Принципиальная схема электрооборудования трактора Т-150
1 — генератор;2 — сигнал звуковой;
3 — фара передняя;
4 — включатель блокировки запуска двигателя;
5 — датчик указателя температуры воды;
6 — датчик сигнализатора аварийной температуры в системе охлаждения двигателя;
7 — датчик сигнализатора аварийного давления масла в системе смазки двигателя;
8 — датчик реле блокировки воздухоохладителя;
9 — штепсельный разъем;
10 — стеклоочиститель;
11 — блок предохранителей;
12 — переключатель вентиляторов;
13 — кнопка звукового сигнала;
14 — блок предохранителей;
15 — электродвигатель вентилятора обдува тракториста;
16 — электродвигатель вентилятора кабины;
17 — включатель лампы плафона;
18 — плафон;
19 — включатель задних фар;
21 — включатель кнопочный магнето;
22 — фара задняя;
23 — штепсельная розетка прицепа;
24 — включатель контроля аварийного состояния ламп;
25 — указатель температуры воды;
26 — лампы освещения приборов;
27 — указатель давления масла в системе смазки двигателя;
28 — центральный переключатель света;
29 — лампа переносная;
30 — контрольная лампа аварийной температуры воды в системе охлаждения двигателя;
31 — амперметр;
32 — контрольная лампа включения «массы»;
33 — включатель «массы»;
34 — аккумуляторная батарея;
35 — контрольная лампа аварийного давления масла в системе смазки двигателя;
36 — тахомотосчетчик;
38 — штепсельный разъем;
39 — штепсельная розетка включения переносной лампы;
40 — реле-регулятор;
41 — стартер;
42 — свеча искровая пускового двигателя;
43 — магнето.
А — клемма для подключения реле воздухоохладителя;
Б — клемма для подключения контактора воздухоохладителя;
Д — клемма для подключения электрооборудования предпускового подогревателя;
Г — клемма для подключения включателя воздухоохладителя.
Трактора Т-150-05-09, ХТЗ-181. Руководство — часть 25
Трактора Т-150-05-09, ХТЗ-181. Руководство — часть 25
101
—
после слива масла из бака выверните полностью пробку 19 и пробку
20 с магнитом. Промойте пробки в чистом дизельном топливе до полного
удаления отложений. Проверьте целостность прокладки 18 и кольца 21,
прокладку и кольцо, имеющие повреждения замените. Заверните пробки
до упора.
—
заполните бак через заправочный фильтр чистым, хорошо отстоян-
ным маслом. Для заправки с помощью заправочного агрегата используйте
отверстие, закрываемое пробкой 9 (см. рисунок 42), при использовании
нагнетателя масла – отверстие, закрываемое пробкой 8. Уровень масла
должен в пределах центрального отверстия экрана смотрового окна 8 для
тракторов без бульдозерного оборудования и для тракторов с бульдозер-
ным оборудованием – верхнего смотрового окна 9.
—
расстопорите навесное устройство;
—
включите насос гидросистемы;
—
запустите двигатель и установите минимально-устойчивую частоту
вращения коленчатого вала двигателя;
—
переведите рычаг распределителя управления гидроцилиндром
навесного устройства в положение «Подъем«, а затем «Опускание
принудительное» и наоборот. Повторите эту операцию два-три раза и
после установки рычага в положение «Подъем» переведите рычаг в
нейтральное положение.
При подсоединенной к гидросистеме трактора гидрофицированной
сельскохозяйственной машине, выполните аналогичные работы с
рычагами управления выносными гидроцилиндрами;
—
остановите двигатель, проверьте уровень масла в баке и, при необ-
ходимости, дозаправьте систему.
5.3.8
Обслуживание электрооборудования
На тракторе применено электрооборудование постоянного тока с но-
минальным напряжением в бортовой сети трактора 12 В, а в системе пус-
ка двигателя – 24 В. Источниками электроэнергии являются две аккуму-
ляторные батареи, соединенные между собой последовательно, и генера-
тор двигателя, подключенный в схему электрооборудования параллельно
к одной из аккумуляторных батарей.
Одна аккумуляторная батарея подзаряжается непосредственно от ге-
нератора, вторая батарея, обеспечивающая только пуск двигателя, подза-
ряжается через преобразователь напряжения.
Все источники и потребители электроэнергии трактора соединены по
однопроводной схеме. Отрицательные полюса соединены с корпусом
(«массой») трактора. Напряжение на все потребители электроэнергии по-
дается только при включенном выключателе «массы».
Схема электрическая соединений электрооборудования трактора
Т-150-05-09 показаны на рисунке 44 (см. вклейку), трактора ХТЗ-181
–
на
рисунке 45 (см. вклейку).
102
Перечень элементов схемы электрической соединений
электрооборудования трактора Т-150-05-09
(см. рисунок 44, вклейка)
Таблица 7
Позиция, обо-
значение
Наименование
Кол.
Примечание
В
Датчик указателя уровня топлива в баке
1
ВР1
Датчик указателя температуры воды в системе
охлаждения двигателя
1
ВР2
Датчик сигнализатора аварийной температуры
охлаждающей жидкости в системе охлаждения
двигателя
1
ВК1
Датчик указателя давления масла в системе смаз-
ки двигателя
1
ВК2
Датчик засоренности фильтра системы смазки
двигателя
1
ВК3
Датчик указателя аварийного давления масла в
системе смазки двигателя
1
ВК4, ВК5 Датчик указателя давления масла в системе смаз-
ки КП и ВОМ
2
ВК7
Датчик сигнализатора засоренности фильтра воз-
духоочистителя двигателя
1
ВК9
Датчик аварийного давления воздуха в воздушных
баллонах пневмосистемы
1
Е
Радиоприемник
1
EL1, EL2
Фара транспортная с лампой А12-45+40
2
EL5, EL9,
EL11, EL12,
EL13, EL14
Фара рабочая с лампой А12-45+40
6
EL10
Плафон освещения кабины с лампой А12-21-3
1
EL15
Фонарь освещения номерного знака с лампами
А12-5 (2 шт.)
1
EL17
Патрон лампы освещения с лампой А12-1
1
EL19, EL20,
EL21, EL22,
EL23
Патрон со штекером с лампой А12-1
5
F1
Блок предохранителей 11.3722.000 с двумя плав-
кими вставками FU9 и FU10 на 60А
1
F2
Блок предохранителей ПР11П-37.22.000 c плавкой
вставкой FU1 на 5А и плавкими вставками FU2,
FU
3и FU4 на 15А
1
F3
Блок предохранителей ПР11М-37.22.000 с плав-
кими вставками FU5, FU6, FU7 и FU8 на 15А
1
GB1
Генератор
1
GB2, GB3
Батарея аккумуляторная 6 СТ-140А3
2
GB4
Преобразователь напряжения
1
HA
Сигнал звуковой
1
HL3
Фонарь контрольной лампы с лампой А12-1
включения дальнего света
1
HL4
Фонарь контрольной лампы с лампой А12-1 ава-
рийной температуры охлаждающей жидкости в
системе охлаждения двигателя
1
HL5
Фонарь контрольной лампы с лампой А12-1
включения номерного знака
1
Аккумулятор Т-150 : схема и принцип работы
На тракторах Т-150, Т-150К применено электрооборудование постоянного тока с номинальным напряжением 12 В, за исключением цепи электродвигателя привода маслозакачивающего насоса и стартера, имеющей напряжение 24 В. Системы электрооборудования этих тракторов — однопроводные. Минусовые клеммы в них соединены с корпусом (массой) трактора.
Аккумулятор для трактора Т-150
Источниками электроэнергии служат аккумуляторные батареи и генератор переменного тока.
К потребителям электроэнергии относятся стартер, системы освещения и сигнализации, контрольно-измерительные приборы, электродвигатели маслозакачивающего насоса, вентилятора и отопителя, спираль подогрева топлива, свеча накаливания, переключатель аккумуляторных батарей. Потребители электроэнергии защищены от перегрузок и коротких замыканий блоком предохранителей с плавкими вставками, установленным внутри кабины.
Источники и потребители электроэнергии соединены отдельными или собранными в пучки проводами марки ПГВА (провод гибкий, виниловая изоляция, автомобильный).
Схема электрооборудования трактора Т-150К
Ниже приведем полную схему электрооборудования и кратко дадим её описание.
Аккумуляторная батарея предназначена для питания электроэнергией стартера при пуске пускового двигателя (Т-150, Т-150К), снабжения всех потребителей электроэнергией при неработающем дизеле, при малой частоте вращения его коленчатого вала или неисправном генераторе. Применяемые аккумуляторные батареи — свинцово-кислотные. На тракторах Т-150 и Т-150К установлены батареи 6СТ-50ЭМС емкостью 50 А • ч при 20-часовом режиме разряда, током 2,5 А и с номинальным напряжением 12 В. На тракторе К-701 используют две аккумуляторные батареи 6СТ-182ЭМС.
Каждая батарея состоит из шести двухвольтовых аккумуляторов, соединенных последовательно.
Общая схема электрического оборудования трактора
Рисунок. Приборы электрического оборудования трактора:а — потребители электрического тока; б — приборы зажигания; в — источники тока; 1 — фары; 2 — фонарь освещения номерного знака; 3 — сигнал торможения; 4 — габаритные фонари; 5 — штепсельная розетка; 6 — звуковой сигнал; 7 — датчики; 8 — вентилятор; 9 — устройство для подогрева воздуха при пуске двигателя; 10 — стартер; 11 — контрольные приборы; 12 — предохранители; 13 — плафон; 14 — свеча зажигания; 15 — магнето высокого напряжения; 16 — реле-регулятор; 17 — генератор; 18 — включатель «массы»; 19 — аккумуляторная батарея.
К источникам электрического тока относятся аккумуляторная батарея 19 (рис. в) с включателем 18 «массы» и генератор 17 с реле-регулятором 16 или без него.
- К потребителям электрического тока относятся следующие приборы и устройства (см. рис. а):
- приборы освещения — фары 1 для наружного освещения, устанавливаемые в передней и задней частях трактора, задние и передние габаритные фонари 4, фонарь 2 для освещения номерного знака, плафон 13 для внутреннего освещения кабины и лампочки освещения щитка контрольных приборов;
- приборы световой сигнализации — сигнальный фонарь поворота и сигнал торможения 3;
- приборы зажигания (см. рис. б) — искровая свеча зажигания 14 и магнето высокого напряжения 15;
- прибор звуковой сигнализации 6;
- приборы и устройства для пуска двигателя трактора — стартер 10 и устройство 9 для подогрева воздуха при пуске;
- электрические контрольные приборы 11 с датчиками 7;
- обслуживающие приборы и устройства — вентилятор 8, предохранители 12, штепсельная розетка 5 и всякого рода включатели и переключатели.
Все приборы и устройства электрического оборудования трактора соединены по однопроводной схеме, при которой металлические детали трактора используются как один из проводов, по которым протекает электрический ток.
Детали, выступающие в роли проводника, называют «массой»; к «массе» трактора принято присоединять минусовые клеммы генератора и аккумуляторной батареи. [Семенов В.М., Власенко В.Н. Трактор. 1989 г.]
Похожие материалы
Генератор Т-150 (15.3701): схема
Генератор 15.3701 предназначен для питания всех потребителей электроэнергией и зарядки аккумуляторной батареи при работающем дизеле. Его устанавливают на тракторах Т-150 и Т-150К; мощность 1 кВт и напряжение 14 В.
Схема генератора Т-150 (15.3701)
Приведем полную схему генератора для трактора Т-150 с описанием
Генератор (а) представляет бесконтактную пятифазную одноименнополюсную электрическую машину, с односторонним электромагнитным возбуждением, со встроенным выпрямительным блоком БПВ-12-100. Генератор состоит из статора 10, ротора 21, катушки возбуждения, передней 11 и задней 9 крышек, выпрямителя и приводного шкива 18 с крыльчаткой 19.
Статор — это пакет стальных пластин, образующих на внутренней поверхности 10 зубцов. На каждый из них надета катушка обмотки статора. В фазу включены последовательно две катушки. Фазы соединены пятиугольником.
Ротор представляет собой шестилучевую звезду, набранную из стальных пластин и напрессованную на вал 16. На переднем конце вала на шпонке закреплен шкив 18. Вал вращается в шарикоподшипниках 17 и 23. Для них не требуется замены и добавления смазочного материала в течение всего срока службы генератора.
В обеих крышках генератора сделаны отверстия для стока конденсата и попавшей внутрь воды.
Передняя крышка. К ней приварены кронштейны 14 и 20. Первый из них необходим для регулировки натяжения ремня привода генератора, а второй — для его крепления.Катушка возбуждения, состоящая из стальной втулки 13 с фланцем и обмотки (ОВ) 12, закреплена на передней крышке 11. Выпрямительный блок установлен на задней крышке 9 генератора. Он состоит из корпуса 7, крышки 4, теплоотвода 6, интегрального регулятора напряжения (ИРН) 3, переключателя посезонной регулировки напряжения (ППР) 24, силового выпрямителя (СВ) и дополнительного выпрямителя (ДВ).
Для охлаждения выпрямительного блока между его корпусом 7 и задней крышкой 9 на валу 16 ротора установлена крыльчатка 8. С этой же целью на корпусе 7 имеются ребра. Теплоотвод 6 изолирован от корпуса 7 специальной прокладкой и закреплен на нем пятью изолированными винтами (фазосборниками). Выводы диодов прямой и обратной полярности силового выпрямителя попарно соединены с выводами фазных обмоток статора.
Плюс выпрямительного блока выводится монтажным проводом к выводу В генератора. Интегральный регулятор напряжения типа Я112Б представляет собой неразборную микросхему. Он автоматически поддерживает выпрямленное напряжение генератора при изменении в рабочем диапазоне частоты вращения генератора, тока нагрузки и температуры. ИРН установлен на крышке 4 выпрямительного блока и имеет четыре вывода: Ш (б), Б, Д и С для подключения к генератору. Последние изолированы от основания ИРН («массы»). Их маркировка нанесена на пластмассовой крышке ИРН.
Концы обмотки возбуждения выведены гибкими монтажными проводами через статор, заднюю крышку и выпрямитель и присоединены к ИРН: один к выводу III, другой — к выводу Д, соединенному резистором Ri с выводом Б. Таким образом обмотка возбуждения подключена к цепи генератора. Вывод С (ИРН) присоединен к выводу «+» конденсатора фильтра Q, а вывод «-» конденсатора — к корпусу генератора.
ИРН не разбирают и не ремонтируют!
Дополнительный выпрямитель состоит из трех диодов прямой полярности. Он питает обмотку возбуждения и реле блокировки стартера.
При неработающем дизеле дополнительный выпрямитель создает автоматическую защиту аккумуляторной батареи от разряда на обмотку возбуждения.Принцип работы генератора. Постоянный ток от вывода «+» аккумуляторной батареи через резистор R1 подается на обмотку возбуждения, а затем через клемму Ш, транзисторы ИРН, «массу» — на вывод «-» аккумуляторной батареи. Ток, проходя по ОБ, создает магнитный поток, пронизывающий втулку 13 (а), ротор 21 и статор 10. При вращении зубцы и впадины ротора проходят попеременно под каждым зубцом статора.
Магнитный поток, пересекающий зубцы статора и обмотку 22, расположенную на них, изменяется по своему значению от максимума до минимума, и в обмотках катушек статора наводится переменная электродвижущая сила. Переменное напряжение обмотки статора выпрямляется дополнительным выпрямителем, и ток подается в обмотку возбуждения. Это вызывает увеличение выпрямленного напряжения генератора, которое достигает напряжения настройки ИРН и далее регулируется ИРН.
Если отсутствует или отключена аккумуляторная батарея, генератор самовозбуждается за счет остаточной индукции системы возбуждения. На дизеле с пуском от пускового двигателя вывод Д генератора должен быть закрыт защитным колпачком. Если на дизеле используют в качестве пускового устройства стартер, к выводу Д генератора подключают реле блокировки, выключающее стартер после пуска дизеля и исключающее его случайное включение при работающем дизеле.
При подготовке дизеля к осенне-зимнему периоду эксплуатации переключатель посезонной регулировки напряжения устанавливают в положение «3» (включают резистор R2 ), а при подготовке дизеля к весенне-летнему периоду эксплуатации —в положение «Л» (резистор R2 отключают). При необходимости новый генератор можно подмагнитить (возбудить), подключив на 3…5 с напряжение постоянного тока не выше 13 В. При этом «+» источника тока присоединяют к выводу В, а «-» — к «массе».
Трактора Т-150-05-09, ХТЗ-181. Руководство — часть 26
Трактора Т-150-05-09, ХТЗ-181. Руководство — часть 26
105
Продолжение табл. 8
Позиция, обо-
значение
Наименование
Кол.
Примечание
GB2, GB3
Батарея аккумуляторная 6 СТ-140А3
2
GB4
Преобразователь напряжения
1
HA
Сигнал звуковой
1
HL2, HL4,
HL5, HL6,
HL11
Фонарь контрольной лампы
5
М1
Стартер
1
М2
Электродвигатель стеклоомывателя (на данном
тракторе не устанавливается)
1
М3, М6 Моторедуктор стеклоочистителя ветрового и зад-
него стекол
2
М4, М5 Электродвигатель вентиляторов отопительно-
вентиляционной установки или кондиционера
2
KV1
Реле блокировки включения стартера при работа-
ющем двигателе
1
KV2
Реле включения стартера
1
KV4
Реле включения звукового сигнала
1
SA1
Выключатель «массы»
1
SA2
Включатель стартера
1
SA5
Переключатель ближнего и дальнего света фар
1
SA13
Включатель подсветки
1
S
В1
Выключатель света заднего хода (блокировки
пуска двигателя стартером)
1
S
В2
Включатель «массы» (дистанционный)
1
S
В3
Включатель контроля ламп аварийной сигнализа-
ции
1
S
В4
Включатель звукового сигнала
1
S
В4А
Включатель электродвигателя стеклоомывателя
1
ХТ1
Розетка для подключения переносной лампы
1
ХТ2
Розетка штепсельная ПС 300А3-100 для подклю-
чения электрооборудования прицепа
1
Р1
Указатель давления масла в системе смазки двига-
теля
1
Р2, Р4
Указатель давления масла в гидросистеме коробки
передач
2
Р3
Указатель давления масла в гидросистеме редук-
тора ВОМ
1
PV
Указатель напряжения
1
PS1
Указатель температуры охлаждающей жидкости в
системе охлаждения двигателя
1
PS2
Указатель уровня топлива
1
PS3
Тахометр со счетчиком моточасов
1
Эл. М
Электромуфта привода компрессора кондиционе-
ра
1
106
Электрические цепи потребителей электроэнергии защищены от ко-
ротких замыканий на тракторе Т-150-05-09 блоками плавких предохрани-
телей 31 (см. рисунок 3) и 33, на тракторе ХТЗ-181
–
блоками плавких
предохранителей 4 (см. рисунок 7) и блоками плавких предохранителей,
размещенным внутри панели приборов водителя.
Для поддержания электрооборудования в исправном состоянии очи-
щайте приборы и провода от пыли и грязи, следите за чистотой сбороч-
ных единиц электрооборудования и состоянием изоляции проводов:
устраняйте поврежденные места, обматывая изоляционной лентой типа
ПВХ. Проверяйте надежность крепления электрооборудования и кон-
трольно-измерительных приборов, следите за правильностью установки и
регулировки фар, тщательно оберегайте коммутационную аппаратуру и
приборы от попадания влаги.
ВНИМАНИЕ! Во избежание выхода из строя генератора, тахо-
метра, преобразователя напряжения работа трактора без аккумуля-
торных батарей запрещается.
Перед ремонтом электрооборудования снимите клеммы с акку-
муляторных батарей.
ВНИМАНИЕ! Все ремонтные работы, связанные с применением
электросварки непосредственно на тракторе или машине (орудии)
подсоединенной к трактору, выполняйте при выключенном выклю-
чателе «массы» и снятых силовых аккумуляторных проводах. При-
меняйте электросварку постоянным током. В случае применения
электросварки переменным током отсоедините провода от генерато-
ра, аккумуляторных батарей. Свариваемые детали должны быть за-
землены.
Ремонтировать электродвигатели, генераторы и стартеры рекоменду-
ется в ремонтных мастерских.
Заменяя лампы и фары, следите, чтобы внутрь оптических элементов
не попадали пыль и грязь. Повреждённые рассеиватели заменяйте новы-
ми. При загрязнении зеркала отражателя фар промойте его ватой в чистой
теплой воде и просушите зеркалом вниз. Пятна, появившиеся на поверх-
ности отражателя после просушки, удалять не рекомендуется.
В габаритных фонарях применены электрические лампы с нитью
накала мощностью 5 Вт. Категорически запрещается устанавливать в
них более мощные лампы, от сильного нагрева которых коробятся и
портятся пластмассовые детали фонарей.
Категорически запрещается применять в качестве плавких
вставок металлические предметы, не предназначенные для этой це-
ли.
Категорически запрещается проверять исправность электриче-
ских цепей «на искру».
Наименование | Номер на схеме | Тип | ЯМЗ |
Плафон | 45 | 11.3714 | 1 |
Электродвигатель | 48, 44 | МЭ 250 | 2 |
Датчик указателя топлива | 52 | 56.3827.010/БМ-144Д | 1 |
Датчик указателя температуры | 11 | ТМ-100В | 1 |
Датчик сигнализатора температуры | 12 | ТМ-111А | 1 |
Датчик указателя давления масла | 6 | ММ-355 | 1 |
Датчик аварийного давления масла | 7 | ММ-106Б | 1 |
Датчик аварийного давления воздуха | 54 | ММ-124 | 1 |
Датчик фильтра тонкой очистки масла | 8 | 1012015-А | 1 |
Блок предохранителей | 31 | 111.3722 | 1 |
Блок предохранителей | 15 д-з, и-м | ПР11-М | 2 |
Блок предохранителей | 15 а-г | ПР11-П | 1 |
Генератор | 5 | Г-287 | 1 |
Батарея аккумуляторная | 10 | 6СТ-182ЭМ | 2 |
Звуковой сигнал | 46 | С313 | 1 |
Фара рабочая | 49,55 | ФГ318-3711000 | 2 |
Фара транспортная | 2,3 | 754.3711 | 2 |
Фонарь передний | 1,4 | ПФ130-АБ | 2 |
Фонарь задний | 50,54 | ФП132-АБ | 2 |
Фонарь контрольный (зеленая линза) | 124.3803010 | ||
Фонарь контрольный (красная линза) | 4 | 123.3803010 | 4 |
Фонарь контрольный (синняя линза) | 38 | 125.3803010 | 1 |
Реле блокировки | 17 | 11.3747010 или 901.3747 | 1 |
Реле стартера | 16 | РС530или738.3747-20 | 1 |
Реле указателей поворота | 19 | РС401 | 1 |
Стартер | 13 | 321.3708 | 1 |
Указатель температуры | 40 | 36.3807010/УК171М-У-ХЛ | 1 |
Указатель уровня топлива | 42 | 34.3806010/УБ170М-У-ХЛ | 1 |
Указатель давления масла | 39 | 33.3810010/УК170М-У-ХЛ | 1 |
Амперметр | 41 | 11.3812 | 1 |
Выключатель массы | 9 | ВК860В или 141.3737 | 1 |
Включатель | 23,24 | ВК 322 | 2 |
Переключатель | 20, 18 | 5102.3709 | 2 |
Включатель кнопочный | 36 | 11.3704-01 | 1 |
Розетка разъемного соединения | 51 | ПС 300А-100 | 1 |
Розетка штепсельная | 32 | 47К | 1 |