Зил 131 трансмиссия схема: схема переключения, устройство, порядок работы цилиндров – 403 — Доступ запрещён

Содержание

схема переключения, устройство, порядок работы цилиндров

Удачный мотор и надежная трансмиссия автомобиля ЗИЛ-131 во многом определили успех нового грузовика повышенной проходимости.

Основные особенности устройства силового агрегата и трансмиссии ЗИЛ-131

ЗИЛ-131- отечественный трехосный грузовой автомобиль повышенной проходимости. Выпускался заводом имени Лихачева с 1966 по 2002 г. Основная часть выпускаемых машин шла для армейских нужд. Автомобиль содержал много полезных и прогрессивных для того времени технических решений.

Порядок работы цилиндров ЗИЛ-131

 На грузовике применялся карбюраторный V-образный, восьмицилиндровый двигатель, с зажиганием на основе электронного коммутатора.

Распределительный вал двигателя и система зажигания обеспечивают следующий порядок работы цилиндров ЗИЛ-131: 1-5-4-2-6-3-7-8. Отдача мощности двигателя не менее 150 л.с., при оборотах 3200 в минуту.

Схема переключения коробки передач ЗИЛ-131

На автомобиле применяется пятискоростная механическая коробка перемены передач (КПП).

На всех скоростях коробки кроме первой передачи и заднего хода имеют синхронизаторы. Переключение скоростей ЗИЛ-131 производится рычагом, расположенным на верхней крышке КПП.

Передаточные отношения КПП:

  • первая – 7,44;
  • вторая – 4,10;
  • третья – 2,29;
  • четвертая – 1,47;
  • пятая – 1,00;
  • задний ход – 7,09.

Первая передача коробки применяется только при начале движения в условиях бездорожья и находится на одном «плече» с задним ходом. Сделано это для «раскачки» автомобиля, завязшего в грязи или рыхлом снегу, путем быстрого попеременного включения первой скорости и заднего хода.

Схема переключения КПП ЗИЛ-131 представлена ниже.

Сухой вес коробки передач ЗИЛ-131 около 100 кг.

Сцепление

Сцепление ЗИЛ-131 однодисковое, сухое, герметизированное, надежно работающее в условиях преодоления бродов. Привод отключения и включения сцепления механический, рычажный от педали водителя в кабине.

КПП в трансмиссии ЗИЛ-131 через карданный вал передает поток мощности на раздаточную коробку (РК) или на профессиональном сленге «раздатку».

Устройство раздаточной коробки ЗИЛ-131

Раздаточная коробка ЗИЛ-131 преобразует и распределяет крутящий момент, получаемый от КПП к переднему и задним мостам, и, в конечном счете, к колесам грузовика.

Активация переднего привода возможна в ручном или автоматическом режиме. Раздатка ЗИЛ-131 также имеет возможность включения пониженной передачи с коэффициентом 2,08 при движении в особо тяжелых условиях – рыхлый снег, раскисшая почва, бездорожье. При этом крутящий момент, передаваемый раздаткой на приводы колес, увеличивается вдвое, что позволяет не перегружать мотор и агрегаты трансмиссии при движении в тяжелых дорожных условиях.

Раздаточная коробка двухвальная с косозубыми шестернями. Корпус раздатки отлит из чугуна. В конструкцию коробки входят задняя и верхняя крышки.

При необходимости на верхнюю плоскость раздатки монтируют коробку отбора мощности (КОМ). Она служит для подачи мощности от мотора автомобиля различным агрегатам и устройствам, входящим в состав специальных машин на базе ЗИЛ-131.

Внешний вид раздатки Зил-131:

  • сверху крышка, прижатая к корпусу 8 гайками, закрывающая посадочное место для установки ком;
  • в центре фланец ведущего вала раздатки;
  • внизу справа фланец привода переднего ведущего моста зил-131;
  • внизу слева пневматическая камера включения переднего привода;
  • справа на одном уровне с ведущим фланцем раздатки штоки управления прямой и пониженной передачами.

Раздатка ЗИЛ-131, вид сзади:

  • вверху слева видны штоки управления включения прямой и пониженной скорости;
  • вверху справа крышка с восемью гайкам закрывает фланец подключения коробки отбора мощности зил-131;
  • внизу справа тормозной барабан стояночного тормоза, совмещенный с фланцем для крепления кардана привода задних мостов;
  • слева маслозаливное отверстие раздатки с четырехгранной резьбовой пробкой.

Вид раздаточной коробки ЗИЛ-131 «в разрезе» можно увидеть на иллюстрации.

Режимы работы раздатки

Есть несколько основных режимов.

Активирована прямая (вторая) передача

Режим предназначен для движения грузовика по дорогам с твердым покрытием.

Рычаг управления РК переводится в заднее крайнее положение. При этом крутящий момент от карданного вала КПП через фланец (9) практически без механических потерь передается с ведущего вала (15) на вторичный вал привода задних мостов (22). Все шестерни коробки вращаются свободно. Передний мост отключен.

На опасных участках дороги водитель с помощью электрического тумблера (включателя на панели управления в кабине) может активировать привод переднего моста. При этом включится пневмоэлектроклапан, а сжатый воздух поступит в пневматическую камеру (8), которая выдвинет вперед шток управления. Шток, в свою очередь, сдвинет вилку (32) включения переднего моста и через ведущую (21) и ведомую (2) шестерни прямой передачи, каретку зубчатой муфты (35), крутящий момент поступит на фланец (6) раздатки, далее к переднему приводу грузовика. На панели приборов загорится лампа – индикатор включения привода.

Включение пониженной передачи

При езде по бездорожью шофер переводит рычаг управления раздаткой в крайнее переднее положение. При этом тяги от рычага воздействуют на штоки переключения режимов коробки. Верхний шток управления своей вилкой сдвигает каретку (18), разъединяя ведущий вал (15) и вал привода задних мостов (22).

Вилка нижнего штока передвигает зубчатую каретку (37), тем самым объединяя шестерни (3) и (2). Одновременно нижний шток нажатием на микровлючатель, расположенный внутри раздаточной коробки, подает напряжение на пневмоэлектроклапан. Тот, в свою очередь, сжатым воздухом с помощью пневматической камеры (8) и вилки (32) подключит кареткой (35) вал привода переднего моста (5). Таким образом, крутящий момент от КПП ЗИЛ-131 через кардан и фланец (9) поступит на первичный вал раздатки (15), пройдет через шестерни (17), (3), (2) и (21), поступит на выходной вал привода задних мостов (22). От шестерни (2) через зубчатую каретку (35) крутящий момент передастся через вал привода переднего моста (5) на фланец (6).

Следует отметить, что скорость вращения выходных валов (22) и (5) при включении пониженной (первой) скорости раздатки уменьшатся вдвое по сравнению с оборотами на прямой (второй) передаче. Зато крутящий момент на этих валах повысится так же вдвое, что позволит грузовику уверенно двигаться в условиях бездорожья.

Важно отметить, что при переходе РК на пониженную передачу включение переднего моста ЗИЛ-131 происходит автоматически, без вмешательства водителя.

Режим «нейтраль»

Третий вариант работы раздаточной коробки ЗИЛ-131 – нейтральное положение. Рычаг управления РК устанавливается в среднее положение. При этом происходит рассоединение валов (15), (22) и (5). Такое отключение всех мостов необходимо для подачи крутящего момента от первичного вала (15) и шестерни (17) на привод коробки отбора мощности. Автомобиль при этом не движется.

Вес раздатки ЗИЛ-131

«Сухой» вес раздаточной коробки 115 кг. При заправке трансмиссионным маслом вес РК увеличится на 2,5 кг.

Как включить передний мост ЗИЛ-131

Как уже упоминалось ранее, передний привод можно активировать электрическим тумблером из кабины при работе раздатки на первой (прямой) передаче.

Если же в РК установлена понижающая передача, то подключение переднего привода произойдет автоматически.

Обслуживание раздаточной коробки автомобиля ЗИЛ-131

Обслуживание раздатки состоит из:

  • ЕО – ежедневного обслуживания;
  • регламентных ТО – технических обслуживаний, ТО-1 и ТО-2, предусмотренных заводом изготовителем;
  • сезонного ТО – СО (сезонного обслуживания).

ЕО заключается в предрейсовом визуальном осмотре основных агрегатов грузовика. Также следует провести осмотр поверхности земли под двигателем, коробкой скоростей, раздаткой, передним и задними мостами на наличие пятен от течи смазки.

При ТО-2 происходит проверка надежности крепления раздатки к силовому каркасу автомобиля, прочистка сапуна вентиляции раздатки.

Смена масла в раздаточной коробке проводится согласно карте смазки. Масло, применяемое для РК – всесезонное ТСп-15. При эксплуатации автомобиля при температурах -30 0 С и ниже применяется смазка ТСп–10.

Слив масла из раздатки производится выворачиванием резьбовой пробки (38, см «разрез» РК). Заливка смазки ведется через маслоналивное отверстие, при вывернутой пробке (39).

Ремонт раздаточной коробки ЗИЛ-131

Раздаточная коробка ЗИЛ-131 надежный и долговечный агрегат. Однако при появлении признаков неправильной работы коробки – повышенный шум, скрежет при переключении режимов, «выбивание» скоростей, течь смазки, РК следует снять с автомобиля.

 Затем на ремонтном участке коробку разбирают, обследуют. Неисправные детали и узлы заменяют новыми. Затем производят сборку коробки и установку ее на грузовик. После залива свежей смазки производят пробную поездку и определяют исправность отремонтированной раздатки.

Заключение

Трансмиссия автомобиля ЗИЛ-131 позволила этому трехосному грузовику стать надежным перевозчиком в различных отраслях народного хозяйства, стать базовой армейской машиной самого широкого профиля. К сожалению, отсутствие надежного, мощного, компактного и экономичного дизельного двигателя сократила срок существования этого знакового автомобиля.

Раздаточная коробка автомобиль ЗИЛ 131: техническое обслуживание

Многие тяжелые работы не сделать без грузовика ЗИЛ 131. Автомобиль специально разработан для перевозки тяжелых грузов на дальние расстояния. Водителям приходится не только управлять транспортом, но и выполнять ремонтные работы во время передвижения. Важно чтобы всегда была исправлена раздаточная коробка на автомобиле ЗИЛ 131. Чтобы понять, как правильно должна она функционировать, какие неполадки возможны и каким образом их следует устранить, нужно узнать, как она устроена и как работает.

Устройство

На автомобиле ЗИЛ 131 стоит двухступенчатая раздаточная коробка. Передний мост имеет электропневматическое включение. На первой передаче передаточное число составляет 2,08, а на второй – 1,0. Прикреплена коробка при помощи резиновых подушек и четырех болтов, которые приделаны также резиновыми подушками к кронштейнам поперечины рамы.

Схема управления раздаточной коробки ЗИЛ 131Схема управления раздаточной коробки ЗИЛ 131

В целом раздаточная коробка на автомобиле ЗИЛ 131 состоит из:

  1. Пневмокамеры;
  2. Сигнальной лампы;
  3. Выключателей;
  4. Штока;
  5. Замкового устройства;
  6. Корпуса фиксатора;
  7. Ведущего вала;
  8. Шестерен первой передачи;
  9. Шестерен вала привода задней тележки;
  10. Вала привода задней тележки;
  11. Муфты включения второй передачи;
  12. Вала привода переднего моста;
  13. Зубчатого венца вала;
  14. Крышки картера;
  15. Муфты включения переднего моста;
  16. Шестерни второй передачи;
  17. Картера;
  18. Стержня;
  19. Тяги;
  20. Рычага;
  21. Электропневматического клапана;
  22. Выключателя;
  23. Реле;
  24. Впускного клапана;
  25. Выпускного клапана;
  26. Пробки контрольно-заливного отверстия;
  27. Пробки сливного отверстия.

К основным частям относятся такие, как: картер с крышками, первичный вал с шестерней, муфта с подшипниками, вал привода переднего моста вместе с шестернями и муфтами. Не менее важен механизм для переключения передач и управление включением переднего моста.

Сам картер коробки сделан из чугуна, он разъемный, задняя часть закрывается крышкой. Верхний люк закрывается также крышкой и на нем устанавливается коробка отбора мощностей. Верхняя крышка оснащена сапуном. Сливное отверстие и контрольно-заливное расположено на задней крышке, а на сливной пробке имеется магнитик. Основательно уплотнены выходы валов из картера. На валу переднего моста прикреплена маслосгонная шайба.

На шпонку устанавливается шестерня первой передачи. Муфта включения прямой или второй – свободно перемещается по шлицам вала. Для удобства в работе шестерню изготовляют сразу с валом. Между подшипниками вала находится червяк (это привод спидометра), шестерню привода поместили в приливе крышки заднего валового подшипника. Эта же крышка и есть опорный кронштейн на стояночном тормозе. На игольчатых подшипниках вращаются промежуточные шестерни. Муфта включения первой передачи размещена на ступицах шестерни. Там же размещена и муфта включения переднего моста, где она же соединяется с зубчатым венцом, сделанным прямо на валу.

К важному механизму на раздаточной коробке на автомобиле ЗИЛ 131 относят: рычаг с серьгой, тяги, стяжную пружину, пару штоков с вилками, фиксаторы, замковое устройство.

Работа раздаточной коробки

Включение переднего моста происходит за счет электропневматического устройства. Оно состоит из:

  • Электровоздушного клапана;
  • Пневмокамеры;
  • Двух микровыключателей;
  • Реле;
  • Включателя;
  • Сигнальной лампы;

Важно знать, что раздаточная коробка в машине ЗИЛ 131 будет работать нормально, если на поперечине рамы установлен электровоздушный клапан, а на передней стенке картера прикреплена пневмокамера. Микровыключатель располагается на корпусе фиксатора и на корпусе пневмокамеры, а включатель и сигнальная лампа находятся в кабине, а под капотом – реле.

Вид раздаточной коробки ЗИЛ 131Вид раздаточной коробки ЗИЛ 131

Когда происходит включение, раздаточная коробка автомобиля ЗИЛ 131 постепенно подключает все остальные механизмы в работу. Водителем перемещается вперед рычаг и тут же он поворачивается вокруг точки крепления на верхней тяге и нижним концом через тягу. С помощью штока и вилки муфта перемещается назад и в этот момент соединяются между собой шестерни. Когда перемещается шток, то сразу начинает работу микровыключатель, благодаря ему замыкается цепь реле, которое тут же замыкает цепь на электровоздушном клапане. Опускается книзу якорь электромагнита, открывается впускной клапан и закрывается выпускной.

Чтобы раздаточная коробка на машине ЗИЛ 131 заработала полностью, сжатый воздух из пневмосистемы должен поступить в пневмокамеру, а она должна через шток переместить муфту назад и при этом соединить с зубчатым венцом вала. Ведущий вал через шестерни передает крутящий момент, который равномерно распределяется между шестерней и валом, а затем переходит к мостам задней тележки и уже, потом через муфту переходит на вал привода переднего моста.

Когда происходит выключение на первой передаче, то раздаточная коробка на машине ЗИЛ 131 работает следующим образом:

  • Размыкается цепь электромагнита;
  • Впускной клапан плотно закрывается;
  • Выпускной клапан открывается;
  • При помощи возвратной пружины автоматически выключается передний мост.

Чтобы включить вторую передачу, раздаточная коробка на авто ЗИЛ 131 срабатывает так:

  • Рычаг поворачивается вокруг точки крепления на нижней тяге;
  • Через тягу, шток и вилку перемещается назад муфта и при этом все механизмы соединяются с зубчатым внутренним венцом шестерни;
  • С ведущего вала за счет крутящего момента действие переходит напрямую на вал привода мостов задней тележки.

Если движение происходит на скользкой дороге, то нужно включить мост на передней передаче, и цепь электромагнита следует замкнуть принудительно. Для этого надо воспользоваться включателем. Крутящий момент передастся напрямую через шестерни, муфту сразу на вал привода на переднем мосту.

На всех других передачах, если включен передний мост, то крутящий момент будет распределяться прямо пропорционально нагрузкам, которые приходятся на мост задней тележки и мост передний.

Когда включен передний мост, то микровыключателем цепь автоматически будет замкнута, а в кабине водителя загорится сигнальная лампочка.

Смазывается раздаточная коробка на машине ЗИЛ 131 специальным разбрызгивателем. Масло (в данном случае его марка Тап-15в) заливается в картер коробки. Обычная норма его составляет 3,3 л.

Схема подвески раздаточной коробки, управления и клапана управления ЗИЛ 131Схема подвески раздаточной коробки, управления и клапана управления ЗИЛ 131

Неполадки и способы устранения

Очень часто поломку раздаточной коробки можно предвидеть, для этого следует только перед выездом на трассу осмотреть автомобиль и прислушаться к звукам, происходящих во время работы механизмов.

Неполадки возможны следующие:

  1. Сильный шум в раздаточной коробке. Это показатель того, что разрушены некоторые детали: шестерни или подшипники. В этом случае раздаточная коробка разбирается, а вышедшие из строя детали меняются;
  2. Передачи выключаются сами, непроизвольно. Скорей всего износились зубчики кареток или малые зубчатые венцы на колесах. Такая поломка возможна, когда изношены вилки переключения передач. Нужно поменять испортившиеся детали;
  3. Течет масло и прорвана мембрана. Если обнаружено, что через уплотнительные манжеты происходит утечка масла, то нужно внимательно их осмотреть. Если при осмотре будут обнаружены признаки износа на кромках, то надо их заменить. Если прорвана мембрана в пневмокамере, то ее тоже надо поменять;
  4. Нарушена регулировка тяги управления и изношены пальцы в вилках тяги. В такой ситуации тяги следует снова подрегулировать, а пальцы поменять.

Техническое обслуживание

Чтобы автомобиль прослужил долго и не подвел во время пути, нужно правильно и своевременно проводить профилактические работы.

Всегда перед работой надо проверять, как прикреплена раздаточная коробка к кронштейну и балке. Не следует оставлять без внимания и саму балку, она тоже должна быть приделана надежно и прочно. Если обнаружено, что крепление не на должном уровне, то надо все детали сразу подтянуть.

Необходимо своевременно чистить сапун на крышке люка картера. Если на нем будут засоры, то повысится давление в раздаточной коробке и в дальнейшем возникнет течь масла через уплотнительные манжеты.

Чтобы раздаточная коробка была долговечной, надежной нужно вовремя проводить смазку. При техническом обслуживании всегда проверяется уровень масла и если его недостаточно, то надо долить до контрольной пробки.

Отработанное масло сливается, магнит на сливной пробке чистится, и новое масло наливается до уровня контрольной коробки. Для раздаточной коробки используют такое же масло, как и для коробки передач. Если температура воздуха минус 30 градусов по Цельсию, то применяют масло ТМ-3-9 (или ТСп-10).

Нужно обращать внимание на гайки на первичном и выходном вале. Они должны быть закернены на раздаточной коробке так же, как и на коробке передач.

Когда разборка и сборка раздаточной коробки будет завершена, надо установить пневмокамеру. Для этого используются регулировочные прокладки. Важно, чтобы расстояние было достаточное и составляло 174 и плюс-минус 0,1 мм от торца корпуса камеры до отверстий от стопорных болтов на стержнях. Это необходимо для последующей установки вилки.

Схемы

Изготавливаются раздаточные коробки для авто ЗИЛ 131 по следующим схемам:

  • С дифференциальным приводом;
  • С блокированным приводом;
  • Со смешанным приводом.

Каждый вариант сборки имеет свои особенности. Раздаточной коробкой второго типа обеспечивается синхронное вращение всех мостов. Благодаря такой схеме распределяются крутящие моменты равномерно силе сопротивления.

Раздаточная коробка ЗИЛ 131Раздаточная коробка ЗИЛ 131

У раздаточных коробок, где привод изготовлен дифференциальным, крутящийся момент проходит за счет дифференциала. Благодаря такой схеме выходные валы вращаются с различной угловой скоростью. Такой дифференциал имеет другое название – межосевой.

В раздаточных коробках, где смешанный привод, половина ведомых валов имеют одинаковую угловую скорость, а другая – присоединяется с помощью дифференциала. К «смешанному» типу также относят коробки с блокируемыми дифференциалами.

Из данной классификации можно сделать вывод, что распределяется силовой поток от основной коробки раздаточной на:

  • Один передний и один-два задних моста автомобилей;
  • Два передних моста и два задних;
  • На ведущие колеса левого борта или правого автомобилей.

Вывод следующий. Раздаточные коробки на авто ЗИЛ 131 бывают:

  1. Межколесными;
  2. Межтележечными;
  3. Межбортовыми.

Основные функции раздаточной коробки

Основная задача этого элемента – передавать крутящий момент от двигателя к ведущим мостам авто. Кроме того, с помощью раздаточной коробки в трансмиссии растет число передач. Также их предназначение в следующем:

  • Распределять крутящий момент между ведущими мостами, это позволяет лучше обеспечивать проходимость автомобиля;
  • Когда крутящий момент на ведущих колесах увеличивается, то сразу преодолевается «качание» колес во время езды по плохим дорогам, на крутых подъемах и по бездорожной местности;
  • Обеспечивать устойчивое движение автомобиля на небольшой скорости, когда двигатель работает с наибольшим крутящим моментом.

То есть, главная цель раздаточной коробки – обеспечить хорошую работу автомобиля.

Раздаточная коробка ЗИЛ 131 б/уРаздаточная коробка ЗИЛ 131 б/у

Сравнение с другими моделями авто

У раздаточной коробки автомобиля ЗИЛ 131 есть немало преимуществ. Если сравнить с автомобилем ЗИЛ 175К, то главное отличие будет в подвеске коробки. Преимущества в следующем:

  1. На подвеске коробки авто ЗИЛ 131 точки опоры упругих элементов разнесены. Это распределяет и уменьшает нагрузку;
  2. При снятии коробки на ЗИЛ 131 не требуется разборки всех упругих элементов, нужно только отвернуть гайки болтов, с помощью которых крепится раздаточная коробка к остальным продольным балкам;
  3. Если поломаются гайки на раздаточной коробке автомобиля ЗИЛ 131, то заменить их будет несложно.

Кроме того, если вдруг сломаются шпильки на коробке ЗИЛ 157К, то их нужно будет высверливать из корпуса, у ЗИЛ 131 они легко выкручиваются.

Есть еще немало плюсов у раздаточной коробки авто ЗИЛ 131.

  • На авто ЗИЛ 157К подвеска держится на четырех шпильках, которые основательно ввернуты в картер и пропущены с помощью отверстий в поперечине рамы. Чтобы обеспечить эластичность подвески, установлены резиновые подушки. Конструкция несколько сложна и поэтому ремонт своими силами сделать водителю будет немного сложно. В то время как подвеска на ЗИЛ 131 сделана на двух продольных балках, которые опираются на поперечину рамы. Балки оснащены эластичной подвеской, потому укреплены они болтами, у которых имеются резиновые подушки, сделанные по обеим сторонам опоры.
  • Раздаточная коробка на ЗИЛ 131 подвешивается к балкам при помощи четырех болтов, которые проходят через отверстия на продольных балках. Все гайки болтов на продольных балках, как и сами гайки болтов, предназначенные для креплений раздаточной коробки, шплинтуются.

Из выше представленной информации можно сделать вывод, что раздаточная коробка на авто ЗИЛ 131 более удобная, конструктивное решение более выгодное, она легче поддается ремонту.

Не стоит выезжать на дорогу, не осмотрев автомобиль. Необходимо внимательно проверять работу всех элементов. Специалисты советуют немного времени потратить на профилактические работы, чем потом ремонтировать автомобиль в пути.

Трансмиссия

Задний и средний мосты автомобиля — ведущие.

Передний мост — управляемый и ведущий.

Устройство заднего и среднего мостов показано на рис. 1.

Необходимо регулярно добавлять смазку в мосты и заменять ее, как указано в карте смазки.

Раздаточная коробка механическая, имеет две передачи.

Передаточное число первой передачи 2,08, второй передачи 1,0

На автомобиле установлена лебедка, предназначенная для самовытаскивания автомобиля при преодолении труднопроходимых участков пути, а также для оказания помощи другим застрявшим в пути автомобилям

Сцепление автомобиля ЗИЛ-131 однодисковое, сухое, установлено в литом чугунном картере 8.

Кожух 9 сцепления закреплен на маховике 2 коленчатого вала 1 восемью центрирующими (специальными) болтами 23

Коробка передач механическая, трехходовая, имеет пять передач для движения вперед и одну — для движения назад. Пятая передача прямая. Коробка передач снабжена двумя синхронизаторами инерционного типа для включения второй и третьей, четвертой 11 пятой передач.

Коробка отбора мощности (рис 1) реверсивная, служит для привода лебедки и устанавливается на фланец люка коробки передач.

Ведущий блок 16 зубчатых колес и промежуточное зубчатое колесо 13 установлены на неподвижных осях 11 и 14 на роликовых подшипниках 17

Регулировка подшипников шкворней

Подшипники шкворней поворотного кулака переднего ведущего моста регулируются с предварительным натягом

Конические роликоподшипники вала ведущей конической шестерни редуктора регулируются с небольшим предварительным натягом; осевой зазор не допускается.

Карданная передача автомобиля состоит из четырех карданных валов: основного между коробкой передач и раздаточной коробкой, привода среднего моста между раздаточной коробкой и редуктором среднего моста, привода заднего моста между редукторами среднего и заднего мостов и привода переднего моста между раздаточной коробкой и редуктором переднего моста.

Коробка передач ЗИЛ-131: схема переключения

Особенности коробки передач на ЗИЛ-131

 

Грузовой автомобиль ЗИЛ-131 — это надежный автотранспорт, который выпускался Московским автозаводом имени Лихачева. Машина отличается повышенной степенью проходимости. Полная масса ЗИЛ превышает 10 тонн. Можно установить тяговую лебедку.

Особенности двигателя и системы трансмиссии

Особенности коробки передач на ЗИЛ-131

Внешний вид КПП ЗИЛ-131

Автомобиль комплектуется V-образным 8-цилиндровым двигателем (карбюраторный), который выдает мощность в 150 лошадиных сил. Машина оснащена 3-мя ведущими мостами, при этом передний мост имеет электропневматическое управление. Машина не отличается экономичностью в плане расхода топлива, которое залито в двигатель. Подходит использование АИ-76,при этом тратится около 40 литров на 100 км. На показатель расхода горючего влияет то, в каких условиях ЗИЛ совершает передвижение. В целях экономии горючего вместо бензина на 131-ую модель можно установить дизельный мотор, объем которого равен 4.7 литров, при мощности 109 л.с.

Особенности коробки передач на ЗИЛ-131

Схема КПП ЗИЛ-131

Что касается коробки передач на ЗИЛ 131, то она является механической. Для нее требуется примерно 5 литров трансмиссионной жидкости. В том случае, если имеется коробка отбора мощности ЗИЛ, то требуется больше добавления нового горючего (около 6.5 л.).

Автомобиль имеет раздаточную коробку передач. Она обеспечивает устойчивое движение машины ЗИЛ на небольшой скорости, при этом силовая установка работает с наибольшим моментом силы.

Следует заливать около 3.3 литров нового горючего, отдавая предпочтение в пользу всесезонному маслу ТСп-15К. Основная особенность данной жидкости – отличные низкотемпературные свойства. Машина не утратит своей функциональности, при отрицательной температуре (до -20°C). В дополнении к этому, рабочая способность не снизится и при +100°С. Также, обеспечивается защита от износа составляющих частей КПП. В том случае, если автотранспорт эксплуатируется часто при температуре более -20°C, рекомендуется применять горючее ТСП-10. В замене масла КПП нуждается каждые 30000 км пробега.

Состав раздаточной коробки передач

Что входит в состав раздатки на ЗИЛ 131? По стандарту, раздаточная коробка включает: валы, картер, шестерни, муфты, шток, пневмокамеры, клапаны, тяги. Схема переключения передач отражает, что в картере на подшипниках имеется ведущий вал с шестерней, зубчатым венцом. Последний расходный элемент предназначен для активации пятой скорости. Установленный картер выполнен из серого чугуна. Имеется системная вентиляция закрытого типа.

Особенности коробки передач на ЗИЛ-131
1
Особенности коробки передач на ЗИЛ-131
2

Клапаны изготовлены из жаропрочной стали. Благодаря этому они отлично переносят возникающие нагрузки.

Включение моста на передней передаче – это необходимое действие, когда передвижение машины осуществляется по гололедице. Если не включается передний мост, нужно проверить идет ли питание на выключатель, состояние клапанов.

В верхней крышке имеется сапун, а в задней крышке – сливное и контрольно-заливное отверстие. На передней стенке картера надежно зафиксирована пневмокамера. Сальники встречаются в крышках подшип­ников валов.

Во внутренней части картера производителем грузового авто был установлен механизм для осуществления переключения скоростных режимов.

Возможные поломки КПП

Определить имеется ли поломка КПП или нет возможно по характерным звукам. Признаки неполадок:

  • возникновение сильного шума;
  • самопроизвольная активизация передач;
  • течь масла.

В случае появления сильного шума со стороны раздаточной коробки, целесообразно проверить состояние шестерен, подшипников. Данные элементы подлежат замене. При износе зубьев водитель может столкнуться с такой проблемой, как самопроизвольное включение передач. Обращать внимание нужно на состояние уплотнительных элементов. При продолжительной эксплуатации транспортного средства они быстро теряют свои рабочие свойства. Это является причиной того, что будет отмечаться течь жидкости. Проверке подлежат мембрана в пневмокамере, крепления.

Профилактика возникновения поломок с КПП

Чтобы избежать возникновения серьезных поломок, автотранспорт следует диагностировать. При замене масла в коробке передач, следует использовать горючее, которое соответствует автомобильной системе. Когда происходит слив КПП, нужно очищать магнит, который имеется на пробке. Доливается новая жидкость до контрольного отверстия. Очистке подлежит сапун, который имеется на крышке люка картера.

Таким образом, периодически КПП на ЗИЛ 131 должен подаваться обслуживанию. Это будет являться гарантией, что автотранспорт не утратит быстро своих рабочих свойств.

Трансмиссия Зил 131

Министерство Образования и Науки Кыргызской Республики

Военный Факультет

Реферат

Тема: «Трансмиссия автомобиля Зил131»

Выполнил: Жаркынбаев Б.Д.

Взвод: 13-13

Поверил: Ильин О.М.

г. ОШ 2014 г.

Трансмиссия автомобиля — это совокупность агрегатов и механизмов, через которые крутящий момент коленчатого вала двигателя, изменяясь по величине и направлению, передается на ведущие колеса.

В автомобиле ЗИЛ-131 трансмиссию составляют: сцепление, коробка передач, раздаточная коробка, карданная передача, главные передачи, дифференциалы и привод ведущих колес.

Главная передача, дифференциал и привод ведущих колес вместе с балкой моста образуют ведущий мост. Автомобиль ЗИЛ-131 имеет три ведущих моста. Через средний мост трехосного автомобиля ЗИЛ-131 крутящий момент передается на задний мост, такой средний мост называется проходным.

В трансмиссии автомобиля ЗИЛ-130 раздаточная коробка не устанавливается, этот автомобиль имеет один ведущий мост.

Сцепление

Сцепление служит для кратковременного отсоединения двигателя от трансмиссии и плавного соединения при трогании автомобиля с места и при переключении передач во время движения, а также для защиты двигателя и трансмиссии от перегрузок.

Кратковременно разъединить двигатель от трансмиссии необходимо при трогании из места, переключении передач, резком торможении. После каждого разъединения двигатель и трансмиссия должны соединяться плавно, без ударных нагрузок. Принцип действия сцепления основан на использовании сил трения, которые возникают между дисками. Если к маховику 3 (рис. 1) двигателя прижать пружинами 5 ведомый диск 4, установленный на первичном вале коробки передач, то за счет сил трения можно передавать крутящий момент с двигателя на коробку передач. При разъединении между собой дисков с помощью рычагов 6 и деталей привода (педали 8, тяги 9 и вилки 7) передача крутящего момента прекращается. В сжатом состоянии диски могут проскальзывать один относительно одного, что позволяет плавно включать сцепление и защищать двигатель и трансмиссию от перегрузок.

Рис. 1. Схема фрикционного сцепления:

1 — кожух; 2 — нажимной диск; 3 — маховик; 4 — ведомый диск; 5 — нажимная пружина; 6 — рычаг; 7 — вилка; 8 — педаль; 9 — тяга

На этом автомобиле устанавливается фрикционное, сухое, однодисковое сцепление с периферийным расположением пружин, с гасителем крутящих колебаний и с механическим приводом.

Сцепление называется фрикционным и сухим потому, что передача крутящего момента в нем осуществляется за счет сил трения между дисками, рабочие поверхности которых должны быть сухими; сжатие дисков осуществляется пружинами, которые расположены по периферии; воспринимается крутящий момент одним ведомым диском, который имеет специальное устройство для гашения крутящих колебаний на коленчатом вале двигателя и на валах трансмиссии.

Сцепления состоит из ведущих и ведомых деталей, нажимного устройства и механизма выключения с приводом.

Детали сцепления расположенные в чугунном картере 6 (рис. 2), который снизу закрытый крышкой.

К ведущим деталям относятся маховик 1, кожух 11, нажимной диск 2. Кожух крепится к маховику центрирующими болтами и имеет три точно расположенных прямоугольных окна, в которые входят выступы нажимного диска. Такое соединение кожуха нажимного диска позволяет им вращаться вместе при работе сцепления и перемещаться диску в осевом направлении при выключении сцепления.

К ведомым деталям относится ведомый диск 3 в сборе. Он состоит из стального разрезного диска 3 с приклепанными к нему с двух сторон фрикционными накладками. От неравномерной работы двигателя, при резком включении сцепления, при движении автомобиля по неровностям

Рис. 2. Сцепление автомобиля ЗИЛ-131:

1 — маховик; 2 — нажимной диск; 3 — ведомый диск; 4 — первичный вал коробки передач; 5 — рычаг; 6 — картер сцепления и маховика; 7 — упорный подшипник; 8 — муфта; 9 — вилка; 10 — крышка; 11 — кожух; 12 — пружина; 13 — упругие пластины; 14 — педаль; 15 — вал педали; 16 — тяга с пружиной; 17 — регулировочная гайка; 18 — контргайка; 19 — диск гасителя; 20 — ступица; 21 — фрикционная пластина гасителя; 22 — кольцо гасителя; 23 — пружина гасителя дороги на коленчатом вале и валах трансмиссии возникают крутящие колебания, для гашения которых предназначен гаситель крутящих колебаний.

Он состоит из двух дисков 19, приклепанных вместе с маслоотражателем к ступице 20, шестнадцати фрикционных пластин 21, приклепанных вместе с кольцом 22 к стальному разрезному диску, и восьми пружин23, вставленных у окна дисков гасителя, кольца и разрезного диска.

Передача крутящего момента от ведомого диска на его ступицу осуществляется через пружины, которые предотвращают возможность возникновения на коленчатом вале и валах трансмиссии колебаний высокой частоты; низкочастотные колебания, которые могут возникнуть при этом, гасятся за счет трения дисков 19 по фрикционным пластинам 21.

К нажимному устройству относятся шестнадцать пружин 12 (рис.44), расположенных между кожухом и нажимным диском. Под каждую пружину со стороны нажимного диска подложена теплоизолирующая шайба.

К механизму выключения относятся четыре рычага 5 с деталями крепления и муфта 8 с упорным подшипником 7. Каждый рычаг устанавливается на игольчатом подшипнике, который крепится в кожухе регулировочной гайкой. Внешний конец рычага через игольчатый подшипник крепится к нажимному диску. Внутренние концы рычагов при сборке сцепления регулируются гайкой, и устанавливаются в одной плоскости. Муфта выключения сцепления установлена свободно на хвостовую часть крышки подшипника коробки передач и постоянно оттягивается назад пружиной. На муфту напрессован шариковый упорный подшипник.

Привод сцепления служит для передачи усилия от ноги водителя на муфту выключения сцепления. Основными его узлами и деталями есть: педаль 14 (рис. 2) с обратной пружиной, вал педали 15, тяга с пружиной16, регулировочная гайка 17, вилка выключения сцепления 9.

Работа сцепления. Во включенном положении педаль под действием пружины находится в верхнем положении, муфта с упорным подшипником перенесена назад, между подшипником и внутренними концами рычагов устанавливается зазор 3…4 мм. Под действием пружин диск плотно прижат к маховику. За счет сил трения крутящий момент передается с маховика и нажимного диска на ведомый диск и дальше на первичный вал коробки передач.

При выключении сцепления усилия от педали через тягу передается на вилку, которая проворачивается и перемещает муфту с упорным подшипником вперед в осевом направлении. Подшипник муфты проворачивает рычаги вокруг опорной вилки, при этом внешние концы рычагов оттягивают за собой нажимной диск, сжимая пружины 12. Между поверхностями, которые прижимались, появляется зазор, и передача крутящего момента прекращается.

Ход педали, при котором происходит выбор зазоров в приводе сцепления, называется свободным ходом. Ход педали после выбирания зазора до упора, называется рабочий ход. Свободный и рабочий ход образовывают полный ход педали.

При включении сцепления педаль вместе с тягой возвращается в начальное положение. Нажимной диск снова прижимает ведомый диск к маховику.

Регулировка свободного хода педали сцепления осуществляется навинчиванием гайки 17 на тяге 16 (технологическая карта № 8). Свободный ход педали должен быть 35…50 мм, что отвечает зазору между упорным подшипником и внутренними концами рычагов 3…4 мм. Для увеличения свободного хода гайку нужно свинчивать с тяги.

Сцепление приспособлено для преодоления автомобилем водных преград. Все стыки в картере герметизированы пастой. Перед преодолением бродов пробка со шплинтом в нижней крышке картера заменяется глухой пробкой, вкрученной в крышку подшипника ведущей цилиндрической шестерни главной передачи.

раздаточная коробка, стартер, система охлаждения, тормозная, зажигания, карбюратор, регулировка, КПП схема переключения, свободный ход педали сцепления, переключение передач, емкость, устройство, технические характеристики, схема электрооборудования цветная с описанием, ремонт, проводка, раздатка, объем топливного бака

Лебедка ЗИЛ-131 — это механизм, который необходим для самовытаскивания транспортного средства во время преодоления труднопроходимых участков дороги.

Лебедка ЗИЛ-131 в сборе

Устройство основных механизмов грузовика

Конструкция автомобиля включает в себя такие элементы, как:

  • лебедка;
  • трансмиссия;
  • стартер;
  • система охлаждения;
  • тормозная система;
  • система питания;
  • система зажигания;
  • электрооборудование;
  • система подкачки колес.

ЗИЛ-131

Лебедка

Этот механизм состоит из:

  • редуктора;
  • барабана;
  • масленки;
  • упорных колец;
  • тормозной колодки;
  • троса;
  • направляющего ролика;
  • фиксатора и привода лебедки;
  • шплинта;
  • крепежных элементов.

Лебедка для ЗИЛ

Технические характеристики оборудования:

Длина троса50 000 мм
Диаметр троса14 мм
Тяговое усилие4500 кг
Передаточное число редуктора31
Вес устройства32 кг

Лебедка расположена на передней части корпуса автомобиля и прикреплена специальными гайками к буферу и передней поперечине опорной рамы. За стабильную работу привода отвечает карданный вал от коробки отбора мощности. Барабанная часть вращается на валу и соединяется с ним при помощи муфты.

Трансмиссия

Здесь установлена механическая (МКПП) коробка передач ЗИЛ, которая оборудована двумя синхронизаторами.

Трансмиссия ЗИЛ

Передаточные числа КПП ЗИЛ:

  • первая передача — 7,44;
  • вторая передача — 4,1;
  • третья передача — 2,29;
  • четвертая передача — 1,47;
  • пятая передача — 1,00.

Схема переключения передач приведена в руководстве пользователя.

Трансмиссия транспорта оснащена раздаточной коробкой и сцеплением ЗИЛ.

Устройство раздатки на ЗИЛе-131 включает в себя следующие элементы:

  • рычаг управления;
  • электровоздушный клапан;
  • шланг соединительного типа;
  • серьгу рычага;
  • стержень вилки включения первой передачи;
  • трубку.

Стартер

Для подключения стартера используется вспомогательное реле. Сам процесс активации механизма происходит дистанционно.

Стартер ЗИЛ

Электрический стартер включает в себя: неподвижные контакты, обмотку, рычаг включения, крышку, шестерни, муфту свободного хода, коллектор, щетку, вал привода и стяжную шпильку.

Тяговое реле электромагнитного типа замыкает контакты электрической цепи и вводит шестерни в зацепление с ободом маховика силового агрегата. Перемещение корпуса привода осуществляется по резьбе ленточного типа вала якорного устройства. Шестерня выходит из зацепления под воздействием пружинного механизма.

Система охлаждения

Здесь установлена жидкостная система охлаждения с принудительной циркуляцией топлива внутри системы.

В прогретом моторе жидкость засасывается из радиаторной части в водяной насосный элемент и под давлением переходит по двум нагнетающим патрубкам в левый и правый блоки цилиндрических механизмов. Во время движения она также охлаждает гильзы цилиндров.

Схема системы охлаждения ЗИЛ

Схема этой системы включает в себя:

  • радиатор;
  • водяной насос;
  • пробку;
  • перепускной шланг;
  • термостат;
  • кран;
  • отводящую трубку;
  • датчик.

Емкость системы охлаждения вмещает в себя 17 л. Количество охлаждающей жидкости всегда должно быть не менее 13-15 л.

Тормозная система

Тормозная система ЗИЛа-131 включает в себя следующие элементы:

  • компрессор;
  • предохранительный клапан;
  • манометр;
  • тормозную педаль;
  • шланг;
  • головку подвода воздуха;
  • тормозную камеру;
  • электровоздушный клапан;
  • раздатку.

Схема тормозной системы ЗИЛ

Транспорт оснащен независящими друг от друга ручным и ножным тормозным механизмом. Конструкция ручного тормоза состоит из двух внутренних колодок. Такой тип тормозов необходим для принудительной остановки транспорта в экстренных случаях.

Привод тормоза ножного типа срабатывает при нажатии на тормозную педаль, а также за счет работы пневматической системы автомобиля, которая действует на колодки, находящиеся на каждом колесе.

Система питания

Здесь установлена принудительная система питания, оборудованная предпусковым подогревателем и насосом диафрагменного типа для подачи топливной жидкости. В качестве топлива используется бензин с октановым числом не менее АИ-76.

Схема система питания ЗИЛ

Транспорт, выпускаемый заводом имени Лихачева, оснащен двумя емкостями для топлива. Объем бака равен 170 л. Емкости расположены с двух сторон под грузовой платформой.

Устройство этой системы включает в себя:

  • топливный насос;
  • фильтрующий элемент тонкой очистки;
  • карбюратор;
  • воздухопроводящую трубку;
  • угольник;
  • сетчатый фильтр;
  • пробку;
  • резиновый шланг;
  • отстойник.

Система зажигания

Система зажигания ЗИЛа-131 — бесконтактного типа, которая состоит из катушки зажигания, распределительного механизма, свечей зажигания и проводов высокого напряжения.

Схема системы зажигания ЗИЛ

Во время установки добавочного сопротивления необходимо учитывать, что оно не герметично, поэтому рекомендуется устанавливать его выше уровня брода.

Для того чтобы выставить зажигание на ЗИЛе, нужно установить поршень в положение верхней мертвой точки, расположить паз привода на валу распределительного механизма, провернуть коленчатый вал на 1-1,5 оборота по часовой стрелке и провернуть корпус распределителя против часовой стрелки.

Электрооборудование

Цветная схема электрооборудования ЗИЛ-131 представлена в руководстве пользователя.

Здесь установлена однопроводная электрическая система с номинальным напряжением 12 В. Клеммы, которые отрицательно заряжены, подсоединяются к массе транспортного средства. Устройство электропроводки предусматривает наличие проводов низкого и высокого напряжения.

Электрооборудование ЗИЛ

Подключать дополнительные электрические механизмы можно только в соответствии с электросхемой, которая есть в инструкции.

Основные неисправности системы связаны с коротким замыканием или обрывом цепи. Для диагностики рекомендуется использовать специальный прибор, оборудованный контрольной лампой.

Система подкачки колес

Для накачки колес здесь используется централизованная система регулировки уровня давления воздушного потока в шинах.

Система подкачки колес ЗИЛ

Питание шин осуществляется за счет сжатого воздуха из баллонов привода пневматического типа тормозной системы.

В конструкцию системы регулировки входит кран комбинированного типа, необходимый для управления уровнем давления. Такой кран оснащен клапаном-ограничителем и воздушными проводами с гибкими шлангами. Шинные краны соединены с вентилями камер пневматических шин.

Все клапаны находятся в литом корпусе на магистрали, подводящей воздух от баллонов тормозных механизмов к центральному крану управления.

Обслуживание и ремонт

Обслуживание и ремонт ЗИЛа-131 нужно проводить только при отключенном двигателе и на специальной площадке.

Причины, по которым требуется проведение ремонтных работ:

  1. Сильно греется двигатель и стреляет глушитель.
  2. Выработка ресурса, из-за чего выходят из строя коленчатый вал, блок цилиндров, трансмиссия и другие основные узлы автомобиля.
  3. Прогорание поршневого устройства.
  4. Наличие повреждений и трещин на корпусе двигателя, коробки передач и блока цилиндров.
  5. Короткое замыкание или обрыв электрической цепи.

Ремонт автомобиля ЗИЛ

Техническое обслуживание предполагает замену масляной жидкости, внешний осмотр агрегатов и замену расходников.

Почему не заводится, и что делать

Силовой агрегат может не заводиться из-за отсутствия топлива в системе, заедания воздушной дроссельной заслонки, засорения жиклеров.

Для того чтобы отремонтировать двигатель, необходимо:

  1. Продуть топливные провода.
  2. Проверить работоспособность игольчатого клапана, который расположен на карбюраторе.
  3. Провести осмотр топливного насоса на наличие дефектов и повреждений.
  4. Продуть цилиндрические элементы.
  5. Провернуть коленчатый вал мотора при помощи электрического стартера при полностью открытых дроссельных заслонках.
  6. Проверить работоспособность заслонки воздушного типа.
  7. Промыть жиклеры ацетоном и продуть воздухом.

Регулировка карбюратора

При правильно отрегулированном карбюраторе дроссели и воздушные заслонки будут открываться и закрываться в соответствии с положением тормозной педали.

Регулировка карбюратора ЗИЛ

Регулировка карбюратора проходит в несколько этапов. Сначала настраивают ручной и ножной привод дросселей, только после этого переходят к настройке воздушной заслонки.

Привод ножного типа регулируется при помощи резьбовой вилки, а ручной — с использованием зажима, который устанавливают на конец троса привода.

На малых оборотах холостого хода мотора разрежение из впускного трубопровода передается через отверстие системы холостого хода, после чего рабочая жидкость попадает в систему смазки.

Как выставить зажигание

Для того чтобы выставить зажигание на ЗИЛе, необходимо выполнить следующие действия:

  1. Установить поршневой механизм цилиндра под номером 1 в положение верхней мертвой точки.
  2. Провернуть коленвал до совмещения отверстия на шкиве коленвала с меткой высшей мертвой точки.
  3. Расположить паз на вал привода распределителя.
  4. Вставить привод в гнездо блока.
  5. Провернуть коленвал на величину установочного угла.
  6. Убрать крепежный болт с пластины.
  7. Включить зажигание.
  8. Провернуть корпус распределительного устройства в гнездо привода.
  9. Проверить правильность установки проводов всех цилиндров.

Схема зажигания ЗИЛ

Регулировка сцепления

Регулировка сцепления проводится в несколько этапов. На первом необходимо отрегулировать свободный ход педали сцепления. Для этого нужно:

  1. Измерить ход от центральной части пластины до механизма.
  2. Опустить педаль до упора.
  3. Соединить рычаг с верхней проушиной толкателя при помощи эксцентрикового пальца.
  4. Закрутить корончатую гайку.

На втором этапе необходимо отладить ход муфты. Ее свободный ход не должен превышать 4 мм. Регулировка осуществляется при помощи сферической гайки.

На последнем этапе нужно отрегулировать полный ход толкателя гидравлического усилителя руля.

Регулировка тормозов

Регулировка тормозов проводится только на холодных механизмах. Нужно подать сжатый воздух под давлением в тормозную систему, а также в тормозную камеру. После чего необходимо провернуть ось червяка так, чтобы шток камеры находился в пределах 25 мм. Затем следует проверить, как вращается барабанное устройство.

Конструкция и ремонт коробки отбора мощности ЗИЛ-131

Страница 1 из 2

Коробка отбора мощности (рис 1) реверсивная, служит для привода лебедки и устанавливается на фланец люка коробки передач.

Ведущий блок 16 зубчатых колес и промежуточное зубчатое колесо 13 установлены на неподвижных осях 11 и 14 на роликовых подшипниках 17

Вал 10 вращается на двух шариковых подшипниках 8. По шлицам вала скользит зубчатое колесо 9 включения передач.

На выходе вала, уплотненном манжетой 23, установлен фланец 22. Установка фланца на валу при необходимости может быть осуществлена как для передачи момента вперед по ходу автомобиля, так и назад, соответствующей перестановкой вала 10.

Передачи включаются вилкой 4, неподвижно закрепленной на штоке 1. На выходе штока имеется манжета 2. Все зубчатые колеса коробки отбора мощности — прямозубые. Управление коробкой отбора мощности осуществляется через люк в полу кабины ключом S=46 из комплекта шоферского инструмента, применяемым в качестве удлинителя рычага коробки отбора мощности и вставляемым во втулку на рычаге

Шестерня ведущего блока 16 коробки отбора мощности находится в постоянном зацеплении с зубчатым колесом блока заднего хода коробки передач.

Неправильная установка коробки отбора мощности увеличивает шум зубчатых пар и приводит к ускоренному их изнашиванию.

Для правильной установки следует гайки шпилек затягивать равномерно крест- накрест, одновременно проворачивая вал 10.

Уплотнительная прокладка 31 между привалочными плоскостями фланцев коробки передач и коробки отбора мощности должна быть толщиной 0,3—0,4 мм (используется прокладка из-под крышки люка коробки передач).

При правильной установке коробки отбора мощности вал 10 проворачивается свободно (без заедания зубчатых колес) усилием руки, приложенным к выходному концу вала.

Техническое обслуживание коробки отбора мощности такое же, как и коробки передач. После проведения технического обслуживания коробки отбора мощности или ее замены необходимо проверить нахождение рычага коробки отбора мощности в нейтральном положении. Невыполнение этого требования может привести к обрыву троса лебедки при пуске двигателя.

Устройство коробки отбора мощности от раздаточной коробки (КОМ-1)

Односкоростную коробку отбора мощности (рис. 2) устанавливают на верхний люк раздаточной коробки. Это дает возможность отбора мощности от трансмиссии для привода различных специальных агрегатов, применяемых потребителем при использовании шасси автомобиля в качестве транспортной базы. Односкоростная коробка отбора мощности предназначена для кратковременной работы.

Длительность непрерывной работы зависит от фактической величины отбираемой мощности и в каждом конкретном случае проверяется предварительными испытаниями.

Детали односкоростной коробки отбора мощности смонтированы в литом чугунном картере 1 (см. рис. 2).

Блок зубчатых колес установлен на неподвижной оси 27 на двух роликовых подшипниках 29, между которыми расположено распорное кольцо 30.

Ось запрессована в переднюю и заднюю стенки картера и застопорена пластиной. На оси по торцам ступицы блока зубчатых колес установлены опорные шайбы 28, которые предотвращают изнашивание опорных торцов картера. Ось имеет осевое и радиальное отверстия для подвода масла из картера к роликовым подшипникам. Осевое отверстие снаружи закрыто конической пробкой 26.

При включении коробки отбора мощности шестерня-каретка 7, установленная подвижно на шлицах вала 5, входит в зацепление с шестерней 25.

Для предотвращения самовыключения вторичный вал имеет щлиц-замок. Между шлицевой частью вала и передним подшипником 6 установлена распорная втулка 2. Подшипник и распорная втулка затянуты гайкой 3.

Стопорение гайки осуществляется вдавливанием тонкого края гайки в паз вала 5. Вал вращается на двух шариковых подшипниках 6 и 23, наружные кольца которых установлены в гнездах картера, а внутренние — напрессованы на шейки вала. В осевом направлении вторичный вал фиксируется крышками подшипников 4 и 18. В крышку 18 установлена манжета, предохраняющая коробку от попадания грязи и течи масла. На шлицевом конце вала 5 установлен фланец 19 крепления карданного вала. Фланец закреплен гайкой 20, которую стопорят так же, как гайку 3.

Включение коробки отбора мощности осуществляется вилкой 31. Вилка закреплена неподвижно на штоке 15 болтом 33, который застопорен проволокой. В передней стенке картера имеется отверстие, в котором перемещается шток 15. Это отверстие закрыто заглушкой 8.

Верхний люк коробки отбора мощности закрыт крышкой. На крышке установлен штуцер 32, соединенный резиновым шлангом с вентиляционной трубкой, закрепленной на задней стенке кабины. Штуцер защищен от прямого попадания масла щитком 10.

Электропневматическое управление осуществляется кнопкой, установленной на панели приборов в кабине. Кнопка размыкает и замыкает электрическую цепь управления реле электромагнита привода воздушного клапана.

Реле установлено на щите двигателя в подкапотном пространстве над реле включения электромагнита переднего моста.

При включении коробки отбора мощности выключателем реле срабатывает и замыкает цепь электроснабжения электромагнита.

Сердечник электромагнита, перемещаясь вниз, давит на шток включения воздушного клапана и открывает его.

Воздух через впускной клапан поступает в камеру включения и, воздействуя на мембрану 13, перемещает шток 15, соединенный с вилкой включения коробки отбора мощности.

На корпусе камеры включения установлен выключатель 11 сигнализатора выключения коробки отбора мощности.

При перемещении штока контакты выключателя замыкаются, и загорается сигнализатор красного цвета.

При выключении коробки отбора мощности размыкается цепь электроснабжения электромагнита, воздушный клапан закрывается, возвратная пружина мембранной камеры перемещает шток с вилкой в исходное положение.

Шестерня-каретка 7 выходит из зацепления, и коробка отбора мощности выключается, при этом контакты выключателя сигнализатора размыкаются и сигнализатор гаснет.

Техническое обслуживание односкоростной коробки отбора мощности такое же, как и раздаточной коробки.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *