С капотом лучше: новый КамАЗ для «Дакара»
Все было очень буднично: ни эффектного сдергивания покрывала, ни торжественных спичей. Они просто показали принципиально новый грузовик капотной компоновки. Мы решили выяснить, зачем многократному победителю «Дакара», команде «КАМАЗ-Мастер», такой автомобиль
Подвеска на новинке та же, что и на «4326-й» модели
Приглашение сотрудницы пресс-службы команды «КАМАЗ-мастер» Жени Быковой было весьма лаконичным: «Приезжай, мы построили грузовик капотной компоновки». Обещаниям сотрудников НП «КАМАЗ-Автоспорт», за долгие годы общения с которыми мы стали друзьями, я привык верить. Но в данном случае, как говорил один киношный герой, «меня терзали смутные сомнения». Во-первых, визит в Набережные Челны начинался с тестовой трассы, где журналистов для понимания ими процесса сначала изрядно взбалтывали в кабинах боевых КамАЗов. Но в то, что это произойдет в кабине новоиспеченного «капотника», было сложно поверить. А плотный производственный график работы команды не располагает к продолжительным пресс-турам. Как объять необъятное? Уловив мои сомнения, Женя успокоила: «Если обещали, то обязательно покажем». И действительно, необычный грузовик, пока еще не имеющий серийного индекса, был показан в производственном цехе команды «КАМАЗ-мастер», а представил новинку руководитель команды Владимир Чагин. Разумеется, первым и главным вопросом был: почему выбран автомобиль с нехарактерной для продукции Камского автозавода капотной компоновкой?
«Команды Iveco и TATRA уже с 2013 года используют автомобили с подобной компоновкой, и на «Дакарах» эти версии грузовиков показывают на бездорожье очень хорошие результаты, — поясняет Чагин. — Здесь экипаж находится практически в базе автомобиля, а в машине с нашей традиционной компоновкой — на передней оси, где все удары от колеса передаются непосредственно на позвоночник. Поэтому капотный вариант позволяет держать более высокий темп. Это отмечали и Жерар Де Рой, и Алеш Лопрайс, уже испытавшие подобные грузовики». В актив капотной компоновки можно добавить и лучшую развесовку по осям (смещение кабины с экипажем массой около 800 кг на полтора метра назад увеличивает нагрузку на заднюю ось более чем на 50%), и более привычные реакции при управлении подобным автомобилем. А со смещением центра масс к центру автомобиля улучшается его маневренность. Что же касается комфорта экипажа, если этот термин вообще применим к ралли-рейдам, то нередко скорость перемещения по бездорожью определяется в большей степени не техническими возможностями автомобиля, а чисто физиологическими факторами.
В кабине глобальная реорганизация. Теперь место штурмана — справа, а кресло механика, из-за туннеля двигателя, в центре
«Все плюсы капотной компоновки мы оценили еще в 2013 году, и уже тогда созрела идея постройки подобного грузовика, — рассказывает Владимир Иванович Губа, технический директор НП «КАМАЗ-Автоспорт». — Но для ее воплощения в жизнь потребовалось время. Во-первых, в гамме продукции КамАЗа нет капотного грузовика. И здесь мы воспользовались нашим давним сотрудничеством с компанией Daimler AG — на автомобиль установлена кабина Daimler Zetros. Во-вторых, остро встал вопрос выбора двигателя». Действительно, капотная компоновка не дает возможности размещения в конструкции широкого V-образного двигателя, который используется командой, а рядный 6-цилиндровый мотор Liebherr пока находится в стадии разработки, и получить его серийные образцы для форсировки удастся не раньше следующего года. Поэтому было решено арендовать двигатель Caterpillar, подготовленный чешской компанией Buggira, специализирующейся на подготовке моторов для кольцевых гонок грузовиков. Для обеспечения надежности на «Дакаре» потребовалось слегка дефорсировать двигатель, и его живучесть уже не раз доказал Мартин Коломны, на TATRA которого стоял подобный мотор. Двигатель Caterpillar C13 в спецификации Gyrtech 12,5 Rally развивает 980 л. с. с максимальным крутящим моментом 4000 Нм. Но капотная компоновка потребовала и внедрения целого ряда специальных инженерных решений. Так, на сегодняшней версии КамАЗ-4326 водяной радиатор установлен непосредственно перед двигателем, а теплообменники надувочного воздуха — сбоку кабины. В данном случае эти системы потребовали параллельной установки. «Несмотря на то, что двигатель уже неоднократно прошел проверку «Дакаром», доводка автомобиля для обеспечения надежности весьма актуальна, — продолжает Владимир Иванович Губа. — К примеру, пилоты нашей команды абсолютно уверены в надежности мотора Liebherr, поэтому не берегут его и едут «на все деньги». Что касается Caterpillar, то здесь более высокие температурные нагрузки, и это необходимо учитывать при его эксплуатации».
Вот так на полигоне катали журналистов. Чтобы поняли и запомнили…
Что касается подвески, то конструктивно она идентична той, что используется на КамАЗ-4326. Поэтому все работы по ходовой части заключаются в подборе настроек, корректировке жесткости рессор и амортизаторов. Как и в существующей версии, есть возможность использования амортизаторов и с пружинами, и без. В связи с изменением расположения рулевого редуктора изменена кинематика рулевого управления… В общем, как и при подготовке любой новой модели, нюансов хватает. И буквально на моих глазах автомобиль, подготовленный в рекордно короткие сроки (работы начались уже после возвращения команды с очередного «Дакара»), проехал первые метры. Пока по асфальту. А первые тесты в боевых условиях предполагались в Астраханской области, на ралли-рейде «Великая степь — 2015». В тестовом экипаже были заявлены Эдуард Николаев, Евгений Яковлев (руководитель группы конструкторов проекта) и Владимир Рыбаков. К сожалению, в самом начале гонки Эдуард Николаев получил травму, и экипаж вынужден был сойти. Таким образом, все работы по доводке нового автомобиля еще впереди, и только после них станет ясно, получит ли он путевку на «Дакар -2016».
Эдуард Николаев и первые метры нового грузовика. Пока по асфальту
Хочу получать самые интересные статьи
КамАЗ представил новый грузовик
Вслед за Алешом Лопрайсом и Жераром де Роем российская команда создала автомобиль с принципиально иной компоновкой. В 2011 году на ралли-рейде «Шелковый путь» дебютировала капотная Tatra Jamal Лопрайса, а годом позже на старт «Дакара» вышла выполненная по такой же схеме IVECO Powerstar Torpedo де Роя.
Автомобили показали себя с лучшей стороны и все больше команд предпочитают капотную компоновку устаревающей на глазах бескапотной. В этом году таких машин на «Дакаре» было уже четыре, а в следующем ожидается еще больше.
По мнению команды, новая компоновка имеет ряд важных преимуществ. Смещение кабины с экипажем общей массой порядка 800 килограммов на полтора метра назад, однозначно увеличит нагрузку на заднюю ось до 55-56%. Это позволит разгрузить переднюю ось и существенно улучшит способности движения автомобиля по песку, а также будет способствовать более «правильному» приземлению при прыжках.
Улучшится и комфорт экипажа – гонщики будут испытывать меньшие вертикальные нагрузки и удары, чем экипаж бескапотного автомобиля, располагающегося непосредственно над передней осью.
Что под капотом?
Прототип капотного автомобиля команды «КамАЗ-мастер» оснащен двигателем Caterpillar, предоставленного в аренду чешской фирмой Buggyra. Двигателисты российской команды – компания Liebherr – ведут работу по созданию нового рядного шестицилиндрового двигателя и окончание работ планируется только через полтора года.
Любопытно, что кабина нового автомобиля – от Mercedes Zetros. Компании КамАЗ и Daimler ведут совместную работу по изготовлению грузовиков с 2013 года.
Новый двигатель и кабина установлены на шасси КамАЗ-4326 – эта модель с 2007 года выступает в ралли-рейдах.
Тестовый образец
На сегодняшний день речь идет только о постройке опытного образца автомобиля, который предназначен для проведения испытаний и оценки преимуществ данной компоновки, доводки новых агрегатов и систем и последующего принятия решения о целесообразности использования на соревнованиях данного типа автомобилей.
«Проект новой машины капотной компоновки от команды «КамАЗ-мастер» давно напрашивался и был ожидаем, – считает руководитель команды Владимир Чагин. – Многие наши основные соперники используют этот тип машины на внедорожных гонках.
Борьба в грузовом зачете и без того очень захватывающая и напряженная. Думаю, что появление капотного КамАЗа привлечет к гонкам еще большее внимание и безусловно украсит их».
