, но и всему зарубежному тракторостроению.
Тем не менее, несмотря на известные ограничения закупок зарубежных тракторов, введенных в последние годы в РФ, внутренний рынок тракторов РФ, как говорится, медленно, но верно продолжает насыщаться зарубежными колесными и гусеничными тракторами. При этом по состоянию на 2017 г. количественное сопоставление зарубежных тракторов с отечественными моделями на рынке РФ оказалась явно не в пользу последних: 32 против 68% (рис. 2).
Если говорить более подробно об особенностях существующих компоновок, то тракторы, имеющие компоновку 4К2, выпускаются за рубежом весьма ограниченно (всего 7 моделей, или 3,3% от номенклатуры всех выпускаемых ведущими фирмами тракторов в диапазоне мощностей 25–90 л.с.), причем только единственной фирмой из США – Case-IH.
Причем спрос на такие тракторы в РФ (выпускается только 3 модели), а также за рубежом (о чем говорилось выше) весьма мал, поскольку все тракторы 4К2, как правило, являются востребованными в небольших тяговых классах (до 1,4), имеют невысокую мощность и используются только в некрупных хозяйствах. По существу, в этих хозяйствах преимущественное распространение получили зарубежные колесные тракторы 4К4а не с нормальной, а с более узкой колеей (так называемые садовые тракторы), имеющие все ведущие колеса для обеспечения более высоких тяговых показателей, что, как известно, всегда положительно оценивается подавляющим большинством потенциальных потребителей.
Зарубежные тракторы, имеющие полноприводную компоновку 4К4а (особенно в последние годы при применении шин передних колес увеличенной размерности), в отличие от неполноприводной компоновки 4К2, являются наиболее массовыми (каждая фирма выпускает до 40 моделей 4К4а в конструктивном ряду, включающем до 8–16 унифицированных серий) на рынках многих зарубежных стран, а теперь и выпускаемые тракторными заводами в РФ, и пользуются у потребителей максимальным спросом (например, 72,9% в общей номенклатуре всех тракторов ведущих зарубежных фирм) в широком диапазоне используемых мощностей. В противовес этому отечественными тракторами указанной компоновки растущий на них спрос фактически не удовлетворяется, а потребность отечественного сельского хозяйства в этих тракторах, хотя пока и частично, может и должна удовлетворяться закупками пусть более дорогих, но лучших по качеству тракторов зарубежных фирм, с которыми отечественная тракторная техника все еще не может должным образом конкурировать.
Примечательно, что все модели тракторов этой традиционной компоновки выпускаются за рубежом близкими по массе и существенно различающимися между собой по мощности, являясь в зависимости от уровня последней либо универсально-пропашными, либо пропашными, либо пахотно-пропашными (или универсальными), либо пахотными (или общего назначения) соответственно до 100, до 150, до 350, а также вплоть до 517 л.с.
Говоря о нетрадиционной (интегральной) компоновке 4К4б для универсальных тракторов (которые по своей сути являются многофункциональными системными тракторами), надо отметить, что в настоящее время в РФ тракторы такой компоновки не выпускаются, хотя прежде они серийно изготавливались на Липецком тракторном заводе (тракторы ЛТЗ-155), но в то же время производятся за рубежом в необходимых количествах, причем только двумя фирмами (Claas и JCB) в достаточно малой номенклатуре (11 моделей, или 5,1% от общей номенклатуры всех выпускаемых ведущими фирмами тракторов), занимая узкую нишу в продажах в диапазонах средних и высоких мощностей.
Отметим, что тракторы, имеющие компоновку 4К4б, являются конструктивно более сложными и дорогими, чем наиболее близкие к ним тракторы 4К4а с увеличенными размерами передних колес, хотя и имеют практически близкие с последними тягово-мощностные показатели (например, трактор 4К4б Claas Xerion мощностью 487 л.с., трактор 4К4а Fendt 1050 мощностью 517 л.с.).
Другая нетрадиционная компоновка 4К4б’ c шарнирно-сочлененной рамой для мощных (до 600 л.с.) колесных тракторов за рубежом тоже, как и предыдущая, не получила, как ожидалось, столь широкого распространения (выпускается номенклатура только из 12 моделей фирмами (John Deere, Case-IH, New Holland, Challenger и Buhler Versatile, что составляет 9,35% в общей номенклатуре всех выпускаемых ведущими зарубежными фирмами тракторов), вследствие их высокой цены и применения, главным образом на пахоте, культивации или севе в агрегате с широкозахватными машинами-орудиями на энергоемких работах в качестве альтернативы тракторам 4К4а, причем тяжелые тракторы 4К4б’ для большего снижения уплотняющего воздействия на почву могут оснащаться сдвоенными и даже строенными колесами.
