Ямочный ремонт: подготовка, технология, утрамбовка, видео
«Аршин на кафтан, да два на заплаты.» Какими бы «теплыми» словами мы не поминали одну из двух российских «бед» и людей её обслуживающих, не лишне было бы знать, что капитальный и полный ремонт дороги начинается (по ГОСТу), когда количество повреждений общего полотна дорожной «одежды» достигает 12-15%. Все, что ниже этого соотношения, как бы нам это не хотелось и мечталось, попадает под категорию мелкого, ямочного ремонта, который проводится только с целью «обеспечения безопасности дорожного движения». Справедливости ради, стоит отметить, что качественно проведенный ямочный ремонт асфальтированных дорог действительно принесет положительные результаты. Дело в том, что по «нашему российскому» менталитету, 95% всех повреждений дорожного полотна происходят из-за несоблюдения технологии и плохого качества используемых для ремонта материалов. Основной причиной повреждений в 85% является некачественное уплотнение (трамбовка) дорожного полотна.
Подготовка покрытия к работам
Дорога, как живой организм требует вмешательства в любое время из-за плохого своего «самочувствия». Мы нормально относимся к ремонту трассы в теплое время года, и встречаем насмешками тот же самый ремонт артерий страны в холодное или дождливое время. Технологии ремонта дорог совершенствуются, и ямочный ремонт асфальта остается самым востребованным видом обслуживания дорог в стране, которая простирается на 1/6 части суши всего земного шара, с нашими перепадами температур и особенностями местного рельефа (горы, перевалы и т.д.).
Качество ямочного ремонта асфальта напрямую зависит от того, насколько хорошо будет подготовлен к нему проблемный участок дороги. Перед тем как делать ямочный ремонт асфальтированных дорог «фронт работ» обязательно должен быть очерчен в прямом смысле этого слова: выбоины должны быть помечены прямыми линиями с «запасами». Не снег и дождь становятся главным фактором, который сокращает срок эксплуатации отремонтированной дороги, как многие ошибочно думают. Плохая зачистка, которая затрагивает только верхний слой асфальта, служит главной причиной быстрого износа заплаты.
Во время «вырезания» испорченного куска дороги специалисты должны обязательно заменить еще и нижние слои. Вырезают асфальт обычно гидравлическими молотками, которые с этой задачей справляются «на троечку». Идеальным инструментом для такого типа работ считается дорожная фреза. Она «зацепит» все нужные слои покрытия и без проблем пройдет на нужную глубину.
Кроме того, стенки образовавшейся «ямы» будут гладкими и ровными, что повысит «сцепление» с будущей заплатой. После аккуратного вырезания проблемного куска, дно и стенки «ямы» зачищают от крошек и раздробленных кусочков покрытия. Затем ее дно заливают либо по старинке разогретым битумом, либо его жидкой эмульсией, которая по характеристикам значительно лучше первого варианта. Только после этого можно приступать к заливке асфальтобетона.
Совет: самым оптимальным вариантом считается бесперебойная работа при таком типе ремонта. То есть сразу же после заливки битума необходимо приступить к заливке асфальтобетона, пока нижний слой еще «горяченький». Такой способ укладки дорожного покрытия сделает его более долговечным. К сожалению, мы сами часто наблюдаем, как над одним участком дороги работы могут вестись неделями. Не только плохая укатка, но и этот важный нюанс сильно «бьют» по качеству покрытия, а заодно и по репутации дорожных работников.
Заливка асфальтобетонной смеси
Когда выполняют ямочный ремонт асфальтированных дорог используют асфальтобетонную смесь, которая «готовиться» по классическому «рецепту» из песка, битума, щебня и минерального порошка. В горячем виде смесью ремонтируют дороги первой и второй категории. При этом температура смеси должна поддерживаться на уровне 150 градусов. Если этот показатель опускается ниже 110 градусов, то смесь автоматически становится бракованной и для ремонтных работ использоваться уже не может. Доставляют к месту проведения работ горячий асфальтобетон в специальной технике, которая поддерживает нужную температуру и создает эффект «термоса».
Для дорог «попроще» применяют холодные смеси, которые «замешаны» на разжиженном битуме или его эмульсиях. Такой материал идеально подходит для ремонта в дождливую или холодную погоду. Однако стоит учитывать, что и прочность его примерно раза в три ниже, чем горячего асфальта. Некоторые компании шагнули еще дальше и широко практикуют технологию рециклинга. Словечко новое и звучит красиво, но под собой подразумевает обычную вторичную обработку. При таком методе куски асфальта, вырезанные фрезой не выбрасываются, а там же на месте помещаются в специальную машину, которая их тщательно измельчает. Во вторичную смесь добавляется битум, все ее раз хорошенько перемешивается и только потом готовую смесь укладывают вместо заплат из нового материала.
Экономия при таком способе заделывания ям достигает 80%. Беда лишь в том, что машины для переработки использованного асфальта есть далеко не у всех коммунальщиков на вооружении. Рециклеры стоят дорого, но очень быстро окупаются. Несмотря на очевидный скепсис, такое дорожное покрытие долговечно и надежно.
Струйно-иъекционный метод тоже постепенно становится привычным для наших ремонтных работ. При нем даже не нужно вырезать куски асфальта. Специальным агрегатом трещину или яму хорошенько продувают. Под давлением воздуха пыль и мусор из нее удаляются. А вот затем «больному асфальту» делают «укол»: в очищенный дефект заливается смесь из горячего битума и мелкого щебня. Под давлением все того же воздуха она утрамбовывается и застывает. При таком способе ямочный ремонт асфальтированных дорог даже не требует использования фрезы и асфальтоукладчиков. Это большой шаг в «медицине» дорог, который позволяет говорить о быстром ремонте с минимальным привлечением массивной техники, а значит, и перекрывать надолго оживленные участки не потребуется.
Совет: две последние технологии доказали свою эффективность при ремонте дорог в других странах. К сожалению, у нас продолжают пользоваться старыми методами и «убитой» техникой, которая дорогу калечит чаще, чем ремонтирует. С первого взгляда стоимость спецтехники кажется астрономической, но, как говорится, «оно того стоит». Если учесть количество «рецидивов» и повторных ремонтных работ на одних и тех же участках, а также их общую стоимость, то становится совершенно очевидно, какая чаша весов перевешивает.
Утрамбовка дорожного покрытия
На вооружении большинства коммунальных служб стоят массивные катки массой выше 8 тонн. Для того, чтобы делать ямочный ремонт асфальтированных дорог эта техника совершенно непригодна. Вы же не будете сносить стену, чтобы заменить форточку. Поэтому целесообразнее всего применять вибрационные плиты ручного типа. Эта практика используется только последние лет десять. Раньше для этих же целей брали вибрационные или тротуарные катки, что тоже было слишком «масштабно» для подобного типа работ. Особых навыков такая техника «топтания» не требует. Для ямочного ремонта обычно используют виброплиты массой до 150 кг. Качество их работы напрямую зависит от мощности двигателя. Чем он мощнее, тем быстрее и надежнее «ляжет» в яму заплатка.
После этого заплату обычно заливают сверху битумом. С одной стороны это считается пережитком прошлого, если заплата идеально подогнана под уровень остального дорожного покрытия, то и необходимости в таком выравнивании и очерчивании ее границ нет. Но при резком перепаде температур, если речь идет об использовании горячей асфальтобетонной смеси, старый асфальт может дать трещины через некоторое время. И здесь дело вовсе не в том, что «залили неправильно», это обычный побочный эффект, реакция материала на изменение температуры. Битум, нанесенный поверх заплатки, поможет избежать образования таких трещин и продлит срок службы асфальта.
Совет: по результатам ямочного ремонта можно легко проверить на «вшивость» коммунальную службу. Если заплатки легли отлично, а вот остальное дорожное покрытие начало интенсивно разрушаться, то здесь наблюдается явное желание «сэкономить» на полном ремонте дороги. Соответственно и повреждено далеко не менее 12-15%, которые заявлены по ГОСТУ.
Заключение
К сожалению, в нашей стране ямочный ремонт асфальтированных дорог, особенно в непогоду, вызывает бурю критики и скепсиса со стороны автомобилистов. И многие из них в данном случае будут правы. Вполне нормальная картина для русских просторов: коммунальщики тщетно пытающиеся «заделать» дыры в асфальте кирпичом или крупным щебнем. Этот процесс цикличный и упорство, с которым работники повторяют бесполезный «ремонт» поистине впечатляет. На самом деле качественный ямочный ремонт немногим хуже полной замены всего дорожного полотна. И здесь конечно играют важную роль три фактора:
- Уровень профессионализма рабочих.
- Качество техники, которую они используют.
- Качество материалов для «заплат».
Даже холодная смесь для ремонта, которая приготовлена по «правильному рецепту», ничуть не испортит покрытие. Когда нашими коммунальными службами будут учитываться все три фактора для успешного ремонта дорог, тогда и в России на одну из трех проблем станет меньше.
Ямочный ремонт начинается
Начинается очередной дорожный ремонтно-строительный сезон. Как всегда, он открывается ямочным ремонтом проезжей части улиц города. Традиционно для этого времени беседуем с начальником отдела жизнеобеспечения и благоустройства администрации городского округа М.М. Султановым.
— Марсель Мазгарович, когда приступят к ямочному ремонту?
— Ямочный ремонт в городе уже начался. Но вы правы, в настоящее время его не очень заметно. Потому что он носит выборочный, точечный характер. Дорожники работают в тех местах, где это остро необходимо и где допустима укладка асфальта по технологическим показаниям.
Трещина на свежем тротуаре. Фото: Наиль Фахреев, «КЗ».
— Кто выполняет ямочный ремонт на городских магистралях?
— ООО «Танып»».
— Будут ли при ямочном ремонте использованы специальные технологии?
— Как известно, ямочный ремонт по традиции выполняется в два приёма. Сначала в более жёстких погодных условиях производится, скажем так, аварийная по характеру заделка наиболее критичных участков. И уже позже, как потеплеет и дороги высохнут, у нас это обычно вторая половина мая, производится сплошной ямочный ремонт.
Долгое время на первом этапе применялся красный кирпич. Так вот, теперь применяется только холодный асфальт. Это и есть новое в сезоне. Отмечу, эффективность холодного асфальта в данном случае выше.
— Какие улицы Нефтекамска больше всего нуждаются в ямочном ремонте?
— Пока все улицы ещё полностью не освободились от снега и воды, сказать это сложно.
— Как формируется фронт работ?
— В Нефтекамске используются три основных источника выявления адресов необходимого ямочного ремонта. Традиционными и наиболее эффективными остаются, во-первых, информация от обслуживающей городские дороги «Городской коммунальной службы», а также телефонные сигналы населения.
Теперь ещё применяется канал связи с населением по Интернету. На сайте администрации Нефтекамска размещена интерактивная карта ямочного ремонта. Любой горожанин, кто умеет пользоваться Интернетом, может воспользоваться этим способом для передачи информации об участке дороги, требующем ямочного ремонта.
К настоящему времени (25 марта. — Авт.) данным каналом связи воспользовались 18 нефтекамцев. Одна заявка уже выполнена.
— В редакцию из Ташкиново позвонила Шитова, которая сообщила: «В прошлом году была произведена отсыпка проезжей части ул. Южной песчано-гравийной смесью. Сейчас от отсыпки ничего не осталось. Без твёрдого покрытия (асфальт) так и будет продолжаться».
— Не стоит делать поспешные выводы. Под действием талых вод отсыпка, естественно, раскисла. Надо дождаться, когда дорога просохнет.
После нашей беседы с М.М. Султановым прошёл по ряду объектов, о которых сообщали наши читатели.
Первый объект – тротуар, ведущий от ул. Карла Маркса к пешеходному мосту в Марино. Сигнал был про его разрушение.
Действительно, проложенная два года назад пешеходная дорожка как бы треснула посередине (см. фото). Причина очевидна – непрочное основание под асфальтом.
Продолжим тротуарную тему, но уже в другом аспекте. Читательница Шайхутдинова обращает внимание издания на автобусную остановку маршрута №9 по адресу: Юбилейный проспект, 13. Здесь всё залито водой – и пол павильона, и дорожка к нему.
«Хотя бы бросить гравий», — предлагает читательница.
В доробзоре нельзя промолчать, что именно сейчас тротуары, а это существенная составляющая городской дорожной сети, находятся в безобразном состоянии. На это пожаловалась Т. Р-ва (она просила не называть фамилию). Так вот, наша читательница перечислила несколько участков пешеходных дорожек, на которых можно спокойно передвигаться «только в кирзовых сапогах».
На прошлой неделе в пятницу видел, как по тротуару улицы Социалистической прошёл колёсный трактор со щёткой. Он снёс к краю дорожки месиво из мокрого снега, и шагать было вполне комфортно.
В понедельник во второй половине дня по заданию Р-вой прошёл по ряду улиц (пр.Юбилейный и Комсомольский, улицы Ленина, Парковая, Дорожная). К сожалению, в ботинках. Так вот, права читательница, везде встречались участки, заполненные грязной снежной кашей. Здесь трактор со щёткой очень помог бы.
Ремонт асфальта
Методы и способы ямочного ремонта. Задача ямочного ремонта состоит в восстановлении сплошности, ровности, прочности, сцепных качеств и водонепроницаемости покрытия и обеспечении нормативного срока службы отремонтированных участков.Традиционный способ предусматривает обрубку кромок выбоины с приданием ей прямоугольного очертания, очистку ее от асфальтобетонного лома и грязи, подгрунтовку дна и кромок выбоины, заполнение ее ремонтным материалом и уплотнение.
Метод ремонта с разогревом поврежденного покрытия и повторным использованием его материала основан на применении специального оборудования для разогрева покрытия — асфальторазогревателя. Метод позволяет получить высокое качество ремонта, обеспечивает экономию материала, упрощает технологию производства работ, но имеет существенные ограничения по погодным условиям (ветер и температура воздуха). Применяют данный метод при ремонте всех видов покрытий из асфальтобетонных и битумоминеральных смесей.
Метод ремонта заполнением выбоин, ям и просадок без вырубания или разогрева старого покрытия заключается в заполнении этих деформаций и разрушений холодной полимерасфаль-тобетонной смесью, холодным асфальтобетоном, влажной орга-номинеральной смесью и т.п. Метод отличается простотой исполнения, позволяет выполнять работу в холодную погоду при влажном и мокром покрытии, однако не обеспечивает высокого качества и долговечности отремонтированного покрытия. Применяют данный метод при ремонте покрытий на дорогах с низкой интенсивностью движения или как временную, экстренную меру на дорогах с высокой интенсивностью движения.
Холодные способы ямочного ремонта основаны на использовании в качестве ремонтного материала холодных битумоминеральных смесей или холодного асфальтобетона. Применяют эти способы в основном для ремонта покрытий из черного щебня и холодного асфальтобетона на дорогах низких категорий, а также при необходимости срочной или временной заделки выбоин в более ранние сроки на дорогах высоких категорий.
Горячие способы ямочного ремонта основаны на применении в качестве ремонтного материала горячих асфальтобетонных смесей: мелко- и крупнозернистых, песчаных, литого асфальтобетона и др.
Ямочный ремонт по-ростовски (фото)
В донской столице холодный асфальт кладут прямо в снег.
Уже не в первый раз жители города, наблюдая за работой дорожников, не скрывают своего возмущения.
Да, сейчас есть новые технологии, и современная асфальтобетонная смесь не боится ни перепадов температур и влажности. Но то, как это делают в Ростове, не поддаётся никакому разумному объяснению.
Ростовчанин Вадим Будиков пишет: «Законы физики едины для всех. Так же с асфальтом, его (…) кинули, снег растаял, образовалась вода, мороз не отменяли, вода начинает превращаться в лед, разламывая только положенный асфальт. Приходит весна, лед тает, образуются пустоты, дальше под давлением машин образуются трещины, дальше в трещины попадает новая вода (дождь, поливают дорогу), вода размывает асфальт, образуется что???? ЯМЫ. Асфальт при отрицательной температуре УКЛАДЫВАТЬ можно. НО для того чтобы он лежал, а не тоже растаял с потеплением, необходимо очистить поверхность от снега, мусора и лишней влаги.»
Трудно не согласиться с этими доводами.
Но если существуют в действительности такие технологии, которые позволяют качественно класть асфальт в снег, в мусор и в лужи, просим специалистов прокомментировать эти фото и развеять сомнения тысяч горожан.
Виталий Дорожный
Фото сделаны в Ростове на ул. 18-я Линия
____________________
Нашли ошибку или опечатку в тексте выше? Выделите слово или фразу с ошибкой и нажмите Shift + Enter или сюда.