Т-16М: технические характеристики, модификации, оборудование
В малом строительстве, сельском и коммунальном хозяйстве не обойтись без спецтехники высокой проходимости. Колёсный трактор Т-16 на базе самоходного шасси с передним расположением платформы – продукция Харьковского тракторного завода, одна из самых удачных разработок советского машиностроения с высокими рабочими характеристиками. Универсальная машина отлично подходит для небольших хозяйств и способна заменить собой целый ряд техники.
Разновидности моделей трактора Т-16
Базовая модель Т-16 выпускалась без кабины и была укомплектована дизельным двигателем мощностью 16 л. с., имела показатель максимальной скорости 17 км/ч. Более поздние версии отличаются усовершенствованными характеристиками основных узлов и силового агрегата.
Версия Т-16М
Модификация Т-16М получила дизельный двигатель мощностью 25 л. с. с номинальной частотой вращения коленчатого вала1800 об/мин. Расширенный диапазон скоростей от 1,6 до 23 км/ч позволяет привлекать машину для выполнения многих видов работы, в первую очередь, в сельском хозяйстве. Т-16М комплектуется каркасной тентовой кабиной со съёмными дверцами и боковинами.
Трактор Т-16М
Модификация Т-16МГ
Версия Т-16МГ оснащена более совершенной трансмиссией, что увеличивает максимальную скорость до 40 км/ч (при использовании того же силового агрегата). На этой модели установлена металлическая кабина, внедрены дополнительные параметры безопасности и комфорта для водителя: кресло с регулируемым положением спинки, ремень безопасности, откидные подлокотники.
Трактор Т-16МГ
Другие версии:
- Т-16ММЧ – специализированная версия для обработки чайных плантаций.
- Т-16МТ – модификация для использования в теплицах.
Технические характеристики модели трактора Т-16М
Рулевой механизм Т-16М
Отличительная конструктивная особенность Т-16М – расположение двигателя и трансмиссии сзади. Передняя рама представляет собой сварную конструкцию и предназначена для размещения навесного оборудования. Такое решение улучшает обзор междурядий и упрощает контроль оборудования.
Смещённый центр тяжести на ось ведущих задних колёс обеспечивает надёжное сцепление с грунтом. Благодаря невысокой массе Т-16М не утрамбовывает пашню во время сельскохозяйственных обработок. Компактные размеры позволяют применять машину в условиях ограниченного пространства – на приусадебных участках, узких улицах, складских территориях, в портах, корабельных трюмах.
На тракторе установлена механическая коробка передач – 7 передних (из них одна замедленная) и 1 задняя скорость. Поперечное расположение валов позволило сократить габаритные размеры трактора. Муфта – замкнутая фрикционная, сухого типа. Рабочие органы и рулевое управление регулируются гидравлической системой.
Схема КПП трактора Т-16М
Дополнительная рабочая характеристика – возможность настройки ширины колеи, что позволяет выполнять сельскохозяйственные обработки (культивацию, прополку сорняков, обработку посевов от вредителей) с максимальной точностью и аккуратностью.
Схема топливного насоса трактора Т-16М
Основные значимые технические характеристики Т-16М:
- габариты (длина/ширина/высота) – 1800*1550*2600 мм;
- эксплуатационная масса – 1800 кг;
- дорожный просвет – 560 мм;
- минимальный радиус поворота – 3,5 м;
- грузоподъёмность платформы – 1000 кг.
Особенности двигателя трактора
Модификация Т-16М оснащена четырёхтактным двухцилиндровым двигателем с системой воздушного охлаждения и предкамерным смесеобразованием. Отличается относительно низким расходом топлива (272 г/кВт*ч). Предусмотрены фильтры предварительной и тонкой очистки. Запуск мотора осуществляется стартером, имеется декомпрессор для облегчения процесса. Система холодного пуска не предусмотрена – это, возможно, единственный значимый недостаток Т-16М.
Двигатель Т-16М
Навесное оборудование для трактора
Трактор Т-16 может оснащаться широким набором дополнительных рабочих агрегатов, что расширяет сферы его применения и превращает в универсальную машину для многих отраслей:
- бортовые и самосвальные грузовые платформы;
- лопаты, экскаваторные ковши и другое погрузочное оборудование;
- щётки и уборочные приспособления;
- сельскохозяйственные агрегаты: сенокосилки, сеялки, плуги, картофелекопалки, культиваторы.
В зависимости от применяемых рабочих органов, трактор Т-16 используется как:
Самоходный опрыскиватель на базе трактора Т-16
- манёвренный колёсный грузовик для доставки небольших партий груза на труднодоступные участки;
- многофункциональная агротехническая и уборочная техника;
- бульдозер и экскаватор для рытья траншей и котлованов, транспортировки сыпучих материалов на короткие расстояния;
- привод для небольших строительных агрегатов.
Компактные размеры, многофункциональность, высокая проходимость, достойные технические характеристики наряду с низкой стоимостью – основные причины востребованности трактора Т-16. Запасные части унифицированы и доступны. Ремонт любого уровня сложности можно выполнить самостоятельно при наличии необходимых знаний и навыков в механике. Хотя модель уже давно снята с производства, её до сих пор можно встретить во многих фермерских хозяйствах и на предприятиях коммунального обслуживания.
Кабина трактора Т-16 внутри
Видео по теме: Трактор Т-16
Трактора Т-16 «Шассика» — особенности, технические характеристики
Трактор Т-16 – глубоко модернизированное колёсное СШ. Здесь предусмотрена новая силовая установка, другие шины. Задумкой конструкторов было создание универсального варианта самоходной платформы, способной работать в комплексе с разными видами сельхозорудий и промышленных механизмов. Шасси предусматривалось оснащать орудиями – опрыскивающей системой, культиватором, которые выполняют междурядную обработку.
Но трактор «Шассик» стали вовсю использовать на строительных площадках. Маневренный легкий агрегат перевозил грузы с помощью прицепа или платформы либо служил в качестве привода для различных механизмов – лебедки, циркулярных пил, сварочных аппаратов. Машина незаменима в сельскохозяйственной отрасли, выполняет функции косилки, самопогрузчика, стогомета, экскаватора, культиватора. Уборка сена осуществляется машиной, оборудованной КУНом.
Технические характеристики
- мощность двигателя – 16 л.с.;
- диапазон скорости — 1,5/17,5 км/ч;
- габаритны, м – 3,28 X 2,5X 2,6;
- вес – 1,6 т;
- дорожный просвет, м – 0,56.
Силовая система
Трактор Т-16 «Шассик» оснащен четырёхтактным, 2-цилиндровым дизельным мотором Д16, который охлаждается воздухом. Особенность мотора — смесеобразование происходит предкамерным способом. Силовая система представлена кривошипно-шатунным механизмом, газораспределяющим устройством, системой питания, смазывающей, охлаждающей и пусковой системами.
Неподвижная основа мотора – картер. На его переднюю часть прикреплена алюминиевая крышка. На задней части корпусной детали устанавливался кожух маховика, снизу крепились фильтры для масла. Картер также предусматривал расположение распределительного вала. Нижняя часть опоры коленчатого вала – это место для установки масляного насоса.
Трансмиссионная схема
Трансмиссия представляет собой четыре разноразмерных колеса – спереди маленького размера, сзади – большие.
Схема трансмиссии представлена:
- сцеплением, которое имеет замкнутый режим включения;
- 7-ступенчатой КПП;
- ленточной системой тормозов.
Гидравлика
Устройство гидравлической системы включает два силовых выносных цилиндра. Их управление осуществляется с помощью специального гидрораспределителя, обеспечивающего:
- эффективное переключение потоков рабочих жидкостей;
- предохранение системы от возможности перегрузки.
Устройство рулевого управления
За счет гидравлической системы у трактора удобное рулевое управления, облегчающее работу механизатора – поворот руля не требует особого усилия.
Рулевая колонка включает карданный вал, стопорное кольцо, шарнирный соединительный механизм имеющий рулевое колесо.
Рабочее место
Изначально Т-16 не предусматривал кабин. Механизатор работал у всех на виду. Современные модификации предусматривали комфортабельное рабочее место, благодаря чему работать стало значительно удобнее и безопасней.
Где находятся номерные агрегаты?
Расположение:
- агрегата с заводским номером – задняя часть кабины, справа;
- номера двигателя – его левая часть, внизу;
- номера трансмиссии – правая часть корпуса моста, за тягами.
Модификации, процессы усовершенствования
В результате неоднократного улучшения, СШ оснащалось дизельным двигателем, который охлаждался воздухом. Силовая установка отличалась мощностью – 25 л.с. На агрегат устанавливали новую КПП и каркасную кабину – это был уже трактор Т-16M. Благодаря увеличенному размеру колёс машина стала отличаться большей грузоподъемностью. Изменяли систему гидравлики и занимались улучшением ходовой части.
То, сколько весит трактор Т-16, зависело от комплектации. Первый агрегат весил 1670 кг. Вес модификации стал минус 200 кг. Возможность установки самого разного навесного оборудования обеспечивало возможность эксплуатации машины для работ по разметке дорог и как очиститель снега.
Последняя модификация СШ – Т-16МГ, 1995 стал последним годом производства этой техники. Дальше в процессе усовершенствования принимают участие исключительно его владельцы. Главная цель создание универсального варианта навесного оборудования.
Что можно сделать из трактора Т-16
Многие владельцы пытались создать универсальную заднюю гидронавеску для крепления сельхозинвентаря. Агрегат выполнял функции: плуга, пропашного культиватора, сеялки, картофелекопалки, окучника. Переделка трактора Т-16 осуществлялась своими руками, дома. Навеска даёт возможность использовать агрегат как фронтальный погрузчик, грейферную установку, навесной подъемный механизм. Также машина может выполнять функции экскаватора, погрузчика, который используется при транспортировке деревьев.
Трактор становится незаменим для грузоперевозок в обыкновенном или самосвальном прицепе. Как улучшить проходимость? За счет шасси с передним ведущим мостом и установки механической лебедки. Машина, не обладая серьезной мощностью и функциональностью, отлично справляется со своим фронтом работ.
Преимущества и недостатки
Чтобы заменить запчасти, сделать прицеп или установить навеску не требуется прилагать максимум усилий. Техобслуживание трактора и ремонт обходятся владельца недорого. Продажей комплектующих, навесного и прицепного оборудования занимаются многие специализированные рынки.
Трудности возникают при ремонте, когда необходимо снять выжимной подшипник и заменить дифференциал. Это трудоемкий процесс, поскольку необходимо снять каждый рукав. Для этого кабину снимают либо ограничиваются установкой под ней подставки. Затем производится выемка первичного и вторичного вала, что потребует разбора всей коробки. Выполняется съем корпуса блокировки. Крышка левого подшипника выбивается внутрь. Дифференциал снимается и проводится замена подшипников и сальников.
Трактор Т-16 – АГРАРИЙ
Двигатель трактора Т-16 Основой трактора приводящей его в движения являлся мотор марки Д-16 с мощностью 16 л.с. Но позже он был заменен на модель мощностью 25 л.с. и в результате модель была переименована на Т-16М. Это позволило продлить выпуск модели до 95 года.
Изначально двигатель имел воздушное охлаждение, а его конструкция была двухцилиндровой и четырехтактной. Примечательно, что располагался двигатель не спереди, а сзади. Его запуск осуществляется при помощи электростартера.
На мотор устанавливался шатунный механизм, а также схема газового распределения.
Коробка передач трактора Т-16
Коробка передач, включенная в состав трансмиссии вместе с сухой ленточной тормозной системой, имеет 7-ступенчатую конструкцию, работающую по механическому принципу. С ее помощью скорость движения регулировалась в диапазоне от полутора до 17,5 км/час.
Сцепление Т-16
Муфта сцепления, которая устанавливается на трактор Т-16, однодисковая фрикционного типа.
Расхода топлива трактора Т-16
Трактор работает на дизельном топливе и потребляет его по норме расхода двигателя 272 г/кВт.ч. Особенности конструкции не позволяли использовать трактор в зимнее время года, соответственно расход топлива зависел исключительно от выполненной работы.
Технические характеристики трактора Т-16
Среди характеристик этого сельхоз транспорта стоит выделить его габариты, которые можно было регулировать при помощи изменения ширины колеи. В базовом положении они составляли 3820х2000х2600 мм. Вес конструкции при обозначенных габаритах составлял 1685 кг. Дорожный просвет у трактора Т-16 составляет 560 мм.
Также можно выделить скорость вращения коленвала, которая составляет 1750 об/мин. Тяговый класс техники определяется индексом 0,6.
Трактор Т-16. Уравновешивающий механизм двигателя Д-16
содержание .. 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 ..
Уравновешивающий механизм служит для уравновешивания кривошипно-шатунного механизма при работе двигателя. Механизм состоит из валика 5 (рис. 11) расположенного параллельно оси коленчатого вала, и двух грузов-противовесов 2 и 6, жестко укрепленных на валике. Валик 5 приводится во вращение промежуточным зубчатым колесом 3 распределения с тон же частотой, что и коленчатый вал, по в противоположную сторону.
Рис. 11. Механизм
уравновешивания КШМ дизеля Д-21А:
1, 3 и 4 — ведомая, промежуточные шестерни; 2 и 6 — передний и задний
грузы; 5 – валик уравновешивающего механизма; 7 — картер дизеля.
Для впуска в цилиндры дизеля свежей порции воздуха и выпуска продуктов
сгорания в моменты, соответствующие определенному углу поворота
коленчатого вала (рис. 12), предназначен механизм
газораспределения дизеля в
составе которого: приводные шестерни, распределительный вал, толкатели,
штанги, коромысла клапанов, валик коромысел, впускные и выпускные
клапаны.
Распределительный вал при помощи четырех кулачков через толкатели,
штанги и коромысла открывает клапаны в определенные моменты.
Вал изготовлен из стали 45. Поверхности кулачков вала подвергнуты
поверхностной закалке на глубину 2-3 мм.
Вал дизеля Д-16 (см. рис. 2) установлен в расточках картера двигателя на
двух шарикоподшипниках. На переднем конце вала на шпонке закреплена
шестерня привода, получающая вращение от шестерни коленчатого вала через
промежуточную шестерню.
Толкатели (рис. 13) установлены во втулках, запрессованных в отверстия
картера двигателя. Поверхностью К они опираются на кулачки
распределительного вала.
Рис. 13. Толкатель впускного клапана.
В сферическое углубление толкателя входит нижний конец штанги.
Толкатели изготовлены из стали 20Х; цементированы па глубину 1.5-2 мм и
закалены. Место соприкосновения тарелки толкателя с кулачком
распределительного вала смещено к краю, вследствие чего толкатель при
перемещении поворачивается и тарелка его изнашивается более равномерно.
Толкатели выпускного клапана отличаются от толкателя впускного
отсутствием проточки, в которую входит палец механизма декомпрессии.
Трактор Т-16. Штанга толкателя
Штанга толкателя 10
(рис. 14) представляет собой стержень с концами сферической формы,
которые входят в сферические углубления толкателя и регулировочного
винта. Штанга изготовлена из стали 45. Сферические концы штанги
толкателя подвергнуты поверхностной закалке. Штанги размещены в
тонкостенных трубчатых кожухах, уплотненных резиновыми кольцами.
Рис. 14. Механизм
газораспределения дизеля (Д-21А):
1 — редукционный клапан; 2 и 3 — рейка и рычаг декомпрессора; 4 —
картер; 5 — распределительный вал; 6 — толкатель; 7 — валик
декомпрессора; 8 — втулка толкателя; 9 — уплотнительное кольцо; 10 —
штанга толкателя; 11 — кожух штанги; 12 — регулировочный винт; 13 —
крышка клапанов; 14, 15 и 16 — коромысло, тарелка и сухарь клапана; 17 –
пружины; 18 – клапан; 19 — головка цилиндров; 20 и 21 — втулка и седло
клапана; 22 и 23 — цилиндр и поршень; 24 — шатун; 25, 27 и 28 —
промежуточная шестерня, шестерня привода ТНВД, ведомая шестерня привода
уравновешивающего механизма; 29 — передний груз; 30 — промежуточная
шестерня; 31, 36 — трубки; 32, 33 — ведущая и ведомая шестерни привода
масляного насоса; 34 — масляный насос; 35, 37 — ведущая и ведомая
шестерни механизма газораспределения.
содержание .. 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 ..