Гусеничный трактор ХТЗ Т-74: технические характеристики, цена, отзывы
Разработанный конструкторами ХТЗ гусеничный трактор 3-го тягового класса марки Т-74 — одна из наиболее удачных моделей отечественного машиностроения. Сочетающая в своей конструкции преимущества популярных в 70-80-х годах прошлого века тракторов ДТ-54 и более мощного Т-75, а также собственных конструкторских решений, машина производилась в разных версиях с 1962 до 1983 года.
На протяжении этого времени с конвейера сошло около 900 тысяч экземпляров. Многие технические решения харьковских конструкторов были использованы при разработке энергонасыщенного многоцелевого трактора «Алтаец» Т-4.
Трактор Т-74 — классическая по компоновке и комплектации модель гусеничной машины широкого назначения с сельскохозяйственным уклоном.
- Ее конструкция предусматривает возможность работы с широкозахватными, навесными и прицепными агрегатами, предназначенными для производительной обработки грунта, выполнения посевных и уборочных работ.
- Сфера применения Т-74 и его модификаций включает в себя промышленное, дорожное и гидротехническое строительство, транспортировку тяжелых грузов в условиях сезонного бездорожья.
- Базовая модель неоднократно подвергалась модернизации, но основные технические и эксплуатационные характеристики сохранились в изначальном виде.
Фото: трактор Т-74
Версии Т-74 отличаются отсутствием или наличием бортовой гидросистемы, изменениями в конструкции машины направленными на снижение ее металлоемкости и снижения массы в целом.
Особенности конструкции
Дизайн трактора Т-74 во многом копирует внешний вид его предшественников — 54-й и 75-й модели. Корпус машины — жесткая швеллерная конструкция с подрессоренной балансирной подвеской, которая служит основанием для силового агрегата, тракторной кабины, трансмиссии и ходовой части.
В состав двухпоточной механической трансмиссии входит двухдисковое сцепление с механическим управлением, коробка передач, демультипликатор, карданный вал, конечные передачи и фрикционные механизмы поворота.
Гусеничный трактор укомплектован механической двухрычажной коробкой передач. Шесть ступеней переднего и одна ступень заднего хода позволяют использовать скоростной режим в пределах от 2,5 до 11,5 км/час.
Технические характеристики
Габариты трактора Т-74 находятся в пределах 4,23 х1,85 х2,33 метра, вес 5,9 т. Ходовая часть при продольной базе 1,62 м имеет ширину колеи 1,43 и дорожный просвет 0,28 метра. Удельная нагрузка на грунт составляет 0,44 кг/кв. см.
- Управление навесным оборудованием осуществляется с помощью раздельно-агрегатной гидросистемы грузоподъемностью до 2 тонн, оснащенной модернизированным шестеренчатым насосом и многорежимным золотниковым распределителем.
- Для механической активации рабочих агрегатов задействуется подключенный к трансмиссии трактора механизм отбора мощности.
- Т-74 поставляется в комплекте с комфортной по стандартам своего времени герметичной двухместной кабиной. Имеет место отопление от радиатора двигателя, хороший круговой обзор и удобное размещение основных и вспомогательных элементов управления.
Задний мост приводится в действие карданным валом. Этот агрегат через систему шестерен и поворотные муфты с ленточными тормозами передает вращательный момент на ведущие звездочки гусеничного хода.
Модель | Т-74 |
---|---|
Двигатель | СМД-14А |
Мощность, л.с. | 75 |
Максимальное число оборотов холостого хода в минуту, не более | 1830 |
Расход топлива, г/э. л. с. ч. | 195 |
Расход масла в % к расходу топлива (с учетом замены смазки), не более | 3 |
Емкость топливного бака, л | 218 |
Габариты, мм (ширина х высота х длина) | 1845 х 2325 х 4225 |
Дорожный просвет, мм | 280 |
Вес заправленного трактора, кг | 5870 |
Двигательная установка
Штатный двигатель Т-74 — четырехцилиндровый рядный дизель с вихрекамерным сгоранием топлива марки СМД 14А. При работе на максимальных оборотах средний расход топлива двигателя объемом 6,3 литра и мощностью 75 л.с. на уровне 195 г/л.с./ч. Емкость топливного бака — 218 литров.
Очистка забираемого двигателем воздуха производится в воздухоочистителе циклонного типа с отводом захваченной пыли из накопительной емкости в выхлопную трубу. Применение циклонной очистки позволяет в значительной мере экономить время необходимое для периодического регламентного обслуживания.
Конструкция силового агрегата трактора предусматривает возможность выключения масляного радиатора при эксплуатации трактора в зимнее время. Надежный запуск основного дизеля с помощью карбюраторного двигателя ПД-10М2 и расположенного во всасывающем коллекторе подогревателя.
Видео: ХТЗ-74 в движенииПреимущества и недостатки
Неоспоримые достоинства гусеничного хода обеспечивают машине отличное сцепление и низкие удельные нагрузки при работе машины на проблемных грунтах.
Гусеничное полотно стандартной ширины гарантирует маневренность тракторного агрегата и высокую проходимость на заболоченных участках, а также транспортировку тяжелых прицепов по переувлажненным полевым дорогам.
Имеет место:
- экономичная эксплуатация двигателя по ГСМ и расходным материалам;
- несложное обслуживание;
- доступность самостоятельного ремонта;
- унификация запасных частей двигателя и самого трактора с фирменными модификациями и однотипными моделями отечественного производства.
Даже на сегодняшний день запчасти и комплектующие представлены в большом выборе, поэтому время вынужденных простоев минимальное.
В процессе многолетней эксплуатации обнаружились существенные конструктивно-производственные недоработки. В первую очередь — это проблемы запуска основного двигателя при низкой температуре.
Налицо низкий уровень виброзащиты и несовершенная тепло-звукоизоляция кабины, отсутствие полноценных регулировок сидения водителя. Пригодность трактора для вспашки тяжелых грунтов сомнений не вызывает, но работа с другими видами навесного оборудования недостаточно эффективна.
В крупных фермерских хозяйствах низкая транспортная скорость ограничивает оперативность переброса техники на удаленные делянки.
Много претензий к износостойкости трущихся деталей, в частности траков гусеничного хода. Ускоренный износ полотна отрицательно сказывается на ресурсе ведущих звездочек и натяжных элементов ходовой системы.
Видео: Т-74 в работеЦена Т-74
Базовая модель этой марки и ее модификации присутствуют на тракторном рынке только в подержанном варианте.
Стоимость трактора определяется состоянием его узлов и агрегатов, остатком ресурса силовой установки, наличием комплектующего навесного и прицепного оборудования. Ценовой диапазон такой техники в рабочем состоянии варьируется в пределах от 40-60 до 100 тысяч гривен (1500 – 4000$).
Аналоги
Кроме уже названных тракторов Т-75 и ДТ-54, схожие рабочие характеристики с машинами Волгоградского тракторного завода ДТ-75 и менее распространенными кишиневскими универсально-пропашными тракторами Т-70.
Отзывы владельцев и эксплуатационников
В свое время проработал на гусеничном тракторе Т-74 полных 9 лет. Впечатление от этой машины неоднозначное. Модернизация коснулась практически всех основных узлов трактора, но благоустройство кабины осталось на уровне 40-х годов. Ведь не секрет, что вибрация и высокий шумовой фон отрицательно сказываются не только на производительности работы водителя, но и на его здоровье.
Иван Афанасьевич
На механизации трудоемких работ в фермерском хозяйстве использую колесные тракторы, но для вспашки грунта держу гусеничный Т-74. Придерживаю ресурс, поэтому машина эксплуатируется несколько дней в году. Пока особых трудностей с ремонтом не имею, за последние 5 сезонов серьезных отказов не было, мелкие устраняются по ходу дела.
Федор
технические особенности, преимущества и недостатки
Трактор Т-74Содержание:
Т 74 — трактор многоцелевого назначения. Технические характеристики были во многом скопированы с устаревших моделей ДТ-54 и Т-75. Техника выпускалась Харьковским тракторным заводом. Первые машины начали работу на полях страны в 1962 году. Машина была снята с производства в 1983 году, уступив место более современному и мощному Т-150. За 21 год было выпущено более 800 000 тракторов. В течение этого времени, техника несколько раз модифицировалась в соответствии с возникающими задачами.
Особенности техники
Трактор Т-74 относится к третьему тяговому классу гусеничных тракторов. Это означает, что при работе с прицепным оборудованием, тяговая мощность машины составляет 3 000 килограмм.
Грузоподъёмность навесного оборудования равняется 2 000 килограмм. Эти параметры позволяют использовать трактор для сельхоз работ, в строительстве, сферах коммунального хозяйства, в качестве тягача.
Основные узлы и конструкция трактора не отличаются от большинства аналогичных машин. Переднее расположение двигателя, карданный вал, гусеничная база и кабина. Но эта машина заслуживает того, чтобы узнать о ней более подробно.
Трактор Т-74Двигатель
В качестве силовой установки, трактор Т-74 оснащался четырёхцилиндровым рядным дизелем СМД-14А. Этот двигатель имеет вихревую камеру сгорания и циклонный воздухоочиститель. Мощность двигателя составляет 75 лошадиных сил, расход горючего – 252 г/кВт час. Скорость вращения – 1 700 об/мин.
Машина комплектуется топливным баком, вместительностью 218 литров. Из особенностей двигателя можно отметить систему смазки. Отвечающий за этот процесс масляный радиатор, обладает специальным переключателем, который можно отключать в холодное время года. Для запуска дизельного двигателя, установлен дополнительный бензиновый мотор ПД 10М-2. Для зимы предусмотрена система холодного запуска двигателя.
Трансмиссия
Трактор Т-74 оборудован механической двухпоточной трансмиссией. Это говорит о том, что передача мощности идёт на ходовую часть. Она обеспечивает работу дополнительных агрегатов, с которыми работает трактор.
Шестиступенчатая коробка передач может работать в четырёх режимах. Переключение между режимами происходит при помощи двух рычагов. Первый рычаг разбивает передачи на диапазоны: рабочие, повышенные и нейтральные. Второй, отвечает за переключение скоростей: передние, задние, нейтралка.
Трактор Т-74Смена режимов происходит за счёт гидравлических муфт. Некоторые машины оборудуются уменьшителем хода. Муфта сцепления – двухдисковая, приводится в действие педалью.
Стоит отметить, что пахотные работы обычно производятся на первой передаче. Для стандартных задач предназначены 2, 3 и четвёртая передачи. Если трактор выполняет функцию тягача, используются повышенные режимы работы. Изменение режима работы допускается только после отключения муфты сцепления.
Ходовая часть
Основная база состоит из двух параллельно идущих швеллеров, которые соединены между собой в трёх точках: спереди – цельнометаллический брус, середина – стальные поперечины, задняя часть – ведущая ось.
К раме крепятся гусеничные тележки и основные узлы и агрегаты машины. Эта модель оснащена балансирной системой подвески. Это говорит об отсутствии рессор, но о шарнирном соединении подвески и рамы. Это позволяет машине приспосабливаться к рельефу местности.
Кабина
Рабочее место представляет собой двухместную цельнометаллическую кабину. Два мягких сиденья без изменения конфигурации спинки. Обогрев кабины производится при помощи тёплого воздуха, который идёт от двигателя. Температура регулируется специальной заслонкой. Система вентиляции – естественного типа.
Электрооборудование
Напряжение для работы осветительных приборов и оборудования вырабатывает генератор. Мощность генератора составляет 180 Ватт. Этого хватает для аккумулятора, амперметра, освещения кабины, работы фар, подачи звукового сигнала. Каждый из перечисленных узлов потребляет 12 Ватт электроэнергии.
Технические характеристики:
Вес | 6 070 кг |
Габариты: длина/ширина/высота | 3 825/1 845/2 325 мм |
Колея | 1 435 мм |
Клиренс | 280 мм |
Скоростной диапазон | 2,5-11,5 км/час |
Обзор модификаций
Трактор Т-74 неплохо зарекомендовал себя при выполнении различных работ. Поэтому производители несколько раз модернизировали эту модель. Основные технические характеристики оставались неизменными.
В основном дорабатывалась гидравлическая система для работы с навесным и прицепным оборудованием. Это повлияло на габариты машин. Всего было выпущено 5 различных версий трактора.
Модель С1
Трактор оснащался раздельной системой гидравлики. Это выразилось в установке четырёх силовых цилиндров: один стационарный и три выносных. Поставлялся и механизм для установки навесного оборудования. Масса машины – 5 770 килограмм.
Модель С2
Конструкторы убрали основной цилиндр и механизм для установки оборудования. Это позволило снизить массу трактора до 5 520 килограмм.
Модель С3
В этом варианте производители попробовали убрать отдельные составляющие системы гидравлики. В итоге вес машины – 5 400 кг.
Модель С4
Вернулся основной цилиндр и устройство для монтажа доп. оборудования. Вес – 5 720 килограмм.
Модель С9
Эта модификация не оснащалась ни одним силовым цилиндром. Масса модели – 5 500 килограмм.
Все машины в этой серии выпускались на гусеничном ходу, обладали неплохой мощностью и манёвренностью. Трактора нашли своё применение в различных областях сельского хозяйства и дорожного строительства.
Достоинства и недостатки
Трактор Т-74 создавался специально для сельскохозяйственных целей. Гусеничная база обеспечивала машине отличное сцепление с грунтом, что обеспечивало неплохую проходимость даже по сложным и влажным грунтам.
Ширина траков обеспечивало удельное давление на грунт в 0,42 килограмма на сантиметр. Эта особенность позволяла использовать машину даже на заболоченной местности.
Трактор Т-74В пользу манёвренности трактора говорит тот факт, что техника могла разворачиваться двумя способами: силовым и кинематическим. В первом случае разворот осуществлялся в результате снижения давления масла, во втором – при помощи коробки передач.
В плане расхода горюче-смазочных материалов, Т-74 и его модификации оказались на высоте. Отсутствие сложных узлов и механизмов позволяло проводить ремонтные работы в полевых условиях, что значительно снижало простой техники. Учитывая, что трактора производились во времена Советского союза, проблем с запасными частями не возникало.
Некоторые модели Т-74, используются и в настоящее время. По своим техническим характеристикам, эти старички сильно проигрывают современным тракторам. Но фермеров подкупает низкая стоимость машин и взаимозаменяемость деталей.
Имеются у техники и существенные недоработки. Несмотря на систему холодного запуска, завести зимой двигатель весьма проблематично. Недаром харьковские инженеры рекомендовали использовать трактор Т-74 только в регионах с умеренным климатом.
В кабине полностью отсутствует звукоизоляция. Комфортных условий тоже не наблюдается. Благодаря хорошему тяговому усилию, трактор неплохо справляется с пахотой, но эффективность работы с другим навесным оборудованием, вызывает большие сомнения.
Кроме того, трактор проблематично перегонять на другое место работы, сказывается низкая транспортная скорость. Кроме этого, отмечается быстрый износ трущихся деталей и механизмов. Почти все узлы трактора взаимосвязаны, поэтому некорректная работа одного из них неизбежно отражается на всех остальных.
https://youtu.be/G5P7VHhpiaI
технические характеристики, устройство, особенности, фото и видео
Трактор Т-74 представляет собой гусеничную технику. В основу производства данной модели были положены тракторы Т-75 и ДТ-54. Техника незаменима в сельском хозяйстве, в частности для обработки земли и сбора урожая. Нередко трактор можно увидеть при выполнении дорожных и строительных работ, а также при транспортировке тяжёлых грузов в условиях бездорожья.
Трактор Т-74
Модель выпускалась в период с 1962 до 1983 года силами Харьковского тракторного завода. Она имеет ряд преимуществ перед тракторами ДТ-54 и Т-75:
- В носовой части трактора расположен двигатель, который соединяется с муфтой сцепления и коробкой передач.
- Главные передачи соседствуют с конечными механизмами. Именно на эту конструкцию фиксируются гусеничные цепи.
- Элемент трансмиссии лишен опоры в форме цилиндра и верхнего кронштейна.
Трактор можно развернуть кинематическим и силовым способом. Первый работает от коробки передач, а второй – за счет снижения масляного давления.
Основные элементы
Техника имеет следующие конструктивные элементы:
Технические характеристики
Технические характеристики модели трактора Т-74:
Характеристики | Ед. измерения | Показатели |
Тяговое усилие | т | 3 |
Ширина машины | мм | 1845 |
Высота трактора | мм | 2325 |
Длина машины | мм | 3825 |
База | мм | 1622 |
Ширина колейного следа | мм | 1435 |
Дорожный просвет | 280 | |
Давление на поверхность | кг/см2 | 0,42 |
Скорость | км/час | 2,53-11,6 |
Двигатель | модель | СМД-14А |
Мощность | л.с. | 75 |
Частота вращения | об/мин | 1700 |
Объем бака для топлива | л | 218 |
Модификации
Гусеничный трактор Т-74 был не единственным в своем роде. Он имел следующие модификационные модели:
- Т-74-С1. Эта модель была снабжена раздельно-гидравлической системой. Трактор имел четыре гидравлических цилиндра: три выносных и один основной. В комплекте поставлялся механизм для монтажа навесного оборудования.
- Т-74-С9. Модификация не комплектовалась механизмом для присоединения навесного оборудования. Трактор не имел ни одного цилиндра.
- Т-74-С4. Данная техника характеризовалась наличием системы для подвесного оборудования. В комплект поставки включался основной цилиндр и раздельно-агрегатная гидравлическая система.
- Т-74-С3. Машина отличалась отсутствием элементов гидравлической системы.
- Т-74-С2. Техника снабжена гидросистемой раздельно-агрегатного типа, но лишена основного цилиндра и механизма для монтажа подвесного оборудования.
На видео трактор Т-74 в работе:
Трактора Т-74 — технические характеристики, фотографии, видео
При разработке данной модели на Харьковском заводе по производству тракторов многие узлы и механизмы были скопированы с уже существующих моделей, таких как: ДТ 54, Т 75. на отечественных сельскохозяйственных полях первые модели появились в 1962 году.
Массовое производство трактора осуществлялось до 1983 года, позже он был заменен на более современную модель. За такой временной промежуток с конвейера завода сошло более 800 тысяч тракторов. Модель пару раз была подвержена модификации.
Главные технические характеристики
Многофункциональная модель трактора Т-74 – это машина предназначенная для работ в сельском хозяйстве, для работ на стройке, для использования в коммунальных предприятиях. Она относится к 3 тяговому классу. При использовании модели с прицепным оборудованием ее мощность составляет 3000 килограмм. Модель имеет гусеничный ход. Вес навесного оборудования, которое может использоваться с трактором, не должен превышать двух тонн.
К остальным показателям стоит отнести:
- мощность 75 л. с;
- расход топлива 252 г/кВт час;
- клиренс 280 мм;
- максимальная скорость 11,5 км/час;
- создаваемая колея 1435 мм;
- масса 6070 кг.
В тракторе Т-74 главные узлы, механизмы и агрегаты не кардинально не отличаются от большинства аналогичных моделей. Такая особенность позволяет быстро выполнять ремонт и максимально продлить эксплуатационный срок машины. В комплектацию модели входит топливный бак, который рассчитан на 218 литров.
Главная особенность дизельного двигателя, который установлен на модели, это система смазки. В данной системе есть масляный радиатор, который в свою очередь дополнен специальным переключателем, при помощи, которого водитель может выключать радиатор при сильных морозах.
Коробка передач у трактора 6-ти ступенчатая, работает в 4-х режимах. Их переключение осуществляется двумя рычагами.
- Первый рычаг выполняет разбивку передач на диапазоны: рабочая, повышенная, нейтральная передачи.
- Второй рычаг отвечает за переключение скоростных режимов: передний ход, задний ход, нейтральное положение.
Переключение режимов осуществляется при помощи гидравлической муфты. В сцеплении используется 2-х дисковая муфта, которая приводится в действие при помощи педали. Как правило, пахотные работы выполняются исключительно на первой передачи. Для выполнения других работ, в зависимости от сложности, используются остальные передачи: 2, 3, 4.
Трактор Т-74 — технические характеристики, описание, фото бульдозера
Трактор Т-74 – гусеничная сельскохозяйственная машина для обработки почвы в зонах с умеренным климатом. В агрегате с навесным и прицепным оборудованием может применяться для мелиорации, посадки и уборки с/х культур, а также на дорожных, строительных и транспортных работах.
Устройство трактора
Трактор оснащен дизельным четырехцилиндровым двигателем с камерой сгорания вихревого типа. Расположен он на передней части тракторной рамы.
Рабочие механизмы – навесная гидравлическая система с масляным баком. На моделях поздних выпусков установлен модернизированный навесной механизм с телескопическими нижними тягами.
Коробка передач у машины шестиступенчатая, механическая, с блокировкой системы управления. Обеспечивает 2 передачи заднего и 6 переднего хода. Муфта сцепления сухая, постоянно замкнутая, двухдисковая.
Завод-изготовитель
За 21 год (с 1962 по 1983 г.) с конвейеров Харьковского завода сошло более 880 тыс. с/х. машин этой марки. Т-74 был разработан на базе Т-75, основное различие между этими агрегатами – усиленная тракторная рама 74-й модели, снабженная более тяжелым чугунным передним брусом. Трактор Т-74 изготавливался в 5 вариантах: Т-74-С1/ С2/ С3/ С4/ С9.
Модификации
Последующие модификации – унифицированные между собой гусеничный трактор Т-150 и колесный Т-150К. Это марка скоростных универсальных машин, имеющая незначительные различия в конструкции ходовой части и трансмиссии.
Технические характеристики трактора Т-74
Двигатель | СМД-14А – 75 л. с. |
Масса | 6070 кг |
Расход топлива при рабочей мощности | 252 г/кВт*ч |
Трансмиссия | механическая |
Тормоза | бортовые |
Максимальная скорость | 11,6 км/ч |
Фото трактора Т-74
Техническое обслуживание
Для того чтобы бульдозер Т-74 исправно работал и ТО не свелось к бесконечным ремонтам агрегата, при эксплуатации необходимо выполнять определенные процедуры:
- перед запуском двигателя проверить наличие воды в радиаторе и масла в картере;
- после обкатки сменить масло в трансмиссии, двигателе и прочих механизмах;
- при работе поддерживать температуру масла и воды не выше 95° С;
- использовать только подходящее данной модели масло и топливо.
Где купить?
Несмотря на то, что Т-74 изготавливался в Украине, купить его можно не только на «исторической родине», но и в любой точке постсоветского пространства. Обусловлено это его популярностью, массовым распространением и отличными эксплуатационными данными. Так же обстоит дело и с дополнительными деталями, запчасти к нему предлагают многие тракторные заводы, частники и продавцы спецтехники.
Аналоги
Аналогом этой модели можно назвать ВТ-150 (Волгоградский завод), он снабжен схожей конструкцией, выполняет все те же функции и имеет одинаковый тяговый класс.