Многоковшовый экскаватор — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Многоковшо́вый экскава́тор — экскаватор непрерывного действия с ковшовым рабочим органом. Ковши многоковшового экскаватора закреплены на бесконечной цепи (или цепях), ленте или роторе. Усилие копания создаётся за счёт перемещения ковшей относительно корпуса машины. По сравнению с одноковшовыми экскаваторами характеризуются большей производительностью, но менее универсальны. Применяются для выполнения больших объёмов земляных работ в дорожном, мелиоративном и гидротехническом строительстве, для разработки траншей при прокладке трубопроводов и кабельных линий, в военном деле для рытья окопов, для добычи полезных ископаемых, при проведении дноуглубительных работ на водоёмах[1][2].
Классификация многоковшовых экскаваторов[править | править код]
В зависимости от направления движения режущей кромки ковша по отношению к направлению движения машины различают экскаваторы продольного, поперечного и радиального копания.
Экскаваторы продольного копания[править | править код]
У экскаваторов продольного копания направление движения режущей кромки ковша совпадает с направлением движения машины. Применяются для разработки узких траншей.
Экскаваторы поперечного копания[править | править код]
Цепной экскаватор поперечного копанияУ экскаваторов поперечного копания направление движения режущей кромки ковша перпендикулярно направлению движения машины. Применяются для разработки котлованов, копания каналов, добычи полезных ископаемых.
Экскаваторы радиального копания[править | править код]
Перемещение рабочих органов производится поворотной телескопической стрелой.
В зависимости от способа закрепления ковшей различают цепные и роторные экскаваторы:
Цепные экскаваторы[править | править код]
Ковши закреплены на бесконечной цепи или цепях. Отвал грунта производится непосредственно из ковшей. Форма направляющей цепи обычно задаёт профиль копания.
Роторные экскаваторы[править | править код]
Роторный экскаватор радиального копанияКовши закреплены на жестком роторе. Отвал грунта может производиться как непосредственно из ковшей, так и посредством транспортера.
- ↑ З. Е. Гарбузов, В. М. Донской. Экскаваторы непрерывного действия. — Москва: «Высшая школа», 1987. — 288 с.
- ↑ А. А. Изаксон, В. М. Донской, А. И. Филатов. Справочник молодого машиниста экскаватора. — Москва: «Высшая школа», 1979. — 272 с.
15.2. Роторные траншейные экскаваторы
Все операции рабочего процесса ротора выполняются при его непрерывном вращении в сочетании с поступательным движени- гм тягача. При движении ковшей по забою снизу вверх они разрабатывают грунт и заполняются им. От просыпания грунта внутрь ротора предохраняет неподвижно установленная на рабочей раме обечайка
Рис. 15.2. Траншейный роторный экскаватор:
а — общий вид; б
Для эффективной разработки грунта зубья на ковшах устанавливают по схеме (рис. 15.2, д),реализующей метод «крупного скола», заключающийся в том, что в пределах каждой из двух или трех одинаковых групп последовательно расположенных на роторе ковшей каждый зуб 21перемещается по своей полосе, следуя за зубом предшествующей группы в той же полосе. Так, при двух- групповой расстановке, реализуемой в конструкциях отечественных траншейных роторных экскаваторов, и при 14-ковшовом роторе по следу зубьев 1-го ковша перемещаются лишь зубья 8-го ковша, по следу 2-го — зубья 9-го ковша и т.д. По ширине передней кромки зубья расставлены примерно с одинаковым шагом. Для повышения износостойкости зубьев их передние грани упрочнены износостойкими наплавками или напайками из вольф- рамокобальтовых пластин состава ВК15, по твердости соизмеримых с оксидом кремния, входящего в состав большинства фунтов.
Ножевые откосники 12(см. рис. 15.2, а)устанавливают с двух сторон ротора наклонно в продольном и поперечном направлениях, закрепляя их неподвижно на кронштейнах рамы. При движении экскаватора они отделяют грунт в зоне откосов от массива (см. рис. 15.2,
Отвальные ленточные конвейеры имеют два конструктивных варианта: с цилиндрической поверхностью рабочей ветви конвейерной ленты — криволинейные, устанавливаемые на малых моделях экскаваторов, и двухсекционные(см. рис. 15.2, г), составленные из двух прямых секций, из которых одна — горизонтальная — является приемной, а вторая — наклонная — отвальной. Последняя устанавливается под требуемым углом к приемной секции с помощью гидроцилиндра. Двухсекционные конвейеры устанавливают на средних и тяжелых экскаваторах. При переводе экскаватора в транспортное положение криволинейный конвейер устанавливают симметрично продольной оси экскаватора, а отвальную секцию двухсекционного конвейера откидывают вниз, уменьшая этим габаритную ширину рабочего оборудования. Скорость движения конвейерной ленты не превышает 5 м/с.
Установленный в задней части рабочей рамы зачистной щит 10 (см. рис. 15.2, а)служит для профилирования дна траншеи путем срезания фебней, образованных смежными зубьями, и зачистки фаншеи от осыпавшегося фунта из неполностью разфуженных возвращающихся в забой ковшей. Обычно его соединяют с задней опорой в виде сдвоенного колеса или лыжи. Для частичной раз- фузки задней опоры при разработке тяжелых, включая мерзлые, Фунтов тяжелые модели роторных траншейных экскаваторов дополнительно оборудуют лыжами
Для соединения рабочего оборудования с тягачом используют сцепное устройство в виде ползунов, перемещающихся по направляющим, установленным на тягаче, либо в виде плоского коленча- то-рычажного механизма 15с опорно-поворотным устройством 16 или без него. Для установки рабочего оборудования на фебуемую глубину траншеи, а также для его перевода из рабочего I положения в транспортное
Роторные траншейные экскаваторы оборудуют автономной дизельной силовой установкой 17.Для передачи движения исполнительным механизмам (ходовому устройству, ротору, отвальному конвейеру и вспомогательным устройствам для подъема рабочего оборудования и отвальной секции двухсекционного конвейера, установки дополнительных опор) применяют механические, гидромеханические и электрические трансмиссии. Для передвижения на транспортных скоростях обычно используют многоскоростную реверсивную коробку передач базового трактора, а для передвижения на рабочих скоростях к ней подключают ходоуменьшитель, работающий как понижающий редуктор. В гидромеханическом варианте ходовое устройство в рабочем режиме приводится в движение гидромотором, питаемым рабочей жидкостью от регулируемого насоса. Эта схема обеспечивает бесступенчатое регулирование скоростей в нескольких диапазонах при совместной работе коробки передач и ходоуменьшителя и позволяет выбирать рациональные скоростные режимы в зависимости от категории разрабатываемых грунтов.
Техническая производительность роторного экскаватора обеспечивается ковшами zвместимостью q(м3) каждого и частотой вращения ротора п (об/мин) в соответствии с зависимостью Пт== 60qznkn/kp.Коэффициент наполнения ковшей = 0,8…0,9 (меньшие значения для мелкофракционных сыпучих, а также липких грунтов, большие — для сыпучих кусковатых грунтов). Коэффициент разрыхления фунта приведен в табл. 13.1.
Цепные траншейные экскаваторы
У цепных экскаваторов (рис.140,а) отвальный конвейер 4 расположен на тягаче 1, а рабочее оборудование 7 соединено с тягачом по навесной схеме с помощью тяг 3 и 5 и может быть установлено в транспортное или рабочее положение на требуемую глубину траншеи гидроцилиндром 2 Рабочее оборудование состоит из рамы, двух ведущих звездочек или приводного граненого барабана, устанавливаемых в верхней части рамы, двух натяжных колес в ее нижней части и огибающей их и опирающейся на ролики замкнутой длиннозвенной цепи, на которой с определенным постоянным шагом закреплены ковши или заменяющие их рабочие органы.
В последнее время в качестве рабочих органов используют комбинированные рабочие элементы (рис.140,б), состоящие из скребков 10 и установленных на арках 8 зубьев 9. Скребок выносит из траншеи отделенный от массива впереди идущими зубьями грунт, а зубья разрабатывают очередную стружку для ее выноса следующим за ними скребком. В пределах траншеи выносимый из нее грунт блокирован от просыпания лобовой и боковыми стенками, а по выходе из траншеи он перемещается в лотке 6 (рис.140,а), из которого отсыпается на отвальный конвейер. Комбинированные рабочие органы более эффективны по сравнению с применявшимися прежде ковшами, склонными к залипанию.
Рис.140. Цепной траншейный экскаватор |
Для разработки узких траншей применяют скребковые экскаваторы (рис.141,а) на базе пневмоколесных тракторов, рабочее оборудование которых 2 включает приводную 6 (рис.141,б) и натяжную 10 звездочки, огибающую их цепь 9 с закрепленными на ней резцами 8 и скребками 7 и приводимый скребковой цепью
Рис.141. Скребковый экскаватор на базе пневмоколесного трактора: а— общий вид;б— рабочее оборудование;в— схема образования брустверов |
Роторные экскаваторы поперечного копания
Роторные экскаваторы поперечного копания (роторные стреловые экскаваторы) применяют для разработки однородных грунтов до IV категории включительно. Их используют на вскрышных работах и карьерной добыче строительных материалов, разработке больших котлованов и других выемок в промышленном и мелиоративном строительстве, возведении насыпей, дамб, плотин, на погрузочно-разгрузочных работах на складах насыпных материалов. Мощные модели этих машин применяют также для разработки более тяжелых грунтов, открытой добычи угля и других полезных ископаемых.
Строительные дизель-электрические роторные экскаваторы (рис.142,а), изготовленные на базе одноковшовых экскаваторов 4-й и 6-й размерной группы, разрабатывают грунты выше уровня стоянки до 7,5 м и ниже этого уровня до 3,5м. Радиус копания до 11,5 м, а техническая производительность в грунтах 1-й категории достигает 550 м3/ч. По удельной энергоемкости эти машины находятся на уровне лучших экскаваторов непрерывного действия (0,22…0,24 кВт-ч/м3).
В конструкциях роторных стреловых экскаваторов, в отличие от базовых одноковшовых, сохранены ходовое 8 и опорно-поворотное устройства, частично или полностью поворотная платформа 11, на которой расположена силовая дизель-генераторная установка 12 (обычно в хвостовой части с целью ее уравновешивания), насосная станция 6, механизм поворота 10, кабина 5 с органами управления и две стойки-пилоны 7. В верхней части пилонов шарнирно закреплена стрела 2 с ротором 1 на конце и приемным ленточным конвейером 3, расположенным вдоль стрелы. Для работы на ярусах различных уровней стрела может поворачиваться в вертикальной плоскости гидроцилиндром 4. Ротор с ковшами по его периферии и тарельчатый питатель 19 (рис.142,б) для перегрузки грунта на приемный конвейер приводятся во вращение электродвигателем 17 (рис.142,а) через систему карданных валов и зубчатых
Рис.142. Роторный экскаватор поперечного копания |
Рис.143. Схемы разработки забоя роторным экскаватором |
передач, а приемный конвейер — мотор-барабаном 16 со встроенными в него электродвигателем и редуктором. Отвальный конвейер 13 опирается на центрально установленный подпятник 9 и может поворачиваться относительно него в плане посредством индивидуального электропривода. Вертикальное положение отвального конвейера регулируют гидроцилиндром 15. Приводится отвальный конвейер мотор-барабаном 14 на его дальнем конце.
При разработке грунта верхним копанием (выше уровня стоянки) существует несколько технологических схем, по одной из которых машину располагают перед забоем на расстоянии вылета стрелы. Отвальный конвейер устанавливают по высоте и в плане в положение разгрузки (в отвал или в транспортное средство). Вертикальным перемещением стрелы при вращающемся роторе или перемещением всего экскаватора на забой при фиксированной стреле ротор заглубляют в грунт на высоту яруса 1 (рис.143). Фиксируя в этом положении стрелу одновременным поворотом платформы и вращением ротора при движении ковшей снизу вверх разрабатывают грунт, отделяя его от массива и вынося ковшами вверх, разгружают грунт на тарельчатый питатель 19 (рис.142,б) в виде наклонного вращающегося диска. С помощью скребка 20 грунт ссыпается с питателя на приемный конвейер, транспортируется к центральной части платформы и перегружается на отвальный конвейер, которым выносится и разгружается в транспортное средство или в отвал.
В конце поворотного перемещения платформы, ограниченного шириной захватки забоя, ротор со стрелой опускают до уровня следующего яруса 2 (рис.143) и реверсивным движением поворотной платформы при прежнем вращении ротора повторяют экскавацию грунта. После разработки последнего яруса 4, чаще всего соответствующего уровню стоянки экскаватора, машину перемещают в направлении к забою на новую стоянку и повторяют землеройный процесс (5—8).
Для работы нижним копанием ковши на роторе переставляют, поворачивая их на 180° для возможности разработки грунта вращением ротора в обратном направлении. Опустив стрелу, грунт разрабатывают по описанной выше схеме для верхнего копания. Для надежного транспортирования грунта круто наклоненным приемным конвейером используют прижимной конвейер 18 (рис.142,а), который устанавливают над приемным конвейером. Грунт перемещается между лентами двух конвейеров, рабочие ветви которых движутся в одном направлении.
15.3. Цепные траншейные экскаваторы
У цепных экскаваторов (рис. 15.3, а)отвальный конвейер 4расположен на тягаче 7, а рабочее оборудование 7 соединено с тягачом по навесной схеме с помощью тяг 3и 5и может быть установлено в транспортное или рабочее положение на требуемую глубину траншеи гидроцилиндром 2.Рабочее оборудование состоит из рамы, двух ведущих звездочек или приводного фаненого барабана, уста-
10 б
Рис. 15.3. Цепной траншейный экскаватор
навливаемых в верхней части рамы, двух натяжных колес в ее нижней части и огибающей их и опирающейся на ролики замкнутой длиннозвенной цепи, на которой с определенным постоянным шагом закреплены ковши или заменяющие их рабочие органы.
В последнее время в качестве рабочих органов используют комбинированные рабочие элементы(рис. 15.3, б),состоящие из скребков 10и установленных на арках 8зубьев 9.Скребок выносит из траншеи отделенный от массива впереди идущими зубьями грунт, а зубья разрабатывают очередную стружку для ее выноса следующим за ними скребком. В пределах траншеи выносимый из нее грунт блокирован от просыпания лобовой и боковыми стенками, а по выходе из траншеи он перемещается в лотке 6(см. рис. 15.3, а), из которого отсыпается на отвальный конвейер. Комбинированные рабочие органы более эффективны по сравнению с применявшимися прежде ковшами, склонными к залипанию.
Для разработки узких траншей применяют скребковые экскаваторы (рис. 15.4, а)на базе пневмоколесных тракторов, рабочее оборудование которых 2включает приводную 6(рис. 15.4, б)и натяжную 10звездочки, огибающую их цепь 9с закрепленными на ней резцами 8и скребками 7 и приводимый скребковой цепью через звездочку 4винтовой конвейер 5 с двумя шнеками противоположной направленности. Резцы установлены попарно — первым следует узкий резец, оставляющий после себя узкую прорезь, за ним — расширяющий резец. Отделенный резцами от массива грунт выносится из траншеи скребком, где он отодвигается от бровок траншеи на обе ее стороны шнеком (рис. 15.4, в).Дно траншеи защища-
Рис. 15.4. Скребковый экскаватор на базе пневмоколесного трактора: а — общий вид; б — рабочее оборудование; в — схема образования брустверов
ется шитом 1(см. рис. 15.4, а).Устанавливают рабочее оборудование в рабочее или в транспортное положения гидроцилиндром 3.
Рабочее оборудование обычно располагается по центру относительно колеи тягача. Известны экскаваторы с боковым расположением оборудования, а также с перемещаемым рабочим оборудованием по ширине машины, позволяющим уширять траншеи, в частности, в местах муфтовых соединений укладываемых в траншею труб для проведения монтажных работ.
Техническая производительность цепного экскаватора (15.1) обеспечивается ковшами или заменяющими их рабочими органа-
ми, установленными с шагом t(м), и скоростью рабочей цепи vu(м/с) в соответствии с зависимостью
Пт= 3600ад,А„/(йр). (15.2)
Значения коэффициента наполнения к^ принимают такими, как и для роторных экскаваторов.
15.4. Роторные экскаваторы поперечного копания
Роторные экскаваторы поперечного копания, называемые также роторными стреловыми экскаваторами,применяют для разработки однородных или с некрупными каменистыми включениями грунтов до IV категории включительно. Их используют на вскрышных работах и карьерной добыче строительных материалов, разработке больших котлованов и других выемок в промышленном и мелиоративном строительстве, возведении насыпей, дамб, плотин, на погрузочно-разгрузочных работах на складах насыпных материалов. Мощные модели этих машин применяют также для разработки более тяжелых грунтов, открытой добычи угля и других полезных ископаемых.
Строительные дизель-электрические роторные экскаваторы(см. рис. 15.5, а),изготовленные на базе одноковшовых экскаваторов 4-й и 6-й размерной группы, разрабатывают грунты выше уровня стоянки до 7,5 м и ниже этого уровня до 3,5 м при радиусе копания до 11,5 м и технической производительности в грунтах 1-й категории до 550 м3/ч. По удельной энергоемкости эти машины находятся на уровне лучших экскаваторов непрерывного действия (0,22…0,24 (кВт ч)/м3).
В конструкциях роторных стреловых экскаваторов, в отличие от базовых одноковшовых, сохранены ходовое 8и опорно-поворотное устройства, частично или полностью поворотная платформа 11, на которой расположена силовая дизель-генераторная установка 12
^ б
Рис. 15.5. Роторный экскаватор поперечного копания
(обычно в хвостовой части с целью ее уравновешивания), насосная станция 6,механизм поворота 10,кабина 5 с органами управления и две стойки-пилоны 7. В верхней части пилонов шарнирно закреплена стрела 2с ротором 1 на конце и приемным ленточным конвейером 3, расположенным вдоль стрелы. Для работы на ярусах различных уровней стрела может поворачиваться в вертикальной плоскости гидроцилиндром 4.Ротор с ковшами по его периферии и тарельчатый питатель 19(см. рис. 15.5, б)для перегрузки грунта на приемный конвейер приводятся во вращение электродвигателем /7(см. рис. 15.5, а)через систему карданных валов и зубчатых передач, а приемный конвейер — мотор-барабаном 16со встроенными в него электродвигателем и редуктором. Отвальный конвейер 13опирается на центрально установленный подпятник 9 и может поворачиваться относительно него в плане посредством индивидуального электропривода. Вертикальное положение отвального конвейера регулируют гидроцилиндром 15.Приводится отвальный конвейер мотор-барабаном 14на его дальнем конце.
При разработке грунта верхним копанием(выше уровня стоянки) существует несколько технологических схем, по одной из которых машину располагают перед забоем на расстоянии вылета стрелы. Отвальный конвейер устанавливают по высоте и в плане в положение разгрузки (в отвал или в транспортное средство). Вертикальным перемещением стрелы при вращающемся роторе или перемещением всего экскаватора на забой при фиксированной стреле ротор заглубляют в грунт на высоту яруса 1 (рис. 15.6). Фиксируя в этом положении стрелу одновременным поворотом платформы и вращением ротора при движении ковшей снизу вверх разрабатывают грунт, отделяя его от массива и вынося ковшами вверх, разгружают грунт на тарельчатый питатель 19(см. рис. 15.5, б)в
виде наклонного вращающегося диска. С помощью скребка 20грунт ссыпается с питателя на приемный конвейер, транспортируется к центральной части платформы и перегружается на отвальный конвейер, которым выносится и разгружается в транспортное средство или в отвал.
Рис. 15.6. Схемы разработки забоя роторным экскаватором
В конце поворотного перемещения платформы, ограниченного шириной захватки забоя, ротор со стрелой опускают до уровня следующего яруса 2 (см. рис. 15.6) и реверсивным движением поворотной платформы при прежнем вращении ротора повторяют экскавацию грунта. После разработки последнего яруса 4,юще всего соответствующего уровню стоянки экскаватора, машину перемещают в направлении к забою на новую стоянку и повто- эяют землеройный процесс (5—8).
Для работы нижним копаниемковши на роторе переставляют, поворачивая их на 180° для возможности разработки грунта вращением ротора в обратном направлен™. Опустив стрелу, грунт разра- эатывают по описанной выше схеме для верхнего копания. Для надежного транспортирования грунта круто наклоненным приемным сонвейером используют прижимной конвейер 18(см. рис. 15.5, а), который устанавливают над приемным конвейером. Грунт перемещается между лентами двух конвейеров, рабочие ветви которых движутся в одном направлении. Техническую производительность роторных экскаваторов определяют по формуле (15.1) при коэффициенте наполненияk^ = 0,9… 1,2.
Цепные экскаваторы поперечного копания(рис. 15.7) применяет для добычи строительных материалов, в основном глины в карь-
Рис. 15.7. Цепной экскаватор поперечного копания:
1 — конструктивная схема; схемы копания — нижним параллельным (6), нижним веерным (в) и верхним параллельным (г)
ерах кирпичных заводов. Их производительность достигает 45 м3/ч при глубине карьера до 8,5 м. Энергоемкость разработки грунта составляет 0,39… 1,33 (кВт-ч)/м3.
Базовая часть машины состоит из нижней рамы <?(см. рис. 15.7, а), металлоконструкций надстройки 9,рельсо-колесного ходового оборудования 7 и механизмов привода ковшовой цепи, ходового устройства, подъема и опускания ковшовой рамы с питанием электропривода от электрической сети.
В процессе работы экскаватор перемещается по рельсам вдоль разрабатываемого карьера. Рабочий орган, состоящий из П-об- разной ковшовой рамы 5, подвешенной к стойке базовой части через два полиспаста 2 м 3,ковшовой цепи 6,приводного вала со звездочками, натяжных колес 1и поддерживающих роликов 4, установлен поперек перемещения экскаватора. Выносимый из забоя грунт разгружается в бункер или на отвальный конвейер.
Ковшовая рама состоит из четырех шарнирно сочлененных участков: верхней 10 (си.рис. 15.7, б)и нижней 12рам, верхнего 11и нижнего 13планирующих звеньев. С помощью полиспастов 2 и 3 можно получить различные конфигурации ковшовой рамы, которыми обеспечиваются требуемые схемы как нижнего (см. рис. 15.7, б, в), так и верхнего (см. рис. 15.7, г)копания.
Техническую производительность цепных экскаваторов поперечного копания определяют по формуле (15.2) при коэффициенте наполнения ковшей кн— 0,7… 1,2 (меньшие значения для плотных, большие — для слабых грунтов).
Контрольные вопросы
Для чего предназначены экскаваторы непрерывного действия? Какими рабочими органами их оборудуют? Какими рабочими движениями обеспечивается разработка грунта? Какими преимуществами обладают экскаваторы непрерывного действия перед одноковшовыми? Приведите классификацию экскаваторов непрерывного действия.
Для чего предназначены траншейные экскаваторы? Какими рабочими органами их оборудуют? Что является главным параметром траншейного экскаватора? Как построен его индекс? Приведите примеры. На базе каких машин изготавливают траншейные экскаваторы? В чем заключается их переоборудование под тягач экскаватора? Какие устройства применяют для отсыпки грунта в бруствер?
Как определяют техническую производительность траншейного экскаватора?
Как устроен и как работает роторный траншейный экскаватор? Для чего днища ковшей изготавливают из цепных матов? Как и для чего зубья на ковшах расставлены по специальной схеме? Как работают ножевые откосники? Какие типы конвейеров устанавливают на роторных траншейных экскаваторах? Для чего служит зачистной щит? Какими образом разгружают заднюю опору рабочего органа? Как соединен рабочий орган с тягачом? Объясните схемы привода ходового устройства, рабочего органа и отвалообразователя. Какими параметрами обеспечивайся производительность экскаватора, как они связаны между собой?
Как устроен и как работает цепной траншейный экскаватор? Как устроены и как работают комбинированные рабочие элементы? Каковы IX преимущества перед ковшовыми рабочими органами? Как перемещали грунт к отвалообразователю по выходе из траншеи?
Для чего применяют скребковые экскаваторы? Как они устроены и сак работают? Как определяют их техническую производительность?
Какими параметрами обеспечивается техническая производитель- гость цепного траншейного экскаватора? Как они связаны между со- Зой?
Для чего применяют роторные экскаваторы поперечного копания? [Сак они устроены и как работают? Как определяют их техническую производительность?
Для чего применяют цепные экскаваторы поперечного копания? Как они устроены и как работают? Объясните технологические схемы сопания грунта цепными экскаваторами. Как определяют их техничес- сую производительность?
Глава 15. Экскаваторы непрерывного действия
15.1. Общие сведения
Экскаваторами непрерывного действияназывают землеройные машины, непрерывно разрабатывающие грунт с одновременной погрузкой его в транспортное средство или укладкой в отвал. Рабочий орган экскаватора непрерывного действия оборудован несколькими ковшами, скребками или резцами, поочередно отделяющими грунт от массива. Их закрепляют на едином рабочем органе — роторе или замкнутой цепи, располагая с определенным постоянным шагом.
Грунт разрабатывают в процессе двух независимых движений: относительного — многократного непрерывного перемещения ковшей или заменяющих их рабочих органов по замкнутой траектории относительно несущей рамы и переносного — перемещением рамы вместе с рабочими органами, называемого подачей. Для отсыпки грунта используют специальное транспортирующее устройство, чаще — ленточный конвейер, на который грунт поступает из ковшей или заменяющих их рабочих органов.
Однотипность рабочих движений предопределяет автоматизацию процесса и, как следствие, облегчение управления, которое сводится к начальной настройке экскаватора на определенный режим в соответствии с технологическими требованиями и характеристикой разрабатываемого грунта, наблюдению за его работой и оперативному ручному управлению в экстремальных ситуациях, например, для остановки рабочего органа при встрече с непреодолимым препятствием, для изменения режимов рабочих движений и т. п. По этому показателю экскаваторы непрерывного действия имеют преимущество перед одноковшовыми экскаваторами, управление рабочим процессом которых требует постоянного участия машиниста в течение каждого экскавационного цикла. Вторым важным преимуществом этих экскаваторов перед одноковшовыми является более полное использование во времени установленной мощности энергосиловой установки и, как следствие, при прочих равных условиях, более высокая техническая производительность.
Экскаваторы непрерывного действия (рис. 15.1) классифицируют по следующим признакам:
Рис. 15.1. Виды экскаваторов непрерывного действия:
з — роторный траншейный; б — цепной траншейный; в — скребковый для узких граншей; г — фрезерный; д — роторный для засыпки траншей; е — роторный поперечного копания; ж — цепной поперечного копания
по назначениюили виду выполняемых работ — траншейные — идя рытья и засыпки траншей, карьерные— для добычи строительных материалов в карьерах, строительно-карьерные —для массовых земляных работ в строительстве;
по типу рабочего органа — роторныеи цепные’, по способу копания — продольного,когда относительное и переносное движение совершается в одной плоскости, и поперечного копания —в противном случае. Остальные классификационные признаки являются общими для строительных машин (по типу привода, ходового устройства и др.).
Траншейными экскаватораминазывают землеройные машины непрерывного действия с рабочим органом продольного копания, Применяемые для рытья траншей — выемок большой протяженности по сравнению с размерами их поперечных сечений.
В зависимости от типа рабочего органа различают роторныеиЦепныетраншейные экскаваторы. У роторного экскаватора ковши располагают с равным шагом по периферии рабочего органа — ротора, а у цепных — на замкнутой ковшовой цепи. Роторные
экскаваторы применяют для разработки траншей ограниченной глубины (до 3 м) в связи с тем, что дальнейшее увеличение этого параметра требует увеличения диаметра ротора и связанной с этим габаритной высоты, предельные значения которой регламентированы условиями безопасного передвижения экскаватора при его перебазировании на новый строительный объект под мостами, эстакадами, линиями электропередач и т.п. Цепные рабочие органы при их переводе в транспортное положение располагаются почти горизонтально без увеличения габаритной высоты. Поэтому цепные экскаваторы могут разрабатывать траншеи любой практической глубины. Отечественная промышленность выпускает цепные экскаваторы для разработки траншей глубиной до 6 м.
Траншейные экскаваторы эффективно применять для разработки однородных грунтов до IV категории включительно. Крупные каменистые включения снижают ресурс этих машин, приводят к частым отказам, простоям и дополнительным затратам на ремонт- но-восстановительные работы. Специальные роторные траншейные экскаваторы способны разрабатывать также мерзлые грунты.
Являясь машиной непрерывного действия траншейный экскаватор наиболее полно реализует свои технологические возможности при разработке траншей большой протяженности с возможно меньшим числом пионерных выемок для ввода рабочего органа в траншею, которые обычно дорабатывают до полного профиля одноковшовыми экскаваторами.
Главным параметром траншейного экскаватора является глубина отрываемой траншеи,входящая в его индекс. Например, ЭТР-254 обозначает экскаватор траншейный роторный четвертой модели для разработки траншей глубиной до 2,5 м; ЭТЦ-165 — экскаватор траншейный цепной пятой модели, глубина траншей до 1,6 м. Основными параметрами служат масса экскаватора, мощность двигателя и др.
Траншейный экскаватор состоит из тягача и рабочего оборудования, соединенных между собой по полуприцепной(большинство роторных экскаваторов) или навесной(малые модели роторных экскаваторов и их облегченные модификации, цепные экскаваторы) схемам.
В качестве базовых тягачей для малых моделей траншейных экскаваторов используют обычно гусеничные или колесные тракторы с необходимым переустройством. Тягачи средних и тяжелых моделей экскаваторов изготавливают преимущественно из тракторных узлов и деталей, сохраняя при этом принципиальную схему тракторного движителя, но по сравнению с базовыми тракторами уширяя колею и удлиняя базу. Вместе с широкими башмаками этим достигается уменьшение давления на грунт (50… 80 кПа), что позволяет этим машинам работать в грунтах с пониженной несущей способностью.
Рабочее оборудование траншейного экскаватора обеспечивает этрыв от массива грунта в траншее проектной глубины и ширины соткосами или без них, полный вынос его из траншеи и отсыпку в бруствер (кавальер) рядом с траншеей. Последнюю операцию обычно выполняет ленточный отвальный конвейер, установленный перпендикулярно продольной оси траншеи либо в полости ротора (на роторных экскаваторах), либо на тягаче (на цепных экскаваторах). Для разработки узких траншей (щелей) применяют также безконвейерные скребковые и фрезерные траншейные экскаваторы.
Техническая производительность траншейных экскаваторов
Пт= />п, (15.1)
гдеПт— производительность траншейных экскаваторов, м3/ч;Fw— площадь поперечного сечения траншеи, м2; vn— скорость подачи, м/ч.