В отличие от тракторов этой компоновки зарубежных фирм аналогичные тракторы, правда в весьма меньшей номенклатуре, не покрывающей дефицит таких тракторов в РФ для крупных хозяйств с большими возделываемыми площадями полей, тем не менее производятся и в РФ – известные тракторы «Кировец» (серий К-744 и К-7, а также новая модель К-424, всего только 12 моделей).
И последнее, если говорить о гусеничных тракторах, то их доля в общей номенклатуре выпускаемых тракторов, в том числе и за рубежом, тоже ограничена. Гусеничные тракторы, создававшиеся в основном для снижения уплотняющего воздействия на почву и улучшения тягово-сцепных свойств тракторов, не получили достаточно широкого распространения, как колесные, в силу ряда своих специфических причин, и в частности, из-за запрета на движение по асфальтированным дорогам, невысокой в сравнении с колесными транспортной скорости, а также худшими условиями труда.
Характерно, что в последние годы гусеничные тракторы за рубежом, в отличие от отечественных тракторов с преимущественно металлической гусеницей, оснащаются, как правило, резиноармированной гусеницей (РАГ) и приближаются за счет этого по своим скоростным качествам к тракторам с колесной ходовой системой. Их номенклатура представлена в диапазоне высоких мощностей (вплоть до 570–640 л.с.) в виде 20 моделей ведущими фирмами, такими как Challenger, а также Fendt (2-гусеничные модели), Case-IH, New Holland и Buhler Versatile (4-гусеничные модели), John Deere (2- и 4-гусеничные модели), причем в общей номенклатуре всех выпускаемых тракторов их количество составляет около 9,35%).
В отличие от указанных тракторов зарубежных фирм номенклатура гусеничных тракторов РФ является все же ограниченной (такие тракторы выпускаются только ОАО «ВгТЗ», ОАО «АТЗ», «Агромаш» – «Руслан» (с РАГ), а также ЗАО «ПТЗ» (трактор типа К-744Р 4 гусеничный) всего в количестве семи моделей. Такая номенклатура совершенно не может удовлетворить потребности собственного внутреннего рынка РФ, хотя гусеничные тракторы, особенно высоких мощностей, и превышают тяговые показатели близких им по мощности колесных тракторов 4К4а и 4К4б’.
Анализируя представленные по компоновкам зарубежных и отечественных тракторов данные, можно с большой долей уверенности сказать, что по этим компоновкам тракторостроение РФ реально отстает по номенклатуре тракторов от аналогичного уровня зарубежных тракторов, не говоря уже об уровне технико-экономических показателей последних, и прежде всего по условиям и безопасности труда, уровню применяемых средств автоматизации, оснащению прогрессивными узлами, агрегатами и системами, существенно улучшающими их потребительские качества при эксплуатации.
Как показал проведенный анализ, за рубежом и в РФ наиболее массовыми тракторами являются колесные тракторы с компоновками 4К4а и 4К4б’, а также гусеничные модели.
Вместе с тем за рубежом все тракторы предлагаются в виде серий различной мощности, состоящих из 3–5 моделей для агрегатирования с увеличивающимися по ширине захвата соответствующими машинами-орудиями. В РФ тракторы наиболее популярных компоновок выпускаются тракторными заводами в виде весьма ограниченной номенклатуры из одной, реже двух (например, тракторы типа «Кировец») серий, а чаще в виде одной-единственной модели, агрегатирующейся с узким набором по ширине захвата машин-орудий.
Учитывая указанные особенности зарубежных тракторов, а также большой дефицит в РФ тракторов компоновок 4К4а, 4К4б’ и гусеничных, особенно с РАГ, выпускаемых за рубежом в виде конструктивных рядов разной мощности и, следовательно, производительности, агрегатирующихся с необходимыми наборами машин-орудий разной ширины захвата, можно для уменьшения этого дефицита в дальнейшем рекомендовать продолжать закупки необходимых моделей тракторов за рубежом, тем более, что они обеспечивают более высокие показатели технического уровня даже при эксплуатации в сложившихся похожих условиях РФ.
Мониторинг надежности тракторов высокой мощности для села – Основные средства
На неизменный вопрос о том, какие сельскохозяйственные тракторы – отечественные или зарубежные – более надежны в эксплуатации в российских условиях, читатель получит объективный ответ, прочитав материалы этой актуальной статьи.
Надежность тракторной техники – комплексный показатель, включающий в себя в соответствии с ГОСТ 27.002 безотказность, долговечность, ремонтопригодность и сохранность, наряду с функциональными показателями в значительной степени определяет потребительские качества сельскохозяйственных тракторов (далее тракторов), поскольку от нее зависят и годовая наработка, и продолжительность простоев тракторов в пиковые периоды, и эффективность использования тракторов в с.-х. производстве, и своевременное выполнение комплекса работ в требуемые агросроки.
Если сравнивать отечественные тракторы с зарубежными в схожих условиях, то бытует мнение, что уровень надежности большинства моделей российских тракторов, особенно мощных, в том числе новых или разработанных в последние годы, в начальный период эксплуатации значительно – до 3 раз – ниже, чем зарубежной тракторной техники. Поэтому первостепенное значение приобретает достоверность данных по объективной оценке фактической надежности исправной техники, которые могут быть получены на основе испытаний и обследований в сопоставимых условиях реальной эксплуатации в хозяйствах конкретных почвенно-климатических зон, в том числе в результате наблюдений и обследований на машиноиспытательных станциях (МИС). Такие испытания гарантируют проверку соответствия заложенных в конструкцию тракторов параметров требованиям стандартов, технических заданий и технических условий, а также являются необходимым этапом при разработке мер по устранению причин повторяющихся и наиболее тяжелых по последствиям отказов для создания совершенной, конкурентоспособной тракторной техники.
После распада Советского Союза система плановых периодических испытаний отечественных тракторов практически не существует, а все заинтересованные стороны по существу лишились возможности получать важную достоверную информацию. Доступная информация фирм – производителей зарубежной тракторной техники по надежности носит отрывочный характер и в периодической печати почти отсутствует. Получение заслуживающей доверия проверенной информации по надежности тракторов, в том числе зарубежных, позволит потенциальным покупателям такой техники в России более взвешенно подходить к выбору модели при покупке.
Безотказность, т. е. свойство техники непрерывно сохранять работоспособное состояние в течение определенной наработки, характеризуют средней наработкой на сложный (значимый) отказ, когда нарушается работоспособность узлов и агрегатов тракторов, или на вероятные отказы II или III группы сложности (по признаку доступности к местам ремонта или замены), при этом отказы III группы сложности являются более каверзными, и все эти отказы возникают между аналогичными отказами, для которых нормативом сейчас является длительность работы не менее 1000 мото-ч. Так, ко II группе сложности относят отказы, проявившиеся в деформации деталей (валов, осей и т. п.), расположенных в легко доступных местах. Их устраняют в полевых условиях или в ремонтных мастерских. Отказы III группы сложности, а это, например, трещины или изломы рамы трактора или основных сборочных единиц (двигателя в сборе со сцеплением, коробки передач и т. п.), устраняют в стационарных условиях ремонтных мастерских. Например, излом по сварочному шву рычага включения переднего моста мощных полноприводных тракторов с шарнирно-сочлененной рамой – это отказ I группы сложности, трещины трубок масляного радиатора гидросистемы – отказ II группы сложности, износ подшипника вала ходоуменьшителя – отказ III группы сложности.
Для выявления реальных показателей надежности отечественных тракторов и их зарубежных аналогов ниже представлена их номенклатура, в частности, наиболее распространенных колесных тракторов классической полноприводной 4К4а компоновочной схемы и с шарнирно-сочлененной рамой схемы 4К4б’. Эти компоновочные схемы характерны для тракторов высокой мощности в диапазоне от 270 до 435 л.с., разработанных в России и за рубежом в последние годы и получивших распространение в агропромышленном производстве, в основном на работах общего назначения и севе, по которым имеются результаты контрольных испытаний на МИС и в хозяйствах АПК (табл. 1).
Трактор | Эксплуатационная мощность, л.с. | Год выпуска | Число испытанных тракторов, ед., на МИС/ в реальной эксплуатации | Наработка, мото-ч, на МИС/ в реальной эксплуатации |
---|---|---|---|---|
АТМ-5280 | 280 | 2005–2009 | 1/ 6 | 940/162-1900 |
Fendt 930 Vario | 300 | 2005 | 1/ 5 | 1750/ 3782–5725 |
John Deere 8430 | 295 | 2007 | 1/ 24 | –/ 523–4000 |
New Holland T8040 | 303 | 2006 | 1/ 11 | –/ 21–1192 |
Case International Magnum 310 | 314 | 2008 | 1/ – | 2220/ – |
К-744Р2/Р3 | 340/ 420 | 2006–2008 | 5/ 48 | 1106–874/ 59–3420 |
John Deere 9420 | 425 | 2003 | 1/ 2 | 1482/ 1860–1920 |
John Deere 9430 | 431 | 2007 | 1/ 2 | –/ 211–3118 |
New Holland T9040 | 435 | 2008 | –/ 3 | –/ 1000–1350 |
Bühler Versatile 2425 | 425 | 2007 | –/ 12 | –/ 460–4500 |
Challenger MT855B | 412 | 2006 | 1/ – | 5507/ – |
Oтечественные тракторы и их зарубежные аналоги указанной в табл. 1 номенклатуры испытывались в 2005–2009 гг. на МИС, в том числе Поволжской, Северо-Кавказской, Северо-Западной, Центрально-Черноземной, Кубанской, Алтайской, Амурской, Владимирской, а также обследовались в реальных условиях эксплуатации в разных регионах РФ (табл. 2).
Анализ представленных в табл. 2 результатов испытаний, а также периодических наблюдений и разовых обследований показал, что наработка на сложный отказ II и III групп сложности отечественного трактора АТМ-5280 (4К4а) составила соответственно 470 и 650 мото-ч (т. е. эти наработки являются довольно близкими), а тракторов К-744Р2/Р3 (4К4б’) – соответственно 415 и 265 мото-ч.
Трактор | Исходные данные | Контрольная наработка, мото-ч | Число тракторов, ед., общее/ расчетное, проработавших контрольную наработку | Среднее число отказов, ед., по группам сложности II/ III | Наработка на сложный отказ II и III групп сложности, мото-ч, единичного трактора/ (средняя по партии) |
---|---|---|---|---|---|
АТМ-5280 | Испытания | 1000 | 1/ 0,94 | 2/ 0 | 470/ – |
Наблюдения | 1000 | 6/ 2,6 | 2,4/ 0 | –/ 650 | |
Fendt 930 Vario | Испытания | 1000 | 1/ 1 | 0/ 0 | 1750/ – |
Наблюдения | 1000 | 5/ 5 | 1/ 2 | –/ (835/ 1665) | |
2000 | 5/ 5 | (2,2/ 1,4)/ (0,2/ 0) | –/ (835/ 1430) | ||
3000 | 5/ 5 | (3,6/ 2,2)/ (0,2/ 0) | –/ (790/ 1365) | ||
4000 | 5/ 4,8 | (5,1/ 3,2)/ (0,4/ 0,2) | –/ (725/ 1175) | ||
John Deere 8430 | Наблюдения | 1000 | 24/ 23,5 | 0,09/ 0 | –/ 11 100 |
2000 | 24/ 20,6 | 0,39/ 0 | –/ 5130 | ||
3000 | 24/ 13,5 | 0,61/ 0,07 | –/ 4400 | ||
4000 | 24/ 5,5 | 0,61/ 0,07 | –/ 5880 | ||
New Holland T8040 | Наблюдения | 1000 | 11/ 8,8 | 1,2/ 0 | –/ 835 |
Case International Magnum 310 | Испытания | 1000 | 1/ 1 | 0/ 0 | 2220/ – |
2000 | 1/ 1 | 2/ 0 | 1000/ – | ||
К-744Р2/Р3 | Испытания | 1000 | 5/ 5 | 2,4/ 0 | –/ 415 |
Наблюдения | 1000 | 48/ 28,4 | 3,6/ 0,2 | –/ 265 | |
John Deere 9420 | Испытания | 1000 | 1/ 1 | 0/ 0 | 1482/ – |
Наблюдения | 1000 | 2/ 2 | 0/ 0 | –/ 1880 | |
2000 | 2/ 1,9 | 0/ 0 | –/ 1880 | ||
John Deere 9430 | Наблюдения | 1000 | 2/ 2 | 0,5/ 0 | –/ 2000 |
2000 | 2/ 2 | 0,5/ 1 | –/ 1333 | ||
3000 | 2/ 1,97 | 0,5/ 1 | –/ 1974 | ||
New Holland T9040 | Наблюдения | 1000 | 3/ 3 | 1/ 0 | –/ 1000 |
Bühler Versatile 2425 | Наблюдения | 1000 | 12/ 10,7 | 0,9/ 0,1 | –/ 1000 |
2000 | 12/ 6,2 | 1,4/ 0,1 | –/ 1335 | ||
3000 | 12/ 5,0 | 1,8/ 0,3 | –/ 1430 | ||
Challenger МТ855В | Испытания | 1000 | 1/ 1 | 0/ 0 | Более 5500 |
2000 | 1/ 0 | 2000* | |||
3000 | 2/ 0 | 1500* | |||
4000 | 2/ 1 | 1333* | |||
5000 | 2/ 1 | 1667/ – | |||
- у единичного трактора Fendt 930 Vario (4К4а) и средняя по партии составляли соответственно больше 1750 мото-ч; при этом в связи с неудовлетворительной подготовкой трактора к эксплуатации в реальных условиях РФ уровень наработок без отказов этого весьма надежного трактора был заметно снижен;
- у John Deere 8430 (4К4а) и New Holland Т8040 средние наработки на сложный отказ соответственно за контрольные наработки от 10 000 до 40 000 и 10 000мото-ч составили 4000 и 835 мото-ч;
- у единичного трактора Case International Magnum 310 (4К4а) ориентировочные оценки наработок на сложный отказ за контрольные наработки 1000 и 2000 мото-ч составили соответственно 2220 и 1000 мото-ч.
Наработка на сложный отказ единичных тракторов 4К4б’, в том числе средняя по партии, за контрольную наработку 1000 мото-ч по результатам испытаний на МИС
- у единичного трактора John Deere 9420 (4К4б’) ориентировочная наработка на сложный отказ по результатам испытаний за контрольную наработку 1000 мото-ч составила более 1482 мото-ч, тогда как ориентировочная средняя по партии наработка на сложный отказ за ту же контрольную наработку была более 1880 мото-ч;
- у трактора John Deere 9430 (4К4б’) ориентировочная наработка на сложный отказ за контрольные наработки 1000, 2000 и 3000 мото-ч составила соответственно 2000, 1333 и 1974 мото-ч или для этого трактора средняя наработка на сложный отказ по партии была 1769 мото-ч;
- у New Holland Т9040 (4К4б’) ориентировочная средняя наработка на сложный отказ для трех этих тракторов за контрольную наработку 1000 мото-ч составила 1000 мото-ч;
- у Bühler Versatile 2425 (4К4б’) средняя наработка на сложный отказ за контрольные наработки в течение 2000 и 3000 мото-ч за контрольную наработку 1000 мото-ч составили соответственно 1335 и 1430 мото-ч.
На диаграммах показаны наработки, в том числе средняя по партии, на сложный отказ единичных тракторов 4К4а и 4К4б’ высокой мощности за контрольную наработку 1000 мото-ч по результатам испытаний на МИС, а также их ориентировочные средние наработки на сложный отказ по результатам разовых обследований.
Для зарубежного гусеничного Challenger МТ-855B наработка на сложный отказ (испытания на Кубанской МИС с импортными орудиями, преимущественно на основной обработке почвы) в данной статье представлена справочно как дополнительная информация о высокой надежности мощных тракторов с резиноармированными гусеницами этой фирмы. Наблюдаемые по этому трактору отказы II и III групп сложности в основном касались разрушения резинового бандажа опорного катка (на 2000 мото-ч) подшипника сайлентблока правой полуоси с течью масла под резиновую втулку, а также обрыва соединения вала КП с маховиком (на 3520 мото-ч) и замены гусениц (на 5500 мото-ч), выработавших за 2 года эксплуатации нормативный ресурс.
Таким образом, проведенный мониторинг надежности отечественных тракторов и их зарубежных аналогов с большой степенью точности достаточно убедительно свидетельствует о достоверности оценки наработки на сложный отказ за контрольную наработку 1000 мото-ч по результатам испытаний на МИС, которая характерна только для отечественных тракторов К-744Р2/Р3.
По остальным тракторам испытывались единичные образцы, поэтому полученные для них оценки безотказности являются по существу ориентировочными. Тем не менее можно с большой степенью вероятности констатировать, что уровень безотказности зарубежных тракторов (см. табл. 2) в несколько раз выше, чем отечественных. Так, у отечественных тракторов указанные наработки на сложный отказ находятся в диапазоне 415–470 мото-ч, тогда как у зарубежных тракторов аналогичные показатели – в диапазоне 1480–5500 мото-ч.
Показатели безотказности по результатам наблюдений в реальной эксплуатации свидетельствуют о достоверности данных по тракторам К-744Р2/Р3, John Deere 8420 и 8430, а также Bühler Versatile 2425, поскольку их объем выборок является вполне достаточным.
У остальных зарубежных тракторов, у которых (кроме трактора New Holland T8040) объемы выборок являются явно недостаточными, однако существенно выше, чем у отечественных тракторов, при примерно равных мощностях их двигателей (1700–2500 против 1000 мото-ч у отечественных тракторов).
Импорт сельскохозяйственных тракторов в Россию в 2011 г. – Основные средства
Рискуя остаться без тракторов, россияне все чаще предпочитают отечественной технике импортные тракторы, для которых внутренний рынок России открыт практически без всяких ограничений.
Так, в 2011 г. на рынок России было поставлено 11 844 импортных трактора (без тракторов «Беларусь» и ХТЗ из ближнего зарубежья), тогда как непосредственно отечественными тракторными заводами (в том числе сборки тракторов МТЗ и ХТЗ на территории России, а также по лицензиям зарубежных фирм) за этот период было произведено 15 843 трактора, то есть всего на 14% больше.
Фирма-импортер | Марка трактора | Число поставок в Россию | Мощность, л.с. | Эксплуатационная масса, кг |
---|---|---|---|---|
Компоновочная схема 4К4а | ||||
Case International | МХ 315 Magnum | 20 | 315 | 9377 |
Claas | Axion 850 | 3 | 224 | 8098 |
Challenger | МТ 665С | 54 | 290 | 10 300 |
Deutz-Fahr | Agrotron 165.7 | 7 | 180 | 8590 |
Fendt | 936 | 5 | 330 | 10 360 |
Foton | TE 204 | 119 | 20 | н. д. |
John Deere | 6130 | 126 | 80 | 4750 |
Kioti | CK 22 | 40 | 22 | 890 |
New Holland | Т 7060 | 38 | 214 | 7200 |
Same | Frutteto Classic 3.70 | 12 | 70 | н. д. |
TYM | T 223 | 64 | 22 | 1000 |
Valtra | T 141H | 7 | 150 | 4950 |
Компоновочная схема 4К4б | ||||
JCB | Fastrac 2115 | 1 | 128 | 5930 |
Компоновочная схема 4К4б’ | ||||
Case International | STX 435 | 15 | 442 | 15 889 |
Challenger | MT 965 С | 4 | 510 | н. д. |
Buhler Versatile | 2375 | 8 | 375 | 8700 |
John Deere | 9430 | 11 | 439 | 16 116 |
New Holland | T 9030 | 9 | 390 | 20 684 (на сдвоенных шинах) |
Гусеничные | ||||
Challenger | MT 765 | 7 | 320 | 13 100 |
ХТЗ | ХТЗ-17221 | 523 | 175 | 8760 |
Агроимпорт | ХТА-200-1 | 42 | 180 | 8800 |
Источник: Производство и рынок сельскохозяйственной техники в Российской Федерации. Росагромаш, ежемесячный информационный бюллетень, март, 2012 г. |
Способность поставлять полные модельные ряды своих тракторов, сопровождая их фирменным сервисом, выгодно отличает ведущие зарубежные фирмы от производителей тракторной техники в России. Именно поэтому деятельность зарубежных фирм на внешних рынках, в том числе отечественном, является вполне успешной. Такие зарубежные фирмы-импортеры, способные поставлять в Россию тракторы для аграрного сектора, есть не только в США и Канаде, но и в Германии, Финляндии и других странах с развитым тракторостроением. Основными производителями тракторов являются Сase International, Claas, Challenger, Buhler Versaile, Deutz-Fahr, New Holland, JCB, John Deere, Same, Valtra, а также китайская и южнокорейская фирмы Foton и Kioti и др.
Характерной особенностью внутреннего рынка России в 2011 г. при отсутствии на нем необходимых типоразмеров отечественных тракторов одновременно с поставками тракторов из США, Германии, Италии, Финляндии и Великобритании стал существенный рост поставок тракторов, в том числе и малогабаритных, из Китая фирмой Foton (402 модели) и Южной Кореи фирмами Daedong (17 моделей), Kioti (77 моделей) и TYM (80 моделей).
Фирма-импортер | Модель трактора | Мощность, л.с. | Тяговый класс | Ходовая система |
---|---|---|---|---|
Case International | STX 435 | 435 | 8 | 4К4б’ |
Claas | Axion 850 | 224 | 4 | 4К4а |
Challenger | MT 685С | 340 | 5 | 4К4а |
Fendt | 312 | 110 | 2 | 4К4а |
Foton | TG 1204 | 120 | 2 | 4К4а |
JCB | Fastrac 8250 | 252 | 5–6 | 4К4б |
John Deere | 6130 | 80 | 2 | 4К4а |
Kioti | EX 40 | 26 | 0,6–0,9 | 4К4а |
Massey Ferguson | 6499 | 215 | 3–4 | 4К4а |
New Holland | T 7060 | 214 | 5 | 4К4а |
Valtra | Т 131 Н | 148 | 3 | 4К4а |
Источник: Производство и рынок сельскохозяйственной техники в Российской Федерации. Росагромаш, ежемесячный информационный бюллетень, март, 2012 г. |
Наибольшими поставками тракторов из США отличались фирмы John Deere (556 моделей), New Holland (134 модели) и Challenger (161 модель), из Германии – фирма Fendt (14 моделей), из Италии – фирма Same (16 моделей), из Финляндии – фирма Valtra (49 моделей), из Великобритании – фирма JCB (2 модели), причем объем поставок тракторов из США настолько велик, что он сопоставим с объемами их продаж такими отечественными тракторными заводами, как ОАО «ВМТЗ», ЗАО «ПеТЗ» и ОАО «ВгТЗ».
В основном в Россию экспортировались новые модели тракторов, поставленные на производство в 2009–2011 гг., а также восстановленные тракторы в отличном состоянии прежних лет выпуска, бывшие в эксплуатации у других сельхозпроизводителей, имеющие по сравнению с новыми моделями более выгодное соотношение показателя «цена–качество», привлекающего российских аграриев, преимущественно небольших крестьянских хозяйств.
Наибольшим спросом у российских товаропроизводителей пользовались закупавшиеся по импорту следующие модели тракторов.
Несмотря на более высокую цену зарубежных тракторов, отечественные потребители отдают предпочтение именно им, а не отечественной тракторной технике, поскольку они могут купить вполне современные тракторы, вообще не выпускаемые в России, отличающиеся не только высокой производительностью и надежностью, но и необходимым набором потребительских качеств, способные агрегатироваться и с отечественными машинами-орудиями основной номенклатуры для обработки почвы, посева, возделывания многих сельскохозяйственных культур, а также их уборки.
Фирмы дальнего зарубежья из Америки, Канады, Западной Европы и Юго-Восточной Азии импортировали в Россию в подавляющем большинстве колесные полноприводные тракторы с обоими ведущими мостами классической компоновочной схемы 4К4а (91,7% всех импортируемых тракторов), 6,7% составляли колесные тракторы с шарнирно-сочлененной рамой нетрадиционной компоновочной схемы 4К4б’, 1,5% – гусеничные тракторы и всего 0,1% (2 модели) – тракторы интегральной компоновочной схемы 4К4б.
Страна-импортер | Объем поставок, $ США | Доля поставок, % |
---|---|---|
Всего | 217 145 669 | 100 |
В том числе | ||
США | 62 570 751 | 28,8 |
Украина | 58 286 695 | 26,8 |
Китай | 27 507 646 | 12,7 |
Франция | 19 843 421 | 9,1 |
Германия | 9 076 766 | 4,2 |
Великобритания | 8 900 436 | 4,1 |
Финляндия | 6 887 628 | 3,3 |
Австрия | 5 108 164 | 2,4 |
Корея | 4 187 054 | 1,9 |
Канада | 2 418 832 | 1,1 |
Япония | 1 909 832 | 0,9 |
Италия | 1 234 072 | 0,6 |
Голландия | 934 151 | 0,4 |
Швейцария | 451 732 | 0,2 |
Прочие | 7 828 490 | 3,6 |
Источник: Производство и рынок сельскохозяйственной техники в Российской Федерации. Росагромаш, ежемесячный информационный бюллетень, март, 2012 г. |
Сохраняющийся из года в год рост импорта в Россию гусеничных тракторов фирм John Deere и Challenger, оснащенных прогрессивными резино-армированными гусеницами, обусловлен не только сопоставимыми с колесными тракторами аналогичной мощности рабочими и транспортными скоростями, но и меньшим удельным давлением на почву, вызывающим ее уплотнение.
Всего в 2011 г. в Россию было поставлено 13 098 ед. импортных тракторов, что превышает объемы поставок тракторов в 2010 г. (741 ед.) более чем в 17 раз.
Из стран дальнего зарубежья наибольшими объемами поставок тракторов в Россию отличались США (28,8% всех импортируемых тракторов), Китай (12,7%), Франция (9,1%), Германия (4,2%), Великобритания (4,1%), Финляндия (3,3%), а из стран ближнего зарубежья – Украина (26,8%). По Беларуси аналогичные уточненные данные отсутствуют, однако известно, что Россия в настоящее время по-прежнему продолжает занимать доминирующее положение в поставках колесных тракторов «Беларусь», являясь главным рынком сбыта продукции ПО «МТЗ», причем в 2011 г. в Россию было отгружено 25 331 ед. продукции этого завода, в том числе торговыми домами «МТЗ-Сибирь», «МТЗ–Москва», «МТЗ–ЕлАЗ», «МТЗ–Северо-Запад», «МТЗ–Ставрополь», «МТЗ–Краснодар» (данные представительства ПО «МТЗ»), что почти в 1,6 раза больше, чем в 2010 г. (15 880 ед.).
