Распределитель т 150: Распределитель Т-150: схема и регулировка – Защита от роботов

Распределитель Т-150: схема и регулировка

В данном материале мы рассмотрим принцип работы и схему гидравлического распределителя для трактора «Владимирца» Т-150, в конце статьи рассмотрим фиксатор золотника его полную схему работы.

Гидравлический распределитель трактора Т-150

С помощью распределителя в гидроцилиндры направляется поток масла, поступающего от насоса, автоматически переключается гидросистема на холостой ход после подъема или опускания машины, сообщаются полости гидроцилиндра при плавающем положении машины и ограничивается давление масла, предохраняя систему от перегрузок.

На рассматриваемом тракторе установлен распределитель однотипной конструкции с шариковой фиксацией золотников. Пропускная способность распределителя Р75-23 (тракторы Т-150 и Т-150К) — 75 л/мин.

Распределитель тракторов Т-150 и Т-150К устроен так же, как распределитель трактора ДТ-75МВ. Он установлен вертикально, но крышкой с рукоятками управления золотниками не вверх, а вниз.

Общий вид распределителя Т-150

Для начала приведем полную общий вид гидравлического распределителя Т-150, а ниже предоставим её описание.

В расточках корпуса 6 расположены золотники 7; перепускной клапан 19 и гнездо 21 с предохранительным клапаном 23. К корпусу прикреплены крышка 1 сливной полости с отверстием М для слива масла в бак и крышка 8 с рычагами 12 для перемещения золотников. Средний золотник управляет основным гидроцилиндром, а два других — выносными цилиндрами.
Маслопровод 33 соединяет распределитель с нагнетательной полостью насоса, а к штуцерам 34, 35 и 36 присоединены маслопроводы соответственно or левого выносного цилиндра, основного и от правого выносного цилиндров.

Внутри корпуса имеется три горизонтальных канала: нагнетательный В, перепускной Ж и сливной Е, который соединен с вертикальным сливным каналом, расположенным в корпусе под левым золотником. По этому каналу и через полость крышки 1 и отверстие М масло выводится из корпуса в бак.

Золотники 7—стальные, термически обработаны и изготовлены с большой точностью. Пять кольцевых полированных поясков каждого золотника (диаметр 25 мм) входят в расточку корпуса 6 с малым зазором. В двух нижних поясках просверлены радиальные каналы Н для масла, которое давит на стенки корпуса и, центрируя золотник, не дает ему прижиматься к стенке.

В отверстие нижнего конца золотника входит шаровая головка длинного плеча рычага 12. С помощью рукоятки 27 (или 28, 29 поворотом этого рычага устанавливают золотник (независимо от других) в одно из четырех положений: нейтральное, плавающее, подъем или принудительное опускание. На верхней части золотника установлена пружина 3, возвращающая золотник в нейтральное положение. Для удержания золотника в других положениях служат обойма с шариковым фиксатором и другие детали, расположенные в осевой расточке золотника.

Перепускной клапан 19 закрывает отверстие, соединяющее нагнетательный канал В со сливной полостью крышки 1. Пружиной 18 клапан прижат к стальному седлу 20, запрессованному в корпусе 6. Из нагнетательного канала В в сливную полость крышки 1 масло может поступать и через предохранительный клапан 23. Этот клапан регулируют винтом 25, который закрыт запломбированным колпачком 26.

Схема работы золотникового распределителя Т-150

Рассмотрим работу распределителя трактора Т-150 при всех четырех положениях.

При нейтральном положении рукоятки 5 (а) давление масла, подведенного от насоса в нагнетательный канал Е, выход из которого заперт поясками Ж и Д золотника, повышается. Небольшая часть масла проходит через калиброванное отверстие О перепускного клапана 3 и отводится по каналам Л, М и Н в бак. Поэтому давление под клапаном меньше, чем в нагнетательном канале М в полости П. Клапан 3, преодолевая сопротивление пружины 2, отходит от седла 4 вниз, и все масло через открытый клапан сливается в бак.

Поршень 6 гидроцилиндра будет неподвижен, потому что масло, подведенное шлангами из полостей А и Б цилиндра в кольцевые полости Г и С, заперто поясками золотника.

При положении «Плавающее» рукоятки 5 (б) золотник занимает самое нижнее положение в корпусе распределителя. Пружина 1 сжата полностью, выточки и кольцевые пояски расположены в корпусе так, чтобы обе полости гидроцилиндра через кольцевые полости Г и С сообщаются со сливной полостью распределителя, а нагнетательный канал Е поясками В и Д заперт (отгорожен от гидроцилиндра).

Поэтому, как и при нейтральном положении, перепускной клапан 3 открывается под действием давления масла, и оно сливается в бак. Навесная машина, опирающаяся на почву катком или колесом, может копировать ее рельеф. Опускаясь под собственной тяжестью или поднимаясь почвой, она перемещает поршень в гидроцилиндре. При этом масло вытесняется из одной его полости в распределитель и из него входит в другую полость, освобожденную переместившимся поршнем.

При положении «Подъем» рукоятки 5 (в) золотник занимает самое верхнее положение в корпусе. Поясок Р перекроет перепускной канал Л, а поясок Ж откроет доступ маслу из нагнетательного канала Е в кольцевую полость С и далее по шлангу в заднюю полость Б гидроцилиндра. Масло, оказывая давление на поршень через шток, поднимает машину. Масло, прошедшее через калиброванное отверстие О клапана 3, запирается в перепускном канале Л. Поэтому давление масла на клапан сверху и снизу выравнивается, и он прижимается к седлу пружиной 2.
При положении «Принудительное опускание» рукоятки путь масла показан на рисунке (г). Здесь, как и в положении «Подъем», перепускной клапан закрыт. Масло поступает от насоса через нагнетательный канал Е по шлангу в переднюю полость А цилиндра и вытесняется поршнем из задней его полости Б по второму шлангу в распределитель, а из него — в бак.

Схема действия фиксатора золотника

Приведем полную схему действия фиксатора золотника и дадим ей описание

На рисунке а показано устройство золотника и деталей распределителя Т-150, которые удерживают его в различных положениях, а также возвращают в нейтральное. Пять шариков 12 фиксатора выжимаются конусом втулки 13 в одну из кольцевых выточек Б, В или Г обоймы 11, и в этом случае шарики фиксатора удерживают золотник соответственно в положениях «Подъем», «Опускание» или «Плавающее».

В конце подъема машины (б) поршень упирается в крышку гидроцилиндра, и поэтому возрастает давление масла во всей нагнетательной гидролинии. Под действием повышенного давления масла открывается шариковый клапан 4. Масло проникает в полость гильзы 8 и поднимает плунжер 10. Верхний его конец поднимает втулку 13 фиксатора. Шарики 12 конусной фаской обоймы 11 сближаются, выходя из выточки обоймы, и уже не удерживают золотник. Поэтому пружина 16 перемещает золотник вниз (, в) до нейтрального положения. В это время давление масла в нагнетательной гидролинии снижается, пружины 7 и 15 возвращают втулку 13, плунжер 10 и шарик 5 в исходное положение. Масло, оставшееся в полости клапана, где находится пружина 7, по винтовой канавке плунжера отводится в нижнюю крышку корпуса распределителя.

В положении «Принудительное опускание» шарики фиксатора находятся в выточке В обоймы, а золотник переводится так же автоматически, как из положения «Подъем».При положении золотника «Плавающее» шарики фиксатора входят в выточку Г обоймы. В нейтральную позицию золотник выводится вручную.

В случае задержки возврата золотника из рабочих положений в нейтральное давление в нагнетательном канале распределителя повышается более нормы, срабатывает предохранительный клапан 23 (смотреть первую схему) и часть масла из полости под цилиндрическим пояском перепускного клапана попадает в сливную полость распределителя. Давление под пояском клапана снизится; под действием повышенного давления масла, находящегося в нагнетательном канале, этот клапан опустится и смазка будет отводиться в сливную полость.

Распределитель трактора Т-150

Категория:

   Трактор Т-150

Публикация:

   Распределитель трактора Т-150

Читать далее:



Распределитель трактора Т-150

На тракторе установлен распределитель Р75-ВЗА клапанно-золотникового типа, трехсекци-онный, четырехпозиционный, с фиксацией рукояток в рабочих положениях. Он служит для распределения подаваемого насосом масла к полостям цилиндра, автоматического переключения системы на холостой ход после окончания рабочей операции, для перепуска масла из насоса в бак при отключенных потребителях и для ограничения давления масла при перегрузках.

Основные узлы распределителя: корпус, крышка с рычагами, крышка сливная, золотники с устройствами для фиксации и автоматического возврата, перепускной клапан и клапан предохранительный.

Рекламные предложения на основе ваших интересов:

Рис. 1. Золотник, предохранительный и перепускной клапаны распределителя Р75-ВЗА: 1 — гильза золотника; 2 — обойма фиксатора; 3 —шарик фиксатора; 4—пробка золотника; 5— крышка распределителя сливная; 6 — стакан пружины золотника; 7 — пружина золотника; 8 — фиксаторная втулка; 9 — бустер; 10— пробка внутренняя: 11 — пружина клапана автоматики; 12 — запорный клапан автоматики; 13 — фильтр-сетка; 14 — золотник;’ 15 — корпус распределителя; 16 — сферическое гнездо рычага; 17—уп-лотнительное кольцо рычага; IS—чехол резиновый рычага; 19 — рычаг золотника; 20—крышка рычагов; 21 — упор; 22 — направляющая шпилька; 23 — пружина перепускного клапана; 24—перепускной клапан; 25 — гнездо перепускного клапана; 26 — гнездо предохранительного клапана; 27 — предохранительный клапан; 28 — упор предохранительного клапана; 29 — пружина предохранительного клапана; 30 — контргайка; 31 — регулировочный винт предохранительного клапана; 32— колпак предохранительного клапана.

С помощью рычагов можно установить любое из четырех положений каждого золотника («нейтраль», «подъем», «опускание» и «плавающее») . В этих положениях золотник удерживается специальным устройством, действие которого связано с внутренним устройством хвостовика золотника.

Корпус распределителя закрыт крышкой, которая образует переходную полость для слива рабочей жидкости в масляный бак от насоса и из полостей силовых цилиндров.

При установке рычага в среднее «нейтральное» положение золотник перекрывает доступ масла к одной из полостей цилиндра и выход его из противоположной полости, благодаря чему орудие остается неподвижным.

При перестановке рычага из «нейтрального» в положение «подъем» золотник направляет масло от насоса в подпоршневую полость цилиндра.

Для опускания орудия рычаг переводят из «нейтрального» положения в положение «опускание», при котором золотник пропускает масло в надпоршневую полость силового цилиндра. Это вызывает опускание орудия и принудительное заглубление в почву его рабочих органов (если рычаги подъемный и двухплечий навески связаны пальцем).

