Зарубежные трактора: Рейтинг популярности зарубежных тракторов для села – Основные средства – Новые трактора российские и импортные

Рейтинг популярности зарубежных тракторов для села – Основные средства

Claas Axion 820 CMATIC

Steyr 9095 T

Case IH JX 95

Fendt 311 Vario

Belarus 922

Fendt 820 Vario

New Holland T 8030

John Deere 6330

 

Deutz-Fahr Agrotron 150

Проведенный по итогам 2008 г. специалистами Германии статистический анализ с.-х. тракторов, допущенных к эксплуатации в ФРГ, показал, что из 31 249 новых машин (что на 9,8% превышает аналогичный показатель 2007 г.) наибольшее число закупленных тракторов, как и в 2007 г., составляли модели ведущих производителей (табл. 1).

Число закупленных тракторов фирм, не являющихся лидерами рынка (Kubota, Iseki, Valtra, McCormick, Zetor, Landini, Lindner, Carraro и др.) оказалось значительно меньше, что объясняется главным образом более низким техническим уровнем моделей этих фирм.

Таблица 1. Рейтинг фирм по числу зарегистрированных в Германии новых сельскохозяйственных тракторов
№ п/пИзготовитель2008 г.2007 г.
Объем продаж, ед.Доля на рынке, %Объем продаж, ед.Доля на рынке, %
1

John Deere

6203

19,9

5625

19,8

2

Fendt

5367

17,2

4863

17,1

3

Deutz-Fahr

3608

11,5

3282

11,5

4

Case IH/ Steyr

3139

10,0

2672

9,4

5

Claas

2067

6,6

1922

6,8

6

New Holland

1770

5,7

1586

5,6

7

Massey Ferguson

1418

4,5

1277

4,5

8

Same

1001

3,2

829

2,9

9

Kubota

880

2,8

914

3,2

10

Iseki

771

2,5

784

2,8

11

Valtra

603

1,9

547

1,9

12

Mercedes-Benz

481

1,5

433

1,5

13

McCormick

336

1,1

310

1,1

14

Belarus

328

1,0

332

1,2

15

JCB

327

1,0

251

0,9

16

Landini

302

1,0

390

1,4

17

Lindner

209

0,7

182

0,6

18

Zetor

183

0,6

169

0,6

19

Carraro

150

0,5

140

0,5

20

Прочие

2106

6,7

1943

6,9

Источник: profi, № 3, 2009, S. 84.

Характерно, что подавляющее большинство компаний занимают в рейтинге 2008 г. аналогичные места, как и в 2007 г., это свидетельствует и о неизменности симпатий покупателей, и о стабильности технического уровня тракторов ведущих производителей.

Отрадно, что в число тракторов, востребованных на рынке Германии, уже не первый год входит и техника из СНГ, в частности МТЗ (Белоруссия) (14-e место – 328 шт.), который экспортирует в эту страну по доступным ценам свои универсально-пропашные колесные полноприводные тракторы небольшой и средней мощности классической компоновки среднего технического уровня и качества.

Фаворитом на рынке ФРГ в последние годы неизменно выступает фирма John Deere, доля продаж которой сохраняется на уровне 20%. По сравнению с 2007 г. число зарегистрированных в 2008 г. с.-х. тракторов этой фирмы увеличилось на 578 ед. Наибольшей прибавки в процентном отношении достигла фирма Same (17,2 %), а наибольшие потери понесла фирма Landini (22,6%).

Статистические данные по двадцати наиболее популярным моделям тракторов приведены в табл. 2.

Таблица 2. Рейтинг популярности моделей сельскохозяйственных тракторов рынка Германии
МестоМодельМощность, л.с.Объем продаж, ед.
1

Fendt 820 Vario

207

911

2

John Deere 6330

105

680

3

Deutz-Fahr
AT 150/ M 620

163

623

4

John Deere 6430

125

568

5

Fendt 312 Vario

124

556

6

John Deere 6830

135

520

7

Deutz-Fahr K 110

112

516

8

John Deere 7530

204

461

9

Fendt 718 Vario

181

360

10

John Deere 6630

125

359

11

John Deere 5820

88

327

12

John Deere 6930

150

325

13

Fendt 310 Vario

99

297

14

Deutz-Fahr Agroplus 67

71

294

15

John Deere 5720

80

285

16

Case IH JX 70

69

283

17

John Deere 7430

193

279

18

Fendt 309 Vario

94

273

19

Deutz-Fahr K100/ 420

95

266

20

Fendt 714 Vario

147

259

Источник: profi, № 3, 2009, S. 86.

Практически все представленные в табл. 2 популярные модели тракторов выпущены тремя фирмами: Fendt, John Deere и Deutz-Fahr. Наиболее популярным в 2008 г. был трактор Fendt 820 Vario с двигателем мощностью 207 л.с. и бесступенчатой трансмиссией. Столь высокая мощность у пользующегося наибольшим спросом сельскохозяйственного трактора в ФРГ отмечена впервые. В 2008 г. было продано 911 тракторов этой модели, тогда как в 2007-м только 512 ед. В 2007 г. 1-е место занимал Deutz-Fahr Agrotron 150 с двигателем мощностью 150  л.с., а в 2008 г. он занял только 3-е место. Напротив, модель John Deere 6330 (105 л.с.) переместилась с 3-го места на 2-е, так как ее продажи выросли с 508 до 680 ед. Число допущенных к эксплуатации тракторов John Deere 6430 (125 л.с.) увеличилось с 243 до 568 ед. (4-е место).

Наибольшим спросом пользовались универсальные тракторы средней мощности в диапазоне от 71 до 207 л.с., максимально загружаемые в хозяйствах в течение года.

В табл. 3 приведены данные о фирмах, занявших первые пять мест в отдельных классах по мощности с интервалом примерно 50 л.с., и числе проданных ими моделей. Наибольшее количество первых мест в указанных классах мощности занимали (в порядке перечисления) John Deere (четыре 1-х места), Fendt (три 2-х места), Claas (два 3-х места), Deutz-Fahr (три 4-х места), New Holland (три 5-х места). Наибольшим спросом у потребителей пользовались тракторы средней мощности в классах 51…100 и 101…150 л.с. фирм Case IH/ Steyr, John Deere, Fendt, Deutz-Fahr, New Holland, Сlaas.

Указанный рейтинг фирм подтверждается и данными распределения фирм по суммарному числу зарегистрированных тракторов по всем шести уровням мощностей в диапазоне 50…300 л.с. и выше, которые представлены на диаграмме 1.

Таблица 3. Самые популярные фирмы по числу продаж с.-х. тракторов по классам мощности
Класс мощности, л.с.Место
1-е2-е3-е4-е5-е
До 50John Deere 810 ед.Iseki 770 ед.Kubota 760 ед.Deutz-Fahr 226 ед.Massey Ferguson 91 ед.
51…100Case IH/ Steyr 1426 ед.John Deere 1276 ед.Fendt 1223 ед.Deutz-Fahr 1197 ед.New Holland 803 ед.
101…150John Deere 1666 ед.Fendt 1493 ед.Deutz-Fahr 1379 ед.Case IH/ Steyr 733 ед.Claas 676 ед.
151…200John Deere 1267 ед.Fendt 982 ед.Case IH / Steyr 726 ед.Deutz-Fahr 689 ед.Claas 282 ед.
201…300Fendt 1380 ед.John Deere 866 ед.Claas 349 ед.Mercedes 177 ед.New Holland 175 ед.
Свыше 301John Deere 318 ед.Fendt 287 ед.Claas 87 ед.Case IH/ Steyr 63 ед.New Holland 41 ед.
Источник: profi, № 3, 2009, S. 87.

Положение  на  рынке ФРГ по объемам продаж транснациональных  корпораций (концернов) и крупных производителей тракторов отражено в табл. 4, согласно которой в 2008 г. их положение на рынке почти не изменилось.

Аналогично 2007 г. лидирующее положение занимает корпорация AGCO (включающая Fendt, Massey Ferguson, Challenger, Valtra, Sisu), за которой с уменьшением объемов продаж следуют John Deere, CNH (Case IH/ Steyr, New Holland), Same Deutz-Fahr (Same, Lamborghini, Huerlimann, Deutz-Fahr), Claas и ARGO (Landini, McCormick). Об этом свидетельствует и диаграмма 2 распределения долей корпораций и крупных производителей на рынке Германии в 2008 г.

Деятельность лидера продаж корпорации AGCO характеризуется инновационной направленностью, использованием прогрессивных технических и технологических решений и курсом на выпуск не только новых моделей тракторов, но и усовершенствованных финских двигателей Sisu высокого технического уровня рабочим объемом до 10 л, которая в 2008 г. анонсировала создание в России совместно с концерном «Тракторные заводы» предприятия по сборке двигателей Sisu мощностью 50…350 л.с. на ВМТЗ (г. Владимир).

Таблица 4. Объемы продаж транснациональных корпораций (концернов) и крупных производителей тракторов
Корпорация (концерн)2008 г.2007 г.
Объем продаж, ед.Доля на рынке, %Объем продаж, ед.Доля на рынке, %
AGCO

7388

23,6

6687

23,5

John Deere

6203

19,9

5625

19,8

CNH

4909

15,7

4258

15,0

Same Deutz-Fahr

4609

14,7

4111

14,4

Claas

2067

6,6

1922

6,8

Argo

638

2,1

700

2,5

Источник: profi, № 3, 2009, S. 85.

