ЗИЛ-5301 — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
ЗИЛ-5301 — российский малотоннажный грузовой автомобиль производства Завода имени Лихачёва. Первые прототипы появились в 1991 году. Серийно выпускался с 1995 по 2014 годы.
1990-е[править | править код]
В результате перехода российской экономики в начале 1990-х годов на рыночные рельсы основная продукция АМО ЗИЛ — среднетоннажные бензиновые грузовики — попала под обвальное сокращение спроса, поэтому на предприятии в начале 1992 года в срочном порядке был запущен проект создания развозного трёхтонного грузовика с максимальным использованием уже выпускаемых комплектующих от более тяжёлых грузовиков, в частности кабины типа 4331 и коробки передач типа 130. В качестве прототипа по ходовой части был взят «Мерседес-Бенц Т2». Два первых ходовых образца трёхтонного ЗИЛ-5301 были изготовлены в конце 1994 года, а в 1995 году произведена опытно-промышленная партия из 219 машин на «мерседесовском» шасси (кабины с высоким расположением фар). Массовое производство серии ЗИЛ-5301, получившей собственное название «Бычок» (по неподтверждёным данным, по личной инициативе московского мэра Ю. М. Лужкова), развернулось с 1996 года (1348 ед.). В 1996—1997 годах была разработана модульная конструкция панельного цельнометаллического кузова фургона, позволявшая создавать 2-, 3- и 4-хсекционные фургоны объёмом от 10,5 м³ ЗИЛ-5301НС до 20,5 м³ ЗИЛ-5301ЕС (колёсная база 3245—4505 мм). Базовой моделью фургона стал 3-секционный ЗИЛ-5301СС объёмом 15,5 м³.
Низкая погрузочная высота фургонов (765 мм), небольшой радиус разворота и наличие сдвижной боковой двери грузового отсека (под заказ изготовляли также исполнения без боковых дверей) позволили создать на их базе грузопассажирские версии с 6-местной (включая водителя) кабиной и сокращёнными грузовыми отсеками: 5,5 м³ на ЗИЛ-5301А3; 10,5 м³ на ЗИЛ-5301А2 и 15,5 м³ на ЗИЛ-5301А1 со съёмно-разборной перегородкой между кабиной и грузовым отсеком. По заказу «Мосводоканала» в 2004—2005 гг. было изготовлено 15 фургонов ЗИЛ-5301А2.
В 1998 году на базе фургонов было создано семейство малых автобусов ЗИЛ-3250, включающее 15- и 19-местную модификации (база, соответственно, 3650 и 4505 мм). Автобусы получили стабилизаторы обеих подвесок и АБС. В семейство автобусов «Бычок» также входил реанимобиль ЗИЛ-32502М с односкатной ошиновкой и пневмоподвеской заднего моста и штабной автобус ЗИЛ-325ША.
2000-е[править | править код]
К 2000 году доля «Бычка» в общем выпуске АМО ЗИЛ достигла 56 %, что составило 12,3 тыс. автомобилей. Таким образом, данное семейство смогло обеспечить заводу необходимую загрузку мощностей. Во второй половине 2000-х, из-за ухудшения финансовых показателей предприятия и усиления конкуренции со стороны отечественных аналогов (ГАЗ-3310 «Валдай») и иностранных (прежде всего корейских и китайских) марок, доля «Бычка» в производстве начала стремительно падать. В середине 2000-х годов планировалось организовать в латвийской Елгаве на AMO Plant сборку усовершенствованных «Бычков» для рынков стран Восточной Европы
До 2005 года на ЗИЛ-5301 устанавливались дизельные двигатели ММЗ Д-245.12С и ММЗ Д-245.9 (оба Евро-0). В январе 2005 года, всё семейство «Бычков» получило дизельные двигатели ММЗ Д-245.9 Е2 (Евро-2), а с апреля 2008 года — ММЗ Д-245.9 Е3 (Евро-3). Модификации с модернизированными двигателями получили иные заводские индексы (смотри Модификации).
2010-е[править | править код]
26 декабря 2011 года на ЗАО «Петровский завод автозапчастей АМО ЗИЛ» (Саратовская область, Петровск) состоялся торжественный запуск линии по сборке автомобилей ЗИЛ-5301 (ЗИЛ «Бычок»). Производство автомобилей ЗИЛ-5301 было перенесено из Москвы с головной площадки АМО ЗИЛ
Малотоннажный грузовик ЗИЛ-5301 оснащался автомобильной модификацией тракторного 4-цилиндрового дизельного двигателя Д-245 (4750 см³) Минского моторного завода (ММЗ). За полтора десятилетия данный дизель с турбонаддувом прошёл несколько модернизаций, благодаря которым его мощность возросла со 109 до 136 л. с., а экологический класс был поднят с Евро-0 до Евро-3 (предполагался и Евро-4). На автомобиле устанавливали 5-ступенчатую синхронизированную коробку передач типа ЗИЛ-130, гидроусилитель рулевого управления и 3-местную кабину типа 4331. Оперение с укороченным капотом было оригинальным (приз за дизайн в 1995 году). Среди особенностей конструкции: гидропривод сцепления и тормозов (конструкция комбинированная — воздух давит на жидкость), гипоидная главная передача, передние дисковые тормоза, низкопрофильные 406,4 мм колёса с бескамерными шинами, низкорасположенная (погрузочная высота 1050 мм) металлическая грузовая платформа с тентом, небольшой радиус разворота (7 м). Максимальная скорость (согласно техническому паспорту) составляла 95 км/ч.
- ЗИЛ-5301 — первый серийный вариант с агрегатами Mercedes-Benz, партия из 219 машин выпущена в 1995 году.
- ЗИЛ-530104 — шасси для пожарных машин с двухрядной кабиной.
- ЗИЛ-530120 — реанимобиль.
- ЗИЛ-5301АО — бортовой, база 3650 мм. Выпускался в 1996—2001 годах.
- ЗИЛ-5301А1 — грузо-пассажирский фургон.
- ЗИЛ-5301А2 — грузо-пассажирский фургон.
- ЗИЛ-5301А3 — грузо-пассажирский фургон.
- ЗИЛ-5301БО — шасси для фургонов, база 3650 мм. Выпускался в 1996—2001 годах.
- ЗИЛ-5301ВА — шасси для фургонов, кабина с двумя спальными местами, база 4250 мм.
- ЗИЛ-5301ВЕ — бортовой.
- ЗИЛ-5301В2 — шасси.
- ЗИЛ-5301В3
- ЗИЛ-5301В4
- ЗИЛ-5301ГА — шасси для специальных кузовов, двухрядная кабина, база 4250 мм.
- ЗИЛ-5301ГО — шасси для фургонов, база 3650 мм.
- ЗИЛ-5301ДО — шасси для фургонов, база 4250 мм.
- ЗИЛ-5301ЕО — шасси для специальных кузовов, база 4250 мм.
- ЗИЛ-5301ЕЕ — бортовой.
- ЗИЛ-5301ЕС — цельнометаллический фургон, база 4505 мм
- ЗИЛ-5301Е2 — шасси.
- ЗИЛ-5301Е3 — шасси.
- ЗИЛ-5301Е4
- ЗИЛ-5301ИО — шасси для фургонов, база 4250 мм.
- ЗИЛ-5301КЕ — бортовой, база 4250 мм, мощность двигателя 130 л. с.
- ЗИЛ-5301К2 — шасси.
- ЗИЛ-5301К4
- ЗИЛ-5301МЕ — бортовой.
- ЗИЛ-5301М2 — шасси.
- ЗИЛ-5301НС — цельнометаллический фургон, база 3245 мм.
- ЗИЛ-5301ПО — шасси для фургонов, база 3650 мм.
- ЗИЛ-5301РО — шасси для фургонов, база 4250 мм.
- ЗИЛ-5301Р1 — цельнометаллический фургон, база 3650 мм, мощность двигателя 130 л. с.
- ЗИЛ-5301СС — цельнометаллический фургон, база 3650 мм, мощность двигателя 108 л. с.
- ЗИЛ-5301ТО — бортовой с двухрядной кабиной, база 4250 мм.
- ЗИЛ-5301ФА
- ЗИЛ-5301ЧА — эвакуатор.
- ЗИЛ-5301ЮО — шасси для фургонов, кабина с двумя спальными местами, база 4250 мм.
- ЗИЛ-5301ЯО — бортовой, кабина с двумя спальными местами, база 4250 мм[3].
Реанимобиль ЗИЛ-530120 (32502М)
- ЗИЛ-3250 — семейство малых автобусов
Технические характеристики
Зил бычок начал выпускаться с 1996 года. Название бычок он получил, благодаря народной молве, ну и некоторой схожести. ЗИЛ «Бычок» является основоположником пятого поколения среднетоннажных грузовиков.
Технические характеристики ЗИЛ 5301
Масса перевозимого груза, кг 3450
Масса снаряженного автомобиля, кг 3350
Распределение нагрузки на дорогу от снаряженной массы через шины, Н (кгс):
передних колес 19000 (1900)
заднего моста 14500 (1450)
Допустимая полная масса автомобиля, кг 6950
Допустимые нагрузки на дорогу от полной массы
передних колес 23500 (2350)*
заднего моста 49000 (4900)
Внутренние размеры платформы, мм 3750х2254х450
Радиус поворота, м 7,8
Максимальная скорость, км/ч 95
* перераспределение максимальных нагрузок на оси должно соответствовать полной массе 6950 кг
Двигатель
Модель ММЗ Д-245.9 Е3
Тип дизельный с турбонаддувом и промежуточным охлаждением воздуха
Рабочий объем, л 4,75
Мощность, л.с/кВт 95,7/130
при мин-1 2400
Сцепление
Однодисковое
Коробка передач
Пятиступенчатая
Ведущий мост
Одноступенчатый гипоидный
Карданная передача
Два карданных вала с тремя шарнирами, скользящим шлицевым соединением и промежуточной опорой
Колеса и шины
Колеса дисковые 6,5Jх16Н2,
Шины бескамерные 225/75R16С
Рулевой механизм
Со встроенным гидравлическим усилителем
Тормозные механизмы
Передние дисковые
Задние барабанные
Электрооборудование
Однопроводная система с номинальным напряжением 24В.
Кабина
Двухместная, удлиненная, двухдверная с двумя спальными местами
На грузовом автомобиле установлен тракторный дизельный двигатель, который имеет 4 цилиндра и развивает мощность 109 л.с. Двигатель для «Бычка» поставляется Минским моторным заводом. Кабина рассчитана на 3-х человек, включая водителя, и имеет некоторые схожести с кабиной ЗИЛ – 4331. Также на грузовом автомобиле установлен рулевой механизм с гидроусилителем, сцепление и тормозной механизм имеют гидропривод.
Главная передача является гипоидной. На передних колесах установлены дисковые тормоза, на задних- барабанные. Коробка передач механическая, имеет пять ступеней. Колеса в диаметре достигают 16-ти дюймов, на них установлены бескамерные шины. Грузовой автомобиль имеет радиус поворота, который составляет 7 метров. Масса автомобиля составляет примерно 4 тонны. Максимальная скорость, которую может развить грузовой автомобиль, составляет 95 км/ч.
Грузовик может перевозить до 3 тонн груза, при этом максимальная его масса не должна превышать 6950 кг. Передние колеса допустимо нагружать до 2350 кг, задние колеса до 4900 кг. Металлическая платформа, которая оснащена тентом, имеет следующие внутренние размеры: длина – 3.75 м, ширина – 2.215 м, высота – 0.49 м. При скорости 60 км/ч грузовой автомобиль «Бычок» расходует на 100 км. 12 литров дизельного топлива. А до этих 60 км/ч «Бычок» может разогнаться за 30 секунд. Дизельный двигатель имеет марку ММЗ Д-245.12.
Имеется несколько разновидностей «Бычка», к ним можно отнести грузовые автомобили, оснащенные укороченной кабиной, удлиненной или двойной, которая рассчитана на 7 человек. На таком бычке можно устанавливать борта с вместимостью до 3, 2.9 и 2.7 тонн. Также грузовики «Бычок» выпускаются и фургонного типа, могут использоваться, как рефрижераторы или изотермический фургон.
С 1998 года начался выпуск «Бычка», который имеет цельный металлический фургон. В городе можно встретить специализированные грузовые автомобили «Бычок», такие как самосвалы, цистерны, эвакуаторы, пожарные автомобили и даже автобусы. Выпускается и 3-х осный «Бычок», при этом ведущими остаются только задние колеса, существует также и полноприводный «Бычок» с колесной формулой 4х4.
Кузов ЗИЛ 5301 | ||
Тип кузова | Грузовик | |
Количество мест | 3 | |
Количество дверей | 2 | |
Двигатель ММЗ Д-245 ЗИЛ 5301 | ||
Объем двигателя, куб. см | 4750 | |
Система питания | Дизельный с турбонаддувом и промежуточным охлаждением воздуха | |
Диаметр цилиндров | 100 | |
Количество цилиндров | 4 | |
Ход поршня | 95 | |
Степень сжатия | 7.1 | |
Мощность л.с. | 136 | |
Марка топлива | ДТ | |
Трансмиссия ЗИЛ 5301 | ||
Привод | 4х2 | |
Сцепление | Однодисковое | |
Коробка передач | 5-ступенчатая, механическая | |
Передаточное отношение главной пары | 6,32 | |
Подвеска и рулевое управление ЗИЛ 5301 | ||
Тип рулевого управления | Винт с шариковой гайкой и поршень-рейка, зацепляющаяся с зубчатым сектором вала сошки | |
Тип передней подвески | На двух полуэллиптических рессорах с задними скользящими концами, два амортизатора | |
Тип задней подвески | На двух основных и двух дополнительных полу эллиптических рессорах | |
Тормозная система ЗИЛ 5301 | ||
Тормоза передние | Дисковые | |
Тормоза задние | Барабанные | |
Колеса ЗИЛ 5301 | ||
Автошины | 225/75 R16С | |
Диски | R16 | |
Электрика ЗИЛ 5301 | ||
Аккумулятор | 6СТ-110ТР | |
Свечи | 11.721.083 | |
Лампа ближнего и дальнего освещения | ТН 114 | |
Генератор | 1652.3701 | |
Стартер | 74.3708000 | |
Реле-регулятор | 206/207.3702 | |
Заправочные емкости (литр.) ЗИЛ 5301 | ||
Топливный бак | 125 л. | ДТ |
Система охлаждения двигателя | 16 л. | Тосол А-40 |
Масло | 18 л. | М-6/10В |
Масло коробки передач | 5 л. | ТСп-15К |
Масло в картер заднего моста | 3.3 л. | ТСп-14гип |
Масло в рулевой механизм | 3.2 л. | Масло ТМП-10 |
Жидкость сцепления | 0.4 л. | Тормозная жидкость «Томь», «Нева» |
Тормозная жидкость | 1 л. | Тормозная жидкость «Томь», «Нева» |
Омыватель (незамерзайка) | 2.7 л. | НИИСС-4 |
Грузоподъемность ЗИЛа «Бычок» — технические характеристики и особенности
Серийное производство грузоподъемного автомобиля ЗИЛ 5301 «Бычок» стартовало на заводе им. Лихачева в 1996 году. Решение о выпуске среднетоннажного автомобиля было принято после того, как на заводе резко спал спрос на другую продукцию. Руководство было вынуждено в срочном порядке искать новые решения для поддержания жизнеспособности предприятия. Выходом из финансового кризиса стало освоение конструкторами производства для изготовления трехтонного грузового автомобиля. Впоследствии новинка получила в народе название «Бычок».
Назначение машины
Грузоподъемный бортовой ЗИЛ «Бычок», названный так шоферами за его надежность и грузоподъемность, использовали для перевозок различного материала в плотном городском трафике. Компактные шасси позволяли водителям маневрировать в потоках машин, а также с легкостью парковаться на тесных улочках мегаполисов. Небольшие габариты автомобиля позволяли экономить место на стоянке.
Дизельный мотор показал себя, как весьма надежный и экономичный силовой агрегат, который значительно снижал расходы компаний на грузоперевозки. Расход топлива у исправного ЗИЛа данной модели составлял около 12 литров в смешанном цикле езды. Все вышеперечисленные факторы сделали этот среднетоннажный автомобиль хитом продаж. Особенно он полюбился руководителям малого бизнеса.
Модификации
На фото в статье стоит во дворе родного завода бортовой ЗИЛ 5301 «Бычок». Предприятие, названное именем Лихачева, выпускало также массу модификаций знаменитого грузовичка «Бычок», которые предназначались для различных целей. Все модификации автомобиля данной марки перечислены в списке ниже:
- ЗИЛ с индексом 5301АО. Является базовой версией модели.
- Грузоподъемный ЗИЛ «Бычок» 5301БО. Буквенное обозначение на конце маркировки означало, что грузовик изготовлен с платформой, которая позволяет установить дополнительное оборудование. Также такой автомобиль по желанию заказчика комплектовался одним из нескольких кузовов на выбор. Обычно такие транспортные средства закупались коммунальными хозяйствами для перевозки тяжелого и громоздкого оборудования.
- Обозначение «ГО» или «ПО» означает, что «Бычок» оснащен вместительным закрытым кузовом (металлическим, изотермическим).
- Буквы «ДО» в названии автомобиля означают, что грузовик оснащен удлиненной платформой.
- ЗИЛ 5301ЕО – это грузовая машина с удлиненной платформой и кузовом различного назначения.
- Грузоподъемный ЗИЛ «Бычок» фургон. Его маркировка: 5301ИО.
- ЗИЛ 5301ТО – машина с кабиной, рассчитанной на четыре человека. Также у нее есть четыре двери.
- ЗИЛ 5301ЮО – автомобиль, оснащенный кабиной, где есть спальное место для отдыха и сна.
Также на заводе имени Лихачева выпускались малыми партиями грузовички ЗИЛ 5301 «Бычок», технические характеристики которых позволяли осуществлять перевозки с малой высотой погрузки. Для этого на автомобили ставили специальные сдвижные двери с правой стороны, чтобы люди могли спокойно заходить внутрь и покидать кабину без особого труда.
В 1998 году производство наладило выпуск маршруток на базе ЗИЛа «Бычок». Технические характеристики автомобиля позволяли вмещать в его кабину от 15 до 19 пассажиров. Количество зависело от модификации.
Основные параметра грузовичка
Многие водители грузового транспорта интересуются вопросом о том, какая грузоподъемность у ЗИЛа 3501 «Бычок». Данный автомобиль в базовой модификации 5301АО обладал отличными техническими характеристиками. Среди них:
- Максимальная грузоподъемность ЗИЛа «Бычок» по паспорту – 3450 кг.
- Общий вес автомобиля – 3350 кг.
- Воздействие передней оси автомобиля на дорожное полотно, передающееся через шины – 1900 кгс.
- Воздействие задней оси автомобиля на дорожное полотно, передающееся через шины – 1450 кгс.
- Максимальный общий вес автомобиля с полной загрузкой – 6950 кг.
- Воздействие передней оси автомобиля с полной загрузкой на дорожное полотно, передающееся через шины – 2350 кгс;
- Воздействие задней оси автомобиля с полной загрузкой на дорожное полотно, передающееся через шины – 4900 кгс.
- Мощность двигателя – 136 лошадиных силы.
- Высота дорожного просвета – 160 мм.
- Поворот на радиусе – 7,8 мм.
- Расход дизельного топлива на 100 км пробега – 12 литров.
Устройство автомобиля
Конструкция «Бычка» считается традиционной для заднеприводных грузовых автомобилей средней вместимости. Основная часть машины – это жесткая рама, на которую устанавливаются силовые агрегаты (дизельный двигатель, механическая коробка передач и сцепление). Также на ней крепятся кабина и рессорные узлы с амортизаторами. Через ходовую часть автомобиля ЗИЛ 5301 к раме крепятся задняя и передняя ось.
На отечественных грузовичках данной марки использованы несколько видов дизельных моторов. Все они изготовлены на Минском автомобильном заводе. Коробка переключения передач только механическая.
Дополнительное оборудование грузовика включает:
- Рулевое управление с гидроусилителем руля.
- Тормоза с пневмоусилением и гидроприводом.
Основные узлы
Грузовой автомобиль, названный в народе «Бычком», имеет следующие основные узлы и детали:
- Металлическая рама лестничного типа.
- Лонжероны продольного типа, сделанные из стальных профилей.
- Поперечины, состоящие из стальных труб и швеллеров.
Все детали, перечисленные в списке выше, соединяются друг с другом и с рамой болтовыми соединениями.
В качестве силового агрегата использовалось два типа двигателей:
- Начиная с 1996 года, грузовики ЗИЛ 5301 выезжали из ворот родного Минского Механического завода с турбированными двигателями. Их марка Д-245.
- В начале 2008 года автомобили начали комплектовать более современным и экономичным белорусским двигателем Д-245.9 Е3. Последняя аббревиатура обозначает, что мотор соответствует Евростандарту №3 по количеству вредных и ядовитых выхлопов в атмосферу.
Характеристики двигателя
Дизельный мотор на «Бычке» имеет 4 цилиндра, работающих в четырехтактном режиме. Они расположены в один ряд продольно. На двигателе есть газотурбинный наддув и система замкнутого жидкостного охлаждения.
Остальные технические характеристики двигателя Д-245 указаны в списке:
- Литраж цилиндровой группы – 4,76 литра.
- Коэффициент сжатия – 15.
- Расход – 158 г/л.с.ч.
- Мощность силового агрегата – 136 л.с.
- Количество оборотов в номинальном режиме в минуту – 2400.
- Крутящий момент – 47 кгм на 1300 оборотов в минуту.
- Вес мотора – 430 кг.
Устройство трансмиссии
Механизм сцепления состоит из одного диска, который работает в сухом режиме. На диске расположен гаситель крутильных колебаний. Защитный кожух сцепления выполнен из стали, а нажимной диск сделан из серого чугуна. Выключается механизм сцепления благодаря приводу гидравлического типа.
Устройство МКПП
Механическая коробка передач автомобиля работает на пяти режимах. Выбор режима движения осуществляется водителем вручную. Переключение передач на механическом устройстве синхронизировано.
Кардан и задний мост
Карданная передача на ЗИЛ 5301 «Бычок» состоит из двух стальных трубчатых валов. Для усиления конструкции они поддерживаются промежуточной металлической опорой. В торцевые шарнирные узлы запрессованы подшипники игольчатого типа.
Высокую грузоподъемность ЗИЛа «Бычок» обеспечивает задний мост с одноступенчатой передачей. Дифференциал собран из конических шестеренок. Также в автомобиле установлены полуоси разгруженного типа.
Механизмы управления
Рулевое управление на автомобиле оснащено гидроусилителем, что значительно облегчает работу с груженой машиной.
Благодаря высокой грузоподъемности ЗИЛа «Бычок» на передней оси у него для наиболее эффективного торможения установлены дисковые тормоза, а сзади – барабанные узлы. Привод для остановки автомобиля гидравлический двухконтурный, оснащен пневмоусилением.
В тормозах барабанного типа установлен стояночный тормоз колодочного типа.
Устройство подвески
На грузовом автомобиле «ЗИЛ» передняя подвеска состоит из двух полуэлептических рессор и двух гидравлических амортизаторов. Задняя ось оснащена двумя основными и двумя вспомогательными рессорами.
Оборудование кабины
Базовая версия автомобиля ЗИЛ 5301, который часто называют «Бычком», оснащена кабиной на 3 места. Кроме того, она укомплектована следующими составляющими:
- Две двери.
- Два пассажирских сиденья, их нельзя регулировать по высоте и по углу наклона.
- Радиатор для отопления кабины. Он подключен к системе жидкостного охлаждения мотор.
- Сиденье водителя, оснащенное рессорами. Оно регулируется по жесткости, высоте и наклону спинки.
- Очиститель стекла с тремя щетками и форсунками для опрыскивания водой или незамерзающей жидкостью.
Также выпускались автомобили данной версии с кабиной для шести человек. У нее было 4 двери и 2 ряда сидений.
Достоинства грузовичка
Главное преимущество ТТХ у ЗИЛа 5301 «Бычок» в габаритах и грузоподъемности. Как показывает практика, автомобиль можно нагружать до 5 тонн. При этом подвеска от такого веса не проседает и не подвергается повышенному износу. Небольшие габариты грузовичка позволяют водителю передвигаться по тесным улочкам к отдаленным от трасс и крупных дорог объектам.
Грузоподъемный ЗИЛ «Бычок» конструктивно прост и сделан из не очень дорогостоящих материалов. Владельцы данных автомобилей убедились, что затраты на эксплуатацию и обслуживание такой техники минимальны. Дополнительные достоинства приведены в списке ниже:
- Ремонт можно произвести самостоятельно при наличии необходимого инструмента и минимальных навыков.
- Автомобиль заслужил довольно большую популярность у десятков малых и крупных компаний России, потому что запчасти для него недорогие и всегда в наличии.
- Высокую грузоподъемность ЗИЛа «Бычка» обеспечивает дизельный двигатель, который не требует много топлива во время своей работы.
- Модификации автомобиля «Бычок» позволяют выполнять различные задачи, поставленные перед предприятиями.
- Грузовик оснащен дизельным двигателем, который относится к тракторным силовым агрегатам. Он работает довольно шумно, от него в кабине ощущается сильная вибрация, однако в ходе эксплуатации он показал, что способен работать в самых тяжелых условиях. Он прост в обслуживании и долговечен. Масло в силовом агрегате необходимо менять каждые 10 тысяч километров. На исправном двигателе смазочный материал доливать в процессе эксплуатации не нужно.
Недостатки
Но описываемый автомобиль имеет и множество недостатков. Из них выделим самые основные:
- Небрежное качество сборки.
- Комплектующие у автомобиля не очень надежны.
- Рычаги для регулировки водительского сидения быстро ломаются.
- В зимнее время кабина не нагревается до комфортного уровня. Это происходит из-за того, что дизельный двигатель долго нагревается и не может обеспечить эффективное отопление салона.
- Кабина грузовичка плохо изготовлена. В местах соединений невооруженным взглядом можно обнаружить зазоры. Во время движения люди часто жалуются на сквозняки, особенно в холодное время года.
- Запустить дизельный двигатель на ЗИЛе зимой – довольно сложное занятие. Необходимо предварительно разогреть силовой агрегат, воспользовавшись электро-факельным устройством или предпусковым подогревателем мотора.
- Стартер машины рассчитан на питание 24 вольта, а вся остальная электрика работает от 12 вольт. Чтобы запуск двигателя прошел успешно, водителю приходиться еженедельно переключать контакты стартера от одного аккумулятора к другому, так как штатно заряжается только один из двух источников питания.
- Задний мост часто ломается, что приводит к дорогостоящему ремонту.
- Механическая коробка передач не позволяет осуществить эффективный набор скорости при полной загрузке автомобиля.
Мы представили полную характеристику грузовичка ЗИЛ 5301 «Бычок».
технические характеристики, устройство, фото и видео
ЗИЛ «Бычок» самосвал – это грузовик-среднетоннажник, ставший основоположником целого ряда современной грузовой техники 5-го поколения. Особенно популярен среди мелких и средних предпринимателей, нуждающихся в мощном и маневренном грузоперевозчике.
ЗИЛ-5301 «Бычок» самосвал
ЗИЛ-5301 получил на звание «Бычок» за внешние особенности дизайна и сравнительно большую силу при компактных размерах. Его серийный выпуск начался в 1996-м году на заводе им.Лихачева, имеющем уже почти 100-летний опыт автомобилестроения разного назначения – легковых и грузовых, автобусов, гоночных, вездеходов и т.п. В то время машина получила отличительные особенности из достижений «ЗИЛ», в основном основываясь за зарубежных образцах «Мерседес-Бенц».
Назначение
Область назначения этого автомобиля – разноплановые грузоперевозки:
- Стройматериалов для нужд малого и ремонтного строительства;
- Мебельной и бытовой продукции;
- Сельскохозяйственных транспортных перевозок.
ЗИЛ «Бычок» просто незаменим в условиях потребностей малого бизнеса, особенно на городских улицах, где требуется не столько большая сила, сколько общая компактность транспорта и высокая маневренность.
Преимущества и недостатки
Кроме уже названных малогабаритности и маневренности, самосвал ЗИЛ-5301 обладает массой достоинств, благодаря которым в конце 90-х его продажи помогли заводу остаться на должном рыночном уровне:
- Узкая колея и небольшой радиус разворота, благодаря которым грузовик легко передвигается в стесненных условиях;
- Мощность, позволяющая быстро развивать высокую скорость – до 60-ти км/ч за 30 сек., даже с максимальным грузом;
- Рамная конструкция кабины, обеспечивающая безопасность оператора даже при возникновении аварийной ситуации на дороге;
- Отличная тепловая и звукоизоляция водительского места;
- Простота конструкции и легкодоступный ремонт всех узлов.
ВАЖНО! Конструкция «Бычка» продумана до мелочей для придания машине особой надежности и долгосрочности службы. Например, колеса машины представляют собой штампованные диски из сплава особой прочности, выдерживающего даже экстремальную нагрузку.
Недостатком самосвала «Бычок» являются проблемы ходовой, возникающие по истечении некоторого срока активного пользования. Правда, эти проблемы отлично компенсируются дешевизной запчастей и самого ремонта.
Устройство
Внешне ЗИЛ «Бычок» отличают по большой кабине с коротким капотом и крупными, высоко установленными фарами. Он стал первым в ряду «трехтонок», получившим гидроусилитель руля, что добавило ему еще больше маневренности. При этом грузовик считается одним из самых тяжелых в своем классе из-за оснащения коробкой переключения скоростей и тормозной системой, аналогичной установленной на автобусе «Юность».
«Внутреннее» устройство самосвала имеет следующие особенности:
- Рама автомобиля аналогична модели Vario, используемой на малотоннажнике Mercedes Benz.
- Силовой агрегат используется минского производства ММЗ:
- в первых моделях это 122-сильный Д-245.7;
- поздние оснащаются более мощными (130 л.с.) четырехцилиндровыми двигателями с индексом Д-245.9, модификации Евро-2 либо Евро-3.
- Коробка передач грузовика – механическая, 5-ступенчатая, с главной передачей гипоидного типа. На переключении передач, кроме 1 и 3, действует синхронизатор.
- Шины на колесах – обычного бескамерного типа.
- Тормозная система – независимая двухконтурная, с перекрестным действием. Один контур управляет передним правым и задним левым колесами, а второй – наоборот, благодаря чему достигается гарантия безопасности при движении на дороге.
- Автомобиль предоставляет пользователю объемные заправочные емкости (для горючего – 125 л), что позволяет проходить на нем большие расстояния без дозаправки.
- Кабина отапливаемая, имеющая надежную защиту от пыли и звуков.
ИНТЕРЕСНО! Изготовитель предоставляет вниманию клиентов модификации грузовика, имеющие увеличенную колесную базу (до 4250 мм) для перевозки крупногабаритных грузов, а также удлиненную кабину, оснащенную люком и местом для отдыха.
Технические характеристики
Технические характеристики самосвала ЗИЛ-5301 «Бычок»:
Характеристики | Ед. измерения | Показатели |
Масса: общая техническая/допустимая | кг | 3695/6950 |
Грузоподъемность | кг | 3000 |
Габариты: | ||
— ширина | мм | 2319 |
— длина | мм | 6195 |
— выста | мм | 2365 |
Радиус разворота | мм | 7800 |
Тяговой класс | — | С-09 |
Двигатель, варианты, марка/мощность | л.с. | ММЗ Д-245.7 / 122 Д-245.9 (Е2 или Е3) / 130 |
Крутящий момент | Н*м | 460 |
Расход горючего при среднем значении скорости 60 км/ч | л/км (г/кВт) | 0,16 (215) |
Бак для горючего, объем | л | 125 |
Размеры колесной базы | мм | 3650 |
Ширина колее: | ||
— передней | мм | 1832 |
— заденей | мм | 1690 |
Наибольшая транспортная скорость | км/ч | 95 |
На видео самосвал Бычок в работе:
По вопросам покупки данной техники (ЗИЛ 5301ГО Бычок фургон изотермический), условиях кредита и лизинга, сервисного и гарантийного обслуживания просьба обращаться к дилерам завода или в официальные представительства. Поставка ЗИЛ 5301ГО Бычок фургон изотермический может осуществляться как напрямую с завода-изготовителя, так и с площадок в Москве и других регионах РФ. Изотермический фургон ЗИЛ Бычок с колесной формулой 4×2 предназначен для перевозки предварительно охлажденных и замороженных скоропортящихся пищевых продуктов, медицинских препаратов и других грузов по дорогам с твердым покрытием. Габаритные размеры изотермического фургона ЗИЛ 5301ГО БычокДля просмотра схемы в увеличенном размере, перейдите по этой ссылке. Технические характеристики изотермического фургона ЗИЛ-5301ГО
* — Перераспределение максимальных нагрузок на оси должно соответствовать полной массе 6950 кг. Двигатель фургона ЗИЛ 5301ГО
Предусматривается также установка дизельных двигателей:
При этом автофургоны, соответственно, имеют обозначения:
По специальному заказу модель может поставляться с двигателями при их наличии:
Стандартное оборудование изотермического фургона ЗИЛ-5301ГОСцепление
Коробка передач
Ведущий мост
Карданная передача
Колеса и шины ЗИЛ 5301ГО
Рулевое управление
Тормозная система
Система электрооборудования
Кабина ЗИЛ 5301ГО
Дополнительное оборудование фургона ЗИЛ 5301ГО
Фотографии ЗИЛ 5301ГО Бычок фургон изотермический | Смотрите такжеКатегории |
ЗИЛ-5301 технические характеристики зил бычок | Зил бычок
Зил бычок начал выпускаться с 1996 года. Название бычок он получил, благодаря народной молве, ну и некоторой схожести. ЗИЛ «Бычок» является основоположником пятого поколения среднетоннажных грузовиков.
Технические характеристики ЗИЛ 5301
Масса перевозимого груза, кг 3450
Масса снаряженного автомобиля, кг 3350
Распределение нагрузки на дорогу от снаряженной массы через шины, Н (кгс):
передних колес 19000 (1900)
заднего моста 14500 (1450)
Допустимая полная масса автомобиля, кг 6950
Допустимые нагрузки на дорогу от полной массы
через шины, Н (кгс):
передних колес 23500 (2350)*
заднего моста 49000 (4900)
Внутренние размеры платформы, мм 3750х2254х450
Радиус поворота, м 7,8
Максимальная скорость, км/ч 95
* перераспределение максимальных нагрузок на оси должно соответствовать полной массе 6950 кг
Двигатель
Модель ММЗ Д-245.9 Е3
Тип дизельный с турбонаддувом и промежуточным охлаждением воздуха
Рабочий объем, л 4,75
Мощность, л.с/кВт 95,7/130
при мин-1 2400
Сцепление
Однодисковое
Коробка передач
Пятиступенчатая
Ведущий мост
Одноступенчатый гипоидный
Карданная передача
Два карданных вала с тремя шарнирами, скользящим шлицевым соединением и промежуточной опорой
Колеса и шины
Колеса дисковые 6,5Jх16Н2,
Шины бескамерные 225/75R16С
Рулевой механизм
Со встроенным гидравлическим усилителем
Тормозные механизмы
Передние дисковые
Задние барабанные
Электрооборудование
Однопроводная система с номинальным напряжением 24В.
Кабина
Двухместная, удлиненная, двухдверная с двумя спальными местами
Технические характеристики модификаций зил бычок (кликабельно, большая картинка)
На грузовом автомобиле установлен тракторный дизельный двигатель, который имеет 4 цилиндра и развивает мощность 109 л.с. Двигатель для «Бычка» поставляется Минским моторным заводом. Кабина рассчитана на 3-х человек, включая водителя, и имеет некоторые схожести с кабиной ЗИЛ – 4331. Также на грузовом автомобиле установлен рулевой механизм с гидроусилителем, сцепление и тормозной механизм имеют гидропривод.
Главная передача является гипоидной. На передних колесах установлены дисковые тормоза, на задних- барабанные. Коробка передач механическая, имеет пять ступеней. Колеса в диаметре достигают 16-ти дюймов, на них установлены бескамерные шины. Грузовой автомобиль имеет радиус поворота, который составляет 7 метров. Масса автомобиля составляет примерно 4 тонны. Максимальная скорость, которую может развить грузовой автомобиль, составляет 95 км/ч.
Грузовик может перевозить до 3 тонн груза, при этом максимальная его масса не должна превышать 6950 кг. Передние колеса допустимо нагружать до 2350 кг, задние колеса до 4900 кг. Металлическая платформа, которая оснащена тентом, имеет следующие внутренние размеры: длина — 3.75 м, ширина – 2.215 м, высота – 0.49 м. При скорости 60 км/ч грузовой автомобиль «Бычок» расходует на 100 км. 12 литров дизельного топлива. А до этих 60 км/ч «Бычок» может разогнаться за 30 секунд. Дизельный двигатель имеет марку ММЗ Д-245.12.
Имеется несколько разновидностей «Бычка», к ним можно отнести грузовые автомобили, оснащенные укороченной кабиной, удлиненной или двойной, которая рассчитана на 7 человек. На таком бычке можно устанавливать борта с вместимостью до 3, 2.9 и 2.7 тонн. Также грузовики «Бычок» выпускаются и фургонного типа, могут использоваться, как рефрижераторы или изотермический фургон.
С 1998 года начался выпуск «Бычка», который имеет цельный металлический фургон. В городе можно встретить специализированные грузовые автомобили «Бычок», такие как самосвалы, цистерны, эвакуаторы, пожарные автомобили и даже автобусы. Выпускается и 3-х осный «Бычок», при этом ведущими остаются только задние колеса, существует также и полноприводный «Бычок» с колесной формулой 4х4.
Еще одна разновидность ЗИЛ-4362СО Латвийский вариант ЗИЛ-4362СО Малую погрузочную высоту обеспечивают 17,5-дюймовые шины ЗИЛ-4362 с бензиновым двигателем | Спустя десять лет после постройки первого опытного образца АМО ЗИЛ приступает к промышленному изготовлению низкорамного среднетоннажного автомобиля ЗИЛ-436200 грузоподъемностью 4,5 т. Новинку ожидает довольно многочисленная компания соперников, в той или иной степени успевших освоить этот сегмент российского рынка. В кольце конкурентов Генетический аспект В рамках развития |