2011 г. | 2010 г. | Изменение (%), ед. | Изменение (%), $ США | |||
---|---|---|---|---|---|---|
ед. | $ США | ед. | $ США | |||
Всего | 13 098 | 217 145 669 | 6122 | 122 592 507 | 214 | 177 |
В том числе тракторы колесные новые всего | 10 031 | 187 297 445 | 4066 | 92 789 137 | 247 | 202 |
В том числе мощностью менее 25 л.с. | 6279 | 18 135 057 | 2171 | 5 818 296 | 289 | 312 |
от 25 до 50 л.с. | 947 | 5 502 420 | 600 | 3 046 705 | 158 | 181 |
от 50 до 80 л.с. | 307 | 4 916 783 | 148 | 1 714 260 | 207 | 287 |
от 80 до 102 л.с. | 152 | 3 247 932 | 94 | 2 020 189 | 162 | 161 |
от 102 до 122 л.с. | 24 | 554 660 | 25 | 654 621 | 96 | 85 |
более 122 л.с. | 2322 | 154 940 593 | 1028 | 79 535 068 | 226 | 195 |
Тракторы, бывшие в эксплуатации | 2801 | 5 631 656 | 1853 | 4 219 321 | 151 | 133 |
Тракторы гусеничные | 266 | 24 216 568 | 203 | 25 584 050 | 131 | 95 |
* Совместно с тракторами для лесного хозяйства. |
Как и в предыдущие годы, доля поставок в Россию закупленных по импорту в 2011 г. колесных тракторов (95%) намного превышала объемы поставок тракторов с гусеничной ходовой системой (5%).
Видно, что в 2011 г. по сравнению с 2010 г. существенно (более чем в 2 раза) вырос импорт тракторов в Россию как по количеству, так и (почти в 1,8 раза) в стоимостном выражении, причем в наибольшей степени вырос импорт колесных тракторов небольшой (до 25 л.с.) и высокой (более 122 л.с.) мощности.
На диаграммах видно, что больше всего поставлялись новые колесные тракторы небольшой мощности – до 25 л.с.
Поставщик | Объем поставок, ед. | Доля на рынке России, % |
---|---|---|
Россия | – | – |
Беларусь | – | – |
Украина | – | – |
Страны дальнего зарубежья | 140 | 100 |
Общий объем продаж – 140 ед. |
Поставщик | Объем поставок, ед. | Доля на рынке России, % |
---|---|---|
Россия | 523 | 61 |
Беларусь | – | – |
Украина | 10 | 1 |
Страны дальнего зарубежья | 327 | 38 |
Общий объем продаж – 860 ед. |
Поставщик | Объем поставок, ед. | Доля на рынке России, % |
---|---|---|
Россия | 12 628 | 44,8 |
Беларусь | 15 458 | 54,9 |
Украина | – | – |
Страны дальнего зарубежья | 81 | 0,3 |
Общий объем продаж – 28 167 ед. |
Поставщик | Объем поставок, ед. | Доля на рынке России, % |
---|---|---|
Россия | 2165 | 47 |
Беларусь | 563 | 12 |
Украина | 1230 | 26 |
Страны дальнего зарубежья | 691 | 15 |
Общий объем продаж – 4649 ед. |
Поставщик | Объем поставок, ед. |
---|---|
Россия | 330 |
Беларусь | 72 |
Украина | – |
Страны дальнего зарубежья | 284 |
Общий объем продаж – 686 ед. |
Поставщик | Объем поставок, ед. | Доля на рынке России, % |
---|---|---|
Россия | 118 | 51 |
Беларусь | – | – |
Украина | – | – |
Страны дальнего зарубежья | 115 | 49 |
Общий объем продаж – 233 ед. |
В связи с наращиванием в последние годы импорта зарубежной тракторной техники не только из дальнего, но и ближнего зарубежья (из таких стран с развитым тракторостроением, как Беларусь и Украина, при этом поставки тракторов из других стран СНГ были минимальны и не учитывались) в Россию представляет интерес структура поставок этих тракторов на внутренний рынок, дифференцированных по тяговым классам и мощностям от минимальных до максимальных, в сопоставлении с поставками тракторов отечественных производителей, в том числе собираемых на территории России.
Таким образом, в самом массовом тяговом классе 1,4 наряду с поставками тракторов отечественных производителей (сборка на территории России тракторов МТЗ), по-прежнему доминировали тракторы «Беларусь», а в тяговом классе 0,2 при мощности до 25 л.с. – небольшие тракторы зарубежных фирм дальнего зарубежья из Китая и Южной Кореи. Те тяговые классы (0,6–0,9, а также 2–8), где имеется нехватка российской тракторной техники вследствие отсутствия поставок в требуемых объемах сельским товаропроизводителям нужных им типоразмеров отечественных тракторов и тракторной техники с Украины, успешно заполнялись закупленными по импорту зарубежными тракторами из дальнего зарубежья.