Занимающий 2-е место John Deere – крупнейший производитель с.-х. тракторов не только в США, но и в Германии. Производство немецкого завода в г. Мангейме покрывает 50% продаж сельхозтехники John Deere в Германии. Особое внимание уделяется развитию систем автоматического вождения тракторов по сигналам европейской спутниковой системы навигации Galileo.

Из всей сельхозтехники корпорации CNH (3-е место) на продажи тракторов приходится примерно 49%, при этом для нее характерно возрастание общих продаж тракторов за счет преимущественного роста продаж мощных тракторов.

Рейтинг популярности зарубежных сельхозтракторов в России – Основные средства

Как и в предыдущие годы, в 2011 г. в России продолжались закупки сельскохозяйственных тракторов (далее – тракторов) ведущих мировых производителей из стран дальнего зарубежья. Так, в январе–декабре на внутреннем рынке России по импорту было закуплено 13 098 ед. тракторов зарубежных фирм на общую сумму $217 145 669. Закупки осуществлялись в основном спонтанно, без должного анализа существующего рынка тракторной техники, показателей технической оценки ее узлов, агрегатов и систем, результатов испытаний на МИС образцов зарубежных тракторов и производственных проверок в хозяйствах. При этом объемы продаж закупаемых моделей зарубежных тракторов варьировались в весьма широких пределах (от 1 до 206 ед.).

В табл. 1 показана так называемая презентабельная выборка типоразмеров наиболее популярных в России зарубежных тракторов, имеющих наибольшие объемы продаж.

Повышенным спросом в России пользовались стандартные классические колесные тракторы с двумя ведущими мостами (95% от общего количества тракторов на рынке), далее идут тракторы с шарнирно-сочлененной рамой (3%), затем гусеничные модели (2%), при этом большой спрос имели классические колесные тракторы китайских и южнокорейских фирм, продажи которых по сравнению с предыдущими годами выросли в разы и составили от 14 до 109 ед.

Таким образом, в подавляющем большинстве приобретались колесные полнопривод­ные тракторы классической компоновки мощностью от 20 до 340 л.с., причем в основном закупались колесные тракторы средней и высокой мощности, соответственно от 80 до 200 и от 290 до 340 л.с., тогда как колесные тракторы с шарнирно-сочлененной рамой закупали мощностью от 375 до 535 л.с., а гусеничные – от 324 до 577 л.с.

Таблица 1. Популярные в России типоразмеры зарубежных тракторов из дальнего зарубежья – лидеры продаж
Фирма-производительСтранаМодель трактораМощность, л.с.Объем продаж, ед.Общая стоимость, $
Классическая полноприводная компоновочная схема с двумя ведущими мостами 4К4а
Сase IH

CША

315 Маgnum
210 Puma МХ
МХ 335
МХ 310

315
214
335
309

20
19
18
18

2 866 993
1 539 377
2 175 468
2 066 831

Challenger

CША

МТ 665
МТ 685С
МТ 585

290
340
200

54
32
19

6 510 359
4 052 531
1 368 100

Daedong

Ю. Корея

СК 22

22

16

124 021

Foton

Китай

ТЕ 204
ТЕ 254
TG 1254
ТВ 404

20
45
125
40

119
109
73
14

523 699
576 631
1 373 000
103 590

John Deere

США

7830
6130
6930
7930

200
80
150
215

206
126
94
57

17 311 087
4 062 797
5 634 296
5 087 477

Kioti

Ю. Корея

СК-35
DK 551
EX 40

35
54
26

61
34
26

644 797
559 231
391 507

New Holland

CША

Т7060
Т8040
Т8390

214
308
340

38
13
10

3 434 973
1 496 762
1 580 000

Same

Италия

Frutteto Classic 3.70

70

12

414 863

TYM

США

Т223

20

64

545 273

Valtra

Финляндия

Т191Н

185

31

2 469 138

Нетрадиционная компоновка с шарнирно-сочлененной рамой и передними и задними ведущими колесами одинакового размера 4К4б’
Case IH

США

STX 435

435

15

2 434 044

John Deere

США

9430

425

11

1 940 277

New Holland

США

Т9040

440

12

1 577 590

Гусеничные тракторы
Challenger

США

МТ865С

517

13

3 000 993

John Deere

США

9530Т

475

10

2 146 518

Количество закупаемых тракторов с интегральной компоновкой было ограниченным и поэтому не учитывалось.

По большим объемам продаж (в данном случае, например, свыше 30 ед.) в числе лидеров оказались тракторы фирм John Deere, далее последовательно идут тракторы фирм Foton, TYM, Kioti, Challenger, New Holland и Valtra (тракторы 4К4а), Case IH (тракторы 4К4б’) и Challenger (гусеничные тракторы).

Доли продаж тракторов 4К4а (в диапазоне продаж от 31 до 206 ед.) среди фирм с наибольшими объемами закупок в России показаны на диаграмме 3.

Таким образом, больше всего в России в 2011 г. приобретались полноприводные колесные тракторы фирмы John Deere. В числе лидеров продаж оказались также и китайские колесные тракторы фирмы Foton, которые при их небольшой мощности имели достаточно высокие показатели технического уровня и вместе с тем в сравнении с таким грандом, как John Deere, являлись более дешевыми, что и привлекало покупателей китайских и южнокорейских тракторов в России. Объемы продаж колесных тракторов других фирм оказались по сравнению с лидерами на порядок ниже, что свидетельствует об их меньшей популярности в России.

Таблица 2. Рейтинг популярности в России наиболее востребованных типоразмеров зарубежных тракторов
МестоФирма-изготовительМодель трактораМощность, л.с.Объем продаж, ед.
Классическая компоновочная схема 4К4а

I

John Deere

7830

200

206

II

John Deere

6130

80

126

III

Foton

ТЕ204

20

119

IV

Foton

ТЕ254

25

109

V

John Deere

6930

150

94

VI

Foton

ТG1254

125

73

VII

TYM

Т423

20

64

VII

Kioti

СК-35

35

61

Challenger

МТ665

290

54

Х

John Deere

7930

215

47

ХI

New Holland

Т7060

214

38

ХII

Kioti

DK551

54

34

ХIII

Challenger

МТ685

340

32

ХIV

Valtra

Т191Н

185

31

Нетрадиционная компоновка 4К4б’

I

Сase IH

STX435

435

15

Гусеничный трактор

I

Challenger

МТ865С

517

13

Мощные колесные тракторы нетрадиционной компоновки с шарнирно-сочлененной рамой и гусеничные тракторы в связи с их ограниченным применением, преимущественно только на энергоемких работах общего назначения (пахота, сплошная культивация и др.), закупались хозяйствами в ограниченных количествах (до 13–15 ед.), лидерами закупок были соответственно фирмы Case IH и Challenger.

В основном отечественными сельскими товаропроизводителями у зарубежных фирм приобретались тракторы, отсутствующие в производстве на тракторных заводах в России или выпускаемые ими в малых количествах.

При закупке зарубежных тракторов средней и высокой мощности покупателям из России следует прежде всего учитывать комплекс основных технико-экономических показателей их узлов, агрегатов и систем, оказывающих существенное влияние на эксплуатационные качества, – это высокий крутящий момент, минимальный выпуск отработавших газов, электронный впрыск топлива, большой интервал ТО, переключение передач в трансмиссии под нагрузкой без разрыва мощности или бесступенчатое переключение передач, максимальная транспортная скорость не менее 40–50 км/ч, подрессоривание переднего ведущего моста, эффективное торможение не только зад­ними, но и передними колесами, высокая грузоподъемность задней навесной системы, низкий уровень шума в кабине и т. п.

Следует обращать внимание и на такой важный показатель, как урожайность сельхозкультур в конкретном регионе России и возможность полного использования конкретной модели с высокой степенью загрузки в рядовой эксплуатации для обеспечения максимальной производительности при агрегатировании с соответствующим по тяговому классу закупаемого трактора комплексом машин-орудий, а также оптимальное сервисное обслуживание.

Как правило, доверием сельских товаропроизводителей пользовались зарубежные тракторы средней (около 200 л.с.) и высокой мощности (более 400 л.с.). Они приобретались главным образом крупными финансово устойчивыми сельхозпредприятиями, имеющими большой пакет финансовых активов и денежных средств для капиталовложений, тогда как в качестве покупателей тракторов меньшей мощности выступали не только они, но и преимущественно средние сельхозпредприятия, личные подсобные и индивидуальные хозяйства.

В связи с этим интерес представляют основные технические показатели тракторов, занявших лидирующие места в рейтинге наиболе покупаемых в России, непосредственно влияющие на их эксплуатационные качества (см. табл. 3).

Учитывая данные табл. 3, можно отметить, что именно благодаря своим высоким технико-экономическим показателям наибольшей популярностью в России пользовался полноприводный колесный трактор John Deere 7830, который еще и намного дешевле альтернативных моделей с шарнирно-сочлененной рамой Case IH STX 435 и гусеничного Challenger МТ 865С.

    Надо также отметить, что в отличие от тракторов общего назначения (Case IH STX и Challenger) John Deere 7830, являющийся трактором универсального назначения, имеет лучшие потребительские качества за счет:
  • более широких возможностей в агрегатировании с сельхозмашинами и орудиями, которые могут навешиваться не только сзади трактора, но и в его передней части, составляя эшелонированные и комбинированные агрегаты;
  • использования не только при работах общего назначения, но и на пропашке в междурядьях сельскохозяйственных культур.
Таблица 3. Структура технических показателей моделей и фирм зарубежных тракторов 4К4а, 4К4б’ и гусеничного, наиболее популярных в России
ПоказательЗакупленные модели
колесныегусеничный
МодельJohn Deere 7830 (4К4а)Case IH STX 435 (4К4б’)Challenger MT 865C
Объем продаж, ед.

