Пожарная автолестница АЛ-30-131-ПМ506Д: назначение и ТТХ
Назначение
Автолестница на шасси автомобиля ЗиЛ-131 относиться к специальным пожарным автомобилям и предназначена для доставки пожарного расчёта к месту пожара и выполнения следующих работ на пожаре:
- подъёма пожарных на верхние этажи здания для организации эвакуации людей или тушения пожара;
- эвакуация людей в случае невозможности использования стационарных эвакуационных путей или других средств;
- подачи огнетушащих средств на высоты;
- как наблюдательный пункт при штабе пожаротушения;
- для закрепления прожекторов и освещения места пожара;
- для подъёма и перемещени ягрузов при разборке конструкций.
АЛ-30 131 506
Конструкция
На шасси автомобиля установлено опорное основание, состоящее из рамы, 4 выдвижных опор и механизма выключения рессор. Опорная рама состоит из 2 боковых листов, которые заклёпками крепятся к лонжеронам автомобиля.
Боковые листы соединены между собой поперечинами, к которым приварено поворотное кольцо. На повортоном кольце установлена подъёмно-поворотная рама, которая служит для размещения на ней комплекта колен лестницы и обеспечивает поворот на 360°, подъём и опускание колен. Подьёмная рама имеет сварную конструкцию, состоит из 2 боковых опор, поперечин, передних и задних опорных дуг для выравнивания комплекта колен. Комплект колен крепится к подъёмной раме шкворнем. Летница состоит из 4 колен, соединённых между собой телескопически.
При увеличении длины лестницы колена перемещаются на роликах. Колена летсницы выполнены в виде пространственной решётки и изготовлены из низколегированной стали 10 ХСНД. Выдвигание комплекта колен осуществляется с помощью системы стальных канатов и блоков. Подъём и опускание лёстницы осуществляется при помощи 2 гидроцилиндров. Фиксация штоков осуществляется при помощи гидрозамков и фрикционных захватов.
АЛ-30-131-ПМ506Д вид сбоку
Приводы лебёдки выдвигания и поворота — от гидромоторов. Рабочая жидкость (масло) в гидросистему подаётся из бака гидронасосом. Гидронасос имеет привод от двигателя автомобиля через коробку отбора мощности. В случае отказа основного гидронасоса имеется аварийный с приводом от электродвигателя постоянного тока, который позволяет опустить лестницу в транспортное положение. Автолестница оснащена системой сигнализации и блокировок.
Разработка и производство
Автолестница модели ПМ-506 разработана на Торжокском заводе противопожарного оборудования для замены автолестницы модели Л21. Серийное производство организовано в 1984 году.
Тактико-техническая характеристика
Наименование параметра | Показатель |
Базовое шасси | ЗиЛ-131Н |
Колесная формула | 6 × 6 |
Полная масса | 10185 кг |
Габаритные размеры: · длина · ширина · высота | 11000 мм 2500 мм 3200 мм |
Двигатель: · тип · мощность | карбюраторный 150 л.с. |
Число мест боевого расчёта | 3 человека |
Максимальная скорость | 80 км/ч |
Максимальная длина полностью выдвинутой лестницы | 30 метров (или на крышу 10-ти этажного здания) |
Максимальный вылет с рабочей нагрузкой | 16 метров |
Максимальная нагрузка на вершину лестницы | 160 кг |
Диапазон угла подъёма комплекта колен | от 00 до 750 |
Грузоподъёмность при использовании в качестве крана (при сдвинутых коленах) | 1000 кг |
Порядок работы на АЛ-30
1. Высота полностью выдвинутой лестницы при угле подъема 75, м- с дополнительным коленом, м
| 30-
|
2. Макс. рабочая нагрузка на вершину неприставленной лестницы при макс. вылете, кгс
| 160
|
3. Грузоподъемность при использовании в качестве крана (при сдвинутых коленах), кг- не больше
| 1000
|
4. Рабочий диапазон поднимания по вертикали, град.
| 0-75
|
5. Угол поворота лестницы (вправо-влево) при угле подъема не меньше 10 град.
| 360
|
6.Макс. допустимый вылет вершины лестницы от оси поворотной основы с рабочей нагрузкой на вершине, м
| 16±0,5
|
7. Мин. время маневров без нагрузки , сПодъем от 0 до 75 град.Опускание от 75 до 0 град
Выдвижение на полную длину при угле 75°
Сдвигание (полное) при угле 75°
Поворот на 360° при сложенном комплекте колен, понятом на 75°
| 25±525±5
25±5
25±5
45±5
|
8. Мин. угол подъема для сдвигания комплекта колен под своим весом, град
| 30
|
9. Рабочее давление в гидросистеме, атм
| 160
|
10. Объем заправочных емкостей, л
редуктор привода выдвигания
редуктор привода поворота
бак гидросистемы
вся гидросистема
| 1,01,0
90
200
|
11. Тип шасси
| ЗИЛ-131
|
12. Полная масса, кг
| 10185
|
13. Ширина в транспортном положении, мм – не>
| 2500
|
14. Высота в транспортном положении, мм – не>
| 3200 |
15. Длина в транспортном положении, мм – не>
| 11000
|
16. Время установки на опоры на гориз. площадке,с
| 45±5
|
17. Наличие лафетного ствола
| есть
|
18. Возможность регулирования рабочих скоростей
| есть
|
19. Возможность нескольких операций
|
|
20. Число мест для боевого расчета
| 3
|
21. Мощность двигателя, кВт (л.с.)
| 110(150)
|
22. Максимальная скорость, км/час
| 80
|
131, ПМ 506, технические характеристики, электрическая схема
Пожарная лестница ал 30 используется с целью подъема боевого расчета на высоту этажных домов для спасения людей, доставки огнетушащих средств в зоны горения, как смотровой пункт при пожаротушении, для установки фонарей и освещения мест пожара, при проведении работ по разборке конструкций.
Классификация пожарных автолестниц, как расшифровать маркировку
В основу классификации этих конструкций положена длина, которая определяется в рабочем состоянии. Легкого типа считается лестница, если размер метража составляет до двадцати метров, до тридцати – средний, если переваливает за 30 – тяжелый. В разложенном состоянии величина размера способна достигать до пятидесяти метров.
По количеству имеющихся колен классифицируют на 3-х, 4-х и 6-и коленные. Их количество зависит от длины конструкции.
По типу привода бывают с гидравлическим механизмом (наиболее распространенная), механической системой и комбинированной.
В основу маркировки положены знаки и цифры. АЛ 30 131 пм 506 – автомобильная лестница с длиной тридцать метров (измерения проводят в разложенном виде) на шасси автомобиля ЗИЛ-131 компактная и надежная в эксплуатации.
Рациональным подходом по созданию пожарных автомобилей служит модернизация находящихся в эксплуатации в результате реконструкции, при проведении капитального ремонта. Модернизация отечественных автолестниц осуществляется на шасси машины ЗИЛ-131.
Пожарная автолестница АЛ-30: назначение и описание конструкции
Автолестница пожарная ал 30 – это разновидность спасательной техники. Незаменимая конструкция способная сохранить жизни людей, живущих в городских домах. С ее помощью возможно своевременно оказаться в местах проведения спасательных операций и оказать помощь. Используется для подъема груза на высоту, проведение пожаротушения. В конструкторскую основу заложен раздвижной поворотный механизм и гидравлический привод для подъема.
Устройство лестницы зависит от шасси. Самым признанным авто в России считался ЗИЛ- 131 с шасси, находящимся на платформе и опорной рамой. В агрегате секции лестницы, подъемное и поворотное устройство, опорные и гидравлические механизмы, автоматическое управление с устройством для переговоров.
Подъемные и поворотные движения осуществляется при работе гидронасоса. Комплект коленьев изготавливают из стали. По составу прочная низкоуглеродистая, с высокой степенью пластичности. Присущи антикоррозионные свойства, легкая по весу.
В состав секции входят две фермы, сваренные между собой и состоящие из тетив и ступеней. Против скольжения на промежуточных ступенях используют резиновые прокладки. Крепят к трубам, используя хомуты.
Полный вес устройства и проходящих по нему приходится на нижнюю секцию. Ее называют несущей. Низовой конец колена упирается в дугу опоры на подъемной раме. С участием стальных канатов, роликов и направляющих комплект коленьев перемещается, одновременно имея одинаковую, соответствующую стандарту, скорость между коленьями.
Угол наклона определяют угломером, который находится в нижней части.
Вмещает следующие технические характеристики: механизмы автолестницы смонтированы на шасси авто ЗИЛ-131, по габаритным размерам в длину одиннадцать тысяч миллиметров, ширину две тысячи пятьсот и высоту три тысячи двести мм, карбюраторный двигатель с мощностью в сто пятьдесят лошадиных сил, со скоростью движения восемьдесят километров в час, вмещает трех человек, в максимальной высоте — крыша десятиэтажного дома, выдерживает нагрузку на вершине в сто шестьдесят килограмм, привод лебедки работает от гидромотора.
Гидравлический насос работает с помощью привода при включённом двигателе автомобиля, при этом масло поступает в гидросистему. На случай поломки основного предусмотрен запасной насос. Работа аварийного гидронасоса осуществляется от электродвигателя, вырабатывающего постоянный ток. С его помощью лестницу опускают до состояния транспортировки. Укомплектована сигнализационной и блокировочной системой.
Порядок работы на ал 30, инструкция по эксплуатации
Инструкция по эксплуатации:
- По прибытии на место происшествия автомобиль ставят параллельно зданию на расстоянии, позволяющем максимальное использование лестницы.
- Под передние колеса подкладывают противооткатные упоры.
- В начале работы необходимо опустить переднюю левую потом правую опору, а потом задние в такой же последовательности. С помощью их можно выровнять имеющийся наклон.
- На втором этапе, задействовав систему управления, начинают подъем лестницы с последующим опусканием. Передвижение выполняется плавно, на низкой скорости. Особое внимание уделить общему углу подъема.
- При достижении угла в выдвижении комплекта колен в десять-двенадцать градусов рукояткой включают повороты в левую или правую сторону.
Серьезный аспект в работе связан с выдвиганием и сдвиганием колен. При набирании угла в подъеме свыше пятидесяти одного градуса допустимо выдвижение. Если скорость ветра достигает более десяти метров в секунду, применяют растяжные веревки. При подходе вершины лестницы к границе поля движения установлено выключение опускания автоматически, загорается лампочка на табло и слышен звук звонка.
Опускание лестницы для прислонения к опоре проводят на невысоких оборотах следя за границами безопасности поля движения. После установки лестницы с соблюдением всех правил начинают движение людей.
Автолестница пожарная ал 30 относится к инженерному устройству высокой технологии. Для нее разработана инструкция по эксплуатации, с которой обязаны ознакомиться члены пожарного расчета.
Она должна быть в состоянии готовности, хранится в гараже при температуре не ниже пяти градусов, в полной комплектации, заправленном состоянии. Детали после проделывания работ очищают, протирают и смазывают. Проверке подлежат задействованные узлы и гидравлическая система. При обнаружении незначительных повреждений подлежат замене. Основное требование — идеальное состояние.
Условия эксплуатации
Конструктивные особенности пожарной техники позволяют использовать ее в разных условиях климата, с большими перепадами температур. С легкостью выдерживает температуру от минус сорок до плюс сорок.
К выполнению работ допускаются лица, которые прошли специальное обучение и получили соответствующее удостоверение.
Оператор (он и водитель) обязан иметь водительские права и хорошо знать устройство автомобиля.
Регулярно проходить техническое освидетельствование, держать в полной готовности к пожаротушению.
Запрещается нахождение посторонних на автолестнице либо под поднятым комплектом колен.
1. Высота полностью выдвинутой лестницы при угле подъема 75, м- с дополнительным коленом, м
| 3032
|
2. Макс. рабочая нагрузка на вершину неприставленной лестницы при макс. вылете, кгс
| 325
|
3. Грузоподъемность при использованиив качестве крана (при сдвинутых коленах), кг- не больше
| 500
|
4. Рабочий диапазон поднимания по вертикали, град.
| 0-75
|
5. Угол поворота лестницы (вправо-влево) при угле подъема не меньше 10 град.
| 360
|
6.Макс. допустимый вылет вершины лестницы от оси *Взято с% pogtex*.ru поворотной основы с рабочей нагрузкой на вершине, м
| 18±0,5
|
7. Мин. время маневров без нагрузки , подъем от 0 до 75 град.Опускание от 75 до 0 град
Выдвижение на полную длину при угле 75°
Сдвигание (полное) при угле 75°
Поворот на 360° при сложенном комплекте колен
| 30±530±5
30±5
30±5
60±5
|
8. Мин. угол подъема для сдвигания комплекта колен под своим весом, град
| 30
|
9. Рабочее давление в гидросистеме, атм
| 120
|
10. Объем заправочных емкостей, *Взято* с pogte*x.ru л
| 0,61,0
90
200
|
11. Тип шасси
| ЗИЛ-131
|
12. Полная масса, кг
| 10300
|
13. Ширина в транспортном положении, мм – не>
| 2500
|
14. Высота в транспортном положении, мм – не>
| 3160
|
15. Длина в транспортном положении, мм – не>
| 9800
|
16. Время установки на опоры на гориз. площадке,с
| 45±5
|
17. Наличие лафетного ствола
| есть
|
18. Возможность регулирования рабочих скоростей
| есть
|
19. Возможность нескольких операций
| есть
|
20. Число мест для боевого расчета
| 3+2
|
21. Мощность двигателя, кВт (л.с.)
| 110(150)
|
22. Максимальная скорость, км/час
| 80
|
1970–1983 | |
основные | |
---|---|
расположение руля | слева |
количество дверей | 2 |
количество мест | |
всего | 3 |
конструкция | рамная |
геометрия | |
габариты | |
длина | 9 640 мм |
ширина | 2 300 мм |
высота | 3 100 мм |
колёсная база | 3 975 мм |
дорожный просвет | |
мин | 300 мм |
двигатель | |
название | ЗиЛ-130 |
тип | Внутреннего сгорания |
расположение | спереди, продольно |
система питания | карбюратор |
материал блока | чугун |
цилиндры/клапаны | V8/2 |
объем | 5 966 см³ |
мощность | |
мощность | 150 л.с. |
в диапазоне до | 3 200 об/мин |
крутящий момент | |
крутящий момент | 402 Нм |
в диапазоне от | 1 600 об/мин |
в диапазоне до | 1 800 об/мин |
степень сжатия | 6,5 |
топливо | А-80 |
турбонаддув | нет |
охлаждение | жидкостное |
трансмиссия | |
привод | полный с откл. передним |
коробка передач | МКПП |
эксплуатационные характеристики | |
угол въезда | 55 ° |
угол съезда | 21 ° |
Наименование параметра | Показатель |
Базовое шасси | КамАЗ-43114 |
Колесная формула | 6 × 6 (блокировка межосевого и межколёсных дифференциалов) |
Полная масса | 16960 кг |
Габаритные размеры в транспортном положении: — длина — ширина — высота | 12000 мм 2500 мм 3800 мм |
Двигатель
| дизельный, с турбонаддувом и интеркулером, 240 л.с. |
Число мест боевого расчёта | 3 человека |
Максимальная скорость | 70 км/ч |
Максимальная длина полностью выдвинутой лестницы при угле подъема 73 0, не менее | 30 метров |
Рабочая нагрузка на вершину неприслонённой лестницы: — при вылете 18 метров — при вылете 24 метра | 350 + 10 кг 100 + 10 кг |
Рабочий вылет вершины лестницы от оси вращения поворотного основания: · с нагрузкой на вершине 350 кг · с нагрузкой на вершине 100 кг |
18 + 0,5 метров 24 + 0,5 метров |
Диапазон угла подъёма комплекта колен | от – 4 0 до + 73 0 |
Угол поворота лестницы вправо и влево (при угле подъёма не менее 10 0) | не ограничен |
Грузоподъёмность при использовании в качестве крана (при сдвинутых коленах) при угле подъёма 30 … 73 0 | 2000 + 50 кг |
Грузоподъёмность съёмной люльки (при неприслоненной вершине) | 200 + 10 кг |
Время маневров лестницы при максимальной скорости движения с рабочей нагрузкой в люльке при: · подъёме от 0 0 до 73 0 · опускании от 73 0 до 0 0 · выдвигании на полную длину при угле подъёма лестницы 73 0 · сдвигании (полном) при угле подъёма лестницы 73 0 · повороте на 360 0 вправо и влево при сдвинутой лестнице, поднятой на 73 0 |
40 + 5 сек. 35 + 5 сек.
40 + 5 сек.
35 + 5 сек.
50 сек. |
Время установки на выносные опоры на горизонтальной площадке, не более | 45 + 5 сек. |
Рабочее давление в гидросистеме: · верхний контур · нижний контур | 19 + 1 МПа (190 + 10 кгс /см2) 17,5 + 1 МПа (175 + 10 кгс /см2) |
Модель стационарного роботизированного лафетного ствола | ЛС(Д)-С-20 У (производства ЗАО «Инженерный центр робототехники) |
Наличие и тип пневматического прыжкового спасательного устройства | ППСУ-20 |
Наличие спасательного рукава | имеется, длиной 32 метра |
АЛ-3 0(131) ПМ-506. Назначение, конструктивные особенности, краткая техническая характеристика
Автолестницы пожарные предназначены для доставки к месту пожара боевого расчёта и пожарно-технического вооружения, проведения аварийно-спасательных работ на высоте и подачи огнетушащих веществ на высоту. Возможно использование в качестве крана при сложенном комплекте колен.
Принцип работы АЛ заключается в подаче стрелы или люльки в необходимую точку пространства в пределах рабочей зоны.
В пределах рабочей зоны АЛ предназначены для:
— для доставки к месту пожара или проведения спасательных работ боевых расчетов и ПТВ;
— подъема боевых расчетов, ПТВ и оборудования на высоту;
— обеспечения проведения спасательных и аварийно-спасательных работ на высоте;
— подачи огнетушащих веществ для тушения пожаров на высоте;
— для подъема и перемещения грузов при разборке конструкций.
Автолестницы состоят из несущих сварных металлоконструкций, механических и гидравлических агрегатов, которые соединены в две части: неповоротную и поворотную.
Неповоротная часть охватывает: шасси 1, опорные устройства 2, механизм блокировки рессор 3, а также размещенные под платформой шасси КОМ и гидронасос с гидрокоммуникациями.
Неповоротная и поворотные части соединены роликовым опорно-поворотным кругом 4.
Поворотная часть включает: поворотную раму 5, на которой устанавливаются механизм поворота и подъема колен лестницы и комплект колен лестницы.
На вершинах стрелы, а также в люльках (или там и там) предусматривается возможность установки лафетного ствола или пеногенераторов. Рекомендуются лафетные стволы с расходом не менее 20 л/с и давлением до 0,6 МПа или три генератора пены ГПС-600 или одного пеногенератора ГПС-2000.
Опорное основание служит для обеспечения устойчивости АЛ и АКП от статических и динамический усилий, возникающих при работе. В состав опорного основания входят передняя и задние опоры, закрепленные на опорной раме, опорные гидроцилиндры и механизм блокировки рессор.
При постановке АЛ на рабочее место вначале необходимо включать передние опоры, одновременно с ними включаются механизмы выключения рессор.
При сдвигании опор вначале вдвигается до конца шток опорного гидроцилиндра 5, а затем – шток гидроцилиндра 3.
Механизм выключения рессор. Для увеличения жесткости всей системы и уменьшения колебания лестницы выключают (блокируют) рессоры при установке их для работы. Для этой цели служит блокировка рессор колес.
Гидрозамок. Для исключения самопроизвольных движений механизмов все силовые гидроцилиндры оборудованы гидрозамками. Фиксация штока гидроцилиндра в заданном положении осуществляется запиранием жидкости в поршневой и штоковой полостях гидрозамком.
Подъемно-поворотное основание. Подъемно-поворотное устройство предназначено для подъема-опускания комплекта колен в вертикальной плоскости, выдвигания их, поворота вокруг вертикальной оси на 3600 и бокового выравнивания колен лестницы.
В зависимости от механизма выдвигания колен лестницы различаются устройства подъемно-поворотного устройства.
Привод поворота (рис.11.8). Привод предназначен для поворота АЛ или АКП. Он обеспечивается двумя редукторами: червячным (червяк 1 и червячное колесо 2) и зубчатой передачей с внутренним зацеплением (шестерня 3 и зубчатый венец 7). При вращении шестерни 3 она будет перекатываться по зубчатому венцу7, поворачивая плиту7 вокруг оси 6.
Лестницы, их механизмы выдвигания, сдвигания. Лестница изготовлена из отдельных колен, собираемых телескопически в один комплект. Каждое нижележащее колено является несущим по отношению к верхнележащим. Нижнее колено, являющееся несущим для всех остальных колен, устанавливается на подъемной раме.
Люлька. Для АЛ рекомендуются люльки грузоподъемностью 200 кг с площадью пола не менее 0,46 м2 или 0,7 м2 для различных модификаций.
Устройство рукавное пожарное спасательное (УРПС). УРПС – это конструкция, состоящая из рукава спасательного и узла его крепления. Оно предназначено для эвакуации людей с высоких уровней при пожарах или аварийных ситуациях в зданиях и сооружениях.
Рукав спасательный – это конструкция, состоящая из одной или нескольких мягких цилиндрических оболочек. Он предназначен для безопасного спуска внутри его людей с высот.
В зависимости от назначения спасательные рукава могут быть различных модификаций: одно- и двухслойные, морозостойкие и с теплоотражательной оболочкой.
Показатели | АЛ-30 (131)ПМ-506В |
Базовые шасси | ЗИЛ -131 |
Мощность двигателя, л.с | |
Число мест боевого расчета | |
Максимальная скорость движения, км/ч. | |
Макс. длина полностью выдвинутой лестницы, м | |
Макс. рабочая нагрузка на вершине лестницы при угле подъема 750,кН | 2,5 |
Диапазон угла подъема, град. | 0…75 |
Наибольший вылет, м | |
Габаритные размеры в исходном положении: длина ширина высота | 10,1/10,2 2,5/2,5 3,7/3,2 |
Полная масса, т. | 10,185 |
Время выполнения маневров, с: подъем до максимального угла выдвижение на полную длину поворот на 3600 одновременное выполнение маневров |