Как проверить износ поршневых колец? |
Поршневые кольца не вечные и многих автовладельцев мучает вопрос, как проверить их износ и заменить, в случае, если они неисправны. Ведь разборка двигателя — дело долгое, а услуги профессионалов достаточно дорогие.
Симптомы износа колец
Перед тем, как разобрать мотор, мы его проверяем на наличие следующих симптомов:
1. Повышенный расход масла
2. Снижение компрессии
3. При добавлении масла во время замеров, компрессия увеличивается.
4. Выбрасывает масло из сапуна
При наличии всех этих симптомов, можно говорить об износе поршневых колец. Ну а теперь приступим к методике их проверки, когда двигатель уже разобран.
Зазор в канавках и замках
Самым распространенным способом проверки поршневых колец, является замер и зазоров в канавках поршней и зазор в замке внутри цилиндра.
Для начала, тщательно очищаем канавки от нагара и отложений. Затем кольцо к канавке и замеряем зазоры следующим образом:
Нормы вы можете найти в интернете, в зависимости от вашего двигателя. Тут важны точные цифры.
Теперь берем кольцо и утапливаем в цилиндр. Продавливаем его обратной стороной поршня, чтобы оно встало без перекосов и измеряем зазор таким образом:
Сравниваем с нормами и делаем выводы. Если нормы нет, то кольца меняем. Причем, новые кольца нужно подогнать по зазорам в замках. Также опускаем их в цилиндры и проводим замеры. Если зазор меньше номинала, стачиваем торец кольца надфилем.
Фото взяты из интернета!
Как проверить износ поршневых колец своими руками?
Поршневые кольца не вечные и многих автовладельцев мучает вопрос, как проверить их износ и заменить, в случае, если они неисправны. Ведь разборка двигателя — дело долгое, а услуги профессионалов достаточно дорогие.
Симптомы износа колец
Перед тем, как разобрать мотор, мы его проверяем на наличие следующих симптомов:
1. Повышенный расход масла
2. Снижение компрессии
3. При добавлении масла во время замеров, компрессия увеличивается.
4. Выбрасывает масло из сапуна
При наличии всех этих симптомов, можно говорить об износе поршневых колец. Ну а теперь приступим к методике их проверки, когда двигатель уже разобран.
Зазор в канавках и замках
Самым распространенным способом проверки поршневых колец, является замер и зазоров в канавках поршней и зазор в замке внутри цилиндра.
Для начала, тщательно очищаем канавки от нагара и отложений. Затем кольцо к канавке и замеряем зазоры следующим образом:
Нормы вы можете найти в интернете, в зависимости от вашего двигателя. Тут важны точные цифры.
Теперь берем кольцо и утапливаем в цилиндр. Продавливаем его обратной стороной поршня, чтобы оно встало без перекосов и измеряем зазор таким образом:
Сравниваем с нормами и делаем выводы. Если нормы нет, то кольца меняем. Причем, новые кольца нужно подогнать по зазорам в замках. Также опускаем их в цилиндры и проводим замеры. Если зазор меньше номинала, стачиваем торец кольца надфилем.
Фото взяты из интернета!
Если статья был полезной, поставьте лайк и подпишитесь на наш журнал! Желаем удачи на дорогах!
Наша группа вконтакте — https://vk.com/public179386653
Признаки износа или залегания поршневых колец двигателя
Срок службы поршневых колец двигателя автомобиля может варьироваться в разных пределах. Для двигателей автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099, 2105, 2107 это 150-200.000 км пробега. Во многом скорость износа поршневых колец зависит от тяжести условий эксплуатации двигателя, применения качественного или наоборот некачественного моторного масла, правильности работы двигателя (наличия перегрева, детонации), качества изготовления самих колец.
Далее приведен перечень признаков износа (поломки) или залегания поршневых колец, обнаружив которые стоит провести проверку их исправности путем измерения компрессии в цилиндрах двигателя и проведя анализ показаний компрессометра.
Признаки износа (поломки, залегания) поршневых колец двигателя
— Сильное дымление из глушителя
Дым серо-синий (сизый). Дымит постоянно: и при пуске, и при работе на холостых, и при движении. Кратковременное дымление при пуске или перегазовке является признаком износа маслосъемных колпачков.
Причины: моторное масло плохо удаляется со стенок цилиндров при работе двигателя и вместе с отработанными газами выбрасывается через выпускные клапана в выпускной тракт и далее в глушитель. Отсюда сизый дым. Капли масла можно ощутить на своей руке подставив ее к выпускному отверстию глушителя при работающем двигателе.
— Моторное масло в корпусе воздушного фильтра
Изношенные или залегшие кольца пропускают газы, образовывающиеся в камерах сгорания при работе двигателя в поддон (картер двигателя). В картере повышается давление газов, которые через систему вентиляции картера двигателя выбрасываются в корпус воздушного фильтра. Они насыщены моторным маслом, забивают воздушный фильтр двигателя и карбюратор.
— Течь моторного масла под сальники и уплотнители двигателя
Повышенное давление газов в картере двигателя заставляет моторное масло сочится, откуда только можно (сальники распределительного и коленчатого валов, прокладка и маслозаливная горловина клапанной крышки, прокладка поддона).
— Сильное дымление из сапуна
Будет заметно, если снять крышку с корпуса воздушного фильтра двигателя. Тут сильная струя сизого дыма хлопками выходит из отверстия вентиляции картера. Аналогичную картину наблюдаем сняв шланг с сапуна двигателя.
Сопутствующие признаки:
— Забивается карбюратор
Его воздушные жиклеры ГДС обеих камер.
— Черный нагар на свечах зажигания
Черный нагар на электродах свечей зажигания плюс замасливание резьбы.
— Повышенный расход моторного масла
— Двигатель «троит» на холостых
— Снижение мощности и приемистости двигателя
— Провалы при нажатии на педаль «газа»
— Повышенный расход топлива
— Повышенный шум при работе двигателя
Если после проведения замера компрессии установлено, что указанные признаки имеют причиной износ или залегание поршневых колец, то сначала проводим раскоксовывание поршневых колец и если не помогло, то производим их замену (на двигателях автомобилей 2108, 2109, 21099 можно не снимать двигатель для выполнения этой процедуры, а на 2105, 2107 его придется снимать).
Примечания и дополнения
— Сопутствующими неисправностями к износу поршневых колец могут быть: износ цилиндров, износ поршней.
— Залегание поршневых колец – потеря ими упругости в результате перегрева или закоксовывание канавок под кольца в результате применения некачественного моторного масла. В результате кольца перестают выполнять свою функцию – эффективно снимать моторное масло со стенок цилиндров и создавать определенное давление при движении поршня вверх (компрессия).
— Бывают ситуации, когда залегает или выходит из строя только маслосьемные кольца, а компрессионные работают. В такой ситуации двигатель будет дымить и расходовать масло, но компрессия будет в норме.
Еще статьи по двигателям
— Двигатель вибрирует, причины
— Карбюраторный двигатель не запускается, причины связанные с карбюратором
— Снимаем распределительный вал с двигателя 2108, 21081, 21083
Признаки износа поршневых колец
Сердцем автомобиля является мотор, индивидуальный срок службы которого, складывается из множества показателей. От качества составляющих его деталей, своевременной замены масла, фильтров, от того в положенный ли срок проводится технический осмотр, зависят его производственные свойства.
В моторе, в первую очередь, изнашиваются кольца поршня. Вследствие игнорирования первых признаков износа таковых, из строя выходят поршня, а затем коленчатый вал, что приводит автомобиль к дорогостоящему ремонту. Возникает вопрос:
Как определить степень износа поршневых колец
Главное действие, которое необходимо предпринять в данном случае, посмотреть на выхлопные газы, выходящие их глушителя, при заведенной машине, на холостых оборотах.
- Появление черного дыма знаменует, что какая-то часть газов, вместо того, чтобы совершать толкательные моменты поршня, просочилась сквозь изношенные компрессионные кольца, в картер двигателя. В таком случае, падает давление в цилиндрах, и происходит потеря мощности двигателя.
- Возможность переобогащения зажигательной смеси, также проявляется наличием черного дыма в глушителе, но сопровождается хлопками.
- Дым белого цвета демонстрирует попадание влаги или образование конденсата, особенно при холодной погоде. На прогретом двигателе, появление белых облаков из глушителя, указывает на износ маслосъемных колпачков, направляющих клапанов, маслосъемных колец ПГ двигателя.
- Появление голубого дыма с сизым оттенком, является свидетельством попадания масла в камеры сгорания, просачивающиеся через маслосъемные колпачки, втулки клапанов или через изношенную поршневую группу.
Далее нужно обратить внимание на свечи зажигания, вернее на их состояние. Масляный нагар и наличие масла на резьбе свечи, показывают о нарушении в камере сгорания цикла смесеобразования, что является износом поршневых колец или цилиндров.
Затем необходимо проверить в каком состоянии находится воздушный фильтр, внимательно осмотреть на предмет выявления масла в его корпусе и отводящий воздух гофре. Наличие признаков его присутствия, указывает на износ ПГ.
Следует посмотреть места установления сальников, прокладок, уплотнителей агрегата. Нет ли там подтеков масла. Если такое явление обнаружилось, то это признак недопустимого износа ПГ, вследствие чего создается сильное давление картерных газов в двигателе, и происходит выброс масла.
Так же необходимо послушать работу двигателя при холостом ходе. Если двигатель работает не ровно, рычаг переключателя передач трясется, то это говорит о наличии разного давления в цилиндрах двигателя, вследствие явного износа ЦПГ. Посторонние шумы и стуки в рабочем двигателе свидетельствуют о явных неполадках аппарата, передвигаться на такой машине категорически запрещается.
Следует проверить систему вентиляции картера. Для этого нужно снять шланг выхода газов (сапун) с системы, и посмотреть, как выходят отработанные пары и газы из шланга. Если они выходят в такт работе цилиндров, то налицо залегание колец в поршне.
Все перечисленные особенности являются признаками изношенности ПГ двигателя, вследствие неправильного его использования, перегрева двигателя или длительной работы без надлежащей смазки.
Явными неисправностями поршневых колец являются
- Потеря мощности агрегата (проверяется измерением компрессии).
- Повышенный расход масла (выхлопы в глушителе, протекание уплотнителей).
- Увеличение расхода топлива.
Приложив чистый листок бумаги к выходному отверстию глушителя, на работающем автомобиле, затем посмотрев на отпечаток, можно составить картину исправности двигателя и его некоторых узлов.
Проверка поршневых колец при ремонте двигателя после пробега автомобилем 20 000—30 000 км
Если расход (угар) масла достиг 250 г/100 км после незначительного пробега автомобиля (20000—30000 км), в первую очередь необходимо проверить:
- состояние и приработку поршневых колец
- нет ли преждевременного износа цилиндров двигателя
- не забиты ли нагаром или липкими отложениями прорези в маслосъемных кольцах и маслоотводящие отверстия в канавках поршней
Состояние зеркал цилиндров проверяют способами, указанными ранее. Если будут установлены повышенные износы, двигатель ремонтируют, расшлифовывая или растачивая цилиндры под ближайший ремонтный размер поршней, и устанавливают новые поршни и поршневые кольца соответствующего ремонтного размера.
Обычно потеря подвижности колец в канавках поршня или заполнение прорезей маслосъемных колец и маслоотводных отверстий в поршнях отложениями и нагаром происходит значительно раньше износа цилиндров из-за применения низкокачественных масел и бензинов.
Перед проверкой поршневых колец их тщательно очищают от нагара и липких отложений. Очищают также канавки для колец в головке поршня и прочищают маслоотводные отверстия, расположенные ниже маслосъемного кольца. Отверстия прочищают сверлом размером 2,5 мм, которое вращается с помощью электрической дрели.
Если при осмотре очищенного и промытого поршневого кольца будут обнаружены большие неприработавшиеся к цилиндру участки, то кольцо нужно выбраковать. Далее обмеряют поршневые кольца, и полученные результаты сравнивают с данными таблице, действительными для новых поршневых колец нормального и ремонтных размеров.
Обычно потеря подвижности колец в канавках поршня или заполнение прорезей маслосъемных колец и маслоотводных отверстий в поршнях отложениями и нагаром происходит значительно раньше износа цилиндров из-за применения низкокачественных масел и бензинов.
Перед проверкой поршневых колец их тщательно очищают от нагара и липких отложений. Очищают также канавки для колец в головке поршня и прочищают маслоотводные отверстия, расположенные ниже маслосъемного кольца. Отверстия прочищают сверлом размером 2,5 мм, которое вращается с помощью электрической дрели.
Если при осмотре очищенного и промытого поршневого кольца будут обнаружены большие неприработавшиеся к цилиндру участки, то кольцо нужно выбраковать.
Далее обмеряют поршневые кольца, и полученные результаты сравнивают с данными таблице, действительными для новых поршневых колец нормального и ремонтных размеров.
Высоту кольца измеряют в 5—6 точках по окружности. Кольцо, у которого средняя высота окажется на 0,04 мм меньше наименьшего размера, приведенного в таблице ниже, использовать в двигателе для дальнейшей работы нецелесообразно.
Зазор в замке кольца целесообразно измерять, поместив кольцо в тог цилиндр двигателя, в котором оно должно работать. При этом кольцо устанавливают в цилиндр со стороны картера на расстоянии 20 мм от нижнего края. Для правильной установки кольца его продвигают в цилиндр с помощью головки поршня, используемого в качестве оправки. Величину зазора в замке определяют плоским щупом. Кольца, у которых зазор в замке больше 1,2 мм, выбраковываются.
Упругость поршневых колец измеряют на специальных весах с помощью гибкой ленты, охватывающей кольцо. Если упругость на 0,4 кг ниже нижнего предела, указанного в таблице, кольцо выбраковывают.
ТАБЛИЦА. Основные параметры поршневых колец нормального и ремонтных размеров
Параметры | Компрессионные кольца | Маслосъемные кольца | |
верхнее и среднее | нижнее | ||
Высота, мм | 2,173—2,185 | 2,165—2,185 | 3,97—3,99 |
Радиальная толщина, мм | 3,2-3,4 | 3,2-3,4 | 3,2—3,34 |
Зазор в замке кольца, установленного в калибр, имеющий внутренний диаметр D, мм | 0,41-0,76 | 0,41—0,76 | 0,41—0,76 |
Разность диаметров в направлениях А А и В В при обжатии кольца лентой до получения зазора в замке 0,41—0,76 мм | 0,2—0,6 | 0,2—0,6 | 0,2-0,6 |
Упpугость кольца, сжатого лентой до получения зазора в замке 0,41—0,76 мм, кг | 1,3-1,8 | 1,3—1,8 | 1,4-2,0 |
Рис.Калибр для определения зазора в замке кольца
Рис. Измерение упругости поршневого кольца
Перед установкой колец на поршни необходимо проверить зазоры по высоте между полками канавок в днище поршня и кольцами. Для новых поршневых колец зазоры должны быть следующими:
- для верхнего кольца 0,036—0,063 мм
- для среднего 0,030-0,065 мм, для нижнего 0,065—0,100 мм
- для маслосъемного 0,037—0,082 мм
Если зазор превышает верхний предел 0,03 мм или более, кольцо следует заменить новым. Если и после замены кольца вертикальный зазор в канавке поршня окажется завышенным, то следует заменить также и поршень.
При проверке состояния и величины износа поршневых колец может оказаться необходимой замена лишь одних верхних компрессионных колец, так как остальные кольца изнашиваются крайне медленно. В этом случае необходимо учитывать следующее: в цилиндры двигателя, имеющие даже незначительные износы, не рекомендуется устанавливать поршни с новыми верхними хромированными кольцами. Такие кольца, имеющие повышенную твердость рабочей поверхности, будут очень медленно прирабатываться к зеркалам цилиндров. Именно по указанной причине специализированные заводы запасных частей не выпускают хромированных поршневых колец для ремонта двигателей.
Правильное расположение поршневых колец в канавках днища поршня показано на рисунке.
Рис. Положение поршневых колец в канавках поршня:
1 — поршень; 2 — маслосточное отверстие; 3 — маслосъемное кольцо; 4, 5 и 6 — компрессионные кольца
Проверка состояния поршней и клапанов без разборки
21.02.2017, Просмотров: 10268
Возникают ситуации, когда двигатель теряет мощность, «троит», из выхлопной трубы идет сизый либо чёрный дым. Причинами таких неисправностей может быть прогар прокладки головки блока цилиндров, прогар клапанов или поршней. При этом в камеру сгорания попадает масло, на гильзе цилиндра и клапанах образуется нагар, который их быстрее изнашивает, нарушаются фазы газораспределения. Прогар прокладки способствует выходу газов снаружи двигателя, что сопровождается громким свистом или если она прогорела между цилиндрами, то газы попадают в другой цилиндр, нарушая смесь, так как между цилиндрами рабочие такты различаются. Помимо этого прогар прокладки чреват смешиванием моторного масла с охлаждающей жидкостью двигателя, в результате чего смесь вспенивается и двигатель через короткий промежуток времени глохнет, а вся эта пена застаивается во всём моторе. Когда возникает прогар поршня, или сильный износ порневых колец, то отработанные газы попадают в картер, разжижают масло, что тем самым нарушает смазку всех трущихся деталей. Многие работники станций технического обслуживани вместе с владельцами авто, проверяют компрессию цилиндра, и если она в норме, значит цилиндр впорядке. Это всё совсем не так. Хорошая компрессия свидетельствует о исправности только компрессионных поршневых колец, а при этом маслосъёмные кольца могут плохо справляться со своей работой, оставляя масло на цилиндрах, которое смешивается с горючей смесью.Чтобы убедится, в чём именно дело, необходимо снять головку блока цилиндров, снять распредвалы, осмотреть состояние клапанов, маслосъёмных колпачков и поршней, то есть все детали нужно будет осмотреть визуально. Этот процесс достаточно трудоёмкий и затратный по времени. Всё может быть проделано зря, если причиной такой неисправности, к примеру, оказались изношенные сальники клапанов, при замене которых демонтаж головки блока цилиндров не обязателен. Для таких случаев существует хитрый способ, как обойтись без снятия головки блока цилиндров.
После того, как включили передачу, выставляем поршень первого цилиндра двигателя в такт сжатия, выкручиваем свечу и на её место устанавливаем шлангу компрессора. Желательно, чтобы шланга плотно сидела в свечной скважине, чтобы точно определить проблему, если она есть. Загерметизировав шлангу, подаём в цилиндр воздух и слушаем. Когда всё впорядке, воздух будет выходить обратно через свечное отверстие. При прогаре впускного клапана, воздух выходит через воздушный фильтр, а при прогаре выпускного, соответственно через выхлопную трубу. Когда прогарает поршень, что по-моему самое страшное, что может произойти из всего перечисленного, воздух выходит через сапун системы вентиляции картера. Чтобы не спутать прогар поршня с прогаром впускного клапана, отсоедините шлангу сапуна от блока цилиндров, так как она напрямую соединена с воздушным фильтром, а ещё проще будет просто вытащить масляный щуп. Когда первый цилиндр проверен, переходим ко второму. И такими же методами проверем исправность остальных цилиндров.
Обнаруженные неисправности устраняются заменой деталей на новые. Замену маслосъёмных колпачков, лучше совместить с заменой направляющих клапанов, а ещё будет лучше, если поменять и клапана. Дешёвым вариантом будет заменить просто хотябы колпачки и направляющие, а старый клапан очистить от нагара, потому что после замены колпачков, в скором времени будут постукивать и направляющие, а тогда приходится снова вскрывать головку блока цилиндров.
При сборке, нужно обязательно проверить состоянии пружины клапана, чтобы она была упрагая и без проседаний и при необходимости заменить её на новую. Замена прошневых колец лишь ненадолго устранит проблему, так как новые кольца пока будут притираться к цилиндрам, сизый дым исчезнет, но во время притирки кольца оставят много задиров на гильзах и со временем двигатель снова будет «дыметь».
Долговечность двигателя и его деталей на 99,9% зависит от водителя. При бережной эксплуатации, ресурс мотора достаточно возрастёт и он прослужит долго. Если начались как говорится, первые позывы на ремонт газораспределительного механизма (сизый выхлопной дым), то ещё некоторое время можно поездить, большой потери динамики при этом не будет. Такую проблему ещё можно оттянуть, но когда уже будет значительная потеря мощности, тогда уже придётся осуществлять диагностику и ремонт обнаруженных неисправностей.
Проверка цилиндров, поршней и поршневых колец
Цилиндр
Проверьте стенки цилиндра на наличие царапин, шероховатостей или гребней, что указывает на чрезмерный износ. Если стенки цилиндра неровные или имеют глубокие царапины, цилиндр требует расточки до ремонтного размера и установки поршней увеличенного диаметра.
Рис. 2.137. Схема измерения и измерение диаметра цилиндра в продольном и поперечном направлении двигателя: a – 50 мм; b – 95 мм |
Используя нутромер 1, измерьте диаметр цилиндра в продольном и поперечном направлении двигателя в двух положениях («a» и «b»), как показано на рисунке 2.137.
При наличии любого из следующих условий расточите цилиндр.
Диаметр цилиндра превышает предельное значение.
Разность диаметров в двух положениях (см. выше) превышает допуск конусности.
Разность диаметров в продольном и поперечном направлении двигателя превышает допуск овальности.
Диаметр цилиндра
Номинальное значение: 78,000–78,014 мм.
Предельное значение: 78,114 мм.
Допуск конусности и овальности: 0,10 мм.
ПРИМЕЧАНИЕ При необходимости расточки любого из четырех цилиндров, при ремонте двигателя все четыре цилиндра должны растачиваться до одного и того же следующего ремонтного размера. Это необходимо для однородности и баланса. |
Поршни
Проверьте поршень на наличие повреждений и трещин. Поврежденный или дефектный поршень должен быть заменен.
Рис. 2.138. Измерение диаметра поршня |
Как показано на рисунке 2.138, диаметр поршня должен измеряться в положении «a» от конца юбки поршня в направлении, перпендикулярном поршневому пальцу.
Диаметр поршня
Стандартный размер: 77,953–77,968 мм.
Стандартный размер (новый (с покрытием)): 77,969–77,984 мм.
Увеличенный размер 0,50 мм: 78,453–78,468 мм.
Зазор между поршнем и цилиндром
Измерьте диаметр цилиндра и диаметр поршня, разность указанных размеров представляет собой величину зазора между поршнем и цилиндром. Зазор между поршнем и цилиндром должен быть в пределах нормы. Если зазор отличается от нормы, расточите цилиндр и используйте поршень увеличенного ремонтного размера.
Рис. 2.139. Измерение зазора между поршнем и цилиндром |
Номинальное значение: 0,032–0,061 мм.
Номинальное значение (поршень с покрытием (новый)): 0,016–0,045 мм.
Предельное значение: 0,161 мм.
Зазор между поршневым кольцом и канавкой
ПРИМЕЧАНИЕ В этом случае диаметр цилиндра измеряется в осевом направлении двигателя в двух положениях. |
Зазор между поршневымкольцом и канавкой
Проверка производится при чистых, сухих и свободных от нагара поршневых канавках.
Установите новое поршневое кольцо 1 в поршневую канавку и измерьте зазор щупом 2.
Рис. 2.140. Измерение зазора между поршневым кольцом и канавкой: а – 19,5 мм |
Если зазор – отличается от нормы, замените поршень.
Поршневые кольца
Чтобы измерить зазор в замке поршневого кольца, установите поршневое кольцо 1 в цилиндр, а затем измерьте зазор щупом 2. Если измеренный зазор отличается от нормы, замените кольцо.
Рис. 2.141. Измерение зазора в замке поршневого кольца: а – 120 мм |
ПРИМЕЧАНИЕ Удалите нагар и очистите верхнюю часть цилиндра перед установкой поршневого кольца. |
Зазор в замке поршневого кольца