Схема коробка передач т 40: Т-40: коробка передач – Коробка передач трактора Т-40 (КПП) и ее схема :: Трактор Т-40

Содержание

коробка передач, ее устройство и параметры, схема КПП, а также ремонт и обслуживание агрегата.

Параметры и устройство КПП

Тракторы Т-40 оснащались восьмиступенчатыми механическими коробками. Схема коробки передач трактора Т 40 включает в себя следующие элементы:

  1. Ходоуменьшитель. Обеспечивает работу трактора на пониженных скоростях, что требуется при использовании некоторых видов сельскохозяйственного оборудования. Представляет собой зубчатую передачу, соединенную с конической шестерней реверса и с валом ходоуменьшителя через шлицы. Устанавливается с левой стороны трактора в расточку под стакан конической шестерни реверса.
  2. Реверс с конической передачей. Обеспечивает движение задним ходом. Представляет собой редуктор, переключающий шестерни зацепления в конической передаче. В результате обеспечивается изменение направления и скорости движения ведомого вала.
  3. Коническая передача также передает крутящий момент и направление вращения от двигателя к первичному валу и ходоуменьшителю. Ведущая шестерня располагается в передней части блока трансмиссии, ведомая — на первичном валу.
  4. Главная передача и дифференциал. Передают колесам крутящий момент и задают разные угловые скорости при поворотах. Представляет собой две цилиндрические шестерни с прямыми зубьями. При повороте одна ведомая шестерня ускоряет вращение, а вторая замедляет.
  5. Механизм блокировки дифференциала. Обеспечивает равную частоту вращения обоим полуосям, при движении по сильно пересеченной местности.
  6. Шестерни и валы «отвечают» за изменение скорости и направления движения. Оснащены механизмом переключения, посредством которого и происходит управление. Ключевые валы — первичный и ведущий. Управление осуществляется зацеплением нужной подвижной шестерни с неподвижной. Механизм переключения передач представляет собой валики с вилками, смещающими шестерни.
  7. Механизм блокировки КПП. Предотвращает неполное включение шестерен. Состоит из валика и подпружиненных шариков-фиксаторов. При работе блокиратора валик входит в кольцевую проточку валиков переключения и предотвращает их перемещение.
  8. Конечная передача трактора. Уменьшает частоту вращения полуосей ведущих колес. Представляет собой две цилиндрические шестерни с прямыми зубьями. Ведущая шестерня устанавливается в расточках блока, ведомая — на полуоси колеса.

Коробка передач трактора Т-40

Схема КПП

Схема переключения КПП Т 40 расположена в кабине каждого трактора над щитком. Управление осуществляется рычагами переключения передач и реверса, а также педалью сцепления. При правильном выборе передач трактор будет работать с максимальной производительностью и минимальной нагрузкой на детали трансмиссии, а также уменьшится расход топлива.

Ремонт и обслуживание коробки передач

При конструировании трактора разработчики уделяли особое внимание его ремонтопригодности в полевых условиях. Все детали и узлы должны были быть рассчитаны на ремонт в полевых условиях, когда доступа к квалифицированной сервисной службе нет. Поэтому многие водители успешно выполняют обслуживание и ремонт КПП Т 40 своими руками, минимизируя расходы и простои.

Техническое обслуживание КПП сводится к проверке количества смазки в картере и его периодической замене (или доливу). Проверять, сколько масла в коробке Т 40, следует через каждые 240 часов работы с помощью контрольной пробки, расположенной на корпусе коробки. Через это же отверстие заливают масло при доливе или замене — строго до уровня контрольной отметки, не ниже и не выше.

Недостаток смазки приведет к повышенному износу и перегреву КПП, а избыток может привести к поломке зубьев.

После каждых 960 часов работы рекомендуется промыть детали и узлы коробки и сменить масло. Слив отработанного масла осуществляется при горячем двигателе через отверстие в нижней части КПП. Используются минеральные трансмиссионные масла, в идеале — всесезонные. В районах со значительными перепадами годовых температур важно следить, чтобы масло соответствовало сезону.

Схема КПП Т-40

Шестерни и валы коробки на Т 40 не нуждаются в регулировке.

Некоторые советы по ремонту и замене основных узлов:

  1. При замене конической передачи заменяются обе шестерни, и ведомая, и ведущая. Сначала устанавливается ведущая. Расстоянием до оси первичного вала (40±0,1 мм) регулируется прокладками под стаканом подшипника. Ведомая шестерня устанавливается с зазором в зацеплении зубьев 0,25—0,6 мм. Аналогичным образом устанавливается коническая шестерня.
  2. Механизм блокировки передач не нуждается в плановой регулировке, но подлежит ей после любой разборки.

При ненадлежащей работе блокиратора дифференциала он регулируется в следующем порядке:

  • открутить гайку, фиксирующую болт регулировки, одновременно вкручивая сам болт в педаль блокировки с нижней стороны;
  • полностью выжать педаль;
  • откручивать болт, пока он не не упрется в крышку коробки;
  • отпустить педаль, открутить болт еще на один оборот и зафиксировать гайкой.

Заключение

Конструкция КПП на Т 40 достаточно надежна, чтобы обеспечить практически безотказную работоспособность на протяжении долгого времени. При надлежащем обслуживании тракторы этой серии выдерживают большие нагрузки и станут надежными помощниками в сельском хозяйстве, на стройке или в коммунальной сфере. Детали и узлы в сборе для ремонта КПП можно приобрести как новые, так и подержанные, что дополнительно удешевит ремонт.

Вам также может понравиться

Коробка переключения передач трактора Т-40: схема и принцип работы

За направление и скорость движения в тракторе ответственный механизм — его трансмиссия или коробка переключения передач. В данной статье мы детально рассмотрим её схему и принцип работы, а также изучим возможные проблемы при работе с трансмиссией.

Коробка передач Т-40

В устройстве трактора Т-40 конструкцией предусмотрена восьмискоростная (с одной замедляющей) механическая четырехходовая коробка переключения передач. Главная её особенность – поперечное расположение валов и реверса, благодаря ему осуществляется движение вперед или назад, а также значительно увеличивается манёвренность, проходимость и производительность агрегата в целом.

Схема КПП Т-40

Ниже приведем схему конической передачи с реверсом для трактора Т-40 и дадим пояснение её работы.

korobka-peredach-traktor-t40

На передней стенке в корпусе выполнено резьбовое и установочное отверстие, с помощью которого соединяют корпус сцепления Т-40 и производится установка различных узлов управления агрегатом.

Рукава тормозов крепят к боковым стенкам, Задняя стенка служит для монтажа кронштейна рычагов навесной системы и удлинителя заднего вала отбора мощности. Верхнюю часть закрывают крышкой, на которую монтируют механизм и систему рычагов управления переключением передач, реверсом и блокирование дифференциала.

Первичный вал коробки приводится во вращение валом главного сцепления с помощью конических зубчатых колес и реверса Т-40. Ведущее коническое зубчатое колесо (позиция 21) вращается в двух подшипниках шариковом (6) и роликовом (22).

Шариковый ставят в специальный стакан (7) и фиксируют по наружному кольцу с помощью гайки (12) и бурта. Кольцо внутренней части прижимается гайкой (8) к торцу главной шестерни через втулку (23)

Такая конструкция ограничивает осевое смещение ведущего зубчатого колеса.

Под стаканом (7) ставят прокладки (5), которые регулируют зазор зацепа конической пары. Ведущая коническая шестерня вращается в постоянном зацепе с двумя шестернями (2, 13). Шестерня реверса или ведомая (2) ставится на два шариковых подшипника (18, 19).

Предотвращение перемещение шестерни по оси осуществляется с помощью стопорных колец, они также фиксируют сам подшипник (18) зазор зубчатых колец (2,13) регулируют при помощи прокладок, которые ставятся под фланец (3) и болтов (4). Полый хвостовик (2) имеет нарезанные шлицы, которые передают вращение на вал ходоуменьшителя Т-40 и ставиться на место стакана (3)

В момент монтажа ходоуменьшителя нужно извлечь шестерню с подшипниками (2) из стакана (3) и монтируют её в стакан самого ходоуменьшителя.

Торцы ведомых зубчатых колес сделаны со шлицевыми прорезями, между ними на шлицах вала находится муфта (20), она имеет возможность перемещаться в осевом направлении. Вращение первичного овала происходит в двух подшипниках шарикового типа, один из них находится в расточке корпуса КПП, а второй в расточке правой стенке корпуса и фиксируется крышкой стакана т кольца по направлению оси, что предотвращает какое-либо смещении по ней.

Также на шлиц первичного вала с правой стороны коробки передача крепится в неподвижном состоянии ведущее зубчатое колесо первой передачи. На сквозные прямоугольные шлицы вала установлена ведущая шестерня 4-й передачи и еще две скользящие каретки:

1) Ведущее зубчатые колеса 2-й и 3-й передач;
2) Ведущая шестерни 5-й и 6-й передач.

На левый конец вторичного вала установлена прямозубое зубчатое колеса, которое отвечает за синхронный привод ВОМ. При этом вторичный вал совершает вращение в двух подшипниках роликового и шарикового типа. Роликовый монтируют в расточку корпуса коробки передач, а шариковый в расточку правой стенки.

На шлицы второго вала монтируют шестерню 6-й передачи и зубчатые колеса 2-й и 5-й передач, а также блок ведущей шестерни главной передачи и шестерни 3-й передачи. Также на вал ставят каретки:
1) Шестерня 4-й передачи и заднего хода;
2) 1-я и замедленная передачи.

Вал шестерни замедленной передачи расположен в правой нижней части корпуса коробки передач трактора и его вращении осуществляется в двух шарикоподшипниках. На нем же закреплен блок зубчатых колес заднего хода.

Важно! Большая шестерня находится в постоянном зацепе с ведущим зубчатым колесом 1-й передачи первичного вала.

Также на вал крепят нарезанные зубья шестерни, что находиться в постоянном зацепе с промежуточной шестерней. Крепе оси осуществляется через пластину в стенку корпуса трансмиссии трактора Т-40.

Схему переключения передач Т-40 мы рассматривала в одной из наших статей ранее.

Коробка передач трактора т 40

КПП сельхозагрегата Т-40

В 1961 году Липецкий тракторный завод освоил производство трактора на колесном ходу под обозначением Т-40.

Удачная конструкция Т-40, хорошие технические параметры этого универсально-пропашного трактора помогли завоевать популярность, что подтверждается нахождением на конвейере до 1995 года. К преимуществам и достоинствами модели сельхозагрегата причисляют:

  • переднемоторную компоновку;
  • удачную конструкцию трансмиссии и КПП на Т-40;
  • экономичность эксплуатации;
  • надежность;
  • ремонтопригодность.

Указанные преимущества Т-40 помогли разработать модификации, востребованных в сферах промышленности и в других производствах. Среди главных:

  • 40АМ – полноприводная версия;
  • 41АН – вариант с уменьшенным клиренсом для сельхозработ на земельных склонах;
  • 50А – погрузчик с ковшом;
  • Т38 – гусеничный вариант трактора;
  • 40АП – модификация для применения в жилищно-коммунальной сфере.

Технические параметры Т-40

Многофункциональность в использовании и как следствие популярность Т-40 обеспечили технические характеристики, при этом скоростные параметры совпадают с трактором Т 150К:
  1. Класс – 0,9.
  2. Грузоподъемность – 0,85 т.
  3. Привод – передний (4х2).
  4. Двигатель – Д-144:
    1. Тип – дизельный.
    2. Количество цилиндров – 4.
    3. Объем цилиндров – 4,20 л.
    4. Охлаждение – воздушное.
    5. Мощность – 50,50 л. с.
  5. Размеры:
    1. Длина – 3,66 м.
    2. Высота – 2,38 м.
    3. Ширина – 1,63 м.
    4. Колесная база – 2,15 м.
  6. Трансмиссия:
    1. Механическая.
    2. Схема переключения – 8 передних и задних передач.
    3. Сцепление – фрикционная однодисковая муфта.
    4. Скорость наибольшая (наименьшая):
      1. переднего хода – 26,72 (1,63) км/ч.
      2. заднего хода – 5,35 (1,96) км/ч.
  7. Общие:
    1. Масса – 2,37 т.
    2. Объем баков – 74,0 л.
    3. Расход горючего – 185 г/кВт*ч.
    4. Клиренс – 0,65 м.

Устройство КПП

В конструкции трактора Т-40 для перемены направления движения, выбора скорости и выполнения операций, предназначена коробка перемены передач. Конструкция коробки представлена следующими элементами:
  • ходоуменьшителем;
  • механизмом реверса с конической передачей;
  • устройством блокировки;
  • специальными валами, шестернями с механизмом переключения;
  • главной передачей с устройством для блокировки дифференциала.
  1. Ходоуменьшитель. Устройство предназначено, вместо раздаточной коробки, формировать для Т-40 дополнительное число пониженных скоростей, а также для повышение количества агрегатируемого оборудования при выполнении различных работ. Конструкция ходоуменьшителя укрупненно представляет собой зубчатую передачу с внешним и внутренним зацеплением, которые при взаимодействии между собой образуют уменьшенное передаточное число (2,75), которое передается на ведомый вал Т-40.
  2. Реверс. Механизм реверса со специальной передачей предназначен для получения в коробке дополнительного количества скоростей для движения задним ходом. По конструкции представляет редуктор, принцип которого состоит в перемене шестерен зацепления в конической передаче, при котором происходит изменение направления и скорости движения ведомого вала.
  3. Специальные валы и шестерни, механизм переключения. Предназначены для получения скорости движения или изменения направления. В коробке различают первичный и ведущие валы, а также шестерни передач. Необходимая передача получается способом перемещения заданной подвижной шестерни для ее зацепления с неподвижной, расположенной на другом валу. Механизм переключения сконструирован с помощью специальных валов переключения, на которых смонтированной вилки. Валы перемещаются с помощью рычага переключения, при этом вилки сдвигают подвижные шестерни.
  4. Устройство блокировки передач. Приспособление предназначено для исключения неполного зацепления шестерен в коробке, а также самопроизвольного разъединения. Основным элементом является специальный вал для блокировки и фиксаторы. При включении необходимой передачи параллельно движется вал блокировки до необходимой шестерни и при совпадении зубьев фиксаторы закрепляют соединение.
  5. Главная передача с устройством блокировки дифференциала. Используется для трансляции ведущим колесам крутящего момента от двигателя, состоит из двух прямозубых шестерен. Устройство блокировки дифференциала предназначено для получения одинаковой скорости вращения правого и левого колеса трактора.

Обслуживание

Для надежной долговечной работы и снижения количества ремонтов КПП трактора Т-40 необходимо выполнять техническое обслуживание, регламентированное производителем.

Важной операцией является проверка качества, уровня, а также срока службы смазки в корпусе коробки.

Качественное трансмиссионное масло защитит шестерни и валы от преждевременного износа, коррозии.

Необходимо применять смазочный материал с заданным температурным режимом по периодам эксплуатации (летний, зимний, всесезонный).

Периодичность проверки уровня масла выполняется каждый 240 моточасов эксплуатации. Проверяют уровень при помощи контрольной пробки, которая находится на корпусе КП.

В случае сниженного уровня заливают масло до нормы через контрольное отверстие. Категорически не рекомендуется заливать трансмиссионную жидкость выше уровня контрольной отметки, так как это приведет к созданию повышенной плотности масляной пленки на зубьях зацепления, что вызывает деформацию.

При смене трансмиссионной жидкости каждые 960 моточасов работы требуется выполнять промывку элементов, узлов коробки. Для этого осуществляется слив масла с горячего двигателя, что позволяет очистить коробку от отложений.

Также в КПП Т-40 величина зацепления зубьев шестерен не регулируется до полной потери работоспособности.

Выполнение таких несложных операций позволит качественно обслуживать коробку передач, увеличить период эксплуатации многофункционального Т-40.

Трактор Т-40

Устройство, схемы, ремонт

Коробка передач трактора Т-40 (КПП) и ее схема

На трактор Т-40 устанавливается механическая, восьмискоростная, четырехходовая коробка передач с поперечным расположением валов. Основное назначение кпп — это изменение скорости и направления движения трактора.

Устройство коробки передач Т-40

Механическая коробка передач трактора состоит из ходоуменьшителя, валов и шестерен, конической передачи с механизмом реверса, механизма переключения, главной передачи с дифференциалом и механизмом блокировки дифференциала, механизма блокировки передач.

Схема коробки передач Т-40: 1 — корпус трансмиссии; 2, 21, 26, 29, 32 — подшипники; 3 — вторичный вал; 4 — ходоуменьшитель; 5—крышка ходоуменыиителя; 6 — коническая шестерня реверса; 7 — трубопровод маслоприемника; 8, 15 — маслоприемники; 9 — рычаг переключения реверса и ходоуменьшителя; 10 — ведущая коническая шестерня; 11 — вал муфты главного сцепления; 12 — муфта реверса; 13 — пробка-сапун; 14 — вилка переключения реверса; 16 — ведомая коническая шестерня; 17 — кулиса; 18 — рычаг переключения передач; 19 — чехол; 20 — валик механизма переключения; 22 — первичный вал; 23 — блок шестерен заднего хода; 24— крышка корпуса трансмиссии; 25 — педаль блокировки дифференциала; 27 — вал-шестерня замедленной передачи; 25 — промежуточная шестерня замедленной передачи; 30, 31 — стаканы подшипников; 33 — шток; 34 — вилка; 35 — полуось; 36 — зубчатая муфта блокировки дифференциала; 37 — дифференциал; 38 — ведомая цилиндрическая шестерня промежуточной передачи; 39 — пробка сливного отверстия; 40 — качающаяся рамка; 41 — выключатель.

Схема переключения передач на тракторе Т-40

Реверс трактора Т-40

Коническая передача с механизмом реверса используется для передачи крутящего момента и вращения от двигателя к первичному валу, ходоуменьшителю или валу реверса. Конические шестерни оснащены круговыми зубьями и в период эксплуатации не нуждаются в регулировках до их полной выработки.

Ведущая шестерня конической передачи установлена в расточке передней части блока трансмиссии и вращается в заднем роликовым и переднем шариковым подшипниках. Ведомая шестерня коробки передач трактора Т-40 смонтирована в левой части первичного вала на двух шарикоподшипниках. Ведомая коническая шестерня реверса т-40 также установлена в левой части блока трансмиссии. На шлицах первичного вала, между ведомыми шестернями, смонтирована муфта реверса, которая способна занимать одну из трех позиций: находиться в зацеплении с валом ходоуменьшителя, с ведомой конической шестерней реверса или с ведомой конической шестерней переднего хода. Коническая передача заменяется комплектно, т..е. сразу все шестерни — ведомая и ведущая.

В первую очередь устанавливается ведущая коническая шестерня, с расстоянием от торца шестерни до оси первичного вала равным 40±0,1 мм. Во время проведения регулировки желательно увеличивать или уменьшать количество прокладок, размещаемых под стаканом подшипника.

Далее монтируют ведомую коническую шестерню таким образом, чтобы зазор в зацеплении зубьев шестерен был в диапазоне 0,25-0,6 мм. Для регулировки зазора необходимо уменьшать или увеличивать число прокладок под стаканом подшипника. Коническую шестерню реверса трактора Т-40 монтируют также, как и ведомую коническую шестерню.

Ходоуменьшитель Т-40

Для получения дополнительных пониженных скоростей используется ходоуменьшитель, позволяющий использовать трактор с сельскохозяйственным оборудованием, требующее использование замедленных скоростей движения.

Ходоуменьшитель размещается с левой стороны трактора, где установлен в расточку под стакан конической шестерни реверса. Общая конструкция ходоуменьшителя реализована в виде отдельного узла и представляет собой зубчатую передачу с внутренним и внешним зацеплением. Передаточное число ходоуменьшителя — 2,75.

Принцип действия ходоуменьшителя заключается в следующем. Солнечная шестерня, соединяющаяся шлицами с конической шестерней реверса, вращает сателлиты, размещенные в неподвижном водиле. Сателлиты передают вращение шестерне, которая при помощи шлицевого соединения вращает ведущий вал ходоуменьшителя. Далее, при помощи подвижной муфты, вращение передается к первичному валу кпп Т-40.

Ходоуменьшитель трактора Т-40 может работать также с тракторами тяговое усилие которых не превышает 9кН (900 кгс). Использование пятой и шестой передачи не рекомендуется, так как высока вероятность преждевременного износа шестерен данных передач. Подобные скорости можно получить на прямых передачах.

Схема ходоуменьшителя трактора Т-40: 1 — крышка с маслоподводящей трубкой; 2 — ведомая шестерня; 3 — сателлит; 4 — стакан; 5 — ось педали муфты сцепления ВОМ; 6 — маслоприемник с трубкой; 7 — коронная шестерня; 8 — первичный вал; 9 — муфта; 10 — коническая шестерня; 11 — ведущий вал; 12 — солнечная шестерня; 13 — водило; 14 — регулировочные прокладки.

Шестерни и валы коробки передач

Используются для получения конкретного ряда скоростей и изменения направления движения трактора Т-40. Первичный вал вращается в двух шарикоподшипниках, находящихся в расточке блока трансмиссии и стакане. На шлицах первичного вала смонтированы два скользящих блока: блок второй и третьей и блок ведущих шестерен пятой и шестой передач, а также две неподвижные шестерни первой и четвертой передач. На вторичном валу размещены неподвижные шестерни и две подвижные — шестерни заднего хода и четвертой передачи и шестерни замедленной и первой передач.

Требуемая передача включается путем перемещения одной из подвижных шестерен при помощи механизм переключения передач. При включении замедленной передачи или заднего хода в зацепление вводятся дополнительные шестерни, размещенные в нижней части блока трансмиссии.

Во время установки вторичного вала, его регулируют путем добавления или уменьшения количества прокладок под стаканом подшипника, расстояние от оси ВОМ при этом должно составлять 35+0,34 мм.

Механизм переключения передач трактора Т-40 состоит из валиков переключения с установленными на них вилками. Валики оснащены кольцевыми канавками, в которые входят шарики-фиксаторы. При помощи рычага переключения, валики могут перемещаться для включения передач.

Механизм блокировки коробки передач

Механизм блокировки Т-40 используется для предотвращения неполного включения и самовыключения шестерен. В его устройство входят валик блокировки и шарики-фиксаторы с пружинами. Во время нажатия на педаль сцепления — необходимое действие для включения требуемой передачи, одновременно перемещается валик блокировки до тех пор, пока его фрезерованные пазы не встанут против валиков переключения. В данном положении каждый валик переключения фиксируется только шариковым фиксатором и может быть перемещен при помощи рычага переключения. Далее педаль сцепления возвращается в первоначальное положение, при этом валик блокировки цилиндрической частью входит в кольцевую проточку валиков переключения, не позволяя им перемещаться.

В процессе эксплуатации трактора механизм блокировки Т-40 не нуждается в регулировке, за исключением тех случаев, когда производилась его разборка.

Кроме того, в коробке передач трактора также установлен механизм блокировки, предотвращающий пуск двигателя при включенной передаче.

Схема механизма блокировки коробки передач: 1 — валик переключения передач; 2 — валик блокировки; 3, 11 — рычаги блокировки; 4 — установочный винт; 5 — педаль муфты главного сцепления; 6 — тяга блокировки; 7 — гайка; 8 — вилка тяги; 9 — рычаг переключения передач; 10 — палец; 12 — кулиса; 13 — шарик; 14 — пружина.

Главная передач и дифференциал Т-40

Используются для передачи колесам трактора крутящего момента и вращения с разными угловыми скоростями при совершении поворотов.

Главная передача состоит из двух цилиндрических прямозубых шестерен. Дифференциал трактора Т-40 — простой, двухсателлитный с коническими шестернями, находящиеся в ступице дифференциала. Во время прямолинейного движения трактора, когда ведущие колеса имеют одинаковое сопротивление, левая и правая ведомые шестерни дифференциала вращаются с одинаковой угловой скоростью. В случае изменения сопротивления или при повороте трактора, одна из ведомых шестерен ускоряет вращаение, а другая — замедляет. В процессе эксплуатации регулировка шестерен дифференциала не требуется.

Механизм блокировки дифференциала

Используется для передачи одинаковой частоты вращения правой и левой полуосям, во время преодолевания трактором различных препятствий.

Регулировка механизма блокировки дифференциала осуществляется только при нарушении регулировочных параметров в следующем виде:

1. открутите гайку, вкручивая регулировочный болт в педаль снизу;

2. выжмите педаль блокировки до отказа;

3. открутите регулировочный болт до упора головки в крышку коробки;

4. отпустите педаль блокировки и открутите болт еще на один оборот. В данном положении надежно закрепите регулировочный болт гайкой.

Надежный и долгий срок службы механизма блокировки напрямую зависят от его правильного применения во время эксплуатации трактора:

1. используйте механизм блокировки дифференциала только во время преодоления препятствий при буксовании одного из ведущего колеса. Для этого выжмите сцепление, нажмите на педаль блокировки и плавно отпустите сцепление.

2. не совершайте разворотов на тракторе при включенном механизме блокировки.

Запрещается включать механизм блокировки дифференциала при включенном сцеплении.

Схема механизма блокировки дифференциала: 1 — педаль блокировки дифференциала; 2 — болт; 3 — гайка; 4 — рычаг штока; 5 — шток; 6 — направляющая штока; 7 — пружина блокировки; 8 — ось качания вилки; 9 — шестерня дифференциала; 10 — вилка блокировки; 11 — муфта; 12 — полуось.

Конечная передача трактора Т-40

Конечная передача задних колес используется для снижения частоты вращения и увеличения крутящего момента, передаваемого на полуоси ведущих колес. Все конечные передачи состоят из двух цилиндрических шестерен с прямым зубом. Ведущая шестерня смонтирована в расточках блока и вращается в двух роликоподшипниках. Ведомая шестерня установлена на полуоси колеса и вращается в роликовом и шариковом подшипниках.

При помощи фланца конечная передача приклеплена к рукаву тормоза и может монтироваться в двух положениях, что требуется для изменения агротехнического просвета.

Двигатель Т-40

Устройство двигателя трактора Т-40: поршневая, коленвал, цилиндры

Силовая передача

Устройство и эксплуатация силовой передачи трактора Т-40

Система питания

Устройство системы питания трактора Т-40: форсунки, ТНВД и т.д.

Электрооборудование

Электрооборудование Т-40: схемы и устройство.

Гидравлика

Гидросистема: неисправности и ремонт.

Трактор Т-40 — устройство, эксплуатация и ремонт

Схема коробки передач Т-40

Колесный трактор Т-40 занимал одно из важнейших мест в линейке продукции Липецкого тракторного завода с 1961 по 1995 год. На сегодняшний день он снят с производства, но продолжает оставаться верным помощником тысяч фермеров, строителей, коммунальных служб. Среди наиболее успешных конструкторских решений, обусловивших популярность Т-40 — коробка передач, трансмиссия и переднекапотная компоновка. В результате трактор показал себя экономичным в эксплуатации, надежным и простым в обслуживании и ремонте и продолжает активно использоваться на многих современных хозяйствах и предприятиях.

Параметры и устройство КПП

Тракторы Т-40 оснащались восьмиступенчатыми механическими коробками. Схема коробки передач трактора Т 40 включает в себя следующие элементы:

  1. Ходоуменьшитель. Обеспечивает работу трактора на пониженных скоростях, что требуется при использовании некоторых видов сельскохозяйственного оборудования. Представляет собой зубчатую передачу, соединенную с конической шестерней реверса и с валом ходоуменьшителя через шлицы. Устанавливается с левой стороны трактора в расточку под стакан конической шестерни реверса.
  2. Реверс с конической передачей. Обеспечивает движение задним ходом. Представляет собой редуктор, переключающий шестерни зацепления в конической передаче. В результате обеспечивается изменение направления и скорости движения ведомого вала.
  3. Коническая передача также передает крутящий момент и направление вращения от двигателя к первичному валу и ходоуменьшителю. Ведущая шестерня располагается в передней части блока трансмиссии, ведомая — на первичном валу.
  4. Главная передача и дифференциал. Передают колесам крутящий момент и задают разные угловые скорости при поворотах. Представляет собой две цилиндрические шестерни с прямыми зубьями. При повороте одна ведомая шестерня ускоряет вращение, а вторая замедляет.
  5. Механизм блокировки дифференциала. Обеспечивает равную частоту вращения обоим полуосям, при движении по сильно пересеченной местности.
  6. Шестерни и валы «отвечают» за изменение скорости и направления движения. Оснащены механизмом переключения, посредством которого и происходит управление. Ключевые валы — первичный и ведущий. Управление осуществляется зацеплением нужной подвижной шестерни с неподвижной. Механизм переключения передач представляет собой валики с вилками, смещающими шестерни.
  7. Механизм блокировки КПП. Предотвращает неполное включение шестерен. Состоит из валика и подпружиненных шариков-фиксаторов. При работе блокиратора валик входит в кольцевую проточку валиков переключения и предотвращает их перемещение.
  8. Конечная передача трактора. Уменьшает частоту вращения полуосей ведущих колес. Представляет собой две цилиндрические шестерни с прямыми зубьями. Ведущая шестерня устанавливается в расточках блока, ведомая — на полуоси колеса.

Схема КПП

Схема переключения КПП Т 40 расположена в кабине каждого трактора над щитком. Управление осуществляется рычагами переключения передач и реверса, а также педалью сцепления. При правильном выборе передач трактор будет работать с максимальной производительностью и минимальной нагрузкой на детали трансмиссии, а также уменьшится расход топлива.

Ремонт и обслуживание коробки передач

При конструировании трактора разработчики уделяли особое внимание его ремонтопригодности в полевых условиях. Все детали и узлы должны были быть рассчитаны на ремонт в полевых условиях, когда доступа к квалифицированной сервисной службе нет. Поэтому многие водители успешно выполняют обслуживание и ремонт КПП Т 40 своими руками, минимизируя расходы и простои.

Техническое обслуживание КПП сводится к проверке количества смазки в картере и его периодической замене (или доливу). Проверять, сколько масла в коробке Т 40, следует через каждые 240 часов работы с помощью контрольной пробки, расположенной на корпусе коробки. Через это же отверстие заливают масло при доливе или замене — строго до уровня контрольной отметки, не ниже и не выше.

Недостаток смазки приведет к повышенному износу и перегреву КПП, а избыток может привести к поломке зубьев.

После каждых 960 часов работы рекомендуется промыть детали и узлы коробки и сменить масло. Слив отработанного масла осуществляется при горячем двигателе через отверстие в нижней части КПП. Используются минеральные трансмиссионные масла, в идеале — всесезонные. В районах со значительными перепадами годовых температур важно следить, чтобы масло соответствовало сезону.

Шестерни и валы коробки на Т 40 не нуждаются в регулировке.

Некоторые советы по ремонту и замене основных узлов:

  1. При замене конической передачи заменяются обе шестерни, и ведомая, и ведущая. Сначала устанавливается ведущая. Расстоянием до оси первичного вала (40±0,1 мм) регулируется прокладками под стаканом подшипника. Ведомая шестерня устанавливается с зазором в зацеплении зубьев 0,25—0,6 мм. Аналогичным образом устанавливается коническая шестерня.
  2. Механизм блокировки передач не нуждается в плановой регулировке, но подлежит ей после любой разборки.

При ненадлежащей работе блокиратора дифференциала он регулируется в следующем порядке:

  • открутить гайку, фиксирующую болт регулировки, одновременно вкручивая сам болт в педаль блокировки с нижней стороны;
  • полностью выжать педаль;
  • откручивать болт, пока он не не упрется в крышку коробки;
  • отпустить педаль, открутить болт еще на один оборот и зафиксировать гайкой.

Заключение

Конструкция КПП на Т 40 достаточно надежна, чтобы обеспечить практически безотказную работоспособность на протяжении долгого времени. При надлежащем обслуживании тракторы этой серии выдерживают большие нагрузки и станут надежными помощниками в сельском хозяйстве, на стройке или в коммунальной сфере. Детали и узлы в сборе для ремонта КПП можно приобрести как новые, так и подержанные, что дополнительно удешевит ремонт.

Устройство и работа коробки перемены передач Т40М-0020050 (КПП) трактора Т-40

На тракторе Т-40 используется механическая восьмискоростная (одна передача замедленная) четырехходовая коробка передач Т40М-0020050. Характерной особенностью данной коробки являются поперечно расположенные валы и реверс, который делает возможным движение трактора в переднем и заднем направлении на всех передачах. Это значительно увеличивает маневренность и производительность агрегата.

В корпусе трансмиссии на передней стенке выполнены резьбовые и установочные отверстия, посредством которых осуществляется соединение с корпусом сцепления и установка различных узлов и механизмов управления трактором. К боковым стенкам крепятся рукава тормозов. Для монтажа кронштейна рычагов системы навеса, а также удлинитель заднего ВОМ (вала отбора мощности) предназначена задняя стенка корпуса. Верхняя часть корпуса закрыта крышками, на которые монтируются рычаги и механизмы управления переключением передач, а также реверсом Т25-1701001-А и блокировкой дифференциала.

Вал главного сцепления приводит во вращение первичный вал коробки через шестерни (конические) и механизм реверса. Ведущая коническая шестерня (на рисунке поз. 21) вращается в шариковом (поз. 6) и роликовом (поз. 22) подшипниках. Шариковый подшипник устанавливается в стакан (поз. 7) и фиксируется по наружному кольцу буртом и гайкой (поз. 12). Кольца во внутренней части подшипников прижимаются к торцу ведущей шестерни гайкой (поз. 8) через дистанционную втулку (поз. 23). Данная конструкция позволяет ограничивать осевое смещение ведущей конической шестерни.

Под фланцем стакана (поз. 7) устанавливаются прокладки (поз. 5), с помощью которых регулируется зазор зацепления конической пары. Коническая ведущая шестерня вращается в постоянном зацеплении с шестерней (поз. 2) и шестерней (поз. 13). Коническая ведомая шестерня или шестерня реверса (поз. 2) установлена в двух подшипниках шарикового типа (поз. 18, 19). Стопорные кольца, которые фиксируют подшипник (поз. 18), одновременно предотвращают перемещение шестерни по оси. Зазор конических шестерен (поз. 2, 13) регулируется с помощью прокладок, установленных под фланец стакана (поз. 3), и болтами (поз. 4). Полый хвостовик шестерни (поз. 2) имеет нарезные шлицы, передающие вращение на вал-шестерню ходоуменьшителя, который устанавливается на место стакана (поз. 3). При монтаже ходоуменьшителя из стакана извлекают шестерню (поз. 2) с подшипниками и ставят их в стакан ходоуменьшителя.

Рис.1 — Коническая передача с механизмом реверса Т25-1701001-А трактора Т-40

1 – первичный вал коробки передач Т25-1701032-Ж; 2 – ведомая коническая шестерня реверса Т25-1701150-К; 3, 7 – стаканы подшипников; 4 – болт; 5 – регулировочные прокладки; 6, 14, 16, 18, 19 – шарикоподшипники; 8 – гайка; 9 – стопорная шайба; 10, 12 – специальные гайки; 11 – стопорное кольцо; 15 – шайба; 17 – ведомая коническая шестерня Т50-1701029-Г; 20 – муфта реверса Т60-1701154; 21 – ведущая коническая шестерня Т60-1701132-Б; 22 – роликоподшипник; 23 – дистанционная втулка.

Торцы ведомых шестерен выполнены со шлицевыми отверстиями, между которыми на эвольвентных шлицах первичного вала находится муфта (поз. 20), которая может перемещаться в осевом направлении. Первичный вал вращается в двух шарикоподшипниках, один из которых расположен в расточке корпуса трансмиссии, а второй – в расточке в правой стенке корпуса с фиксацией крышкой стакана и кольцом по осевому направлению, что предотвращает осевое смещение первичного вала.

На шлицах правой части первичного вала коробки передач Т-40 Т40М-0020050 закреплена в неподвижном состоянии ведущая шестерня первой передачи. На прямоугольных сквозных шлицах вала посажены ведущая шестерня четвертой передачи, и помимо этого две скользящие каретки: а) ведущая шестерня второй и третьей передачи; б) ведущие шестерни пятой и шестой передач.

На левом конце вторичного вала находится прямозубая шестерня, которая обеспечивает синхронный привод вала отбора мощности (ВОМ). Вторичный вал совершает вращение в роликовом и шариковом подшипниках. Роликоподшипник смонтирован в расточке корпуса трансмиссии, шарикоподшипник в расточке правой стенки с фиксацией крышкой стакана и кольцом на валу, что ограничивает осевое смещение вторичного вала. Под фланцевой поверхностью стакана размещены прокладки, с помощью которых осуществляется регулировка зазора зацепления шестерен синхронного привода ВОМ.

На шлицах вторичного вала смонтирована шестерня шестой передачи, шестерни второй и пятой передач, блок ведущей шестерни главной передачи и шестерни третей передачи. Помимо этого на валу установлены каретки: а) шестерен четвертой передачи и заднего хода; б) первой и замедленной передач. Набор шестерен удерживается от осевого перемещения внутренним кольцом роликоподшипника с одной стороны и стопорным кольцом с другой.

Вал-шестерня замедленной передачи находится в правой нижней части корпуса трансмиссии, вращаясь в двух подшипниках шарикового типа. На валу закреплен неподвижно блок шестерен заднего хода, при этом большая шестерня постоянно зацеплена с ведущей шестерней первой передачи на валу первичном. Также на валу нарезаны зубья шестерни, которая постоянно зацеплена с шестерней промежуточной, вращающейся на двух подшипниках, которые установлены на ось. Ось крепится в стенке корпуса трансмиссии консолью через пластину.

При включении всех передач (кроме замедленной передачи и заднего хода) в КП в зацеплении находятся только две цилиндрических шестерни. При включенном заднем ходу дополнительно работает блок шестерен заднего хода. При эксплуатации трактора на замедленной передаче дополнительно участвует еще одна пара шестерен. Схема работы шестерен коробки передач (КПП Т40М-0020050) показана на рисунке 2.

Рис.2 — Схема зацепления шестерен при включении передач КПП Т40М-0020050 трактора Т-40

а – четвертая передача; б – первая передача; в – вторая передача; г – шестая передача; д – задний ход; е – замедленная передача; ж – третья передача; з – пятая передача.

схема ремонт и принцип работы

За направление и скорость движения в тракторе ответственный механизм — его трансмиссия или коробка переключения передач. В данной статье мы детально рассмотрим её схему и принцип работы, а также изучим возможные проблемы при работе с трансмиссией.

Коробка передач Т-40

В устройстве трактора Т-40 конструкцией предусмотрена восьмискоростная (с одной замедляющей) механическая четырехходовая коробка переключения передач. Главная её особенность – поперечное расположение валов и реверса, благодаря ему осуществляется движение вперед или назад, а также значительно увеличивается манёвренность, проходимость и производительность агрегата в целом.

Схема КПП Т-40

Ниже приведем схему конической передачи с реверсом для трактора Т-40 и дадим пояснение её работы.

На передней стенке в корпусе выполнено резьбовое и установочное отверстие, с помощью которого соединяют корпус сцепления Т-40 и производится установка различных узлов управления агрегатом.

Рукава тормозов крепят к боковым стенкам, Задняя стенка служит для монтажа кронштейна рычагов навесной системы и удлинителя заднего вала отбора мощности. Верхнюю часть закрывают крышкой, на которую монтируют механизм и систему рычагов управления переключением передач, реверсом и блокирование дифференциала.

Первичный вал коробки приводится во вращение валом главного сцепления с помощью конических зубчатых колес и реверса Т-40. Ведущее коническое зубчатое колесо (позиция 21) вращается в двух подшипниках шариковом (6) и роликовом (22).

Шариковый ставят в специальный стакан (7) и фиксируют по наружному кольцу с помощью гайки (12) и бурта. Кольцо внутренней части прижимается гайкой (8) к торцу главной шестерни через втулку (23)

Такая конструкция ограничивает осевое смещение ведущего зубчатого колеса.

Под стаканом (7) ставят прокладки (5), которые регулируют зазор зацепа конической пары. Ведущая коническая шестерня вращается в постоянном зацепе с двумя шестернями (2, 13). Шестерня реверса или ведомая (2) ставится на два шариковых подшипника (18, 19).

Предотвращение перемещение шестерни по оси осуществляется с помощью стопорных колец, они также фиксируют сам подшипник (18) зазор зубчатых колец (2,13) регулируют при помощи прокладок, которые ставятся под фланец (3) и болтов (4). Полый хвостовик (2) имеет нарезанные шлицы, которые передают вращение на вал ходоуменьшителя Т-40 и ставиться на место стакана (3)

В момент монтажа ходоуменьшителя нужно извлечь шестерню с подшипниками (2) из стакана (3) и монтируют её в стакан самого ходоуменьшителя.

Торцы ведомых зубчатых колес сделаны со шлицевыми прорезями, между ними на шлицах вала находится муфта (20), она имеет возможность перемещаться в осевом направлении. Вращение первичного овала происходит в двух подшипниках шарикового типа, один из них находится в расточке корпуса КПП, а второй в расточке правой стенке корпуса и фиксируется крышкой стакана т кольца по направлению оси, что предотвращает какое-либо смещении по ней.

Также на шлиц первичного вала с правой стороны коробки передача крепится в неподвижном состоянии ведущее зубчатое колесо первой передачи. На сквозные прямоугольные шлицы вала установлена ведущая шестерня 4-й передачи и еще две скользящие каретки:

1) Ведущее зубчатые колеса 2-й и 3-й передач;
2) Ведущая шестерни 5-й и 6-й передач.

На левый конец вторичного вала установлена прямозубое зубчатое колеса, которое отвечает за синхронный привод ВОМ. При этом вторичный вал совершает вращение в двух подшипниках роликового и шарикового типа. Роликовый монтируют в расточку корпуса коробки передач, а шариковый в расточку правой стенки.

На шлицы второго вала монтируют шестерню 6-й передачи и зубчатые колеса 2-й и 5-й передач, а также блок ведущей шестерни главной передачи и шестерни 3-й передачи. Также на вал ставят каретки:
1) Шестерня 4-й передачи и заднего хода;
2) 1-я и замедленная передачи.

Вал шестерни замедленной передачи расположен в правой нижней части корпуса коробки передач трактора и его вращении осуществляется в двух шарикоподшипниках. На нем же закреплен блок зубчатых колес заднего хода.

Важно! Большая шестерня находится в постоянном зацепе с ведущим зубчатым колесом 1-й передачи первичного вала.

Также на вал крепят нарезанные зубья шестерни, что находиться в постоянном зацепе с промежуточной шестерней. Крепе оси осуществляется через пластину в стенку корпуса трансмиссии трактора Т-40.

Схему переключения передач Т-40 мы рассматривала в одной из наших статей ранее.

Устройство коробки передач трактора Т-40

_______________________________________________________________________________________________

Устройство коробки передач трактора Т-40

Установленная на тракторе Т-40 коробка передач (рис. 25) предназначена для изменения скорости и направления движения трактора.

Механическая, восьмискоростная, четырехходовая с поперечным расположением валов коробка передач трактора Т-40 состоит из конической передачи с механизмом реверса, ходоуменьшителя, валов и шестерен, механизма переключения, механизма блокировки передач, главной передачи с дифференциалом и механизмом блокировки дифференциала.

Рис. 25. Коробка передач КПП трактора Т-40

1 — корпус трансмиссии; 2, 21, 26, 29, 32 — подшипники; 3 — вторичный вал; 4 — ходоуменьшитель; 5—крышка ходоуменьшителя; 6 — коническая шестерня реверса; 7 — трубопровод маслоприемника; 8, 15 — маслоприемник; 9 — рычаг переключения реверса и ходоуменьшителя; 10 — ведущая коническая шестерня, 11 — вал муфты главного сцепления; 12— муфта реверса; 13 — пробка-сапун; 14 — вилка переключения реверса; 16 — ведомая коническая шестерня; 17 — кулиса; 18—рычаг переключения передач; 19 — чехол; 20 — валик механизма переключения; 22 — первичный зал; 23 — блок шестерен заднего хода; 24— крышка корпуса трансмиссии; 25 — педаль блокировки дифференциала; 27 — вал-шестерня замедленной передачи; 28— промежуточная шестерня замедленной передачи; 30, 31 — стаканы подшипников; 33 — шток; 34 — вилка; 35 — полуось; 36 — зубчатая муфта блокировки дифференциала; 37 — дифференциал; 38 — ведомая цилиндрическая шестерня промежуточной передачи; 39— пробка сливного отверстия; 40 — качающаяся рамка; 41 — выключатель

Коническая передача КПП трактора Т40 с механизмом реверса предназначена для передачи вращения и крутящего момента от дизеля к первичному валу, валу реверса или ходоуменьшителю. Конические шестерни 6, 10 и 16 имеют круговой зуб и в процессе эксплуатации не требуют регулировок до их выбраковок.

Ведущая шестерня 10 конической передачи смонтирована в расточке передней части корпуса трансмиссии трактора Т-40 и вращается в переднем (шариковом) и заднем (роликовом) подшипниках.

Ведомая шестерня 16 коробки передач установлена в левой части первичного вала на двух шарикоподшипниках. Ведомая коническая шестерня 6 реверса смонтирована также в левой части корпуса трансмиссии.

Между ведомыми шестернями на шлицах первичного вала КПП трактора Т-40 установлена муфта 12 реверса, которая может занимать одно из трех положений: находиться в зацеплении с ведомой конической шестерней 16 переднего хода, с ведомой конической шестерней 6 реверса или валом ходоуменьшителя.

Коническую передачу трактора Т-40 заменяют комплектно, т. е. все шестерни — ведущую и ведомую.

Вначале устанавливают ведущую коническую шестерню 10, выдержав расстояние от торца шестерни до оси первичного вала 40 ± 0,1 мм. Во время регулировки необходимо увеличивать или уменьшать число прокладок, устанавливаемых под стакан подшипника.

Затем устанавливают ведомую коническую шестерню 16 так, чтобы зазор в зацеплении зубьев шестерен был в пределах 0,25—0,6 мм. Зазор регулируют путем установки или удаления прокладок из-под стакана 30 подшипника. Коническую шестерню реверса устанавливают аналогично ведомой конической шестерне.

Ходоуменьшитель трактора Т-40

Ходоуменьшитель трактора Т40 предназначен для получения дополнительного ряда замедленных скоростей, что позволяет использовать его с сельскохозяйственными машинами и орудиями, требующими пониженных скоростей движения. Установлен он с левой стороны трактора, в расточку под стакан конической шестерни реверса.

Конструкция ходоуменьшителя трактора Т-40 выполнена в виде отдельного узла и представляет собой зубчатую передачу с внешним и внутренним зацеплением. Передаточное число ходоуменьшителя 2,75.

Рис. 26. Ходоуменьшитель трактора Т-40

1 — крышка с маслоподводящей трубкой; 2 — ведомая шестерня; 3 — сателлит; 4 — стакан; 5 — ось педали муфты сцепления ВОМ; 6 — маслоприемник с трубкой; 7 — коронная шестерня; 8 — первичный вал; 9 — муфта; 10 — коническая шестерня; 11 — ведущий вал; 12 ~ солнечная шестерня; 13 — водило; 14 — регулировочные прокладки

Ходоуменьшитель трактора Т40 (рис. 26) работает следующим образом. Солнечная шестерня 12, соединенная шлицами с конической шестерней 10 реверса, вращает сателлиты 3, расположенные в неподвижном водиле 13.

Сателлиты передают вращение шестерне 2, которая через шлицевое соединение вращает ведущий вал 11 ходоуменынителя. Далее вращение передается через подвижную муфту 9 к первичному валу 8 коробки передач.

Ходоуменьшитель рассчитан на работу трактора с тяговым усилием не более 9 кН (900 кгс). Пятую и шестую передачи включать не рекомендуется во избежание повышенного износа шестерен этих передач. Соответствующие скорости можно получить на прямых передачах.

Валы и шестерни коробки передач трактора Т-40 предназначены для получения определенного ряда скоростей и изменения направления движения трактора (см. рис. 25).

Первичный вал КПП Т40 вращается в двух шарикоподшипниках, расположенных в расточке корпуса трансмиссии и стакане 30. На шлицах первичного вала установлены два скользящих блока: блок ведущих шестерен пятой и шестой и блок второй и третьей передач, а также две неподвижные шестерни четвертой и первой передач.

На вторичном валу КПП трактора Т-40 установлены неподвижные шестерни (шестой передачи, блока ведомых шестерен второй и пятой передач, блока ведомых шестерен передачи к дифференциалу и третьей передачи и две подвижные шестерни — шестерни четвертой передачи и заднего хода и шестерни первой и замедленной передач.

При перемещении одной из подвижных шестерен с помощью механизма переключения включается требуемая передача. При включении передачи заднего хода или замедленной вводятся в зацепление дополнительные шестерни 23 и 28, установленные в нижней части корпуса трансмиссии.

Установку вторичного вала 3 регулируют при замене вала прокладками путем установки или удаления их из-под стакана 31 подшипника, выдержав расстояние от оси ВОМ до торца вторичного вала 35+0-34 мм.

Механизм переключения передач КПП Т-40 состоит из валиков переключения с закрепленными на них вилками. Валики имеют кольцевые канавки, в которые входят шарики-фиксаторы. Валики с помощью рычага переключения могут перемещаться для включения передач.

Механизм блокировки коробки передач трактора Т-40 (рис. 27) предназначен для устранения случаев неполного включения шестерен и их самовыключения. Он состоит из шариков-фиксаторов 13 с пружинами 14 и валика 2 блокировки.

Рис.27. Механизм блокировки коробки передач КПП трактора Т-40

1 — валик переключения передач; 2 — валик блокировки; 3, 11 — рычаги блокировки; 4 — установочный винт; 5 — педаль муфты главного сцепления; 6 — тяга блокировки; 7 — гайка; 8 — вилка тяги; 9 — рычаг переключения передач; 10 — палец; 12 — кулиса; 13 — шарик; 14 — пружина

При нажатии на педаль муфты главного сцепления, что необходимо при включении требуемой передачи, перемещается и валик блокировки до тех пор, пока фрезерованные пазы на нем не установятся против валиков переключения.

В таком положении каждый валик переключения удерживается только шариковым фиксатором и может быть перемещен с помощью рычага переключения.

После этого педаль муфты сцепления возвращается в исходное положение, а валик блокировки своей цилиндрической частью входит в кольцевую проточку валиков переключения, не допуская их перемещения.

Регулировать механизм блокировки КПП Т-40 в процессе эксплуатации тракторов не требуется, за исключением случаев замены деталей или полной его разборки.

В этих случаях после установки свободного хода регулируют педали главного сцепления трактора Т-40 в следующей последовательности:

— устанавливают в нейтральное положение рычаг переключения передач и отпускают педаль глашюй муфты, т. е. оставляют муфту включенной;

— расшплинтовывают палец 10 вилки 8 и снимают ее с рычага 11 блокировки;

— нажимают на рычаг 11 блокировки, переместив его в крайнее заднее положение, которое соответствует включенному положению муфты;

— отвертывая вилку 8, подбирают такую длину гиги, чтобы при крайнем заднем положении рычага соединить вилку тяги. После регулировки устанавливают и зашплинтовывают палец вилки.

Кроме упомянутого механизма в коробке передач трактора КПП Т40 установлен другой механизм блокировки, исключающий пуск дизеля при включенной передаче.

Этот механизм состоит из выключателя 41 (см. рис. 25) и качающейся рамки 40 у смонтированных в корпусе управления переключением передач.

При включении одной из передач вместе с рычагом поворачивается рамка с осью, замыкая через выключатель обмотку магнето пускового агрегата на «массу» или размыкая цепь включения стартера дизеля при электростартерном пуске.

В процессе эксплуатации нельзя допускать ослабления мест крепления провода и его обрыва.

Редуктор главной передачи и дифференциал трактора Т-40

Главная передача и дифференциал предназначены для передачи колесам трактора Т-40 вращения и крутящего момента с разными угловыми скоростями.

Главная передача (редуктор) трактора Т-40 состоит из пары цилиндрических прямозубых шестерен.

Дифференциал — простой, двухсателлитный с коническими шестернями, расположенными в ступице дифференциала.

При прямолинейном движении трактора, когда сопротивление на ведущих колесах оди¬наково, правая и левая ведомые шестерни дифференциала вращаются с одинаковой угловой скоростью.

С изменением сопротивления на ведущих колесах или во время поворота трактора одна из ведомых шестерен замедляет вращение, другая — ускоряет, обкатываясь на конических шестернях-сателлитах.

Регулировка шестерен дифференциала в процессе эксплуатации не требуется.

Механизм блокировки дифференциала трактора Т40 (рис. 28) позволяет передавать вращение с одинаковой частотой левой и правой полуосям, что необходимо во время преодоления трактором препятствий.

Рис. 28. Механизм блокировки дифференциала трактора Т-40

1 — педаль блокировки дифференциала; 2 — болт; 3 — гайка; 4 — рычаг штока; 5 — шток; 6 — направляющая штока; 7 — пружина блокировки; 8 — ось качания вилки; 9 — шестерня дифференциала; 10 — вилка блокировки; 11 — муфта; 12 — полуось

Механизм блокировки дифференциала трактора Т-40 регулируют только при нарушении регулировки в такой последовательности:

— отвертывают гайку 3, ввертывают регулировочный болт 2 в педаль 1 снизу;

— включают муфту 11, нажав ногой на педаль 1 до отказа;

— отвертывают регулировочный болт 2 до упора головки в крышку коробки;

— отпускают педаль 1 блокировки и отвертывают болт 2 еще на один оборот. В таком положении регулировочный болт сверху надежно закрепляют гайкой 3.

Надежность и продолжительность работы механизма блокировки зависят от его правильной эксплуатации, поэтому при работе на тракторе Т-40:

— Используют блокировку только для преодоления препятствий при увеличенном буксовании одного из ведущих колес, для чего выключают муфту главного сцепления, нажимают ногой на педаль блокировки и включают сцепление;

— Не делают поворотов на тракторе при включенной блокировке.

Запрещается включать блокировку дифференциала при включенной муфте сцепления.

 

_______________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________

Вилка включения реверса Т (Т)

Коробка передач трактора Т-40 (КПП) и ее схема

На трактор Т-40 устанавливается механическая, восьмискоростная, четырехходовая коробка передач с поперечным расположением валов. Основное назначение кпп — это изменение скорости и направления движения трактора.

Устройство коробки передач Т-40

Механическая коробка передач трактора состоит из ходоуменьшителя, валов и шестерен, конической передачи с механизмом реверса, механизма переключения, главной передачи с дифференциалом и механизмом блокировки дифференциала, механизма блокировки передач.

Схема коробки передач Т-40: 1 — корпус трансмиссии; 2, 21, 26, 29, 32 — подшипники; 3 — вторичный вал; 4 — ходоуменьшитель; 5—крышка ходоуменыиителя; 6 — коническая шестерня реверса; 7 — трубопровод маслоприемника; 8, 15 — маслоприемники; 9 — рычаг переключения реверса и ходоуменьшителя; 10 — ведущая коническая шестерня; 11 — вал муфты главного сцепления; 12 — муфта реверса; 13 — пробка-сапун; 14 — вилка переключения реверса; 16 — ведомая коническая шестерня; 17 — кулиса; 18 — рычаг переключения передач; 19 — чехол; 20 — валик механизма переключения; 22 — первичный вал; 23 — блок шестерен заднего хода; 24— крышка корпуса трансмиссии; 25 — педаль блокировки дифференциала; 27 — вал-шестерня замедленной передачи; 25 — промежуточная шестерня замедленной передачи; 30, 31 — стаканы подшипников; 33 — шток; 34 — вилка; 35 — полуось; 36 — зубчатая муфта блокировки дифференциала; 37 — дифференциал; 38 — ведомая цилиндрическая шестерня промежуточной передачи; 39 — пробка сливного отверстия; 40 — качающаяся рамка; 41 — выключатель.

Схема переключения передач на тракторе Т-40

Реверс трактора Т-40

Коническая передача с механизмом реверса используется для передачи крутящего момента и вращения от двигателя к первичному валу, ходоуменьшителю или валу реверса. Конические шестерни оснащены круговыми зубьями и в период эксплуатации не нуждаются в регулировках до их полной выработки.

Ведущая шестерня конической передачи установлена в расточке передней части блока трансмиссии и вращается в заднем роликовым и переднем шариковым подшипниках. Ведомая шестерня коробки передач трактора Т-40 смонтирована в левой части первичного вала на двух шарикоподшипниках. Ведомая коническая шестерня реверса т-40 также установлена в левой части блока трансмиссии. На шлицах первичного вала, между ведомыми шестернями, смонтирована муфта реверса, которая способна занимать одну из трех позиций: находиться в зацеплении с валом ходоуменьшителя, с ведомой конической шестерней реверса или с ведомой конической шестерней переднего хода. Коническая передача заменяется комплектно, т..е. сразу все шестерни — ведомая и ведущая.

В первую очередь устанавливается ведущая коническая шестерня, с расстоянием от торца шестерни до оси первичного вала равным 40±0,1 мм. Во время проведения регулировки желательно увеличивать или уменьшать количество прокладок, размещаемых под стаканом подшипника.

Далее монтируют ведомую коническую шестерню таким образом, чтобы зазор в зацеплении зубьев шестерен был в диапазоне 0,25-0,6 мм. Для регулировки зазора необходимо уменьшать или увеличивать число прокладок под стаканом подшипника. Коническую шестерню реверса трактора Т-40 монтируют также, как и ведомую коническую шестерню.

Ходоуменьшитель Т-40

Для получения дополнительных пониженных скоростей используется ходоуменьшитель, позволяющий использовать трактор с сельскохозяйственным оборудованием, требующее использование замедленных скоростей движения.

Ходоуменьшитель размещается с левой стороны трактора, где установлен в расточку под стакан конической шестерни реверса. Общая конструкция ходоуменьшителя реализована в виде отдельного узла и представляет собой зубчатую передачу с внутренним и внешним зацеплением. Передаточное число ходоуменьшителя — 2,75.

Принцип действия ходоуменьшителя заключается в следующем. Солнечная шестерня, соединяющаяся шлицами с конической шестерней реверса, вращает сателлиты, размещенные в неподвижном водиле. Сателлиты передают вращение шестерне, которая при помощи шлицевого соединения вращает ведущий вал ходоуменьшителя. Далее, при помощи подвижной муфты, вращение передается к первичному валу кпп Т-40.

Ходоуменьшитель трактора Т-40 может работать также с тракторами тяговое усилие которых не превышает 9кН (900 кгс). Использование пятой и шестой передачи не рекомендуется, так как высока вероятность преждевременного износа шестерен данных передач. Подобные скорости можно получить на прямых передачах.

Схема ходоуменьшителя трактора Т-40:1 — крышка с маслоподводящей трубкой; 2 — ведомая шестерня; 3 — сателлит; 4 — стакан; 5 — ось педали муфты сцепления ВОМ; 6 — маслоприемник с трубкой; 7 — коронная шестерня; 8 — первичный вал; 9 — муфта; 10 — коническая шестерня; 11 — ведущий вал; 12 — солнечная шестерня; 13 — водило; 14 — регулировочные прокладки.

Шестерни и валы коробки передач

Используются для получения конкретного ряда скоростей и изменения направления движения трактора Т-40. Первичный вал вращается в двух шарикоподшипниках, находящихся в расточке блока трансмиссии и стакане. На шлицах первичного вала смонтированы два скользящих блока: блок второй и третьей и блок ведущих шестерен пятой и шестой передач, а также две неподвижные шестерни первой и четвертой передач. На вторичном валу размещены неподвижные шестерни и две подвижные — шестерни заднего хода и четвертой передачи и шестерни замедленной и первой передач.

Требуемая передача включается путем перемещения одной из подвижных шестерен при помощи механизм переключения передач. При включении замедленной передачи или заднего хода в зацепление вводятся дополнительные шестерни, размещенные в нижней части блока трансмиссии.

Во время установки вторичного вала, его регулируют путем добавления или уменьшения количества прокладок под стаканом подшипника, расстояние от оси ВОМ при этом должно составлять 35+0,34 мм.

Механизм переключения передач трактора Т-40 состоит из валиков переключения с установленными на них вилками.

Валики оснащены кольцевыми канавками, в которые входят шарики-фиксаторы. При помощи рычага переключения, валики могут перемещаться для включения передач.

Механизм блокировки коробки передач

Механизм блокировки Т-40 используется для предотвращения неполного включения и самовыключения шестерен. В его устройство входят валик блокировки и шарики-фиксаторы с пружинами. Во время нажатия на педаль сцепления — необходимое действие для включения требуемой передачи, одновременно перемещается валик блокировки до тех пор, пока его фрезерованные пазы не встанут против валиков переключения. В данном положении каждый валик переключения фиксируется только шариковым фиксатором и может быть перемещен при помощи рычага переключения. Далее педаль сцепления возвращается в первоначальное положение, при этом валик блокировки цилиндрической частью входит в кольцевую проточку валиков переключения, не позволяя им перемещаться.

В процессе эксплуатации трактора механизм блокировки Т-40 не нуждается в регулировке, за исключением тех случаев, когда производилась его разборка.

Кроме того, в коробке передач трактора также установлен механизм блокировки, предотвращающий пуск двигателя при включенной передаче.

Схема механизма блокировки коробки передач: 1 — валик переключения передач; 2 — валик блокировки; 3, 11 — рычаги блокировки; 4 — установочный винт; 5 — педаль муфты главного сцепления; 6 — тяга блокировки; 7 — гайка; 8 — вилка тяги; 9 — рычаг переключения передач; 10 — палец; 12 — кулиса; 13 — шарик; 14 — пружина.

Главная передач и дифференциал Т-40

Используются для передачи колесам трактора крутящего момента и вращения с разными угловыми скоростями при совершении поворотов.

Главная передача состоит из двух цилиндрических прямозубых шестерен. Дифференциал трактора Т-40 — простой, двухсателлитный с коническими шестернями, находящиеся в ступице дифференциала. Во время прямолинейного движения трактора, когда ведущие колеса имеют одинаковое сопротивление, левая и правая ведомые шестерни дифференциала вращаются с одинаковой угловой скоростью. В случае изменения сопротивления или при повороте трактора, одна из ведомых шестерен ускоряет вращаение, а другая — замедляет. В процессе эксплуатации регулировка шестерен дифференциала не требуется.

Механизм блокировки дифференциала

Используется для передачи одинаковой частоты вращения правой и левой полуосям, во время преодолевания трактором различных препятствий.

Регулировка механизма блокировки дифференциала осуществляется только при нарушении регулировочных параметров в следующем виде:

1.

открутите гайку, вкручивая регулировочный болт в педаль снизу;

2. выжмите педаль блокировки до отказа;

3. открутите регулировочный болт до упора головки в крышку коробки;

4. отпустите педаль блокировки и открутите болт еще на один оборот. В данном положении надежно закрепите регулировочный болт гайкой.

Надежный и долгий срок службы механизма блокировки напрямую зависят от его правильного применения во время эксплуатации трактора:

1. используйте механизм блокировки дифференциала только во время преодоления препятствий при буксовании одного из ведущего колеса. Для этого выжмите сцепление, нажмите на педаль блокировки и плавно отпустите сцепление.

2. не совершайте разворотов на тракторе при включенном механизме блокировки.

Запрещается включать механизм блокировки дифференциала при включенном сцеплении.

Схема механизма блокировки дифференциала: 1 — педаль блокировки дифференциала; 2 — болт; 3 — гайка; 4 — рычаг штока; 5 — шток; 6 — направляющая штока; 7 — пружина блокировки; 8 — ось качания вилки; 9 — шестерня дифференциала; 10 — вилка блокировки; 11 — муфта; 12 — полуось.

Конечная передача трактора Т-40

Конечная передача задних колес используется для снижения частоты вращения и увеличения крутящего момента, передаваемого на полуоси ведущих колес. Все конечные передачи состоят из двух цилиндрических шестерен с прямым зубом. Ведущая шестерня смонтирована в расточках блока и вращается в двух роликоподшипниках. Ведомая шестерня установлена на полуоси колеса и вращается в роликовом и шариковом подшипниках.

При помощи фланца конечная передача приклеплена к рукаву тормоза и может монтироваться в двух положениях, что требуется для изменения агротехнического просвета.

08.06.2018

Устройство двигателя трактора Т-40: поршневая, коленвал, цилиндры

Устройство и эксплуатация силовой передачи трактора Т-40

Устройство системы питания трактора Т-40: форсунки, ТНВД и т.д.

Электрооборудование Т-40: схемы и устройство.

Гидросистема: неисправности и ремонт.

Трактор Т-40, Т-40А. Техническое обслуживание коробки передач

 

содержание   ..  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  ..

 

Трактор Т-40, Т-40А. Техническое обслуживание коробки передач

Коробка передач механическая, четырехходовая, восьмискоростная (с одной замедленной передачей), с поперечным расположением валов.

Для устранения возможности самовыключения передач или неполного включения шестерен в коробке передач смонтирован механизм блокировки.

Механизм блокировки переключения передач регулируйте в тех случаях, когда требуется замена деталей или производилась разборка с нарушением регулировки. Регулировку механизмов блокировки производите после того, как будет отрегулирован свободный ход педали главного сцепления (рис. 35) в следующем порядке:

 

 

 

 

Рис. 35. Механизм блокировки коробки передач:
1 — валик блокировки; 2 — валик переключения передач; 3 — корпус трансмиссии; 4, 7 — рычаги блокировки; 5 — шарик; 6, 12 — пружины; 8 винт установочный; 9 — вилка тяги; 10 — тяга блокировки; 11 — корпус муфты сцепления; 13 — педаль главной муфты.

 

 

 

 

 

1. Установите в нейтральное положение рычаг переключения передач и отпустите педаль главной муфты, т. е. оставьте муфту включенной.

2. Расшплинтуйте палец вилки 9 и снимите ее с рычага блокировки 4.

3. Нажмите на рычаг блокировки 4, переместив его в крайнее заднее положение, которое соответствует включенному положению муфты.

4. Отвертывая вилку 9, подберите такую длину тяги, чтобы при крайнем заднем положении рычага соединить тягу. После регулировки зашплинтуйте палец вилки.

Смазка деталей коробки перемены передач происходит разбрызгиванием масла, находящегося в корпусе трансмиссии.

Техническое обслуживание коробки передач заклю-чается в наблюдении за отсутствием течи масла через уплотнения, своевременной доливке и замене масла, а также в периодической подтяжке наружных резьбовых соединений.

Контроль уровня смазки производите нижней контрольной пробкой, расположенной на левой боковой стороне корпуса, через каждые 240 часов работы трактора. Доливку масла производите через заливное отверстие, расположенное на верхней крышке, закрываемой пробкой-сапуном.

Смену масла в корпусе трансмиссии производите через каждые 960 часов работы трактора в следующей последовательности:

1. Сразу же после остановки трактора слейте отработанное масло.

2. Очистите магнитную пробку и залейте чистое масло.

Когда на тракторе установлен ходоуменьшитель, масло заполняйте до верхней контрольной пробки, а когда ходоуменьшитель не установлен, масло заливайте до уровня нижней контрольной пробки.

В процессе эксплуатации никаких регулировок конических шестерен с зерольным зубом по зазору в зацеплении не производите вплоть до их выбраковки, т. к. у приработанных шестерен с зерольным зацеплением (с круговым зубом) после регулировки нарушается нормальное зацепление и они быстрее выходят из строя.

 

 

 

Трактор Т-40, Т-40А. Техническое обслуживание главной передачи, дифференциала и механизма блокировки дифференциала

Через каждые 960 часов работы трактора заменяйте смазку.

Регулировку механизма блокировки дифференциала производите только при ее нарушении в следующей последовательности:

1. Заверните регулировочный болт в педаль снизу.

2. Включите муфту, нажав ногой на педаль.

3. Отверните регулировочный болт до упора головкой в крышку коробки.

4. Отпустите педаль блокировки и выверните болт

еще на один оборот. В таком положении регулировочный болт сверху надежно законтрите контргайкой.

Надежность и продолжительность работы механизма блокировки зависят от правильного пользования нм. Поэтому при эксплуатации трактора соблюдайте следующее:

1. Не включайте механизм блокировки при движении трактора.

2. Включайте блокировку только для преодоления препятствий при увеличенном буксовании одного из ведущих колес.

3. Не производите поворот трактора при включенной блокировке.

Конические шестерни дифференциала регулируются на заводе до установки нормального бокового зазора путем установки шайб нужной толщины под сферические торцы шестерен-сателлитов. В процессе эксплуатации трактора конические шестерни дифференциала не регулируются.

Смазка главной передачи, дифференциала и механизма блокировки дифференциала осуществляется разбрызгиванием из общей масляной ванны трансмиссии, которая отделена от тормозных барабанов каркасными сальниками.

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  ..

 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *