Инструкция по работе КПП МТЗ 80 82
Современная техника выполняет работы, которые относятся к категории энергозатратных. Для обеспечения максимального числа режимов, а также экономии топлива, на машины устанавливают коробки передач.
В данной статье мы расскажем об схеме МТЗ 80, 82, а также об основных правилах работы коробки передач.
Схема выбора режимов
Схема передач МТЗ 80 и 82 не имеет различий.
На обеих модификациях стоит коробка, рассчитанная на 11 передач. Машины могут работать в девяти передних и двух задних форматах. При оснащении редуктором ходоуменьшителя это количество удваивается.
Схема МТЗ 82 и 80 предполагает следующий алгоритм переключения:
- Включение необходимой передачи только на сниженных оборотах;
- Обязательный выжим сцепления;
- Включение рабочего режима с постепенным отпусканием педали.
Если коробка заедает, надо вернуть рычаг в первоначальную позицию и повторить действия.
Устройство КПП трактора
Схема передач МТЗ обусловлена комплектацией самой коробки. Агрегат состоит из валов, стоящих внутри корпуса, а также шестеренок.
Конструкция имеет следующие особенности:
- На первичном валу смонтированы шестеренки 3-5 скоростей;
- От первичного вала идет включение промежуточного агрегата;
- Промежуточная шестеренка нужна для понижения передач;
- К главной шестеренке на второй ступеньке редуктора прикреплена втулка;
- Смазывание шестеренки от главной передачи осуществляется крыльчаткой.
При запуске редуктора включается блок шестеренок. Скорость машины обусловлена выбранной ступенью механизма. Первая ступенька коробки предназначена для регулировки 1-5 передачи и скорости при перемещении задним ходом.
Вторая ступень управляет прочими передачами.
Поломки и причины
О дефектах коробки свидетельствуют самопроизвольные выключения шестеренок, стук в КПП, усложненное переключение передач. Основной причиной поломок служат неисправности в вилках переключения, валов, подшипниковых узлах и фиксаторах.
Проблема может заключаться и в зацеплении шестеренок. Поэтому если вы хотите избежать проблем с агрегатом, советуем тщательно изучить схему МТЗ 80, 82. Переключение передач необходимо выполнять согласно рекомендациям производителя.
Напоминаем, что в каталоге запчастей для коробок передач вы можете заказать комплектующие для быстрого ремонта агрегата с доставкой в Ростов-на-Дону и другие города России.
Мы гарантируем самое высокое качество каждой детали. В каталоге нашего магазина для каждого покупателя доступны как оригинальные агрегаты, так и их аналоги. Если вы не знаете, как выбрать запчасти — позвоните нашему консультанту для бесплатной консультации по подбору товара.
Устройство и принцип работы коробки перемены передач (КПП) трактора МТЗ-80
КПП трактора МТЗ-80 создана для изменения передаточных чисел системы трансмиссии трактора МТЗ-80 и включения заднего хода. Этим достигаются разные значения скорости движения трактора МТЗ-80. Привод ПВМ и ВОМ тракторов МТЗ-82/82Л приводится в действие, так же коробкой перемены передач.
В корпусе коробки перемены передач МТЗ расположены на одной оси первичный вал и вторичный вал. Параллельно им стоит промежуточный вал и вал первой передачи и заднего хода. Первичный вал стоит на 2-х подшипниках. Первый подшипник закреплен в стакане корпуса. Второй подшипник в расточке переднего торца вторичного вала. В шлицах первичного вала стоит ведомая шестерня понижающего редуктора и двигающиеся ведущие шестерни третей передачи и четвертой и пятой передач. На шлицах полого, промежуточного вала КПП
К ступице шестерни ведомая третей передачи прикреплена шестерня промежуточная. Она постоянно зацеплена с шестерней скользящей третей передачи, она может понизить передачу, посредством коробки перемены передач. На шлицах промежуточного вала КПП (на задней стороне) скользящим способом стоит ведущая шестерня первой ступени редуктора. Вал промежуточный вращается в шарикоподшипнике и втулке бронзовой. Втулка крепится в ведущей шестерни второй ступени редуктора. Шестерня ведущая второй ступени редуктора, стоит в специальном стакане на 2-х подшипниках роликового типа, имеет наружный и внутренний зубчатые венцы, в добавок к этому в заднем конце имеются кулачки для привода вала отбора мощности, синхронного типа, заднего. Внутри шестерни на штифтах вмонтировано гнездо внутреннего вала, в гнездо впрессовано бронзовая втулка. Втулка служит опорой внутреннего вала. Сверху на шестерне ведущая второй ступени редуктора имеется крыльчатка. Крыльчатка предназначена для кардинального улучшения смазывания шестерен главной передачи и дифференциала КПП
Когда шестерня ведущая первой ступени редуктора зацеплена с наружным венцом вторичного вала работает первая ступень редуктора. При первой ступени можно переключать скорости между первой, третей, четвертой и пятой передачами переднего хода и первую скорость заднего хода. Вторая ступень редуктора поддерживает все остальные скорости КПП МТЗ-80. Двигая ведущую шестерню первой ступени редуктора назад, до позиции зацепления с внутренним венцом шестерни ведущей второй ступени редуктора, включается вторая ступень редуктора. При включении первой (или второй) ступени редуктора блок шестерен (шестерня скользящая четвертой и пятой передач) скользит вперед и задействует пятую скорость (или восьмую), если скользит в обратную сторону, то четвертую скорость (или седьмую). Шестерня скользящая третей передачи при скольжении вперед аналогично включает третью (или шестую) передачи, а при передвижении назад сцепляется с зубьями внутреннего венца вторичного вала, включая прямую (девятую) передачу. Вал первой скорости и заднего хода имеет привод через ведомую шестерню пониженных передач и заднего хода. В то же время шестерня ведомая включения ходоуменьшителя сцеплена с внутренним шлицевым венцом шестерни ведомой первой скорости и заднего хода и заодно с валом первой скорости и заднего хода.
Передвигая скользящую шестерню пониженных передач и заднего хода КПП трактора МТЗ-80 назад, задействуется первая (или вторая) передача, при скольжении вперед — скорости заднего хода (через шестерню скользящую первой передачи и заднего хода; шестерню промежуточную заднего хода и шестерня ведомая пятой передачи и заднего хода на промежуточный вал). Шестерня промежуточная заднего хода оборачивается на неподвижной оси промежуточной шестерни и постоянно сцеплена с маленьким венцом шестерни ведомой пятой передачи и заднего хода.
При работе коробки перемены передач трактора МТЗ-80 с работающим ходоуменьшителем, вращение передается от шестерни промежуточной на шестерню ведомую первой передачи и заднего хода, которая закреплена на валу первой передачи и заднего хода. При монтировании ходоуменьшителя специальное пружинное кольцо передвигают до упора в буртик вала, а шестерня ведомая включения ходоуменьшителя рычагом переключения передач выведена из зацепления с шестерней ведомой первой скорости и заднего хода.
Спереди корпуса КПП трактора МТЗ-80 на одной оси с промежуточным валом вмонтировано гнездо внутреннего вала переднее с передним подшипник внутреннего вала. А снаружи подшипники промежуточной шестерни редуктора. С двух сторон корпус КПП трактора МТЗ-80 имеет лючки, заглушенные заглушками. Лючки необходимы для осмотра частей КПП и монтирования на трактор бокового вала отбора мощностей (ВОМ), ходоуменьшителя и раздаточной коробки привода переднего моста тракторов МТЗ-82, МТЗ-82Л.
Вал промежуточный КПП трактора МТЗ-80
Вал первичный и вал вторичный КПП трактора МТЗ-80
Вал первой передачи и заднего хода КПП трактора МТЗ-80
Редуктор КПП трактора МТЗ-80
Кольцо К-2в80 ГОСТ 13941-68 | ||
2 | Подшипник 307К1 ГОСТ 8338-75 | |
3 | Штифт пружинный 8х45 ГОСТ 14229-69 | |
4 | Шайба 8Т ОСТ 37.001.115-75 | |
5 | Болт М8-6gx16.88.35.019 ГОСТ 7796-70 | |
6 | Кольцо 2В60 ГОСТ 13940-68 КПП МТЗ | |
7 | Подшипник 212 ГОСТ 8338-75 | |
8 | 70-1721318 | Шайба маслоотражательная МТЗ-80 |
9 | Кольцо 2В110 ГОСТ 13941-68 | |
10 | 70-1721041 | Шестерня редуктора |
11 | 70-1701186 | Гнездо подшипника редуктора |
12 | 50-1701188 | Втулка |
Рекомендуемые товары
Схема переключения передач МТЗ 80
Дата публикации Ноя 26, 2012, Рубрики Тракторы |
Схема переключения передач МТЗ 80 показана на рисунке. Сразу обращает на себя внимание то, что данная коробка передач имеет большой количество передач, а именно девять вперед и две назад.
Многие задают себе вопрос: «А зачем так много?». Но дело в том, что каждая передача имеет свою характеристику, свою «тягу» и опытный водитель, использую схему переключения передач МТЗ 80, выбрав точную передачу в данный момент, получит наибольшую производительность, при минимальных затратах топлива. Такое количество передач, такая схема переключения передач трактора, позволяет работать в большом диапазоне скоростей.
Для переключения передач не нужно никаких премудростей. Действуем как обычно. Обороты двигателя на малые. Выжимаем педаль сцепления. Плавно включаем нужную передачу, добавляем газу и отпускаем сцепление. Все очень просто. Если передача не включается, не дергайте. Верните рычаг в нейтральное положение и попробуйте снова.
Однако, чтобы передачи включались четко, не вылетали коробку передач необходимо поддерживать в рабочем состоянии. Мало знать схему переключения передач МТЗ 80 необходимо еще и ухаживать за агрегатами.
Чтобы коробка передача трактора МТЗ 80 служила долгие года необходимо вовремя проводить осмотр, профилактику и при необходимости заменять «расходники» и устанавливать запасные части взамен изношенных. Лучше «перебдеть», чем «недобдеть», ведь ремонт коробки передач МТЗ 80 или ее замена очень и очень не дешев. Плюс простой в разгар сезона и все это может вылиться круглую сумму.
Большое значение имеет уровень масла в коробке, которое контролируем по контрольному отверстию. Для замены масла необходимо открыть все необходимые сливные отверстия. Масло необходимо менять точно в срок и заливать в коробку качественное, «фирменное» масло.
Related posts:
- Схема переключения передач МТЗ 82
Еще по теме
- Нет связанных постов
КПП МТЗ-80 и промежуточный вал: схема ремонт и диагностика
Рассматривая рабочие узлы трактора МТЗ-80, особое внимание следует уделить коробке передач. Ее работа направлена на активацию заднего хода, изменение скорости движения агрегата, а также активации навесного оборудования за счет бокового вала отбора мощности. Стандартный вариант для коробки передач – это 2 ступени для заднего хода и 9 ступеней для переднего. Благодаря понижающему редуктору число передач для заднего и переднего хода можно удвоить, в результате чего будет 4 ступени заднего хода и 18 ступеней переднего. Также доступно оснащение уменьшителем хода – специальным приспособлением для работы на малых скоростях. Его актуальность наблюдается при использовании трактора для работы на скорости, ниже обычной.
Особенности устройства
Посмотрев на КПП рассматриваемой модели трактора в разрезе согласно продольной оси, можно будет заметить одноосное размещение вторичного и первичного вала. Вал заднего хода с валом первой передачи и промежуточным валом имеют параллельное расположение относительно первичного. в подшипнике стакана корпуса КПП зафиксирован передний конец первичного вала, тогда как задний конец крепится к переднему концу вторичного вала в торце подшипника.
На шлицах первичного вала зафиксированы ведущие шестерни 3- 5 передач. Там же закреплен понижающий редуктор за счет ведомой шестерни. Ведомые шестерни 3- 5 переключателя передач зафиксированы на шлицах пустотелого промежуточного вала. Ведомая шестерня третьей передачи зацеплена с промежуточной шестерней.
Устройство промежуточного вала
Вал вращается на шарикоподшипниках и втулке, соединенной с основной шестерней второй ступени редуктора. Вторая редукторная ступень, в свою очередь, имеет внутренний вал и поддерживающую втулку. Сзади этой шестерни есть кулачки заднего синхронного вала, которые отбирают мощность. С помощью крыльчатки для распределения масла, расположенной сверху основной шестерни, можно смазывать активные детали КПП МТЗ-80.
Устройство редуктора КПП
Стандартное оснащение коробки передач модели МТЗ-80 предполагает наличие двухступенчатого редуктора со следующей схемой работы.
1. В состав первой ступени входит 1 передача заднего хода и 1, 2, 3, 4 и 5 передачи переднего хода.
2. Оставшиеся передачи входят в состав второй редукторной ступни.
Сцепление ведущей шестерни первой ступени с наружным венцом вторичного вала позволяет включить первую ступень редуктора. Зацепляя основную шестерню первой ступени с зубчатым венцом шестерни второй ступени, можно активизировать работу редуктора на второй ступени. Схему переключения передач МТ-80 смотрим по ссылке.
Ремонт КПП МТЗ-80
Коробка передач трактора МТЗ-80 отличается высоким уровнем надежности, но со временем происходит износ трущихся деталей и могут иметь место определенные отклонения в работе.
Признаки износа:
• Слишком тугое переключение передач.
• Самопроизвольное переключение передач.
• Стук во время движения.
• Слышимые шумы.
Чаще всего износу подвергаются подшипники или вилки переключения, в фиксаторах могут возникать дефекты, намного реже можно встретить износ зубцов шестерен, поскольку для их изготовления используется износостойкий сплав.
Диагностика неполадок:
1. Об износе дисков аппарата управляющего сцеплением может свидетельствовать скрежет при переключении. В некоторых случаях причиной скрежета может быть неправильная регулировка сцепления шестерней. Ремонтные работы предполагают замену изношенных деталей и регулировку. Если эти действия не помогли, причина может заключаться в неправильной длине пружины в аппарате, который управляет тормозками. В сжатом состоянии ее длина должна составлять больше 32 мм.
2. Периодически актуально проводить ревизию зазоров между вилкой включения и цапфами отводки, а также между накладками тормозкового диска. Допустимо, чтобы толщина диска тормозка была минимум 1,5 мм, в противном случае требуется обязательная замена. Ширина допустимого зазора для вилки отводки и включения – 2,5 мм, в противном случае также требуется замена.
3. Недостаточное трущее усилие вилок переключения может привести к неполному отключению или произвольному выключению передач, а также сильному люфту рычага их переключения. Причиной также может быть потеря упругости пружинных фиксаторов. Чтобы диагностировать причину следует осмотреть и замерить ширину зева, зазор между планками переключения передач, а также щелки вилок, предварительно отсоединив механизм переключения передач. При наличии износа обязательно замените детали.
4. Износ подшипников, которые фиксируют валы, может стать причиной шумов в КПП. Если своевременно не произвести замену, приготовьтесь к заклиниванию всей коробки или, как минимум, к разрушению подшипников. Попробуйте сдвинуть валы монтировкой, предварительно сняв крышку КПП. Их посадка в гнездах должна быть жесткой. При наличии видимых смещений валов в гнездах вы гарантированно имеете дело с дефектом подшипников.
5. Повышенный шум при работе КПП может также стать результатом увеличенного осевого зазора вторичного вала. В данном случае проверьте крепление гайки вала и если фиксация оптимальная, причиной проблемы является подшипник.
6. Об износе шестеренок может свидетельствовать стук в коробке, которые при переключении передач исчезает. Чтобы убедиться в дефекте снимите раздаточную коробку с крышкой КПП, используйте домкрат для поднятия одного колеса и вручную прокрутите его. Износ шестерни можно определить визуально и ее замена предполагает полную разборку коробки передач.