При переводе рычага в крайнее переднее положение —«плавающее» — золотник закрывает доступ масла от насоса в обе полости силового цилиндра, одновременно открывая ему выход из этих полостей в масляный бак. Это позволяет поршню свободно перемещаться внутри цилиндра, а навесным машинам и орудиям перекатываться на транспортных или опорных колесах по неровностям поля, копировать рельеф, свободно поднимаясь или опускаясь относительно трактора.

Схема взаимодействия механизмов и изменения потоков жидкости в распределителе при установке одного из рычагов управления и связанного с ним золотника в каждое из четырех рабочих положений представлена на рисунке 160.

В положении «подъем» золотник максимально вдвинут в корпус распределителя. Вместе с золотником смещен вверх опорный стакан и сжата пружина. Шарики, свободно вложенные в отверстия стенки золотника, выталкиваются наружу конусной фаской, сделанной на торце внутренней втулки фиксатора.

Втулка фиксатора отжимается внутренней пружиной.

При перемещении золотника, когда шарики окажутся напротив внешней канавки неподвижно закрепленной обоймы фиксатора, пружина разожмется и конус внутренней втулки фиксатора вытолкнет шарики из отверстий в золотнике в канавку фиксатора на половину их диаметра. Пружина, разжимаясь и надавливая на золотник, прижмет шарики к наклонной стенке канавки обоймы фиксатора и надежно зафиксирует золотник в положении «подъем».

Рис. 2. Схема работы распределителя при различных положениях золотника: 1 — упор; 2 — надпоршневая полость перепускного клапана; 3 — дросселирующий канал; 4 — напорная полость от насоса; 5 — перепускной клапан; 6 — шарик предохранительного клапана; 7— направляющая клапана; 8—пружина предохранительного клапана; 9 — стакан пружины крайний; 10— пружина золотника; 11 — стакан пружины внутренний; 12 — втулка фиксатора; 13—шарик фиксатора; 14 — обойма фиксатора; 15 — выводной канал к верхней полости цилиндра; 15 — золотник распределителя; 17 — выводной канал в подпоршневую полость цилиндра; 18 — сливной канал из надпоршневой полости перепускного клапана; 19 — крайняя шейка золотника; 20—корпус распределителя; 21 — внутренний канал; 22 — сливная полость.

Золотник в этом случае соединит напорную полость с выводным каналом, и все масло, нагнетаемое насосом, начнет поступать в под-поршневую полость силового цилиндра. Масло, выталкиваемое поршнем из верхней полости, сможет свободно сливаться в бак через выводной канал и внутренние каналы в корпусе распределителя. Одновременно золотник своим цилиндрическим пояском перекроет канал для выхода масла из надпоршневой полости перепускного клапана. Благодаря проходу масла через дросселирующий канал будет достигнуто одинаковое давление масла, идущего от насоса на оба торца поршенька перепускного клапана, а также устранена возможность его открытия.

Из положения «подъем» золотник распределителя может быть переведен в положение «нейтральное» ручным рычагом управления или автоматически.

При этом ручной перевод может быть выполнен в любой стадии подъема, а автоматический — только после того, как подъем орудия закончится полностью. При ручном перемещении рычага золотник принудительно смещается, его фиксирующие шарики 13, упираясь в наклонную стенку обоймы фиксатора, войдут в отверстия на золотнике, нажмут на верхнюю конусную фаску втулки фиксатора и сместят ее. После того как фиксирующие шарики полностью выйдут из канавки фиксатора, сжатая возвратная пружина распрямится и установит золотник в «нейтральное» положение.

Автоматически золотник возвратится в нейтральное положение только в том случае, если подъем орудия будет закончен, поршень силового цилиндра упрется в крышку и остановится. В этот момент повысится давление и сработает механизм автоматического возврата.

В нейтральном положении золотник удерживается пружиной, сжатой стаканами, надетыми на золотник. В этом положении золотник своими средними цилиндрическими поясками закрывает выход подаваемому насосом маслу из напорного канала в выводные каналы, связанные маслопроводами с верхней и нижней полостями силового цилиндра. Золотник также закрывает выход масла из этих полостей в масляный бак через канал.

Замкнутое в полостях цилиндра масло удерживает подвешенную машину на определенной высоте. Одновременно кольцевые выточки со стороны головки золотника располагаются против каналов в корпусе распределителя, объединяя их и связывая надпоршневую полость перепускного клапана со сливной полостью и масляным баком системы.

Усилия, возникающие за счет давления жидкости на различные площади, будут различными, и перепускной клапан под действием масла поднимется, сжимая пружину, входящую в гнезда клапана и упора.

При этом открывается свободный проход маслу непосредственно от напорной полости в сливную полость и масляный бак. Масло от насоса через распределитель идет в масляный бак, не производя никакой работы. Чтобы клапан не закрылся, пока золотник находится в «нейтральном» положении, давление масла на торец его поршенька со стороны полости должно быть меньшим, чем со стороны нагнетательной полости. Для получения различных давлений надпоршневая полость соединена с каналом в корпусе распределителя.

Масло, просочившееся через дроссельное отверстие в надпоршневую полость, попадает в канал, проходит по кольцевой проточке золотника и далее в канал и сливную полость распределителя. Благо-ларя этому уменьшается давление в надпоршневой полости и перепускной клапан удерживается в открытом положении.

В тех случаях, когда сельскохозяйственное орудие требует принудительного заглубления рабочих органов, используют положение «опускание» (принудительное). Для этого золотник из «нейтрального» положения смещается рычагом управления в сторону головки до первого щелчка. При этом фиксирующие шарики золотника входят в среднюю канавку на внутренней поверхности обоймы фиксатора и удерживают золотник от осевых перемещений. Золотник открывает проход маслу из напорной полости к выводному каналу в надпоршне-вую полость силового цилиндра, а также обеспечивает свободный слив масла в бак из подпоршневой полости цилиндра через выводной канал и внутренний канал в корпусе распределителя.

В то же время крайним цилиндрическим выступом золотник перекрывает канал для слива масла из надпоршневой полости, вследствие чего перепускной клапан закрывается.

Масло, непрерывно нагнетаемое насосом в надпоршневую полость силового цилиндра, перемещает поршень и втягивает шток. При этом рычаги навески опускаются и происходит силовое заглубление (если двухплечий рычаг соединен специальным пальцем с подъемным рычагом) . При подходе штока до упора в нижнюю крышку цилиндра заканчивается опускание орудия, срабатывает, как и при подъеме, автоматика возврата золотника. Фиксирующие шарики свободно выходят из канавки обоймы фиксатора, входят в отверстия в золотнике, и золотник под действием возвратной пружины автоматически переводится в «нейтральное» положение.

Опускание можно прекратить в любой момент, переместив принудительно золотник в «нейтральное» положение ручным рычагом управления.

В «плавающем» положении золотник максимально выдвинут из корпуса распределителя под крышку рычагов. Золотник, сжав возвратную пружину, будет удерживаться фиксирующими шариками, вытолкнутыми в крайнюю внутреннюю канавку обоймы фиксатора со стороны стыка с корпусом распределителя. В эгом положении золотник крайними цилиндрическими выступами перекрывает каналы, по которым масло из напорной полости поступает к выводным каналам, и силовой цилиндр, а проточкой в верхней своей части открывает маслу проход из надпоршневой полости в масляный бак и этим обеспечивает подъем перепускного клапана и слив масла от насоса. Одновременно другими своими проточками золотник открывает внутренние каналы в корпусе распределителя, сообщающие подпоршневую и надпоршневую полости цилиндров через сливную полость распределителя. При этом масло будет перетекать из одной полости в другую, позволяя поршню свободно перемещаться (плавать) в цилиндре в зависимости от положения навешенного на трактор орудия. В этом случае теряется жесткая связь рамы орудия с остовом трактора.

Золотник, установленный в «плавающее» положение, не возвращается в «нейтральное» автоматически, а остается в нем все время до перестановки рычага вручную в любое другое положение.

Предохранительный клапан, состоящий из гнезда, шарика и упора, поджимаемого пружиной с помощью регулировочного винта, регулируют на давление 130+10 кгс/см2.

При превышении в системе этого давления, а это происходит при несрабатывании автоматики, масло из напорной полости пройдет через дросселирующее отверстие перепускного клапана по специальному косому каналу и приоткроет шариковый клапан. Небольшие порции масла будут стравливаться на слив, благодаря чему на поршеньке перепускного клапана возникнет разность давлений, и он откроет проток маслу на слив, предохраняя систему от разрушений. Следует^меть в виду, что перекачка масла в системе с таким высоким давлением приводит к быстрому перегреву, что, в свою очередь, может привести к выходу из строя резиновых уплотнителей, манжет, смотрового стекла гидросъема и т. д.

Рис. 3. Схема действия механизма фиксации и автоматического возврата золотника: 1— стакан пружины золотника крайний; 2 — пробка пружины фиксатора золотника; 3 — пружина золотника распределителя; 4 — пружина фиксатора золотника; 5 —стакан пружины внутренней; 6 — втулка фиксатора; 7—шарик фиксатора; 8 — золотник распределителя: 9 —обойма фиксатора; 10—плунжер бустера; 11 — пробка внутренняя регулировки пружины бустера; 12 — гильза золотника; 13 — пружина клапана автоматики; 14 — направляющая клапана; 15 — выводной канал к верхней полости цилиндра; 16— шариковый клапан автоматики; 17 —гнездо клапана бустера; 18 — сетчатый фильтр с прокладкой; 19 — нагнетательная полость; 20 — отверстие в гнезде клапана; 21— отверстие в направляющей втулке; 22—отверстие во внутренней пробке; А — состояние бустера в момент подъема; Б — действие бустера после окончания подъема; а — кольцевой скос для фиксации золотника в положении «подъем» ; б —- кбльцевая канавка для установки положения «опускание»; в — кольцевая выемка для установки золотника в «плавающее» положение.

При эксплуатации надо внимательно следить за работой распределителя и в случае отказа автоматического устройства переводить рычаг управления золотника в «нейтральное» положение немедленно после окончания подъема и опускания.

Рекламные предложения:


Читать далее: Силовой цилиндр трактора Т-150

Категория: — Трактор Т-150

Главная → Справочник → Статьи → Форум


Гидравлическая навесная система трактора Т-150К

Навесная система трактора состоит из шестеренного насоса 22 типа НШ50-Л, распределителя 4 типа Р75-ВЗА, основного силового цилиндра 5 типа Ц110, бака 1 с фильтром 2, трубопроводов, трех выносных силовых цилиндров Ц75 и заднего навесного устройства. Все агрегаты гидросистемы расположены в различных местах трактора, поэтому ее называют раздельно-агрегатной гидросистемой.

Shema-gidravlicheskoj-sistemy-i-zadnego-navesnogo-ustrojstva

Рис. Схема гидравлической системы и заднего навесного устройства трактора Т-150К:
а — плавающее; б — нейтральное; в — подъем; г — прннудитсльноеопускание: 1 — бак; 2 — фильтр; 3 — предохранительный клапан; 4 — распределитель; 5 — основной цилиндр; 6 — надпоршневая полость; 7— подпоршневая полость; 8 — выносной цилиндр; 9 — разрывная муфта; 10 — перепускной канал; 11 — сливная полость; 12, 14 и 15 — золотники; 13 — нагнетательная полость; 16 и 24 — рабочие полости; 17 — надбуртовое пространство; 18 — пружина перепускного клапана; 19 — направляющая клапана; 20 — перепускной клапан; 21 — калиброванное отверстие; 22 — шестеренный насос; 23 — сливная полость; 25 — сливной канал; 26 — упор.

Шестеренный насос круглый НШ50-Л левого вращения крепится на задней привалочной плоскости раздаточной коробки с левой стороны по ходу трактора. Он имеет независимый привод от двигателя. Объемная подача насоса при номинальной частоте вращения ведущего вала составляет 86 л/мин.

Трехзолотниковый распределитель 4 типа Р75-ВЗА пропускной способностью 75 л/мин имеет шариковую фиксацию золотников во всех рабочих положениях и устройство для автоматического возвращения их в положение «Нейтральное» после окончания подъема или принудительного опускания. Управляют золотниками 12, 14 и 15 рычагами из кабины трактора. Поток рабочей жидкости в гидросистеме зависит от положения золотников.

При установке золотника 14 в плавающее положение происходит соединение полостей 6 и 7 силового цилиндра соответственно со сливными полостями 23 и 11, а сливная полость 11 открывается и вследствие этого открывается перепускной клапан 20. Поэтому рабочая жидкость, подаваемая насосом 22 в нагнетательную полость 13 распределителя, пропускается перепускным клапаном 20 в полость 23 и сливается в бак 1. При этом поршень свободно перемещается внутри силового цилиндра 5 и рабочая жидкость может свободно входить в цилиндр и выходить из него.

Перемещение золотника из положения «Плавающее» в положение «Нейтральное» осуществляется только вручную. Установка золотника в плавающее положение производится быстро с тем, чтобы он, не задерживаясь, перешел положение «Принудительное опускание». Плавающее положение используют при работе трактора с навесными машинами, оборудованными опорными колесами, особенно с плугами.

При нейтральном положении золотника 14 происходит отсоединение полостей 6 и 7 силового цилиндра от нагнетательной 13 и сливной 11 полостей распределителя. Поэтому поршень силового цилиндра удерживается в неподвижном состоянии в любом положении на длине хода. При этом положении золотника 14 рабочая жидкость от насоса поступает в нагнетательную полость 13 распределителя. Так как перепускной канал 10 золотником открыт и соединен со сливом, то надбуртовое пространство 17 соединено со сливом и рабочая жидкость, нагнетаемая насосом в нагнетательную полость 13, устремляется через калиброванное отверстие 21. Благодаря дросселированию жидкости через отверстие 21 давление в полости под буртом перепускного клапана 20 будет значительно выше, чем в полости 17. За счет этого перепада давления и за счет того, что площадь торца бурта клапана 20, обращенная к нагнетательной полости, больше площади торца грибка клапана, находящегося в нагнетательной полости, рабочая жидкость будет перемещать перепускной клапан 20 в сторону его открытия, сжимая пружину 18, и уходить из полости нагнетания распределителя через отверстие седла клапана в сливную полость 23 распределителя и оттуда в бак 1. Таким образом, при нейтральном положении золотника перепускной клапан 20 открыт и вся рабочая жидкость, подаваемая насосом под давлением 0,15—0,2 МПа (1,5—2 кгс/см2), перекачивается в бак 1 гидросистемы.

Золотник 12, находясь в положении «Подъем» перекрывает выход рабочей жидкости из перепускного канала 10 и одновременно соединяет подпоршневую полость 7 силового цилиндра с нагнетательной полостью 13 распределителя и надпоршневую полость б силового цилиндра со сливом распределителя через отверстие в обойме фиксаторов. В этом случае перепускной канал 10 перекрыт золотником, поэтому объем 17 над буртом перепускного клапана заполняется рабочей жидкостью и давление с обеих сторон бурта перепускного клапана выравнивается, а пружина 18 разжимается и прижимает перепускной клапан 20 к седлу.

Когда золотник 12 находится в положении «Подъем» вся рабочая жидкость, нагнетаемая насосом, поступает в подпоршневую полость 7 силового цилиндра, проходя через металлический трубопровод, запорное устройство, рукав высокого давления и замедлительный клапан, через трубопровод цилиндра и каналы в задней крышке силового цилиндра. Замедлительный клапан в этом случае не препятствует проходу жидкости в подпоршневую полость цилиндра, так как его шайбу отжимает давление жидкости к штифту, поэтому образуется достаточное проходное сечение. Под действием давления поршень силового цилиндра движется к передней крышке и вытесняет жидкость из надпоршневой полости 6 через рукав высокого давления, запорное устройство и металлический трубопровод в нижнюю крышку распределителя на слив. Движение поршня силового цилиндра будет продолжаться до момента, когда он упрется в переднюю крышку цилиндра. После этого движение поршня прекращается, а давление в системе нагнетания возрастает до 10—ПМПа (100—110 кгс/см2) и золотник 12 автоматически возвращается в нейтральное положение.

В положении «Принудительное опускание» — золотник 15 перекрывает перепускной канал 10, следовательно, перепускной клапан силой его. пружины 18 и давлением жидкости плотно прижат к своему седлу. Вследствие этого рабочая жидкость, подаваемая насосом, поступает только в нагнетательную полость 13 распределителя. В рассматриваемом положении золотник 15 открывает доступ рабочей жидкости из нагнетательной полости 13 распределителя в надпори’еную полость 6 цилиндра и одновременно открывает выход рабочей жидкости из подпоршневой полости 7 силового цилиндра в сливную полость 11 распределителя. При этом происходит втягивание штока поршня в цилиндр до тех пор, пока передвижной упор, установленный на штоке на заданную глубину опускания машины, не вытолкнет из гнезда клапан ограничения хода штока поршня. После запирания жидкости в цилиндре и прекращения принудительного опускания поршня происходит повышение давления в нагнетательной магистрали гидросистемы до 10—11 МПа и золотник 15 автоматически возвращается в нейтральное положение.

Основной силовой цилиндр двухстороннего действия Ц110 с диаметром цилиндра 110 мм и ходом поршня 250 мм закреплен на задней полураме трактора. Головка штока цилиндра шарнирно соединена с рыгачом силового цилиндра заднего навесного устройства.

Распределитель кпп т 150к

4.5. ГИДРАВЛИЧЕСКАЯ СИСТЕМА КОРОБКИ ПЕРЕДАЧ ТРАКТОРА Т-150К

Распределитель переключения передач трактора Т-150К

Распределитель переключения передач (рис. 57) кранового типа направляет поток масла в одну из четырех гидроподжимных муфт в зависимости от положения его золотника 2. Изменением положения золотника 2 изменяется скорость движения трактора. Распределитель установлен на хвостовике вторичного вала 13 коробки передач и прикреплен к передней стенке ее корпуса. Усилие пружины 6, а следовательно, и усилие, необходимое для переключения передач, регулируют винтом 9. Золотник 2 и сектор 3 должны быть установлены строго по меткам, которые нанесены на впадине зубчатого венца золотника и на среднем зубе сектора.
В расточках боковой крышки 10 расположены перебросные клапаны 11 плунжерного типа, которые в сочетании с гидроаккумулятором позволяют переключать передачи на ходу, под нагрузкой, без разрыва потока мощности.

Рис. 57. Распределитель переключения передач:

Устройство, запчасти и комплектующие.

ЗАПАСНЫЕ ЧАСТИ ДЛЯ ТРАКТОРОВ

РЕГУЛИРОВКИ ТРАКТОРОВ МТЗ ___________________

ДЕТАЛИ ДИЗЕЛЬНЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ ___________________

КАТАЛОГИ ЗАПЧАСТЕЙ МТЗ ___________________

ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ТРАКТОРОВ ___________________

СПЕЦТЕХНИКА НА БАЗЕ МТЗ И НАВЕСНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ ___________________

СЕЛЬХОЗТЕХНИКА И ОБОРУДОВАНИЕ ___________________

Детали гидросистемы КПП трактора Т-150К

В гидравлическую систему КПП Т-150 входят (рис. 34): гидравлический насос 8, заборный фильтр 7, фильтр 6 линии нагнетания, перепускной распределитель с предохранительным клапаном, распределитель переключения передач с перебросными клапанами, гидроаккумулятор 4, радиатор 3,
заливной фильтр 2, бак 10 с предохранительным клапаном радиатора шланги и трубопроводы 1.

Рис. 34. Гидросистема коробки передач Т-150

1 — трубопроводы, 2— заливной фильтр; 3—радиатор; 4—гидроаккумулятор; 6—перепускной раапределитель, 6 — фильтр линии нагнетания; 7 — заборный фильтр; 8 —гидравлический насос, 9 — распределитель; 10 — бак.

Гидравлический насос (рис. 35) односекционный шестеренный. При переключении подвижной шестерни раздаточной коробки рычагом переключения ВОМ насос может получать вращение от колес трактора через приводные шестерни раздаточной коробки, так же как насос рулевого управления.

Рис. 35. Насос гидросистемы коробки передач Т-150

1—заборный фильтр; 2—корпус насоса; 3 — крышка верхняя; 4—крышка нижняя; 5—шестерня ведущая; 6 — втулки; 7 — ведомая шестерня; 8 — крышка нижняя раздаточной коробки; 9— ось шестерни ведомой; 10— валик вертикальный.

Распределитель переключения передач (рис. 36) кранового типа направляет поток масла в одну из четырех гидроподжимных муфт в зависимости от положения его золотника 2. Изменением положения золотника 2 изменяется скорость движения трактора.

Распределитель установлен на хвостовике вторичного вала 13 коробки передач и прикреплен к передней стенке ее корпуса. Усилие пружины 6, а следовательно, и усилие, необходимое для переключения передач, регулируют винтом 9.

Золотник 2 и сектор 3 должны быть установлены строго по меткам, которые нанесены на впадине зубчатого венца золотника и на среднем зубе сектора.

Рис. 36. Распределитель переключения коробки передач Т-150К

1 — корпус; 2 — золотник, 3 —сектор; 4—роликовый фиксатора 5—направляющая фиксатора; 6 —пружина, 7 — колпачок; 8 — контргайка; 9—винт регулировочный; 10— крышка боковая, 11 — перебросные клапаны; 11—пробки-ограничители; 13—вторичный вал.

В расточках боковой крышки 10 расположены перебросные клапаны 11 плунжерного типа, которые в сочетании с гидроаккумулятором позволяют переключать передачи на ходу, под нагрузкой, без разрыва потока мощности.

Рис. 37. Перепускной распределитель КПП Т-150

1 — контргайка; 2 — колпачок; 3—винт регулировочный; 4—пружина; 5—перепускной клапан; 6—втулка; 7—корпус; 8—пружина; 9— направляющая клапана; 10 — предохранительный клапан; 11— седло клапана; А и Б — проточки.

Перепускной распределитель золотникового типа во время работы трактора постоянно поддерживает в системе рабочее давление 0,95—1,05 МПа (9,5—10,5 кгс/см2) независимо от числа оборотов дизеля и производительности насоса. Установлен он на верхней крышке корпуса коробки передач.

Перепускной распределитель Т-150 состоит из корпуса 7 (рис. 37) с запрессованной в него втулкой 6 и подпружиненного перепускного клапана 5.

Масло, подведенное к проточке А, через радиальное и осевое сверление в клапане 5 попадает под его торец, поднимает его, сжимая пружину 4, и образует масляную подушку под торцом клапана.

Между большим цилиндрическим пояском приподнятого клапана 5 и кромкой проточки Б образуется щель для слива масла из проточки А. Величина щели автоматически изменяется.

При увеличении потока масла, вызванного повышением производительности насоса при увеличении частоты вращения коленчатого вала, щель увеличивается, а при уменьшении потока масла — уменьшается. Этим обеспечивается поддержание в проточке А давления 1,0±0,05 МПа (10±0,5 кгс/см2), отрегулированного винтом 3.

Для предохранения гидросистемы КПП Т-150К от разрушения в случае залегания перепускного клапана 5 в корпусе 7 установлен шариковый предохранительный клапан 10, отрегулированный на давление 1,65—2,3 МПа (16,5—23 кгс/см2).

Рис. 38. Гидроаккумулятор Т-150

1 — корпус, 2 — поршень; 3, 4 — пружина; 5 — днище, 6 — уплотнительное кольцо; 7 — крышка.

Пружино-гидравлический аккумулятор (гидроаккумулятор рис. 38) емкостью 160 см3 в момент переключения поддерживает в выключаемой муфте давление 0,50—0,88 МПа (5,0—8,8 кгс/см2).

Аккумулятор прикреплен к правой стенке корпуса коробки передач и сообщается через перебросные клапаны с гидроподжимными муфтами. Гидроаккумулятор КПП Т-150 состоит из корпуса 1 с установленным в нем поршнем 2.

Поршень поджат пружинами 3 и 4. При подаче к аккумулятору рабочей жидкости под давлением поршень перемещается, преодолевая усилие пружин, и аккумулятор наряжается.

Рис. 39. Фильтр линии нагнетания гидросистемы КПП Т-150

1 — крышка, 2 — корпус; 3 — фильтрующие элементы; 4 — пружина, 5 — предохранительный клапан, 6 — пружина; 7 — поршень; 8 — уплотнительное кольцо; 9 — шайба; 10 — скоба.

Масло, засасываемое гидравлическим насосом из раздаточной коробки, проходит через заборный фильтр 1 (рис. 35), где предварительно очищается.

Тонкая очистка масла происходит в фильтре линии нагнетания, установленном на верхней крышке корпуса коробки передач Т-150К. Фильтр состоит из корпуса 2 (рис. 39), закрытого крышкой 1.

В корпусе установлен набор сетчатых фильтрующих элементов 3, надетых на перфорированную трубку и поджатых в осевом направлении пружиной 6. Пружина сжата скобой 10, навинченной на стяжную шпильку. Скобу навинчивают до тех пор, пока шайба 9 не станет заподлицо с торцом поршня 7.

Масло, подаваемое насосом, поступает через крышку 1 в корпус 2. Проходя через фильтрующие элементы, оно очищается от посторонних частиц и по центральной трубе проходит в расположенную в крышке полость фильтрованного масла. Эта полость отделена от полости нефильтрованного масла
поршнем 7 с резиновым уплотнительным кольцом 8.

Набор фильтрующих элементов 3 снабжен шариковым предохранительным клапаном 5, отрегулированным на давление открытия 0,3—0,35 МПа (3—3,5 кгс/см2), который предназначен для перепуска масла в систему в случае чрезмерного загрязнения фильтра.

В переднем брусе рамы трактора Т-150К установлен цилиндрический бак 10 (рис 34) емкостью 22 дм2 (л), который служит для увеличения емкости системы. Гидравлическую систему заправляют через сетчатый заливной фильтр 2, закрепленный на правой стойке водяного радиатора.

Для контроля уровня масла в коробке передач имеется масломерное стекле, расположенное с правой стороны раздаточной коробки. Масляный радиатор 3 (рис. 34) служит для охлаждения масла в теплое время года.

Во время работы агрегаты гидравлической системы могут находиться в следующих положениях:

Передача включена — Золотник 24 (рис. 40) распределителя установлен в одном из четырех фиксированных положений. Насос 12 засасывает масло из корпуса раздаточной коробки и через фильтр 14 подает его к распределителю 23.

Золотник 24 распределителя направляет масло в соответствующую его положению кольцевую проточку и через связанное с ней сверление во вторичном валу 22 КПП Т-150 к одной из четырех гидроподжимных муфт 16, 17, 20 или 21 одного из трех диапазонов.

При включении цервой передачи золотник направляет масло к муфте 20 этой передачи масло сдвигает поршень 19, который зажимает фрикционные диски 18, и передача включается. Остальные муфты 16, 17 и 21 в это время сообщены со сливом.

Одновременно клапан 8 (I и III передачи) под давлением масла перемещается и открывает проход для масла под клапан 10. Клапан 10, перемещаясь, открывает маслу путь к гидроаккумулятору 9 для зарядки. Давление масла в гидроподжимных муфтах поддерживается перепускным распределителем
6.

Под действием давления, развиваемого насосом, клапан распределителя открывается и масло идет на слив. При этом часть сливаемого масла поступает под торец вторичного вала 22 и по центральному сверлению подается на смазку деталей коробки передач Т-150.

Остальное масло направляется к предохранительному клапану 2 радиатора 3. В случае повышенной вязкости масла в зимнее время клапан 2 открывается и масло, минуя радиатор, сливается в бак 1.

В теплое время года, когда температура масла повышается, а вязкость понижается, клапан 2 не открывается и масло перед сливом в бак 1 проходит через радиатор 3, где охлаждается. Из бака масло поступает в корпус раздаточной коробки и к центральному сверлению ее первичного вала или смазки металлокерамической втулки и подшипников.

Рис. 40. Схема гидравлической системы коробки передач Т-150

Переключение передачи. Для переключения передачи переводят золотник 24 в положение включения необходимой передачи. На рис. 40 показано положение узлов гидросистемы КПП Т-150К при включении II передачи (перед этим была включена I передача).

При этом масло через золотник, кольцевую проточку и сверление вала 22 направляется в гидроподжимную муфту 17 II передачи и включает эту передачу.

Одновременно масло подастся под торец перебросного клапана 11 (II и IV передач) и, перемещая его, подводится под торец клапана 10 с противоположной стороны относительно торца при включении первой передачи.

Пока давление масла, подводимого к включенной муфте, не превышает давления, создаваемого гидроаккумулятором, он, постепенно разряжаясь через дроссельное отверстие золотника, поддерживает давление в отключенной муфте. Этим создается перекрытие передач, что обеспечивает передачу мощности выключенной передачи до полного включения включаемой передачи.

Когда давление во включаемой передаче превысит давление, создаваемое гидроаккумулятором Т-150, клапан 10 сдвигается и отсоединяет гидроаккумулятор от муфты выключенной передачи.

Под действием разжимных пружин поршень этой передачи отходит от дисков и передача выключается полностью. Гидроаккумулятор соединяется с магистралью включенной передачи и заряжается.

Переключение остальных передач без разрыва потока мощности происходит аналогично. Золотник имеет четыре пары дроссельных отверстий, что позволяет производить переключение передач с перекрытием не только на смежную передачу, но и через одну или две внутри диапазона.

Гидравлическая система коробки передач трактора Т-150К отвечает за выполнение следующих функций:

1) – включение передач за счёт создания и поддержки давления в гидромуфтах КПП на включённых передачах;

2) – обеспечение переключения передач на месте, а также в движении без разрыва мощностного потока, иными словами без остановки трактора;

3) – поддержка нормального температурного режима масла в КПП.

Гидравлическая система включает в себя не только агрегаты самой коробки передач, но и агрегаты, размещённые на тракторе.

Гидравлический насос НМШ-25 служит для подачи рабочей жидкости непосредственно к гидроподжимным муфтам. Он смонтирован на нижней крышке раздаточной коробки и имеет постоянный привод от дизеля. В случае запуска трактора Т-150К с буксира происходит переключение привода насоса с двигателя на ведущие колёса. Насос НМШ-25 снабжён заборным фильтром, предназначенным для очистки засасываемого масла от посторонних частиц.

Фильтр нагнетания предназначен для тонкой очистки масла и смонтирован на верхней крышке коробки передач. В его состав входит набор сетчатых чечевицеобразных фильтрующих элементов, которые унифицированы с аналогичным набором трактора Т-150.

Перепускной распределитель гидросистемы КПП трактора Т-150К [рис. 1] поддерживает постоянное давление в системе (9±0,5 кгс/см 2 ). В его состав входит клапан плунжерного типа с осевыми радиальными сверлениями, который перемещается в запрессованной в корпус втулке. По сверлениям в клапане из полости нагнетания рабочая жидкость попадает под его торец и, за счёт приподнятия клапана, направляется в сливную магистраль.

Рис. 1. Перепускной распределитель гидросистемы КПП трактора Т-150К.

5) – Регулировочный винт;

8) – Седло клапана;

9) – Предохранительный клапан;

12) – Регулировочная прокладка;

13) – Перепускной ремень.

Регулировка давления в системе осуществляется винтом, стопорящимся контргайкой и закрываемым колпачком. Вместе с перепускным распределителем (в одном корпусе) смонтирован шариковый клапан, который предохраняет систему от разрушения в случае возможного заклинивания клапана перепускного распределителя.

Гидроаккумулятор, распределитель, радиатор и бак аналогичны гидроаккумулятору, распределителю, радиатору и баку трактора Т-150. Соединение между собой всех агрегатов гидравлической системы трактора Т-150К выполнено посредством шлангов и трубопроводов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *