Раздаточная коробка автомобиля ЗИЛ-131
Раздаточная коробка механическая, имеет две передачи.
Передаточное число первой передачи 2,08, второй передачи 1,0.
Раздаточная коробка жестко крепится четырьмя болтами к продольным балкам рамы, которые, в свою очередь, на резиновых подушках крепятся к кронштейнам поперечин рамы.
Переключают передачи раздаточной коробки рычагом 1 (рис. 3), имеющим три положения. При заднем положении рычага включена вторая (прямая) передача, при переднем положении рычага включена первая (понижающая) передача, среднее положение — нейтральное.
Для предотвращения одновременного включения двух передач служит механизм блокировки шарикового типа (см. рис. 1).
Для облегчения управления автомобилем в сложных условиях движения по бездорожью, а также для предотвращения от перегрузок трансмиссии автомобиль имеет электропневматическое управление включением переднего моста, обеспечивающее автоматическое включение переднего моста при включении первой передачи в раздаточной коробке.
При включении первой передачи раздаточной коробки выключатель 37 переднего моста, установленный на стержне 36 вилки первой (понижающей) передачи, замыкает электрическую цепь электромагнита 1 (рис. 3), который, выталкивая сердечник 17, давит на стержень 10 включения воздушного клапана и открывает его. Воздух от тормозного крана через впускной клапан 6 поступает в диафрагменную камеру 9. (рис. 1), которая воздействует непосредственно на стержень 41 камеры включения скользящей каретки 21. Таким образом автоматически включается привод переднего моста. При выключении первой (понижающей) передачи размыкается цепь электромагнита, закрывается воздушный клапан, и возвратная 40 автоматически выключает передний мост.
Левое положение ручки переключателя соответствует включенному положению переднего моста, правое положение выключенному. На стержне камеры включения переднего моста установлен выключатель 32 (см. рис. 2), при замыкании которого в кабине на щитке приборов загорается контрольная лампа. Лампа загорается при автоматическом и при принудительном включении переднего моста. В верхней части картера раздаточной коробки имеется люк с фланцем для крепления коробки отбора мощности. Отбор мощности осуществляется от шестерни 13 (см. рис. 1) первичного вала раздаточной коробки. В крышке люка размещен сапун 33 с маслоотражателем, предотвращающий появление в раздаточной коробке избыточного давления в результате температурных колебаний. На вторичном валу 18 посажен червяк 19 привода спидометра. В крышке картера имеется шестерня 26 привода спидометра. Привод спидометра состоит из пятизаходного червяка, имеющего пять зубьев, и шестерни, имеющей 17 зубьев. |
Передаточное число пары привода спидометра 3,4. Заливают масло в раздаточную коробку через контрольно-заливное отверстие 7, закрытое пробкой до уровня этого отверстия. Сливают масло через сливное отверстие, в пробке 24 которого помещен магнит, притягивающий частицы металла, попавшие в масло. Для предотвращения вытекания масла из раздаточной коробки места выхода всех валов уплотнены самоподжимными резиновыми сальниками 12. Сальник вала привода переднего моста, находящийся ниже уровня масляной ванны, дополнительно защищен маслоотгонной шайбой 6. Все стыки картера раздаточной коробки, крышки подшипников и верхнего люка уплотнены специальной пастой. При всех работах, связанных с разборкой раздаточной коробки, все детали картера следует ставить на место с применением упомянутой пасты. |
Уход за раздаточной коробкой. При эксплуатации необходимо проверять надежность крепления раздаточной коробки на продольных балках рамы и надежность крепления самих балок к поперечинам рамы; периодически надо подтягивать болты крепления.
Необходимо также периодически промывать и прочищать воздушные каналы сапуна, установленного на крышке люка раздаточной коробки, засорение которого может вызвать повышение давления в картере раздаточной коробки; это может послужить, причиной подтекания масла через сальник. Нужно поддерживать нормальный уровень масла в коробке и своевременно менять его согласно карте смазки.
При разборке раздаточной коробки необходимо помнить о том, что концевые гайки валов законтрены тем же способом, что и на коробке передач.
При установке воздушной камеры каретки включения переднего моста необходимо с помощью регулировочных прокладок 42 отрегулировать размер 174 ± 0,1, от торца корпуса камеры 38 до отверстия под стопорный болт на стержне переключения в соответствии с рис. 2.
Устройство коробки передач | АвтоКлуб ЗиЛ 131
Коробку передач автомобиля ЗИЛ-130 завод начал выпускать с апреля 1961 г. Коробки передач автомобилей ЗИЛ-157К и ЗИЛ-131 и их модификаций имеют небольшие конструктивные отличия от коробки передач автомобиля ЗИЛ 130.
Коробка снабжена двумя синхронизаторами инерционного типа для включения второй и третьей, четвертой и пятой передач.
Коробка передач автомобиля ЗИЛ-130 укомплектована ручным тормозом барабанного типа (рис. 1, а).
Коробка передач (рис. 1, б) без ручного тормоза с измененной крышкой и с дополнительными рычагами управления раздаточной коробкой и передним ведущим мостом предназначена для установки на трехосные автомобили ЗИЛ-157К и ЗИЛ-131. В коробках передач трехосных автомобилей привода спидометра нет, так как он устанавливается в раздаточной коробке.
Различные модификации коробок передач (рис. 2) отличаются шестернями 19 и 21 привода спидометра, рассчитанными на определенное передаточное число заднего моста.
С третьего квартала 1967 г. устанавливают передний подшипник ведомого вала коробки передач с сепаратором вместо игольчатого подшипника. В связи с этим конструктивно изменена шейка ведомого вала под подшипник и гнездо под подшипник в ведущем валу, а также устранено стопорное кольцо.
Для исключения попадания воды в коробку передач (рис. 3) при преодолении брода на автомобиле ЗИЛ-131, рычаг переключения коробки передач уплотнен резиновым чехлом со стяжными хомутами; поверхность картера коробки передач, прилегающая к картеру сцепления, а также крышка коробки, крышка люков и крышки подшипников уплотнены специальной пастой (ВТУ МХП 3336—52). Внутренняя полость коробки сообщается с атмосферой через вентиляционную трубку 17.
При всех работах, связанных со вскрытием и разборкой коробки передач, сборку производить с применением указанной уплотняющей пасты.
Все коробки передач имеют заводской порядковый номер, который выбит на верхней правой бобышке картера коробки передач.
Картер коробки передач отлит из серого чугуна марки СЧ 18-36, ГОСТ 1412—54.
Ведущий вал (рис. 4) изготовляется из стали 25ХГМ; глубина цементованного слоя 0,5—0,7 мм твердость поверхностного слоя HRC 60—65, твердость сердцевины HRC 35-45.
Шестерни ведомого вала и каретка синхронизаторов 10 (рис. 5) изготовлены из стали 25ХГМ, глубина цементованного слоя 0,5—0,7 мм, твердость поверхностного слоя HRC 57—60, твердость сердцевины HRC 35—45.
Ведомый вал (рис. 6) изготовлен из стали 25ХГМ; глубина цементованного слоя 0,8—1,1 мм твердость поверхностного слоя HRC 60—G5, твердость сердцевины HRC 35—45.
Промежуточный вал (рис. 7) изготовлен из стали 25ХГМ; глубина цементованного слоя 0,8—1,1 ММ твердость поверхностного слоя HRC 57—60, твердость сердцевины HRC 35-45.
Блок шестерен изготовлен из стали 25ХГМ; глубина цементованного слоя 0,5— 0,7 мм твердость поверхностного слоя HRC 57—60, твердость сердцевины HRC 35—45.
Ось блока шестерен заднего хода изготовлена из стали 25ХГМ; глубина цементованного слоя 0,5—0,8 мм; твердость поверхностного слоя HRC 60—65.
Узел рычага переключения передач показан на рис. 8, крышка коробки передач на рис. 9.
Раздаточная коробка автомобилей ЗИЛ
Категория:
Шасси автомобиля
Публикация:
Раздаточная коробка автомобилей ЗИЛ
Читать далее:
Раздаточная коробка автомобилей ЗИЛ
На трехосном автомобиле ЗИЛ-131 с приводом на все оси установлена двухступенчатая раздаточная коробка, прикрепленная за коробкой передач четырьмя болтами к двум продольным балкам, опирающимся через резиновые подушки на кронштейны поперечных балок рамы автомобиля.
Чугунный картер раздаточной коробки имеет заднюю отъемную крышку 9 и сверху люк для присоединения коробки отбора мощности, закрытый крышкой, на которой расположен сапун. На задней крышке имеются маслозаливное и сливное отверстия, закрытые пробками. В стенках картера на подшипниках установлено три вала: ведущий, вал привода переднего моста и вал 16 привода задних ведущих мостов.