206

15

13

Двигатель
Мощность, л.с.

205

435

517

Турбонаддув с промежуточным охлаждением наддувочного воздуха

Штатно

Запас крутящего момента, %

40

42

Впрыск топлива

Электронный под высоким давлением Сommon Rail

Электронный

Уровень выбросов ОГ

Тier 3

Tier 2

Tier 3

Интервал замены масла, моточас

500

250

Трансмиссия
Коробка передач, тип

Диапазонная с автоматическим переключением без разрыва потока мощности; бесступенчатая (по заказу)

Диапазонная автоматическая с переключением без разрыва потока мощности

С автоматическим переключением без разрыва потока мощности

Максимальная скорость вперед/назад, км/ч

42

37

40

Реверс всех передач

Есть

Нет

Число передач: вперед/ назад

20/ 20

16/ 2

16/ 4

Ходоуменьшитель

Штатно

Нет

Оптимальный набор передач вперед

Штатно

Частота вращения заднего/переднего ВОМ, об/мин

540; 1000/ 1000

1000/ Нет

1000 (по заказу)

Включение заднего ВОМ, тип

Электрогидравлическое

Под нагрузкой

Ходовая система
Подрессоривание переднего моста

Штатно

Нет

Подрессоривание ходовой части

Блокировка дифференциалов заднего/переднего мостов, тип

Электрогидравлическая

Размерность штатных шин колес: передних/ задних

600/70R30
650/85R38

20,8 R42
20,8 R42

Гусеницы резиноармированные (3 варианта ширины)

Возможность установки сдвоенных шин колес

По заказу

Гидронавесная система
Грузоподъемность задней/ передней, кг

7483 (9177 по заказу)/ 5200

8900/ Нет

14 000/ Нет

Максимальное давление в гидросистеме, МПа

21

20

Колесные тормоза
Тип задних/ передних колес

«Мокрые» дисковые гидроуправляемые

Кабина
Уровень шума, дБ(А)

71,5

75

72

Подрессоривание

По заказу

Нет

Сиденье

С пневмоподвеской

Поворотное вправо с пневмоподвеской

С пневмоподвеской

Обзор

Панорамный

Кондиционер

Штатно

Прочие данные
Эксплуатационная масса, кг

7850

15 889

23 500

База, мм

2860

3910

2950

Дорожный просвет, мм

н. д.

н. д.

360

Радиус поворота без подтормаживания, м

н. д.

5,1

Рабочее оборудование
Пневмопривод тормозов прицепа

По заказу

Штатно

Маятниковое прицепное устройство

По заказу

Штатно

Средства интеллектуального автоматического контроля и управления
Электрогидравлический регулятор задней навесной системы

Штатно

Автоматическое регулирование двигателя и трансмиссии

Штатно

Нет

Штатно

Система бортовой диагностики

Штатно

Нет

Автоматика разворотной полосы

Штатно

Система автоматического вождения

По заказу

Система обмена данными трактора и навесного устройства

По заказу

Штатно

Система сбора и документирования данных

По заказу

Нет

Нет

Новости на рынке сльхоз техники в России. Рейтинг популярности зарубежных сельхоз тракторов в России

Как и в предыдущие годы, в 2011 г. в России продолжались закупки сельскохозяйственных тракторов (далее – тракторов) ведущих мировых производителей из стран дальнего зарубежья. Так, в январе–декабре на внутреннем рынке России по импорту было закуплено 13 098 ед. тракторов зарубежных фирм на общую сумму $217 145 669. Закупки осуществлялись в основном спонтанно, без должного анализа существующего рынка тракторной техники, показателей технической оценки ее узлов, агрегатов и систем, результатов испытаний на МИС образцов зарубежных тракторов и производственных проверок в хозяйствах. При этом объемы продаж закупаемых моделей зарубежных тракторов варьировались в весьма широких пределах (от 1 до 206 ед.).

В табл. 1 показана так называемая презентабельная выборка типоразмеров наиболее популярных в России зарубежных тракторов, имеющих наибольшие объемы продаж.

Повышенным спросом в России пользовались стандартные классические колесные тракторы с двумя ведущими мостами (95% от общего количества тракторов на рынке), далее идут тракторы с шарнирно-сочлененной рамой (3%), затем гусеничные модели (2%), при этом большой спрос имели классические колесные тракторы китайских и южнокорейских фирм, продажи которых по сравнению с предыдущими годами выросли в разы и составили от 14 до 109 ед.

Таким образом, в подавляющем большинстве приобретались колесные полнопривод­ные тракторы классической компоновки мощностью от 20 до 340 л.с., причем в основном закупались колесные тракторы средней и высокой мощности, соответственно от 80 до 200 и от 290 до 340 л.с., тогда как колесные тракторы с шарнирно-сочлененной рамой закупали мощностью от 375 до 535 л.с., а гусеничные – от 324 до 577 л.с.

Количество закупаемых тракторов с интегральной компоновкой было ограниченным и поэтому не учитывалось.

По большим объемам продаж (в данном случае, например, свыше 30 ед.) в числе лидеров оказались тракторы фирм John Deere, далее последовательно идут тракторы фирм Foton, TYM, Kioti, Challenger, New Holland и Valtra (тракторы 4К4а), Case IH (тракторы 4К4б’) и Challenger (гусеничные тракторы).

Доли продаж тракторов 4К4а (в диапазоне продаж от 31 до 206 ед.) среди фирм с наибольшими объемами закупок в России показаны на диаграмме 3.

Таким образом, больше всего в России в 2011 г. приобретались полноприводные колесные тракторы фирмы John Deere. В числе лидеров продаж оказались также и китайские колесные тракторы фирмы Foton, которые при их небольшой мощности имели достаточно высокие показатели технического уровня и вместе с тем в сравнении с таким грандом, как John Deere, являлись более дешевыми, что и привлекало покупателей китайских и южнокорейских тракторов в России. Объемы продаж колесных тракторов других фирм оказались по сравнению с лидерами на порядок ниже, что свидетельствует об их меньшей популярности в России.

Мощные колесные тракторы нетрадиционной компоновки с шарнирно-сочлененной рамой и гусеничные тракторы в связи с их ограниченным применением, преимущественно только на энергоемких работах общего назначения (пахота, сплошная культивация и др.), закупались хозяйствами в ограниченных количествах (до 13–15 ед.), лидерами закупок были соответственно фирмы Case IH и Challenger.

В основном отечественными сельскими товаропроизводителями у зарубежных фирм приобретались тракторы, отсутствующие в производстве на тракторных заводах в России или выпускаемые ими в малых количествах.

При закупке зарубежных тракторов средней и высокой мощности покупателям из России следует прежде всего учитывать комплекс основных технико-экономических показателей их узлов, агрегатов и систем, оказывающих существенное влияние на эксплуатационные качества, – это высокий крутящий момент, минимальный выпуск отработавших газов, электронный впрыск топлива, большой интервал ТО, переключение передач в трансмиссии под нагрузкой без разрыва мощности или бесступенчатое переключение передач, максимальная транспортная скорость не менее 40–50 км/ч, подрессоривание переднего ведущего моста, эффективное торможение не только зад­ними, но и передними колесами, высокая грузоподъемность задней навесной системы, низкий уровень шума в кабине и т. п.

Следует обращать внимание и на такой важный показатель, как урожайность сельхозкультур в конкретном регионе России и возможность полного использования конкретной модели с высокой степенью загрузки в рядовой эксплуатации для обеспечения максимальной производительности при агрегатировании с соответствующим по тяговому классу закупаемого трактора комплексом машин-орудий, а также оптимальное сервисное обслуживание.

Как правило, доверием сельских товаропроизводителей пользовались зарубежные тракторы средней (около 200 л.с.) и высокой мощности (более 400 л.с.). Они приобретались главным образом крупными финансово устойчивыми сельхозпредприятиями, имеющими большой пакет финансовых активов и денежных средств для капиталовложений, тогда как в качестве покупателей тракторов меньшей мощности выступали не только они, но и преимущественно средние сельхозпредприятия, личные подсобные и индивидуальные хозяйства.

В связи с этим интерес представляют основные технические показатели тракторов, занявших лидирующие места в рейтинге наиболе покупаемых в России, непосредственно влияющие на их эксплуатационные качества (см. табл. 3).

Учитывая данные табл. 3, можно отметить, что именно благодаря своим высоким технико-экономическим показателям наибольшей популярностью в России пользовался полноприводный колесный трактор John Deere 7830, который еще и намного дешевле альтернативных моделей с шарнирно-сочлененной рамой Case IH STX 435 и гусеничного Challenger МТ 865С.

  • Надо также отметить, что в отличие от тракторов общего назначения (Case IH STX и Challenger) John Deere 7830, являющийся трактором универсального назначения, имеет лучшие потребительские качества за счет:
  • более широких возможностей в агрегатировании с сельхозмашинами и орудиями, которые могут навешиваться не только сзади трактора, но и в его передней части, составляя эшелонированные и комбинированные агрегаты;
  • использования не только при работах общего назначения, но и на пропашке в междурядьях сельскохозяйственных культур.
Таблица 1. Популярные в России типоразмеры зарубежных тракторов из дальнего зарубежья – лидеры продаж
Фирма-производительСтранаМодель трактораМощность, л.с.Объем продаж, ед.Общая стоимость, $
Классическая полноприводная компоновочная схема с двумя ведущими мостами 4К4а
Сase IH

CША

315 Маgnum
210 Puma МХ 
МХ 335 
МХ 310

315 
214 
335 
309

20 
19 
18 
18

2 866 993 
1 539 377 
2 175 468 
2 066 831

Challenger

CША

МТ 665 
МТ 685С 
МТ 585

290 
340 
200

54 
32 
19

6 510 359 
4 052 531 
1 368 100

Daedong

Ю. Корея

СК 22

22

16

124 021

Foton

Китай

ТЕ 204 
ТЕ 254 
TG 1254 
ТВ 404

20 
45 
125 
40

119 
109 
73 
14

523 699 
576 631 
1 373 000 
103 590

John Deere

США

7830 
6130 
6930 
7930

200 
80 
150 
215

206 
126 
94 
57

17 311 087 
4 062 797 
5 634 296 
5 087 477

Kioti

Ю. Корея

СК-35 
DK 551 
EX 40

35 
54 
26

61 
34 
26

644 797 
559 231 
391 507

New Holland

CША

Т7060 
Т8040 
Т8390

214 
308 
340

38 
13 
10

3 434 973 
1 496 762 
1 580 000

Same

Италия

Frutteto Classic 3.70

70

12

414 863

TYM

США

Т223

20

64

545 273

Valtra

Финляндия

Т191Н

185

31

2 469 138

Нетрадиционная компоновка с шарнирно-сочлененной рамой и передними и задними ведущими колесами одинакового размера 4К4б’
Case IH

США

STX 435

435

15

2 434 044

John Deere

США

9430

425

11

1 940 277

New Holland

США

Т9040

440

12

1 577 590

Гусеничные тракторы
Challenger

США

МТ865С

517

13

3 000 993

John Deere

США

9530Т

475

10

2 146 518

 

Таблица 2. Рейтинг популярности в России наиболее востребованных типоразмеров зарубежных тракторов
МестоФирма-изготовительМодель трактораМощность, л.с.Объем продаж, ед.
Классическая компоновочная схема 4К4а

I

John Deere

7830

200

206

II

John Deere

6130

80

126

III

Foton

ТЕ204

20

119

IV

Foton

ТЕ254

25

109

V

John Deere

6930

150

94

VI

Foton

ТG1254

125

73

VII

TYM

Т423

20

64

VII

Kioti

СК-35

35

61

Challenger

МТ665

290

54

Х

John Deere

7930

215

47

ХI

New Holland

Т7060

214

38

ХII

Kioti

DK551

54

34

ХIII

Challenger

МТ685

340

32

ХIV

Valtra

Т191Н

185

31

Нетрадиционная компоновка 4К4б’

I

Сase IH

STX435

435

15

Гусеничный трактор

I

Challenger

МТ865С

517

13

Источник: журнал «Основные средства»

Еще раз о компоновках сельскохозяйственных тракторов – Основные средства

Статья посвящена особенностям компоновок современных сельскохозяйственных тракторов (далее – тракторов) и описывает их наиболее существенные отличительные признаки. Она может многое рассказать о характеристиках тракторов различного назначения, мощности, тягового класса и других параметрах и затрагивает важные вопросы сопоставления номенклатуры выпускаемых зарубежных и отечественных тракторов известных компоновок от ведущих фирм и изготовителей, позволяющие выявить дефицит поставляемых на внутренний рынок РФ с/х тракторов.

Материал статьи представляет интерес прежде всего для специалистов сельскохозяйственного производства РФ, в том числе занимающихся закупкой необходимых хозяйствам зарубежных тракторов, а также анализом проблем в отечественном тракторостроении в целом.

Общеизвестно, что компоновка стандартного трактора характеризуется в первую очередь взаимным размещением его основных агрегатов и систем, а также движителей, рабочего, технологического оборудования и свободного пространства для навески машин-орудий, базой и дорожным просветом, отвечающим функциональному назначению трактора и позволяющим его использовать в сельском хозяйстве в агрегате с сельхозмашинами-орудиями с наибольшей эффективностью.

Ниже приведены существующие в отечественном и зарубежном тракторостроении компоновки подавляющего большинства тракторов с основной (нормальной) колеей в зависимости от типа их движителей, тягово-мощностных показателей, относительного размещения их агрегатов и систем, целесообразного применения на тех или иных видах тяговых сельскохозяйственных работ (табл. 1).

Таблица 1. Применяемость и относительное размещение основных узлов и агрегатов в отечественных и зарубежных тракторах различных компоновок в зависимости от их тягово-мощностных показателей
№ п/пКомпоновкаДиапазон тяговых классовДиапазон используемых мощностей, л.с.Основное применениеОтносительное размещение основных узлов и агрегатов
1Традиционная колесная(4К2)с задними ведущими колесами, большего размера, чем передние управляемые колеса0,6–1,425–90На колесных универсально-пропашных тракторахДвигатель и кабина размещены на раме соответственно над передними и задними колесами; навесное устройство и ВОМ позади задних колес
2Традиционная колесная (4К4а) с передними и задними ведущими колесами, большего, чем передние управляемые, размера0,6–625–400 и болееНа колесных универсально-пропашных и универсальных тракторахДвигатель и кабина размещены на раме соответственно над передними и задними колесами; заднее навесное устройство и ВОМ позади задних колес (штатно)
3Нетрадиционная колесная интегральная (4К4б) с передними и задними ведущими колесами одинакового размера, передние колеса управляемые3–8200–490На колесных универсальных тракторахДвигатель и кабина размещены на раме соответственно над передними и между передними и задними колесами; навесные устройства и ВОМ соответственно впереди передних и позади задних колес
4Нетрадиционная колесная c шарнирной рамой (4К4б’), с передними и задними ведущими и управляемыми колесами одинакового размера3–8 и более200–600На колесных тракторах общего назначенияДвигатель и кабина размещены на передней части рамы над передними колесами; навесное устройство позади задних колес
5Двухгусеничная, в том числе с резино-армированной гусеницей0,9–8 и более50–640На гусеничных тракторах пропашных и общего назначенияДвигатель и кабина размещены на раме соответственно спереди и сзади, левая и правая гусеницы по бокам рамы; навесное устройство позади трактора

Как видно из табл. 1, отечественные и зарубежные колесные и гусеничные тракторы выпускаются производителями в сходных компоновках с практически близкими общими показателями, следовательно, в этой части мало различаются между собой и могут использоваться на тех же сельскохозяйственных операциях.

Вместе с тем, учитывая большую номенклатуру тракторов, производимых за рубежом, особенно в ведущих странах Западной Европы, в США и Канаде, их высокие технико-экономические показатели, можно с уверенностью сказать, что сопоставление номенклатуры выпускаемых отечественных и зарубежных тракторов, имеющих одинаковые компоновки, будет заведомо не в пользу отечественных моделей.

Такое сопоставление позволит выявить именно те отечественные тракторы, которые считаются либо полностью не выпускаемыми тракторной промышленностью РФ, либо выпускаются в РФ в явно недостаточном количестве и поэтому являются дефицитными, а закупку недостающих в РФ моделей тракторов у зарубежных фирм, которая считается в настоящее время «модным» трендом, можно считать вполне оправданной и даже целесообразной.

С целью этого сопоставления в качестве отечественных производителей взяты все еще продолжающие выпускать тракторную технику тракторные заводы РФ. Это ОАО «ВМТЗ» (остатки ранее изготовленных тракторов), ОАО «ВгТЗ», ЗАО «Агротехмаш», ОАО «АТЗ», ЗАО «ПТЗ», ЗАО «Агромаш», изготавливающие колесную и гусеничную тракторную технику.

В качестве зарубежных производителей приняты такие ведущие фирмы США, как Case-IH, Challenger, John Deere и New Holland, Канады – Маssу Ferguson и Buhler Versatile, а также Западной Европы (Германии – Claas, Deutz-Fahr и Fеndt; Англии – JCB;). Тракторная техника, выпускаемая этими фирмами, имеет сходные с отечественными моделями компоновки, причем именно на зарубежные тракторы этих фирм, как правило, ориентируются отечественные потребители при закупке нужных им колесных и гусеничных зарубежных тракторов, все еще отсутствующих в РФ (табл. 2).

Таблица 2. Сопоставление номенклатуры, выпускаемых отечественных и зарубежных тракторов сходных компоновок, шт.
Компоновки4К24К4а4К4б4К4б’Двухгусеничная
Номенклатура тракторов, выпускаемых ведущими фирмами,
в том числе
РФЗарубежные фирмыРФЗарубежные фирмыРФЗарубежные фирмыРФЗарубежные фирмыРФЗарубежные фирмы
США7701413
Канада366
Германия6037
Англия8

Из табл. 2 видно, что номенклатура зарубежных тракторов рассматриваемых компоновок для возможных поставок на мировые рынки, а также ориентированных на емкий внутренний рынок РФ (который для зарубежных фирм является весьма привлекательным и перспективным, хотя зарубежные фирмы сталкиваются при этом с большими финансовыми и организационными трудностями при локализации производства их тракторов на территории РФ), по всем компоновкам существенно превышает номенклатуру производимых отечественных тракторов (без учета количества импортных зарубежных тракторов, выпускаемых по лицензиям на заводах РФ, а также тракторов МТЗ, поставляемых в Россию из Республики Беларусь).

Количественная номенклатура тракторов ведущих зарубежных фирм в сопоставлении с соответствующими отечественными моделями (при их одинаковых компоновках) распределилась следующим образом: 4К2; 4К4а; 4К4б; 4К4б’; гусеничная, как 3 к 7; 8 к 156; 0 к 11; 12 к 20; 7 к 20 (или в общей номенклатуре выпускаемых тракторов 4К2 – 3,3%; 4К4а – 72,9 ; 4К4б – 5,1%; 4К4б’ – 9,35%; гусеничных – 9,35%) (рис. 1).

Характерно, что аналогичное распределение моделей зарубежных тракторов по указанным компоновкам свойственно не только тракторам ведущих фирм, но и всему зарубежному тракторостроению.

Тем не менее, несмотря на известные ограничения закупок зарубежных тракторов, введенных в последние годы в РФ, внутренний рынок тракторов РФ, как говорится, медленно, но верно продолжает насыщаться зарубежными колесными и гусеничными тракторами. При этом по состоянию на 2017 г. количественное сопоставление зарубежных тракторов с отечественными моделями на рынке РФ оказалась явно не в пользу последних: 32 против 68% (рис. 2).

Если говорить более подробно об особенностях существующих компоновок, то тракторы, имеющие компоновку 4К2, выпускаются за рубежом весьма ограниченно (всего 7 моделей, или 3,3% от номенклатуры всех выпускаемых ведущими фирмами тракторов в диапазоне мощностей 25–90 л.с.), причем только единственной фирмой из США – Case-IH.

Причем спрос на такие тракторы в РФ (выпускается только 3 модели), а также за рубежом (о чем говорилось выше) весьма мал, поскольку все тракторы 4К2, как правило, являются востребованными в небольших тяговых классах (до 1,4), имеют невысокую мощность и используются только в некрупных хозяйствах. По существу, в этих хозяйствах преимущественное распространение получили зарубежные колесные тракторы 4К4а не с нормальной, а с более узкой колеей (так называемые садовые тракторы), имеющие все ведущие колеса для обеспечения более высоких тяговых показателей, что, как известно, всегда положительно оценивается подавляющим большинством потенциальных потребителей.

Зарубежные тракторы, имеющие полноприводную компоновку 4К4а (особенно в последние годы при применении шин передних колес увеличенной размерности), в отличие от неполноприводной компоновки 4К2, являются наиболее массовыми (каждая фирма выпускает до 40 моделей 4К4а в конструктивном ряду, включающем до 8–16 унифицированных серий) на рынках многих зарубежных стран, а теперь и выпускаемые тракторными заводами в РФ, и пользуются у потребителей максимальным спросом (например, 72,9% в общей номенклатуре всех тракторов ведущих зарубежных фирм) в широком диапазоне используемых мощностей. В противовес этому отечественными тракторами указанной компоновки растущий на них спрос фактически не удовлетворяется, а потребность отечественного сельского хозяйства в этих тракторах, хотя пока и частично, может и должна удовлетворяться закупками пусть более дорогих, но лучших по качеству тракторов зарубежных фирм, с которыми отечественная тракторная техника все еще не может должным образом конкурировать.

Рис 1. Распределение зарубежных тракторов различных компоновок в общей номенклатуре производимых тракторов, %

Примечательно, что все модели тракторов этой традиционной компоновки выпускаются за рубежом близкими по массе и существенно различающимися между собой по мощности, являясь в зависимости от уровня последней либо универсально-пропашными, либо пропашными, либо пахотно-пропашными (или универсальными), либо пахотными (или общего назначения) соответственно до 100, до 150, до 350, а также вплоть до 517 л.с.

Говоря о нетрадиционной (интегральной) компоновке 4К4б для универсальных тракторов (которые по своей сути являются многофункциональными системными тракторами), надо отметить, что в настоящее время в РФ тракторы такой компоновки не выпускаются, хотя прежде они серийно изготавливались на Липецком тракторном заводе (тракторы ЛТЗ-155), но в то же время производятся за рубежом в необходимых количествах, причем только двумя фирмами (Claas и JCB) в достаточно малой номенклатуре (11 моделей, или 5,1% от общей номенклатуры всех выпускаемых ведущими фирмами тракторов), занимая узкую нишу в продажах в диапазонах средних и высоких мощностей.

Рис 1. Распределение зарубежных тракторов различных компоновок в общей номенклатуре производимых тракторов, %

Отметим, что тракторы, имеющие компоновку 4К4б, являются конструктивно более сложными и дорогими, чем наиболее близкие к ним тракторы 4К4а с увеличенными размерами передних колес, хотя и имеют практически близкие с последними тягово-мощностные показатели (например, трактор 4К4б Claas Xerion мощностью 487 л.с., трактор 4К4а Fendt 1050 мощностью 517 л.с.).

Другая нетрадиционная компоновка 4К4б’ c шарнирно-со­члененной рамой для мощных (до 600 л.с.) колесных тракторов за рубежом тоже, как и предыдущая, не получила, как ожидалось, столь широкого распространения (выпускается номенклатура только из 12 моделей фирмами (John Deere, Case-IH, New Holland, Challenger и Buhler Versatile, что составляет 9,35% в общей номенклатуре всех выпускаемых ведущими зарубежными фирмами тракторов), вследствие их высокой цены и применения, главным образом на пахоте, культивации или севе в агрегате с широкозахватными машинами-орудиями на энергоемких работах в качестве альтернативы тракторам 4К4а, причем тяжелые тракторы 4К4б’ для большего снижения уплотняющего воздействия на почву могут оснащаться сдвоенными и даже строенными колесами.

Рис 1. Распределение зарубежных тракторов различных компоновок в общей номенклатуре производимых тракторов, %

В отличие от тракторов этой компоновки зарубежных фирм аналогичные тракторы, правда в весьма меньшей номенклатуре, не покрывающей дефицит таких тракторов в РФ для крупных хозяйств с большими возделываемыми площадями полей, тем не менее производятся и в РФ – известные тракторы «Кировец» (серий К-744 и К-7, а также новая модель К-424, всего только 12 моделей).

И последнее, если говорить о гусеничных тракторах, то их доля в общей номенклатуре выпускаемых тракторов, в том числе и за рубежом, тоже ограничена. Гусеничные тракторы, создававшиеся в основном для снижения уплотняющего воздействия на почву и улучшения тягово-сцепных свойств тракторов, не получили достаточно широкого распространения, как колесные, в силу ряда своих специфических причин, и в частности, из-за запрета на движение по асфальтированным дорогам, невысокой в сравнении с колесными транспортной скорости, а также худшими условиями труда.

Рис. 2. Распределение поставок на внутренний рынок РФ отечественных и зарубежных тракторов, %

Характерно, что в последние годы гусеничные тракторы за рубежом, в отличие от отечественных тракторов с преимущественно металлической гусеницей, оснащаются, как правило, резиноармированной гусеницей (РАГ) и приближаются за счет этого по своим скоростным качествам к тракторам с колесной ходовой системой. Их номенклатура представлена в диапазоне высоких мощностей (вплоть до 570–640 л.с.) в виде 20 моделей ведущими фирмами, такими как Challenger, а также Fendt (2-гусеничные модели), Case-IH, New Holland и Buhler Versatile (4-гусеничные модели), John Deere (2- и 4-гусеничные модели), причем в общей номенклатуре всех выпускаемых тракторов их количество составляет около 9,35%).

В отличие от указанных тракторов зарубежных фирм номенклатура гусеничных тракторов РФ является все же ограниченной (такие тракторы выпускаются только ОАО «ВгТЗ», ОАО «АТЗ», «Агромаш» – «Руслан» (с РАГ), а также ЗАО «ПТЗ» (трактор типа К-744Р 4 гусеничный) всего в количестве семи моделей. Такая номенклатура совершенно не может удовлетворить потребности собственного внутреннего рынка РФ, хотя гусеничные тракторы, особенно высоких мощностей, и превышают тяговые показатели близких им по мощности колесных тракторов 4К4а и 4К4б’.

Рис. 2. Распределение поставок на внутренний рынок РФ отечественных и зарубежных тракторов, %

Анализируя представленные по компоновкам зарубежных и отечественных тракторов данные, можно с большой долей уверенности сказать, что по этим компоновкам тракторостроение РФ реально отстает по номенклатуре тракторов от аналогичного уровня зарубежных тракторов, не говоря уже об уровне технико-экономических показателей последних, и прежде всего по условиям и безопасности труда, уровню применяемых средств автоматизации, оснащению прогрессивными узлами, агрегатами и системами, существенно улучшающими их потребительские качества при эксплуатации.

Как показал проведенный анализ, за рубежом и в РФ наиболее массовыми тракторами являются колесные тракторы с компоновками 4К4а и 4К4б’, а также гусеничные модели.

Вместе с тем за рубежом все тракторы предлагаются в виде серий различной мощности, состоящих из 3–5 моделей для агрегатирования с увеличивающимися по ширине захвата соответствующими машинами-орудиями. В РФ тракторы наиболее популярных компоновок выпускаются тракторными заводами в виде весьма ограниченной номенклатуры из одной, реже двух (например, тракторы типа «Кировец») серий, а чаще в виде одной-единственной модели, агрегатирующейся с узким набором по ширине захвата машин-орудий.

Рис. 2. Распределение поставок на внутренний рынок РФ отечественных и зарубежных тракторов, %

Учитывая указанные особенности зарубежных тракторов, а также большой дефицит в РФ тракторов компоновок 4К4а, 4К4б’ и гусеничных, особенно с РАГ, выпускаемых за рубежом в виде конструктивных рядов разной мощности и, следовательно, производительности, агрегатирующихся с необходимыми наборами машин-орудий разной ширины захвата, можно для уменьшения этого дефицита в дальнейшем рекомендовать продолжать закупки необходимых моделей тракторов за рубежом, тем более, что они обеспечивают более высокие показатели технического уровня даже при эксплуатации в сложившихся похожих условиях РФ.

Мониторинг надежности тракторов высокой мощности для села – Основные средства

Bühler Versatile 2425

На неизменный вопрос о том, какие сельскохозяйственные тракторы – отечественные или зарубежные – более надежны в эксплуатации в российских условиях, читатель получит объективный ответ, прочитав материалы этой актуальной статьи.

Надежность тракторной техники – комплексный показатель, включающий в себя в соответствии с ГОСТ 27.002 безотказность, долговечность, ремонтопригодность и сохранность, наряду с функциональными показателями в значительной степени определяет потребительские качества сельскохозяйственных тракторов (далее тракторов), поскольку от нее зависят и годовая наработка, и продолжительность простоев тракторов в пиковые периоды, и эффективность использования тракторов в с.-х. производстве, и своевременное выполнение комплекса работ в требуемые агросроки.

Fendt 930 Vario

Если сравнивать отечественные тракторы с зарубежными в схожих условиях, то бытует мнение, что уровень надежности большинства моделей российских тракторов, особенно мощных, в том числе новых или разработанных в последние годы, в начальный период эксплуатации значительно – до 3 раз – ниже, чем зарубежной тракторной техники. Поэтому первостепенное значение приобретает достоверность данных по объективной оценке фактической надежности исправной техники, которые могут быть получены на основе испытаний и обследований в сопоставимых условиях реальной эксплуатации в хозяйствах конкретных почвенно-климатических зон, в том числе в результате наблюдений и обследований на машино­испытательных станциях (МИС). Такие испытания гарантируют проверку соответствия заложенных в конструкцию тракторов параметров требованиям стандартов, технических заданий и технических условий, а также являются необходимым этапом при разработке мер по устранению причин повторяющихся и наиболее тяжелых по последствиям отказов для создания совершенной, конкурентоспособной тракторной техники.

После распада Советского Союза система плановых периодических испытаний отечественных тракторов практически не существует, а все заинтересованные стороны по существу лишились возможности получать важную достоверную информацию. Доступная информация фирм – производителей зарубежной тракторной техники по надежности носит отрывочный характер и в периодической печати почти отсутствует. Получение заслуживающей доверия проверенной информации по надежности тракторов, в том числе зарубежных, позволит потенциальным покупателям такой техники в России более взвешенно подходить к выбору модели при покупке.

John Deere 9420

Безотказность, т. е. свойство техники непрерывно сохранять работоспособное состояние в течение определенной наработки, характеризуют средней наработкой на сложный (значимый) отказ, когда нарушается работоспособность узлов и агрегатов тракторов, или на вероятные отказы II или III группы сложности (по признаку доступности к местам ремонта или замены), при этом отказы III группы сложности являются более каверзными, и все эти отказы возникают между аналогичными отказами, для которых нормативом сейчас является длительность работы не менее 1000 мото-ч. Так, ко II группе сложности относят отказы, проявившиеся в деформации деталей (валов, осей и т. п.), расположенных в легко доступных местах. Их устраняют в полевых условиях или в ремонтных мастерских. Отказы III группы сложности, а это, например, трещины или изломы рамы трактора или основных сборочных единиц (двигателя в сборе со сцеплением, коробки передач и т. п.), устраняют в стационарных условиях ремонтных мастерских. Например, излом по сварочному шву рычага включения переднего моста мощных полноприводных тракторов с шарнирно-сочлененной рамой – это отказ I группы сложности, трещины трубок масляного радиатора гидросистемы – отказ II группы сложности, износ подшипника вала ходоуменьшителя – отказ III группы сложности.

Dohn Deere 8430

Для выявления реальных показателей надежности отечественных тракторов и их зарубежных аналогов ниже представлена их номенклатура, в частности, наиболее распространенных колесных тракторов классической полноприводной 4К4а компоновочной схемы и с шарнирно-сочлененной рамой схемы 4К4б’. Эти компоновочные схемы характерны для тракторов высокой мощности в диапазоне от 270 до 435 л.с., разработанных в России и за рубежом в последние годы и получивших распространение в агропромышленном производстве, в основном на работах общего назначения и севе, по которым имеются результаты контрольных испытаний на МИС и в хозяйствах АПК (табл. 1).

Таблица 1. Номенклатура отечественных тракторов 4К4а и 4К4б высокой мощности и их зарубежных аналогов, прошедших испытания на надежность на МИС и в реальной эксплуатации
ТракторЭксплуатационная мощность, л.с.Год выпускаЧисло испытанных тракторов, ед., на МИС/ в реальной эксплуатацииНаработка, мото-ч, на МИС/ в реальной эксплуатации
АТМ-52802802005–20091/ 6940/162-1900
Fendt 930 Vario30020051/ 51750/ 3782–5725
John Deere 843029520071/ 24–/ 523–4000
New Holland T804030320061/ 11–/ 21–1192
Case International Magnum 31031420081/ –2220/ –
К-744Р2/Р3340/ 4202006–20085/ 481106–874/ 59–3420
John Deere 942042520031/ 21482/ 1860–1920
John Deere 943043120071/ 2–/ 211–3118
New Holland T90404352008–/ 3–/ 1000–1350
Bühler Versatile 24254252007–/ 12–/ 460–4500
Challenger MT855B41220061/ –5507/ –

Oтечественные тракторы и их зарубежные аналоги указанной в табл. 1 номенклатуры испытывались в 2005–2009 гг. на МИС, в том числе Поволжской, Северо-Кавказской, Северо-Западной, Центрально-Черноземной, Кубанской, Алтайской, Амурской, Владимирской, а также обследовались в реальных условиях эксплуатации в разных регионах РФ (табл. 2).

Dohn Deere 9430

Анализ представленных в табл. 2 результатов испытаний, а также периодических наблюдений и разовых обследований показал, что наработка на сложный отказ II и III групп сложности отечественного трактора АТМ-5280 (4К4а) составила соответственно 470 и 650 мото-ч (т. е. эти наработки являются довольно близкими), а тракторов К-744Р2/Р3 (4К4б’) – соответственно 415 и 265 мото-ч.

Таблица 2. Показатели безотказности отечественных и зарубежных тракторов мощностью 270…435 л.с. по результатам испытаний на МИС и наблюдений в реальной эксплуатации
ТракторИсходные данныеКонтрольная наработка, мото-чЧисло тракторов, ед., общее/ расчетное, проработавших контрольную наработкуСреднее число отказов, ед., по группам сложности II/ IIIНаработка на сложный отказ II и III групп сложности, мото-ч, единичного трактора/ (средняя по партии)
АТМ-5280Испытания10001/ 0,942/ 0470/ –
Наблюдения10006/ 2,62,4/ 0–/ 650
Fendt 930 VarioИспытания10001/ 10/ 01750/ –
Наблюдения10005/ 51/ 2–/ (835/ 1665)
20005/ 5(2,2/ 1,4)/ (0,2/ 0)–/ (835/ 1430)
30005/ 5(3,6/ 2,2)/ (0,2/ 0)–/ (790/ 1365)
40005/ 4,8(5,1/ 3,2)/ (0,4/ 0,2)–/ (725/ 1175)
John Deere 8430Наблюдения100024/ 23,50,09/ 0–/ 11 100
200024/ 20,60,39/ 0–/ 5130
300024/ 13,50,61/ 0,07–/ 4400
400024/ 5,50,61/ 0,07–/ 5880
New Holland T8040Наблюдения100011/ 8,81,2/ 0–/ 835
Case International Magnum 310Испытания10001/ 10/ 02220/ –
20001/ 12/ 01000/ –
К-744Р2/Р3Испытания10005/ 52,4/ 0–/ 415
Наблюдения100048/ 28,43,6/ 0,2–/ 265
John Deere 9420Испытания10001/ 10/ 01482/ –
Наблюдения10002/ 20/ 0–/ 1880
20002/ 1,90/ 0–/ 1880
John Deere 9430Наблюдения10002/ 20,5/ 0–/ 2000
20002/ 20,5/ 1–/ 1333
30002/ 1,970,5/ 1–/ 1974
New Holland T9040Наблюдения10003/ 31/ 0–/ 1000
Bühler Versatile 2425Наблюдения100012/ 10,70,9/ 0,1–/ 1000
200012/ 6,21,4/ 0,1–/ 1335
300012/ 5,01,8/ 0,3–/ 1430
Challenger МТ855ВИспытания10001/ 10/ 0Более 5500
20001/ 02000*
30002/ 01500*
40002/ 11333*
50002/ 11667/ –
New Holland T9040
  • у единичного трактора Fendt 930 Vario (4К4а) и средняя по партии составляли соответственно больше 1750 мото-ч; при этом в связи с неудовлетворительной подготовкой трактора к эксплуатации в реальных условиях РФ уровень наработок без отказов этого весьма надежного трактора был заметно снижен;
  • у John Deere 8430 (4К4а) и New Holland Т8040 средние наработки на сложный отказ соответственно за контрольные наработки от 10 000 до 40 000 и 10 000мото-ч составили 4000 и 835 мото-ч;
  • у единичного трактора Case International Magnum 310 (4К4а) ориентировочные оценки наработок на сложный отказ за контрольные наработки 1000 и 2000 мото-ч составили соответственно 2220 и 1000 мото-ч.
Наработки на сложный отказ единичных тракторов 4К4а, в том числе средняя по партии за контрольную наработку 1000 мото-ч по результатам испытаний на МИС Наработка на сложный отказ единичных тракторов 4К4б

Наработка на сложный отказ единичных тракторов 4К4б’, в том числе средняя по партии, за контрольную наработку 1000 мото-ч по результатам испытаний на МИС

  • у единичного трактора John Deere 9420 (4К4б’) ориентировочная наработка на сложный отказ по результатам испытаний за контрольную наработку 1000 мото-ч составила более 1482 мото-ч, тогда как ориентировочная средняя по партии наработка на сложный отказ за ту же контрольную наработку была более 1880 мото-ч;
  • у трактора John Deere 9430 (4К4б’) ориентировочная наработка на сложный отказ за контрольные наработки 1000, 2000 и 3000 мото-ч составила соответственно 2000, 1333 и 1974 мото-ч или для этого трактора средняя наработка на сложный отказ по партии была 1769 мото-ч;
  • у New Holland Т9040 (4К4б’) ориентировочная средняя наработка на сложный отказ для трех этих тракторов за контрольную наработку 1000 мото-ч составила 1000 мото-ч;
  • у Bühler Versatile 2425 (4К4б’) средняя наработка на сложный отказ за контрольные наработки в течение 2000 и 3000 мото-ч за контрольную наработку 1000 мото-ч составили соответственно 1335 и 1430  мото-ч.
Ориентировочные средние наработки на сложный отказ тракторов 4К4а за контрольную наработку 1000 мото-ч по результатам разовых обследований (для трактора Fendt 930 Vario дана средняя наработка по партии с учетом эксплуатационных отказов) Ориентировочная средняя наработка на сложный отказ тракторов 4К4б

На диаграммах показаны наработки, в том числе средняя по партии, на сложный отказ единичных тракторов 4К4а и 4К4б’ высокой мощности за контрольную наработку 1000 мото-ч по результатам испытаний на МИС, а также их ориентировочные средние наработки на сложный отказ по результатам разовых обследований.

New Holland T8040

Для зарубежного гусеничного Challenger МТ-855B наработка на сложный отказ (испытания на Кубанской МИС с импортными орудиями, преимущественно на основной обработке почвы) в данной статье представлена справочно как дополнительная информация о высокой надежности мощных тракторов с резиноармированными гусеницами этой фирмы. Наблюдаемые по этому трактору отказы II и III групп сложности в основном касались разрушения резинового бандажа опорного катка (на 2000 мото-ч) подшипника сайлентблока правой полуоси с течью масла под резиновую втулку, а также обрыва соединения вала КП с маховиком (на 3520 мото-ч) и замены гусениц (на 5500 мото-ч), выработавших за 2 года эксплуатации нормативный ресурс.

Challenger MT855B

Таким образом, проведенный мониторинг надежности отечественных тракторов и их зарубежных аналогов с большой степенью точности достаточно убедительно свидетельствует о достоверности оценки наработки на сложный отказ за контрольную наработку 1000 мото-ч по результатам испытаний на МИС, которая характерна только для отечественных тракторов К-744Р2/Р3.

По остальным тракторам испытывались единичные образцы, поэтому полученные для них оценки безотказности являются по существу ориентировочными. Тем не менее можно с большой степенью вероятности констатировать, что уровень безотказности зарубежных тракторов (см. табл. 2) в несколько раз выше, чем отечественных. Так, у отечественных тракторов указанные наработки на сложный отказ находятся в диапазоне 415–470 мото-ч, тогда как у зарубежных тракторов аналогичные показатели – в диапазоне 1480–5500 мото-ч.

«Кировец» К-744Р3

Показатели безотказности по результатам наблюдений в реальной эксплуатации свидетельствуют о достоверности данных по тракторам К-744Р2/Р3, John Deere 8420 и 8430, а также Bühler Versatile 2425, поскольку их объем выборок является вполне достаточным.

У остальных зарубежных тракторов, у которых (кроме трактора New Holland T8040) объ­емы выборок являются явно недостаточными, однако существенно выше, чем у отечественных тракторов, при примерно равных мощностях их двигателей (1700–2500 против 1000 мото-ч у отечественных тракторов).

АТМ-5280

Импорт сельскохозяйственных тракторов в Россию в 2011 г. – Основные средства

Рискуя остаться без тракторов, россияне все чаще предпочитают отечественной технике импортные тракторы, для которых внутренний рынок России открыт практически без всяких ограничений.

Так, в 2011 г. на рынок России было поставлено 11 844 импортных трактора (без тракторов «Беларусь» и ХТЗ из ближнего зарубежья), тогда как непосредственно отечественными тракторными заводами (в том числе сборки тракторов МТЗ и ХТЗ на территории России, а также по лицензиям зарубежных фирм) за этот период было произведено 15 843 трактора, то есть всего на 14% больше.

Популярные фирмы и модели зарубежных тракторов с наибольшим числом поставок в Россию в 2011 г.
Фирма-импортерМарка трактораЧисло поставок в РоссиюМощность, л.с.Эксплуатационная масса, кг
Компоновочная схема 4К4а
Case International

МХ 315 Magnum
210 Puma

20
19

315
214

9377
6850

Claas

Axion 850

3

224

8098

Challenger

МТ 665С
МТ 685С

54
32

290
340

10 300
10 300

Deutz-Fahr

Agrotron 165.7

7

180

8590

Fendt

936

5

330

10 360

Foton

TE 204
TE 254

119
109

20
25

н. д.
н. д.

John Deere

6130
7830

126
206

80
200

4750
7900

Kioti

CK 22
CK 35

40
61

22
34

890
1463

New Holland

Т 7060
Т 8040

38
23

214
308

7200
9259

Same

Frutteto Classic 3.70

12

70

н. д.

TYM

T 223

64

22

1000

Valtra

T 141H
T 191 H

7
31

150
185

4950
5650

Компоновочная схема 4К4б
JCB

Fastrac 2115
Fastrac 8250

1
1

128
252

5930
10 640

Компоновочная схема 4К4б’
Case International

STX 435

15

442

15 889

Challenger

MT 965 С

4

510

н. д.

Buhler Versatile

2375

8

375

8700

John Deere

9430
9530

11
7

439
491

16 116
16 361

New Holland

T 9030
T 9040

9
12

390
440

20 684 (на сдвоенных шинах)
23 404

Гусеничные
Challenger

MT 765
C MT 865 C

7
13

320
510

13 100
18 600

ХТЗ

ХТЗ-17221
ХТЗ-150К-09

523
471

175
175

8760
8005

Агроимпорт

ХТА-200-1

42

180

8800

Источник: Производство и рынок сельскохозяйственной техники в Российской Федерации. Росагромаш, ежемесячный информационный бюллетень, март, 2012 г.

Способность поставлять полные модельные ряды своих тракторов, сопровождая их фирменным сервисом, выгодно отличает ведущие зарубежные фирмы от производителей тракторной техники в России. Именно поэтому деятельность зарубежных фирм на внешних рынках, в том числе отечественном, является вполне успешной. Такие зарубежные фирмы-импортеры, способные поставлять в Россию тракторы для аграрного сектора, есть не только в США и Канаде, но и в Германии, Финляндии и других странах с развитым тракторостроением. Основными производителями тракторов являются Сase International, Claas, Challenger, Buhler Versaile, Deutz-Fahr, New Holland, JCB, John Deere, Same, Valtra, а также китайская и южнокорейская фирмы Foton и Kioti и др.

Характерной особенностью внутреннего рынка России в 2011 г. при отсутствии на нем необходимых типоразмеров отечественных тракторов одновременно с поставками тракторов из США, Германии, Италии, Финляндии и Великобритании стал существенный рост поставок тракторов, в том числе и малогабаритных, из Китая фирмой Foton (402 модели) и Южной Кореи фирмами Daedong (17 моделей), Kioti (77 моделей) и TYM (80 моделей).

Номенклатура новых импортных тракторов дальнего зарубежья, поставляемых в Россию в 2011 г.
Фирма-импортерМодель трактораМощность, л.с.Тяговый классХодовая система
Case
International

STX 435
STX 535
155 Puma
180 Puma
210 Puma

435
540
159
182
214

8
8
2–3
3
3

4К4б’
4К4б’
4К4а
4К4а
4К4а

Claas

Axion 850

224

4

4К4а

Challenger

MT 685С
MT 965С
MT 865C

340
510
510

5
8
8

4К4а
4К4б’
Гусеничная

Fendt

312
828
936

110
260
330

2
5
5-6

4К4а
4К4а
4К4а

Foton

TG 1204
TG 1254
TG 1454

120
125
145

2
3
3

4К4а
4К4а
4К4а

JCB

Fastrac 8250

252

5–6

4К4б

John Deere

6130
6930
7730
7830
7930
8430
8530
9430
9530
9630
9530Т
9630Т

80
150
185
200
215
250
280
439
491
543
491
543

2
3
3
3
3
4
5
8
8
8
8
8

4К4а
4К4а
4К4а
4К4а
4К4а
4К4а
4К4а
4К4б’
4К4б’
4К4б’
Гусеничная
Гусеничная

Kioti

EX 40

26

0,6–0,9

4К4а

Massey Ferguson

6499

215

3–4

4К4а

New Holland

T 7060
T 8050
Т 9030
Т 9040
Т 9050

214
325
390
440
492

5
5
8
8
4

4К4а
4К4а
4К4б’
4К4б’
4К4б’

Valtra

Т 131 Н
Т 141 Н
Т 161 Н
Т 171 H
Т 191 H

148
150
170
180
185

3
2–3
3
3
3

4К4а
4К4а
4К4а
4К4а
4К4а

Источник: Производство и рынок сельскохозяйственной техники в Российской Федерации. Росагромаш, ежемесячный информационный бюллетень, март, 2012 г.

