конструктивные особенности, технические характеристики, фото и видео
Существует довольно много различных производителей бульдозеров, и для сохранения конкурентоспособности они перенимают новейшие технологии у конкурентов. Одной из компаний, которая сама диктует тенденции и первая применяет новые решения, является Liebherr.
Бульдозеры Либхер (Liebherr)
Производством бульдозеров занимается немецкая компания Liebherr, которая является одной из лидирующих фирм по строительству разнообразной строительной, землеройной и погрузочной техники. Однако именно в производстве бульдозеров компания добилась наибольших успехов, а её машины весом до 35 т составляют 40-50% мирового рынка. Производитель постоянно внедряет новейшие технологии, чтобы техника не только была конкурентоспособна, но и задавала ритм в своем классе.
Выделим некоторые достоинства бульдозеров от производителя:
- Использование гидростатического привода, который обеспечивает необходимую мощность для столь огромной машины, а также позволяет двигаться максимально плавно без рывков;
- Движение бульдозера управляется универсальным джойстиком, что дает возможность работать даже операторам без опыта и серьёзной подготовки;
- Система управления постоянно находит баланс между тягой и скоростью, что защищает двигатель от перегрузок;
- Благодаря популярности бульдозеров Либхер, они получили значительное распространение. Сейчас это означает огромное количество б/у техники на рынке.
Гидростатический привод также позволяет значительно снизить затрачиваемые на ремонт ресурсы и время, а также упростить производство, что ведет и к уменьшению стоимости.
Единственным недостатком является то, что несмотря на масштабность производства и ведущие позиции, в России нет официального представительства либо лицензированных дилеров, что затрудняет покупку техники.
Конструктивные особенности
Компоновка для бульдозеров используется стандартная – двигатель в передней части, а кабина оператора в задней. Привод гидростатический двухконтурный, что позволяет контролировать скорость на каждом ведущем колесе независимо. Такой привод позволяет двигаться и совершать разворот плавно без каких-либо движений, что сделать с обычной механической трансмиссией на технике с подобным весом просто невозможно. Также данный агрегат облегчает обслуживание техники.
Управление движением бульдозера Liebherr осуществляется только одним рычагом: это и движение в обоих направлениях, развороты, а также торможение. Такое решение позволяет значительно снизить нагрузку с оператора и полностью сосредоточится на выполняемой работе.
В настоящее время часто применяется система Litronic, которая управляет всеми узлами бульдозера и обеспечивает оптимальное распределение между тяговым усилием и скоростью. Это позволяет избежать перезагрузки двигателя.
Практически на всех бульдозерах устанавливаются двигатели собственного производства, которые выполняются в 4-х или 6-ти цилиндровых вариантах, и имеют только два типоразмера поршневой группы. Благодаря этому детали двигателей унифицированы, что сокращает поиск необходимых запасных частей, а также уменьшает их количество.
Ходовая часть всех бульдозеров имеет овальный гусеничный обвод с задним размещением ведущих колес и передним – натяжных колес. Гусеницы с маслонаполненными пальцами, что обеспечивает смазку на весь срок эксплуатации.
Для более простого обслуживания кабина может опрокидываться гидродомкратами, что облегчает доступ к приводу. Также модульная конструкция упрощает и производство, что положительно сказывается на цене конечного продукта.
Модельный ряд
Так как официальных представительств в России нет, будем описывать доступные на рынке б\у техники, а также у неофициальных продавцов.
На данный момент можно найти различные модели с несколькими модификациями. Они различаются между собой наличием системы управления Litronic.
Каждая серия имеет модификации XL, L, и LGP, которые в основном отличаются отвалами, а также ходовой частью, что определяет назначение бульдозеров и возможность работать на том или ином типе грунта.
Далее приведем общие технические характеристики для различных модификаций.PR 724
Характеристики | Показатели |
Вес, кг | 19000-20000 |
Типоразмеры отвала, ДхВ, мм | 3204х1200/3790х1100 |
Емкость отвала, м3 | 3,14-4,27 |
Тяговое усилие максимальное, кН | 227 |
Мощность двигателя, кВт | 118 |
Заглубление отвала, мм | 520 |
Подъем отвала, мм | 1177 |
PR 734
Характеристики | Показатели |
Вес, кг | 20400-24500 |
Типоразмеры отвала, ДхВ, мм | 3363х1400/3995х1150 |
Емкость отвала, м3 | 3,80-5,86 |
Тяговое усилие максимальное, кН | 274 |
Мощность двигателя, кВт | 150 |
Заглубление отвала, мм | 542 |
Подъем отвала, мм | 1203 |
На видео Либхер PR 734:
PR 736
Это новая серия, которая была представлена недавно и отличается улучшенной электроникой, дизайном и более комфортной кабиной. Оператор имеет два джойстика для управления движением и отвалом, а также удобный дисплей для отслеживания состояния бульдозера. В кабине есть кондиционер.
Характеристики | Показатели |
Вес, кг | 20300 – 24500 |
Типоразмеры отвала, ДхВ, мм | 3363х1400/3995х1150 |
Емкость отвала, м3 | 3,80-5,86 |
Тяговое усилие максимальное, кН | 274 |
Мощность двигателя, кВт | 150 |
Заглубление отвала, мм | 542 |
Подъем отвала, мм | 1203 |
PR 746
Еще один представитель новой серии, которые отличается повышенной производительностью и уровнем комфорта для оператора.
Характеристики | Показатели |
Вес, кг | 28300 – 30800 |
Типоразмеры отвала, ДхВ, мм | 3700х1500/3995х1450/4500х1350 |
Емкость отвала, м3 | |
Тяговое усилие максимальное, кН | 274 |
Мощность двигателя, кВт | 150 |
Заглубление отвала, мм | 542 |
Подъем отвала, мм | 1203 |
PR 754-756
По характеристикам модели одинаковые. Модель PR 756, как и описанные выше, является более поздней модификацией, из-за чего проще управляется, более экономична и предоставляет больший комфорт оператору.
Характеристики | Показатели |
Вес, кг | 35000-40815 |
Типоразмеры отвала, ДхВ, мм | 4200×1650/4325×1650/5030×1300 |
Емкость отвала, м3 | 8,9-11,7 |
Тяговое усилие максимальное, кН | 495 |
Мощность двигателя, кВт | 250 |
Заглубление отвала, мм | 525 |
Подъем отвала, мм | 1145 |
Видео обзор Liebherr PR 754:
PR 764
Технические характеристики бульдозера Либхер PR 764:
Характеристики | Показатели |
Вес, кг | 44200 — 52700 |
13,6-17 | |
Тяговое усилие максимальное, кН | 600 |
Мощность двигателя, кВт | 310 |
Заглубление отвала, мм | 525 |
Подъем отвала, мм | 1200 |
На видео бульдозер Liebherr PR 764 в работе:
Гусеничные бульдозеры LIEBHERR с гидростатическим приводом
к.т.н. К.Ю.Анистратов, В.Д.Ковригин
Компания Liebherr является одной из ведущих мировых фирм в области производства широкого спектра строительной, землеройной и погрузочной техники для строительной индустрии, нефтедобывающей, газодобывающей и горнорудной промышленности. Значительное место среди выпускаемой компанией землеройной техники занимают гусеничные бульдозеры. По насыщенности структуры типоразмерного ряда гусеничных бульдозеров Liebherr входит в число ведущих мировых производителей этого вида оборудования наряду с такими компаниями, как Caterpillar, Komatsu, Dressta.
Liebherr производит более 1000 бульдозеров в год, которые поставляются более чем в 100 стран мира, из них около 50% закупается странами Западной Европы. При этом доля бульдозеров Liebherr в классах до 35 т составляет 40–50 % мирового рынка.
Типоразмерный ряд гусеничных бульдозеров Liebherr включает 6 базовых моделей в диапазоне мощности 77–295 кВт (105–400 л.с.) и эксплутационной массой 11.8–45.0 т (табл. 1).
Гусеничные бульдозеры имеют традиционную классическую компоновку с передним расположением моторной установки и задним расположением кабины оператора.
Основной отличительной особенностью гусеничных бульдозеров Liebherr является применение на всех типоразмерах гидростатического привода на основе гидроагрегатов собственного производства. В этом направлении компания Liebherr является единственной среди мировых производителей бульдозерной техники, успешно реализовавшей этот проект.
Привод бульдозеров Liebherr состоит из двух независимых замкнутых гидравлических контуров (рис. 1).
Дизельный двигатель приводит в действие два отдельных, одинаковых и независимых реверсивных гидронасоса, которые связаны рукавами высокого давления непосредственно с реверсивными гидромоторами. Эти гидромоторы вместе с двухступенчатыми планетарными редукторами и ведущими звездочками встроены в раму ходовой тележки.
Система управления Litronic контролирует, координирует и регулирует работу всех узлов. Она обеспечивает постоянный баланс между тяговым усилием и скоростью движения, предохраняя двигатель от перегрузки. Скорость обеих гусениц регулируется независимо друг от друга за счет изменения работы гидронасосов. С помощью меньшего числа элементов привода и их компактного исполнения бульдозеры Liebherr способны максимально преобразовывать мощность двигателя в эффективную работу.
Применение гидростатического привода во всем диапазоне выпускаемых бульдозеров позволило компании существенно упростить построение силовой передачи, достичь модульного принципа компоновки, отказаться от столь традиционных трансмиссионных узлов, как гидротрансформатор, коробка передач, главная передача, механизмы поворота и тормоза.
Гидростатический привод с электронной системой управления Litronic позволяет в автоматическом режиме регулировать тяговые (напорные) усилия и рабочие скорости бульдозеров (практически без вмешательства оператора) в зависимости от внешних нагрузок, возникающих на рабочих органах бульдозера. Электронный ограничитель нагрузки позволяет автоматически снижать скорость передвижения бульдозера для достижения полной реализации усилия на рабочих органах при максимальной силе тяги. Благодаря гидростатическому приводу тяговое усилие бульдозера не зависит от числа оборотов двигателя.
Помимо этого, гидростатический привод позволяет осуществлять плавный бесступенчатый поворот машины без разрыва потока мощности, подводимого к обеим гусеницам. Это позволяет осуществлять рабочий процесс по разработке и перемещению грунтов и пород на криволинейных участках рабочих площадок и прокладываемых трасс. В то же время такой тип трансмиссии обеспечивает разворот бульдозера на месте за счет обеспечения возможности вращения гусениц в противоположные стороны, что существенно повышает маневренность бульдозера при работе в стесненных условиях и на малогабаритных площадках.
Сосредоточение управления движением бульдозера только в одном рычаге (джойстике, рис. 2) при отсутствии тормозных педалей, рычагов включения фрикционов, рычага переключения передач значительно снижает уровень утомляемости оператора, позволяя ему уделять больше внимания непосредственно рабочему процессу, что повышает точность и безопасность выполнения работ. Второй джойстик предназначен для управления отвалом и рыхлителем бульдозера.
Применение гидростатического привода позволило существенно сократить количество операций технического обслуживания и тем самым снизить трудоемкость их выполнения. Кабина с помощью гидравлического домкрата может откидываться назад, предоставляя свободный доступ ко всем узлам и агрегатам трансмиссии во время осмотра и технического обслуживания бульдозера.
На всех моделях бульдозеров, кроме самого тяжелого PR 751, Liebherr устанавливает двигатели собственного производства в 4-х и 6-ти цилиндровом исполнении двух размерностей: с диаметром цилиндра 122 и 135 мм и ходом поршня 142 и 150 мм. На бульдозере PR 751М устанавливается 6-ти цилиндровый двигатель фирмы Cummins размерностью 159(159 мм. Применение двигателей с одинаковыми параметрами цилиндро-поршневой группы создает реальные преимущества потребителям при проведении операций технического обслуживания и ремонта. Применение для двигателей одних и тех же запасных частей позволяет снизить их номенклатуру, обеспечить полную взаимозаменяемость и унифицировать технологические операции технического обслуживания и ремонта.
Ходовые системы бульдозеров всех моделей имеют одинаковое компоновочное построение с овальным (эллипсовидным) гусеничным обводом с передним расположением натяжных и задним расположением ведущих колес (звездочек), имеющих сегментную конструкцию венцов, полужесткую систему подвески и жесткое крепление опорных и поддерживающих катков. В зависимости от типоразмера машины отличия касаются размеров колеи, длины опорной поверхности гусениц, количества катков, ширины гусеницы и др.
На бульдозерах применены гусеницы с маслонаполненными пальцами (смазка на весь срок эксплуатации) и с разъемным замыкающим звеном, что значительно облегчает процесс замены гусеницы (или отдельных ее частей) путем исключения операции по рассоединению гусеницы (в случае применения замыкающего пальца, когда требовалось применение специального пресса по выдавливанию этого пальца или его выколачиванию). Опорные и поддерживающие катки заправлены смазкой на весь срок их эксплуатации. Шарниры качания рам ходовых тележек вынесены в отдельный узел, тем самым обеспечена разгрузка конечных передач от изгибающих усилий (рис. 3).
Гидросистемы управления оборудованием так же выполнены по единой типовой схеме и различаются выходными параметрами, обеспечивающими выполнение их функциональных действий.
Основные параметры базовых моделей гусеничных бульдозеров Liebherr приведены в табл. 1.
Рассматривая типоразмерный ряд базовых моделей бульдозеров Liebherr, можно отметить, что в целом он характеризуется определенным уровнем пропорциональности между ростом мощности двигателя и увеличением эксплутационной массы (от класса к классу). Средний коэффициент пропорциональности находится в пределах 1.27–1.3, что вполне согласуется с современными тенденциями развития типоразмерных рядов бульдозеров ведущих фирм-производителей, для которых этот коэффициент колеблется в диапазоне 1.3–1.4. Имеющаяся некоторая диспропорция между первой и второй базовыми моделями объясняется стремлением компании Liebherr выйти на современный уровень энергонасыщенности бульдозеров, находящийся в пределах 6.5–7.5 кВт на тонну эксплутационной массы бульдозера.
На основе базовых моделей бульдозеров компания Liebherr выпускает ряд модификаций, которые отличаются от базовых моделей более развитыми ходовыми системами за счет увеличения размеров колеи и длины опорной поверхности гусениц. Оснащение таких модификаций гусеницами с увеличенной шириной башмаков (траков) позволяет выполнять земляные работы на грунтах с пониженной несущей способностью (рис. 4). Основные технические характеристики таких модификаций приведены в табл. 2.
Компания Liebherr выпускает широкую гамму бульдозерных отвалов, которыми могут оснащаться базовые машины. Перечень бульдозерных отвалов, рекомендуемых для установки на базовые модели, приведен в табл. 3.
Для всех типов отвалов точки их крепления на базовой машине одинаковы. Эта стандартизация точек крепления дает возможность оснащения базовых тракторов 11 типами бульдозерных отвалов различного назначения. Правильный подбор бульдозерного отвала является одним из главных условий достижения максимальной производительностьи выбранной модели бульдозера.
Прямые отвалы имеют геометрическую емкость 2.14–6.37 м3 при ширине от 3000 до 4500 мм и высоте от 700 до 1450 мм. При этом максимальное заглубление отвала составляет от 350 до 605 мм, а высота его подъема – от 900 до 1180 мм.
Полусферические отвалы выпускаются с геометрической емкостью от 4.95 до 9.7 м3, шириной 3400–4200 мм, высотой 130–1650 мм, с максимальным заглублением 485–614 мм и высотой подъема отвала над опорной поверхностью 1120–1400 мм.
Сферическими отвалами оснащаются только наиболее мощные модели PR 752, PR 751M и PR 742B.
Поворотными отвалами оснащаются бульдозеры последних трех классов мощностью от 132 до 295 кВт. Геометрическая емкость этих отвалов колеблется от 3.8 до 6.3 м3, ширина – от 4215 до 5030 мм и высота – от 1100 до 1300 мм.
Первые три класса бульдозеров мощностью 77–132 кВт могут оснащаться универсальными отвалами, имеющими 6 степеней свободы (подъем, опускание, поворот вправо-влево под углом к продольной оси машины, перекос отвала справа и слева) и гидравлическое управление всеми операциями. Этот тип бульдозерных отвалов имеет как наружное расположение толкающих брусьев, так и внутреннее – между рамой базового трактора и внутренним обрезом гусениц. Эти отвалы имеют геометрическую емкость 2.42–4.13 м3 и ширину от 2950 до 3600 мм.
На бульдозерах могут устанавливаться трехстоечные и одностоечные рыхлители, кроме бульдозеров первых двух классов мощностью 77–97 кВт, а также на модели с увеличенной колеей (в индекс модели включена буква «М»). Кроме того, одностоечные рыхлители устанавливаются только на бульдозерах среднего и высокого класса мощностью от 132 до 295 кВт (табл. 3).
Для расширения сферы использования бульдозеры малых и средних классов мощностью 77–172 кВт могут оснащаться однобарабанными лебедками заднего расположения с максимальными тяговыми усилиями от 227 до 520 кН (22.7–52 т).
Все модели оснащаются комфортабельными кабинами со встроенными системами безопасности оператора, при опрокидывании (система ROPS) и при падении на кабину тяжелых предметов (система FOBS). Кабины имеют большую площадь остекления, обеспечивающую отличную обзорность фронта работ и видимость органов навесного оборудования. Кабины, устанавливаемые на амортизаторах, полностью отвечают современным международным требованиям (стандарты ISO) по условиям труда оператора, эргономике процесса управления, уровням вибрации и шума, оптимальному размещению контрольно-измерительных приборов. Подрессоренное сиденье оператора регулируется по массе и росту оператора (рис. 5). Уровень шума в кабине при выполнении рабочих операций не превышает 82 дБА.
Все модели бульдозеров Liebherr выпускаются в стандартном климатическом исполнении (от–25°С до +40°С) и климатическом исполнении –40°С. Климатический пакет для условий –40°С предусматривает установку на бульдозерах дополнительной системы подогрева двигателя WEBASTO, системы подогрева топлива, дополнительных кожухов и уплотнений на агрегаты двигателя, холодоустойчивой электропроводки, дополнительного нагревателя и остекления кабины. По специальному заказу могут быть изготовлены бульдозеры тяжелых классов в арктическом варианте для работы при температуре окружающей среды –50°С (рис. 6).
Гидростатический привод с электронной системой управления Litronic бульдозеров Liebherr предопределяет ряд преимуществ по сравнению с бульдозерами других производителей, имеющих традиционные схемы трансмиссий:
• высокую маневренность на рабочих площадках со стесненными условиями, в том числе и на косогорах с углом уклона до 45°;
• более низкий расход ГСМ (на 20–25%) при высоких тяговых характеристиках;
• более низкие эксплуатационные затраты на закупку запасных частей и техническое обслуживание на весь период эксплуатации, ввиду отсутствия целого ряда узлов и механизмов, присущих традиционным трансмиссиям;
• высокую комфортность оператора ввиду простой системы управления.
Таким образом, удачное сочетание в конструкциях бульдозеров Liebherr традиционных технических решений с применением уникальной гидростатической трансмиссии позволяют констатировать, что бульдозеры Liebherr отвечают современному мировому техническому уровню и представляют несомненный интерес для потребителей такого вида землеройной техники.
«АКР-ТЕХНО», начиная с 2002 г., реализует программу производства в России бульдозеров с гидростатическим приводом мощностью 230–240 л.с. под торговой маркой AKR-LIEBHERR.
Журнал «Горная Промышленность» №1 2003, стр.
Бульдозер Liebherr PR 734 (технические характеристики)
Компания производит гусеничные бульдозеры уже более тридцати лет. За это время машины усовершенствовались и получили новые качества и возможности. Бульдозер Liebherr PR 734 относится к четвертому поколению и отличается высокой производительностью, надежностью, экономичностью и комфортом. Детали и элементы, входящие в состав машины, производятся непосредственно на заводе, проходят тщательный контроль и только после этого устанавливаются. Таким образом, техника способна работать в тяжелых условиях, при этом обладая высоким моторесурсом агрегатов.
Гусеничный бульдозер Liebherr PR 734
Работы, выполняемые бульдозером:
- послойное перемещение грунтового массива;
- планировка территории;
- рыхление пород в горной промышленности;
- подготовка основания для работы другой строительной техники;
- подготовка площадок под строительство;
- дорожные работы.
Особенности и преимущества
Все технические показатели техники отвечают заявленным благодаря новым технологиям, конструкторским решениям и опыту производителя. Компания отслеживает отзывы на бульдозер Liebherr PR 734 4 поколения, поэтому модификации техники создаются с учетом пожеланий потребителей.
Трактор Либхер 734
Производитель гордится такими преимуществами, как высокая производительность, экономичность и комфорт. Кроме того, следует отметить, что бульдозер также обладает высокой маневренностью, универсальностью и широкопрофильностью. К особенностям машины относятся:
- оптимально подобранные агрегаты и элементы, что гарантирует запас мощности при выполнении работ;
- новая форма отвала, которая скручивает в рулон рабочий материал, тем самым повышая производительность бульдозерных работ;
- низкий центр тяжести обусловлен особым расположением основных агрегатов, при этом машина может работать на поверхности с большим углом наклона;
- повышенная изоляция кабины от шума.
И это далеко не все особенности техники.
Технические характеристики и габариты
Технические характеристики бульдозера либхер 734 намного выше, чем у машин этого класса. Они приведены в таблице.
Параметр | Значение |
---|---|
Эксплуатационная масса | 20,388 т |
Глубина копания | 0,52 м |
Объем бака для горючего | 375 л |
Дорожный просвет | 0,475 м |
Объем отвала | 5,56 м3 |
Высота отвала | 1,150 м |
Ширина отвала | 3,240 м |
Габариты машины:
Параметр | Значение |
---|---|
Длина | 4,335 м |
Ширина | 2,381 м |
Высота | 3,300 м |
Двигатель
Производится на этом же заводе и имеет маркировку D 936-L A6. Основной характеристикой мотора является его объем. Для данной модели он равен 10,5 л. Агрегат оснащен системой подачи топлива PLD, четырехклапанными цилиндрами и турбонаддувом. Последний обеспечивает понижение температуры воздуха, который подается под давлением. С помощью этих элементов создается резерв мощности при любом типе работы. Силовая установка рассчитана на работу в особо тяжелых условиях, поэтому обладает повышенной надежностью, экономичностью и большим моторесурсом. Мощность двигателя составляет 204 лошадиный силы. Качество выхлопа соответствует международным стандартам 2004/26/EG Stufe IIIa (EU) и EPA/CARB Tier 3 (US).
Параметр | Значение |
---|---|
Модель двигателя | LIEBHERR D 936-L A6 |
Мощность | 204 л. с. (150 кВт) |
Число цилиндров | 6 |
Частота вращения | 1800 об/мин |
Рабочий объем | 10,5 л |
Максимальная скорость движения | 11 км/ч |
Тип охлаждения | жидкостное |
Liebherr PR 734. Боковой вид
Рабочая поверхность с уклоном 45 градусов не является препятствием для работы машины. В таких условиях двигатель работает в стандартном режиме, т.к. оснащен принудительной смазкой элементов и картером с большой глубиной.
Для устранения неисправностей и уверенной работы машины предусмотрена возможность компьютерной диагностики двигателя. Также система Litronic отслеживает показатели мотора, предотвращает его перегруз, поддерживает оптимальное соотношение скорости и тягового усилия. Установленный вентилятор подает воздух для охлаждения двигателя, при этом количество оборотов в нем не имеет значения. Для улучшения самоочистительных характеристик радиатора, ламели устанавливаются на большем расстоянии, чем обычно. Для подачи воздуха предусмотрены заборники, расположенные в пылезащищенных местах. Если количество пыли при работе слишком большое, то есть возможность реверсного включения вентилятора.
Топливо используется дизельное, расход его незначителен, т.к. двигатель работает на постоянных оборотах. Т.е. при достижении максимального их числа, расход будет минимальным. На пониженных оборотах происходит полное сгорание топлива в камере.
Устройство
Хорошо зарекомендовавшие себя в качестве рамы квадратные трубы нашли свое применение в данной машине. Они менее подвергнуты воздействию изгибающих и крутильных усилий и отличаются высокой прочностью. Элементы Liebherr PR 734, к которым предъявляются повышенные требования, выполняются литыми.
Передняя часть машины выполнена жесткой и массивной, а ходовая тележка имеет увеличенную длину. Благодаря этим особенностям, работа отвала отличается высокой точностью и стабильностью.
Комплектующие собственного производства: силовая установка, раздаточные коробки, гидравлические цилиндры, бортовые редукторы. Они проходят тщательное тестирование, прежде чем устанавливаться в технику.
Кабина оператора
Кабина оператора Liebherr PR 734
Кабина славится своей уникальностью и рациональностью. Отличительной особенностью этого элемента являются мягкая подвеска, благодаря которой снижается уровень вибрации, большое внутреннее пространство, где можно разместить все необходимые личные вещи, а также инструменты, круговой обзор, причем стекла затонированы для снижения яркости солнечного света, попадающего в кабину. Кроме того, предусмотрены очистители стекла, обладающие высокой эффективностью, и мощные осветительные приборы, позволяющие выполнять работы даже ночью.
Вход в кабину оператора Liebherr 734
Системы безопасности FOPS и ROPS гарантируют защиту оператора в случае падения предметов на кабину или при ее опрокидывании. Концентрации на рабочем процессе способствует пониженный уровень шума. Он достигнут за счет установки материалов с повышенными изоляционными свойствами. Также благоприятно сказывается на состоянии оператора эргономичное рабочее место. Здесь удобно расположены рычаги управления, кресло может регулироваться по всем параметрам, оно снабжено ремнями безопасности и собственными амортизаторами. Для поддержания комфортной температуры в салоне предусмотрены системы кондиционирования. В кабине имеется объемный ящик для вещей и существует возможность подключения автомобильного холодильника.
Гидравлическая система
Расход энергии на гидросистему незначителен, что достигнуто за счет постоянного контроля над рабочей нагрузкой. Также положительно отслеживание сказывается на экономичности бульдозера Liebherr PR 734.
Ходовая часть
Бульдозер Либхер 734
Скорость машины может достигать 11 км/ч. Постоянную регулировку скорости и крутящего момента выполняет система Litronic. Она также рационализирует тягу при определенной нагрузке на рабочий орган. Благодаря гусеничному ходу, Liebherr PR 734 может осуществлять разворот на месте, является маневренной машиной и обладает высокой проходимостью. Качество основания не играет никакой роли. Бортовые редукторы устанавливаются усиленные, что положительно сказывается на их износостойкости. Они оснащены защитной системой из уплотнительных соединений, герметичность которых проверяется автоматически. Бортовые редукторы также отвечают за включение стояночного тормоза при остановке бульдозера.
Система управления
Чтобы контроль за показателями техники осуществлялся непрерывно, предусмотрена приборная панель, расположенная перед оператором. Здесь находятся как аналоговые индикаторы, так и приборы системы безопасности. Кроме того, здесь же есть жидкокристаллический экран, который предназначен для вывода диагностических параметров любых систем машины.
Основные органы управления – джойстики. Один отвечает за направление движения техники, второй – за управление рабочим органом.
Трансмиссия
На бульдозер либхер 734 устанавливается бесступенчатая трансмиссия с гидростатическим типом действия. Гусеницы приводятся в движение независимо друг от друга. Отличительной чертой данной трансмиссии является отсутствие таких элементов, как гидравлический трансформатор, КПП, дифференциалы и фрикционные муфты поворота. Таким образом достигается одинаково продуктивная работа при любом положении техники. Рациональность работы мотора, гидравлических насосов и моторов уменьшает потребление горючего даже при тяжелом режиме работы. Кроме того, положительный эффект распространяется на проходимость техники – она не пробуксовывает. При выполнении любых работ машина выдает неизменно высокий КПД.
Криволинейная поверхность не останавливает технику, переключение передач не осуществляется, что позволяет передавать постоянный крутящий момент на «ходовку». При выполнении рыхления, скорость PR 734 незначительна, как и температурная нагрузка трансмиссии. При езде вниз по большому склону, трансмиссия замкнута (самоторможение). Это обеспечивает возможность оператору тщательно контролировать скорость спуска.
Удобство эксплуатации и обслуживания
Для обеспечения доступа к основным функциональным узлам и агрегатам, в том числе двигателю, необходимо опрокинуть кабину. Наклон осуществляется назад на 40 градусов с помощью предусмотренного домкрата.
Техобслуживание производится опционально. Рама толкателя оснащена необслуживаемыми шарнирами.
Навесное оборудование
Передний отвал Liebherr PR 734
Основным рабочим органом бульзодера либхер 734 является отвал. Они характеризуются высокой производительностью. Для осуществления контроля наполнения органа выполнены скосы на верхних боковых частях. Конструкция рабочего органа отличается высокой прочностью и износостойкостью. Для смены рабочих органов предусмотрен гидравлический адаптер, который позволяет менять их в течение нескольких минут, причем посторонняя помощь машинисту не понадобится.
Задний рыхлитель Liebherr PR 734
Также есть возможность установки различных рыхлителей.
Модификации
Модификации Liebherr PR 734 имеют собственное обозначение – L, XL, LGP. От стандартной модели они отличаются габаритами ходовой тележки и гусеничных движителей. Предназначение их – для работы на рыхлом, скальном, болотистом грунте.
Бульдозер Liebherr PR 734 Litronic – Основные средства
Ему под силу любая задача
PR 734 Litronic – первая, младшая модель линейки бульдозеров Liebherr. Хотя при массе в 23 т и мощности 150 кВт эпитет «младшая» не очень подходит этой машине. И это неудивительно – современный модельный ряд бульдозеров разработан в расчете на горную отрасль, то есть для масштабных и тяжелых работ, зачастую в суровых климатических условиях. Бульдозеры построены с большим запасом прочности, который не помешает и в строительстве, и для работы с сыпучими грузами.
Горная отрасль предъявляет самые жесткие требования к технике. Техника должна быть эффективна и надежна в широком диапазоне температур окружающей среды, при высоком уровне запыленности и загрязнений. Порою при обслуживании машины грязь приходится буквально срезать. Конструкторы Liebherr педантично подошли ко всем характеристикам машины, разработав надежную, долговечную конструкцию и компоненты и обеспечив топливную эффективность, высокий коэффициент технической готовности, низкие затраты на обслуживание. Таким образом была разработана концепция, позволяющая сократить эксплуатационные издержки и увеличить прибыльность владельца машины.
Широкий набор модификаций, которые могут различаться конструкцией отвалов и рыхлителей, длиной и шириной ходовой тележки, вариантами подвески опорных катков, а также другими опциями, позволяет сформировать оптимальную конфигурацию машины для конкретной области применения, будь то рыхление грунтов, перемещение больших объемов материала или точные планировочные работы.
«У нас в эксплуатации 11 единиц техники Liebherr, в том числе два бульдозера PR 734XL Litronic с усиленной ходовой тележкой, – рассказывает Василий Сердюк, генеральный директор ООО «БТС» из Самары. – Мы давно и плотно работаем с техникой Liebherr: у нас есть мобильный кран, колесные и гусеничные экскаваторы. Мы высоко ценим качество техники Liebherr. Поэтому, когда встал вопрос о бульдозерах, мы не стали искать на стороне и взяли PR 734XL Litronic с увеличенной ходовой тележкой. Бульдозеры участвуют в разработке карьера: ведут вскрышные работы, штабелируют грунты, в основном чернозем, глину, песок, участвуют в строительстве технологических дорог, а в дальнейшем будут использованы для рекультивации земель. Работа разнообразная, на чистом, свежем воздухе, абразивность грунтов средняя. За каждым бульдозером закреплен опытный, обученный оператор. Таким образом, условия работы довольно щадящие, и мы рассчитываем на самый длительный срок эксплуатации при низких эксплуатационных расходах».
Компания Liebherr стала первой, внедрившей на тяжелую технику гидростатическую трансмиссию, которая позволяет бесступенчато регулировать тягу и скорость отдельно на каждой гусенице за счет двух отдельных закрытых контуров, что позволяет плавно изменять тяговое усилие и скорость хода машины, вплоть до разворота на месте противоходом гусениц. В сочетании с двигателем собственной разработки и производства гидростатическая трансмиссия обеспечивает бульдозерам Liebherr наибольшие тяговые усилия при минимальном потреблении топлива. Синхронизирует работу гидростатической трансмиссии и двигателя электронно-гидравлическая система Litronic.
Гидростатическая трансмиссия обеспечивает легкое и интуитивное управление, а значит, оператор будет меньше уставать в течение долгой смены, что повысит точность работ и снизит вероятность появления ошибок. Все режимы движения машины, включая поворот на месте, бесступенчато и точно управляются одним джойстиком. Вторым джойстиком оператор управляет отвалом. Благодаря отсутствию у гидростатической трансмиссии режима свободного хода и ее самоторможению оператор всегда может остановить бульдозер на склоне простым смещением джойстика хода назад или нажатием инч-педали; при падении скорости до нуля автоматически включается стояночный тормоз. Оператор может контролировать все текущие параметры машины и вводить настройки с помощью сенсорного дисплея.
«Мы занимаемся перевалкой сыпучих грузов в порту Врангель и используем для этого 7 единиц техники Liebherr – погрузчики и бульдозеры, в том числе один PR 734XL Litronic, причем этот бульдозер самый «молодой», отработал менее 1000 моточасов, – рассказывает Сергей Востриков, генеральный директор ООО «Восточно-Уральский Терминал». – На бульдозеры возложена задача формировать штабеля каменного угля. Как вы знаете, последние несколько лет экспорт угля через наш порт стремительно растет.
Из-за низкой абразивности угля износ ходовой части незначительный. Специфика угольной перевалки заключается в необходимости регулярно менять воздушные фильтры. Перед покупкой мы рассматривали многих кандидатов, собирали отзывы. Бульдозеры Liebherr привлекли нас высоким качеством исполнения. Плюс гидростатическая трансмиссия. В наших условиях она отлично работает, и управление машиной намного легче, чем с гидродинамической и тем более с механической трансмиссией. С тех пор мы остаемся приверженцами марки Liebherr. По мере роста объемов перевалки увеличиваем парк техники. Бульдозер PR 734XL Litronic мы купили не так давно для работы со сравнительно небольшими штабелями, для зачистных работ. Его основные отличия от стандартной машины – в специальном исполнении для работ с углем, увеличенном до 10,42 м3 отвале и пятистоечном рыхлителе.
В бульдозерах Liebherr многое сделано для улучшения условий труда оператора, снижения утомляемости, повышения производительности труда и безопасности. В каркас кабины интегрирована силовая структура ROPS/ FOPS, которая защитит оператора в случае переворачивания машины или падения на крышу обломка скалы. Большая площадь остекления обеспечивает круговой обзор. Стандартное сиденье на пневмоподвеске предлагает широкий спектр настроек. Уровень шума и вибраций в кабинах бульдозеров один из самых низких на рынке. Система вентиляции, отопитель и кондиционер создают в кабине благоприятную атмосферу с избыточным давлением, препятствующим проникновению внутрь пыли.
«Работаем посменно по 6–12 часов в сутки, – поясняет Сергей Востриков. – Работа тяжелая из-за высокой плотности угольной пыли и для людей, и для техники. За каждым бульдозером закреплено по 10 операторов в возрасте от 28 до 35 лет. Хотя машины переходят буквально из рук в руки, работают отлично, без каких-либо поломок и отказов. Стоит отметить, что наши операторы – люди взрослые, положительные, к технике относятся с уважением, тем более, когда она обеспечивает им комфорт в течение всей смены: кабина герметична, климатическая система создает в ней избыточное давление и здоровый микроклимат».
Для бульдозеров Liebherr характерны низкие затраты на техобслуживание, большие сервисные интервалы, удобство и доступность точек для плановых ежедневных проверок, быстрая замена компонентов. Кроме того, развитая сервисная сеть Liebherr гарантирует быстрые поставки запчастей, оперативное реагирование сервисных специалистов и эффективное обслуживание машин в любом регионе.
Укрепление позиций Liebherr на российском рынке обеспечивается также за счет внедрения программы по восстановлению компонентов Liebherr-Reman, центром которой является производственное предприятие ООО «Либхерр-Нижний Новгород» в г. Дзержинске Нижегородской области. Эта программа предлагает экономически выгодное восстановление компонентов в заводских условиях до уровня оригинала. Доступны разные варианты восстановления: обменные компоненты, капитальный или текущий ремонт.