Ведущий вал установлен задним концом в выточке вала привода задних мостов на цилиндрическом роликоподшипнике, а передним — в стенке картера на шарикоподшипнике, закрепленном стопорным кольцом и крышкой с самоподжимным сальником. На шлицах наружного конца вала закреплен гайкой с шайбой фланец заднего карданного шарнира. На фланце приварен грязеотражатель. Ведущий вал с помощью промежуточного карданного вала с двумя карданными шарнирами соединен с концом вторичного вала коробки передач.
Рекламные предложения на основе ваших интересов:
На ведущем валу на шпонке закреплена шестерня первой передачи, а за ней на шлицах вала установлена скользящая зубчатая муфта включения второй (прямой) передачи, которая может входить в зацепление с внутренним зубчатым венцом, изготовленным в шестерне вала привода задних ведущих мостов. Вал установлен в стенках прилива отъемной крышки картера: впереди — на роликовом цилиндрическом подшипщше, а сзади — на шарикоподшипнике. Между подшипниками на валу закреплен червяк привода спидометра, с которым находится в зацеплении ведомая шестерня, валик которой установлен в гнезде и во втулке крышки картера. Задний подшипник вала закреплен стопорным кольцом и закрыт крышкой, в которой установлен самоподжимной сальник. Крышка является кронштейном для установки колодок центрального тормоза.
При перемещении рычага вперед муфта входит в зацепление с шестерней, вследствие чего включается привод переднего моста.
Рис. 1. Схема работы раздаточной коробки автомобиля ГАЗ-63
Рис. 2. Раздаточная коробка автомобиля ЗИЛ-131
На шлицах наружного конца вала закреплен гайкой фланец карданного шарнира сквозной карданной передачи к первому и второму задним ведущим мостам. К фланцу крепится барабан центрального тормоза. Нижний вал установлен в картере: впереди — на шарикоподшипнике, закрытом крышкой с сальником, и сзади — на роликовом цилиндрическом подшипнике, закрытом глухой крышкой. Передний конец вала карданным валом с двумя карданными шарнирами соединяется с валом главной передачи переднего ведущего моста.
На нижнем валу установлены свободно на игольчатых подшипниках промежуточные шестерни первой передачи, находящиеся в постоянном зацеплении соответственно с шестернями ведущего вала и вала привода задних мостов. Все шестерни имеют косые зубья.
На зубчатом венце ступицы передней шестерни установлена передвижная муфта включения первой передачи, могущая надвигаться на зубчатый венец задней шестерни. На заднем зубчатом венце шестерни установлена зубчатая муфта включения привода переднего моста, могущая надвигаться на зубчатый венец, изготовленный как одно целое с нижним валом.
Перемещение зубчатых муфт включения первой и второй передач осуществляется с помощью вилок, закрепленных на стержнях, установленных в стенках картера и уплотненных на выходе сальниками. Стержни снабжены шариковыми фиксаторами и шариковым замком, исключающим одновременное включение обеих передач. Наружные концы стержней тягами соединены с рычагом переключения передач, установленным на подвижной скобе кронштейна, закрепленного на картере коробки передач.
Перемещение зубчатой муфты включения переднего моста осуществляется вилкой и стержнем автоматически с помощью электропневматического привода, состоящего из воздушной камеры с диафрагмой и пружи-пой, соединенной со стержнем, и электровоздушного клапана, включенных в систему пневматического привода тормозов.
При установке рукоятки рычага в среднем нейтральном положении зубчатые муфты расположены, как показано на рис. 304, и ведущие мосты отключены. При перемещении рукоятки рычага назад муфта, сдвигаясь назад, соединяет верхние валы — включается вторая прямая передача на задние ведущие мосты.
При перемещении рукоятки рычага вперед муфта, сдвигаясь назад, замыкает обе нижние шестерни, и включается первая (понижающая) передача на задние ведущие мосты через шестерни (передаточное число 2,08). Одновременно с помощью электрического включателя, расположенного против стержня включения первой передачи, замыкается электрическая цепь на электромагнит воздушного клапана и он, срабатывая, направляет сжатый воздух в камеру. При этом стержень перемещается вместе с диафрагмой, с помощью вилки перемещая муфту назад, и автоматически включается передний ведущий мост. При выключении первой передачи передний мост выключается, так как вследствие выключения электрической цепи с помощью клапана камера разобщается от сжатого воздуха и сообщается с атмосферой, и стержень под действием пружины перемещается вместе с вилкой и муфтой в исходное положение. Автоматичность включения переднего ведущего моста только при включении первой передачи раздаточной коробки упрощает управление и предохраняет задние ведущие мосты от перегрузки на данной передаче.
В случае необходимости передний мост может быть принудительно включен и при второй передаче. Это осуществляется с помощью замыкания электрической цепи электровоздушного клапана вручную переключателем, расположенным на переднем щите кабины. Для включения переднего моста рукоятка переключателя должна быть повернута налево, для выключения — направо. При включении переднего моста с помощью электрического включателя, расположенного против стержня, всегда зажигается сигнальная лампа, расположенная на щитке кабины.
На трехосном автомобиле ЗИЛ-157 с приводом на все оси установлена раздаточная коробка, снабженная двухступенчатым редуктором. В корпусе коробки на роликоподшипниках с коническими роликами установлены валы: ведущий, промежуточный, вал привода второго заднего моста, вал привода первого заднего моста и вал привода переднего моста. На гладкой части ведущего вала на втулке установлена свободно вращающаяся шестерня, находящаяся постоянно в зацеплении с шестерней промежуточного вала и имеющая внутренние зубья. На шлицах вала установлена передвижная шестерня, служащая для включения высшей и низшей передач коробки.
Рис. 3. Раздаточная коробка автомобиля ЗИЛ-157
На внутреннем конце вала привода второго заднего моста изготовлена шестерня, находящаяся в постоянном зацеплении с шестерней промежуточного вала, на котором наглухо закреплены три шестерни. Средняя шестерня служит для включения низшей передачи коробки. На валу 9 привода первого заднего моста закреплена шестерня, находящаяся постоянно в зацеплении с шестерней промежуточного вала. На переднем конце вала имеются шлицы.
На шлицах внутреннего конца вала привода переднего моста установлена муфта, служащая для включения переднего моста. Шестерня переключения передач и муфта включения переднего моста передвигаются при помощи двух рычагов, связанных с переключающими механизмами.
При включенной передаче в коробке передач ведущий вал раздаточной коробки вращается. Но когда шестерня (рис. 3, б) находится в нейтральном положении, усилие на другие валы и на ведущие мосты не передается. При перемещении рычага (рис. 3, в) переключения передач назад шестерня входит в зацепление с внутренними зубьями шестерни, соединяя ее с валом. При этом включается высшая передача раздаточной коробки с передаточным числом 1,44, и вращение передается через промежуточный вал на валы привода задних ведущих мостов.
При перемещении рычага (рис. 3, г) включения переднего моста вперед муфта передвигается назад и заходит на шлицы вала привода заднего моста, соединяя его с валом привода переднего моста. При этом также включается и передний мост. При перемещении рычага (рис. 3, д) переключения передач вперед шестерня сдвинется назад и войдет в зацепление с шестерней промежуточного вала; при этом включается низшая передача раздаточной коробки с передаточным числом 2,44 на все ведущие мосты.
В переключающих рычагах раздаточной коробки поставлено блокирующее устройство, устраняющее возможность включения низшей передачи при выключенном переднем мосте и выключения переднего моста при включенной низшей передаче. Для этого на нижнем конце рычага включения переднего моста поставлен установочный болт против нижнего конца рычага переключения передач. В случае включения низшей передачи при выключенном переднем мосте конец рычага переключения передач упирается в установочный болт рычага включения низшей передачи.
На автомобиле ЗИЛ-157К применена раздаточная коробка, аналогичная по конструкции раздаточной коробке автомобиля ЗИЛ-157.
Рекламные предложения:
Читать далее: Раздаточная коробка автомобилей УРАЛ
Категория: — Шасси автомобиля
Главная → Справочник → Статьи → Форум
Раздаточная коробка | АвтоКлуб ЗиЛ 131
На автомобиле ЗИЛ-157К ставят одно- ходовую двухступенчатую раздаточную коробку (рис. 1 и табл. 1). Эта коробка имеет три выходных вала, вращающихся на конических роликовых подшипниках. Автомобиль ЗИЛ-131 оборудован двухходовой раздаточной коробкой, имеющей два выходных вала, вращающихся на шариковых и цилиндрических … Читать далее →
Рубрика: Раздаточная коробка, Техническое обслуживание |При ТО произвести моечные операции и внешний осмотр раздаточной коробки. При ТО-1 надо проверить крепления раздаточной коробки на раме и подтянуть болты. При ТО-2 проверить блокировку рычагов управления раздаточной коробкой и затяжку конических подшипников в раздаточной коробке автомобиля ЗИЛ-157К- При … Читать далее →
Рубрика: Раздаточная коробка, Техническое обслуживание |Снятие раздаточной коробки автомобиля ЗИЛ-157К следует производить при помощи тележки — гидравлического подъемника модели 444 (рис. 1), установив под нее гнездо 4. Перед снятием раздаточной коробки рекомендуется слить из нее масло, отвернув пробку сливного отверстия. Порядок снятия раздаточной коробки следующий. … Читать далее →
Рубрика: Раздаточная коробка, Техническое обслуживание |Раздаточная коробка в сборе должна обеспечивать необходимую герметичность. С этой целью при сборке уплотнительные прокладки крышек подшипников, крышки картера и крышки верхнего люка, а также болты крепления крышки подшипника ведущего вала, корпуса фиксаторов штоков, корпуса камеры включения привода переднего моста … Читать далее →
Рубрика: Раздаточная коробка, Техническое обслуживание |Напрессовать внутреннее кольцо роликового подшипника на заднюю шейку вала с натягом от 0,003 до 0,032 мм при помощи оправки и молотка или пресса. Вставить при помощи отвертки и молотка в кольцевой паз стопорное кольцо. В ступицу шестерни второй передачи заложить … Читать далее →
Рубрика: Раздаточная коробка, Техническое обслуживание |Разборка раздаточной коробки автомобиля ЗИЛ-157К
Разборка раздаточной коробки автомобиля ЗИЛ-157К. Перед разборкой раздаточную коробку очистить от грязи и масла, обмыть и обдуть сжатым воздухом, снять барабан ручного тормоза с шлицевого конца ведомого вала раздаточной коробки. Раздаточную коробку рекомендуется разбирать на низком верстаке или на специальном приспособлении.
Снятие фланцев с валов раздаточной коробки. Перед снятием фланцев надо снять крышку с прокладкой и застопорить шестерни так, чтобы валы раздаточной коробки не проворачивались. Поочередно расшплинтовать и отвернуть гайку крепления каждого фланца и снять их при помощи съемника 20П-7968 (рис. 1).
Всего на коробке четыре фланца. Все фланцы снимают вместе с укрепленными на них грязеотражателями.
Разборка механизма переключения передач (рис. 2). Для снятия штока 1 надо вывернуть пробку 4 фиксатора, вынуть из гнезда пружину 5 и шарик в. Вывертывание пробки фиксатора показано на рис. 3, а. Расшплинтовать стяжной болт 6 (см. рис. 2) крепления вилки 7 переключения передач и вывернуть болт при помощи углового торцового ключа (см. рис. 3, б). Вставить в отверстие штока 2 (рис. 3) металлический пруток 1и, вращая шток 2, вывернуть его из резьбового отверстия вилки, после чего снять со штока вилку 7 (см. рис. 2) и вынуть шток.
В том случае, когда сальник 2 штока неисправен, его надо выпрессовывать.
Снятие боковой крышки раздаточной коробки. Отвернуть торцовым ключом болты крепления боковой крышки. Слегка постукивая молотком, отъединить крышку при помощи отвертки, вставляя ее в разъем напротив фиксаторов.
Снять боковую крышку вместе с ведомым валом.
Разборка ведомого вала и картера его подшипников. Отвернуть болты крепления крышки заднего подшипника ведомого вала, снять крышку в сборе с сальником и прокладками, сиять упорное кольцо. Отвернуть болты крепления картера подшипников и выпрессовать ведомый вал (рис. 5, а). При этом одновременно спрессовывается задний подшипник ведомого вала. После этого снимают регулировочные шайбы и распорную втулку.
Перевернуть боковую крышку, установить ее на подкладки, спрессовать при помощи оправки картер подшипников и снять его прокладки.
Выпрессовать из гнезд боковой крышки наружные кольца подшипников. Эту операцию выполняют при помощи оправки и молотка.
При разборке ведомого вала надо при помощи съемника (рис. 5, б) выпрессовать из гнезда наружное кольцо заднего подшипника ведущего вала.
Спрессовать с ведомого вала внутреннее кольцо переднего подшипника при помощи съемника (рис. 5, в).
Для выпрессовки наружных колец (рис. 6) переднего 1 и заднего 3 подшипников ведомого вала из гнезд картера подшипников следует применять съемник» показанный на рис. 5, б.