капотная компоновка и кабина Mercedes
Orange Zero Автор:Команда «КАМАЗ-мастер» презентовала свой первый спортивный грузовик капотной компоновки…
Владимир Чагин
Учитывая, что камазовский «капотник» базируется на агрегатах модели 4326, описание прежней бескапотной машины можно напрямую спроецировать на новинку: 920-сильный турбодизель Liebherr, коробка передач ZF, раздаточная коробка Steyr, мосты Sisu и зависимая рессорная подвеска с амортизаторами Reiger никуда не делись.
Авторский пост
Ссылки по теме:
Понравился пост? Поддержи Фишки, нажми:
Новости партнёров
Грузовик, укатывающий непобедимые «КАМАЗы» на российском ралли: красавец мощностью 960 л.с. — Испытание пустыней — Блоги
- Главная
- Футбол
- Матчи
- Новости
- Блоги
- Статусы
- Трансферы
- Россия
- Лига чемпионов
- Лига Европы
- Евро-2020
- Англия
- Испания
- Италия
- Германия
- Франция
- Сборные
- Олимп-ФНЛ
- Ливерпуль
- Тоттенхэм
- Челси
- Арсенал
- Зенит
- Барселона
- Реал Мадрид
- Спартак
- Сборная России
- Манчестер Юнайтед
- Салах
- Сон Хын Мин
- Азар
- Месси
- Роналду
- Головин
- Мбаппе
- Суарес
- Дзюба
- Неймар
- Хоккей
- Матчи
- Новости
- Блоги
- Статусы
- КХЛ
- НХЛ
- Шведские игры
- Чешские игры
- Юниорский чемпионат мира
- Вашингтон
- СКА
- ЦСКА
- Авангард
- Тампа-Бэй
- Питтсбург
- Спартак
- Динамо Москва
- Рейнджерс
- Нью-Джерси
- Александр Овечкин
- Артемий Панарин
- Никита Кучеров
- Андрей Свечников
- Евгений Малкин
- Евгений Кузнецов
- Сергей Бобровский
- Андрей Василевский
- Никита Гусев
- Илья Михеев
- Баскетбол
- Матчи
- Новости
- Блоги
- Статусы
- НБА
- Turkish Airlines EuroLeague
- Единая лига ВТБ
- НБА плей-офф
- Зарплаты НБА
- Матч всех звезд НБА
- Матч всех звезд Единой лиги ВТБ
- Лейкерс
- ЦСКА
- Бостон
- Голден Стэйт
- Милуоки
- Торонто
- Чикаго
- Сан-Антонио
- Оклахома-Сити
- Зенит
- Сборная России
- Сборная США
- Леброн Джеймс
- Стефен Карри
- Кобе Брайант
- Джеймс Харден
- Кайри Ирвинг
- Кевин Дюрэнт
- Кавай Ленард
- Расселл Уэстбрук
- Алексей Швед
- Яннис Адетокумбо
- Авто
- Гонки
- Новости
- Блоги
- Статусы
- Формула 1
- MotoGP
- Формула 2
- Формула E
- Ралли Дакар
- Шелковый путь
- Феррари
- Макларен
- Ред Булл
- Мерседес
- Уильямс
- Хаас
- Торо Россо
- Рейсинг Пойнт
- Рено
- Альфа Ромео
- Льюис Хэмилтон
- Себастьян Феттель
- Роберт Кубица
- Даниил Квят
- Кими Райкконен
- Фернандо Алонсо
- Шарль Леклер
- Валттери Боттас
- Даниэль Риккардо
- Макс Ферстаппен
- Теннис
- Новости
- Блоги
- Статусы
- US Open
- Australian Open
- Ролан Гаррос
- Уимблдон
- Мужчины
- Женщины
- Кубок Дэвиса
- Новак Джокович
- Роджер Федерер
- Рафаэль Надаль
- Наоми Осака
- Симона Халеп
- Мария Шарапова
- Серена Уильямс
- Карен Хачанов
- Даниил Медведев
- Александр Зверев
- Эшли Барти
- Бокс/MMA/UFC
- Новости
- Блоги
- Статусы
- UFC
- MMA
- Бокс
- UFC 247
- UFC 248
- UFC 249
- Бой Тайсон Фьюри – Деонтей Уайлдер
- Бой Хабиб – Тони Фергюсон
- Хабиб Нурмагомедов
- Конор Макгрегор
- Федор Емельяненко
- Александр Усик
- Василий Ломаченко
- Энтони Джошуа
- Деонтей Уайлдер
- Сауль Альварес
- Джон Джонс
- Александр Емельяненко
- Ставки
- Фигурное катание
- Новости
- Блоги
- Статусы
- Гран-при
- Чемпионат Европы
- Чемпионат мира
- Чемпионат четырёх континентов по фигурному катанию
- Сборная России
- Сборная Японии
- Сборная США
- Сборная Канады
- Сборная Франции
- Алена Косторная
- Алина Загитова
- Евгения Медведева
- Александра Трусова
- Анна Щербакова
- Михаил Коляда
- Елизавета Туктамышева
- Этери Тутберидзе
- Татьяна Тарасова
- Биатлон
- Гонки
- Новости
- Блоги
- Статусы
- Кубок мира
- Кубок IBU
- Чемпионат мира-2020
- Ижевская винтовка
- Сборная России
- Сборная России жен
- Сборная Германии
- Сборная Германии жен
- Сборная Норвегии
- Сборная Норвегии жен
- Александр Логинов
- Мартен Фуркад
- Йоханнес Бо
- Доротея Вирер
- Дмитрий Губерниев
- Лиза Виттоцци
- Светлана Миронова
- Екатерина Юрлова
- Дмитрий Малышко
- Стиль
- Лыжи
- Легкая атлетика
- Волейбол
- Регби
- Олимпиада-2020
- Американский футбол
- Бадминтон
- Бейсбол
- Бильярд/снукер
- Борьба
- Бобслей/сани/скелетон
- Велоспорт
- Водные виды
- Гандбол
- Гимнастика
- Гольф
- Гребля
- Единоборства
- Керлинг
- Конный спорт
- Коньки/шорт-трек
- Мини-футбол
- Настольный теннис
- Парусный спорт
- Пляжный футбол
- Покер
- Современное пятиборье
- Стрельба
- Триатлон
- Тяжелая атлетика
- Фехтование
- Хоккей на траве
- Хоккей с мячом
- Шахматы
- Экстремальные виды
- Экзотические виды
- Промокоды
- Финансы
- Прочие
- Главная
- Футбол
- Хоккей
- Баскетбол
- Авто
- Теннис
- Бокс/MMA/UFC
- Ставки
- Фигурное катание
- Биатлон
- Стиль
- Лыжи
- Легкая атлетика
- Волейбол
- Регби
- Олимпиада-2020
- Американский футбол
- Бадминтон
- Бейсбол
- Бильярд/снукер
- Борьба
- Бобслей/сани/скелетон
- Велоспорт
- Водные виды
- Гандбол
- Гимнастика
- Гольф
- Гребля
- Единоборства
- Керлинг
- Конный спорт
- Коньки/шорт-трек
- Мини-футбол
- Настольный теннис
- Парусный спорт
- Пляжный футбол
- Покер
- Современное пятиборье
- Стрельба
- Триатлон
- Тяжелая атлетика
- Фехтование
- Хоккей на траве
- Хоккей с мячом
- Шахматы
- Экстремальные виды
- Экзотические виды
- Промокоды
- Финансы
- Матч-центр
- Футбол
- Хоккей
- Баскетбол
- Авто
- Биатлон
- Новости
- Футбол
- Хоккей
- Баскетбол
- Теннис
- Авто
- Бокс/MMA/UFC
- Биатлон
- Фигурное катание
- Прочие
- Блоги
- Блоги
- Форумы
- Статусы
- Комментарии
- Футбол
- Россия
- Сборные
- Лига чемпионов
- Лига Европы
- Англия
- Испания
- Италия
- Германия
- Франция
- Украина
- Южная Америка
- Голландия
- Португалия
- Африка
- Любительский
- Азия
- Беларусь
- ФНЛ
- Хоккей
- 🏒Чемпионат мира по хоккею 2019
- Россия
- Сборные
- НХЛ
- КХЛ
- Баскетбол
- Turkish Airlines Euroleague
- Россия
- НБА
- Зарплаты НБА
- Еврокубки
- Сборные
- Еврочемпионаты
- Женский баскетбол
- Биатлон
- Чемпионат мира по биатлону
- Кубок мира по биатлону
- Теннис
- ATP
- WTA
- Кубок Дэвиса
- Кубок Федерации
- Ролан Гаррос
- Авто
- Формула-1
- Мото
- Ралли
- ДТМ
- Другие серии
- Бокс/MMA/UFC
- Бокс Профи
- ММА
- Прочее
- Фигурное катание
- Чемпионат мира по фигурному катанию
- Прочие
- Американский футбол
- Бадминтон
- Бейсбол
- Бильярд/снукер
- Борьба
- Бобслей/сани/скелетон
- Велоспорт
- Водные виды
- Волейбол
- Гандбол
- Гимнастика
- Гольф
- Гребля
- Единоборства
- Керлинг
- Конный спорт
- Коньки/шорт-трек
- Легкая атлетика
- Лыжи
- Мини-футбол
- Настольный теннис
- Парусный спорт
- Пляжный футбол
- Покер
- Регби
- Современное пятиборье
- Стрельба
- Триатлон
- Тяжелая атлетика
- Фехтование
- Хоккей на траве
- Хоккей с мячом
- Шахматы
- Экстрим
- Экзотические виды
- Подкасты
- Статусы
- Популярные
- Новые
- Рейтинг букмекеров
- Бонусы букмекеров
- Легальные
- Зарубежные
- Киберспортивные
- С кэшбеком
- Fantasy
- Fantasy
- Прогнозы
- Редакционные игры
- Киберспорт
- Прогнозы на спорт
КАМАЗ-43509, версия для «Кагана» | детальный обзор mpark.pro
КАМАЗовский раллийный капотник все очень ждали на Дакаре-2016, но там он не появился. Машину уже, было, подзабыли, но капотный гоночный КАМАЗ появился на «Золоте Кагана 2016», да еще выкрашенный в черно-матовый цвет.
Имиджевый ход? Способ напугать соперников? «Экспериментируем» — загадочно поясняют камазовцы. В результате внимание удалось привлечь точно.
01. Напомним: презентация болида состоялась в июне 2015 года. Об этом мы отдельно рассказывали здесь.
02. Внешне машина хорошо смотрелась и в прошлогодних сине-белых цветах, а в черном «одеянии» стала выглядеть еще более грозно. Если бы Дарт Вейдер был грузовым раллистом, он выбрал бы именно КАМАЗ-43509 сезона’2016.
03. Создан этот капотник, впрочем, как и все остальные раллийные капотные болиды современности, с одной целью — снизить ударные нагрузки на экипаж.
04. Кабина — от Mercedes-Benz Zetros. Найдёте 10 отличий? На самом деле их, конечно, больше. Агрегатная база не имеет ничего общего с «Цетросом».
05. Челнинский логотип настойчиво напоминает об этом.
06. В основе шасси капотного КАМАЗа-43509 — классический раллийный КАМАЗ-4326, многократно испытанный на Дакаре. Внутренний цвет «начинки» остался синим. Это прекрасно напоминает о происхождении машины.
07. Гонка «Золото Кагана’2016» стала первым настоящим боевым выездом для нового болида.
08. За штурвал сел Эдуард Николаев — дакаровский чемпион 2013 года.
09. Что же таит под собой капот нового раллийного КАМАЗа?
10. Пару красивых разнотоновых клаксонов и мощную систему охлаждения он таит. Кстати, лучшее охлаждение двигателя — еще одно преимущество капотников перед бескапотниками на ралли-рейдах. А вот двигателя под капотом нет.
11. Если поднять кабину… Да, кабина у него тоже поднимается, но и «ровно под кабиной» двигателя не окажется. Двигатель установлен, грубо говоря, под передней стойкой кабины. Обслуживать его менее удобно, чем мотор на бескапотнике, но гонщикам в болиде капотной компоновки комфортней, а ради этого удобством техобслуживания двигателя можно и пожертвовать.
Фото Александра РЯЗАНОВА, VK TEAM KAMAZ — MASTER FUNS
12. А что за двигатель? Видите наклейку Diesel-Power LIEBHERR? Еще в октябре 2014 года, когда оформляли документы на эту машину, КАМАЗ-43509 был сертифицирован с двигателем Liebherr D9508 A7 SCR V08MZ7102. Но в прошлом году, Liebherr еще не был готов, потому презентовали болид с 980-сильным турбодизелем Caterpillar C13 / Gyrtech 12.5 Rally, подготовленным чешской фирмой Buggyra. Этот мотор и стоит у капотника в данный момент.
По сравнению с версией прошлого года есть несколько визуальных отличий:
13. На крыше появился блок кондиционера Webasto. В прошлом году его не было.
14. Линзовые фары Hella обзавелись защитной решеткой.
15. Традиционный аскетично-спортивный интерьер по состоянию «на сейчас» выглядит вот так. Гоночный штурвал — съемный.
16. Семья ралли-рейдовых КАМАЗов пополнилась, безусловно, интересным экземпляром.
17. А вот делать громкие заявления о дальнейшей спортивной карьере капотника КАМАЗ-43509 пока рано.
Почему? На Кагане Николаев приехал восьмым (последним) в зачете грузовиков, и двадцать четвертым в общем зачете. Это, конечно, не результат ни для Николаева, ни для команды.
Впрочем, и «Золото Кагана» для КАМАЗ-Мастера, скорее, учебно-тренировочная гонка. Вот и учились. Учились ездить на новой машине, а новую машину — ездить.
Капотный болид — это немножко (заметно) другая манера пилотирования, другие «повадки» у машины. К ним надо приспосабливаться. Помимо очевидных преимуществ (позвоночник скажет «спасибо»), есть и некоторые недостатки (хуже обзор и т.д.)
Что выберет КАМАЗ и выставит ли свой капотник на Дакаре-2017 — на данный момент интрига. Так понимаем, окончательное решение еще не принято.
Эдуард Николаев о новом капотном грузовике КАМАЗ
К Эдуарду Николаеву на нынешнем «Шёлковом пути» приковано особое внимание – ведь он поведёт в бой новый грузовик «КАМАЗ» капотной компоновки, с которым в команде связывают большие надежды. Возможно, именно так будут выглядеть все грузовики «КАМАЗ-Мастер» на «Дакаре» уже в скором будущем.
В интервью F1News.Ru Эдуард подробно рассказал о преимуществах «капотника» по сравнению с привычным нам гоночным грузовиком, а также о том, как идёт работа над экспериментальной машиной.
Вопрос: Эдуард, вы отправляетесь на «Шёлковый путь» на новом грузовике нетипичной для «КАМАЗа» капотной компоновки. В чём его главные особенности и преимущества? И рассчитываете ли вы на победу, или перед вами другие задачи?
Эдуард Николаев: Конечно, мы все спортсмены, и каждый из нас в душе хочет победить. Такая цель стоит и перед нашим экипажем. Но параллельно, вы совершенно правы, мы испытываем новый грузовик, который радикально отличается от обычного. Дело не только в компоновке. На нём установлен иной двигатель, 13-литровый. Думаю, любители ралли-рейдов знают, что с 2018 года объём моторов будет ограничен 13 литрами, а двигатели Liebherr, которые сейчас использует команда, имеют объём 16,2 литра. Так что мы ищем другой двигатель, и взяли у наших друзей, чехов из Buggyra, опробовать подготовленный ими мотор Caterpillar. На нём они очень хорошо выступают в кольцевых гонках и на дрэг-рейсинге.
Вопрос: Если говорить о выборе компоновки, то какие плюсы даёт капотный вариант грузовика?
Эдуард Николаев: Вы можете видеть, что благодаря капоту кабина на машине смещена назад. За счёт этого экипаж чувствует себя немного комфортнее – он не сидит на передней оси, на кабину передаётся меньшая амплитуда колебаний. Не скажу, конечно, что там очень комфортно, а то некоторые думают, что мы там сидим как на диване! (смеётся) Но если после капотника пересесть в бескапотную машину, то разница чувствуется. Этот комфорт позволяет ехать быстрее на бездорожье. На старой машине в какой-то момент ты доходишь до собственного предела скорости – становится просто невозможно дальше давить на газ, потому что твоя голова перестаёт успевать за телом. На капотном грузовике этот момент наступает позже, а значит ехать можно быстрее. С другой стороны, возрастает и нагрузка на трансмиссию, на подвеску, ведь ей на бездорожье тоже приходится нелегко, и капотная компоновка для неё ситуацию не облегчает. Мы это поняли в Астрахани, уже на второй день ралли-рейда «Золото кагана», когда сломались рессоры. Так что машина требует усиления ряда элементов, и мы над этим серьёзно работали, как раз успели к «Шёлковому пути». Вообще, на этой машине, по сравнению с нашими «КАМАЗами» классической компоновки, используется другая подвеска, другие амортизаторы и рессоры, хотя шасси практически такое же.
Вопрос: Насколько велика разница в технике пилотажа?
Эдуард Николаев: Разница велика, пилоту нужно полностью перестроиться. Перед тобой капот, и это сильно влияет на технику пилотирования. Я даже старался поменьше садиться за руль обычного грузовика, чтобы не потерять навык управления капотником. Вход в поворот, выход, торможение, начало разгона, крены машины – всё другое. Это совсем другой грузовик. Хотя шасси практически такое же, центр масс изменён, развесовка совсем другая, нужно перестраиваться. Нельзя просто сесть с бескапотного грузовика на капотный и сразу показывать хороший результат. На это нужны время и силы. Мы испытывали его в Астрахани, в Казахстане, съездили в Карелию, чтобы посмотреть, как он смотрится на трассах типа WRC, потому что «Дакар» в последнее время склоняется к этому варианту, и в лидеры выходят бывшие гонщики из классического ралли. Поэтому машина очень интересная, мы возлагаем на неё большие надежды, и наш экипаж сделает всё, чтобы показать достойный результат, испытать новую технику. После этого, думаю, она вполне может отправиться на «Дакар».
Вопрос: Обычно детали на «камазовских» грузовиках более-менее взаимозаменяемы, благодаря чему боевая техничка может помогать всем. Но капотник существует в единственном экземпляре. Как решается вопрос с запчастями?
Эдуард Николаев: Если говорить о «Дакаре», то посмотрим по ситуации – как раз эта гонка покажет, куда нам нужно двигаться. Сейчас же большую часть запчастей везу я сам. Конечно, из-за этого наш грузовик тяжелее, чем у сокомандников, так что нам придётся нелегко, но выхода другого нет – все ребята едут на результат, и каждый выполняет свою задачу.
Вопрос: Насколько велика эта разница в весе из-за запчастей?
Эдуард Николаев: Примерно на 200 кг. Для такого маленького 13-литрового мотора, как у нас, это много. Я даже перестал пользоваться кондиционером, чтобы не отбирать мощность у двигателя. Такая ситуация не только у нас – на капотнике нашего конкурента, Жерара де Роя, тоже нет ни кондиционера, ни даже вентилятора. Охлаждаться приходится открытыми форточками, потому что нужно экономить мощность на всём. Для 13-литрового двигателя разница велика, так что через пару лет подобная ситуация ждёт всех. Поэтому мы и ищем новый мотор.
Вопрос: Но двигатель Buggyra – временный вариант?
Эдуард Николаев: Да, на самом деле этот мотор мы взяли у наших чешских друзей именно для испытаний капотника, но поиск постоянного варианта продолжается. Этим занимается наш технический директор, Владимир Иванович Губа, совместно с руководителем команды.
Вопрос: Значит, ваша основная цель – испытания, а не победа на «Шёлковом пути»?
Эдуард Николаев: На самом деле мы всё равно все спортсмены, и будем стараться победить. Если на «Золоте кагана» мы действительно занимались скорее тестами, ехали в щадящем режиме, то теперь, после доработки, наоборот, стараемся поставить машину в как можно более сложные условия, выжать из неё всё. Потому что на «Дакаре» условия могут оказаться любыми.
Вопрос: Что было изменено на машине после гонки в Астрахани?
Эдуард Николаев: Доработана подвеска, а также перенесён интеркулер назад. Он стоял спереди, и мы увидели, что основному радиатору не хватает охлаждения, поэтому мы перенесли его, освободив путь потоку свежего воздуха.
Вопрос: Если на «Шёлковом пути» всё получится, машина себя хорошо зарекомендует, есть ли шанс, что мы увидим на «Дакаре» сразу три капотника от «КАМАЗ-Мастер»?
Эдуард Николаев: Честно говоря, не знаю, это вопрос скорее к руководителю команды, но на мой взгляд – почему бы и нет? Если есть возможность снизить нагрузки на организмы экипажей, то это надо делать. Вообще, изначально это идея руководителя команды Владимира Чагина. А сейчас мы видим, что тот же де Рой просто отказывается использовать грузовики бескапотной компоновки – он говорит, что даже если капотники на «Дакаре» запретят, то он поедет не туда, а в Африку. Это яркий пример. Поэтому мы тоже решили построить такой грузовик, посмотреть, какие он даёт преимущества. Это было не так просто – изначально мы планировали успеть к предыдущему «Дакару», но, по ряду причин, сделать это не удалось, машина была сырая. Но сразу после «Дакара», несмотря на зиму и снег, нашли полигон и начали доработку этого грузовика.
Save
Пять фактов о новом капотном грузовике КАМАЗа — Российская газета
Что мы еще не знали о новом капотном грузовике команды «КАМАЗ-мастер»
С Красной площади Москвы 8 июля стартует шестой выпуск престижного ралли-марафона «Шелковый путь», участниками которого стали ведущие гонщики мира.
Серьезные испытания пройдет во время марафона, проложенного от Москвы до Пекина, новый капотный грузовик известной российской команды «КАМАЗ-мастер», созданного по последней гоночной моде.
Мы выяснили, какие принципиально важные изменение внесли инженеры, спонсоры и пилоты команды в новую машину.
Машина в черном
Автомобиль, с которым связано столько надежд на новые победы, легко будет узнать не только по «мужественным» и даже агрессивным формам, но и по необычному цвету. Вместо привычно ярко синей окраски, из-за которой собственно российскую команду называют «синей армадой», капотник предстанет в монохромном черном «смокинге». «Переодеться» в привычную форму боевой КАМАЗ сможет только после удачных тестов. В команде рассчитывают, что к «Дакару» боевая машина будет полностью готова.
Это была идея спонсора, по задумке которого тестовый боевой грузовик должен привлечь внимание. Так и случилось. Не успел новый «КАМАЗ» появиться в сервисном парке гонки, разбитом на московском олимпийском стадионе «Лужники», как команду уже засыпали вопросами: «А почему вы в черном?»
«Значит, сработало! — доволен менеджер команды Сергей Савостин. С его слов, под черным одеянием скрывается привычный камазовский «комбинезон». Если испытания будут успешными, к «Дакару» боевой грузовик обязательно «переоденется».
Почему Николаев?
Вопрос, кому сесть за руль экспериментального грузовика, в команде даже не стоял. Известный камазовский пилот, чемпион «Дакара» Эдуард Николаев сам вызвался тестировать новый «КАМАЗ». Как говорит Сергей Савостин, у пилота проснулся интерес к новой машине, ему нравится доводить ее до ума.
Новый капотник давался нелегко. «Одно дело спроектировать его на бумаге, собрать, другое — научить машину ездить так, как нам надо. Одним словом, мы над ней попотели. До сих пор мы были уверены, что наша команда знает о технике все, ведь у нас такой опыт! Теперь мы не так категоричны».
С «комфортом»
Несмотря на то, что комфорт (в привычном понимании этого слова) на гонке понятие относительное, все раллийные команды стремятся к тому, чтобы их экипажи как можно лучше чувствовали себя в кабинах боевых машин. Усталые спортсмены не могут бить рекорды. От того, какие условия будут в кабине, напрямую зависит и здоровье экипажа. Компрессионный перелом позвоночника — самая распространенная травма среди раллийных гонщиков. Члены команды «КАМАЗ-мастер» старшего поколения знают об этом не понаслышке. Новый камазовский капотник должен совершить в плане комфорта настоящую революцию. Благодаря размещению кабины практически в середине колесной базы, экипаж должен испытывать существенно меньшие вертикальные нагрузки и удары, чем экипаж бескапотного автомобиля, располагающегося непосредственно над передней осью.
Правда, дакаровский чемпион Эдуард Николаев смеется, что он выжмет из машины все соки. «Будем гнать так, чтобы испытывать привычные нагрузки».
Под капотом и не только
Техническому директору, инженеру команды Владимиру Губе задали новую задачу — перераспределить развесовку машины согласно новому дакаровскому регламенту. По его словам, машину спроектировали с симметричной развесовкой, то есть равномерно распределили нагрузки на переднюю и заднюю оси (согласно регламенту, общий вес грузовика должен составлять 8,5 тонн). Это большой плюс для машины. Благодаря этому балансу, автомобиль, как минимум, мог бы равномерно приземляться после прыжка с трамплина. И хорошо слушаться в песках. Сейчас, к сожалению, в короткие сроки придется все переделывать, разгрузив заднюю ось в ущерб передней.
«Слепой» спуск
Как показали первые тесты, капотная компоновка позволяет лучше контролировать поведение автомобиля. Блестящие результаты боевой грузовик показывает на бездорожье, на так называемых «ходовых» (где можно развивать максимальную скорость до 140 километров в час) спецучастках, где ориентация в пространстве играет важную роль. Но… Зато серьезно пострадал обзор в дюнах. Правда, раскрыл хитрость менеджер команды Сергей Савостин, когда машина взбирается на гребень дюны, пилот, вне зависимости от того — капотный это автомобиль или нет, видит только небо. «И вот тут выручает боковое окно, — говорит он. — Только тогда можно понять, когда сбросить газ, чтобы не слететь с дюны вниз головой».