Схема электрическая трактора т 150: Электрическое оборудование тракторов Т-150, Т-150К – Принципиальная схема электрооборудования трактора Т-150

Принципиальная схема электрооборудования трактора Т-150

Принципиальная схема электрооборудования трактора Т-150 1 — генератор;
2 — сигнал звуковой;
3 — фара передняя;
4 — включатель блокировки запуска двигателя;
5 — датчик указателя температуры воды;
6 — датчик сигнализатора аварийной температуры в системе охлаждения двигателя;
7 — датчик сигнализатора аварийного давления масла в системе смазки двигателя;
8 — датчик реле блокировки воздухоохладителя;
9 — штепсельный разъем;
10 — стеклоочиститель;
11 — блок предохранителей;
12 — переключатель вентиляторов;
13 — кнопка звукового сигнала;
14 — блок предохранителей;
15 — электродвигатель вентилятора обдува тракториста;
16 — электродвигатель вентилятора кабины;
17 — включатель лампы плафона;
18 — плафон;
19 — включатель задних фар;
20 — включатель стартера;
21 — включатель кнопочный магнето;
22 — фара задняя;
23 — штепсельная розетка прицепа;
24 — включатель контроля аварийного состояния ламп;
25 — указатель температуры воды;
26 — лампы освещения приборов;
27 — указатель давления масла в системе смазки двигателя;
28 — центральный переключатель света;
29 — лампа переносная;
30 — контрольная лампа аварийной температуры воды в системе охлаждения двигателя;
31 — амперметр;
32 — контрольная лампа включения «массы»;
33 — включатель «массы»;
34 — аккумуляторная батарея;
35 — контрольная лампа аварийного давления масла в системе смазки двигателя;
36 — тахомотосчетчик;
37 — указатели давления масла в гидросистеме КПП;
38 — штепсельный разъем;
39 — штепсельная розетка включения переносной лампы;
40 — реле-регулятор;
41 — стартер;
42 — свеча искровая пускового двигателя;
43 — магнето.
А — клемма для подключения реле воздухоохладителя;
Б — клемма для подключения контактора воздухоохладителя;
Д — клемма для подключения электрооборудования предпускового подогревателя;
Г — клемма для подключения включателя воздухоохладителя.

Трактора Т-150-05-09, ХТЗ-181. Руководство — часть 25

Трактора Т-150-05-09, ХТЗ-181. Руководство — часть 25

 

 

101 

— 

после слива масла из бака выверните полностью пробку 19 и пробку 

20 с магнитом. Промойте пробки в чистом дизельном топливе до полного 

удаления  отложений.  Проверьте  целостность  прокладки  18  и  кольца  21, 

прокладку и кольцо, имеющие повреждения замените. Заверните пробки 

до упора.  

— 

заполните бак через заправочный фильтр чистым, хорошо отстоян-

ным маслом. Для заправки с помощью заправочного агрегата используйте 

отверстие,  закрываемое  пробкой  9  (см.  рисунок  42),  при  использовании 

нагнетателя  масла  –  отверстие,  закрываемое  пробкой  8.  Уровень  масла 

должен в пределах центрального отверстия экрана смотрового окна 8 для 

тракторов без бульдозерного оборудования и для тракторов с бульдозер-

ным оборудованием – верхнего смотрового окна 9. 

— 

расстопорите навесное устройство; 

— 

включите насос гидросистемы; 

— 

запустите двигатель и установите минимально-устойчивую частоту 

вращения коленчатого вала двигателя; 

— 

переведите  рычаг  распределителя  управления  гидроцилиндром 

навесного  устройства  в  положение  «Подъем«,  а  затем  «Опускание 

принудительное»  и  наоборот.  Повторите  эту  операцию  два-три  раза  и 

после  установки  рычага  в  положение  «Подъем»  переведите  рычаг  в 

нейтральное положение. 

При  подсоединенной  к  гидросистеме  трактора  гидрофицированной 

сельскохозяйственной  машине,  выполните  аналогичные  работы  с 

рычагами управления выносными гидроцилиндрами; 

— 

остановите двигатель, проверьте уровень масла в баке и, при необ-

ходимости, дозаправьте систему. 

 
5.3.8 

Обслуживание электрооборудования 

 

На тракторе применено электрооборудование постоянного тока с но-

минальным напряжением в бортовой сети трактора 12 В, а в системе пус-

ка двигателя – 24 В. Источниками электроэнергии являются две аккуму-

ляторные батареи, соединенные между собой последовательно, и генера-

тор двигателя, подключенный в схему электрооборудования параллельно 

к одной из аккумуляторных батарей. 

Одна аккумуляторная батарея подзаряжается непосредственно от ге-

нератора, вторая батарея, обеспечивающая только пуск двигателя, подза-

ряжается через преобразователь напряжения. 

Все источники и потребители электроэнергии трактора соединены по 

однопроводной  схеме.  Отрицательные  полюса  соединены  с  корпусом 

(«массой») трактора. Напряжение на все потребители электроэнергии по-

дается только при включенном выключателе «массы». 

Схема  электрическая    соединений    электрооборудования    трактора   

Т-150-05-09 показаны на рисунке 44 (см. вклейку), трактора ХТЗ-181 

 

на 

рисунке 45 (см. вклейку). 

 
 

 

 
102 

Перечень элементов схемы электрической соединений 

электрооборудования трактора Т-150-05-09 

 

(см. рисунок 44, вклейка) 

Таблица 7 

 

Позиция, обо-

значение 

Наименование 

Кол. 

Примечание 

В 

Датчик указателя уровня топлива в баке  

 

ВР1 

Датчик указателя температуры воды в системе 

охлаждения двигателя  

 

ВР2 

Датчик сигнализатора аварийной температуры 

охлаждающей жидкости в системе охлаждения 

двигателя  

 

ВК1 

Датчик указателя давления масла в системе смаз-

ки двигателя  

 

ВК2 

Датчик засоренности фильтра системы смазки 

двигателя 

 

ВК3 

Датчик указателя аварийного давления масла в 

системе смазки двигателя  

 

ВК4, ВК5  Датчик указателя давления масла в системе смаз-

ки КП и ВОМ 

 

ВК7 

Датчик сигнализатора засоренности фильтра воз-

духоочистителя двигателя 

 

ВК9 

Датчик аварийного давления воздуха в воздушных 

баллонах пневмосистемы 

1   

Е 

Радиоприемник 

1   

EL1, EL2 

Фара транспортная с лампой А12-45+40 

2   

EL5, EL9, 

EL11, EL12, 

EL13, EL14 

Фара рабочая с лампой А12-45+40 

 

EL10 

Плафон освещения кабины с лампой А12-21-3 

 

EL15 

Фонарь освещения номерного знака с лампами 

А12-5 (2 шт.) 

 

EL17 

Патрон лампы освещения с лампой А12-1 

 

EL19, EL20, 
EL21, EL22, 
EL23 

Патрон со штекером с лампой А12-1 

 

F1 

Блок предохранителей 11.3722.000 с двумя плав-

кими вставками FU9 и FU10 на 60А  

 

F2 

Блок предохранителей ПР11П-37.22.000 c плавкой 

вставкой FU1 на 5А и плавкими вставками FU2, 
FU

3и FU4 на 15А 

 

F3 

Блок предохранителей ПР11М-37.22.000 с плав-

кими вставками FU5, FU6, FU7 и FU8 на 15А 

 

GB1 

Генератор  

 

GB2, GB3 

Батарея аккумуляторная 6 СТ-140А3 

 

GB4 

Преобразователь напряжения  

 

HA 

Сигнал звуковой  

 

HL3 

Фонарь контрольной лампы с лампой А12-1 

включения дальнего света 

 

HL4 

Фонарь контрольной лампы с лампой А12-1 ава-

рийной температуры охлаждающей жидкости в 

системе охлаждения двигателя 

 

HL5 

Фонарь контрольной лампы с лампой А12-1 

включения номерного знака 

 

Аккумулятор Т-150 : схема и принцип работы

На тракторах Т-150, Т-150К применено электрооборудование постоянного тока с номинальным напряжением 12 В, за исключением цепи электродвигателя привода маслозакачивающего насоса и стартера, имеющей напряжение 24 В. Системы электрооборудования этих тракторов — однопроводные. Минусовые клеммы в них соединены с корпусом (массой) трактора.

Аккумулятор для трактора Т-150

Источниками электроэнергии служат аккумуляторные батареи и генератор переменного тока.
К потребителям электроэнергии относятся стартер, системы освещения и сигнализации, контрольно-измерительные приборы, электродвигатели маслозакачивающего насоса, вентилятора и отопителя, спираль подогрева топлива, свеча накаливания, переключатель аккумуляторных батарей. Потребители электроэнергии защищены от перегрузок и коротких замыканий блоком предохранителей с плавкими вставками, установленным внутри кабины.

Источники и потребители электроэнергии соединены отдельными или собранными в пучки проводами марки ПГВА (провод гибкий, виниловая изоляция, автомобильный).

Схема электрооборудования трактора Т-150К

Ниже приведем полную схему электрооборудования и кратко дадим её описание.

Аккумуляторная батарея предназначена для питания электроэнергией стартера при пуске пускового двигателя (Т-150, Т-150К), снабжения всех потребителей электроэнергией при неработающем дизеле, при малой частоте вращения его коленчатого вала или неисправном генераторе. Применяемые аккумуляторные батареи — свинцово-кислотные. На тракторах Т-150 и Т-150К установлены батареи 6СТ-50ЭМС емкостью 50 А • ч при 20-часовом режиме разряда, током 2,5 А и с номинальным напряжением 12 В. На тракторе К-701 используют две аккумуляторные батареи 6СТ-182ЭМС.
Каждая батарея состоит из шести двухвольтовых аккумуляторов, соединенных последовательно.

Общая схема электрического оборудования трактора

Рисунок. Приборы электрического оборудования трактора:
а — потребители электрического тока; б — приборы зажигания; в — источники тока; 1 — фары; 2 — фонарь освещения номерного знака; 3 — сигнал торможения; 4 — габаритные фонари; 5 — штепсельная розетка; 6 — звуковой сигнал; 7 — датчики; 8 — вентилятор; 9 — устройство для подогрева воздуха при пуске двигателя; 10 — стартер; 11 — контрольные приборы; 12 — предохранители; 13 — плафон; 14 — свеча зажигания; 15 — магнето высокого напряжения; 16 — реле-регулятор; 17 — генератор; 18 — включатель «массы»; 19 — аккумуляторная батарея.

На тракторах установлено большое количество самых разнообразных приборов и устройств, которые можно подразделить на две основные группы — источники тока и его потребители.

К источникам электрического тока относятся аккумуляторная батарея 19 (рис. в) с включателем 18 «массы» и генератор 17 с реле-регулятором 16 или без него.

    К потребителям электрического тока относятся следующие приборы и устройства (см. рис. а):
  • приборы освещения — фары 1 для наружного освещения, устанавливаемые в передней и задней частях трактора, задние и передние габаритные фонари 4, фонарь 2 для освещения номерного знака, плафон 13 для внутреннего освещения кабины и лампочки освещения щитка контрольных приборов;
  • приборы световой сигнализации — сигнальный фонарь поворота и сигнал торможения 3;
  • приборы зажигания (см. рис. б) — искровая свеча зажигания 14 и магнето высокого напряжения 15;
  • прибор звуковой сигнализации 6;
  • приборы и устройства для пуска двигателя трактора — стартер 10 и устройство 9 для подогрева воздуха при пуске;
  • электрические контрольные приборы 11 с датчиками 7;
  • обслуживающие приборы и устройства — вентилятор 8, предохранители 12, штепсельная розетка 5 и всякого рода включатели и переключатели.

Все приборы и устройства электрического оборудования трактора соединены по однопроводной схеме, при которой металлические детали трактора используются как один из проводов, по которым протекает электрический ток.

Детали, выступающие в роли проводника, называют «массой»; к «массе» трактора принято присоединять минусовые клеммы генератора и аккумуляторной батареи. [Семенов В.М., Власенко В.Н. Трактор. 1989 г.]

Похожие материалы

Генератор Т-150 (15.3701): схема

Генератор 15.3701 предназначен для питания всех потребителей электроэнергией и зарядки аккумуляторной батареи при работающем дизеле. Его устанавливают на тракторах Т-150 и Т-150К; мощность 1 кВт и напряжение 14 В.

Схема генератора Т-150 (15.3701)

Приведем полную схему генератора для трактора Т-150 с описанием

Генератор (а) представляет бесконтактную пятифазную одноименнополюсную электрическую машину, с односторонним электромагнитным возбуждением, со встроенным выпрямительным блоком БПВ-12-100. Генератор состоит из статора 10, ротора 21, катушки возбуждения, передней 11 и задней 9 крышек, выпрямителя и приводного шкива 18 с крыльчаткой 19.

Статор — это пакет стальных пластин, образующих на внутренней поверхности 10 зубцов. На каждый из них надета катушка обмотки статора. В фазу включены последовательно две катушки. Фазы соединены пятиугольником.

Ротор представляет собой шестилучевую звезду, набранную из стальных пластин и напрессованную на вал 16. На переднем конце вала на шпонке закреплен шкив 18. Вал вращается в шарикоподшипниках 17 и 23. Для них не требуется замены и добавления смазочного материала в течение всего срока службы генератора.

В обеих крышках генератора сделаны отверстия для стока конденсата и попавшей внутрь воды.

Передняя крышка. К ней приварены кронштейны 14 и 20. Первый из них необходим для регулировки натяжения ремня привода генератора, а второй — для его крепления.Катушка возбуждения, состоящая из стальной втулки 13 с фланцем и обмотки (ОВ) 12, закреплена на передней крышке 11. Выпрямительный блок установлен на задней крышке 9 генератора. Он состоит из корпуса 7, крышки 4, теплоотвода 6, интегрального регулятора напряжения (ИРН) 3, переключателя посезонной регулировки напряжения (ППР) 24, силового выпрямителя (СВ) и дополнительного выпрямителя (ДВ).

Для охлаждения выпрямительного блока между его корпусом 7 и задней крышкой 9 на валу 16 ротора установлена крыльчатка 8. С этой же целью на корпусе 7 имеются ребра. Теплоотвод 6 изолирован от корпуса 7 специальной прокладкой и закреплен на нем пятью изолированными винтами (фазосборниками). Выводы диодов прямой и обратной полярности силового выпрямителя попарно соединены с выводами фазных обмоток статора.

Плюс выпрямительного блока выводится монтажным проводом к выводу В генератора. Интегральный регулятор напряжения типа Я112Б представляет собой неразборную микросхему. Он автоматически поддерживает выпрямленное напряжение генератора при изменении в рабочем диапазоне частоты вращения генератора, тока нагрузки и температуры. ИРН установлен на крышке 4 выпрямительного блока и имеет четыре вывода: Ш (б), Б, Д и С для подключения к генератору. Последние изолированы от основания ИРН («массы»). Их маркировка нанесена на пластмассовой крышке ИРН.

Концы обмотки возбуждения выведены гибкими монтажными проводами через статор, заднюю крышку и выпрямитель и присоединены к ИРН: один к выводу III, другой — к выводу Д, соединенному резистором Ri с выводом Б. Таким образом обмотка возбуждения подключена к цепи генератора. Вывод С (ИРН) присоединен к выводу «+» конденсатора фильтра Q, а вывод «-» конденсатора — к корпусу генератора.
ИРН не разбирают и не ремонтируют!

Дополнительный выпрямитель состоит из трех диодов прямой полярности. Он питает обмотку возбуждения и реле блокировки стартера.

При неработающем дизеле дополнительный выпрямитель создает автоматическую защиту аккумуляторной батареи от разряда на обмотку возбуждения.Принцип работы генератора. Постоянный ток от вывода «+» аккумуляторной батареи через резистор R1 подается на обмотку возбуждения, а затем через клемму Ш, транзисторы ИРН, «массу» — на вывод «-» аккумуляторной батареи. Ток, проходя по ОБ, создает магнитный поток, пронизывающий втулку 13 (а), ротор 21 и статор 10. При вращении зубцы и впадины ротора проходят попеременно под каждым зубцом статора.

Магнитный поток, пересекающий зубцы статора и обмотку 22, расположенную на них, изменяется по своему значению от максимума до минимума, и в обмотках катушек статора наводится переменная электродвижущая сила. Переменное напряжение обмотки статора выпрямляется дополнительным выпрямителем, и ток подается в обмотку возбуждения. Это вызывает увеличение выпрямленного напряжения генератора, которое достигает напряжения настройки ИРН и далее регулируется ИРН.

Если отсутствует или отключена аккумуляторная батарея, генератор самовозбуждается за счет остаточной индукции системы возбуждения. На дизеле с пуском от пускового двигателя вывод Д генератора должен быть закрыт защитным колпачком. Если на дизеле используют в качестве пускового устройства стартер, к выводу Д генератора подключают реле блокировки, выключающее стартер после пуска дизеля и исключающее его случайное включение при работающем дизеле.

При подготовке дизеля к осенне-зимнему периоду эксплуатации переключатель посезонной регулировки напряжения устанавливают в положение «3» (включают резистор R2 ), а при подготовке дизеля к весенне-летнему периоду эксплуатации —в положение «Л» (резистор R2 отключают). При необходимости новый генератор можно подмагнитить (возбудить), подключив на 3…5 с напряжение постоянного тока не выше 13 В. При этом «+» источника тока присоединяют к выводу В, а «-» — к «массе».

Трактора Т-150-05-09, ХТЗ-181. Руководство — часть 26

Трактора Т-150-05-09, ХТЗ-181. Руководство — часть 26

 

 

105 

Продолжение табл. 8 

 

Позиция, обо-

значение 

Наименование 

Кол. 

Примечание 

GB2, GB3

 

Батарея аккумуляторная 6 СТ-140А3

 

2

 

 

GB4 

Преобразователь напряжения  

 

HA 

Сигнал звуковой  

 

HL2, HL4, 
HL5, HL6, 

HL11 

Фонарь контрольной лампы  

 

М1 

Стартер  

 

М2 

Электродвигатель стеклоомывателя (на данном 

тракторе не устанавливается) 

 

М3, М6  Моторедуктор стеклоочистителя ветрового и зад-

него стекол 

 

М4, М5  Электродвигатель вентиляторов отопительно-

вентиляционной установки или кондиционера 

 

KV1 

Реле блокировки включения стартера при работа-

ющем двигателе  

 

KV2 

Реле включения стартера  

 

KV4 

Реле включения звукового сигнала  

 

SA1 

Выключатель «массы» 

 

SA2 

Включатель стартера  

 

SA5 

Переключатель ближнего и дальнего света фар  

 

SA13 

Включатель подсветки  

 

S

В1 

Выключатель света заднего хода (блокировки 

пуска двигателя стартером) 

 

S

В2 

Включатель «массы» (дистанционный) 

 

S

В3 

Включатель контроля ламп аварийной сигнализа-

ции 

 

S

В4 

Включатель звукового сигнала 

 

S

В4А 

Включатель электродвигателя стеклоомывателя 

 

ХТ1 

Розетка для подключения переносной лампы 

 

ХТ2 

Розетка штепсельная ПС 300А3-100 для подклю-

чения электрооборудования прицепа 

 

Р1 

Указатель давления масла в системе смазки двига-

теля  

 

Р2, Р4 

Указатель давления масла в гидросистеме коробки 

передач  

 

Р3 

Указатель давления масла в гидросистеме редук-

тора ВОМ  

 

PV 

Указатель напряжения  

 

PS1 

Указатель температуры охлаждающей жидкости в 

системе охлаждения двигателя 

 

PS2 

Указатель уровня топлива  

 

PS3 

Тахометр со счетчиком моточасов  

 

Эл. М 

Электромуфта привода компрессора кондиционе-

ра 

 

 

 

 
106 

Электрические  цепи  потребителей  электроэнергии  защищены  от  ко-

ротких замыканий на тракторе Т-150-05-09 блоками плавких предохрани-

телей  31  (см.  рисунок  3)  и  33,  на  тракторе  ХТЗ-181 

 

блоками  плавких 

предохранителей 4 (см. рисунок 7) и блоками плавких предохранителей, 

размещенным внутри панели приборов водителя.  

Для поддержания электрооборудования в исправном состоянии очи-

щайте приборы и провода от пыли и грязи, следите за чистотой сбороч-

ных  единиц  электрооборудования  и  состоянием  изоляции  проводов: 

устраняйте  поврежденные  места,  обматывая  изоляционной  лентой  типа 

ПВХ.  Проверяйте  надежность  крепления  электрооборудования  и  кон-

трольно-измерительных приборов, следите за правильностью установки и 

регулировки  фар,  тщательно  оберегайте  коммутационную  аппаратуру  и 

приборы от попадания влаги. 

 

ВНИМАНИЕ!  Во  избежание  выхода  из  строя  генератора,  тахо-

метра,  преобразователя  напряжения  работа  трактора  без  аккумуля-

торных батарей запрещается. 

Перед  ремонтом  электрооборудования  снимите  клеммы  с  акку-

муляторных батарей. 

ВНИМАНИЕ! Все ремонтные работы, связанные с применением 

электросварки  непосредственно  на  тракторе  или  машине  (орудии) 

подсоединенной к  трактору, выполняйте при выключенном выклю-

чателе  «массы»  и снятых  силовых  аккумуляторных  проводах.  При-

меняйте  электросварку  постоянным  током.  В  случае  применения 

электросварки переменным током отсоедините провода от генерато-

ра, аккумуляторных батарей. Свариваемые детали должны быть за-

землены. 

Ремонтировать электродвигатели, генераторы и стартеры рекоменду-

ется в ремонтных мастерских. 

Заменяя лампы и фары, следите, чтобы внутрь оптических элементов 

не попадали пыль и грязь. Повреждённые рассеиватели заменяйте новы-

ми. При загрязнении зеркала отражателя фар промойте его ватой в чистой 

теплой воде и просушите зеркалом вниз. Пятна, появившиеся на поверх-

ности отражателя после просушки, удалять не рекомендуется. 

В  габаритных  фонарях  применены  электрические  лампы  с  нитью 

накала мощностью 5 Вт. Категорически запрещается устанавливать в 

них более мощные лампы, от сильного нагрева которых коробятся и 

портятся пластмассовые детали фонарей. 

Категорически  запрещается  применять  в  качестве  плавких 

вставок металлические предметы, не предназначенные для этой це-

ли. 

Категорически  запрещается  проверять  исправность  электриче-

ских цепей «на искру». 

Перечень приборов электрооборудования 24В трактора т-150


Наименование

Номер на схеме

Тип

ЯМЗ

Плафон

45

11.3714

1

Электродвигатель

48, 44

МЭ 250

2

Датчик указателя топлива

52

56.3827.010/БМ-144Д

1

Датчик указателя температуры

11

ТМ-100В

1

Датчик сигнализатора температуры

12

ТМ-111А

1

Датчик указателя давления масла

6

ММ-355

1

Датчик аварийного давления масла

7

ММ-106Б

1

Датчик аварийного давления воздуха

54

ММ-124

1

Датчик фильтра тонкой очистки масла

8

1012015-А

1

Блок предохранителей

31

111.3722

1

Блок предохранителей

15 д-з, и-м

ПР11-М

2

Блок предохранителей

15 а-г

ПР11-П

1

Генератор

5

Г-287

1

Батарея аккумуляторная

10

6СТ-182ЭМ

2

Звуковой сигнал

46

С313

1

Фара рабочая

49,55

ФГ318-3711000

2

Фара транспортная

2,3

754.3711

2

Фонарь передний

1,4

ПФ130-АБ

2

Фонарь задний

50,54

ФП132-АБ

2

Фонарь контрольный (зеленая линза)

124.3803010

Фонарь контрольный (красная линза)

4

123.3803010

4

Фонарь контрольный (синняя линза)

38

125.3803010

1

Реле блокировки

17

11.3747010 или 901.3747

1

Реле стартера

16

РС530или738.3747-20

1

Реле указателей поворота

19

РС401

1

Стартер

13

321.3708

1

Указатель температуры

40

36.3807010/УК171М-У-ХЛ

1

Указатель уровня топлива

42

34.3806010/УБ170М-У-ХЛ

1

Указатель давления масла

39

33.3810010/УК170М-У-ХЛ

1

Амперметр

41

11.3812

1

Выключатель массы

9

ВК860В или 141.3737

1

Включатель

23,24

ВК 322

2

Переключатель

20, 18

5102.3709

2

Включатель кнопочный

36

11.3704-01

1

Розетка разъемного соединения

51

ПС 300А-100

1

Розетка штепсельная

32

47К

1

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *