Пневмоколесный кран КС-5363. Схема электрическая принципиальная
Пневмоколесный кран КС-5363. Схема электрическая принципиальная
С2 — генератор постоянного тока П62, 11,5 кВт;М — электродвигатель переменного тока А2-72-4, 30 кВт, 380 В;
Gl, LG1 — электродвигатель постоянного тока ДК-309Б 50 кВт с вспомогательной обмоткой;
Ml, LM1 — электродвигатель постоянного тока ДК-309А, 46 кВт с вспомогательной обмоткой;
М2, LM2 -электродвигатель постоянного тока П62, 14 кВт с вспомогательной обмоткой;
М3,М4, LM3, LM4 — электродвигатели постоянного тока ДК-309Б, 50 кВт с вспомогательными обмотками-
М5 LM5 — электродвигатель постоянного тока П62, 8кВт с вспомогательной обмоткой; LM6 — независимая обмотка электродвигателя М2:QF1-выключатель автоматаческий А3114/1 на 100 A;
QF2 — выключатель автоматический А3163 на 50 А; Ш1,
КМ2 — контакторы КПВ-603 на 160 А; ШЗ-Ш5 — контакторы КТПВ-623 на 160 А;
КМ7 — контактор КТПВ-622 на 100A;
KM8-KM10 — контакторы МК1-10 на 40 А;
КМ11 — контактор КП-102-Ана 75 А;
КМ6, КМ20, КМ13, КМ14, КМ16, КМ17 — контакторы МК1-44 на 10 А;
КТ1-КТ6 — реле времени РЭВ-811; КА1—КА6 — реле максимального тока РВ-571;
SQ1 — выключатель конечный ВПК-2110;
SQ2 — выключатель конечный КУ-701;
SQ3-SQ6 — выключатели конечные ВУ-250А;
SQ7, SQ8 — выключатели конечные ВК-200А;
SAL, SA2 — ко-мандоконтроллеры 1203;
SA3—SA6 — универсальные переключателиУП5313/С322;
Ql, Q2 — пакетные выключатели ПВМ2-10, исп. 3;
R1,R2 — ящики сопротивлений НФ-1, кат. № 2ТД.754.005.4;
YB1-YB5 — тормозные электромагниты МП-201 на 220 В; SB1-SB14 — кнопки управления КЕ-011;
SB16, SB17 — кнопки управления ПКЕ-212-2;
R3-R10 — ящики сопротивлений ЯС-3;
PV1, PV2 — вольтметры М-4200, 0-300 В;
PAL PA2 — амперметры М-4200, 0-100 А;
ХА1-ХА10 — кольцевые токосъемники К-3112А;
ЕН1 — электропечь ПЭТ-7;
ЕН2-ЕН5 — обогреватели стекол ЭТ-44;
EL1 — прожектор ПЗМ-25;
UZ — одноякорный преобразователь ОП120Ф2;
L1 — обмотка одно-якорного преобразователя;
BE — сельсин приемник БС-484А на 100 В, 11 Вт;
ВС — сельсин датчик БД-404А на ПО В, 11 Вт;
КМ18 — контактор КП-1002А; КМ19 — магнитный пускатель ПА-411;
КМ20 — контакт ограничителя грузоподъемности;
RP1 — реостат;
остальное — контакты
Представленные в данном разделе схемы, сканированы из различных учебников, справочников и т.д.
По этим схемам, можно ознакомится с общими принципами рабты механизмов, но для работы (ремонт, наладка …) использовать их не рекомендуется, так как не гаранитрована их достоверность.
Технические характеристики пневмоколесного крана КС-5363: гидравлическая система, ходовая, устройство, схема, фото и видео | Строительная техника
Силовая установка крана представлена двухтактным дизельным четырехцилиндровым и электрическим силовым агрегатом, двумя генераторами электричества. В составе кинематической схемы лебедки: электродвигатель, редуктор, муфта, колодки тормозов и барабан с венцом из зубьев.
Достаточная удаленность колес друг от друга балансирует устойчивость крана и его стабильность при выполнении рабочих операций.
Грузовысотные показатели техники модели КС-5363:
Допускается установка решетчатых удлинителей длиной 5 или 10 метров.
Кран КС-5363 оборудуется базовыми и дополнительными приспособлениями. Базовые приспособления:
Устанавливается также стрела с решетчатым удлинителем, башенное устройство, вылет которого может достигать 17,1 м.
Разные части оборудования приводятся в действие системами электрического, механического и гидравлического регулирования. Механическое реализуется пультом, регулирующим работу опор, колес, тормозной системы и коробки отбора мощности.
Гидравлическая система реализует подъемные крановые операции. Электрический двигатель регулирует работу крана и лебедки. Запас прочности сообщают технике цельносварная рама и ведущие оси базового шасси.
Разные части оборудования приводятся в действие системами электрического, механического и гидравлического регулирования. Механическое реализуется пультом, регулирующим работу опор, колес, тормозной системы и коробки отбора мощности.
Гидравлическая система реализует подъемные крановые операции. Электрический двигатель регулирует работу крана и лебедки. Запас прочности сообщают технике цельносварная рама и ведущие оси базового шасси.
КС-5363 технические характеристики
Пневмоколесный башенно-стреловой кран КС-5363 применяется в процессе строительства сооружений и работы с габаритными материалами. Производился до 1994 года в Одессе.
Устройство и преимущества
За весь цикл серийного производства было разработано и выпущено несколько модификаций пневмоколесного крана КС-5363 с маркировкой А, Б, В, Д, Е.
Силовая установка крана представлена двухтактным дизельным четырехцилиндровым и электрическим силовым агрегатом, двумя генераторами электричества. В составе кинематической схемы лебедки: электродвигатель, редуктор, муфта, колодки тормозов и барабан с венцом из зубьев.
Преимущества крана КС-5363:
Кран КС-5363
- производительность не снижается при работе от дизельного генератора;
- простое и доступное обслуживание;
- возможность использования вспомогательных приспособлений;
- поворот платформы при отсутствии материалов на крюке;
- простота управления благодаря пневмоколесной системе;
- доступность запчастей для ремонта.
Достаточная удаленность колес друг от друга балансирует устойчивость крана и его стабильность при выполнении рабочих операций.
Технические и грузовысотные параметры
Технические характеристики крана КС-5363:
Габариты крана КС-5363
- темп подъема грузозахватного устройства – 7,5-9 м/мин;
- темп опускания – 0,7-9;
- количество оборотов поворотной платформы в минуту – 0,1-1,3;
- скорость движения своим ходом в час – 20 км;
- двигатель – ЯМЗ-М204А;
- мощность силового агрегата – 180 л.с.;
- мощность электрического агрегата – 166 кВт;
- эксплуатационная масса оборудования – 33 тонны;
- вес противовеса – 4 тонны.
Грузовысотные показатели техники модели КС-5363:
Грузовысотные характеристики автокрана КС-5363
- наибольшая масса груза на опорах с наименьшим и наибольшим вылетом крюка – 25 тонн и 3,3 тонны;
- максимальная масса поднимаемого груза без крюка на максимальном и минимальном вылете – 2,1 и 7,5 тонн;
- вылет крюка – 2,5-13,8;
- длина стрелы – 15 или 17,5 м;
- высота подъема груза на минимальном и максимальном вылете – 16,3 и 6,4 м;
- грузоподъемность в движении – 14 тонн.
Допускается установка решетчатых удлинителей длиной 5 или 10 метров.
Система гидравлики
Система гидравлики грузоподъемного крана КС-5363 основана на насосном устройстве марки НШ-32Э с параметром производительности 35 л/минуту и рабочим давлением 10,5 МПа. В систему также входят цилиндры, гидробак и другие узлы.
Механизм работы заключается в подаче масла в помпу из гидробака, откуда затем оно следует к цилиндрам после распределительного этапа. В последних поддерживается давление благодаря специальным клапанам. Созданное давление и масло оказывают влияние на поршень, что и приводит его в действие.
Гидравлическая система пневмоколесного крана КС 5363
Ходовая часть
Эту часть машины представляют несколько мостов. На каждую ось приходится 4 колеса, всего две оси. Для повышения грузоподъемных характеристик установлены выносные гидравлические опоры, благодаря которым база техники расширяется на 80 см.
Задний мост приводит в действие все колеса. Перевозку оборудования осуществляют буксировкой или железнодорожной платформой. В первом случае кран нужно складывать, во втором – снимать колеса и стрелу.
Ходовая часть крана КС-5363
Оборудование
Кран КС-5363 оборудуется базовыми и дополнительными приспособлениями. Базовые приспособления:
- стрела – 15 м;
- главный канат – 21 мм диаметра и 140 метров длины;
- дополнительный канат – 21 мм диаметра и 95 м длины.
Основная стрела крана КС-5363
Сменные устройства и их параметры:
- сменная стрела – 20-30 метров;
- вылет сменной стрелы – 5,5-26,3 метров;
- максимальный подъем груза на опорах – от 0,5 тонн до 16,2 тонн.
Устанавливается также стрела с решетчатым удлинителем, башенное устройство, вылет которого может достигать 17,1 м.
Система управления
Гидравлическая схема управления крана КС-5363
Разные части оборудования приводятся в действие системами электрического, механического и гидравлического регулирования. Механическое реализуется пультом, регулирующим работу опор, колес, тормозной системы и коробки отбора мощности.
Гидравлическая система реализует подъемные крановые операции. Электрический двигатель регулирует работу крана и лебедки. Запас прочности сообщают технике цельносварная рама и ведущие оси базового шасси.
Кабина оператора крана
Во фронтальной части кабины крана КС-5363 расположена приборная панель. На ней установлен термометр, манометр, ампер- и вольтметр, переключатели и рычаги. По две стороны от панели расположены контроллеры, приборы отбора мощности, с одной стороны – рулевое управление.
В кабине КС-5363 работает электрический обогреватель, есть возможность прогрева стекол, установлены вентилятор, стеклоочистители. Кресло оператора регулируется по высоте и степени откидывания спинки.
Кабина управления крана КС-5363
Видео по теме: КС-5363
avtokrany.guru
гидравлическая система, ходовая, устройство, схема
Подъёмная машина КС-5363 выпускалась до 1994 года в Украине. Производителем являлся Одесская компания.
Преимущества и особенности стрелового крана КС-5363
Существенными плюсами крана являются:
- устройство не теряет эффективности при работе от встроенного дизельного генератора;
- простота и дешевизна сервиса;
- позволяет использовать грейфер с ковшом;
- поворотность платформы, когда на крюке нет груза;
- пневмоколёсная система делает кран весьма лёгким в управлении;
- баланс и устойчивость обеспечивают колёса, которые достаточно далеко удалены друг от друга.
- Доступность запчастей, что делает кран КС-5363 простым в обслуживании.
Данная техника на пневмоколесном ходу является одной из самых востребованных в строительной области. КС-5363 активно используют для погрузки и разгрузки габаритного товара, а также непосредственно для возведения зданий.
За весь производственный цикл украинский завод поставил на рынки целую массу модификаций, которые маркировались буквами А, Б, В, Д, Е. К модификационным буквенным обозначениям иногда добавлялись символы М и АМ. Это указание на то, что данные модели стреловых кранов выпущены по исключительному заказу армии. Они подвергались ужесточенному контролю качества и апробации при личном участии представителей оборонного ведомства. Такое пристальное внимание объяснялось тем, что КС-5363 нередко использовали для работы с особо важным оружием.
Устройство
Различные механизмы оборудования управляются тремя системами:
- механической;
- гидравлической;
- электрической.
Механическое управление — это пульт, отвечающий за функционирование тормозов, коробки передач, колёс и опор.
Гидравлическое управление — это комплекс элементов, отвечающих за работу подъёмного оборудования.
Схема крана КС-5363
Электрическое управление базируется на генераторах постоянного тока. Электрический двигатель отвечает за работу двигателей лебёдки и за передвижение крана. Генератор и дизель соединены в систему, а для работоспособности дизеля применены два аккумулятора. Для подъёма грузов используются основная стрела решётчатого типа и дополнительный 15-метровый гусек. Особую прочность конструкции с грузом обеспечивает цельная рама и две ведущих оси шасси.
Гидравлическая система
Гидравлическая система управления КС-5363 базируется на шестеренном насосе НШ-32Э. Его основные характеристики:
- производительность 35 л/мин.;
- давление 10.5 МПа.
Кроме насоса важными составляющими являются гидробак, насос, аккумулятор, трубопроводы и исполнительные цилиндры. Действие начинается с того, что из гидробака в насос поступает масло. Оттуда оно попадает в специальный распределитель, а через него к исполнительным цилиндрам.
Распределитель снабжён клапаном, который обеспечивает давление в цилиндре. В нём масло оказывает воздействие на поршень, заставляя его двигаться и приводить в работу механизм.
Особенности ходовой
Ходовая часть машины КС-5363 состоит из пары мостов. В систему входит 8 колёс по 4 на ось. Задний мост отдаёт привод на все колёса, а передний только на внутренние. Здесь же присутствуют гидроопоры выносного типа. Они увеличивают базу устройства с на 80 сантиметров и служат для повышения грузоподъёмности.
Передний мост
Перевозка крана может производиться двумя способами:
- буксировкой тягачом, и тогда механизм необходимо сложить;
- на железнодорожной платформе, и тогда следует снять стрелу и колеса.
Базовые технические характеристики
Технические характеристики пневмоколесного крана КС 5363 представлены в таблице:
Характеристики | Ед. измерения | Данные |
Высота крана | м | 3,9 |
Длина крана | м | 20,3 |
Ширина крана | м | 3,3-4,2 |
Масса крана | т | 33 |
Грузоподъемность с гидроопорами | т | 3,3-30 |
Грузоподъемность без опор | т | 2-14 |
Нагрузка на гидравлическую опору | кН | 324 |
Нагрузка на колесную ось | кН | 174 |
Скорость перемещения | км/ч | 19,5 |
Вылет крюка | м | 2,5-15,9 |
Высота подъема | м | 6,4-16,3 |
Скорость подъема | м/мин | 0,7-9 |
Модель двигателя | ЯМЗ-М204А | |
Мощность двигателя | л.с. | 180 |
Оборудование, его виды и технические параметры
Техника КС-5363 комплектуется основным и сменным оборудованием. К основному относятся решётчатая стрела и канаты, а к сменному — удлиненные стрелы, устройства с гуськами, а также башенно-стреловые элементы.
Основное
Характеристики | Ед. измерения | Данные |
Длина стрелы | м | 15 |
Диаметр главного каната | мм | 21 |
Длина главного каната | м | 140 |
Диаметр вспомогательного каната | мм | 21 |
Длина вспомогательного каната | м | 95 |
Сменное
Наименование характеристики | Удлиненные стрелы | Стрелы с гуськом | Башенно-стреловое приспособление | |
На основной подвеске | На вспомогательной подвеске | |||
Длина сменной стрелы, м | 20 — 30 | 20 — 30 | 20-30 | 10 |
Высота башни | — | — | — | 20 — 30 |
Вылет сменной стрелы, м | 5,5-26,3 | 5,5-14,2 | 13,4-23,7 | 10,5 — 17,2 |
Грузоподъемность с опорами, т | 0,5 — 16,2 | 1 — 13,5 | 0,5 4,2 | 1,9 — 5,5 |
Грузоподъемность без опор, т | 0,3 — 6 | 0,5 — 5 | 0,5 — 2 | 0,4 — 3,5 |
Высота подъема крюка, м | 10,2 — 23,9 | 15 — 28,9 | 16,4 — 30,5 | 22,1 — 38,2 |
Скорость подъема и опускания, м/мин | 1,5 — 11 | — | — | 3 — 22 |
magistraltrade.ru
КС-5363 Википедия
КС-5363 | |
---|---|
Кран на стройке в Новосибирске | |
Тип крана | Пневмоколёсный кран стрелового типа, дизель-электрический |
Максимальная грузоподъёмность главного подъема | 25 т (без опор: 14 т) / 36 т |
Максимальная грузоподъёмность вспомогательного подъема | 5 т[1] |
Максимальная высота подъёма | 36,2 м/ 50 м |
Максимальная глубина опускания | 5 м |
Уклон (град) | до 13 °[2] |
Зона работы всех видов рабочего оборудования | 360 ° |
Масса крана | 33 т |
Масса противовеса | 4 т |
Двигатель | ЯМЗ-А204М, дизельный |
Изготовитель | ОЗТК, г. Одесса |
Страна-производитель | |
Выпущено | ~ 6972 ед.[3] |
КС-5363 — серия стреловых кранов на пневмоколёсном ходу грузоподъёмностью от 25 тонн до 36 тонн. Краны этой серии были разработаны одесским ГСКТБ ТК в начале 1970 годов и выпускались начиная с 1971 года и до середины 1990-х годов[4].
Краны предназначены для выполнения монтажных и погрузочно-разгрузочных работ с массой грузов до 25 т (36 т у модификаций)
История[ | ]
КС-5363 — Википедия
КС-5363 | |
Кран на стройке в Новосибирске | |
Тип крана | Пневмоколёсный кран стрелового типа, дизель-электрический |
---|---|
Максимальная грузоподъёмность главного подъема | 25 т (без опор: 14 т) / 36 т |
Максимальная грузоподъёмность вспомогательного подъема | 5 т[1] |
Максимальная высота подъёма | 36,2 м/ 50 м |
Максимальная глубина опускания | 5 м |
Уклон (град) | до 13 °[2] |
Зона работы всех видов рабочего оборудования | 360 ° |
Масса крана | 33 т |
Масса противовеса | 4 т |
Двигатель | ЯМЗ-А204М, дизельный |
Изготовитель | ОЗТК, г. Одесса |
Страна-производитель | СССР СССР → Украина |
Выпущено | ~ 6972 ед.[3] |
КС-5363 — серия стреловых кранов на пневмоколёсном ходу грузоподъёмностью от 25 тонн до 36 тонн. Краны этой серии были разработаны одесским ГСКТБ ТК в начале 1970 годов и выпускались начиная с 1971 года и до середины 1990-х годов[4].
Краны предназначены для выполнения монтажных и погрузочно-разгрузочных работ с массой грузов до 25 т (36 т у модификаций)[4]. Кинематическая схема даёт возможность одновременно совершать две различные рабочие операции[5].
История
Модификации
- КС-5363 — базовая модель, для умеренного климата (от −40 °C до +40 °C).
- КС-5363А — первая модификация.
- КС-5363М, КС-5363АМ — армейские модификации. Производились под заказ МО СССР. Предназначены для работы как с обычными, так и с военными разрядными грузами, в том числе стратегического ядерного оружия[6]. Каждый из созданных кранов этих моделей проходил перед отправкой тщательную приёмку представителей МО[7]. По состоянию на 2000 год в Военно-Морском флоте России числилось 63 таких крана, из которых только 17 — были рабочими[6].
- КС-5363Б — вторая модификация. Модель оснащена устройством «УПГ», повышающим грузоподъёмность крана с 25 т до 40 тонн. В его состав входит А-образная стойка-мачта, которая посредством канатов держит вспомогательный 9-тонный противовес. Этот противовес придвигается к платформе, когда кран переводится в транспортное положение
- КС-5363В — третья модификация, развитие КС-5363Б, грузоподъёмность 36 т. Модель содержит устройство «УПГ». Дополнительный противовес в этой модели удерживается посредством канатов, которые закреплены на 2-ногой стойке и на прикреплённой к платформе выносной рамке[8].
- КС-5363Д — четвёртая модель серии, грузоподъёмность 36 т.
- КС-5363Е — пятая модель серии, грузоподъёмность 36 т.
- КС-5363ХЛ — модификация (северная), для работы в северных районах с низкими температурами. Конструкции модели выполнены из спец. марок сталей с гарантированной ударной вязкостью при −70 °C, а узлы механизмов крана — улучшены и их отличает повышенная надёжность[2].
- КС-5366 — последняя выпускавшаяся модификация: грузоподъёмность 36 т, гидравлический привод стреловой лебёдки и механизма поворота.
Технические характеристики
Характеристики крана приведены в карточке[2].
Габариты
Общая длина | 20,3 м |
Ширина (с опорами) | 3,3 м (4,2 м) |
Высота | 3,9 м |
Конструкция
Поворотная платформа
Поворотная рама — сварная балочно-коробчатая конструкция[9]. В качестве механизма, связывающего ходовую часть и поворотную раму, в кране применено двухрядное шариковое опорно-поворотное устройство[2]. Также может применяться однорядное устройство шарикового типа (с наружным зацеплением) с диаметром 1900 мм[9].
Кабина управления
Кабина управления — одноместная из стального листа, отапливаемая и вентилируемая[9]. Внутри установлены кнопки и два командоконтроллера, с помощью которых производится управление краном[2]. Кабина управления крана унифицирована с кабиной КС-6362.
В модели КС-5363ХЛ кабина управления снабжена очистителями стёкол и нагревательной системой[2], а у модели КС-5363Б — была улучшена звукоизоляция и теплоизоляция[8].
Привод крана
Привод — дизель-электрический, многомоторный, выполнен по схеме «генератор-двигатель» (Г-Д)[4]. Питание может осуществляться как от внешней электросети (380 В), так и от силовой установки[5]. В качестве основного двигателя используется дизельный ЯМЗ-А204М[4]. В более поздних моделях стал применяться ЯМЗ-236М с жидкостным охлаждением.
Генераторов — два: основной (ДК309Б, 50 кВт) и дополнительный (П62, 14 кВт). Основной питает механизм передвижения и электродвигатели лебёдок, а дополнительный — цепи управления и механизм поворота. Главный генератор и дизель соединены центробежной муфтой[5].
У крана КС-5363ХЛ система запуска основного двигателя снабжена дополнительными аккумуляторами. Последние располагаются в утеплённом отсеке, на раме[2]. Модификация КС-5363Б содержит улучшения в цепях возбуждения обмоток электрических двигателей[8].
Механизм передвижения
Устройства безопасности
На кране установлены предохранительные устройства, обеспечивающие безопасность при его работе: ограничитель грузоподъёмности; концевые выключатели ограничения подъёма крюков и стрелы; упор стрелы; указатели вылета стрелы, гуська, угла поворота при движении, наклона крана; звуковые и световые сигналы[2]; обратные клапаны. В качестве ограничителя грузоподъёмности применяется устройство ОГП-1[2] или ОГБ-2[9].
Ходовая часть
Ходовая рама — цельносварная, балочная[9]. Шасси крана — пневматическое, двухосное. Обе оси ходовой являются ведущими. Колёса (с шинами типа 14.00 R20[9]), смонтированные на обеих осях — сдвоенные. Мосты — автомобильного типа. Передний мост — управляемый, снабжённый балансирной подвеской[2]. Задний мост является ведущим и снабжён планетарными передачами и коническо-цилиндрическим редуктором (2-ступенчатый)[9].
У задней оси жёстко-балансирная подвеска, а на передней установлена жёсткая[9]. Из четырёх колёс переднего моста ведущими являются только внутренние. На плохих дорогах они могут блокироваться с внешними колёсами. Плавное трогание и широкий диапазон переключения передач обеспечиваются благодаря тяговому электродвигателю с 2-х скоростной коробкой передач[2].
Рулевое управление краном — механическое, с гидроусилителями. Тормозная пневмосистема построена на колодочных колёсных тормозах и стояночном ленточном тормозе (нормально-замкнутый). Последний действует на планетарную передачу, с пневматическим или гидравлическим управлением[9].
Выносные опоры
Кран оборудован четырьмя аутригерами[2]. Опоры — Х-образные. Поворот опор осуществляется вручную, а подъём/опускание — при помощи гидравлических цилиндров. Последние оснащены гидрозамками и стопорными гайками[9].
В модели КС-5363Б, по сравнению с предыдущими, база аутригеров была увеличена. Также были добавлены дублирующие рукоятки, управляющие их гидравлическими цилиндрами[8].
Стреловое оборудование
Рабочая стрела КС-5363 — решётчатой конструкции, шарнирно-складывающаяся. Пояса и раскосы стрелы выполнены из углеродистых уголковых сталей[9]. Длина стрелы в базовом исполнении — 15 метров. Стрела может наращиваться посредством промежуточных секций-вставок — до 30 метров[4]. Дополнительно на стрелу может быть установлен гусёк-удлинитель (управляемый или неуправляемый)[10]. На оголовке стрелы располагаются четыре колеса — для перевода крана в рабочее положение из транспортного (и обратно) без помощи вспомогательного крана[4].
Помимо стрелового исполнения, кран КС-5363 может работать и с башенно-стреловым оборудованием[4]. В этом случае на башню монтируется управляемый гусёк: на 15-метровую башню ставится гусёк длиной 15 метров, а на более высокие башни (20 и 25 м) — монтируются гуськи длиной 10, 15, либо 20 метров. Все стреловые элементы и элементы гуськов имеют пальцевое, быстроразъёмное соединение[10]. При погрузочных работах с сыпучими грузами может подвешиваться двухканатный грейфер, вместимостью до 2 м³[1].
В модификации КС-5363Б был добавлен гусёк-удлинитель (15 метров) и внедрена 2-кратная запасовка на грузовом полиспасте (при стрелах длиной 15, 17.5 и 20 метров)[8].
У модели КС-5363В основная стрела может наращиваться (с шагом 2.5 м) вплоть до 32.5 метров. На стрелу крана может монтироваться гусёк длиной 10 или 15 метров. В башенно-стреловом исполнении на башню (от 15 м до 32.5 м) ставится управляемый гусёк (длина 10, 15 или 20 метров). На всех стрелах и со всеми башнями горизонтальное перемещение грузов достигается благодаря специальной запасовке. При этом грузовой канат крепится на барабанах 2-х лебёдок[8].
Эксплуатация: монтаж-демонтаж, транспортировка
Транспортировка
Краны серии КС-5363 на большие расстояния перевозят следующими способами[1]:
- По автодорогам. Кран перевозят при помощи тягача на буксире (20 км/ч). Для этого он оборудован прицепным устройством.
- По железной дороге. При перевозке по железной дороге кран разбирается на узлы: демонтируется рабочая стрела и снимаются колёса. Перевозка крана осуществляется на железнодорожной четырёхосной платформе (60 т). Погрузка на железнодорожную платформу производится краном грузоподъёмностью от 20 тонн.
Происшествия с КС-5363
- 30 мая 2005 года в Якутске на строительстве второй очереди крытого рынка при подъёме краном КС-5363 банки с бетоном произошла авария. Выяснилось, что во время подъёма груза два аутригера (с правой стороны) провалились под землю. Затем стрела крана ударилась в стену перекрытия второго этажа строящегося рынка. После чего произошло разрушение стрелы, повреждения получили гусёк, корневая и промежуточная секции. По результатам расследования установлен комплекс причин: «отсутствие у компании-застройщика проекта производства СМР краном»; «не было принято во внимание весеннее оттаивание грунта — ни при подготовке, ни в процессе производства работ краном»; «плохая организация производства работ краном»; «не было инструктажа обслуживающего кран персонала»; «эксплуатация крана была запрещена инженером по надзору»; «крановщик приступил к работе, находясь в состоянии алкогольного опьянения, не проверив состояние площадки для установки крана, то есть нарушил требования Производственной инструкции для крановщиков (машинистов) по безопасной эксплуатации стреловых самоходных кранов».
- 26 июня 2010 года на производственной площадке Тульской области при разгрузке грузового автомобиля краном КС-5363В произошла авария крана. Авария произошла в городе Суворов. С автомобиля рабочие разгружали листовой металл. В разгрузке дополнительно участвовал работник, официально не оформленный в компании (работал по устной договорённости). Во время разгрузки стреловой канат крана оборвался. После чего стрела упала на разгружаемую машину. В результате смертельную травму получил привлечённый по устному договору работник[11][12]. Саму компанию впоследствии подвергали административному наказанию — приостанавливали на 60 суток деятельность двух грузоподъёмных кранов[13].
- 20 октября 2010 года в Великом Новгороде при проведении ремонтных работ на одном из мостов произошла авария КС-5363. Кран опрокинулся и повредил трубу газопровода низкого давления. В результате на 12 с лишним часов микрорайон Волховский (население 3 тысячи человек) остался без газа, а машинист крана с травмами госпитализирован. Следователями проводится проверка[14].
- 22 марта 2011 года в Минске на территории образовательного учреждения при перемещении железобетонных блоков краном КС-5363 произошла авария. В результате никто не пострадал. Сам кран опрокинулся и повредил ограждение из металла и крышу детской беседки. Причины выясняются[15].
- 14 апреля 2012 года на строительстве жилого дома в Новосибирске при подаче железобетонной плиты краном КС-5363 произошла авария крана со смертельным исходом. В результате двое рабочих погибли. Как оказалось, при подаче оборвался стреловой канат. После чего произошло падение рабочей стрелы на перекрытие строящегося дома, где в то время находились рабочие, скончавшиеся вследствие полученных от удара стрелой несовместимых с жизнью травм. Специалистами Ростехнадзора было проведено расследование, которое показало, что основными причинами аварии стали три: «нахождение рабочих в опасной зоне работы крана»; «использование стрелового каната, подлежащего выбраковке» и «эксплуатация крана, имеющего неисправности»[16].
Примечания
- ↑ 1 2 3 Пневмоколесный кран КС-5363: описание и технические характеристики — Techstory.ru
- ↑ 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 Б. М. Вейнблат, И. И. Елинсон, В. П. Каменцев: — Краны для строительства мостов, 3-е изд., М.: Транспорт, 1988, 240с, ISBN 5-277-00091-7
- ↑ Кран КС-5363. Зав. номер 6972 — Techstory.ru
- ↑ 1 2 3 4 5 6 7 Пневмоколесные краны КС-5363, КС-5366 и модификации — Techstory.ru
- ↑ 1 2 3 Строительные краны: Справочник /В. П. Станевский, В. Г. Моисеенко, Н. П. Колесник, В. В. Кожушко; Под общ. ред. к.т. н. В. П. Станевского — К.: Будiвельник, 1984 — 240с.
- ↑ 1 2 «Курск» погубили подъемные краны — Vesti.Ru, 22.09.2000
- ↑ Н. Н. Андриенко: Стреловые самоходные краны (в 2-х книгах), Одесса: Астропринт: 2001, 704с
- ↑ 1 2 3 4 5 6 7 Б. Ф. Белецкий, И. Г. Булгакова — Строительные машины и оборудование: Спр-е пособие, Ростов-на-Дону: Феникс, 2005, 608с., ISBN 5-222-06968-0
- ↑ 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 Инструкция по эксплуатации и ремонту крана КС-5363
- ↑ 1 2 Паргаманик И. М. Грузоподъёмные краны стрелового типа: Справ. пособие — М.: Энергоатомиздат, 1992 — Библиотека тепломонтажника — 141с.
- ↑ Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору информирует об авариях и несчастных случаях со смертельным исходом, произошедших с 18 июня по 10 июля, по которым проведено расследование (недоступная ссылка)
- ↑ Вести Промышленной безопасности — Хроника аварий
- ↑ Постановление от 2 ноября 2010 года — Суворовский районный суд (Тульская область)
- ↑ МЧС: Газоснабжение микрорайона Великого Новгорода восстановлено — «ИА СеверИнформ», 21.10.2010
- ↑ В Минске кран упал на детскую беседку — «Народная Газета», 23.03.2011 Архивная копия от 9 мая 2012 на Wayback Machine
- ↑ Ростехнадзор выяснил причины гибели рабочих на стройке — Сибкрай.ру, 13.06.2012
Ссылки
КС-5363 Википедия
КС-5363 | |
---|---|
Кран на стройке в Новосибирске | |
Тип крана | Пневмоколёсный кран стрелового типа, дизель-электрический |
Максимальная грузоподъёмность главного подъема | 25 т (без опор: 14 т) / 36 т |
Максимальная грузоподъёмность вспомогательного подъема | 5 т[1] |
Максимальная высота подъёма | 36,2 м/ 50 м |
Максимальная глубина опускания | 5 м |
Уклон (град) | до 13 °[2] |
Зона работы всех видов рабочего оборудования | 360 ° |
Масса крана | 33 т |
Масса противовеса | 4 т |
Двигатель | ЯМЗ-А204М, дизельный |
Изготовитель | ОЗТК, г. Одесса |
Страна-производитель | СССР → Украина |
Выпущено | ~ 6972 ед.[3] |
КС-5363 — серия стреловых кранов на пневмоколёсном ходу грузоподъёмностью от 25 тонн до 36 тонн. Краны этой серии были разработаны одесским ГСКТБ ТК в начале 1970 годов и выпускались начиная с 1971 года и до середины 1990-х годов[4].
Краны предназначены для выполнения монтажных и погрузочно-разгрузочных работ с массой грузов до 25 т (36 т у модификаций)[4]. Кинематическая схема даёт возможность одновременно совершать две различные рабочие операции[5].
История
Модификации
- КС-5363 — базовая модель, для умеренного климата (от −40 °C до +40 °C).
- КС-5363А — первая модификация.
- КС-5363М, КС-5363АМ — армейские модификации. Производились под заказ МО СССР. Предназначены для работы как с обычными, так и с военными разрядными грузами, в том числе стратегического ядерного оружия[6]. Каждый из созданных кранов этих моделей проходил перед отправкой тщательную приёмку представителей МО[7]. По состоянию на 2000 год в Военно-Морском флоте России числилось 63 таких крана, из которых только 17 — были рабочими[6].
- КС-5363Б — вторая модификация. Модель оснащена устройством «УПГ», повышающим грузоподъёмность крана с 25 т до 40 тонн. В его состав входит А-образная стойка-мачта, которая посредством канатов держит вспомогательный 9-тонный противовес. Этот противовес придвигается к платформе, когда кран переводится в транспортное положение[8]. Модель имеет ряд других улучшений (см. ниже).
- КС-5363В — третья модификация, развитие КС-5363Б, грузоподъёмность 36 т. Модель содержит устройство «УПГ». Дополнительный противовес в этой модели удерживается посредством канатов, которые закреплены на 2-ногой стойке и на прикреплённой к платформе выносной рамке[8].
- КС-5363Д — четвёртая модель серии, грузоподъёмность 36 т.
- КС-5363Е — пятая модель серии, грузоподъёмность 36 т.
- КС-5363ХЛ — модификация (северная), для работы в северных районах с низкими температурами. Конструкции модели выполнены из спец. марок сталей с гарантированной ударной вязкостью при −70 °C, а узлы механизмов крана — улучшены и их отличает повышенная надёжность[2].
- КС-5366 — последняя выпускавшаяся модификация: грузоподъёмность 36 т, гидравлический привод стреловой лебёдки и механизма поворота.
Технические характеристики
Характеристики крана приведены в карточке[2].
Габариты
Общая длина | 20,3 м |
Ширина (с опорами) | 3,3 м (4,2 м) |
Высота | 3,9 м |
Конструкция
Поворотная платформа
Поворотная рама — сварная балочно-коробчатая конструкция[9]. В качестве механизма, связывающего ходовую часть и поворотную раму, в кране применено двухрядное шариковое опорно-поворотное устройство[2]. Также может применяться однорядное устройство шарикового типа (с наружным зацеплением) с диаметром 1900 мм[9].
Кабина управления
Кабина управления — одноместная из стального листа, отапливаемая и вентилируемая[9]. Внутри установлены кнопки и два командоконтроллера, с помощью которых производится управление краном[2]. Кабина управления крана унифицирована с кабиной КС-6362.
В модели КС-5363ХЛ кабина управления снабжена очистителями стёкол и нагревательной системой[2], а у модели КС-5363Б — была улучшена звукоизоляция и теплоизоляция[8].
Привод крана
Привод — дизель-электрический, многомоторный, выполнен по схеме «генератор-двигатель» (Г-Д)[4]. Питание может осуществляться как от внешней электросети (380 В), так и от силовой установки[5]. В качестве основного двигателя используется дизельный ЯМЗ-А204М[4]. В более поздних моделях стал применяться ЯМЗ-236М с жидкостным охлаждением.
Генераторов — два: основной (ДК309Б, 50 кВт) и дополнительный (П62, 14 кВт). Основной питает механизм передвижения и электродвигатели лебёдок, а дополнительный — цепи управления и механизм поворота. Главный генератор и дизель соединены центробежной муфтой[5].
У крана КС-5363ХЛ система запуска основного двигателя снабжена дополнительными аккумуляторами. Последние располагаются в утеплённом отсеке, на раме[2]. Модификация КС-5363Б содержит улучшения в цепях возбуждения обмоток электрических двигателей[8].
Механизм передвижения
Устройства безопасности
На кране установлены предохранительные устройства, обеспечивающие безопасность при его работе: ограничитель грузоподъёмности; концевые выключатели ограничения подъёма крюков и стрелы; упор стрелы; указатели вылета стрелы, гуська, угла поворота при движении, наклона крана; звуковые и световые сигналы[2]; обратные клапаны. В качестве ограничителя грузоподъёмности применяется устройство ОГП-1[2] или ОГБ-2[9].
Ходовая часть
Ходовая рама — цельносварная, балочная[9]. Шасси крана — пневматическое, двухосное. Обе оси ходовой являются ведущими. Колёса (с шинами типа 14.00 R20[9]), смонтированные на обеих осях — сдвоенные. Мосты — автомобильного типа. Передний мост — управляемый, снабжённый балансирной подвеской[2]. Задний мост является ведущим и снабжён планетарными передачами и коническо-цилиндрическим редуктором (2-ступенчатый)[9].
У задней оси жёстко-балансирная подвеска, а на передней установлена жёсткая[9]. Из четырёх колёс переднего моста ведущими являются только внутренние. На плохих дорогах они могут блокироваться с внешними колёсами. Плавное трогание и широкий диапазон переключения передач обеспечиваются благодаря тяговому электродвигателю с 2-х скоростной коробкой передач[2].
Рулевое управление краном — механическое, с гидроусилителями. Тормозная пневмосистема построена на колодочных колёсных тормозах и стояночном ленточном тормозе (нормально-замкнутый). Последний действует на планетарную передачу, с пневматическим или гидравлическим управлением[9].
Выносные опоры
Кран оборудован четырьмя аутригерами[2]. Опоры — Х-образные. Поворот опор осуществляется вручную, а подъём/опускание — при помощи гидравлических цилиндров. Последние оснащены гидрозамками и стопорными гайками[9].
В модели КС-5363Б, по сравнению с предыдущими, база аутригеров была увеличена. Также были добавлены дублирующие рукоятки, управляющие их гидравлическими цилиндрами[8].
Стреловое оборудование
Рабочая стрела КС-5363 — решётчатой конструкции, шарнирно-складывающаяся. Пояса и раскосы стрелы выполнены из углеродистых уголковых сталей[9]. Длина стрелы в базовом исполнении — 15 метров. Стрела может наращиваться посредством промежуточных секций-вставок — до 30 метров[4]. Дополнительно на стрелу может быть установлен гусёк-удлинитель (управляемый или неуправляемый)[10]. На оголовке стрелы располагаются четыре колеса — для перевода крана в рабочее положение из транспортного (и обратно) без помощи вспомогательного крана[4].
Помимо стрелового исполнения, кран КС-5363 может работать и с башенно-стреловым оборудованием[4]. В этом случае на башню монтируется управляемый гусёк: на 15-метровую башню ставится гусёк длиной 15 метров, а на более высокие башни (20 и 25 м) — монтируются гуськи длиной 10, 15, либо 20 метров. Все стреловые элементы и элементы гуськов имеют пальцевое, быстроразъёмное соединение[10]. При погрузочных работах с сыпучими грузами может подвешиваться двухканатный грейфер, вместимостью до 2 м³[1].
В модификации КС-5363Б был добавлен гусёк-удлинитель (15 метров) и внедрена 2-кратная запасовка на грузовом полиспасте (при стрелах длиной 15, 17.5 и 20 метров)[8].
У модели КС-5363В основная стрела может наращиваться (с шагом 2.5 м) вплоть до 32.5 метров. На стрелу крана может монтироваться гусёк длиной 10 или 15 метров. В башенно-стреловом исполнении на башню (от 15 м до 32.5 м) ставится управляемый гусёк (длина 10, 15 или 20 метров). На всех стрелах и со всеми башнями горизонтальное перемещение грузов достигается благодаря специальной запасовке. При этом грузовой канат крепится на барабанах 2-х лебёдок[8].
Эксплуатация: монтаж-демонтаж, транспортировка
Транспортировка
Краны серии КС-5363 на большие расстояния перевозят следующими способами[1]:
- По автодорогам. Кран перевозят при помощи тягача на буксире (20 км/ч). Для этого он оборудован прицепным устройством.
- По железной дороге. При перевозке по железной дороге кран разбирается на узлы: демонтируется рабочая стрела и снимаются колёса. Перевозка крана осуществляется на железнодорожной четырёхосной платформе (60 т). Погрузка на железнодорожную платформу производится краном грузоподъёмностью от 20 тонн.
Происшествия с КС-5363
- 30 мая 2005 года в Якутске на строительстве второй очереди крытого рынка при подъёме краном КС-5363 банки с бетоном произошла авария. Выяснилось, что во время подъёма груза два аутригера (с правой стороны) провалились под землю. Затем стрела крана ударилась в стену перекрытия второго этажа строящегося рынка. После чего произошло разрушение стрелы, повреждения получили гусёк, корневая и промежуточная секции. По результатам расследования установлен комплекс причин: «отсутствие у компании-застройщика проекта производства СМР краном»; «не было принято во внимание весеннее оттаивание грунта — ни при подготовке, ни в процессе производства работ краном»; «плохая организация производства работ краном»; «не было инструктажа обслуживающего кран персонала»; «эксплуатация крана была запрещена инженером по надзору»; «крановщик приступил к работе, находясь в состоянии алкогольного опьянения, не проверив состояние площадки для установки крана, то есть нарушил требования Производственной инструкции для крановщиков (машинистов) по безопасной эксплуатации стреловых самоходных кранов».
- 26 июня 2010 года на производственной площадке Тульской области при разгрузке грузового автомобиля краном КС-5363В произошла авария крана. Авария произошла в городе Суворов. С автомобиля рабочие разгружали листовой металл. В разгрузке дополнительно участвовал работник, официально не оформленный в компании (работал по устной договорённости). Во время разгрузки стреловой канат крана оборвался. После чего стрела упала на разгружаемую машину. В результате смертельную травму получил привлечённый по устному договору работник[11][12]. Саму компанию впоследствии подвергали административному наказанию — приостанавливали на 60 суток деятельность двух грузоподъёмных кранов[13].
- 20 октября 2010 года в Великом Новгороде при проведении ремонтных работ на одном из мостов произошла авария КС-5363. Кран опрокинулся и повредил трубу газопровода низкого давления. В результате на 12 с лишним часов микрорайон Волховский (население 3 тысячи человек) остался без газа, а машинист крана с травмами госпитализирован. Следователями проводится проверка[14].
- 22 марта 2011 года в Минске на территории образовательного учреждения при перемещении железобетонных блоков краном КС-5363 произошла авария. В результате никто не пострадал. Сам кран опрокинулся и повредил ограждение из металла и крышу детской беседки. Причины выясняются[15].
- 14 апреля 2012 года на строительстве жилого дома в Новосибирске при подаче железобетонной плиты краном КС-5363 произошла авария крана со смертельным исходом. В результате двое рабочих погибли. Как оказалось, при подаче оборвался стреловой канат. После чего произошло падение рабочей стрелы на перекрытие строящегося дома, где в то время находились рабочие, скончавшиеся вследствие полученных от удара стрелой несовместимых с жизнью травм. Специалистами Ростехнадзора было проведено расследование, которое показало, что основными причинами аварии стали три: «нахождение рабочих в опасной зоне работы крана»; «использование стрелового каната, подлежащего выбраковке» и «эксплуатация крана, имеющего неисправности»[16].
Примечания
- ↑ 1 2 3 Пневмоколесный кран КС-5363: описание и технические характеристики — Techstory.ru
- ↑ 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 Б. М. Вейнблат, И. И. Елинсон, В. П. Каменцев: — Краны для строительства мостов, 3-е изд., М.: Транспорт, 1988, 240с, ISBN 5-277-00091-7
- ↑ Кран КС-5363. Зав. номер 6972 — Techstory.ru
- ↑ 1 2 3 4 5 6 7 Пневмоколесные краны КС-5363, КС-5366 и модификации — Techstory.ru
- ↑ 1 2 3 Строительные краны: Справочник /В. П. Станевский, В. Г. Моисеенко, Н. П. Колесник, В. В. Кожушко; Под общ. ред. к.т. н. В. П. Станевского — К.: Будівельник, 1984 — 240с.
- ↑ 1 2 «Курск» погубили подъемные краны — Vesti.Ru, 22.09.2000
- ↑ Н. Н. Андриенко: Стреловые самоходные краны (в 2-х книгах), Одесса: Астропринт: 2001, 704с
- ↑ 1 2 3 4 5 6 7 Б. Ф. Белецкий, И. Г. Булгакова — Строительные машины и оборудование: Спр-е пособие, Ростов-на-Дону: Феникс, 2005, 608с., ISBN 5-222-06968-0
- ↑ 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 Инструкция по эксплуатации и ремонту крана КС-5363
- ↑ 1 2 Паргаманик И. М. Грузоподъёмные краны стрелового типа: Справ. пособие — М.: Энергоатомиздат, 1992 — Библиотека тепломонтажника — 141с.
- ↑ Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору информирует об авариях и несчастных случаях со смертельным исходом, произошедших с 18 июня по 10 июля, по которым проведено расследование (недоступная ссылка)
- ↑ Вести Промышленной безопасности — Хроника аварий
- ↑ Постановление от 2 ноября 2010 года — Суворовский районный суд (Тульская область)
- ↑ МЧС: Газоснабжение микрорайона Великого Новгорода восстановлено — «ИА СеверИнформ», 21.10.2010
- ↑ В Минске кран упал на детскую беседку — «Народная Газета», 23.03.2011 Архивная копия от 9 мая 2012 на Wayback Machine
- ↑ Ростехнадзор выяснил причины гибели рабочих на стройке — Сибкрай.ру, 13.06.2012
Ссылки
Сборочные узлы и компоненты пневмоколесного стрелового крана КС-5363
_______________________________________________________________________________________
Пневмоколесный кран КС-5363 — дизель-электрический грузоподъемностью 25 т, оснащен 25- и 5-тонными крюками механизмов основного и вспомогательного подъема. На кране может быть использован двухканатный грейфер с ковшом емкостью 2 м3.
На стреловом пневмоколесном кране применен многомоторный привод постоянного тока с питанием энергией от собственной силовой установки.
Скорости исполнительных механизмов регулируют по системе генератор — двигатель (Г — Д) изменением напряжения главного генератора, питающего двигатели.
При передвижении крана КС-5363 без груза платформу разрешается поворачивать. Кран на пневмоколесном ходу имеет широкий диапазон скоростей всех механизмов, в том числе механизма передвижения в рабочем и транспортном положениях.
Механизмами стрелового крана управляют с помощью смешанной системы: гидравлической, электрической и механической. Основными механизмами управляют с пульта кнопками и двумя командоконтроллерами.
Для переключения коробки передач, управления выносными опорами, поворотом колес, тормозами механизма передвижения и блокировкой дифференциала предусмотрена насосная гидравлическая система.
Опорами и блокировкой управляют с пульта, закрепленного на ходовом устройстве, а остальными механизмами — из кабины машиниста.
Гидравлическая система крана КС-5363 включает в себя шестеренный насос НШ-32 производительностью 35 л/мин при давлении 10,5 МПа. Лебедки крана оснащены канатоукладчиками и шпиндельными конечными выключателями.
Основную стрелу 15 м удлиняют с помощью вставок длиной 5 и 10 м до 20; 25 и 30 м. На этих стрелах можно монтировать гуськи 8 и 15 м. Кран оснащают башенно-стреловым оборудованием.
Ходовое устройство пневмоколесного стрелового крана КС-5363 состоит из
двух приводных мостов. Колеса обоих мостов сдвоенные, размером 14,00-20.
Ходовое устройство оборудовано выносными гидроопорами, но кран может работать и без них с меньшей грузоподъемностью.
Специальные приставки к опорам позволяют изменять базу с 4,2 до 5 м. Кран можно буксировать в прицепе к тягачу с помощью сцепного устройства со скоростью до 20 км/ч.
По железной дороге кран транспортируют со снятыми колесами без стрелы — на 60-тонной четырехосной железнодорожной платформе. Для погрузки крана на платформу применяют другой кран грузоподъемностью 20 — 25 т.
Рис.1. Основная стрела крана КС-5363
1 — канат; 2,3 — катки; 4 — чека; 5,11 — валики; 6,7,8 — головная, опорная и промежуточная секции; 9,10 — втулки
Силовая установка пневмоколесного крана КС-5363 состоит из четырехцилиндрового двухтактного дизеля 6 марки ЯМЗ-236, электродвигателя 2 марки А2-72-4 переменного тока 380 В для работы от внешней сети, двух генераторов постоянного тока 220 В: главного 10 марки ДК-309Б и вспомогательного 1 марки П-62.
К силовой установке подключен через систему ременных передач 3 — 4 — 8 шестеренный насос 5 марки НШ-10Е с рабочим давлением 7,5 МПа.
Рис.2. Силовая установка стрелового крана КС-5363
1,10 — генераторы; 2 — электродвигатель; 3,4,8,9 — шкивы; 5 — насос; 6 — дизель; 7 — центробежная муфта
Грузовые лебедки основного подъема стреловых пневмоколесных кранов КС-5363 предназначены для подъема и опускания грузов, лебедки вспомогательного подъема — для подъема меньших грузов на гуське или грейфере.
Кинематические схемы грузовых лебедок главной и вспомогательного подъема автокрана КС-5363 принципиально между собой не различаются.
Лебедка основного подъема приводится в действие от электродвигателя 1. Выходной вал электродвигателя соединен с первичным валом трехступенчатого редуктора 5 зубчатой муфтой 2.
На первичном валу редуктора лебедки крана КС-5363 на шлицах посажен шкив колодочного тормоза 3, управляемого короткоходовым электромагнитом 4. Четыре вала редуктора опираются на его корпус с помощью шарикоподшипников.
В редуктор заключены три пары цилиндрических косозубых шестерен. Редуктор соединен с барабаном 8 зубчатой муфтой 7, одна из половин которой закреплена на выходном валу редуктора, вторая — на валу барабана. Зубчатая муфта 7 одновременно служит одной из опор оси барабана.
Ось барабана с одной стороны с помощью двухрядных роликоподшипников поддерживается опорой 9. С другой стороны ось соединена зубчатой муфтой 7 с выходным валом редуктора.
Рис.3. Грузовая лебедка основного подъема крана КС-5363
1 — электродвигатель; 2,7 — зубчатые муфты; 3 — тормоз; 4 — электромагнит; 5 — редуктор; 6 — входной вал; 8 — барабан; 9 — опора барабана
Рис.4. Кинематическая схема грузовой лебедки вспомогательного подъема стрелы КС-5363
1 — электродвигатель; 2,5-8,10-12 — шестерни; 3 — прижимной ролик; 4 — барабан; 9 — конечный выключатель; 13 — тормоз; 14 — зубчатая муфта
Лебедка вспомогательного подъема стрелы крана КС-5363 приводится в действие от электродвигателя 1, мощность от электродвигателя к барабану 4 передается через трехступенчатый редуктор с цилиндрическими передачами — шестерни 12 — 11, 10 — 6, 2 — 5.
Двигатель и барабан соединены с редуктором через зубчатые муфты 14. На входном валу редуктора установлен тормоз ТКП-300. К выходному валу редуктора через шестеренную передачу 7 — 8 подключен конечный выключатель 9.
Стреловая лебедка КС-5363 по кинематической схеме несколько отличается от рассмотренной выше.
Отличия заключаются в том, что на входном валу редуктора стоит не один тормоз, а два 11 и 14 типа ТКП-200, механизм лебедки оборудован канатоукладчиком 7, приводимым в действие от однозаходного червяка 6 через цепную передачу 4 — 5, в которой одна звездочка расположена на червяке 6, другая — на валу барабана 3, стреловая лебедка не оборудована конечным выключателем.
Рис.5. Кинематическая схема стреловой лебедки крана КС-5363
1 — электродвигатель; 2,8-10,12,13 — шестерни; 3 — барабан; 4,5 — звездочки; 6 — однозаходный червяк; 7 — канатоукладчик; 11,14 — тормоза
Выносные опоры крана КС-5363 состоят из поворотных рычагов 6, гидроцилиндров 7 со штоками 9, пяты 10 или подставок 12. Для монтажа опор к неповоротной раме 1 приваривают кронштейны.
Рычаги 6 выносных опор присоединяют к кронштейнам с помощью осей 5. На поворотных рычагах выносных опор смонтированы гидроцилиндры 7 с выдвижными штоками 9.
В зависимости от условий работы штоки могут опираться на пяту 10 или подставку 12. Для равномерного распределения давления на грунт и снижения значений их удельных показателей пяту или подставку опирают на деревянные бруски (подкладки).
Рис.15. Выносные опоры пневмоколесного крана КС-5363
1 — неповоротная рама; 2 — палец; 3,6 — рычаги; 4 — упор; 5 — ось; 7 — гидроцилиндр; 8 — гайка; 9 — шток; 10 — пята; 11 — прокладка; 12 — подставка; 13 — болт; 14 — рукав; 15 — кран управления; 16 — пост управления
С помощью выносных опор неповоротная рама крана КС-5363 вывешивается на них и приводится в горизонтальное положение. Работой выносных опор управляют с поста 16 с помощью крана управления 15.
Положение гидроцилиндров по высоте, после того как неповоротная рама вывешена и приведена в горизонтальное положение, фиксируется гайками 8.
Рабочая стрела КС-5363 представляет из себя шарнирно-сочлененную решетчатую конструкцию. Материал, из которого изготовлены раскосы и пояса стрелы — сплав углеродистых уголковых сталей. Исходная длина стрелы — 15 метров.
Существует возможность наращивания стрелы до 30 метров с помощью монтирования промежуточных секций в срединную часть стрелы.
Модель пневмоколесного стрелового автокрана КС-5363 В позволяет нарастить основную стрелу до 32 с половиной метров.
Шарнирная конструкция стрелы и наличие выдвижных секций позволят быстро менять длину стрелы без прибегания к дополнительным рабочим нагрузкам.
На оголовке стрелы расположены четыре колеса, предназначенные для переключения крана между транспортным и рабочим режимом без помощи вспомогательного устройства. Все элементы стрелы и гуськов имеют быстроразъемное пальцевое соединение.
Рис.16. Телескопический упор стрелы КС-5363
1 — опорная секция стрелы; 2,5 — штанги; 3 — регулировочная гайка; 4 — кожух; 6 — кронштейн на стреле; 7 — втулка
При работах с сыпучими грузами на стрелу подвешивается двухканатный грейфер вместимостью до двух кубометров. На стрелу может быть монтирован управляемый или неуправляемый гусек-удлинитель.
При работе с башенно-стреловым оборудованием на башню устанавливается управляемый гусек длиной от 10 до 20 метров (конечная длина определяется базовой длиной башни).
Модель крана КС-5363 Б имеет в комплекте гусек-удлинитель и двукратную запасовку на грузовом полиспасте, обеспечивающую беспроблемное горизонтальное передвижение грузов.
Рис.7. Механизм поворота крана КС-5363
1 — пробка; 2,11 — шестерни; 3,7 — крышки; 4 — корпус редуктора; 5,10,13 — зубчатые колеса; 6 — вертикальный вал; 8 — масленка; 9,15 — подшипники; 12 — вал; 14 — вал-шестерня; 16 — тормоз; 17 — шкив; 18 — электродвигатель; 19 — цепная муфта
Механизм поворота крана КС-5363 состоит из электродвигателя 10, шестеренного редуктора с передачами: конической 7 — 6 и цилиндрической 11 — 3, 5 — 4; бегунковой шестерни 2 и зубчатого венца 1.
Двигатель соединен с редуктором цепной муфтой 9. На общем валу с одной из полумуфт стоит колодочный постоянно замкнутый тормоз 8 типа ТКП-200.
Рис.6. Кинематическая схема механизма поворота КС-5363
1 — зубчатый венец; 2-7,11 — шестерня; 8 — тормоз; 9 — цепная муфта; 10 — электродвигатель
Кабина пневмоколесного крана КС-5363
Впереди у лобового стекла прикреплена приборная доска, на которой смонтированы амперметры, вольтметры, выключатели, переключатели, термометр и манометр.
Слева и справа от доски установлены командоконтроллеры управления механизмами крана КС-5363, приборы для изменения скорости движения крана и управления разворотом колес. Все указанные приборы и аппараты составляют пульт управления краном.
Кроме того, в кабине предусмотрены электропечь для обогрева при отрицательных температурах, обогреватели, предотвращающие запотевание и обледенение стекол, вентилятор для работы в летнее время года, стеклоочистители. У пульта управления на полу кабины установлено кресло машиниста, высоту и расстояние которого от пульта можно регулировать.
Передняя и боковые стенки кабины пневмоколесного стрелового КС-5363 частично остеклены, что позволяет вести круговой обзор и наблюдение за рабочим оборудованием, рабочими органами.
Рис.17. Кабина управления дизель-электрического автокрана КС-5363
1,2,3,4,5 — кнопки управления механизмом передвижения, стрелой, вспомогательным генератором, вспомогательной лебедкой, лебедкой основного подъема; 6 — командный контроллер; 7 — кнопка управления дизелем; 8 — обогревательная печь; 9 — вентиляторы; 10 — универсальный переключатель; 11-13 — выключатели фары, вентиляторов, плафонов; 14 — предохранители
Рис.18. Гидравлическая схема управления крана КС-5363
1 — гидроцилиндр разворота колес; 2 — гидроцилиндр выносной опоры; 3 —
манометр; 4 — дроссель; 5 — обратный клапан; 6 — реверсивный золотник с
ручным
управлением; 7 — шланг; 8 — насос; 9 — предохранительный клапан с
переливным золотником; 10,11 — фильтры; 12 — бак; 13 — цилиндр
переключения
скоростей; 14 — цилиндр включения переднего моста; 15 — вращающееся
соединение; 16 — золотник управления; 17,20 — вентили; 18 — вентиль
разворота
колес; 19 — золотник управления разворотом колес; 21 — цилиндр заднего
стояночного тормоза
Кран КС-5363 оснащен ограничителем грузоподъемности ОГП-1. Для ограничения высоты подъема крюка использован конечный выключатель шпиндельного типа, срабатывающий после поворота вала грузовой лебедки на определенный угол. Выключатель с помощью шестерни соединен с шестерней вала грузовой лебедки.
Ограничитель регулируют при смене рабочего оборудования или при замене грузового каната. Для предотвращения запрокидывание стрелы на поворотную платформу на кране установлен телескопический упор.
Технические характеристики пневмоколесного крана КС-5363
Грузоподъемность на опорах, т:
— при наименьшем вылете крюка — 25 / 30
— при наибольшем вылете крюка — 3,3 / 4
Грузоподъемность без опор, т:
— при наименьшем вылете крюка — 7,5 / 14
— при наибольшем вылете крюка — 2,1 / 2
Вылет крюка,м:
— наименьший — 2,5 / 4,5
— наибольший — 13,8 / 15,9
Высота подъема крюка крана КС-5363, м:
— при наименьшем вылете крюка — 16,3 / 13,7
— при наибольшем вылете крюка — 6,4
Скорости:
— подъема основного крюка, м/мин — 7,5; 9
— опускания , м/мин — 0,7 — 9
— частота вращения поворотной платформы, об/мин — 0,1 — 1,3
— передвижения крана самоходом, км/ч — 3; 20
Наибольшая нагрузка на опору, кН — 324
Наибольшая нагрузка на ось, кН — 174
Наименьший радиус поворота (по внешнему колесу), м — 10,3
Наибольший угол подъема пути, град — 15
Двигатель ЯМЗ-М204А
Мощность, л.с. — 180
Установленная мощность электродвигателей, кВт — 166
Колея колес, м:
— передних — 2,4
— задних — 2,4
Масса крана, т — 33
В том числе противовеса, т — 4
Грузоподъемность автокрана КС-5363 при движении и преодолеваемый угол подъема в пути в транспортном положении
Грузоподъемность при движении, т — 14
Процент от номинальной грузоподъемности — 56
Преодолеваемый угол подъема пути (без груза), град. — 15
Уклон площадки при работе крана , град. 3 / 1,5
Характеристики основного и сменного стрелового оборудования крана КС- 5363
Длина основной стрелы, м — 15
Наибольшая длина удлиненной стрелы, м — 25; 30
Длина неуправляемого гуська, м — 5; 10
Емкость грейфера, м3 — 2
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
Механизмы трансмиссии стрелового крана КС-5363
Механизм передвижения пневмоколесного стрелового крана КС-5363 состоит из электродвигателя 18, двухскоростной коробки передач (передачи 4 — 13 и 2 — 15) и двух мостов: переднего и заднего.
Передний мост — управляемый, задний — неуправляемый. Передний и задний мосты крана КС-5363 соединены с коробкой передач карданными валами.
От карданных валов мощность мостам передается на главные конические передачи 6 — 7. Системы передач в переднем и заднем мостах одинаковые.
На общем валу с конической шестерней 7 жестко посажена цилиндрическая шестерня 12, которая входит в зацепление с шестерней 11, жестко соединенной с корпусом дифференциала.
В корпусе заключены четыре конические шестерни. Две шестерни 9 жестко посажены на полуосях мостов, две другие (шестерни-сателлиты 10) смонтированы на осях-консолях корпуса дифференциала.
Таким образом, когда шестерня 11 приходит в движение, вращается корпус дифференциала вместе с шестернями-сателлитами, которые, находясь в зацеплении с шестернями 9, укрепленными на полуосях моста автокрана КС-5363, передают мощность колесам.
Дифференциальное устройство обеспечивает возможность привода ходовых колес с различной частотой вращения при постоянной частоте вращения карданного вала.
Это свойство дифференциальной передачи используется при передвижении крана КС-5363 по кривым, когда внешнее колесо проходит больший путь, чем внутреннее колесо, а следовательно, внешнее колесо должно вращаться с большей частотой, чем внутреннее колесо.
Рис.8. Кинематическая схема механизма передвижения крана КС-5363
1 — поводок; 2-4,6,7,9-13,15 — шестерни; 5,8,17 — тормоза; 14 — кулачковая втулка; 16 — эвольвентные шлицы; 18 — электродвигатель
Рис. 9. Схема механизма передвижения автокрана КС-5363
1,11 — колеса; 2 — передний мост; 3,9 — главные передачи; 4 — карданный вал переднего моста; 5 — электродвигатель; 6 — карданный вал электродвигателя; 7 — коробка передач; 8 — карданный вал заднего моста; 10 — задний мост;
Коробка передач крана КС-5363 служит для изменения скорости передвижения крана. Вал-шестерня 19 соединен с электродвигателем и от него через правую шестерню отбирается мощность на промежуточный вал 21.
На входном валу 15 свободно, на шарикоподшипниках, посажены шестерни 16 и 26, находящиеся в постоянном зацеплении с жестко посаженными на валу 21 шестернями.
При вращении вала-шестерни 19 эти шестерни также вращаются. Мощность на вал 15 от шестерни 16 или 26 отбирается через зубчатую муфту 17, имеющую на этом валу шлицевую посадку.
Привод и управление зубчатой муфтой КПП КС-5363 — гидравлические (механизм на рисунке отсоединен от картера коробки передач).
При движении поршня 7, находящегося в гидроцилиндре 6, вправо или влево соответственно перемещается рычаг 5 и через валик 10 передвигает вилку 12, шарнирно соединенную с зубчатой муфтой 17.
Рис.10. Коробка передач КПП пневмоколесного крана КС-5363 крана КС-5363
1 — тяга; 2 — упорная шайба; 3 — пружина; 4 — конечный рычаг; 5 — выключатель; 6 — гидроцилиндр; 7 — поршень; 8 — упорная шайба; 9 — подшипник; 10 — валик; 11,16,26 — шестерни; 12 — вилка; 13 — плунжер; 14 — муфта; 15,21 — валы; 17 — зубчатая муфта; 18 — винт; 19 — вал-шестерня; 20 — сапун; 22 — заливная труба; 23
— контрольная пробка; 24 — пробка спуска; 25 — фланец
Вал 15 с карданным валом заднего моста соединен непосредственно шарнирно. Мощность от вала 15 к карданному валу переднего моста отбирается через зубчатую муфту 14.
При включении первой передачи зубчатая муфта 17 соединяет шестерню 16 с выходным валом и одновременно плунжер перемещает зубчатую муфту 14 влево и включает передний мост КС-5363.
При включении второй передачи зубчатая муфта 17 соединяет с выходным валом шестерню 26. Одновременно плунжер 13 перемещает муфту 14 и отключает передний мост.
Для предотвращения включения электродвигателя механизма передвижения при невключенной передаче предусмотрена электрическая блокировка конечными выключателями 4.
Задний мост крана КС-5363 автомобильного типа и его основу составляет литой картер 21 с прикрепленными к нему цапфами. Картер жестко присоединен к неповоротной раме болтами.
На цапфах картера смонтированы на конических роликоподшипниках 10 ступицы 4 и 13. На ступицах 13 крепят ободы 1 с шинами 31. Колеса получают вращение от главной передачи 23 через полуоси 32.
Рис.11. Задний мост пневмоколесного крана КС-5363
1 — обод; 2 — шпилька; 3 — крышка; 4,13 — ступицы; 5 — прижим; 6,8,9 — гайки; 7,30 — распорные кольца; 10 — подшипник; 11,12 — замочное и бортовое кольца; 14 — пружина; 15 — колодка; 16 — кулак; 17 — накладка; 18 — рычаг; 19 — кронштейн; 20 — пневмоцилиндр; 21 — картер; 22 — регулировочный червяк; 23 — главная передача; 24,26 — шкивы стояночного и колесного тормоза; 25 — отражатель; 27 — болт; 28 — кольцо; 29 — уплотнение; 31 — шина; 32 — полуось
Ходовые колеса заднего моста крана КС-5363 снабжены колодочными тормозами, шкивы 26 тормозов закреплены на ступицах 13 ходовых колес, а тормозные колодки 15 смонтированы на кронштейнах, приваренных к цапфам картера 21.
Торможение колес осуществляется от пневмоцилиндра 20 через рычаг 18 и кулак 16 (при повороте кулака влево колодки расходятся и накладками 17 прижимаются к внутренней стороне шкива 26). К картеру 27 на шпильках крепят корпус 25 главной передачи.
Рис.12. Задний колодочный тормоз пневмоколесного стрелового крана КС-5363
1 — продольная балка ходовой рамы; 2 — картер заднего моста; 3 — кронштей; 4,11 — пружины; 5,21 — гайки; 6 — шток; 7 — шайба; 8 — стакан; 9 — поршень; 10 — регулировочный болт; 12,15 — оси; 13,22 — рычаги; 14 — колодка; 16 — тормозной шкив; 17 — диск; 18 — шарнир карданного вала; 19 — тяга; 20 — стяжная муфта; 23 — гидроцилиндр; 24 — втулка; 25 — главная передача; 26 — болт; 27 — штифт
На рисунке показан колодочный тормоз и его крепление на кране к картеру 2 заднего моста. Тормозной шкив 16 крепят болтами 26 и штифтами 27 к валу главной передачи 25.
Тормозные колодки 14 вместе с рычагами 13 шарнирно крепят к картеру 2. Тормоз крана КС-5363 включается с помощью гидроцилиндра 23, размыкается с помощью пружин 4 и 11. Зазор между шкивом 16 и тормозными колодками 14 при разомкнутом тормозе регулируется болтом 10.
Главная передача включает в себя коническую шестеренную передачу 13 — 21, цилиндрическую шестеренную передачу 22 — 10, дифференциал 8 — полуось 1.
Шестерня 13 через втулку 14 опирается на конические подшипники 12 и 20. Шестерни 21 и 22 сидят на общем валу, опирающемся на конические подшипники 23. Подшипники заключены в стакане 24, впрессованном в корпус 25 главной передачи.
Дифференциал заключен в чашу 6, опирающуюся на подшипники 3. Дифференциал моста крана КС-5363 включает в себя полуосевые шестерни 5 и шестерни-сателлиты, свободно сидящие на крестовине 7, вмонтированной в дифференциальную чашу.
При вращении шестерни 10 вращение получают дифференциальная чаша и крестовина, а следовательно, и сидящие на ней шестерни-сателлиты дифференциала 8.
Они находятся в зацеплении с полуосевой шестерней 5, имеющей шлицевую посадку на полуоси 1. Благодаря этому вращаются шестерни 5 и полуоси 1.
Рис.13. Главная передача заднего моста крана КС-5363
1 — полуось; 2 — крышка подшипника; 3,12,20,23 — подшипники; 4 — стопорное кольцо; 5 — полуосевая шестерня; 6 — чаша дифференциала; 7 — крестовина; 8 — дифференциал; 9,26 — шайбы; 10,22 — ведомая и ведущая цилиндрические шестерни; 11,15 — прокладки; 13,21 — ведущая и ведомая конические шестерни; 14
— втулка; 16 — гайка; 17 — фланец; 18 — корпус уплотнения; 19 — уплотнение; 24 — стакан; 25 — корпус; 27 — картер
Дифференциал позволяет полуосям вращаться с различной частотой, что обеспечивает передвижение крана по кривым. При прямолинейном движении крана шестерни-сателлиты не вращаются вокруг собственной оси.
На повороте внутренний радиус автокрана КС-5363 меньше внешнего радиуса, поэтому внутреннее колесо проходит меньший путь по сравнению с внешним. Соответственно частота его вращения должна быть ниже частоты вращения внешнего колеса.
В этом случае шестерня-сателлит начинает вращаться вокруг собственной оси и сообщает при этом дополнительную частоту вращения полуосевой шестерне 5. Соответственно скорость пневмоколеса, соединенного с этой полуосью, увеличивается.
Передний мост крана КС-5363 также автомобильного типа. Главная передача переднего моста такая же, как и заднего. В отличие от заднего моста передний является управляемым.
Это и вызвало некоторые отличительные конструктивные особенности. К ним относится прежде всего использование поворотного кулака 5, обеспечивающего поворот колес в горизонтальном направлении и перемещение в вертикальном.
Рис.14. Передний мост крана КС-5363 на пневмоколесном ходу
1 — наружная полуось; 2 — цапфа; 3 — кулак шарнира; 4 — диск шарнира; 5 — поворотный кулак; 6,14 — оси; 7,25 — втулки; 8 — шток гидроцилиндра; 9,13 — крышки гидроцилиндра; 10 — гидроцилиндр; 11 — трубы; 12 — шпилька; 15 — кронштейн; 16 — пневмоколесо; 17 — внутренняя ступица; 18 — обод колеса; 19 — сектор; 20 — прокладка; 21 — главная передача; 22 — картер; 23 — подшипник; 24 — крышка
Механизм поворота пневмоколесного стрелового крана КС-5363 приводится в действие от гидроцилиндров 10 через их штоки 8. Так как цапфа 2 может перемещаться относительно картера, то используют составные полуоси (наружную и внутреннюю) с шарнирным соединением.
Конструкция шарнира видна на рисунке. В месте соединения полуосей 1 на их сопряженных концах выполнены специальные оголовки с цилиндрической расточкой под кулак 3 шарнира.
В кулаке сделана выточка под диск 4 шарнира. Такая конструкция шарнира позволяет передавать крутящий момент колесам через полуоси при их взаимном пересечении под различными углами в заданных пределах.
Наружные ходовые колеса переднего моста автокрана КС-5363 не являются ведущими; они установлены на бронзовых втулках и свободно вращаются относительно внутренних ходовых колес.
В тяжелых дорожных условиях наружные колеса соединяются с внутренними поводками, которые устанавливают на фланцах колеса и фиксируются болтами. Это уменьшает сопротивление качению при прохождении крана по криволинейным участкам пути.
Приспособление для буксирования крана в прицепе с тягачом смонтировано на проушине ходового устройства и состоит из дышла, тяги, штыря и пружины.
Для монтажа приспособления к неповоротной раме крана КС-5363 приварен специальный кронштейн. К нему шарнирно с помощью оси крепят рычаг, к которому с помощью оси подсоединено дышло.
Дышло тягой соединено с поворотным кулаком переднего моста, соединение тяги с поворотным кулаком осуществлено с помощью оси, а с дышлом — с помощью сферического пальца. Для гашения инерционных нагрузок штырь подсоединен к дышлу через вмонтированную в него пружину.
Разворот колес на кривых осуществляется путем поворота дышла с горизонтальной плоскостью. Для свободного соединения полостей гидроцилиндров разворота колес при транспортировании крана в прицепе с тягачом на неповоротной раме смонтирован вентиль.
Электрооборудование крана с многомоторным приводом постоянного тока КС-5363
Силовая установка крана КС-5363 на пневмоколесном ходу состоит из дизеля ЯМЗ-236 и двух генераторов постоянного тока напряжением 220 В. Для питания электродвигателей лебедок и механизма передвижения использован электродвигатель ДК-303Б мощностью 50 кВт, выполняющий роль генератора постоянного тока.
Для питания электродвигателя механизма поворота, цепей управления, возбуждения и освещения применен вспомогательный генератор П-62 мощностью 11 кВт. Двигатель механизма поворота может питаться и от главного генератора.
В кране КС-5363 использованы электродвигатели постоянного тока кранового типа с повышенной перегрузочной способностью и механической прочностью. Для работы крана от внешней сети использован электродвигаель А02-72-4 переменного тока на 380 В.
Для пуска дизеля и питания его контрольно-измерительной аппаратуры, а также для питания цепей освещения, сигнализации на кране установлены две аккумуляторные батареи напряжением по 12 В; батареи подзаряжают от отдельного генератора, вращающегося от дизеля.
Эти же батареи питают цепи стоп-сигнала и двух вентиляторов для циркуляции воздуха в кабине машиниста. Частоту вращения двигателя механизма поворота регулируют резистором.
Рабочую частоту вращения остальных электродвигателей регулируют путем изменения напряжения главного генератора, питающего двигатели, в соответствии с инструкцией по эксплуатации крана. Механизмами крана КС-5363 управляют с помощью командоконтроллеров.
Для пуска двигателя стреловой лебедки нажимают кнопку и перемещают рукоятку контроллера в положение «Вверх» или «Вниз», что соответствует подъему или опусканию стрелы.
Останавливают стрелу крана КС-5363 переводом рукоятки в нулевое положение и нажатием кнопки «Стоп». Механизмом поворота управляют с помощью командоаппарата и переключателя, воздействующего на вспомогательный генератор.
Для повышения точности наводки элементов при монтажных работах используют главный генератор и командоконтроллер грузовой лебедки. Рукоятку контроллера механизма поворота устанавливают в 5-е положение и затем скорость регулируют контроллером лебедки.
Для поворота вправо рукоятку перемещают в положение, соответствующее подъему груза, а для поворота влево — спуску груза. Останавливают механизм, перемещая рукоятки обоих контроллеров в нейтральное положение. Совмещение движений при указанном регулировании скоростей не разрешается.
Механизмом передвижения КС-5363 управляют с помощью тех же аппаратов. Пуск и разгон двигателя производят через кнопку «Пуск» и рукоятку контроллера плавным ее переводом из 1-го (меньшая скорость) и 5-е положение (большая скорость). Движение вперед или назад зависит от направления вращения рукоятки «Вправо» или «Влево».
Чтобы изменить скорость движения с 1-й на 2-ю, надо выполнить следующие операции: рукоятку контроллера установить в нейтральное положение; рукоятку коробки передач поставить на 2-ю скорость; нажать кнопку «Пуск» и плавно повернуть рукоятку контроллера в необходимом направлении.
Для электрического торможения во время движения крана КС-5363 рукоятку контроллера переводят в нейтральное положение и нажимают последовательно первую кнопку — «Тормоз», а затем вторую кнопку и держат ее. Отпустив вторую кнопку, автоматически прекращают торможение крана.
С целью смягчения действия динамического торможения при скорости движения выше 7 км/ч предварительно подтормаживают кран с помощью гидротормоза (тормоза) и только после этого действуют второй кнопкой.
Для кратковременной остановки крана переводят рукоятку контроллера в нейтральное положение, нажимают кнопку «Стоп» и включают тормоз механизма передвижения.
В случае длительной остановки используют стояночный тормоз. Для работы при отрицательной температуре в кабине предусмотрена электропечь и обогреватели лобового стекла.