Кпп мтз 50 устройство: Органы управления и контрольные приборы трактора МТЗ-50, МТЗ-50Л, МТЗ-52, МТЗ-52Л

Содержание

Органы управления и контрольные приборы трактора МТЗ-50, МТЗ-50Л, МТЗ-52, МТЗ-52Л

Расположение органов управления и контрольных приборов на тракторе представлено на рис. 5-14.

Педаль муфты сцепления (рис. 6-7).

Рис.5. Схема переключения передач.

Нажимом ноги на педаль вперёд муфта выключается.

Рычаг (2) переключения передач перемещается в прорезях валиков переключения. Вначале рычагом включают I либо II ступень редуктора, затем, возвратив рычаг в нейтральное положение, включают нужную передачу по схеме на рис.5. Схема переключения передач закреплена на корпусе щитка приборов справа от рулевой колонки.

Рис. 6. Органы управления, включателя стартера и освещения трактора:
3) – Рукоятка управления жалюзи; 5) – Рычажок переключения задних фар; 6) – Рычажок переключения передних фар; 7) – Ключ выключателя стартера.

Рукоятка (3) [рис. 6] управления жалюзи. Перемещением рукоятки вверх жалюзи открываются, а перемещением вниз – закрываются.

Рулевое колесо (4)  [рис. 7] служит для поворота трактора.

Рычажок (5) [рис. 6] переключателя задних фар и габаритного освещения имеет три положения: верхнее – «включены задние фары», нижнее – «включены габаритные огни и освещение номерного знака», среднее – «выключено».

Рычажок (6) переключателя передних фар имеет три положения: верхнее – «включён дальний свет», нижнее – «ближний свет», среднее – «выключено».

Ключ (7) включателя стартера и свечей накаливания имеет три положения: нейтральное – «выключено», первое – «включены свечи накаливания», второе — «включены свечи накаливания и электростартер». Поворот ключа производится по часовой стрелке. В нейтральное положение ключ возвращается автоматически.

Рис.7. Органы управления и контрольные приборы трактора.
1) – Педаль муфты сцепления; 2) – Рычаг переключения передач; 4) – Рулевое колесо; 8) – Контрольный элемент; 9) – Рычаг включения тормозов прицепа; 10) – Педаль левого тормоза; 11) – Педаль правого тормоза; 13) – Рычаг управления задним ВОМ; 14) – Рычаг управления подачей топлива; 15) – Маховичок регулирования давления подпора; 16) – Рычаг гидроувеличителя сцепного веса; 17), 18), 19) – Рычаги распределителя гидросистемы; 20) – Амперметр; 21) – Указатель давления масла; 22) – Термометр; 23) – Лампа освещения щитка контрольно-измерительных приборов; 24) – Рукоятка переключателя указателей поворота; 25) – Включатель звукового сигнала; 26) – Педаль управления подачей топлива.

Контрольный элемент (8) [рис. 7] показывает степень нагрева спиралей свечей накаливания.

Тормоза включаются нажимом ноги на педали (10) и (11) [рис. 7] вперёд. При перемещении педали (11) правого тормоза включается также стоп-сигнал.

Соединительная планка блокирует педали для одновременного торможения левым и правым тормозами. Рычагом (9) включаются тормоза прицепов. Для этого рычаг перемещается назад (на себя).

В исходное положение рычаг возвращается автоматически, под действием пружины.

Рычаг (13) управления задним ВОМ (либо приводным шкивом, если он установлен на тракторе) имеет три положения: переднее – «ВОМ (шкив) включен», среднее положение – «нейтральное», заднее – «выключен».

Рычаг (14) и педаль (26) управления подачей топлива. Крайнее верхнее положение рычага соответствует наименьшей подаче топлива.

Нажимом ноги на педаль (26) вниз подача топлива увеличивается, и обороты двигателя возрастают.

При помощи маховичка (13) регулируется давление подпора в основном цилиндре гидросистемы. При повороте маховичка по часовой стрелке давление подпора уменьшается, а против часовой стрелки – возрастает.

Рычаг (16) гидроувеличителя сцепного веса имеет три положения: верхнее – «включен», среднее – «выключен», нижнее – «заперто».

Рычаги (17), (18), (19) распределителя гидросистемы: правый рычаг управляет задним цилиндром, средний рычаг – левым выносным, левый рычаг – правым выносным цилиндром.

Каждый рычаг имеет четыре положения: верхнее – «плавающее», среднее верхнее – «опускание», среднее нижнее – «нейтральное», нижнее – «подъём».

Схема управления рычагами (16), (17), (18), (19) , а также маховичком (15) представлена на [рис. 8]. Эта схема прикреплена в кабине трактора над схемой переключения передач.

Рис. 8. Схема управления гидросистемой трактора.

Амперметр (20) [рис. 7] показывает силу зарядного (стрелка отклоняется в сторону знака «+») либо разрядного (стрелка отклоняется в сторону знака «-») в цепи аккумуляторных батарей.

Указатель давления масла (21) показывает давление масла в системе смазки двигателя.

Термометр (22) показывает температуру воды в системе охлаждения двигателя.

Рычажок (23) включения лампы освещения контрольно-измерительных приборов на щитке. Верхнее положение рычажка в прорези – «лампа включена», нижнее – «выключена».

Рукоятка (24) переключателей указателей поворота. Имеет три положения: верхнее – «включен указатель правого поворота», нижнее – «включен указатель левого поворота» и среднее – «выключено». В конце поворота трактора рукоятка переключателя автоматически возвращается в среднее положение.

Включатель (25) звукового сигнала.

Рис. 9. Органы управления и включатель массы:
28) – тяга привода защёлки горного тормоза, 29) – включатель массы аккумуляторных батарей, 30) – педаль блокировки дифференциала, 31) – рукоятка переключения заднего ВОМ.

Тяга (28) [рис. 9] привода защёлки горного тормоза.

Перемещением тяги вверх при выжатых педалях тормозов осуществляется фиксация педалей в положении торможения. Нажатием на педали тяга возвращается в исходное положение автоматически под действием пружины.

Включатель (29) массы аккумуляторных батарей. С его помощью включается масса нажатием на горизонтальный шток и выключается нажатием на вертикальный шток.

Педаль (30) блокировки дифференциала. Нажимом ноги вниз блокировка включается. Выключение осуществляется автоматически при снятии ноги с педали.

Рукоятка (31) переключения заднего ВОМ с независимого на синхронный привод. При перемещении рукоятки вперёд до упора включается синхронный привод и до упора назад – независимый. Среднее положение рукоятки означает, что привод выключен.

Рис. 10. Органы управления боковым ВОМ трактора:
32) – тяга включения бокового ВОМ.

Перемещением тяги (32) [рис. 10] осуществляется включение бокового ВОМ и компрессора (если они установлены на тракторе). При перемещении тяги вверх ВОМ (компрессор) включается и вниз – выключается.

Рис. 11. Органы управления насосом гидросистемы:
33) – рукоятка включения насоса раздельно-агрегатной гидросистемы, 34) – пластина фиксации рукоятки.

Рукоятка (33) [рис. 11] включения насоса раздельно-агрегатной системы имеет два положения, в которых она фиксируется пружинным фиксатором. Для включения насоса рукоятку устанавливают в верхнее положение, для выключения – в нижнее.

Чтобы перевести рукоятку из одного положения в другое, необходимо оттянуть рукоятку вместе с фиксатором до вывода его из паза пластины (34), после чего перевести в требуемое положение.

Рис. 12. Привод стеклоочистителя и переключатель вентилятора и плафона кабины:
35) – рычажок переключателя вентилятора и плафона, 36) -рукоятка ручного привода стеклоочистителя.

Рычажок (35) [рис. 12] переключателя вентилятора и плафона (если трактор оборудован кабиной) имеет три положения: верхнее – «включен вентилятор», нижнее – «включен плафон», среднее – «выключено».

Рукоятка (36) предназначена для ручного привода стеклоочистителя.

Для тракторов МТЗ-50Л, МТЗ-52Л, оборудованных пусковым двигателем, ключ (7) [рис. 7]  отсутствует. Вместо него имеются органы управления пусковым двигателем.

Рис. 13. Органы управления пусковым двигателем трактора:

37) – рычаг включения стартера пускового двигателя, 38) – рычаг включения муфты сцепления пускового двигателя, 39) – рычаг привода бендикса.

Рычаг (37) [рис. 13] включения стартера пускового двигателя. Нажатием на рычаг назад (в сторону кабины) стартер включается.

Рычаг (38) включения муфты сцепления редуктора пускового двигателя. Поворотом рычага на себя (по часовой стрелке, если смотреть со стороны крышки редуктора) производится включение муфты сцепления, поворотом рычага от себя – выключение.

Рычаг (39) привода бендикса. Поворотом рычага вверх (в сторону кабины) шестерня включения редуктора вводится в зацепление с венцом маховика основного двигателя. Вывод шестерни включения из зацепления происходит автоматически после запуска дизеля.

Рис. 14. Расположение педали управления блокировкой муфты свободного хода трактора МТЗ-52:
4) – педаль управления блокировкой муфты свободного хода.

Педаль (4) [рис. 14] управления блокировкой муфты свободного хода. При нажатии на педаль зубчатая муфта, перемещаясь по шлицам вала, входит в зацепление с внутренними зубьями шестерни и блокирует внутреннюю и наружную обоймы муфты свободного хода, за счёт чего осуществляется принудительное включение переднего ведущего моста. При снятии ноги пружина возвращает педаль и зубчатую муфту в исходное положение, отключая передний мост.

5*

Похожие материалы:

МТЗ-50: технические характеристики

Колесные тракторы марки «Беларусь» до сих пор используются в нашей стране, несмотря на то, что выпуск их давно прекращен. Это обстоятельство говорит о высоком потенциале, заложенном в конструкцию, ее надежности и ремонтопригодности. Трактор МТЗ-50 колесный относится к категории универсальных сельскохозяйственных машин тягового класса 1,4 тс. Они предназначены для выполнения широкого спектра работ:

  • Перевозка грузов на прицепах и полуприцепах.
  • Все виды полевых работ: пахота, культивация, посев, междурядная обработка и многое другое.
  • Привод стационарных и буксируемых машин и агрегатов.
  • Дорожно-строительные работы.

Трактор выполняет вышеуказанные и иные технологические операции с использованием широкой номенклатуры навесного, полунавесного и прицепного оборудования. Для этого на машине предусмотрена прицепная система, буксирное устройство и вал отбора мощности для привода агрегатов.

Трактор МТЗ-50: история создания

Минский тракторный завод создан постановлением правительства СССР №1142 в 1946 году и уже через два года дал первую продукцию. Разработка модели МТЗ-50 «Беларусь» начата в 1956 году параллельно с проектированием дизельного двигателя. Техническая и технологическая документация была подготовлена в кратчайшие сроки и была одобрена отраслевым НИИ.

К предсерийному выпуску нового пропашного трактора экспериментальный цех завода приступил в 1958 году, после чего он поступил на государственные испытания. По результатам последних и с учетом замечаний комиссии была проведена доработка машины и на ее базе создана полноприводная версия МТЗ-52.

Трактор МТЗ-52. Полноприводная версия

В соответствии с постановление Совета Министров от 14.11.1959 начало выпуска основной модели трактора было запланировано на 1961 год, а модернизированной – на следующий. Предприятию было предписано к концу пятилетки, довести суммарные ежегодные объемы производства машин обеих марок до 75 тысяч единиц.

В 1960 году были проведены опытно-конструкторские работы по установке на МТЗ-50 полугусеничного привода. Трактора данной модификации поставлялись сельхозпредприятиям и другим организациям по отдельным заказам. Применение резинометаллических гусениц существенно повысило тягово-сцепные характеристики и экономические показатели машины.

В 1963 году закончена модернизация МТЗ-50 «Беларусь» специально для хлопководческих хозяйств. Принципиальное отличие от серийной модели — трехколесная схема, пригодная для работы по четырехрядной системе. На Минском заводе данный трактор выпускался в течение 8 лет до 1977 года, после чего его производство было развернуто в Ташкенте на вновь созданном заводе.

В 1964 году с конвейера МТЗ сошла первая серийная версия в полноприводном варианте. Данная машина быстро стала популярной среди механизаторов и ценилась за высокую проходимость. На базе описываемой модели были созданы три гусеничных трактора Т-54В для работы на виноградниках. Модификация выпускалась с колеей в 950 мм и 850 мм. Трактор выпускался вплоть до 1985 года и всего произведено 1 256 800 экземпляров.

Технические характеристики трактора МТЗ-50

Колесный пропашной трактор модели МТЗ-50 выполнен по классической схеме основу, которой составляет полурамная конструкция. Силовой каркас представляет собой два швеллера соединенных в передней части литым брусом. Остов трактора помимо полурамы составляют корпуса сцепления, коробки передач и заднего моста.

В передней части МТЗ-50 «Беларусь» продольно установлен дизельный двигатель, закрытый откидывающимся вперед капотом аллигаторного типа. За дизелем непосредственно расположены механизмы силовой передачи и задний мост, а также одноместная кабина для размещения механизатора.

Двигатель

Трактор оснащается четырехцилиндровым дизелем производства МТЗ марки Д-50 двух модификаций: с электростартером и Д- 50Л с бензиновым пускателем. Основные технические характеристики двигателя:

  • Мощность номинальная – 55 л. с., максимальная – 60 л. с..
  • Частота вращения коленчатого вала – 1700 об/мин.
  • Максимальный крутящий момент – более 36 кгс.
  • Рабочий объем двигателя – 4,75 л.
  • Расход топлива удельный не более 195 г/ э. л. с. ч.
  • ТНВД – четырехплунжерный марки УТН-5 с всережимным центробежным регулятором.
  • Давление впрыска – 130 кгс/ кгс/ см2.
  • Вес двигателя без технических жидкостей: Д-50 – 410 кг, Д-50 Л – 470 кг.
  • Давление масла рабочее 2,0 – 3,5 кгс/ см2.

Силовой агрегат оборудован комбинированным двухступенчатым воздухоочистителем. Система охлаждения жидкостная с принудительной циркуляцией воды или антифриза, радиатор расположен непосредственно перед двигателем. Вентилятор с постоянным приводом от коленвала через ременную передачу.

Система смазка комбинированная: к части деталей масло подается под давлением от шестеренчатого насоса остальные разбрызгиванием. Очистка масла осуществляется в два этапа с использованием механического и центробежного фильтра.

В системе питания предусмотрены бак топливный, фильтр грубой очистки, топливоподкачивающий насос, ТНВД, фильтр тонкой очистки, вихревые камеры и форсунки.

На двигателе установлен счетчик моточасов, краник для слива охлаждающей жидкости, вентилятор для принудительного обдува радиатора, термостат, водяной насос и генератор. Навесное оборудование обеспечивает работу силового агрегата и других систем трактора. Так, генератор приводится в действие ремнем от шкива, установленного на коленчатом вале. Устройство предназначено для снабжения потребителей постоянным током.

Коробка передач

Крутящий момент от двигателя на ведущие колеса передается по цепочке, состоящей из следующих механизмов:

  • муфта сцепления;
  • соединительная муфта;
  • коробка переключения передач;
  • задний мост.

Муфты сцепления и соединительная установлены в одном корпусе, который стыкуется с силовым агрегатом. Задний мост и КПП имеют отдельные корпуса в нижней части, которых находятся картеры для трансмиссионного масла.

Трактор МТЗ-50 оснащается механической коробкой передач, которая и имеет 9 передач (в том числе одна прямая) для движения вперед и одну – назад. В задней части КПП установлен редуктор, обеспечивающий удвоение режимов движения трактора. Управление обоими механизмами осуществляется одним рычагом, при этом вначале производится включение редуктора на повышенный или пониженный диапазон.

Коробка переключения передач трактора МТЗ-50 состоит из следующих частей:

  • корпус с картером;
  • первичный и вторичный вал;
  • передняя и задняя каретка;
  • промежуточный и внутренний вал;
  • ведущие и ведомые шестерни;
  • механизм переключения передач.

Крутящий момент от двигателя через муфты поступает на первичный вал КПП, далее через пары шестерней с разным передаточным числом преобразуется и передается на вторичный вал. Подключение пар шестерней, находящихся в постоянном зацеплении, происходит за счет перемещения кареток по шлицам первичного вала. Удвоение режимов работы трактора обеспечивается за счет применения редуктора.

Ходовая часть

Кинематическая схема трактора МТЗ-50 традиционная для данного типа машин и включает следующие элементы:

  • Главная передача с парой конических шестерней постоянного зацепления. Для снижения шумности применяются шестерни со спиральными зубьями (41 и 12 соответственно), передаточное число 3,42.
  • Дифференциал конический закрытого типа установлен в картере заднего моста и имеет 4 сателлита. Устройство оснащено механизмом блокировки с двумя кулачковыми муфтами, который включается при нажатии на педаль. Деактивация происходит автоматически при снятии ноги с управляющего органа.
  • Конечный передачи установлены в корпусах на концах полуосей и состоят из двух пар цилиндрических шестерней (по одной на каждую сторону). Передаточное число 5,308, зубья прямые, количество 69 и 13 соответственно.

Ведущие задние колеса установлены на ступицах, вращение которых обеспечивается за счет применения роликовых подшипников. В версии трактора МТЗ-50 привод только на задние колеса, в полноприводной модификации предусмотрена раздаточная коробка. Передача усилия на передний мост осуществляется через карданный вал.

Управление трактором осуществляется оператором посредством воздействия на руль, педали и рычаги. Начало движения, маневрирование и замедление сельскохозяйственной машины осуществляется следующими системами:

  • Тормоза. Дисковые, сухого типа, смонтированы на ведущих шестернях конечных передач. Привод гидравлический, управление работой осуществляется воздействием на педель.
  • Рулевое управление. Система состоит из рулевого колеса, редуктора (червячного с передаточным числом 17,5), гидроусилителя, тяг продольной и поперечной и рычагов.

Для снижения управляющих усилий на руле механизм снабжен гидравлическим усилителем раздельно-агрегатного типа. В системе предусмотрен шестеренчатый насос марки НШ-10Е, производительностью не менее 14 л/мин. Исполнительное устройство – цилиндр двойного действия с ходом поршня в 19,5 мм от среднего положения. Управление работой гидроусилителя осуществляется при помощи однозолотникового распределителя, который устанавливается на оси червячного механизма.

Габаритно-массовые показатели

Модель МТЗ-50 «Беларусь» относится к среднеразмерным тракторам, что обеспечивает возможность его использования в помещениях ферм для выполнения разных операций. Основные геометрические и весовые параметры сельскохозяйственной машины:

  1. Длина максимальная (по концам продольных тяг навесного устройства – сзади и противовесов – впереди) – 3815 мм.
  2. Ширина (по концам полуосей задних колес) – 1970 мм.
  3. Высота по крыше кабины – 2485 мм.
  4. База трактора (расстояние между центрами передней и задней оси) – 2370 мм.
  5. Колея передних и задних колес изменяется в пределах от 1200 до 1800 мм.
  6. Минимальный дорожный просвет – 465 мм.
  7. Радиус разворота трактора наименьший при выполнении маневра с подтормаживанием внутренних колес – 2,5 м.
  8. Вес модели конструктивный (в стандартной комплектации без дополнительного оборудования и навесных грузов на колесах и других точках подвески) – 2790 кг.
  9. Масса без эксплуатационных жидкостей с кабиной и каркасом безопасности – 3040 кг.

Геометрические размеры трактора в сочетании с оптимальным весом обуславливают отличные показатели по тяговой вооруженности, проходимости и маневренности. Сельскохозяйственная машина способна разворачиваться с незначительным радиусом траектории. Эта особенность очень цена при выполнении работ на ограниченных по площади площадках в условиях бездорожья.

Кабина трактора МТЗ-50: обзор рабочего места

Управление трактором МТЗ-50 «Беларусь» осуществляется с рабочего места оператора. Располагается оно в закрытой одноместной кабине с обширной площадью остекления, чем обеспечивается хороший обзор для тракториста во всех направлениях. Оператор располагается в подрессоренном кресле, перед которым смонтированы следующие органы управления:

  • Педали: муфты сцепления, управления подачей топлива, блокировки дифференциала, правого и левого тормоза.
  • Рычаги: переключения передач, включения тормозов прицепа, управления задним ВОМ, гидроувеличителя сцепного веса, распределителя гидросистемы.
  • Маховичок регулировки давления подпора.
  • Рулевое колесо с выключателем звукового сигнала и рукояткой переключения указателя поворотов.
  • Приборный щиток, на котором установлены амперметр, указатель давления масла, датчик температуры и лампа освещения индикаторов.
  • Тяга привода защелки горного тормоза.
  • Включатель массы аккумуляторных батарей.
  • Рукоятка переключения заднего вала отбора мощности.

Лобовое стекло кабины трактора оборудовано стеклоочистителем, который приводится в действие вручную при помощи рычага. Для обеспечения нормального микроклимата предусмотрен вентилятор, управляемый отдельным переключателем. Освещение рабочего места осуществляется при помощи плафона, установленного на потолке. В целом кабина для своего времени была достаточно удобной и обеспечивала оператору нормальные условия для работы.

Система навесного оборудования МТЗ-50

Трактор модели МТЗ-50 использовался для выполнения широкого спектра полевых работ при помощи разнообразных агрегатов. Перечень навесного оборудования включает следующие наименования:

  • Плуги 3-х корпусные для вспашки разных типов почв нескольких видов.
  • Косилка измельчитель навесная.
  • Косилка-плющилка прицепная.
  • Сеялки разных типов, в том числе с функцией внесения минеральных удобрений.
  • Сеялки-культиваторы.
  • Комбинированные агрегаты чизельные и почвообрабатывающие.
  • Культиваторы для сплошной обработки почвы.
  • Борона навесная.
  • Агрегаты для внесения жидких удобрений и ядохимикатов.
  • Полуприцепы транспортные и специального назначения.
  • Прицепы и полуприцепы самосвальные.
  • Рассеиватели минеральных удобрений навесные и прицепные.
  • Косилки дисковые и сегментно-пальцевые.
  • Грабли-ворошилки роторного типа.
  • Пресс-подборщики тюковые и рулонные.

Навесное оборудование устанавливается на трактор при помощи специальной системы из тяг. Агрегаты, требующие механического привода, подключаются к валу отбора мощности. Прицепные устройства соединяются с сельскохозяйственной машиной с помощью универсального крюка, расположенного на поперечной тяге подвесной системы.

Модификации трактора МТЗ-50

Минский тракторы завод постоянно совершенствовал свою продукцию и выпускал МТЗ-50 в нескольких вариантах исполнения. Модернизация машины осуществлялась в двух направлениях: улучшение эксплуатационных характеристик и повышение проходимости. Всего помимо базовой версии было выпущено три модификации трактора:

  • МТЗ-50Л с дизелем Д-50Л с электростартером.
  • МТЗ-52. Оснащался силовым агрегатом Д-50 с приводом на все колеса, для чего на место передней балки устанавливался мост и раздаточная коробка. Передача усилия производится через карданный привод с промежуточной опорой. Включение переднего моста возможно в автоматическом режиме или принудительно.
  • МТЗ-52Л является полноприводной версией и отличается от предыдущей модели наличием электрического стартера в системе запуска двигателя.

Трактор МТЗ-50Х1. Хлопководческая модификация

Все модификации максимально унифицированы по основной номенклатуре деталей, узлов и агрегатов. Подобный подход позволяет снизить отпускную цену на конечную продукцию завода и упростить снабжение сельхозпредприятий запасными частями и комплектующими. Полноприводная версия машины имеет лучшие тяговые характеристики и используется в труднопроходимых местностях.

Опыт эксплуатации МТЗ-50. Достоинства и недостатки

Тракторы данной модели разрабатывались исходя из технических требований текущего момента, и для своего времени имели отличные характеристики. МТЗ-50 «Беларусь» имеет ряд преимуществ перед машинами других моделей, в частности:

  • Минимальные издержки на содержание и эксплуатацию трактора.
  • Высокая надежность узлов и агрегатов машины.
  • Достаточная производительность, что позволяет со сравнительно небольшими затратами выполнять значительные объемы работ.
  • Трактор спроектирован для использования в условиях отсутствия дорог с твердым покрытием.
  • Климатическое исполнение машины допускает эксплуатацию зимой и летом при экстремальных значениях температур.
  • Трактор может агрегатироваться с широким спектром навесного оборудования для выполнения сельскохозяйственных и иных работ.

Машина отличается неприхотливостью, простотой в эксплуатации и превосходной ремонтопригодностью. Восстановление работоспособности неисправного трактора возможно в полевых условиях с использованием стандартного набора инструментов. Вместе с тем модель МТЗ-50 имеет ряд особенностей, которые следует учитывать при его применении по назначению:

  • Недостаточная мощность двигателя для выполнения работ на тяжелых почвах.
  • Высокая чувствительность пускового двигателя к качеству бензина.
  • Тракторист должен быть внимателен при выборе режима работы двигателя и передачи.

Учитывая значительный опыт эксплуатации сельскохозяйственных машин данной модели, перечисленные недостатки можно считать несущественными. Механизаторы отмечают неприхотливость, высокую надежность и продуманность конструкции. Машина хорошо себя зарекомендовала в условиях средней полосы и поставлялась после соответствующей доработки в страны с жарким или холодным климатом.

Заключение

Трактор МТЗ-50 «Беларусь» заслужено пользуется популярностью в нашей стране и за рубежом, прежде всего благодаря простоте. Эксплуатация и обслуживание его не требуется высокой квалификации от персонала. О высокой надежности модели говорит тот факт, что, невзирая на прекращение ее выпуска более 20 лет назад достаточное количество машин находятся в эксплуатации и до сих пор.

Трактор МТЗ 52 технические характеристи и особенности конструкции

Модель трактора МТЗ 50 и его полноприводная версия МТЗ 52 начала выходить с производственных линий Минского Тракторного Завода с 1961 года и массово выпускалась до 1985 . За этот период было выпущено более 1 млн. 265 тысяч единиц техники данных модификаций. Разработка стала основой для выпуска трактора МТЗ 80(82) и впоследствии целой серии модифицированных машин, выпускаемых по сегодняшний день. Данная модель является одним из первых тракторов, выпускаемых в СССР, который по своему применению и функциональным возможностям характеризуется как универсально-пропашная машина. Технические возможности трактора дают высокий коэффициент применения в различных областях народного хозяйства, что определило высокий спрос на данную технику и её популярность на долгие годы.

На сегодня трактора модели МТЗ 50(52) до сих пор встречаются в использовании. Техническая живучесть данной техники объясняется высоким процентом унификации и взаимозаменяемости деталей и узлов машины со своими младшими братьями — тракторами семейства МТЗ.

 Характеристики трактора

Основой машины является полурамный остов, состоящий из боковых параллельных брусов и литой передней поперечной части. Остальную часть остова выполняют соединённые между собой литые корпуса механизмов трансмиссии: корпус сцепления, картер КПП и картер заднего моста. На полураме размещён силовой агрегат, соединённый через корпус сцепления с трансмиссией трактора.

Общие параметры

Основные характеристики

МТЗ 50

МТЗ 52

Тяговый класс

1.4

Размер  (ширина Х высота Х длина )мм

1970х2485х3815

1970х2485х3930

Продольная  база  мм

2370

2450

Дорожный просвет под рукавами  полуосей заднего моста мм

645

Просвет под задним мостом мм

465

Просвет под передней осью мм

645

Просвет под картером переднего моста мм

590

Радиус поворота с подтормаживанием  м

2,5

2,7

Ширина колеи мм

1200-1800

Вес трактора кг

3040

3120

 Характеристики силового агрегата

Двигатель Д-50 в сборе

Марка

Д-50 (со стартером) Д-50Л (с пусковым двигателем)

Тип

Четырёхтактный, четырёхцилиндровый дизельный

Мощность номинальная л. с

55

Максимальная мощность л.с

60

Рабочий ресурс до капитального ремонта мото-часов

5000

Номинальная частота вращения об/мин

1700

Диаметр цилиндра мм

110

Ход поршня мм

125

Степень сжатия

16

Общий рабочий объём цилиндров л.

4,75

Удельный расход топлива г/л.с в час

195

Порядок работы цилиндров

1-3-4-2

Топливный насос

УТН-5

Регулятор ТНВД

Всережимный центробежного типа

Форсунки

ФШ-6-2-25˚ штифтовая закрытого типа

Давление впрыска кгс/см²

130+5

Электростартер Д-50

СТ-212

Пусковой двигатель Д-50Л

ПД-10У

Генератор

Г 304-А1

Вес сухого дизеля Д-50 кг

410

Вес сухого дизеля Д-50Л кг

470

Давление масла в дизеле кгс/см²

2-3,5

Дизель Д-50 в сборе

 Заправки систем и узлов трактора

Наименование

Объём л

Топливный бак трактора

100

Топливный бак пускового двигателя ПД-10У

1,9

Система охлаждения МТЗ 50

20

Система охлаждения МТЗ 50Л

22

Система смазки дизеля

12

Корпуса трансмиссии

40

Корпус переднего моста

1,7

Корпус переднего бортового редуктора

1,7

Корпус верхней конической пары ПВМ

0,3

Промежуточная опора привода ПВМ

0,15

Корпус гидроусилителя руля

6

Гидросистема трактора

20,5

Картер ТНВД

0,2

 Электрическая система

Электропроводка трактора – однопроводная с напряжением в сети 12 вольт, отрицательный полюс соединён с массой трактора. Аккумуляторная батарея МТЗ 50(52) -3СТ 195 с напряжением 6 вольт и ёмкостью 195 А/ч расположены в отсеках под сиденьем водителя. В МТЗ 50Л(52Л) аккумуляторы 6-ТСТ 45 с напряжением 12 вольт и ёмкостью 45 А/ч.

 Гидросистема

Раздельно-агрегатная гидравлическая система трактора включает в себя:

  • Шестерёнчатый гидронасос НШ 32 установленный на корпусе гидробака  получает привод через промежуточную шестерню от ведущей шестерни привода ВОМ в промежуточной части трансмиссии. Включение привода осуществляется рычагом при введении в зацепление скользящей шестерни привода. Узел обеспечивает давление в системе 100 кгс/см² с производительностью 40 л/мин.
  • Распределитель Р75-В3А золотниково-клапанный с фиксацией в рабочих и плавающем положениях. Узел установлен на корпусе гидроузлов одновременно выполняющего функцию гидробака. Предохранительный клапан распределителя ограничивает давление в системе до 130 кгс/². Крайний правый рычаг устройства предназначен для управления гидроцилиндром навески трактора остальные два для работы с выносными цилиндрами в составе навесного или прицепного оборудования.
  • Гидроцилиндр навески двухстороннего действия с ходом штока 200мм, диаметром штока 75 мм и диаметром поршня 100 мм.
  • Гидроувеличитель сцепного веса – гидростатический с автоматическим поддержанием заданного давления оборудованный в своей системе пружинным гидроаккумулятором.

Схема управление гидронавесной системой

Исправная работа системы обеспечивает грузоподъёмность в 800 кг на вылете центра тяжести относительно оси задних колёс не более 1,5 м.

 Рулевое управление и гидровлическое усиление

Управление осуществляется передачей вращения от рулевого колеса на червяк, взаимодействующий с косозубым сектором. Передача осуществляется с передаточным числом 17,5. Механическая передача данной пары усиляется гидроусилителем. В состав отдельной гидросистемы усилителя руля входит:

  • Шестерёнчатый насос НШ-10Е левого вращения и производительностью 14 л/мин.,
  • Гидроцилиндр двухстороннего действия с диаметром поршня 90 мм с ходом от среднего положения 19,5мм,
  • Распределитель однозолотниковый следящего типа – размещённый на одной оси с червяком рулевого механизма, с рабочим ходом от нейтрального положения до полного перекрытия 6 мм.
  • Давление в системе ограничивается предохранительным клапаном в пределах 75 -80 кгс/смᶾ

Трансмиссия

Силовая передача состоит из механизмов сцепления, коробки передач, заднего ведущего моста и интегрированного в него привода вала отбора мощности с редуктором включения планетарного типа. Все механизмы трансмиссии объединены своими корпусами в единую масляную ванную и смазываются разбрызгиванием , за исключением сухого отсека муфты сцепления, изолированного сальниками. В полноприводной версии трактор дополнительно оснащён раздаточной коробкой, передним ведущим мостом и передающим вращение карданным приводом.

Кинематическая схема трактора МТЗ 50

Муфта сцепления

Сцепление МТЗ 50 однодисковое, фрикционное сухое постоянно замкнутого типа с диаметром ведомого диска 325 мм. Механизм размещён в сухом отсеке промежуточной части трансмиссии и присоединён своим корпусом к задней плите дизеля.

 КПП

Двухступенчатый редуктор механического типа с прямозубыми скользящими шестернями. Компоновка коробки обеспечивает девять передач переднего хода (с обеспечением прямой передачи) и две заднего хода. За счёт дополнительной ступени в конструкции КПП, находящегося в задней части картера узла, происходит удваивание числа передач. Предварительно перед началом движения водитель выбирает ступень – «пониженную или повышенную», а затем нужную передачу переключением одного рычага.

Передачи

Выдаваемая скорость трактором км./ч

I

1,56

II

2,65

III

5,60

IV

6,85

V

8,15

VI

9,55

VII

11,70

VIII

13,85

IX

25,80

Задняя пониженная

3,31

Задняя повышенная

5,62

Схема переключения передач МТЗ 50

Задний мост

Механизм размещён в отдельном чугунном корпусе соединённый воедино с корпусами КПП и сцепления. Вращение от КПП передаётся через коническую пару шестерён главной передачи со спиральными зубьями. Далее через конический дифференциал с четырьмя  шестернями закрытого типа вращение передаётся на ведущие полуоси конечной передачи, выполненные за одно целое с цилиндрическими прямозубыми ведущими шестернями. Ведомые, цилиндрические, прямозубые шестерни конечной передачи расположены непосредственно на полуосях ходовой трактора — передают вращение на задние колёса.

Трансмиссия МТЗ-50 в сборе

  • Количество зубьев шестерён конической пары главной передачи 13 и 41, передаточное число 3,42
  • Количество зубьев шестерён цилиндрической пары конечной передачи 13 и 69, передаточное число 5,038.

 Тормоза

Фрикционные дисковые тормоза установлены на ведущих шестернях конечной передачи заднего моста с правой и левой стороны трактора.

  ВОМ

Основной планетарный редуктор ВОМ размещён в задней части корпуса ведущего заднего моста. Конструкция обеспечивает работу отбора мощности в двух режимах:

  • синхронный — со скоростью вращения вала 3,5 об/ на метр пути
  • независимый — со скоростью 562 об/мин при номинальных оборотах дизеля

Смена режимов осуществляется переключением положения  кулачковой муфты в соединении привода. Дополнительно может устанавливаться редуктор бокового ВОМ на корпус КПП трактора.

Передний мост МТЗ 52

Привод моста осуществляется от раздаточной коробки, установленной в правом люке КПП трактора через пару карданных валов с промежуточной опорой. Раздатка представляет собой редуктор с цилиндрическими прямозубыми шестернями и муфтой свободного хода в отдельном корпусе. Привод узел получает через промежуточную шестерню от вторичного вала КПП. ПВМ в своей конструкции принимает вращение на главную коническую пару со спиральными зубьями и передаёт вращение через самоблокирующийся с фрикционными муфтами дифференциал на полуоси с ведущими коническими шестернями конечной передачи. Далее, вращение передаётся на бортовые редукторы с нижними коническими парами шестерён, которые осуществляют непосредственный привод передних колёс.

Ходовая часть

Трактора МТЗ 52(50) имеют жёсткую подвеску задней части и подрессоренную спереди на колёсах с пневматическими шинами низкого давления. Передняя балка МТЗ 50 выполнена в виде литой трубчатой детали телескопического типа с клеммовым зажимом, смонтирована, как и балка ПВМ МТЗ 52 через соединительный шарнирный палец в проушины литого переднего бруса полурамы, с возможностью поперечного качения движению до 10˚.

Характеристики шин

Назначение шинРазмеры шин ммДавление кгс/см²
Передние колёса МТЗ 50

200-508

1,7-2,5

Передние колёса МТЗ 52

210-508

1,4-2,5

Задние МТЗ 50 и МТЗ 52

330-965

1-1,4

Для повышения ходовых качеств трактор может оснащаться полугусеничным ходом для работ на грунтах с повышенной влажностью. Резино-металлические гусеницы устанавливаются на задние и дополнительные натяжные колёса.