Наибольшими поставками тракторов из США отличались фирмы John Deere (556 моделей), New Holland (134 модели) и Challenger (161 модель), из Германии – фирма Fendt (14 моделей), из Италии – фирма Same (16 моделей), из Финляндии – фирма Valtra (49 моделей), из Великобритании – фирма JCB (2 модели), причем объем поставок тракторов из США настолько велик, что он сопоставим с объемами их продаж такими отечественными тракторными заводами, как ОАО «ВМТЗ», ЗАО «ПеТЗ» и ОАО «ВгТЗ».

В основном в Россию экспортировались новые модели тракторов, поставленные на производство в 2009–2011 гг., а также восстановленные тракторы в отличном состоянии прежних лет выпуска, бывшие в эксплуатации у других сельхозпроизводителей, имеющие по сравнению с новыми моделями более выгодное соотношение показателя «цена–качество», привлекающего российских аграриев, преимущественно небольших крестьянских хозяйств.

Наибольшим спросом у российских товаропроизводителей пользовались закупавшиеся по импорту следующие модели тракторов.

Несмотря на более высокую цену зарубежных тракторов, отечественные потребители отдают предпочтение именно им, а не отечественной тракторной технике, поскольку они могут купить вполне современные тракторы, вообще не выпускаемые в России, отличающиеся не только высокой производительностью и надежностью, но и необходимым набором потребительских качеств, способные агрегатироваться и с отечественными машинами-орудиями основной номенклатуры для обработки почвы, посева, возделывания многих сельскохозяйственных культур, а также их уборки.

Фирмы дальнего зарубежья из Америки, Канады, Западной Европы и Юго-Восточной Азии импортировали в Россию в подавляющем большинстве колесные полноприводные тракторы с обоими ведущими мостами классической компоновочной схемы 4К4а (91,7% всех импортируемых тракторов), 6,7% составляли колесные тракторы с шарнирно-сочлененной рамой нетрадиционной компоновочной схемы 4К4б’, 1,5% – гусеничные тракторы и всего 0,1% (2 модели) – тракторы интегральной компоновочной схемы 4К4б.

Импорт тракторов в Россию в 2011 г. из стран дальнего зарубежья и с Украины
Страна-импортерОбъем поставок, $ СШАДоля поставок, %
Всего

217 145 669

100

В том числе
США

62 570 751

28,8

Украина

58 286 695

26,8

Китай

27 507 646

12,7

Франция

19 843 421

9,1

Германия

9 076 766

4,2

Великобритания

8 900 436

4,1

Финляндия

6 887 628

3,3

Австрия

5 108 164

2,4

Корея

4 187 054

1,9

Канада

2 418 832

1,1

Япония

1 909 832

0,9

Италия

1 234 072

0,6

Голландия

934 151

0,4

Швейцария

451 732

0,2

Прочие

7 828 490

3,6

Источник: Производство и рынок сельскохозяйственной техники в Российской Федерации. Росагромаш, ежемесячный информационный бюллетень, март, 2012 г.

Сохраняющийся из года в год рост импорта в Россию гусеничных тракторов фирм John Deere и Challenger, оснащенных прогрессивными резино-армированными гусеницами, обусловлен не только сопоставимыми с колесными тракторами аналогичной мощности рабочими и транспортными скоростями, но и меньшим удельным давлением на почву, вызывающим ее уплотнение.

Всего в 2011 г. в Россию было поставлено 13 098 ед. импортных тракторов, что превышает объемы поставок тракторов в 2010 г. (741 ед.) более чем в 17 раз.

Из стран дальнего зарубежья наибольшими объемами поставок тракторов в Россию отличались США (28,8% всех импортируемых тракторов), Китай (12,7%), Франция (9,1%), Германия (4,2%), Великобритания (4,1%), Финляндия (3,3%), а из стран ближнего зарубежья – Украина (26,8%). По Беларуси аналогичные уточненные данные отсутствуют, однако известно, что Россия в настоящее время по-прежнему продолжает занимать доминирующее положение в поставках колесных тракторов «Беларусь», являясь главным рынком сбыта продукции ПО «МТЗ», причем в 2011 г. в Россию было отгружено 25 331 ед. продукции этого завода, в том числе торговыми домами «МТЗ-Сибирь», «МТЗ–Москва», «МТЗ–ЕлАЗ», «МТЗ–Северо-Запад», «МТЗ–Ставрополь», «МТЗ–Краснодар» (данные представительства ПО «МТЗ»), что почти в 1,6 раза больше, чем в 2010 г. (15 880 ед.).

Импорт тракторов в Россию в 2011 г.*
 2011 г.2010 г.Изменение (%), ед.Изменение (%), $ США
ед.$ СШАед.$ США
Всего13 098217 145 6696122122 592 507214177
В том числе тракторы колесные новые всего10 031187 297 445406692 789 137247202
В том числе мощностью менее 25 л.с.627918 135 05721715 818 296289312
от 25 до 50 л.с.9475 502 4206003 046 705158181
от 50 до 80 л.с.3074 916 7831481 714 260207287
от 80 до 102 л.с.1523 247 932942 020 189162161
от 102 до 122 л.с.24554 66025654 6219685
более 122 л.с.2322154 940 593102879 535 068226195
Тракторы, бывшие в эксплуатации28015 631 65618534 219 321151133
Тракторы гусеничные26624 216 56820325 584 05013195
* Совместно с тракторами для лесного хозяйства.

Как и в предыдущие годы, доля поставок в Россию закупленных по импорту в 2011 г. колесных тракторов (95%) намного превышала объемы поставок тракторов с гусеничной ходовой системой (5%).

Видно, что в 2011 г. по сравнению с 2010 г. существенно (более чем в 2 раза) вырос импорт тракторов в Россию как по количеству, так и (почти в 1,8 раза) в стоимостном выражении, причем в наибольшей степени вырос импорт колесных тракторов небольшой (до 25 л.с.) и высокой (более 122 л.с.) мощности.

На диаграммах видно, что больше всего поставлялись новые колесные тракторы небольшой мощности – до 25 л.с.

Структура поставок тракторов тягового класса 0,2 мощностью до 25 л.с.
ПоставщикОбъем поставок, ед.Доля на рынке России, %
Россия

Беларусь

Украина

Страны дальнего зарубежья

140

100

Общий объем продаж – 140 ед.
Структура поставок тракторов тяговых классов 0,6–0,9 мощностью 25–60 л.с.
ПоставщикОбъем поставок, ед.Доля на рынке России, %
Россия

523

61

Беларусь

Украина

10

1

Страны дальнего зарубежья

327

38

Общий объем продаж – 860 ед.
Структура поставок тракторов тягового класса 1,4 мощностью 61–120 л.с.
ПоставщикОбъем поставок, ед.Доля на рынке России, %
Россия

12 628

44,8

Беларусь

15 458

54,9

Украина

Страны дальнего зарубежья

81

0,3

Общий объем продаж – 28 167 ед.
Структура поставок тракторов тяговых классов 2–3 мощностью 121–180 л.с.
ПоставщикОбъем поставок, ед.Доля на рынке России, %
Россия

2165

47

Беларусь

563

12

Украина

1230

26

Страны дальнего зарубежья

691

15

Общий объем продаж – 4649 ед.
Структура поставок тракторов тяговых классов 4–6 мощностью 181–400 л.с.
ПоставщикОбъем поставок, ед.
Россия

330

Беларусь

72

Украина

Страны дальнего зарубежья

284

Общий объем продаж – 686 ед.
Структура поставок тракторов тяговых классов 7–8 мощностью свыше 400 л.с.
ПоставщикОбъем поставок, ед.Доля на рынке России, %
Россия

118

51

Беларусь

Украина

Страны дальнего зарубежья

115

49

Общий объем продаж – 233 ед.

В связи с наращиванием в последние годы импорта зарубежной тракторной техники не только из дальнего, но и ближнего зарубежья (из таких стран с развитым тракторостроением, как Беларусь и Украина, при этом поставки тракторов из других стран СНГ были минимальны и не учитывались) в Россию представляет интерес структура поставок этих тракторов на внутренний рынок, дифференцированных по тяговым классам и мощностям от минимальных до максимальных, в сопоставлении с поставками тракторов отечественных производителей, в том числе собираемых на территории России.

Таким образом, в самом массовом тяговом классе 1,4 наряду с поставками тракторов отечественных производителей (сборка на территории России тракторов МТЗ), по-прежнему доминировали тракторы «Беларусь», а в тяговом классе 0,2 при мощности до 25 л.с. – небольшие тракторы зарубежных фирм дальнего зарубежья из Китая и Южной Кореи. Те тяговые классы (0,6–0,9, а также 2–8), где имеется нехватка российской тракторной техники вследствие отсутствия поставок в требуемых объемах сельским товаропроизводителям нужных им типоразмеров отечественных тракторов и тракторной техники с Украины, успешно заполнялись закупленными по импорту зарубежными тракторами из дальнего зарубежья.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *