Гусеничный трактор ХТЗ Т-74: технические характеристики, цена, отзывы
Разработанный конструкторами ХТЗ гусеничный трактор 3-го тягового класса марки Т-74 — одна из наиболее удачных моделей отечественного машиностроения. Сочетающая в своей конструкции преимущества популярных в 70-80-х годах прошлого века тракторов ДТ-54 и более мощного Т-75, а также собственных конструкторских решений, машина производилась в разных версиях с 1962 до 1983 года.
На протяжении этого времени с конвейера сошло около 900 тысяч экземпляров. Многие технические решения харьковских конструкторов были использованы при разработке энергонасыщенного многоцелевого трактора «Алтаец» Т-4.
Трактор Т-74 — классическая по компоновке и комплектации модель гусеничной машины широкого назначения с сельскохозяйственным уклоном.
- Ее конструкция предусматривает возможность работы с широкозахватными, навесными и прицепными агрегатами, предназначенными для производительной обработки грунта, выполнения посевных и уборочных работ.
- Сфера применения Т-74 и его модификаций включает в себя промышленное, дорожное и гидротехническое строительство, транспортировку тяжелых грузов в условиях сезонного бездорожья.
- Базовая модель неоднократно подвергалась модернизации, но основные технические и эксплуатационные характеристики сохранились в изначальном виде.
Фото: трактор Т-74
Версии Т-74 отличаются отсутствием или наличием бортовой гидросистемы, изменениями в конструкции машины направленными на снижение ее металлоемкости и снижения массы в целом.
Особенности конструкции
Дизайн трактора Т-74 во многом копирует внешний вид его предшественников — 54-й и 75-й модели. Корпус машины — жесткая швеллерная конструкция с подрессоренной балансирной подвеской, которая служит основанием для силового агрегата, тракторной кабины, трансмиссии и ходовой части.
В состав двухпоточной механической трансмиссии входит двухдисковое сцепление с механическим управлением, коробка передач, демультипликатор, карданный вал, конечные передачи и фрикционные механизмы поворота.
Гусеничный трактор укомплектован механической двухрычажной коробкой передач. Шесть ступеней переднего и одна ступень заднего хода позволяют использовать скоростной режим в пределах от 2,5 до 11,5 км/час.
Технические характеристики
Габариты трактора Т-74 находятся в пределах 4,23 х1,85 х2,33 метра, вес 5,9 т. Ходовая часть при продольной базе 1,62 м имеет ширину колеи 1,43 и дорожный просвет 0,28 метра. Удельная нагрузка на грунт составляет 0,44 кг/кв. см.
- Управление навесным оборудованием осуществляется с помощью раздельно-агрегатной гидросистемы грузоподъемностью до 2 тонн, оснащенной модернизированным шестеренчатым насосом и многорежимным золотниковым распределителем.
- Для механической активации рабочих агрегатов задействуется подключенный к трансмиссии трактора механизм отбора мощности.
- Т-74 поставляется в комплекте с комфортной по стандартам своего времени герметичной двухместной кабиной. Имеет место отопление от радиатора двигателя, хороший круговой обзор и удобное размещение основных и вспомогательных элементов управления.
Задний мост приводится в действие карданным валом. Этот агрегат через систему шестерен и поворотные муфты с ленточными тормозами передает вращательный момент на ведущие звездочки гусеничного хода.
Модель | Т-74 |
---|---|
Двигатель | СМД-14А |
Мощность, л.с. | 75 |
Максимальное число оборотов холостого хода в минуту, не более | 1830 |
Расход топлива, г/э. л. с. ч. | 195 |
Расход масла в % к расходу топлива (с учетом замены смазки), не более | 3 |
Емкость топливного бака, л | 218 |
Габариты, мм (ширина х высота х длина) | 1845 х 2325 х 4225 |
Дорожный просвет, мм | 280 |
Вес заправленного трактора, кг | 5870 |
Двигательная установка
Штатный двигатель Т-74 — четырехцилиндровый рядный дизель с вихрекамерным сгоранием топлива марки СМД 14А. При работе на максимальных оборотах средний расход топлива двигателя объемом 6,3 литра и мощностью 75 л.с. на уровне 195 г/л.с./ч. Емкость топливного бака — 218 литров.
Очистка забираемого двигателем воздуха производится в воздухоочистителе циклонного типа с отводом захваченной пыли из накопительной емкости в выхлопную трубу. Применение циклонной очистки позволяет в значительной мере экономить время необходимое для периодического регламентного обслуживания.
Конструкция силового агрегата трактора предусматривает возможность выключения масляного радиатора при эксплуатации трактора в зимнее время. Надежный запуск основного дизеля с помощью карбюраторного двигателя ПД-10М2 и расположенного во всасывающем коллекторе подогревателя.
Видео: ХТЗ-74 в движенииПреимущества и недостатки
Неоспоримые достоинства гусеничного хода обеспечивают машине отличное сцепление и низкие удельные нагрузки при работе машины на проблемных грунтах.
Гусеничное полотно стандартной ширины гарантирует маневренность тракторного агрегата и высокую проходимость на заболоченных участках, а также транспортировку тяжелых прицепов по переувлажненным полевым дорогам.
Имеет место:
- экономичная эксплуатация двигателя по ГСМ и расходным материалам;
- несложное обслуживание;
- доступность самостоятельного ремонта;
- унификация запасных частей двигателя и самого трактора с фирменными модификациями и однотипными моделями отечественного производства.
Даже на сегодняшний день запчасти и комплектующие представлены в большом выборе, поэтому время вынужденных простоев минимальное.
В процессе многолетней эксплуатации обнаружились существенные конструктивно-производственные недоработки. В первую очередь — это проблемы запуска основного двигателя при низкой температуре.
Налицо низкий уровень виброзащиты и несовершенная тепло-звукоизоляция кабины, отсутствие полноценных регулировок сидения водителя. Пригодность трактора для вспашки тяжелых грунтов сомнений не вызывает, но работа с другими видами навесного оборудования недостаточно эффективна.
В крупных фермерских хозяйствах низкая транспортная скорость ограничивает оперативность переброса техники на удаленные делянки.
Много претензий к износостойкости трущихся деталей, в частности траков гусеничного хода. Ускоренный износ полотна отрицательно сказывается на ресурсе ведущих звездочек и натяжных элементов ходовой системы.
Видео: Т-74 в работеЦена Т-74
Базовая модель этой марки и ее модификации присутствуют на тракторном рынке только в подержанном варианте.
Стоимость трактора определяется состоянием его узлов и агрегатов, остатком ресурса силовой установки, наличием комплектующего навесного и прицепного оборудования. Ценовой диапазон такой техники в рабочем состоянии варьируется в пределах от 40-60 до 100 тысяч гривен (1500 – 4000$).
Аналоги
Кроме уже названных тракторов Т-75 и ДТ-54, схожие рабочие характеристики с машинами Волгоградского тракторного завода ДТ-75 и менее распространенными кишиневскими универсально-пропашными тракторами Т-70.
Отзывы владельцев и эксплуатационников
В свое время проработал на гусеничном тракторе Т-74 полных 9 лет. Впечатление от этой машины неоднозначное. Модернизация коснулась практически всех основных узлов трактора, но благоустройство кабины осталось на уровне 40-х годов. Ведь не секрет, что вибрация и высокий шумовой фон отрицательно сказываются не только на производительности работы водителя, но и на его здоровье.
Иван Афанасьевич
На механизации трудоемких работ в фермерском хозяйстве использую колесные тракторы, но для вспашки грунта держу гусеничный Т-74. Придерживаю ресурс, поэтому машина эксплуатируется несколько дней в году. Пока особых трудностей с ремонтом не имею, за последние 5 сезонов серьезных отказов не было, мелкие устраняются по ходу дела.
Федор
технические характеристики, устройство, особенности, фото и видео
Трактор Т-74 представляет собой гусеничную технику. В основу производства данной модели были положены тракторы Т-75 и ДТ-54. Техника незаменима в сельском хозяйстве, в частности для обработки земли и сбора урожая. Нередко трактор можно увидеть при выполнении дорожных и строительных работ, а также при транспортировке тяжёлых грузов в условиях бездорожья.
Трактор Т-74
Модель выпускалась в период с 1962 до 1983 года силами Харьковского тракторного завода. Она имеет ряд преимуществ перед тракторами ДТ-54 и Т-75:
- В носовой части трактора расположен двигатель, который соединяется с муфтой сцепления и коробкой передач.
- Главные передачи соседствуют с конечными механизмами. Именно на эту конструкцию фиксируются гусеничные цепи.
- Элемент трансмиссии лишен опоры в форме цилиндра и верхнего кронштейна.
Трактор можно развернуть кинематическим и силовым способом. Первый работает от коробки передач, а второй – за счет снижения масляного давления.
Основные элементы
Техника имеет следующие конструктивные элементы:
Технические характеристики
Технические характеристики модели трактора Т-74:
Характеристики | Ед. измерения | Показатели |
Тяговое усилие | т | 3 |
Ширина машины | мм | 1845 |
Высота трактора | мм | 2325 |
Длина машины | мм | 3825 |
База | мм | 1622 |
Ширина колейного следа | мм | 1435 |
Дорожный просвет | 280 | |
Давление на поверхность | кг/см2 | 0,42 |
Скорость | км/час | 2,53-11,6 |
Двигатель | модель | СМД-14А |
Мощность | л.с. | 75 |
Частота вращения | об/мин | 1700 |
Объем бака для топлива | л | 218 |
Модификации
Гусеничный трактор Т-74 был не единственным в своем роде. Он имел следующие модификационные модели:
- Т-74-С1. Эта модель была снабжена раздельно-гидравлической системой. Трактор имел четыре гидравлических цилиндра: три выносных и один основной. В комплекте поставлялся механизм для монтажа навесного оборудования.
- Т-74-С9. Модификация не комплектовалась механизмом для присоединения навесного оборудования. Трактор не имел ни одного цилиндра.
- Т-74-С4. Данная техника характеризовалась наличием системы для подвесного оборудования. В комплект поставки включался основной цилиндр и раздельно-агрегатная гидравлическая система.
- Т-74-С3. Машина отличалась отсутствием элементов гидравлической системы.
- Т-74-С2. Техника снабжена гидросистемой раздельно-агрегатного типа, но лишена основного цилиндра и механизма для монтажа подвесного оборудования.
На видео трактор Т-74 в работе:
Трактора Т-74 — технические характеристики, фотографии, видео
При разработке данной модели на Харьковском заводе по производству тракторов многие узлы и механизмы были скопированы с уже существующих моделей, таких как: ДТ 54, Т 75. на отечественных сельскохозяйственных полях первые модели появились в 1962 году.
Массовое производство трактора осуществлялось до 1983 года, позже он был заменен на более современную модель. За такой временной промежуток с конвейера завода сошло более 800 тысяч тракторов. Модель пару раз была подвержена модификации.
Главные технические характеристики
Многофункциональная модель трактора Т-74 – это машина предназначенная для работ в сельском хозяйстве, для работ на стройке, для использования в коммунальных предприятиях. Она относится к 3 тяговому классу. При использовании модели с прицепным оборудованием ее мощность составляет 3000 килограмм. Модель имеет гусеничный ход. Вес навесного оборудования, которое может использоваться с трактором, не должен превышать двух тонн.
К остальным показателям стоит отнести:
- мощность 75 л. с;
- расход топлива 252 г/кВт час;
- клиренс 280 мм;
- максимальная скорость 11,5 км/час;
- создаваемая колея 1435 мм;
- масса 6070 кг.
В тракторе Т-74 главные узлы, механизмы и агрегаты не кардинально не отличаются от большинства аналогичных моделей. Такая особенность позволяет быстро выполнять ремонт и максимально продлить эксплуатационный срок машины. В комплектацию модели входит топливный бак, который рассчитан на 218 литров.
Главная особенность дизельного двигателя, который установлен на модели, это система смазки. В данной системе есть масляный радиатор, который в свою очередь дополнен специальным переключателем, при помощи, которого водитель может выключать радиатор при сильных морозах.
Коробка передач у трактора 6-ти ступенчатая, работает в 4-х режимах. Их переключение осуществляется двумя рычагами.
- Первый рычаг выполняет разбивку передач на диапазоны: рабочая, повышенная, нейтральная передачи.
- Второй рычаг отвечает за переключение скоростных режимов: передний ход, задний ход, нейтральное положение.
Переключение режимов осуществляется при помощи гидравлической муфты. В сцеплении используется 2-х дисковая муфта, которая приводится в действие при помощи педали. Как правило, пахотные работы выполняются исключительно на первой передачи. Для выполнения других работ, в зависимости от сложности, используются остальные передачи: 2, 3, 4.
Трактор Т-74 — технические характеристики, описание, фото бульдозера
Трактор Т-74 – гусеничная сельскохозяйственная машина для обработки почвы в зонах с умеренным климатом. В агрегате с навесным и прицепным оборудованием может применяться для мелиорации, посадки и уборки с/х культур, а также на дорожных, строительных и транспортных работах.
Устройство трактора
Трактор оснащен дизельным четырехцилиндровым двигателем с камерой сгорания вихревого типа. Расположен он на передней части тракторной рамы.
Рабочие механизмы – навесная гидравлическая система с масляным баком. На моделях поздних выпусков установлен модернизированный навесной механизм с телескопическими нижними тягами.
Коробка передач у машины шестиступенчатая, механическая, с блокировкой системы управления. Обеспечивает 2 передачи заднего и 6 переднего хода. Муфта сцепления сухая, постоянно замкнутая, двухдисковая.
Завод-изготовитель
За 21 год (с 1962 по 1983 г.) с конвейеров Харьковского завода сошло более 880 тыс. с/х. машин этой марки. Т-74 был разработан на базе Т-75, основное различие между этими агрегатами – усиленная тракторная рама 74-й модели, снабженная более тяжелым чугунным передним брусом. Трактор Т-74 изготавливался в 5 вариантах: Т-74-С1/ С2/ С3/ С4/ С9.
Модификации
Последующие модификации – унифицированные между собой гусеничный трактор Т-150 и колесный Т-150К. Это марка скоростных универсальных машин, имеющая незначительные различия в конструкции ходовой части и трансмиссии.
Технические характеристики трактора Т-74
Двигатель | СМД-14А – 75 л. с. |
Масса | 6070 кг |
Расход топлива при рабочей мощности | 252 г/кВт*ч |
Трансмиссия | механическая |
Тормоза | бортовые |
Максимальная скорость | 11,6 км/ч |
Фото трактора Т-74
Техническое обслуживание
Для того чтобы бульдозер Т-74 исправно работал и ТО не свелось к бесконечным ремонтам агрегата, при эксплуатации необходимо выполнять определенные процедуры:
- перед запуском двигателя проверить наличие воды в радиаторе и масла в картере;
- после обкатки сменить масло в трансмиссии, двигателе и прочих механизмах;
- при работе поддерживать температуру масла и воды не выше 95° С;
- использовать только подходящее данной модели масло и топливо.
Где купить?
Несмотря на то, что Т-74 изготавливался в Украине, купить его можно не только на «исторической родине», но и в любой точке постсоветского пространства. Обусловлено это его популярностью, массовым распространением и отличными эксплуатационными данными. Так же обстоит дело и с дополнительными деталями, запчасти к нему предлагают многие тракторные заводы, частники и продавцы спецтехники.
Аналоги
Аналогом этой модели можно назвать ВТ-150 (Волгоградский завод), он снабжен схожей конструкцией, выполняет все те же функции и имеет одинаковый тяговый класс.