Коробка передач ДТ 75 в разобранном виде: схема, ремонт
ДТ-75 – это вид гусеничного трактора, который актуален для применения в сельском хозяйстве. Данную технику отличает качество исполнения, простота эксплуатации, а также ремонтопригодность. Существует данный вариант вспомогательной техники несколько десятилетий. За это время он неоднократно поддавался модификациям, направленным на улучшение его рабочих свойств. Учитывая это, на данной технике можно встретить различные марки двигателей.
В одном корпусе присутствует коробка передач и задний мост, при этом последний элемент имеет два одноступенчатых планетарных механизма поворота. Благодаря наличию планетарного механизма на рычагах управления приходятся минимальные нагрузки.
Особенности коробки передач
На трактор устанавливается механическая КПП, которая рассчитана на 7 ступеней. При этом имеются подвижные шестерни, блокировка механизма переключения передач. На подшипниках установлено несколько валов. Для того чтобы уменьшить вероятность торцевого износа зубьев, производитель установил на технике блокирующее устройство.
Схема коробки передач дт 75 показывает, что основными механизмами установленной трансмиссии являются:
- валы (первичный, вторичный),
- роликовый подшипник,
- рычаги,
- втулки,
- фиксатор,
- винт,
- стакан заднего / переднего подшипника,
- ведомая шестерня,
- крышка коробки передачи и иные комплектующие детали, относящиеся к перечисленным расходникам.
Присутствует главная передача, функция которой заключается в увеличении момента силы к ведущим колесам. Чтобы осуществлялась должным образом регулировка зазоров зацепления имеющихся на главной передаче шестеренок, здесь присутствует комплект прокладок.
В верхней части корпуса КПП имеется вал заднего хода. Он вращается на роликовых типах подшипниках. Активизация заднего хода осуществляется именно путем осуществления зацепления шестерен.
На рабочий ресурс составляющих механизмов коробки ДТ 75 влияет то, какое по качеству горючее сюда заливается, как часто проводится обслуживание данной системы. Периодически нужно проверять уровень горючего в скоростной коробке. В том случае, если оно ниже положенной нормы, следует его добавить. При этом нельзя смешивать новую трансмиссионную жидкость разных марок.
Разрез коробки показывает то, что имеется дополнительный вал, где на шлицах имеются шестерни. Трансмиссия трактора включает специальный ходоуменьшитель. Наличие данного элемента характерно для машин, которые можно эксплуатировать в сцепке с навесным оборудованием.
Поломки и их устранение
Когда техника осуществляет передвижение по пересеченной местности, поездку следует осуществлять на малой скорости. В противном случае во время осуществления полевых работ техника может заглохнуть из-за того, что вышла из строя коробка переключения передач.
Ремонт установленной на тракторе коробки необходим, если:
- отмечается шум со стороны коробки, когда происходит передвижение,
- слышатся стуки (возможно износились шестеренки),
- трудность или задержки в смене переключении передач,
- увеличенный свободный ход рычага,
- течь масла.
Способствует снижению ресурса коробки как перелив, так и недолив масла в трансмиссию. Осуществлять контроль уровня трансмиссионной жидкости можно по отметкам маслоизмерителя.
Перелив масла может являться причиной того, почему стал отмечаться перегрев трансмиссии или стала происходить утечка масла. Основная причина утечки жидкости – потеря упрости уплотнительных элементов.
При смене горючего важно, чтобы силовая установка была прогрета, в результате, залитое горючее приобретет лучшую текучесть. Сливается горючее через специальное сливное отверстие, которое закрыто пробкой. Сливная пробка должна быть очищена от осевшей грязи, после чего ее следует установить обратно. Далее добавляется свежее горючее. Выбирать нужно жидкость, которая будет сохранять свои характеристики в широком диапазоне температур.
Основная причина появления стуков, шумов – это износ внутренних элементов коробки передач. Механические повреждения составляющих частей трансмиссии нередко вызываются перегрузками двигателя, высокими температурами.
Ремонт установленной на тракторе коробки необходим, если:
- отмечается шум со стороны коробки, когда происходит передвижение,
- слышатся стуки (возможно износились шестеренки),
- трудность или задержки в смене переключении передач,
- увеличенный свободный ход рычага,
- течь масла.
Способствует снижению ресурса коробки как перелив, так и недолив масла в трансмиссию. Осуществлять контроль уровня трансмиссионной жидкости можно по отметкам маслоизмерителя.
Перелив масла может являться причиной того, почему стал отмечаться перегрев трансмиссии или стала происходить утечка масла. Основная причина утечки жидкости – потеря упрости уплотнительных элементов.
При смене горючего важно, чтобы силовая установка была прогрета, в результате, залитое горючее приобретет лучшую текучесть. Сливается горючее через специальное сливное отверстие, которое закрыто пробкой. Сливная пробка должна быть очищена от осевшей грязи, после чего ее следует установить обратно. Далее добавляется свежее горючее. Выбирать нужно жидкость, которая будет сохранять свои характеристики в широком диапазоне температур.
Основная причина появления стуков, шумов – это износ внутренних элементов коробки передач. Механические повреждения составляющих частей трансмиссии нередко вызываются перегрузками двигателя, высокими температурами.
Таким образом, трактор ДТ 75 – это распространенный тип сельскохозяйственной техники, который может осуществлять передвижение задним ходом. Имеется 7 скоростей вперед и 1 назад. Хозяин трактора должен осуществлять плановую диагностику всей системы ДТ 75. По результатам диагностики принимается решение по замене деформированных расходников. Основная причина того, почему уменьшилось количество масла – наличие протеканий из-за деформированных резиновых уплотнителей.
схема переключения, ремонт и техническое обслуживание, рекомендации по эксплуатации.
Описание основных характеристик
В трактор можно устанавливать силовые агрегаты с четырьмя цилиндрами. Основное топливо – дизельное. Есть и другие особенности:
- Применение двухдисковой сухой муфты.
- Быстрый запуск силового агрегата при любых условиях.
- Работы начинаются только после того, как движок хорошо прогреется.
Трактор ДТ 75
Актуальность техники в разных сферах сельхозработ сохраняется благодаря простому обслуживанию. Задний ход – вполне допустимый вариант движения.
КПП ДТ 75 вместе с задним мостом размещаются в одном корпусе. У последнего элемента имеются два планетарных механизма, многоступенчатого типа. Благодаря этому техника испытывает минимальные нагрузки во время управления.
Схема переключения коробки передач ДТ 75: какими особенностями обладает
Стандартно устройства снабжаются механическими разновидностями коробки передач. Она обычно рассчитана на поддержку 7 ступеней. Отличительной чертой становится наличие блокировки у механизма по переключению передач, вместе с подвижными шестернями. Несколько валов устанавливаются на подшипниках. Блокирующие устройства позволяют избежать быстрого износа, потому они и монтируются на технике.
Схема коробки передач ДТ 75 предполагает наличие следующих основных компонентов:
- Крышка у коробки передач.
- Часть с шестернёй, которая управляется другими деталями.
- Стакан, которым снабжается задний либо передний подшипник.
- Винт.
- Фиксаторы.
- Втулки.
- Рычаги.
- Подшипники с использованием роликового механизма.
- Валы.
Конструкция не обходится без главной передачи. Она создана, чтобы увеличивать момент силы, который идёт к ведущим колёсам. Кроме того, конструкция дополнительно снабжается комплектом прокладок – благодаря этому не доставляет хлопот выполнение работы вроде регулировки зазоров зацепления у главной передачи.
Корпус в верхней части вмещает в себя вал заднего хода. Изделие вращается за счёт подшипников с роликовыми механизмами. Зацепление шестерёнок происходит при активации заднего хода.
Качество и износ главных механизмов коробки передач во многом зависят от того, какое используется топливо. Проведение обслуживания по данной системе тоже играет роль. В скоростной коробке надо время от времени проверять, на каком уровне находится горючее. Если количество ниже установленной нормы – надо добавить. Главное – не смешивать жидкости от различных марок. Каталог производителя поможет разобраться с правильным выбором.
Внутри коробки устанавливается дополнительный вал, вместе со шлицами, на поверхности которых располагаются шестерни. Трансмиссия трактора снабжается специальным ходоуменьшителем. Этот вариант конструкции особенно актуален для техники, которая допускает эксплуатацию с использованием оборудования навесной группы.
Поломки, их устранение
Движение по пересечённой местности требует использования малых скоростей. В противном случае выход из строя коробки происходит слишком быстро, ход коробки заглушается.
В следующих случаях без ремонта коробки не обойтись:
- Появление течи масла.
- Ход рычага слишком свободный, увеличен.
- При переключении передач появляются трудности, определённые задержки.
- Появление посторонних звуков. Вероятная причина – износ шестерёнок.
- Шум со стороны самой коробки. Особенно – при перемещении техники.
Срок службы коробки может уменьшаться как при недостаточном количестве масла, так и при его избытке. Отметки маслоизмерителя помогут со своевременным измерением уровня жидкости.
Слишком большое количество жидкости ведёт к тому, что система перегревается, появляются утечки. Обычно последний эффект появляется, если уплотнительные материалы перестают быть упругими.
Смена жидкости предполагает наличие полностью прогретой силовой установки. Благодаря этому текучесть состава улучшается. Для слива внутри присутствует специальное отверстие. Его закрывают пробкой. Её требуется очистить от различных загрязнений перед тем, как устанавливать обратно на место. Только на следующем этапе добавляют свежее горючее. Главное – выбрать жидкость, способную сохранять первоначальные свойства при любом диапазоне температур.
Износ внутренних элементов у коробки передач приводит к появлению различных шумов. Перегрузки двигателя, высокие нагрузки – главные причины того, что появляются повреждения механического характера.
Схема коробки передач
Дополнительные рекомендации по ремонту
При разборе коробок передач рекомендуется применять специальные стенды. Незаменимыми помощниками становятся съёмники, личные инструменты. Основные годные детали раскомплектовывать по возможности не следует. Полный разбор требуется только в том случае, если осуществляется капитальный ремонт.
Вот лишь некоторые основные дефекты, с которыми на практике сталкиваются чаще всего:
- Появление трещин с изломами.
- Износ посадочных мест для подшипников.
- Повреждения у резьбовых, гладких отверстий.
Корпус коробки передач выбраковывают при появлении аварийных изломов, которые невозможно так просто устранить.
Один из вариантов устранения трещин – использование дуговой сварки. Для работы используются специальные дуговые валики либо электроды. Керосин – вещество, позволяющее проверить герметичность после того, как работы завершены. Для этого сварные швы затираются при помощи мела. Керосином смачивают только стенку внутри прибора. Если появляются швы, то на них наносят какой-либо композитный изоляционный материал. Благодаря чему трансмиссия трактора ДТ 75 служит гораздо дольше.
При восстановлении посадочных мест также разрешается применять разные методы:
- Кольцевание.
- Полимерные покрытия.
- Гальванические покрытия.
Есть и другие варианты, но они заслуживают отдельного рассмотрения.
Учёт дополнительных нюансов
Если первичный вал или ось погнулись – то их обрабатывают при помощи специального пресса, в холодном состоянии. Несколько раз приложив дополнительные усилия, владельцы увеличат точность работы.
Посадочные места под подшипники и валы также предполагают применение нескольких техник:
- Наплавка по дуге.
- Когда ленты из металла провариваются.
- Железнение.
- Применение материалов на полимерной основе.
Многие детали предполагают при восстановлении сначала нагрев до определённой температуры, а затем – охлаждение. Запрессовка помогает добиться определённых размеров отверстий и самих деталей, когда это необходимо.
Схема трактора ДТ 75
Даже внутри зубчатых колёс могут заменить лишь часть, если именно у неё износ самый серьёзный, а у остальных показатели остаются в пределах нормы. Просто удаляют часть с наибольшим износом, поскольку избавляться от всей конструкции будет нецелесообразно. Новый зубчатый венец изготавливается с применением той же стали, что и у исходной детали. После этого осуществляется соединение.
Рычаги и вилки переключения чаще изгибаются, страдают от появления трещин, ломаются, изнашиваются. Аварийные поломки приводят к необходимости избавиться от всей детали целиком.
Немного о технике безопасности
Главное – проследить, чтобы все рабочие механизмы были в исправном состоянии. Особенно это касается самой коробки передач, тормозной системы. Любые повороты, части с пересечённой местностью должны преодолеваться только на малых скоростях. Появление неисправности приводит к тому, что трактор останавливается до тех пор, пока дефект не будет устранён полностью. Преодоление водных преград не рекомендуется. Если это необходимо – то движение начинается только после тщательной подготовки.
Заключение
При необходимости выполнить ремонт техники не так сложно. Но лучше следить за состоянием важных деталей постоянно. Это не защитит от капитального ремонта полностью, но позволит избежать дополнительных трат, связанных с обслуживанием. Благодаря такому подходу увеличится срок службы, не нужно будет постоянно менять дорогостоящие детали. Техническое обслуживание легко выполняется самим трактористом, без привлечения посторонних специалистов. Потому и в этом случае о дополнительных расходах можно не беспокоиться.
Вам также может понравиться
Схема переключения реверса ДТ 75
Реверс-редуктор ДТ-75 — это одноступенчатый механический редуктор, имеющий реверсивный механизм, который значительно расширяет диапазон скоростей коробки передач ДТ-75. Благодаря реверс-редуктору трактор может двигаться как на основных, так и на дополнительных скоростях: пониженных — при движении передним ходом, повышенных — задним ходом.
Реверс-редуктор устанавливается перед коробкой перемены передач на передней плоскости корпуса трансмиссии ДТ-75.
Схема переключения передач ДТ 75 с реверсом
№ |
Наименование |
Каталожный номер |
Кол-во на модель |
1 |
Штифт рычага |
77.37.116-1 |
1 |
2 |
Шпонка 5х9 ГОСТ 24071-80 |
— |
1 |
3 |
Рычаг |
К77.58.214 |
1 |
4 |
Пружина рычага |
77.37.117 |
1 |
5 |
Шайба сферическая |
77.37.118 |
1 |
6 |
Прокладка фланца |
77.37.114 |
2 |
7 |
Колпак |
77.52.231 |
1 |
8 |
Рычаг |
78.58.114 |
1 |
9 |
Рукоятка |
А13.04.000А |
1 |
10 |
Рычаг |
78.58.017 |
|
11 |
Кольцо прижимное |
77.37.122 |
1 |
12 |
Болт М10.6gх30.58.016 ГОСТ 7796-70 |
— |
2 |
13 |
Шайба 1065Г05 ГОСТ 6402-70 |
— |
10 |
14 |
Чехол |
77.37.121 |
1 |
15 |
Палец валика блокировки переднего |
77.37.165 |
2 |
16 |
Щуп |
78.58.016 |
|
17 |
Прокладка пробки |
77.38.203 |
1 |
18 |
Реверс-редуктор |
78.58.001 |
|
19 |
Болт М10.6gх40.58.016 ГОСТ 7795-70 |
— |
10 |
20 |
Заглушка 28-08 кп ГОСТ 3111-67 |
— |
2 |
21 |
Крышка верхняя |
78.58.109 |
1 |
22 |
Прокладка |
77.52.230 |
1 |
23 |
Болт стопорный |
77.37.218 |
2 |
24 |
Штифт |
77.52.276 |
2 |
25 |
Пружина |
77.52.256 |
2 |
26 |
Фиксатор |
77.52.255 |
2 |
27 |
Вилка ведущего вала |
77.58.014-1 |
|
28 |
Пластина замковая |
77.52.222 |
1 |
29 |
Обойма |
77.58.115 |
1 |
30 |
Пластина замковая |
77.52.254 |
1 |
31 |
Болт М10.6gх20.58.016 ГОСТ 7796-70 |
— |
4 |
32 |
Вилка ведомого вала |
77.52.034 |
1 |
33 |
Планка распределительная |
К77.58.206 |
1 |
34 |
Кольцо уплотнительное |
77.37.143А |
2 |
35 |
Валик передний |
77.52.257 |
1 |
36 |
Валик задний |
77.52.258 |
1 |
37 |
Серьга |
77.37.162 |
1 |
38 |
Шайба 10.01 ГОСТ 11371-78 |
— |
1 |
39 |
Шплинт 3,2х18 ГОСТ 397-79 |
— |
1 |
40 |
Болт М12.6gх35.58.016 ГОСТ 7796-70 |
— |
1 |
41 |
Шайба 1265Г05 ГОСТ 6402-70 |
— |
1 |
42 |
Фланец |
77.52.260-1 |
1 |
Реверс-редуктор имеет три передачи: «вперед» и «назад» — с передаточными числами соответственно 1,67 и 1,35 и прямую передачу с передаточным числом 1. В сочетании с основными передачами КПП это позволяет трактору в дополнение к основным скоростям передвигаться также на технологических скоростях: на 7-ми пониженных при движении передним ходом и на 7-ми повышенных (на 25% относительно пониженных) — задним ходом.
Конструктивно реверс-редуктор ДТ-75 состоит из ведущего вала, ведомого вала, вала пониженных скоростей, вала реверса, ведущей шестерни, ведомой шестерни, шестерни вала реверса, четырех дополнительных шестерен, рычага переключения, щупа и корпуса заливной горловины.
Схема валов реверса ДТ 75
№ |
Наименование |
Каталожный номер |
Кол-во на модель |
1 |
Обойма |
77.31.113 |
1 |
2 |
Кольцо СП-93-69-10 ГОСТ 6308-71 |
— |
1 |
3 |
Кольцо дистанционное |
77.31.106 |
1 |
4 |
Манжета ГОСТ 8752-79 ОСТ 38 05146-78 |
1.1-70х95-2 |
1 |
5 |
Кольцо стопорное |
77.55.229 |
1 |
6 |
Шайба маслоотбойная |
К77.58.104 |
1 |
7 |
Подшипник 311 (55х120х29) ГОСТ 8338-75 |
— |
1 |
8 |
Кольцо В35 ГОСТ 13942-68 |
— |
2 |
9 |
Подшипник 407К (35х100х25) ГОСТ 8338-75 |
— |
2 |
10 |
Стакан подшипника |
77.37.108 |
1 |
11 |
Шайба упорная |
77.37.157 |
2 |
12 |
Стакан с кольцом |
77.52.042 |
1 |
13 |
Подшипник 213 (65х120х23) ГОСТ 8338-75 |
— |
1 |
14 |
Штифт установочный |
77.52.228 |
1 |
15 |
Стакан подшипника |
77.52.218 |
1 |
16 |
Кольцо упорное |
77.52.217 |
1 |
17 |
Штифт |
77.38.287 |
2 |
18 |
Штифт установочный |
77.52.221 |
1 |
19 |
Прокладка |
77.52.230 |
1 |
20 |
Кольцо 2В120 ГОСТ 13941-68 |
— |
1 |
21 |
Вал ведомый |
77.52.208-1 |
1 |
22 |
Кольцо уплотнительное |
77.55.145А |
2 |
23 |
Кольцо |
77.52.266 |
1 |
24 |
Втулка уплотнения |
77.52.264 |
1 |
25 |
Кольцо |
77.52.268 |
1 |
26 |
Муфта соединительная |
77.52.229-1 |
1 |
27 |
Шестерня ведомая |
77.58.117 |
2 |
28 |
Втулка распорная |
К77.58.211-1 |
1 |
29 |
Шестерня вала реверса |
77.58.102 |
1 |
30 |
Вал реверса |
К77.58.210-1А |
1 |
31 |
Полукольцо |
К77.58.220 |
4 |
32 |
Колпачок защитный |
К77.58.219 |
2 |
33 |
Кольцо 2В55 ГОСТ 13940-68 |
— |
2 |
34 |
Кольцо стопорное |
77.52.269 |
1 |
35 |
Подшипник 70-32605К (25х62х24) ГОСТ. 8328-75 |
— |
2 |
36 |
Кольцо пружинное |
54.05.436 |
2 |
37 |
Шайба |
77.52.265 |
1 |
38 |
Кольцо уплотнительное |
77.38.184А |
1 |
39 |
Стакан подшипника |
77.52.237-2 |
1 |
40 |
Кольцо сальника |
77.52.267 |
1 |
41 |
Кольцо 2В80 ГОСТ 13941-68 |
— |
1 |
42 |
Шестерня ведомого вала |
77.52.216-1 |
1 |
43 |
Кольцо 2В65 ГОСТ 13940-68 |
— |
2 |
44 |
Вал пониженных скоростей |
К77.58.218А |
1 |
45 |
Подшипник 292208К (50х80х18) ГОСТ 5377-79 |
— |
1 |
46 |
Манжета ГОСТ 8752-79 ОСТ 38 05146-78 |
1.1-45х65-2 |
1 |
47 |
Шестерня |
77.52.215 |
1 |
48 |
Вал ведущий |
77.52.031-1 |
1 |
49 |
Втулка распорная |
К77.58.205-1 |
1 |
50 |
Болт М10.6gх30.58.016 ГОСТ 7796-70 |
— |
2 |
51 |
Пластина замковая |
77.52.239 |
1 |
52 |
Планка стопорная |
77.52.238-1Б |
1 |
53 |
Стакан подшипника |
77.52.235А |
1 |
54 |
Кольцо |
77.41.202А |
1 |
55 |
Кольцо 2В100 ГОСТ 13941-68 |
— |
1 |
56 |
Подшипник 32213 КМ (65х120х23) ГОСТ 8328-75 |
— |
1 |
57 |
Шестерня |
77.58.101 |
1 |
58 |
Стакан подшипника |
77.52.220-1 |
1 |
59 |
Втулка распорная |
К77.58.217 |
1 |
60 |
Шестерня ведущая |
77.58.116 |
1 |
61 |
Прокладка корпуса увеличителя крутящего момента |
77.55.190 |
1 |
62 |
Корпус |
77.58.110 |
1 |
63 |
Прокладка пробки |
77.37.203 |
1 |
64 |
Пробка сливная с магнитом в сборе |
77.37.019А |
1 |
65 |
Шайба 1265Г05 ГОСТ 6402-70 |
— |
7 |
66 |
Болт М12.6gх45.58.016 ГОСТ 7795-70 |
— |
1 |
67 |
Стакан подшипника |
77.52.232 |
1 |
68 |
Пластина запорная |
77.52.241-2 |
1 |
69 |
Пластина стопорная |
77.52.270 |
1 |
70 |
Пластина замковая |
77.52.272-1 |
1 |
71 |
Болт М14х1,5.6gх35.88.40х.016 ГОСТ 7796-70 |
— |
1 |
72 |
Прокладка |
77.52.225-1 |
1 |
73 |
Крышка передняя |
77.52.203-2А |
1 |
74 |
Шайба 1065Г05 ГОСТ 6402-70 |
— |
10 |
75 |
Болт М10.6gх40.58.016 ГОСТ 7795-70 |
— |
8 |
Следует подчеркнуть, что механизмы переключения передач КПП и реверс-редуктора ДТ-75 принципиально не отличаются.
Чтобы предотвратить самопроизвольное выключение шестерен и снизить торцевой износ их зубьев при многочисленных переключениях передач, предусмотрена возможность блокировки реверс-редуктора с главной муфтой сцепления и КПП.
Механизм блокировки — это два валика, фиксаторы и тяга. Валики при помощи тяги соединены с механизмом, выключающим главную муфту сцепления трактора ДТ-75. При ее выключении оба валика поворачиваются следующим образом: гнезда валиков оказываются над фиксаторами, чтобы не препятствовать их подъему при перемещении планок при переключении передач реверс-редуктором.
А вот переключать передачи реверс-редуктором, когда главная муфта сцепления включена, нельзя, потому что гнезда валиков механизма блокировки в этом случае смещены относительно фиксаторов.
Коробка передач трактора ДТ-75В
Категория:
Трактор ДТ-75В
Публикация:
Коробка передач трактора ДТ-75В
Читать далее:
Коробка передач трактора ДТ-75В
Коробка передач — механическая, четырехходовая, семи-ступенчатая, с подвижными шестернями и блокировкой механизма переключения передач. Коробка передач размещена в переднем отсеке корпуса трансмиссии. В расточках передней и задней стенок этого отсека на подшипниках установлены четыре вала.
Рис. 1. Коробка передач (продольный разрез): 1 — первичный вал; 2 — роликовый подшипник; 3 — ведущая шестерня третьей передачи; 4 — ось вилок переключения передач; 5 — фиксатор; 6 — валик переключения; 7— вилка валика переключения; 8 — вертикальный рычаг; 9—рычаг переключения передач; 10 — валик блокировки; 11—рычаг валика блокировки; 12 — электрический включатель системы блокировки; 13 — ось; 14 — шарик; 15 — втулка включателя; 16 — винт; 17 — рамка; 18 — боковая планка; 19 — разделительная планка; 20 — крышка коробки передач; 21 — планка переключения; 22 — блок шестерен первой и второй передач; 23 — стакан заднего подшипника первичного вала; 24 —подшипник; 25 — вторичный вал; 26— корпус коробки передач; 27—подшипник; 28 — стакан заднего подшипника вторичного вала; 29 — установочный винт; 30 — ведомая шестерня второй передачи; 31 — распорная втулка; 32 — ведомая шестерня седьмой передачи; 33 — блок шестерен первой и четвертой передач; 34 — ведомая шестерня третьей передачи; 35 — регулировочные прокладки; 36 — стакан переднего подшипника вторичного вала; 37 — подшипник; 38 — блок шестерен третьей и четвертой передач; 39 — стакан переднего подшипника первичного вала; 40 — вал заднего хода; 41—роликовый подшипник; 42 — шестерня постоянного зацепления; 43 — двуплечий рычаг; 44 — ведущая шестерня заднего хода; 45 — двуплечий рычаг; 46 — роликовый подшипник; 47 — дополнительный вал; 48 — шестерня седьмой передачи; 49 — пробка сливного отверстия с магнитом; 50 — блок шестерен пятой и шестой передач; 51 — ведомая шестерня постоянного зацепления
Коробка передач (рис. 54 и 55) состоит из корпуса, первичного вала, вторичного вала, дополнительного вала, вала заднего хода, шестерен и механизма переключения передач.
Рекламные предложения на основе ваших интересов:
Первичный вал установлен на роликовом и шариковом подшипниках. Подшипники запрессованы в стаканы, установленные в гнездах корпуса трансмиссии.
По шлицам первичного вала свободно перемещаются два блока шестерен: блок с венцами третьей и четвертой передач и блок с венцами первой и второй передач. На первичном валу спереди закреплена ведущая шестерня, находящаяся в постоянном зацеплении с шестерней, сидящей на валу заднего хода.
Первичный вал пустотелый. Внутри него проходит вал привода редуктора вала отбора мощности.
Вторичный вал изготовлен заодно с малой конической шестерней, находящейся в зацеплении с большой конической шестерней главной передачи.
Передний конец вторичного вала вращается в однорядном радиально-упорном шариковом подшипнике, а задний, как более нагруженный,— в роликовом подшипнике.
Подшипники запрессованы соответственно в стаканы. Осевое смещение стакана шарикового подшипника предотвращается болтами, а стакана роликового подшипника — установочным винтом.
На шлицах вторичного вала неподвижно посажены: шестерня третьей передачи, блок шестерен первой и четвертой передач, шестерня седьмой передачи и шестерня второй передачи. Для фиксирования положения шестерен между ними установлены распорные шлицевые втулки.
Для регулировки зацепления шестерен главной передачи между фланцем стакана и стенкой корпуса установлены металлические прокладки.
В верхней части корпуса коробки, с правой стороны по ходу трактора, расположен вал заднего хода, вращающийся в роликовых подшипниках.
На шлицах вала заднего хода, между подшипниками установлены две шестерни: шестерня постоянного зацепления, неподвижно закрепленная на валу, и подвижная шестерня. Шестерня находится в постоянном зацеплении с шестерней, сидящей на первичном валу, в результате чего вал заднего хода при вращении первичного вала тоже вращается. Шестерню вилкой переключения можно перемещать вдоль вала в положения, при которых она может свободно вращаться с валом или при перемещении вперед находиться в зацеплении с большей шестерней блока.
На шлицах дополнительного вала установлены три шестерни: шестерня постоянного зацепления, блок шестерен пятой и шестой передач и шестерня седьмой передачи. Шестерня постоянного зацепления неподвижно закреплена на шлицах вала стопорным кольцом. Она находится в постоянном зацеплении с шестерней вала заднего хода, в результате чего при вращении первичного вала и вала заднего хода вращается и дополнительный вал.
Первые четыре передачи вперед включаются введением в зацепление подвижных шестерен первичного вала с соответствующими шестернями вторичного вала.
Задний ход включается введением в зацепление шестерни с большей шестерней блока, сидящего на шлицах вторичного вала. При включении пятой, шестой и седьмой передач вводят в зацепление подвижные шестерни дополнительного вала соответственно с шестернями 32, 33 и 34 вторичного вала.
Механизм переключения передач за исключением осей и вилок переключения смонтирован в крышке коробки передач.
Передачи включают с помощью рычага, планок и вилок переключения и двуплечих рычагов.
Для включения необходимой передачи нижний конец вертикального рычага, на котором крепится рычаг переключения передач, перемещением в продольном направлении вводят в паз соответствующей планки и в зависимости от того, какая передача должна быть включена, подают планку вправо или влево. При этом планка перемещает вилку по оси и включается необходимая передача (согласно схеме переключения передач, указанной на рис. 2).
Рис. 2. Схема положений рычага переключения передач
При нейтральном положении подвижных шестерен фиксаторы, расположенные в крышке коробки, входят в средние пазы поводков. Сверху над фиксаторами установлены два валика 10 блокировки, которые имеют продольные пазы и соединены через рычаги 11с рычагом главной муфты сцепления. Когда муфта сцепления включена, валики блокировки повернуты вниз гладкой цилиндрической частью, фиксаторы не могут подняться и освободить поводки переключения. В этом положении переключить передачи невозможно. При выключенной главной муфте сцепления валики блокировки повернуты пазами вниз и при переключении передачи фиксаторы могут беспрепятственно подниматься и освобождать поводки переключения.
В качестве устройства, предотвращающего перемещение одновременно двух планок, применены разделительные планки.
При включении передач необходимо, чтобы нижний конец рычага переключения был установлен в паз переключения передачи так, чтобы при перемещении он не задевал разделительных планок. Рычаг устанавливают в пазы крайних планок переключения по упору его нижнего конца в боковые планки 18. Для установки рычага 8 в пазы средних планок служит устройство, состоящее из вилки, валика переключения и фиксатора.
Для предотвращения запуска пускового двигателя при включенной передаче и обеспечения безопасных условий запуска дизеля служит система блокировки рычага коробки передач с электрической системой пускового двигателя, которая позволяет запустить его только при нейтральном положении рычага.
Устройство системы блокировки показано на рис. 2. В расточке крышки коробки передач закреплена втулка, с электрическим включателем; на оси и винте установлена рамка. При выводе рычага из нейтрального положения рамка перемещает шарик до касания о наконечник включателя, в результате чего первичная обмотка магнето пускового двигателя замыкается на «массу», и запуск становится невозможным.
Для запуска пускового двигателя нужно поставить рычаг в нейтральное положение. При этом шарик попадает в отверстие рамки, и включатель отсоединит магнето от массы.
Рис. 3. Шаблон для установки вилок переключения
Трущиеся детали коробки передач смазываются трансмиссионным маслом, разбрызгиваемым шестернями в ее отсеке. Заливают масло через отверстие в крышке заднего моста. Масло через литое отверстие в корпусе поступает из центрального отсека в отсек коробки передач и устанавливается на одном уровне, который контролируется маслоуказа-телем, вмонтированным в пробку заливного отверстия. Спуск масла из коробки передач производится через отверстие в днище, закрываемое пробкой с вмонтированным в нее магнитом.
Коробка передач трактора, укомплектованного реверс-редуктором, отличается от серийной отсутствием шестерни и вилки переключения передачи заднего хода, в связи с чем изменены детали: планка переключения VII передачи и заднего хода и ось вилок. Введена специальная гайка крепления заднего подшипника первичного вала, ограничивающая попадание масла во внутреннюю его полость. Для разгрузки полости от масла на первичном валу введено дополнительное отверстие, а на зубчатой муфте — два паза.
Обслуживание коробки передач сводится к предупреждению течи масла, своевременной проверке уровня и дозаправке масла, а также замене трансмиссионного масла в корпусе коробки передач и заднего моста.
Если при техобслуживании коробки передач снималась крышка коробки, то для облегчения установки ее на место пользуйтесь шаблоном, который должен быть установлен на штифты верхней плоскости отделения коробки передач двумя отверстиями диаметром 12,2 мм, При этом в вырезах шаблона должны находиться выступы вилок и поводка рычага. Только при этом условии крышка коробки передач будет свободно устанавливаться на верхнюю плоскость отделения коробки передач при нейтральном положении рычага переключения передач.
Рекламные предложения:
Читать далее: Задний мост трактора ДТ-75В
Категория: — Трактор ДТ-75В
Главная → Справочник → Статьи → Форум
КОРОБКА ПЕРЕДАЧ ТРАКТОРА ДТ-75МВ — КиберПедия
Коробка передач трактора ДТ-75МВ механическая, четырехходовая, семиступенчатая, обеспечивает получение семи передач движения вперед и одной назад.
В расточках передней и задней стенок отсека коробки передач в подшипниках установлены четыре шлицевых вала: первичный, вторичный, промежуточный и заднего хода.
Первичный вал 1 (рис. 55) установлен на роликовом 5 и шариковом 30 подшипниках. По шлицам первичного вала свободно перемещаются каретки 6 и 7 зубчатых колес III и IV передач и каретки 32 и 33 зубчатых колес I и II передач. Кроме этого, на первичном валу спереди закреплено ведущее зубчатое колесо 2, находящееся в постоянном зацеплении с зубчатым колесом вала заднего хода.
Вторичный вал 36 установлен в роликовом 35 и шариковом 44 подшипниках. На заднем конце вала имеется ведущее коническое зубчатое колесо главной передачи. На шлицах вала неподвижно установлены ведомые зубчатые колеса: первое 43 III передачи, малый венец зубчатого колеса 41 IV передачи, большой венец 40 I передачи. Далее расположены ведомые зубчатые колеса 39 VII передачи и 37 II передачи.
Промежуточный вал (на рис. 55 не показан) также вращается в шариковом и роликовом подшипниках. На его шлицах установлено три зубчатых колеса: постоянного зацепления, каретка V и VI передач, подвижное зубчатое колесо VII передачи. Зубчатое колесо постоянного зацепления приводится через колесо заднего хода от зубчатого колеса первичного вала. Прокладки 45 под фланцем стакана 46 переднего подшипника 44 служат для регулировки зацепления конических зубчатых колес.
Вал заднего хода (на рис. 55 не показан) установлен в верхней части коробки передач с правой стороны (по ходу трактора) в роликоподшипниках. На его шлицах установлены два зубчатых колеса постоянного зацепления и одно подвижное заднего хода.
Задний ход включают введением в зацепление подвижного зубчатого колеса заднего хода с большим венцом зубчатого колеса 40 вторичного вала. При зацеплении зубчатого колеса каретки промежуточного вала с ведомым зубчатым колесом 43 III передачи включается V передача. При зацеплении зубчатого колеса каретки промежуточного вала с ведомым зубчатым колесом 41 IV передачи можно получить VI передачу, а VII — при зацеплении подвижного зубчатого колеса этой передачи промежуточного вала с ведомым зубчатым колесом 39 вторичного вала.
Механизм переключения состоит из рычага 14, четырех ползунов 18, которые вместе с неподвижными разделительными 16 и боковыми 17 планками лежат на опорных пластинках 25, привинченных к крышке 28. В прорези ползунов входят выступы вилок, надетых на неподвижные оси. На левой оси 26 установлены вилка 27 переключения I и II передач, соединенная с крайним левым ползуном, и вилка 24 переключения Ш и IV передач, соединенная со вторым ползуном. На правой оси (на рис. 55 не показана) установлены вилка заднего хода и поводок включения V и VI передач, соединенные соответственно с крайним правым и вторым справа ползунами. Ниже расположена еще одна ось. Установленная на ней вилка V и VI передач соединена с поводком включения через двуплечий рычаг, качающийся на пальце. Вилка включения VII передачи, установленная на нижней оси, таким же рычагом соединена с прорезью в ступице вилки. Поэтому при перемещении каретки заднего хода каретка VII передачи движется в противоположную сторону.
Передачи переключают рычагом 14, .переводя его рукоятку согласно схеме на рисунке 55. При этом боковые планки 17 ограничивают перемещение рычага 11 в поперечном направлении. Когда рычаг отключен до упора, его нижний конец входит в прорезь крайнего ползуна. Для установки рычага 11 в соединение со средними ползунами перемещают направляющую вилку 10 вместе с валиком 9, который своей лыской скользит по фиксатору, установленному в крышке 28. Когда в этот фиксатор упрется выступ валика, рычаг 11 входит в прорезь одного из средних ползунов. Для соединения с другим надо перевести выступ валика за фиксатор, что потребует приложить дополнительное усилие к рукоятке, чтобы преодолеть сопротивление пружины фиксатора.
Для предотвращения работы пускового двигателя при включенной передаче и обеспечения безопасных условий пуска дизеля служит система блокировки рычага коробки передач с электрической системой пускового двигателя, которая позволяет пустить его только при нейтральном положении рычага 14. В расточке крышки коробки передач закреплена втулка с электрическим выключателем, а на оси установлена специальная рамка. При выводе рычага 14 из нейтрального положения рамка перемещается до касания о выключатель, в результате чего первичная обмотка магнето пускового двигателя замыкается на «массу» и пуск двигателя становится невозможным.
В коробке передач имеется блокировочный механизм для предотвращения включения передачи без выключения муфты сцепления. Этот механизм состоит из фиксаторов 20 и валиков 23, соединенных через палец 22, планку 21 и тяги с педалью муфты сцепления. Когда муфта сцепления включена (рис. 55, пол. I), выточки на валиках 23 располагаются так, что не позволяют подняться фиксаторам 20 и пропустить ползун 18 для переключения передач.
Для включения передачи следует нажать педаль муфты сцепления (рис. 55, пол. II). Валик 23 при этом повернется и даст возможность выточке расположиться над фиксатором 20. Фиксатор поднимется и пропустит ползун 18, который с помощью вилки включит выбранную передачу.
Рис. 55. Коробка передач трактора ДТ-75МВ:
1 — первичный вал; 2 — зубчатое колесо постоянного зацепления; 3 и 29 — стаканы; 4 — зубчатая муфта; 5, 30, 35 и 44 — подшипники; 6 и 7 — каретка III и IV передач; 8 — направляющий винт; 9—валик переключения; 10—направляющая вилка; 11 — внутренний рычаг переключения; 12 — фланец; 13 — чехол; 14 — наружный рычаг переключения; 15 — пружина; 16 и 17 — разделительная и боковая планки; 18 — ползуны; 19 и 23—валики блокировки; 20—фиксаторы; 21—планка блокировки; 22—палец блокировки; 24 и 27 — вилки переключения; 25 — опорная пластина; 26 — направляющая ось вилок; 28 — крышка; 31 — корпус; 32 и 33 — каретка II и I передач; 34 — установочный винт; 36 — вторичный вал; 37 — зубчатое колесо II передачи; 38 и 42 — распорные хомуты; 39 — зубчатое колесо VII передачи; 40 — зубчатое колесо I передачи и заднего хода; 41 — зубчатое колесо IV передачи; 43 — зубчатое колесо III и V передач; 45 — регулировочные прокладки; 46 — стакан
Коробка передач | 77.37.001 | 1 | |
Лента тормозная с накладками в сборе (только для запасных частей) | 77.38-016-1 | 2 | |
Пластина запорная | 77.39.153А | 1 | |
Заглушка 28, ГОСТ 3111-46 | — | 2 | |
Проволока, ГОСТ 3282-46 | — | 1 | |
Проволока, ГОСТ 3282-46 | — | 2 | |
Шпонка сегментная термообработанная, ГОСТ 8795-58 | — | 1 | |
1 | Прокладка регулировочная 0,15 мм | 77.37.111 | 4 |
4 | Шарикоподшипник радиально-упорный однорядный | 700409 | 1 |
5 | Шайба | 77.37.219А | 1 |
6 | Болт III М12Х25, ГОСТ 7796-62 | — | 6 |
8 | Кольцо пружинное упорное | 77.32.121А | 3 |
9 | Штифт | 77.37.132 | 1 |
10 | Роликоподшипник радиальный с воротки-ми цилиндрическими роликами | 32213КМ | 1 |
11 | Стакан подшипника | 77.37.129-1 | 1 |
14 | Стакан с корпусом уплотнения в сборе | 77.37.021-1 | 1 |
15 | Муфта зубчатая | 77.37.128-1 | 1 |
16 | Кольцо пружинное упорное | 77.37.180А | 2 |
17 | Кольцо уплотнительное шлицевое | 77.37.127-1 | 1 |
20 | Шестерня постоянного зацепления ведущая | 77.37.184А | 1 |
21 | Кольцо уплотнительное | 77.37.131 | 1 |
22 | Кольцо пружинное упорное | 77.37.130А | 1 |
23 | Шплинт разводной 3,2Х18, ГОСТ 397-66 | — | 2 |
25 | Прокладка крышки коробки передач | 77.37.145 | 1 |
26 | Пластина отгибная | 77.37.216 | 1 |
28 | Фиксатор | 77.37.221 | 1 |
30 | Болт стопорный | 77.37.210 | 1 |
32 | Штифт | 77.37.115 | 1 |
35 | Крышка коробки передач в сборе | 77.37.012 | 1 |
36 | Рычаг переключения передач | 77.37.104 | 1 |
38 | Болт М12Х35, ГОСТ 7796-62 | — | 1 |
39 | Шайба пружинная 12Н, ГОСТ 6402-61 | — | 11 |
40 | Пружина рычага | 77.37.117 | 1 |
40 | Прокладка пробки | 77.37.203 | 1 |
41 | Шайба сферическая | 77.37.118 | 1 |
42 | Штифт рычага | 77.37.116 | 1 |
43 | Колпак | 77.37.120 | 1 |
44 | Чехол | 77.37.121 | 1 |
45 | Кольцо прижимное | 77.37.122 | 1 |
46 | Валик блокировки передний | 77.37.160 | 1 |
47 | Шестерня солнечная в сборе | 77.38.012 | 2 |
48 | Фиксатор | 77.37.163 | 4 |
49 | Пружина стопора | 54.37.408 | 4 |
50 | Крышка коробки передач | 77.37.101 | 1 |
53 | Вилка III и IV передач | 77.37.172 | 1 |
60 | Болт М12Х40, ГОСТ 7796-62 | — | 4 |
62 | Шарикоподшипник радиальный однорядный | 311 | 1 |
63 | Вал первичный | 77.37.125-1 | 1 |
65 | Шайба стопорная | 77.37.205-1 | 1 |
68 | Стакан подшипника | 77.37.170 | 1 |
69 | Кольцо пружинное упорное | 77.37.191А | 1 |
71 | Роликоподшипник радиальный с короткими цилиндрическими роликами | 2612КМ | 1 |
72 | Шайба пружинная 16Н, ГОСТ 6402-61 | — | 1 |
77 | Блок шестерен I и IV передач | 77.37.189 | 1 |
80 | Ось вилок нижняя | 77.37.142-1 | 1 |
82 | Ось рычага | 77.37.141 | 2 |
83 | Втулка | 77.37.140А | 2 |
85 | Планка стопорная | 77.37.214 | 2 |
86 | Шпонка сегментная 4Х6,5, ГОСТ 8795-58 | — | 1 |
87 | Шайба пружинная 10Н, ГОСТ 6402-61 | — | 11 |
88 | Болт М10Х25, ГОСТ 7796-62 | — | 4 |
89 | Планка опорная | 77.37.133 | 2 |
90 | Планка разделительная | 77.37.135 | 3 |
91 | Планка переключения вилки V и VI передач | 77.37.164 | 1 |
93 | Планка боковая | 77.37.134 | 2 |
94 | Валик переключения | 77.37.144 | 1 |
95 | Заглушка 22, ГОСТ 3111-46 | — | 2 |
96 | Ушко | 77.37.171-1 | 1 |
97 | Болт М12Х70, ГОСТ 7795-62 | — | 2 |
100 | Серьга | 77.37.162 | 1 |
101 | Болт М10Х35, ГОСТ 7796-62 | — | 5 |
103 | Планка переключения вилки I и II передач | 77.37.176 | 1 |
105 | Втулка распорная | 77.37.211 | 4 |
107 | Болт М12Х60, ГОСТ 7795-62 | — | 2 |
108 | Ось вилок | 77.37.123А | 1 |
109 | Планка запорная | 77.37.124 | 1 |
111 | Болт М12Х45, ГОСТ 7796-62 | — | 4 |
112 | Штифт | А38-89 | 2 |
113 | Кольцо резиновое | 77.37.155 | 1 |
115 | Болт М20Х80, ГОСТ 7795-62 | — | 2 |
116 | Шайба пружинная 20Н, ГОСТ 6402-61 | — | 2 |
117 | Шарикоподшипник радиальный однорядный | 407 | 1 |
118 | Вал дополнительный со втулкой в сборе | 77.37.022 | 1 |
121 | Кольцо пружинное упорное | 77.37.209-2 | 2 |
123 | Стакан подшипника | 77.37.108 | 1 |
124 | Стакан подшипника | 77.37.229 | 1 |
125 | Роликоподшипник радиальный с короткими цилиндрическими роликами | 102407 | 1 |
127 | Поводок рычага | 77.37.138 | 1 |
130 | Вилка заднего хода | 77.37.136А | 1 |
131 | Вилка переключения заднего хода в сборе | 77.37.015 | 1 |
134 | Кольцо пружинное | 54.05.436 | 2 |
135 | Роликоподшипник радиальный с короткими цилиндрическими роликами | 32605К | 2 |
137 | Вилка V и VI передач | 77.37.137 | 2 |
142 | Пробка | 77.37.202А | 1 |
144 | Магнит | 54.38.602 | 1 |
147 | Планка стопорная | 77.37.222-1 | 1 |
149 | Болт М8Х16, ГОСТ 7796-62 | — | 3 |
151 | Кольцо | 77.37.220 | 1 |
Трактор ДТ-75М. Карданная передача
содержание .. 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 ..
Трактор ДТ-75М. Карданная передача
Вал главной муфты сцепления соединен с первичным валом коробки передач при помощи карданной передачи (рис. 31), в которой для компенсации несоосности и перекоса указанных валов упругими элементами служат резиновые втулки 4, зажатые в гнездах двух штампованных головок 3.
Передняя головка кардана установлена между двумя крестообразно расположенными вилками — передней 2 и ведущей 6 и прикреплена к каждой из них двумя болтами 12, проходящими через стальные вставные втулки 5. Аналогично закреплена и задняя головка кардана — между задней вилкой 10 и ведомой вилкой 8, являющейся частью карданного вала 7.
Передняя вилка 2 посажена на шлицы вала главной муфты сцепления и закреплена на нем гайкой 13, а задняя вилка 10 —
на шлицы первичного вала коробки передач и также закреплена гайкой 9.
Ведущая вилка 6 и карданный вал 7 соединены друг с другом шлицами, по которым они могут перемещаться в осевом направлении и компенсировать неточности установки двигателя и трансмиссии в продольном направлении.
На передней вилке 2 смонтирован тормозок, с помощью которого после выключения главной муфты сцепления останавливается первичный вал коробки передач.
Рис. 31. Трактор ДТ-75М. Карданная передача
1 — шкив тормозка; 2 — передняя вилка кардана; 3
— головка кардана; 4 — резиновая втулка;
5— втулка; 6— ведущая вилка кардана; 7—карданный вал; 8— ведомая вилка
кардана;
9— гайка; 10 — задняя вилка кардана; II — гайка; 12— болт кардана; 13—
гайка; 14— колодка тормозка; 15 — ось колодки тормозка
Рис. 32. Трактор ДТ-75М. Карданная передача (вид сзади):
16— щиток; 17 — упорный болт; 18 — контргайка; 19 — упор пружины; 20 —
рычаг тормозка;
21 — пружина
Тормозок состоит из шкива 1, прикрепленного четырьмя болтами к передней вилке 2, и колодки 14 с приклепанной к ней фрикционной лентой. Колодка шарнирно установлена на оси 15 под тормозным шкивом и прижимается к шкиву рычагом тор-мозка 20 (рис. 32), установленным на шлицы валика вилки выключения муфты главного сцепления.
В момент выключения муфты главного сцепления валик вилки выключения поворачивается, благодаря чему поворачивается и рычаг тормозка, который при этом поджимает колодку 14 к шкиву и затормаживает вращение кардана.
Для компенсации износа накладки колодка тормозка прижимается к шкиву через пружинный компенсатор с упором 19, вмонтированный в рычаг тормозка.
При включении главной муфты сцепления упор 19 отходит от болта 17 и колодка пружиной 21 отводится от шкива.
Карданная передача трактора ДТ-75М, укомплектованного увеличителем крутящего момента, отличается от описанной выше карданной передачи тем, что у нее задняя вилка 10 посажена на шлицы переднего конца ведущего вала увеличителя крутящего
момента, а не на шлицы первичного вала коробки передач. Другим отличием является то, что ведущая вилка 6 соединена шлицами не с карданным валом 7. а с ведомой вилкой кардана.
Аналогично устроена карданная передача трактора, укомплектованного ходоуменьшителем.
содержание .. 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 ..