Трактор Т-54 (Болгарин). Обзор, технические характеристики, отзывы
Трактор Т-54 (Болгарин)
Эта машина разрабатывалась Кишиневским машиностроительным заводом на основе популярной колесной модели МТЗ-50. Это была стандартная гусеничная модель для советского союза, на всех просторах которого была острая необходимость в технике по посеву, удобрению, уходу и сбору сельскохозяйственных культур. Т-54 конструировался для автоматизации работ на виноградниках и при выращивании овощных и злаковых культур.
Трактор Т-54В
Наличие универсальной сцепки, гидравлической системы и ВОМ, позволяют применять Т-54 и в других отраслях сельского хозяйства. Эту модель еще называются Болгарином. На первый взгляд логики нет, ведь он производился в Кишиневе, однако это не совсем так. Одна из модернизаций Т-54В производилась на Карловском тракторном заводе в Болгарии.
Обзор модификаций
Кроме стандартного Т-54 было выпущено еще несколько модификаций:
- Т-54В Болгарин предусматривает возможность работы со стандартными и более широкими гусеницами, закрытую кабину и мотор «Д-50»;
- Т-54В-С1 эта модель имеет колею 95 см и предназначалась для обработки виноградников с шириной в 2 м;
- Т-54В-С2 имеет колею 85 см, и используется для виноградников с 1,5 метровой шириной.
Технические характеристики
Гусеничный трактор Т-54В Болгарин имеет следующие габаритные размеры 2175×1050×3370 мм. Его номинальная масса составляет 3530 кг. При таких габаритных размерах и весе давление на грунт не превышает 0,57 кгс/см2.
Трактор Т54В
Двигатель
Т-54 оборудован дизельным мотором с мощностью 50 лошадиных сил. Его объем составляет 4,75 л. Рабочая эксплуатационная температура поддерживается при помощи водяного охлаждения.
Пуск двигателя гусеничного трактора Т-54 производит при помощи электрического стартера.
Для облегчения пуска при отрицательных температурах, на устройстве установлен предпусковой подогреватель топлива. Он срабатывает, если температура окружающей среды ниже -5 °С. Расход топлива составляет всего 195 г/л.с-ч.
Коробка передач
Гусеничный трактор Т-54В Болгарин оборудован механической КПП с 8 положениями для езды вперед. Это позволяет контролировать скорость езды в пределах от 1,2 до 16,3 км/ч. Также предусмотрено 2 реверсивные передачи, которые позволяют машине двигаться со скоростью от 2,16 до 3,17 км/ч.
Ходовая и трансмиссия
Для передачи момента вращения на тракторе Т-54 используется главная передача. Она состоит из шестерней конусной формы с зубцами. Механизмы поворота состоят из многодисковых фрикционных муфт сухого типа. Управление ими происходит непосредственно из кабины.
Схема трактора Т-54
Гусеницы трактора Т-54 приводятся в действие при помощи двух поддерживающих и двух направляющих роликов. Каждое полотно имеет по 31 звену. Они соединены при помощи втулок. С целью обеспечения их гибкости, на проушинах траков установлены подпружиненные втулки, которые срабатывают при наезде на препятствие.
Кабина и управление
Кабина гусеничного трактора Т-54В Болгарин имеет закрытый тип. Ее обогрев происходит путем направления потока воздуха от радиатора. Операторское сиденье можно регулировать по высоте, для большего комфорта во время эксплуатации, под ним установлена торсионная подвеска. Двери и окна можно снять при необходимости.
Навесное оборудование
Т-54 является стандартным фермерским трактором на гусеничном ходу, который поддерживает работу с большим количеством навесного оборудования.
Инструкция по эксплуатации
Техническое обслуживание
Гусеничный трактор Т-54 является практичной машиной, которая чувствительна к качеству топлива. Необходимо применять только свежий и чистый дизель, чтобы не забить топливную систему.
Техобслуживание включает в себя несколько простых действий:
- Перед каждым выездом необходимо проверять наличие смазочного материала и при необходимости доливать его, не допускается эксплуатации техники без масла.
- Частота замены масла для каждого узла прописана в инструкции по эксплуатации.
- По окончанию полевых работ, агрегат следует законсервировать. Его необходимо очистить, смазать детали маслом, чтобы не формировалась коррозия, слить топливо, накрыть и поставить в сухое место.
Основные неисправности и способы их решения
Каждый владелец трактора Т-54 должен знать пути исправления мелких неисправностей, при возникновении более серьезных поломок рекомендуется обратиться в специализированный сервисный центр.
Вот что могло привести к тому, что мотор не запускается:
- Нехватка дизеля;
- Отсутствие смазочного материала;
- Попадание воздуха в топливную систему;
- Неисправность топливной системы;
- Выход из строя системы зажигания.
А вот возможные причины того, что мотор не развивает необходимую мощность:
- Нет полной подачи топлива;
- Засорился топливный или воздушный фильтр;
- Неисправность форсунки;
- Неверно выставленный угол подачи топлива.
Видео обзор
Обзор обработки виноградников трактором Т-54
Обзор уборки снега при помощи отвал-лопаты на тракторе Т-54
Отзывы владельцев
Вот что говорят владельцы на тематических форумах.
Арсений:
«После окончания техникума, откомандировали меня на практику на Т-54. Из-за того, что у него были узкие гусеницы, мы его называли «стилягой». Виноградников у нас не было, поэтому работал я с сахарной свеклой. От его эксплуатации остались только приятные воспоминания. Всегда запускался с первого раза, выходов из строя не наблюдалось. Единственное, хотелось бы сделать более удобной кабину и увеличить остекление, потому что при езде есть большое количество мертвых зон.»
Трактор Т-54 (Болгар): технические характеристики, цена, отзывы
На конструктивной базе колесного трактора МТЗ-50 специалистами кишиневского машиностроительного завода в 1968 году был разработан гусеничный трактор Т-54. Новая машина, выполненная по стандартной для гусеничных машин схеме, изначально ориентирована на механизацию возделывания виноградных, технических овощных и злаковых культур.
Мощностные и другие эксплуатационные характеристики трактора не исключают его применения в широком спектре сельскохозяйственных работ. Этому способствует наличие бортовой гидравлики, возможность работы машины с лентами гусеничного хода разной ширины. Модификация базовой версии Болгар Т-54В получила достаточно комфортную кабину и силовой агрегат повышенной мощности марки Д-50.
Фото: гусеничный трактор Т-54В
О популярности трактора за рубежом свидетельствует начало производства этой машины на Карловском машиностроительном заводе в Болгарии. После удовлетворения внутреннего спроса, значительная часть новых узкоспециализированных машин стала поставляться в страны СЭВ.
Технические характеристики
В конструкцию трактора заложена возможность эксплуатации с разными видами навесного оборудования. При разработке кабины, навесной системы и ходовой части использованы оригинальные технические решения.
- Стандартная модель 2-го тягового класса, рассчитана на обработку междурядий шириной от 1,5 метра.
- Более поздние узкоспециализированные модификации Т-54В-С1 и Т-54В-С2 с шириной колеи 950 и 850 мм предназначены для обработки виноградников с междурядьями шириной 2 и 1,5 метра.
- Конструкторы успешно справились с компоновкой основных узлов и агрегатов, поэтому машина с базой 1600 мм и весом более 3-х тонн получилась достаточно компактной, в пределах 3365 х1050 х2170 мм.
- Благодаря наличию гусеничного хода, удельная нагрузка на грунт минимальная, на уровне 0,57 -0,60 кгс/кв. см.
Остов трактора двух лонжеронный, характерного для минских машин полурамного типа с поперечным силовым элементом.
Помимо корпуса заднего моста, ходовой части и трансмиссии в конструкции использованы демпферные свойства поперечных торсионов.
Модель | Т-54 |
---|---|
Двигатель | Д-50 |
Мощность, л.с. | 50 |
Расход топлива, г/л.с час | 195 |
Объем топливного бака, л | 100 |
Габариты, мм | 3365 х1050 х2170 |
Силовой агрегат и трансмиссия
Гусеничный трактор Т-54 укомплектован отлично зарекомендовавшим себя на колесных машинах МТЗ-50 рядным дизельным двигателем Д-50 литровым объемом 4,75 и мощностью 50 л.с. Гибкие тяговые параметры силового агрегата с вихрекамерным образованием рабочей смеси обеспечиваются 12%-м запасом мощности крутящего момента.
Комплектация предусматривает возможность применения надежной и эффективной системы предпускового подогрева П16Е, гарантирующей беспроблемный запуск двигателя электростартером при низкой температуре воздуха.
При небольшом расходе дизельного топлива в пределах 195 г/л.с час, полутора- или двухсменная автономность работы тракторного агрегата обеспечивается 100-литровой емкостью бака.
- Крутящий момент передается на многоступенчатую коробку передач. Восемь скоростей переднего хода позволяют водителю выбрать рабочий или транспортный режим в пределах от 1,2 до 16,3 км/ч. Для двух задних передач эти показатели составляют 2,16 — 3,75 км/ч.
- Муфта сцепления однодисковая сухая, постоянно-замкнутого типа с механическим выключением.
- Долговечность главной передачи повышена за счет применения конических спиральных шестерен.
- Направление движения трактора производится рычажным управлением бортовыми фрикционами и включением ленточных тормозных механизмов.
Для полноценной активации навесного устройства трансмиссия оснащена двухрежимным валом отбора мощности. В конструкцию трактора также входит бортовая раздельно-агрегатная гидравлика с тремя цилиндрами и золотниковым распределителем, унифицированная прицепная скоба и механизм задней навески.
Кабина Т-54 одноместная, закрытая, вентилируемая с обогревом от радиатора двигателя. Характерная особенность этой конструкции — комфортное сидение водителя с регулируемой торсионной подвеской, круговой обзор, съемные окна и двери, наличие стеклоочистителя и зеркал заднего вида.
Преимущества и недостатки
По своей конструкции Т-54 относится к ассортименту узкопрофильной тракторной техники, предназначенной для выполнения специальных видов работ. Эксплуатационники дают высокую оценку:
- надежной конструкции ходовой части с подрессоренной подвеской;
- возможности установки стандартной или расширенной гусеничной ленты, не уплотняющей структуры грунта на посевных и посадочных площадях;
- высокой унификации запасных частей двигателя и гидравлики с ремонтным ассортиментом минских машин.
В тоже время узкая виноградная специализация Т-54 ограничивает применение этой машины в сельскохозяйственных полевых работах.
Несмотря на предварительный прогрев, стартерный запуск двигателя при минусовых температурах создает немало проблем.
С учетом нашего непростого климата оправдана замена штатного электростартера на карбюраторный пусковой двигатель ПД-10.
Владельцев этих тракторов существенно напрягает дефицит запасных частей для трансмиссии и ходовой части.
Видео: Болгар Т-54 в работеЦена Т-54 нового и б/у
Все версии этого трактора давно сняты с производства, поэтому вероятность покупки новой машины практически нулевая. Если такой вариант представится, за Т-54 с заводской комплектацией запросят не менее 100-120 тысяч грн (4000 – 5000$).
Машину с умеренным пробегом можно купить за 3000-3200 у.е., но таких предложений с каждым годом становится все меньше. Отдавая предпочтение одной из модификаций, следует учитывать существенный дефицит запасных частей и комплектующих. Полное восстановление выработавшей полный ресурс машины в большинстве случаев потребует много времени и материальных средств.
Аналоги
Более совершенной модификацией базовой модели Т-54 являются идентичные по мощности и назначению тракторы Т-70, которые с небольшими доработками серийно производились до 2008 года. Индексы В и Х определяют спецификацию машины для работы на виноградных и хмелевых плантациях.
В эту категорию также входят тракторы ВТ-100ДС и ВТ-100ДП, но эти машины относятся к тяговой классификации 3 и 4 Н/м.
Отзывы владельцев
В свое время проходил летнюю практику на тракторе Т-54, который из-за узких гусениц в обиходе называли «стилягой». За отсутствием виноградников, вытаскивал на силосную яму грузовики с зеленой массой, обрабатывал плантации сахарной свеклы. Машина оставила приятные воспоминания. С запуском проблем не было, за целый месяц ни единой поломки. Если бы я был конструктором, обязательно сделал бы удобней кабину и увеличил бы общую площадь остекления.
Андрей
Для гусеничного трактора, особенно весной и осенью работа в деревне всегда найдется, поэтому часть сбережений вложил в покупку подержанного Т-54. Спора нет, машина по замыслу и исполнению неплохая, но напрягает отсутствие запасных частей, выручают друзья и знакомые. Детали ходовой части, в том числе гусеничные траки восстанавливаю наплавлением и проточкой, самое необходимое приходится докупать. Впрочем, жаловаться грех, приработки с запасом хватает на горючку и на ремонт. Уверенно тянет трехкорпусный плуг с набором борон, пробовал транспортировать тяжелый прицеп с бетонными плитами, тоже никаких проблем. Колесники более универсальные, но и у гусеничных машин немало преимуществ.
Сергей Васильевич
Трактор Т-54 — особенности, технические характеристики, видео
Гусеничный трактор Т-54 выпускался в 70-х годах прошлого века на Кишиневском тракторном заводе, позже – еще и на Карловском машиностроительном заводе в Болгарии.
Масштабное производство подобных агрегатов было вызвано его узкой, но востребованной, специализацией и техническими характеристиками. Их малые габариты и достаточная мощность позволяли использовать данные трактора для выполнения полного спектра работ в виноградниках с междурядьями шириной не менее 1,5 м. Кроме того, его производительности хватит и для выполнения других сельскохозяйственных работ – вспашки, культивации, посева, транспортировки грузов и т д.
Использование широких гусениц позволяет не утрамбовывать грунт при работе, уменьшает давление на поверхность. К плюсам также можно отнести надежность и долговечность связующих узлов агрегата, особенно ходовой части и подвески.
Некоторые сложности в процессе эксплуатации может спровоцировать поломка трактора. Ремонт этого трактора может вызвать некоторые сложности с поиском оригинальных запчастей, поскольку его производство приостановлено. Но это можно решить с помощью деталей от б/у агрегатов или комплектующими от трактора МТЗ-50, на базе которого и создан Т-54, а также от тракторов Т-70, ВТ-100ДП, ВТ-100ДС.
Проводя параллели с современной техникой, трактор «Болгар» Т-54 можно сравнить с малогабаритным и производительным трактором Фотон.
Трактор «Болгар» Т-54: устройство, технические характеристики
Основой конструкции агрегата является полурама из 2 лонжеронов, соединенная с мостами и трансмиссией. Коробка передач механическая, 9-ступенчатая. Сцепление однодисковое, сухое. Кабина комфортная, герметичная, обеспечена всем необходимым для удобной и безопасной работы (регулируемое сиденье, стеклоочистители, кондиционер, печка, резервуар для воды, зеркала и т. д.).
Технические характеристики:
- мощность двигателя – 50 л. с.;
- вместительность бака для горючего – 100 л;
- расход топлива – 195 г*л.с./час;
- максимальная скорость для движения (вперед/назад) – 16,4/3,7 км/час;
- дорожный просвет – 27 см;
- габариты – 2175*1050*3370;
- вес – 3530 кг.
Трактор Т-54В отличается от базовой комплектации более современной кабиной, широкими гусеницами и усиленным мотором. Поддерживал весь возможный спектр навесного оборудования для работы на виноградниках.
Предлагаем также ознакомиться с видео, на котором продемонстрировано работу трактора Т-54:
Трактор Т-54 — достоинства, технические характеристики, видео
Болгарский трактор Т-54 являлся одним из самых востребованных среди всех агрегатов гусеничного типа. Он производился в 70-х годах прошлого века на двух заводах – Карловском и Кишиневском.
Гусеничный трактор Т 54 использовался не во всех сферах, а в основном для обработки виноградников и сельскохозяйственных работ. Благодаря высокой маневренности и сравнительно компактным габаритам, агрегат подходил для выполнения задач на полях, где междурядья составляли менее 1,5 м.
Трактор Т 54 имеет следующие особенности
- Широкие гусеницы, благодаря чему была уменьшена сила давления на поверхность.
- Высокая надежность и долговечность связывающих узлов.
- Проработанная подвеска, ходовая часть.
- Доступная цена.
Данная модель очень похожа на Фотон трактор, который имеет такие же небольшие габариты и высокую производительность.
Трактор отличается хорошими эксплуатационными характеристиками, но вот при поломке его ремонт может быть затруднительным. Это связано с тем, что запчасти на трактор уже не выпускаются в их оригинальном виде. Но можно использовать МТЗ-50 или другие подобные агрегаты, комплектация которых схожа с данным устройством.
Трактор Болгар Т 54 – технические особенности
Модель состоит из качественной добротной полурамы, имеющей два лонжерона. Предусмотрена механическая трансмиссия и мосты, они соединены с рамой. Трактор Т 54 работает с механической 9-ступенчатой коробкой передач, имеет однодисковое сцепление.
Агрегат можно использовать в любых условиях и в разное время года, благодаря его комфортной кабине с печкой. Место водителя не продувается, является полностью герметичным и очень удобным. Предусмотрены также кондиционер и стеклоочистители.
Характеристики трактора:
- мощность его мотора составляет 50 л. с;
- бак для горючего рассчитан на 100 л;
- топливо расходуется 195 г/лс в час;
- трактор максимально разгоняется вперед до 16,4 км/час;
- назад максимально разгоняется до 3,7 км/час;
- дорожный просвет составляет 27 см;
- размеры устройства 2175х1050х3370 мм;
- вес – 3530 кг.
Модель получила одну модификацию – это Т 54В трактор. Он очень похож на своего старшего брата, но все же имеет некоторые доработки. Т 54 В трактор оснащен более современной кабиной, усиленным мощный мотором и широкими гусеницами. Его можно комплектовать самым разным навесным оборудованием.
О том, как работает трактор Т-54, предлагаем посмотреть видео.
Хотя сегодня такие агрегаты уже не выпускаются, они остаются затребованными. Главное их достоинство – компактность и маневренность, благодаря чему имеют более широкую сферу применения.Трактор Т-54В для работы на виноградниках
Узкогабаритный гусеничный трактор Т-54В производили с 1967года на Кишиневском тракторном заводе (КТЗ). Машина предназначалась главным образом для работ на виноградниках, что определило некоторые конструктивные особенности этой модели. В основу Т-54В легли инженерные решения, ранее воплощенные в тракторе МТЗ-50, выпускавшемся в Минске.
Он считался одним из лучших в СССР, однако специализация новой модели на виноградниках потребовала существенных изменений конструкции. В первую очередь они коснулись ходовой части: колеса были заменены гусеницами. В разработке и запуске в производство новой модели кишиневским специалистам помогали сотрудники Минского тракторного завода — конструкторы оригинального МТЗ-50.
Практически параллельно с молдавским предприятием выпуск Т-54В был налажен в Болгарии, в городе Карлово. Легкий, маневренный и достаточно универсальный трактор быстро стал популярным. В последующие годы два завода обеспечивали машинами виноградники как южных регионов СССР, так и стран Совета экономической взаимопомощи.
Хорошая наследственность
Одним из первенцев Минского завода, созданным в 1948 году, был МТЗ-2 — первый в стране трактор с гидронавесной системой, позволявшей обходиться без прицепщика. Однако уже через несколько лет он начал устаревать. По сравнению с более новыми моделями МТЗ-2 обладал слишком низкой скоростью и недостаточно экономично расходовал топливо. Оставляла желать лучшего и надежность машины.
Результатом модернизации стала линейка тракторов МТЗ-5, разработанная в 1955-1956 годах. Это были универсальные, мощные и экономичные машины. В 1956 году их усовершенствовали еще раз. Конструкторы завода спроектировали новый дизельный двигатель Д-50. Двумя годами позже вышли экспериментальные образцы трактора МТЗ-50. Его мощность достигала 55 л. с., а максимальная скорость — 25 км/ч. Кроме того, МТЗ-50 были значительно легче предшественников, более чем на 400 кг.
Именно эта модель, пользовавшаяся в СССР заслуженной популярностью, стала основой для Т-54. Однако разработчики кишиневского трактора внесли в его конструкцию немало изменений. Главное из них касалось устройства ходовой части: МТЗ-50 был колесным трактором, в то время как Т-54 — гусеничным.
Кроме того, в отличие от минского универсала, он предназначался для работы на виноградниках. Это обусловило ряд других конструктивных особенностей, в частности в устройстве навески и механизма поворота, что обеспечивало большую маневренность, а также в форме и облицовке кабины. Позднее появилась модификация Т-54В, отличавшаяся от оригинала улучшенными гусеницами, закрытой кабиной и двигателем Д-50.
Для маневров на крутых склонах
Виноградники — специфический вид сельскохозяйственных угодий. Растения высаживают рядами, расстояние между которыми обычно составляет не больше 1,5-2 м. Кроме того, виноградники часто разбивают на горных склонах со значительным рельефом. Как следствие, обычный универсальный трактор, которым распахивают поля, здесь не подходит.
Машина для работы в таких специфических условиях должна быть узкой и маневренной, чтобы не повредить насаждения, а кроме того, успешно справляться с крутыми склонами, значит, быть достаточно легкой и мощной. Эти факторы и обусловили конструктивные особенности Т-54В.
Кишиневский завод выпускал две модификации этого трактора. Модель T-54B-С1 была универсальной. Ширина колеи этого трактора составляла 950 мм, а габаритная — 1259 мм. Он предназначался как для возделывания виноградников с междурядьями более 1,8 м, так и для работ общего назначения. Ширина колеи у модификации С2 составляла 850 мм, а габаритная — 1050 мм. Это был более специализированный трактор, предназначенный только для работы на виноградниках. Он мог спокойно маневрировать даже в междурядьях шириной всего 1,5 м.
Другой особенностью трактора была его оригинальная ходовая система. Опорные катки снабжались подшипниками качения, а смазка поступала централизованно: резервуаром для масла служили сами трубки тележки. Т-54В был достаточно легким, поэтому для лучшей работы навесных машин он был оснащен гидроувеличителем сцепного веса.
Широкий диапазон передач и скоростей позволял трактору работать с самыми разными тяговыми нагрузками. Кабина Т-54В отличалась довольно высокой комфортностью. Ее оборудование включало вентилятор, аптечку и бачок для питьевой воды. Специальное устройство отбирало теплый воздух от радиатора двигателя и подогревало им лобовое стекло, предотвращая его запотевание в холодное время года. Таким же способом поддерживалась температура в кабине. Мягкое сиденье можно было отрегулировать по массе и росту водителя.
Особенности конструкции
Ходовая часть трактора состоит из двух тележек с четырьмя опорными катками каждая, двух поддерживающих роликов, двух направляющих и двух ведущих колес, гусеничных цепей и подвески. Лонжероны тележек представляют собой трубу прямоугольного сечения, внутреннюю полость которой используют как резервуар для централизованной смазки подшипников опорных катков. Гусеничное полотно собрано из 31 звена, они соединены один с другим пальцами. В проушины звеньев запрессованы разрезные пружинные втулки.
Трактор Т-54В оборудован раздельно-агрегатной гидравлической системой, механизмом задней навески и прицепным устройством. Гидравлическая система обеспечивает раздельное управление тремя цилиндрами, что позволяет использовать трактор в работе с навесными и прицепными гидрофицирован-ными машинами.
Механизм задней навески может быть переоборудован с трехточечной на двухточечную систему. Прицепное устройство жесткое, регулируемое, объединенное с механизмом задней навески. Положение точки прицепа можно регулировать в горизонтальной плоскости в пределах ±130 мм от продольной оси трактора с интервалом 65 мм, а в вертикальной плоскости в пределах 200-500 мм от грунта (бесступенчато).
Братская помощь
Как в разработке, так и во внедрении в производство Т-54В сотрудникам Кишиневского завода помогали минские специалисты. В 1960 году МТЗ открыл для коллег 84 школы, в которых новаторы тракторостроения обучали рабочих передовым методам труда. Курсы успешно окончили более 900 сотрудников Кишиневского завода.
Само предприятие в это время также активно развивалось. В работу ввели несколько новых цехов и участков: КТЗ теперь мог самостоятельно обеспечивать себя шестернями, которые производил по 7 млн штук в год. Был открыт ряд участков по обработке, сборке и окраске основных узлов и других деталей. Специальный цех опытного производства выпускал экспериментальные образцы новых тракторов. Здесь же проходили их испытания.
Трактор Т-54В производился не только для внутренних нужд страны, но и на экспорт. Особенную популярность он приобрел в усеянной множеством виноградников Болгарии.
СССР помог соседу построить первый собственный тракторный завод в городе Карлово, выпускавший порядка 15 тыс. машин в год. Освоение производства Т-54В в Болгарии началось еще до того, как с кишиневского конвейера сошла первая машина. В 1965 году конструкторы передали Карловскому заводу все чертежи новой модели. Документация на последующие изменения и усовершенствования также пересылалась с молдавского предприятия на болгарское.
Взаимодействие двух заводов не ограничивалось корреспонденцией. Сначала группа специалистов из Кишинева побывала в Карлово, чтобы помочь коллегам во внедрении новой машины. За это их даже удостоили звания ударников коммунистического труда Народной Республики Болгария. Позднее и карловская делегация посетила Кишиневский завод, чтобы перенять передовой опыту сотрудников предприятия.
Первый трактор Т-54В в Болгарии был выпущен в июле 1968 года. Всего год спустя объемы производства увеличились втрое. Впоследствии Карловский завод обеспечивал виноградниковыми тракторами все страны СЭВ.